Великомученик Феодор Тирон Аудио Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:50 мин. Размер 5 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству. Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу. Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову. Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии. Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он – Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан. Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство. Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя. Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках». Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.

http://pravoslavie.ru/51932.html

Прихожанка. Что же делать, чтобы избежать осквернения от идоложертвенной пищи? Пресвитер. Не следует ходить по таким местам, где можно встретить идоложертвенную пищу. Прихожанка. А почему именно святой Феодор Тирон, а не кто-нибудь другой был послан с этой миссией тогда? Пресвитер. Сначала объясните мне, почему в 1825 году при явлении пребывавшему в затворе преп. Серафиму Саровскому Пречистой Девы, Ее сопровождали святители Петр Александрийский и Климент Римский ? Прихожанка. Не знаю. Пресвитер. Подсказываю, что случилось это 25 ноября, т.е. в день их памяти 387 . Прихожанка. Понятно. Значит, и святой мученик Феодор явился предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением в день своей памяти?! Пресвитер. Верно, ибо первое воскресение Великого Поста в тот 362 год пришлось на день памяти его мученической кончины. А, кроме того, святой мученик Феодор Тирон (Новобранец), пострадал именно из-за отказа вкусить идоложертвенную пищу. Прихожанка. Следовательно, случись это в иной день, с этим повелением мог бы явиться и кто-нибудь другой? Пресвитер. Вполне возможно. Прихожанка. А после этого случая больше никто никогда не подсовывал оскверненную пищу христианам? Пресвитер. Сегодня, когда границы практически стерты, любой православный христианин может легко наткнуться на идоложертвенную пищу и этого даже не заметит. Прихожанка. Остается надеяться на чудо? Пресвитер. В этом нет надобности. Святой апостол рекомендует в подобных ситуациях поступать так: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1Кор. 10, 25–27 ). Прихожанка. Ничего не понимаю. Ведь вы только что приводили его слова с призывом не становиться участниками бесовской трапезы?! Пресвитер. Все правильно. Вопрос только в том, что делает нас участниками бесовской трапезы. Что происходит с пищей от посвящения? Она меняет свой химический состав, принимает в себя какую-то, выражусь оккультным языком, «черную энергетику» или оскверняется грехом язычника? Что такое идол? Ничто. Так говорит святой апостол Павел: «Идол в мире ничто» ( 1Кор. 8, 4 ). Конечно, говорит он так с точки зрения духовной и реально-сущей, а не искусствоведческой. С этой позиции, очевидно, что бездушный идол сам по себе не может каким-то образом реагировать на посвящаемую ему пищу. И сама пища также не может менять свой состав от того, что какой-то язычник, исходя из ложных принципов своей веры, посвятил ее своей фантазии, что-то над ней прочитав или проделав какие-то пассы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение. ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА    Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.    Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.    Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 — 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. — Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси! Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил небрежностью к молитве как к церковной , так и домашней, суеверием, гаданием. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься. Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение. ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Например, зная, что они на первой неделе Четыредесятницы хранят строгий пост, он, для того чтобы наругаться над ними, приказал епарху Цареградскому окропить кровью идольских жертв все съестные припасы, продаваемые на торжищах. Повеление его было исполнено; но архиепископу в видении явился святой мученик Феодор и сказал: «Запрети христианам покупать что-либо на торжищах, потому что все съестные припасы окроплены кровью идольских жертв; вели же тем, которые не имеют припасов у себя, сделать коливо, то есть сварить пшеницу с медом». Удивленный архиепископ спросил явившегося, кто он, так заботящийся о христианах. «Я мученик Христов, Феодор Тирон, – отвечал святой, – и послан Богом в помощь христианам». С этими словами мученик стал невидим. Архиепископ исполнил повеленное, и всю неделю христиане питались коливом. Юлиан, видя, что задуманное им зло ему не удалось, велел снова продавать съестные припасы как прежде. И вот, Церковь в благодарность св. Феодору и сохранила и доныне обычай на первой неделе Великого поста совершать коливом память святого великомученика. Итак, память Феодора Тирона именно на первой неделе совершается потому, что великомученик на сей неделе оказал благодеяние христианам константинопольским, избавив их от вкушения пищи, оскверненной идоложертвенной кровью; освящается же и вкушается коливо потому, что великомученик сам указал епископу предложить христианам заменить вкушение оскверненной пищи вкушением колива. Но, зная теперь это, не можем ли, братие, взять отсюда и какого-либо урока для себя? Да, можем, и во-первых, пожалуй, тот, что мы отнюдь не должны подражать людям века сего, которые привыкли не обращать ни малейшего внимания на постановления церковные о постах и вкушать без зазрения совести пищу, какую бы ни было. Нет, значит, нельзя вкушать в посты пищу без разбора, когда великомученик в Св. Четыредесятницу нашел нужным сойти с Неба, явиться епископу и повелеть последнему, чтобы он предупредил христиан, чтобы они не сквернились пищей, законом христианским воспрещенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

