В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник святому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны. И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения? Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично. Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

http://pravoslavie.ru/98488.html

Россия за тысячу лет дала столько святых, как ни одно государство в мире! Основание всему этому заложила самодержавная правительница – богомудрая великая княгиня Ольга. Ее внуки, дети князя Владимира, Борис и Глеб – первые любимые русские святые. Св. великий князь Александр Невский, св. князь Даниил Московский, св. князь Димитрий Донской, прп. Евфросиния Полоцкая, благоверный князь Михаил Тверской – потомки великой княгини Ольги. Наше Ольгинское общество создано в 2005 году. Несколько женщин-педагогов были награждены Русской Православной Церковью орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги за труды по сохранению православных традиций в образовании. Нашли в телефонном справочнике храм-крестильню во имя святой княгини Ольги в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, настоятель – протоиерей Константин Татаринцев, теперь он духовник Ольгинского общества. Отец Константин на первой встрече сказал: «Я буду рад, если вы полюбите это место, и будете иметь о нем доброе попечение. Но, прежде всего, храм должен жить, должны быть Богослужения». Мы стали служить молебны св. великой княгине Ольге и создали Общество ее имени. Главные направления деятельности Общества во имя св. княгини Ольги: 1. Обеспечить жизнь храма как центра, объединяющего всех желающих участвовать в работе. 2. Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной княгини Ольги, опыта и трудов ее потомков, просветительская работа Ольгинского общества в форме Ольгинских чтений, лекций и конференций, участие в различных форумах, издание сборников. 3. Образование и воспитание в семье, школе и Церкви. 4. Очередные и перспективные задачи Церкви и государства. 5. Сотрудничество с общественными организациями: Международной общественной организации «Союз православных женщин», Объединением «Алтарь Отечества», Ассоциацией учителей православной культуры, АНО «Семья России» и др. 6. Совершать поездки по святым местам России и мира. На X Ольгинских чтениях 23 июля 2017 года было принято решение обратиться к руководству Русской Православной Церкви с предложением организовать широкое общенародное церковно-государственное празднование. Отправили письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Легойде Владимиру Романовичу, встречались с руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Димитрием Рощиным.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Князь Андрей и княгиня Мария происходили из рода Рюриковичей, в котором было много святых, от равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба и до святых князей Даниила Московского и Иоанна Калиты. Предками князей Серпуховских были великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и княгиня Мария Ясыня — женщина святой жизни. Внуками Марии Ясыни были святой Александр Невский, прадед Андрея, и первый удельный князь Галицко-Дмитровский Константин, прадед Ивана Федоровича. На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии князю Андрею Серпуховскому. На соединенных землях расцвела обитель Живоначальной Троицы, основанная преподобным Сергием. Мария Ивановна дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской. Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. В 1353 году у нее родился сын Владимир. Период жизни до Куликовской битвы (1353-1380) Князь Андрей Иванович умер 6 июня 1353 года в возрасте 25 лет от поразившей всю Европу чумы. На сороковой день по его кончине, 15 июля, княгиня Мария родила сына. В то время Прологи и богослужебные книги уже упоминали о праздновании памяти Крестителя Руси Владимира. Во имя своего благочестивого предка и был крещен князь Владимир Андреевич Храбрый В ведении княгини Марии была третья часть Москвы, ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Княгиня молилась за близких и воспитывала сына, который стал глубоко верующим, честным и благородным человеком, соратником своего двоюродного брата, великого князя Димитрия Донского. В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями был фактически единственным. Однако этот пример сильно повлиял на других князей и помог им сплотиться на Куликовом поле. По благословению духовника, наставляемый своей матерью, князь Владимир Андреевич Храбрый отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия, что послужило становлению русского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

