Там же, в этом святом храме, хранятся все реликвии, все священнейшие воспоминания о царе Лазаре: его окровавленная одежда, его латы, шлем и щит. С самых старинных времен сотнями и тысячами приходят к этой гробнице благочестивые сербы со всей православной Сербии со своими радостями и горестями, со своими мечтами и надеждами. И встает здесь ясно пред мысленным взором тот страшный, трагический, но славный момент в истории Сербии, когда во главе всего вооруженного своего народа царь Лазарь на поле Косовом встретился с воинством султана Мурада, во много раз превосходившим малое воинство сербское, с турецкой армией, прославившейся уже победами над всеми, кто дерзал противиться ее силе. Долго длилось страшное, ожесточенное сражение. Как львы, дрались сербы за свой родной край, за свою отчизну, за великую древнюю славу. Но грозны были и турки, вспоенные славой побед, подогретые мечтами о загробной награде каждому павшему в борьбе с гяурами, почерпавшие уверенность в победе в своих подавляющих силах. Битва кончилась лишь тогда, когда не осталось ни одного живого серба. Но, умирая, они сумели прорваться сквозь ряды турок и закололи самого султана Мурада, победителя в этой битве. Все сербское дворянство до единого человека славной смертью окончило свое существование в этот страшный день. Вся страна была обескровлена совершенно. Опустевшие деревни, безлюдные города лежали на пути победителей. Но и у турок оставалось мало силы, а главное, не стало самого вождя, самого султана. И, опасаясь дальнейшего сопротивления, боясь доводить до полного ожесточения этот мужественный народ, турки предоставили сербам еще на полтора столетия относительную свободу под своим верховным владычеством. А народная память сложила сотни и тысячи песней, баллад и преданий о страшном Косовском дне. Из этих преданий чаще всего слышится предание о Косовской девушке, принесшей чашу воды умирающему последнему герою великой Сербии. Все это ясно вспоминается в пределах Раваницкого монастыря, где почивают мощи святого мученика царя Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Четыре меморандума о притеснениях оккупационных властей, поданные народными представителями австрийскому импе­ратору (1896 – 1902 г.г.). Бесплодность жалоб и проте­стов. Две депутации от босно-герцеговинских право­славных общин к константинопольским патриархам Константину V и Иоакиму III. Коллективные письма пра­вославного сербского духовенства с просьбой о защите, отправленные чрез народных представителей к босно-герцеговинским митрополитам Долго терпели православные босняки и герцеговинцы все­возможные притеснения и преследования, но наконец и их терпению настал конец. С 1896 г. начинается оппозицион­ное движение против Каллаевой политики по отношению к православной церкви в Боснии и Герцеговине. Во главе народа стали вожди: Григорий Ефтапович из Сараева, Войслав Шола и Владимир Радович из Мостара, Констан­тин Куюнджич из Ливна, Лазарь Иванович из Тузлы, которые вместе с священниками и повели борьбу против оккупационного правительства и покорных ему босно-герцеговинскях митрополитов. В ноябре 1896 г. особая депу­тация из представителей сербских православных церковно-­школьных общин Боснии и Герцеговины ездила в Вену для представления императору Францу Иосифу меморандума, в котором излагались жалобы на притеснения, претерпевае­мые сербскими общинами от их областного управления по предметам, касающимся их церковных и школьных дел. „Политические власти – жаловались православные сербы Боснии и Герцеговины – не дозволяют нашим церковно-­школьным общинам управляться самостоятельно, как было во время оттоманского владычества, но, под предлогом верховного контроля, вмешиваются даже в самые незначительные наши дела; распоряжаются по своему общинным имением, производят давление на разные постановления общин и отменяют их; насильственно снимают в шко­лах исторические картины и даже образа чествуемых пра­вославною церковью святых; препятствуют исполнению ре­лигиозных обрядов в день празднества св. Саввы, тре­буют программу празднества и делают в ней разные изменения; не исполняют постановлений, касающихся кирил­лицы, употребляемой в церковно-школьных общинах, а навязывают латиницу и хорватское имя, запрещают име­новаться сербами и под строжайшею ответственностью навязывают общинам названия боснийских; лишают нас свободы выбора священников; преследуют и перемещают священников; постройка сербских церквей отягчается и отодвигается с видных мест в неудобные, даже и вне самого местечка: не допускают организации церковно-пев­ческих хоров, нужных для придания велеления богослу­жению; церкви стоят закрытыми, а народ остается без душеспасительных обрядов: противно исконным правам и определениям, власть стремится отнять соборные церкви, в местопребываниях митрополитов, из рук общин, для передачи их в неограниченное распоряжение митро­полита; власти произвольно, без присутствия священников, входят в алтарь и делают опись священной церковной утвари...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Цернице прекрасно помнят время, когда террористы УЧК стреляли из ближайшего леса по жителям села В Цернице прекрасно помнят время, когда террористы УЧК стреляли из ближайшего леса по жителям села. Стреляли днем и ночью. Лазар вспоминает, как соседский ребенок играл машинкой в песочнице, наклонился, и пуля пролетела над головой малыша, слава Богу. «Через два года после убийства брата меня послали в школу в другое село. Мы не виделись с родителями по две недели: хотя села находятся по соседству, для нас это был край света. Без сопровождения шагу не сделаешь. Родители боялись за меня, поэтому оставили в соседнем селе. Каждый день во дворе мы находили гранаты, каждый день отец вызывал КФОР – те приезжали, “фиксировали происшествие” и говорили, что это мы сами себе кидаем во двор гранаты, а потом обыскивали дома… Вот некоторые особенности нахождения под защитой Америки – наслаждайся». Сегодня Церница, по крайней мере сербская часть села, живет чуть получше. Иностранных военных больше нет, время от времени проезжает полицейский патруль. От въезда в село до поворота на единственную сербскую улицу, которая сегодня носит имя Милоша Петровича, все в символах УЧК. Граффити на школе, памятники террористам, названия организаций… Албанцам непривычны чужаки, и любой незнакомый автомобиль сопровождается особо пристальными взглядами. «И сегодня, поскольку мы все еще живем на этой улице, кидают камни, бутылки, бьют стекла. Просто им интересно, весело: развлекаются, а мы уж привыкли. Но я отсюда ни шагу – не представляю себе жизнь где-нибудь еще. Когда езжу в Смедерево, Белград, в Ниш – да, красиво, конечно, но воздух не тот. А тут я свой. Не представляю себе жизни на чужбине». Любовь к родной земле, к малой, но великой родине, помогает Лазарю жить на этой сербской улочке – живут вместе с отцом, матерью и младшим братом, который родился позже. Главная поддержка – их любовь друг к другу. Лазарь работает в школе, преподает русский язык сельским детям и старается, чтобы их детство было радостнее и спокойнее, чем его собственное. Ежегодно здесь проходит баскетбольный турнир, посвященный памяти семи погибших односельчан. По инициативе Лазаря молодежь села собрала средства на строительство новой баскетбольной площадки, которая также носит имя его погибшего брата, Милоша Петровича.

