Слава и ныне, крестобогородичен, глас 4 На кресте Тя яко узре пригвождена Господи, Агница и Мати Твоя дивляшеся. И что видение, глаголаше, Сыне возжеленне; сия Ти неверный собор воздает беззаконный, многих Твоих чудес насладивыйся: но слава неизреченному схождению Твоему Владыко. («Агница и Матерь Твоя, увидев Тебя, Господи, висящим на кресте, ужаснулась и говорила: «Что это за зрелище, возлюбленнейший Сын Мой? Это ли воздаёт Тебе неблагодарный народ, насладившийся многими Твоими чудесами? Но слава несказанному снисхождению Твоему, Владыка».] Пятница 1-й седмицы В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива», или «кутии», т. е. отваренной пшеницы (или риса) с мёдом, в память великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам на первой седмице поста. Вмч. Феодор Тирон (что значит воин-новобранец) служил в г. Амасия Понтийской области (северо-восток Малой Азии) при императоре Максимиане. Когда его принуждали принести жертву идолам, он во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Сначала его осудили на голодную смерть, затем на сожжение. Св. Феодор смело взошёл на костёр и с молитвой предал свою душу Богу (ок. 306). В 362 году византийский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы, чтобы надругаться над христианами и их постом. Но св. вмч. Феодор Тирон, явившись в видении архиепископу Константинопольскому Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Стихиры на Господи воззвах Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим, всякое неправедное списание от себе ближняго отымем, не полагаюше претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас. [«Придите, верующие, будем во свете совершать дела богоугодные; будем вести себя благоприлично, как днём; отбросим от себя всякую несправедливую запись на ближнего, не подавая повода к соблазну; оставим плотские наслаждения; умножим благодатные дары души, будем давать нуждающимся хлеб и с покаянием придём ко Христу, взывая; Боже наш, помилуй нас».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святые мученики Феодор, мать его Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий пострадали в царствование императора Антонина Пия (138–161) в Пергии Памфилийской. Когда для военной службы набирали красивых и здоровых юношей, то вместе с другими к военачальнику Феодоту был приведен и юноша Феодор. Военачальник стал принуждать юношу принести жертву идолам. Мученик не подчинился ни уговорам, ни угрозам, и военачальник приказал положить его на раскаленную сковороду и поливать расплавленной смолой. Тотчас совершилось чудо: началось землетрясение, из трещины в земле хлынул поток воды и погасил огонь. Оставшийся невредимым мученик Феодор воздал хвалу Богу и предложил военачальнику попытаться с помощию идолов повторить такое чудо. Военачальник предложил языческому жрецу Диоскору лечь на раскаленную сковороду, призвав на помощь Зевса. Но святой Диоскор ответил, что он уверовал во Христа и готов бросить идола Зевса в огонь. Тогда военачальник приказал ему взойти на сковороду. Мученик Диоскор припал к ногам святого Феодора и просил помолиться о нем. Затем он взошел на сковороду, громко взывая ко Господу: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричислил меня к числу рабов Твоих. Приими с миром мою душу»,– и скончался, избавившись от тяжелых мук. Святого Феодора продолжали мучить. Его привязали к диким лошадям, которых стали гнать. Но у городской стены лошади упали и разбились, а мученик Феодор остался невредимым. Два воина, Сократ и Дионисий, увидели, как к святому Феодору сошла с небес огненная колесница, на которую был поднят влачимый мученик. Воины с изумлением воскликнули «Велик Бог христианский!» За это их тут же схватили и на другой день вместе с мучеником Феодором бросили в раскаленную печь. Но Небесная роса охладила печь, и святые остались живы. Наутро военачальник приказал воинам пойти посмотреть кости сгоревших мучеников. Воины вернулись и с удивлением рассказали, что три юноши невредимы, а к мученику Феодору пришла его мать, Филиппия, которая теперь укрепляет мучеников в их подвиге. Военачальник предложил святой Филиппии спасти сына, уговорив его принести жертву идолам. Но святая Филиппия ответила, что еще до рождения сына ей было открыто, что ее сын будет распят за Христа. Услышав это, военачальник приказал распять святого Феодора на кресте, а остальным мученикам отсечь головы. В течение 