— Уважаемый, скажи — зачем ты обливаешь наш товар своей водой? Но вместо водовоза ответил один из стражников: — Таков приказ градоначальника. Все продукты на рынке и в торговых лавках теперь будут окропляться каждый день. — Зачем? — удивился отец. — Какой в этом смысл? — Ты задаешь слишком много вопросов, торговец, — стражник нахмурил брови. — Смотри, как бы не пришлось тебе самому ответить за твое любопытство. Разве тебе мало того, что так распорядился сам градоначальник? — Нет, мой господин, — отец смиренно опустил глаза. — Я все понял. Вот мой товар, пусть водовоз делает свое дело. — То-то же… — стражник лениво зевнул. — Думаешь, нам самим нравится в такую рань возиться тут с твоими яблоками? Но приказ есть приказ. Его нужно выполнять, а не спрашивать — «что» и «зачем». — Да, мой господин, — склонил голову отец. — Приказ нужно выполнять. Весь его вид изображал полную покорность. Но когда стражники и водовоз двинулись дальше, отец тут же преобразился. Движения его стали быстрыми и точными, а взгляд острым. Он подозвал к себе мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал: — Ты помнишь, где живет наш епископ Евдоксий, сынок? — Да, папа, помню. Он живет на улице, которая ведет к морю. — Скорее беги туда, разбуди его и расскажи все, что сейчас видел здесь, на рынке. — Хорошо, папа. А что это было? — Я не знаю. Но чувствую, что происходит что-то плохое. Епископ — мудрый человек, пусть он решит, как со всем этим быть. — Да, папа. Я сделаю так, как ты сказал. Мальчик развернулся и со всех ног побежал прочь. Явление святого воина Дом, где жил епископ Евдоксий, стоял на улице, ведущей к морскому порту Константинополя. Днем здесь непрерывной чередой шли караваны могучих верблюдов, увешанных тюками с поклажей. Огромные быки тянули повозки на деревянных колесах. Повозки доверху были загружены заморским товаром, который прибыл в город на кораблях. Шум, гам, стук колес по булыжной мостовой, мычание быков и рев верблюдов — вот как звучала эта улица днем. Но сейчас, ранним утром, здесь было совсем тихо. Когда мальчик прибежал к дому епископа Евдоксия и тихонько постучал в дверь, ему открыл сам хозяин — пожилой, но статный высокий человек с седой бородой и добрыми глазами.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Никто не знал замысла: посему многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Юлиан) кровию идоложертвенною. Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь; а для Юлиана, или паче сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество велие. Тот же отступник, по исполнении замысла, не преминул бы разгласить вслух всего света, что последователи Иисуса Назарянина (так называл он Господа) во время самого поста их употребляли в пищу идоложертвенное. Но Тот, Кто, яко зеницу ока, хранит души простые и смиренные и всегда запинает премудрых в коварстве их, не дал и теперь совершиться умыслу вражию. Среди нощи, но не во сне, является внезапно тогдашнему епископу Константинопольскому некий светозарный воин и говорит, чтобы он, не медля собрав духовное стадо свое, дал ему знать об угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего на торжище. «Чем же препитается в сии дни столько людей, – вопросил святитель, – ибо у многих нет ничего в дому?» – «Коливом или вареною пшеницею, – ответствовал явившийся, – которую ты, нашед у некоторых, должен раздать всем». – «Кто же ты,» – вопросил патриарх, вся ведущий и пекущийся таким образом о братии своей? – «Христов мученик Феодор Тирон», ответствовал явившийся. То есть, это был тот святой подвижник Христов, который, будучи воином за много лет до сего, в царствование злочестивого Максимиана, претерпел за имя Христово множество ужасных мук и тем заслужил себе в церкви Христовой имя великомученика. Святитель не медля исполнил повеленное свыше; и христиане константинопольские сохранились от осквернения; а злочестивый Юлиан, видя, что замысел его разрушен, велел предоставить прежнюю свободу торжищам. (Из соч. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, т. III, 1873 г., стр. 51 – 53). VII. Святые угодники Божии иногда посылались Богом на землю для устранения споров церковных и водворения мира и единодушия. Праздник во имя трех вселенских учителей учрежден по особенному, весьма применительному обстоятельству.