http://pravoslavie.ru/146707.html

В Первой европейской войне, которую НАТО вел против сербов, нам удалось защитить Сербию, Черногорию, Республику Сербскую, Косово и Метохию. Своим победам мы получили постоянное международно-правовое подтверждение – Дейтонское соглашение и Резолюцию 1244 СБ ООН. Под жесточайшими санкциями, введенными через систему ООН, против одной страны, мы сохранили свою независимость и социальную справедливость. Не началась массовая «прихватизация», мы сохранили монетарный суверенитет и банковскую систему. Храм Святого Саввы был возведен под кровлю, а православные духовно-нравственные ценности и традиции свободы снова стали основным социальным стержнем. Саммитом на Крите мы открыли дверь новому Балканскому союзу, историческому примирению и братскому сближению всех балканских народов, что так испугало и разозлило НАТО, что они тут же пустили в ход самое тяжелое оружие – террористическую и агрессивную войну за Косово и Метохию. Впервые в истории голосованием обеих палат Союзной скупщины в 1999 году мы выступили с официальной инициативой о заключении государственного союза с Россией (и Белоруссией). Ельцин не решился принять его. Но наша героическая армия и полиция, и наш героический народ во главе со Слободаном выдержали 78 дней бомбежек, а Ельцина во главе России сменил Путин. И уже в августе 2000 года его правительство подписало с правительством Слободана соглашение о свободной торговле. После десятилетнего сопротивления военной, экономической, диверсионной, агентурной и пропагандистской машине НАТО – самой могущественной преступной организации всех времен – сербский народ выбился из сил и сдался, но не под бомбами, а перед ложью, называемой «цветная революция». Слободана свергли и отправили в Гаагу – «дыру» в международном праве, где он один, с помощью группы волонтеров из объединения «Свобода» и своих свидетелей, вел свой последний, пожалуй, самый известный бой – отстоял сербскую правду и обрел ореол великомученика. Многие в мире, даже враги, уважают сербов за их героизм в мировых войнах, о котором они знают из книг, и за героизм в защите от агрессивного натовского фашизма на пике его мощи, которую им довелось увидеть. Это уважение – красная ковровая дорожка, расстеленная перед Сербией в Новом мире.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/11/slobod...