3-х дней святой мученик Феодор висел на кресте, вознося молитвы Богу, до своего преставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великомученик Феодор Тирон жил во времена гонителей Максимиана и Максимина, в начале IV века. Был воином-новобранцем (тироном) в полку, расположенном в г. Амасии, Понтийской области, в Малой Азии. Когда узнал полковой начальник, что Феодор верует во Христа, то приказал ему отречься от веры и принести жертву идолам. Но Феодор отказался. Военачальник оставил его на время в покое, думая, что он образумится. Но св. Феодор даже сжег одно идольское капище. Тогда подвергли его разным мукам и затем осудили на сожжение на костре. Св. мученик без страха сам вошел на костер и с молитвой предал душу. Это было в 306 г. Глава св. Феодора находится в Гаэте, правая нога – на Афоне, в Ксенофском монастыре, частицы мощей – в Киеве, в Софийском соборе. Через 50 лет после своей мученической кончины, св. великомученик Феодор совершил в Константинополе чудо, которое воспоминается в субботу на первой неделе Великого поста. Царствовавший тогда император Юлиан был отступником и гонителем христиан. Он задумал осквернить христиан на 1-й неделе Великого поста, приказав каждый день тайно окроплять кровью идольских жертв все съестное на рынках. Тогда св. мученик явился с неба константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках ничего съестного, а питались коливом, т. е. вареной пшеницей с медом. Так и сделано было христианами, и Юлиан был посрамлен. Обретение мощей мученика Мины (память 10 декабря). Он был знатным и высокообразованным афинянином. Пострадал за Христа при императоре Максимине, в 313 году. Мощи его обретены при императоре Василии, в IX столетии, по указанию самого мученика в сновидении одному благочестивому человеку. Святая Мариамна была сестрой и сотрудницей в деле евангельской проповеди св. ап. Филиппа. По смерти брата проповедовала в Ликаонии, там и скончалась. Преподобный Косьма Яхромский сначала жил у одного боярина, который, будучи болен, ездил с ним по разным св. местам, чтобы получить исцеление. Когда остановились они на реке Яхроме, в 40 верстах от г. Владимира, то Косьма увидел на дереве икону Успения Божией Матери и вместе услышал голос, повелевавший ему поступить в монахи и устроить тут монастырь. В это время от иконы больной боярин получил исцеление. Косьма постригся в Киево-Печерском монастыре и потом основал обитель на указанном ему месте. Скончался он в 1492 г. Мощи его под спудом в Успенском храме обители. Тут же и чудотворная икона, коей празднуется 14 октября. 18-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Фельдман Д. Феогност, богач, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Феогност, митр. Московский и Всея Руси Феогност, собирательный образ Феодор I Иванович, ц., вел. кн. Феодор Алексеевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Феодор Стратилат, св. Феодор Тирон, мч. Феодор, архим. Ивирского мон. Феодор, иг. Симонова мон. Феодор, патр. Иерусалимский Феодор, свт. Едесский, св. Феодора Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Феодосий Печерский , прп., св. Феодосий, архиеп. Новгородский Феодосий, архим. Богоявленского мон. Феодосий, иг. Спасского мон. Феодосий, иеродк., участник «дела» об отравлении патр. Никона Феодосий, иером., эконом В.Н.-И. мон., затем стрл. Астраханского Троицкого мон. Феодосий, каз., затем архим. Тихвинского мон. Феодосий, стар., доверенное лицо киевского митр. Сильвестра Коссова Феодосий, столпник, персонаж из жития свт. Феодора Едесского Феодосия Алексеевна, црн., дочь ц. Алексея Михайловича Феоктист, иг. Феофан, архим. афонского Кастамонитова мон. Феофан, патр. Иерусалимский Феофил, греческий ц. Феофилакт, архиеп. Болгарский Ферапонт, архим. Чудова мон. Ферапонт, прп. Ферапонт, ч. дк. вологодского Софийского дома Ферезей, библ. Фест, римский правитель, библ. Фетиев Гаврил Мартынович, п. ч. Филагрий, стар., крылошанин В.Н.-И. мон. Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов, бр.), архиеп. Ростовский, патр. Московский Филарет, митр. Смоленский Филарий, префект Филипп I, митр. Московский и Всея Руси Филипп II (в миру бр. Фёдор Степанович Колычев), митр. Московский и Всея Руси Филиппов Тертий Философов Василий, стр. Филофей Коккин, патр. Константинопольский Филофей Синайский Филофей, архим. Иверского мон. Филофей, митр. Трапезундский Филофей, стар. псковского Елеазаровского мон. Филофей, стар., посланный патр. Никоном к ц. Алексею Михайловичу с Воскресенского подворья Финеес, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, библ. Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор Фист, библ. Флавиан (Стрекалов) (в миру Туленин, с. б.), стар. В.Н.-И. мон. Флаер (Flier Michael S)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