Особо выделяю 4 главные позиции, характеризующие княгиню, как женщину: 1. «... девам российским образ целомудреннаго жития...»; 2. «... матерем наставнице законного супружества и добраго чад воспитания...»; 3. «... вдовицам правило спасения...» (вдовственную чистоту сохранила); 4. бабушкам - пример воспитания внуков (Владимир, Олег, Ярополк). Великая княгиня Ольга, ставшая равной апостолам, горячо молилась Богу о народе своем, о потомках, о нас с вами: «...Якоже и от мене древле учуженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род и в роды, и вовеки. Аминь». Княгиня Ольга положила начало женской святости на Руси, а также церковно-государственным отношениям, начала создавать условия для спасения людей, указала путь в Царствие Божие, то есть смысл человеческой жизни. Зарождалась и воплощалась идея симфонии властей - государства и Церкви, которая к нам пришла из Византии, где приняла святое Крещение княгиня Ольга. Величие духовного подвига и святость жизни семьи рождает добрый плод - святость потомков. Добрый плод святой княгини Ольги - внук, святой великий князь Владимир, Креститель Руси. Его младшие сыновья - святые князья Борис и Глеб, правнуки святой княгини. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней, народ воздвигал храмы и монастыри. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. Ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это - заслуга православных монастырей, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства Российского. Россия за тысячу лет дала миру столько святых, как ни одно государство в мире! Сильный пример всем нам! Основание всему этому заложила самодержавная правительница - богомудрая великая княгиня Ольга. Вот малый перечень имен святых ее потомков: великий князь Александр Невский, Даниил Московский, великий князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евфросиния Московская, Евфросиния Полоцкая (Беларусь, прапраправнучка св. кн. Ольги), Феврония Муромская, великий князь Михаил Тверской и Анна Кашинская, мчч. Государыня императрица Александра Феодоровна и вел. кн. Елисавета Феодоровна, новомученицы и исповедницы российские ХХ века, и ещё многие, и многие великие люди России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Мы знаем, что жизнь князя преобразилась: до того он был человеком жестоким и, по нашим сегодняшним меркам, безнравственным, хотя представления о нравственности тогда были совсем другие. Но после того, как Господь просветил его духовные очи светом Христовой веры, великий князь Владимир изменил образ своей жизни, изменил подход к людям. Он боялся даже выносить смертные приговоры, чтобы не совершить греха. И это в те времена, когда жизнь человека недорого стоила, когда приговорить кого-то к смерти мог любой князь по любой причине. Святой князь Владимир являет нам пример человека, который обратился ко Христу и посвятил Ему всю свою жизнь. Вот почему мы его прославляем как равноапостольного: подвиг, который он совершил, сродни подвигу апостолов, ходивших по языческим землям и просвещавших разные народы светом Христовой веры. В дни Великого поста, приближаясь к празднику Святой Пасхи, мы с особым чувством размышляем о судьбах нашего Отечества. И сегодня, в день Похвалы Пресвятой Богородице, мы должны задуматься о том, что если бы не святой князь Владимир, то не было бы, наверное, этого удивительного чувства благодарности нашего русского народа Пресвятой Богородице, Которая стала для нас Заступницей, Покровительницей и Защитницей. Князь Владимир принес нашему народу не только Христа − он принес нам и Пресвятую Деву Владычицу Богородицу. И неслучайно уже на самом раннем этапе распространения христианства на Руси наш народ особым образом возлюбил Матерь Божию. Нет другого такого народа, нет другой такой страны, где было бы столько чудотворных образов Царицы Небесной: Казанская, Владимирская, Смоленская, «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость» и многие, многие другие. Почти каждый день церковного календаря посвящен памяти Пресвятой Богородицы, явлению или чудотворению от той или иной Ее иконы. Это особая благодать, которая излилась на наш русский народ от Самой Пресвятой Девы. Сама Богородица покрыла наш народ Своим честным омофором. Неслучайно и праздник Покрова особо почитается в нашем народе, тогда как  многим другим народам он либо вовсе неизвестен, либо празднуется скромно − не так, как у нас.

http://mospat.ru/ru/news/50541/

«Мы переживаем, что места, где крестилась Русь, сегодня находятся в трудном положении. Но и радуемся сегодня вместе с вами, потому что, по слову апостола Павла, вы поминаете наставников ваших. Таким наставником является великий князь Владимир, который своим примером принес Руси христианство, — подчеркнул владыка. — Русская Церковь утвердила веру христианскую в душах людей, распространила эту веру и на востоке, и на севере. И мы, Иерусалимская Церковь , благодарны ей за миссионерскую работу, потому что апостолы с повеления Иисуса Христа вышли из Иерусалима проповедовать всему миру. Конечно, тогда они не могли дойти до конца земли, но Русская Церковь продолжила их проповедь и сегодня в Северной Америке, в Японии и среди народов далекой Азии утвердила православную веру». Митрополит Тимофей высказал искреннюю признательность за помощь и поддержку Иерусалимской Церкви со стороны Московского Патриархата и русских православных верующих. Иерарх Грузинского Патриархата епископ Никорцминдский Вахтанг выразил уверенность в том, что «в наше неспокойное время празднования, подобные нынешним, важны, так как являют миру наше единство». Владыка Вахтанг, некоторое время назад окормлявший прихожан московского Георгиевского храма в Грузинах, поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за шесть лет служения в Москве под омофором Его Святейшества. Глава делегации Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , выступая на торжественном мероприятии, отметил: «Святой равноапостольный князь Владимир собрал сегодня всю полноту Церкви Православной. Это на самом деле продолжение его апостольского служения. Он продолжил дело равноапостольного Константина Великого. Это дело вместе с трудами славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и других сохранило сегодня ту древнюю пентархию, которая была утеряна в XI столетии… Русская Церковь на пятом месте в Диптихах Церкви Православной — это дело равноапостольного Владимира и многих других великих учителей Церкви Божией».

http://patriarchia.ru/db/text/4177761.ht...