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Я — мученик Христов Феодор. По Божию повелению я послан вам на помощь. Сказав это, святой стал невидим — так епископ закончил свой рассказ об удивительном происшествии. Подвиг Феодора — Вот это да! Сам Бог нам помогает, — воскликнул мальчик. — Да, и Бог, и его святые — все наши защитники и помощники,— подтвердил епископ.— В бочке водовоза, которую ты видел, вода смешана с кровью от жертв языческим божествам. Наш царь Юлиан, видимо, помутился рассудком. Он родился и вырос в христианской семье. Но потом решил, что христианство — неправильная вера. И стал поклоняться идолам — языческим богам. А нас, христиан, всячески притесняет. Вот и теперь он придумал эту хитрую уловку с кроплением продуктов. Ведь если христиане будут есть эту пищу, получится, что и они тоже невольно поучаствовали в служении языческим богам. — Что же теперь делать? — встревожился мальчик. — Не бойся, я уже послал своих помощников во все христианские общины города. Сегодня за утренним богослужением христиане узнают о том, что задумал нечестивый царь Юлиан. Ему не удалось осквернить нас. Никто из христиан не станет покупать продукты на рынке, пока не прекратится это безобразие. — Но кто же такой этот мученик Феодор? Епископ задумался. Потом сказал: — Судя по тому, что он назвал Евхаиты, это — Феодор Тирон. Я слышал о нем от своего отца. Полвека назад, при императоре-язычнике Максимиане христианская вера была объявлена вне закона. Тем из христиан, кто отказывался принести жертву языческим идолам, грозила мучительная смерть. Но находились смельчаки, которые бесстрашно исповедали свою веру перед гонителями. Одним из них был воин, недавно принятый в римский легион, стоявший в то время в Амасии, неподалеку от которой и Евхаиты. Звали его Феодор, а прозвище Тирон означает «новобранец, новый воин». Он отказался принести жертву языческим богам и открыто объявил себя христианином. За это его долго мучили, а потом, не добившись от него ничего, мученика сожгли на костре. Думаю, это он — Феодор Тирон — предупредил нас о грозящей опасности.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

— Какой он отважный человек, — восхищенно сказал мальчик. — Да, мученики — отважные люди, потому что они полагались на Бога. А тот, кто с Богом, — непобедим. Однако и нам с тобой пора приниматься за дело. — Какое дело? — Как готовить коливо, пока знаю только я. И нам нужно успеть приготовить его, чтобы христиане могли позавтракать. А после мы расскажем всем, как можно готовить коливо самим. — Вот это да! Давайте готовить коливо. Но это же, наверное, очень непростое дело — готовить незнакомое блюдо? Справимся ли мы? — Не бойся, — улыбнулся епископ. Ничего сложного в приготовлении колива нет. Его можешь приготовить даже ты, без помощи взрослых. Сейчас я тебе расскажу рецепт: Подготовь 500 грамм пшеницы, одну ложку соли и шесть столовых ложек меда. Зерна пшеницы промой и положи в холодную воду примерно на два часа (засекай время!). Потом пшеницу вари на медленном огне до мягкости и не забудь посолить во время варки. Обязательно следи, чтобы зерна сильно не разварились, иначе кушанье получится липким. Теперь сваренную пшеницу необходимо остудить. Поставь ее на несколько минут в холодное место. Настала очередь меда! Добавь его по вкусу, но следи за тем, чтобы получилась не слишком жидкая смесь. Теперь коливо готово! Можно украсить его изюмом и орешками. Все это происходило в славном городе Константинополе более чем 1600 лет назад. Нечестивый император Юлиан отрекся от Христа (отчего и получил прозвище — Отступник) и стал преследовать христиан. Тогда шла первая неделя Великого поста. Зная, что в эти дни христиане соблюдают строгий пост и каются в своих согрешениях, он повелел всю неделю осквернять все съестные припасы на рынках. Такова была хитрая задумка императора — испортить христианам весь Великий пост. Но Бог разрушил коварный замысел, послав епископу Евдоксию святого Феодора Тирона с рецептом колива. На этой простой пище христиане и прожили те дни, ничего не покупая на городских рынках. С тех пор у нас в Церкви каждый год в первую неделю Великого поста после богослужения раздают верующим коливо — в память о том, как Небесный Царь защитил свой народ от нечестивого царя земного.