I. Мученик Ермил во время страданий молился: «Господи Боже, при Понтийском Пилате раны и биения претерпевший! Укрепи меня, страждущего Тебе ради, дабы я мог настоящее течение совершить и, быв причастником страсти Твоея, соделаться достойным вечныя Твоея славы». Когда же мученик кончил молитву, был слышан голос свыше: «Аминь! Аминь! После трех дней избавишься от бед и приимешь многое воздаяние за твои страдания». Когда же повесили его на дереве и ножами резали тело его, Ермил во время этих лютых мук молился: «Господи! Спаситель мой! Будь мне помощник!». И был снова голос: «Не бойся! С тобою бо есмь, Бог твой». Ермил и Стратоник, быв посажены в темницу, молились, чтобы Господь не помянул прежних их беззаконий и в страданиях их послал Свою помощь. В утешение же свое они услышали Божественный голос: «Течение скончасте, веру соблюдосте, прочее готовится вам венец правды, егоже скоро примете» (Ч.-М. янв.13). II. После многих тягчайших страданий, мученики Климент и Агафангел преданы были лютейшей казни: сперва содрали у них кожу с плеч, потом положили на железных, разженных досках и поливали горячей серой и смолой. Но мученики, укрепляемые свыше, как на мягкой постели заснули и в видении узрели Иисуса Христа, пришедшего со множеством Ангелов, Который сказал им: «Не бойтесь! Аз семь с вами!» (Ч.-М. 23 янв.). III. Посланные игемоном Агриколаем нашли св. Власия, в пещере молящегося, и сказали ему: «Выйди отселе и иди с нами; тебя зовет игемон». Святой же, видя, что настало время страданий его, возрадовался и сказал: «Хорошо, дети мои, пойдем вместе; помянул меня Господь, ибо в ночь сию Он трижды явился мне и говорил: «Встань и принеси Мне жертву по обычаю священства твоего». Итак, хорошо вы сделали, что пришли ко мне; Господь мой Иисус Христос да будет с вами!» (Ч.-М. февр. 11). IV. Феодор Тирон за то, что сожег идольское капище, посажен был в темницу. Но здесь явился ему Господь и сказал: «Дерзай, Феодор! Аз бо есмь с тобою, не приемли пищи и пития земного; будет бо тебе живот иный негибнущий и вечный со Мною на небеси» (Ч.-М. февр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Городскому епископу Евдоксию 20 , хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон 21 . И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи – не покупать предлагаемого на торжище?» – «Дав им коливо, – ответил святой, – восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило – «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, – ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары. А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем памятьвеликомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане 22  замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, – он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 192 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение ( Ин.3:3–5 ) и кончина – как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 193 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского († 1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась «пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою в град во Псков, и бысть радость и веселие в граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа» 194 . Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского , которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику 195 . Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 48 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви в день своей памяти с предупреждением о грозящем бедствии верующим людям. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение ( Ин.3:3–5 ) и кончина – как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определённых обстоятельствах; наконец, чтим память тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 49 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчёркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась «пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою в град во Псков, и бысть радость и веселие в граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа» 50 . Интересен ещё один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского , которые и сопровождали Богоматерь во время Её чудесного явления святому подвижнику 51 . Данные события русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие. Знаменателен такой день и в Церкви небесной, т. к. Господь посылает Свою милость через ныне празднуемого святого. Подобным образом мученик Феодор Тирон явил милость византийским христианам, которым грозило поругание, в день своей памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так поступаем во все пятницы святой и великой Четыредесятницы. В СУББОТУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ НА УТРЕНИ После шестопсалмия поем Бог Господь, на глас 2, и тропарь святого Феодора дважды: Велики веры свершения: Слава, и ныне, Богородичен: Все превыше ума: И обычное стихословие. После 1 стихословия поем седальны мученикам текущего гласа Октоиха с Богородичным. После 2 стихословия седальны святого Феодора, глас 3 Кипя верою православной,/угасил ты заблуждение бесславное,/безбожие идолослужения упразднив;/и став всесожжением божественным,/чудодотворениями орошаешь мира концы;/мученик славный, Христа Бога моли,/даровать нам великую милость. Другой седален святого Как дар Божественный даровал тебя/ко спасению всей вселенной/укрепивший тебя в страданиях Господь,/душевные наши болезни исцеляющий,/и телесные страсти укрощающий;/мученик Феодор, Христа Бога моли,/даровать нам великую милость. Богородичен: Невместимого Бога носившая/во чреве Твоем, Дева Пречистая,/прежде веков от Отца не по земным законам воссиявшего –/Слово Ипостасное, и Сына единосущного!/Моли Его с пророками и мучениками,/преподобными, подвижниками и праведными,/даровать нам избавление от согрешений. Также читаем житие святого. Затем псалом 50 и канон святого обители со ирмосом на 6 и святого Феодора на 8: Стихословим же и «Господу поем». Канон, имеющий акростих: «Тирон преславный, слава первой субботе». В первых же тропарях канона иной акростих. Канон, творение Иоанна, митрополита Евхаитскаго, глас 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста мои: Запредельный всему миру/Тебя, неизреченно Его Родившую,/предпочел всем избранникам Своим./Потому в сей день, Его венценосца воспевая,/мы с Тебя, Всехвальная, начинаем. Великого среди мучеников,/подвижника пресветлого,/знаменитейшего и известного чудесами,/от концов и до концов земли почитаемого,/песнями воспою Феодора. День веселый среди скорбных воссиял/и их сумрачность прояснил, –/праздника грядущего предвестник,/издалека просиявший благодатию/божественного мученика. Закланный за нас и как жертва Принятый/окропляет Церковь кровию очистительной/принятого Им святого заклания, –/того, кто подвиг совершил/ради Божественной славы Его.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010