- Можно ли на примере Равноапостольного Князя Владимира говорить о роли личности в истории? Как ход истории можно изменить? - Как Апостолы изменили весь ход мировой истории, так и Равноапостольный Князь Владимир предопределил нашу историческую судьбу. Пытаясь ее изменить, наш народ положил столько сил и пролил столько крови, увы, отчасти совершенно напрасной, - если не считать полученного жесточайшего урока. Урок этот состоит в том, что наша историческая обусловленность предопределена выбором Князя Владимира и актом Крещения в водах Днепра всей Руси, со всеми ее государственными и иными социальными институтами того времени. - Какую перспективу жизни Святой Князь определяет для нас сегодня? - Перспективу безусловного возвращения на тот исторический путь, который был освещен и освящен для нас нашими предками в момент добровольного принятия веры Христовой. - Что же было главной причиной избрания Равноапостольным Князем Владимиром именно Православия? Только лишь красота Богослужения, или условия женитьбы, или политическая ситуация? Опять же путь «из варяг в греки» - не куда-то еще... - Знакомство Князя Владимира с христианством через свою Бабку - Святую Княгиню Ольгу, через дружинников, которые наследственно исповедовали Христа со времен первых Киевских Князей Аскольда и Дира, через вполне возможное личное знакомство с будущим первым на Руси Мучеником за веру варягом Феодором и его сыном отроком Иоанном (их дом был возле Великокняжеского Дворца. - ред. ) - сделали выбор Православия актом не только политической целесообразности или эстетических предпочтений, но и актом сугубо духовным, в первую очередь личностным, и, конечно, глубоко продуманным в связи с вышеупомянутыми аспектами выбора. - Что для Вас главное в личности Святого Князя Владимира? Ведь он ваш Небесный Покровитель? Как часто вы обращаетесь к нему и в каких ситуациях? - Святой Князь Владимир принадлежит всей Руси. В этой связи его трудно воспринимать как личного Святого Покровителя, небесного «патрона». Масштабность его личности не может не потрясать и сегодня. И спустя тысячелетие чувствуется какая-то «огненность» его фигуры, само приближение к которой без должного благоговения вызывает чувство тревоги, даже опасности. Может быть, и современники Князя чувствовали тоже самое в сыне яростного Святослава, сумевшего в своей жизни непостижимо сочетать воинский нрав отца и священный трепет перед Святыней христианской веры, доставшийся в наследие от Бабки - Святой Ольги.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/12/...

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом. С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Святоотеческий период В городах Арианская ересь (IV в.) Македонская ересь (конец IV в.) Несторианство (V в.) Монофизитская ересь Три великих святителя В пустынях (египетских) Орлы и аисты Поющее сердце Поток В пустынях (российских) Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Святой равноапостольный князь Владимир Великий Новые думы Русский народ (историческая справка) Первые мученики на Руси Преподобномученик Евстратий Князь Михаил и боярин Феодор Святой Роман, князь рязанский Полонина Святой Антоний Киево-Печерокий Вера Пядь святой земли В языческих дебрях Святой Леонтий Ростовский Святой стефан Пермский Север Преподобный Авраамий Затворник Святая тень (из предания) В дебрях лесных Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сильвестр Обнорский Преподобный Герасим Болдинский Преподобный Нил Столбенский (7 декабря) Преподобный Савватий (27 сентября) На “маковке” Итоги 4. Патриарший период Правда или смерть Преподобный Максим Грек (21 января) Святой Филипп, митрополит Московский Священномученик Гермоген, патриарх Московский Приметы времени Юродивые Блаженный Прокопий Устюжский Блаженные Николай и Федор Новгородские Блаженный Никола Псковский Блаженный Василий Московский Буи Травмы патриаршего периода Патриарх Никон Пролог Казнь стрельцов Доктор ф. Гааз На рубеже решающих столетий (XIX-XX вв.) Пролог 5. Эсхатологический период Мысли о православии Обновленчество в начале хх века О, нет! Мальчик ваня Племянничек Архиепископ Симон Краса подвига Героям веры Русская голгофа Падение звезд Дорога Пролог Сон Природа и человек Запечатленные (Откр. 7, 4) Легенда о рыбаке Церковь последних дней “Порфироносная” (Откр. 17 гл.) Церковь гонимая Твоя воля Это будет скоро!.. Литургия К одной цели! Веселуха Подруга В горах Михаил Великий По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого     “Слава Тебе, показавшему нам свет!” Таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеймона (Агрикова) , отошедшего ко Господу 16 ноября 2000 г. Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троице-Сергиевой Лавре “У Троицы окрыленные”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010