И затем псалом 50. Канон, глас 8, песнь 1 Творение преподобного Иоанна Дамаскина, имеет акростих: Воспеваю тебя, Божиим дарам соименный. Ирмос: По воде пройдя: Как Божия ревнителя тебя Феодор, зная,/и связанный неизбывною любовью к тебе,/я и душу с телом,/и слова похвал тебе посвящаю. Предписывалось указом богомерзким/жертву идолам, а не Живому Богу приносить:/но ты приведен был, страстотерпец,/не с мыслью совершить подобное,/но чтобы быть Богу принесенным. Слава: Любовью Божественною пригвожденный,/в воинстве Сына Единородного Бога Всевышнего/ты, Феодор мученик, послужил/и в отношении наград не обманулся. Богородичен: Полки Ангелов и смертных/Тебя, брака не познавшая Матерь, восхваляют непрестанно:/ибо Ты Создателя их, как Младенца/во объятиях Своих носила. Песнь 3 Ирмос: Ты утверждение: Пение приношу из уст моих/и мольбу из страдальческой души:/сжалься над нею страстотерпец Феодор! Плоть покорил ты, славный мученик,/ как самодержцу уму,/и обоими служишь Создателю. Слава: Стал ты на судилище тирана,/богословствуя о Христе Царе:/ибо жертвы ложным богам/отказался приносить, Феодор. Богородичен: Тебя все мы, христиане,/ как прибежище и стену имеем всегда;/Тебя славословим не умолкая,/брака не познавшая. Песнь 4 Ирмос: Услышал я, Господи: Таинств Божественных разумом вкусив,/исповедал ты, мученик Феодор,/избавление непостыдное/ через Божие рождение. Страстным божество считали/служащие страстям,/которых ты изобличил, страдалец Феодор,/Духом просвещаемый. Слава: Умоляем стать избавителем/тебя, блаженный Феодор, воспевающим/от различных несчастий и страстей, /принеся о нас свое прошение. Богородичен: Невозделанная Нива, Богородица,/произрастившая Колос животворный,/подающий миру жизнь,/спасай Тебя воспевающих. Песнь 5 Ирмос: С рассвета: «Любите возлюбившего нас Господа», – возглашал ты, страдалец Феодор,/страждущим с тобою мученикам. Как пылающий сердца ревностью/богиню лжеименную с ее капищем/ты, страстотерпец, предал огню. Слава: Силою непобедимою, Феодор страстотерпец,/варваров дерзость/и мои страсти истреби.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона — завершение первой седмицы Великого поста. В течение Поста Церковь обращается в первую очередь к святым мученикам, потому что они ответили на любовь Христову в полноте. Как Господь принес Себя в жертву нашего ради спасения, так и они жизнь свою отдали за Него, за веру Христову. Смысл Поста заключается в том, чтобы мы стали способными принести свою жизнь Господу. Речь не обязательно идет о подвиге мученичества. Если мы узнаем тайну Креста Христова, то мы сможем принять из рук Божиих смерть как высший дар. Святой великомученик Феодор Тирон прославился во времена гонений на Церковь римским императором Юлианом Отступником, который получил это именование за то, что отрекся от веры Христовой. Не просто отрекся, но стал ненавистником Христа и делал все, чтобы уничтожить Церковь. По его повелению в первую седмицу Великого поста всю пищу, продаваемую на рынках, окропили идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон явился епископу Евдоксию и предупредил его о нечестивом замысле Юлиана Отступника осквернить христианский пост. И хотя «идол в мире ничто», епископ благословил не покупать пищу на рынках. Верующему народу раздали освященное коливо (пшеницу с медом) в знак того, что пища, которую мы вкушаем постом, как бы ни была она скудна, — сладка. Она сладка прежде всего потому, что имеет Божие благословение. А где благословение Божие, там самая скудная пища дает крепость человеку. Помните, как преподобная Мария Египетская питалась малой частью хлеба в течение долгого времени. Наш пост сладок. Сладок прежде всего тем, что мы питаемся Самим Господом, вкушаем от всех Его заповедей, как мы непрестанно напоминаем об этом и во всех стихирах поем. Мы страшимся осквернить наш Пост каким-нибудь грехом — завистью, злобой, ненавистью, нечистотой. И Господь дает нам узнать, что есть жизнь вечная. Мы обретаем радость и мужество с благодарностью принять от Господа любые скорби и даже смерть.