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Несколько лет был омрачен ересью Феодотиона один муж, прежде проводивший благочестивую жизнь. Однажды во время самого глубокого сна его, вдруг является ангел и ударами напоминает о том, что он неправо изменил первоначальной вере. Пробужденный таким чудным явлением, а больше всего болью ударов, старец послал за собором епископов и, рассказав им сонное видение, смиренно просил принять его в число православных христиан, истинных сынов церкви. Когда преподобный Онуфрий Великий (живший в IV в.), возлюбив пустынническую жизнь, оставил монастырь в Фиваиде и отправился в пустыню, при входе в нее ему показался луч света, и Онуфрий испугался, так что хотел было бежать снова в монастырь. Но луч света приблизился к нему, и послышался голос: «Не бойся, потому что я ангел твой, с самого дня рождения твоего я поставлен от Бога хранить тебя, постоянно хожу с тобою, а ныне, по повелению Господа, веду тебя в эту пустыню. Будь совершен и смирен сердцем пред Господом, служи Ему с радостью, и я не отступлю от тебя». б) Ангелы являлись св. мученикам при страданиях их и укрепляли их в этом подвиге. Ангелы, явившись святому мученику Акакию, омыли раны его теплою водою и уврачевали их. Когда святой мученик заключен был в темницу и обложен железными узами, ангелы снова явились ему и разрешили его от уз. Святым мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился ангел, разрешил их от уз, сделал их здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: «Во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан от Христа Господа хранить вас». Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились ангелы. Караулившие сперва услышали громкое пение, а потом через окно увидели множество с Феодором юношей, которые были одеты в белую одежду и вместе с ним пели; сам правитель пришел к темнице и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один. в) Ангелы принимают особенное участие в спасении души человека.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О том, что вполне прилично для христиан « воздавать почтение царям и владыкам, как великим и избранным людям » пишет апологет Минуций Феликс Первые христиане верили, что божественное предназначение царской власти творить мир и справедливость на земле в полной мере может быть исполнено только с обращением царя в христианство. Святитель Мелитон Сардийский так писал об этом: « Я полагаю, что царство тогда только может управляться мирно, когда царь знает Бога истины, и боится неправедно поступить с своими подданными, и когда он во всем поступает справедливо, как человек, понимающий, что предстоит отдать отчет пред Богом; когда и подданные боятся пред Богом поступать неправедно в отношении к своему царю, и также боятся поступать неправедно друг с другом. Чрез это познание Бога и чрез этот страх пред Ним, может быть удалено из царства всякое зло. Ибо когда царь не делает несправедливости с подданными, а подданные не поступают неправедно в отношении к царю и друг к другу, тогда очевидное дело, вся страна наслаждается миром. И там совершается много добра, потому что между ними всеми славится имя Божие. И какое добро предпочтительнее того, если царь освобождает подвластный ему народ от заблуждения и этим добрым делом благоугождает Богу? Ибо из заблуждения проистекают всякие бедствия » . Даже перед лицом имперских палачей христианские мученики не хулили царскую власть, а говорили о несовместимости её с идолопоклонством. Так, святой мученик Феодор Тирон (†ок. 306г.), согласно святителю Григорию Нисскому (331/5г. - следующим образом отвечал своему мучителю: « Я и о царях сих, беззаконный закон которых постоянно читаете нам, сожалею, потому, что имея достаточно великое между людьми достоинство, - власть царскую, присвоили себе еще и звание первосвященника; они надевают эту плачевную и темную порфиру, подражая первосвященникам злых демонов, и унижают светлое достоинство мрачною одеждою; а бывает и то, что приближаясь к скверному жертвеннику, вместо царей становятся поварами, закалая птиц и исследуя внутренности несчастных животных и как бы какие мясники марая одежду нечистотами крови »