http://moral.ru/верность-православию/

В восточнохрист. иконографии св. мучеников и воинов образ И. В. занимает особое место, поскольку, несмотря на к-польское происхождение почитания святого, мощи к-рого, согласно Житию, находились в столичном храме ап. Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизант. мира, включая календарные циклы ( Евсеева. Афонская книга. С. 319). В искусстве Руси XI-XVI вв. они встречаются крайне редко и в основном имеют патрональный характер, хотя память И. В. присутствует в месяцесловах мн. рус. Евангелий и Апостолов XII-XV вв. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 395). За немногими исключениями, иконография И. В. представлена рус. памятниками XVII-XIX вв., чье обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства др. св. заступников, почитание к-рых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху (см.: Бусева-Давыдова И. Л. «Святые молитвенники»: к вопросу о происхождении и развитии иконографического типа//Источники по истории реставрации и изучения памятников рус. худож. культуры. XX в.: (Мат-лы науч. конф. 6-10 авг. 2003). М., 2005. С. 75-93), почитание И. В. в Русской Церкви не имеет параллелей в религ. жизни др. правосл. стран, где изображения И. В. и тем более посвященные ему престолы не встречаются даже в Новое время. Показательно отсутствие сведений об И. В. в монографии К. Уолтера о почитании и об образах св. воинов в Византии ( Walter Chr. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003; см. также: Kaster G. Johannes der Krieger//LCI. Bd. 7. Sp. 147 - приведены только рус. произведения XVII-XVIII вв.). Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Мч. Иоанн Воин, вмч. Феодор Тирон. 2-я сторонняя икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Подобно др. воинам-мученикам, И. В. изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к к-рому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где И.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Петра и Павла в Кожевниках). Близкими по типу являются также такие новгородские памятники, как ц. Двенадцати апостолов на Пропастех (1455), несохранившиеся храмы св. Лазаря в Лазаревом мон-ре (1461, см. ниже) и особенно свт. Николая в Гостинопольском мон-ре (между 1471 и 1475), к-рые, по предположению Вл. В. Седова, могли быть выстроены одной артелью, работавшей при архиерейском доме. Церковь св. Симеона является последним датированным произведением архитектуры независимого Новгородского гос-ва. Она фактически завершила эволюцию самостоятельной новгородской архитектурной школы. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Возможно, после разорения церкви шведами (в 1654?) были переложены свод, купола, алтарная конха, центральные и четверные своды храма, в сев.-зап. углу фрески обгорели. При последующих перестройках появилась крупная луковичная глава, на месте деревянной паперти - обширный 2-этажный объем каменного притвора и ризницы с запада (XIX в., до 1860) без декора. В процессе реставрации в 1964-1967 гг. (архит. Штендер) были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. Оставлено 8-скатное покрытие XVII в. В 70-х гг. XX в. завершены работы в основном объеме: устроено междуэтажное перекрытие на металлических связях, настлан кирпичный пол и осуществлено приспособление храма для музейного показа. Памятник сохраняет роспись, которая датируется по ктиторскому изображению свт. Ионы периодом между 1467 и 1472 гг. Она была раскрыта в 1923 г. (экспедиция Главмузея под рук. Юкина), 1944-1948 гг. (Д. Е. Брягин, Е. А. Домбровская) и 1971-1976 гг. Живопись XV в. сосуществует с фрагментами XVII, XVIII и XIX вв., поэтому до полного раскрытия древних фресок ряд исследователей указывали на их «ремесленный» характер. Роспись рассчитана на восприятие с близкого расстояния, миниатюрна и близка к иконной.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятница 1-й седмицы Великого Поста. Слово после молебна великомученику Феодору Тирону и благословения колива 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , великомученик Феодор Тирон , Пятница 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день — это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/пятница-1-й-седмицы-вели...

  Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306) О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником - с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов - в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага. Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню - святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту. Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире - ничто. " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого " (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня. Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего - главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению " человека беззакония " в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: " Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: " Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю " . И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание " . Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: " Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: " От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12, 37)?

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_13...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010