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Триодная память мученика Феодора Тирона Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь “архи­ерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема” 1 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, “сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом” 2 . Благодаря этому верующий народ был избавлен “невредимо от врага и преступника коварства” 3 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. “Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем” 4 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему. Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает ‘молодой воин’ 5 , то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

http://pravmir.ru/triodnaya-pamyat-muche...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как святой мученик Феодор Тирон христианам помог. История колива 9 мин., 19.03.2021 Рабочий день на городском рынке Константинополя, новой столицы Римской империи, начинается рано. Еще не взошло солнце, еще спят крепким сном жители. А торговцы уже приходят на рыночную площадь, торопятся занять места в торговых рядах. Ведь прежде чем появятся первые покупатели, предстоит сделать еще множество дел. Развязать тюки с товаром. Разложить его по прилавкам так, чтобы людям хотелось сделать покупку. Накормить и напоить животных — осликов, мулов, верблюдов, — которые помогли привезти продукцию на рынок. Отвести их под навес, где они будут ждать целый день, пока хозяин работает. Заплатить городским чиновникам налог за право торговать на рынке. В общем, много чего нужно сделать. Поэтому так рано встают торговцы и спешат всё успеть, чтобы встретить покупателей радостной улыбкой и призывом: — Ай, дорогой, не проходи мимо! Лучше, чем у меня, товар нигде не найдешь, точно тебе говорю! Странный случай на рынке В предрассветных сумерках раскладывал на прилавке свой товар торговец фруктами. Ему помогал сын — кудрявый мальчик лет десяти. — Папа, а вот эти яблоки куда лучше положить? — Эти — розовые. Положи их рядом с ярко-красными, чтобы лучше было видно оттенок цвета. — Чтобы видно было, что это разные сорта яблок? — Да, молодец. А дыни разложи возле арбузов, чтобы они не загораживали мелкие фрукты. — Хорошо, папа, сейчас сделаю. Вдруг в торговых рядах появились всадники. Это была городская стража. Неспешно ехали они от прилавка к прилавку. За ними старенький мул вез огромную бочку, в каких обычно водовозы развозят по улицам питьевую воду в жаркие дни. Но что же делает водовоз на рынке в такую рань, да еще в сопровождении вооруженных стражников? А делал он очень странные вещи. Когда бочка останавливалась возле очередного прилавка, водовоз кряхтя залезал на бочку, черпал воду ковшом на длинной ручке и разбрызгивал ее так, чтобы она окропила все товары, лежавшие на прилавках поблизости. Потом мул вез бочку дальше, и все повторялось снова. Дошел черед и до фруктового ряда. Водовоз стал брызгать водой на спелые ягоды инжира, темно-красные вишни, лиловые сливы. Мальчик испуганно спрятался за прилавком. А отец спросил у водовоза:

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Суббота первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона Стихи: Тирон пищей колива питает город, Пищу оскверненную признав негодной. Святой великомученик Феодор Тирон В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Когда Юлиан Отступник наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого , и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию , хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон . И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище?» — «Дав им коливо, — ответил святой, — восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.

http://pravoslavie.ru/1614.html

Император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал окроплять все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью 16 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует память св. мученика Феодора Тирона (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Святой великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010