Но все мечты этих деспотов возвратиться в свое отечество для действительного им владения были совершенно напрасны. Стольным городом сербских великих князей или великих жупанов в древнейшее время, по свидетельству Константина Порфирогенита, был город  Δεστινκον (в другом месте Δοστινκα, De administer. Imper. Cap. 32, ed. Bonn. Pp. 156 нач. и 159 fin.), подлинное славянское название которого, по мнению Шафарика, должно быть Десница (Древн. II, 1, 429) я который, по его же мнению (ibid.), нужно полагать в северо-западной Сербии, где-нибудь в окрестностях нижней Дрины 275 . В продолжение второй половины XI века короли Михаил и Константин Бодин имели свою столицу или в городе Скадаре (Скутари), или вообще где-нибудь в области диоклейской. С первых годов XII до конца XIII или до начала XIV века, со времени отца и дядей Стефана Немани до половины правления его внука Милутина, столица сербского государства была в городе Расе, который находился близ нынешнего Нового Пазара 276 . Во вторую половину правления Милутина и в правление Дечанского и Душана были две столицы, именно – в завоеванных у греков городах Призрене и Скопии, из коих при Милутине и Дечанском главною была, кажется, первая, а при Душане наоборот вторая. Урош, сын Душана, оставался после отца в Скопии. Лазарь по летописям и по Раичу (кв. VIII, гл. III, § 5) имел пребывание в Призрене, а по народным преданиям – в том же Крушевце, в котором жил, будучи областным правителем или деспотом при Душане. Стефан, сын Лазаря, учредил новую столицу в приобретенном от венгров Белграде. Юрий Бранкович, после возвращения Белграда венграм, также новую в построенном им самим Смедереве (или Семендрии, на Дунае). Кроме указанных столиц в собственном смысле, у позднейших сербских государей, начиная с Милутина, настроены были «царские дворы», т. е. дворцы или замки во многих других городах и местах государства. I. Христианство в Сербии от первого крещения народа до учреждения особой сербской архиепископии. 640–1219 Более чем вероятно, что на этот первый раз сербам не дано было папой ни одного особого или своего епископа, а что они были поручены ведению ближайших епископов не сербских.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

болгарскую Мораву; а что касается до всего остального, то иное было завоевано турками, иное перешло в руки хотя христианских, но не сербских владетелей, иное хотя еще оставалось за сербскими деспотами, но уже совсем отпало от общего государственного средоточия 274 . В 1375 г. Лазарь был вынужден просить мира у султана турецкого Мурада, по которому признал себя его данником (1375-й год по Гаммеру – , Hismoire da l’Empire Ommoman b nepeboдe Dochez’a, m.1, р. 80,col. 1 fin.; по Раичу, Шафарику и большей части других в 1386 г.). В 1389 г. он решился сделать попытку свергнуть иго турок и остановить их завоевания, но в битве на Косовом поле (15 июня сего года), как полагают, вследствие измены одного из своих вождей, своего зятя Вука Бранковича, страшно поражен был ими, и попавши в плен лишен был жизни. 30) Стефан, старший сын Лазаря, после смерти отца получивший престол из рук победителей с новыми обязательствами данничества и правивший с именем деспота с 1389 по 1427 год. В продолжении первых 14-ти лет своего правления, как верный подручник турок, постоянно принимал участие в военных походах султана Баязида; в 1403 г. отложился было от турок к венграм и в союзе с сими последними нанес им поражение, но потом снова возвратился к ним и принимал деятельное участие в междуусобиях между тремя сыновьями Баязида, помогая то одному, то другому из соперников. В 1408 г. он принужден был не на долгое время поделиться властью с своим младшим братом (Вуком или Волком). Как кажется, справедливо укоряется историками, что предпочитал остаться покорным рабом турок, а не воспользовался благоприятными обстоятельствами (мсждуусобиями сыновей Баязида), чтобы свергнуть их иго и сокрушить их силу. 31) Юрий Бранкович, сын того Вука Бранковича. который изменил Лазарю на Косовом, получивший престол по завещанию от Стефана, умершего бездетным, и правивший с 1427 до 1457 г. (по сербск. летописям, в Памятниках Шафар. стр. 73 и 79, он умер 24 декабря 1456 г., а по Раичу, кн. IX, rл. VII, § 11,24 декабря 1457 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

5) Иеновско-или-иенопольско-темешварская. Городок Иенова или Енова, называемый также Иенополем или Енополем, по-венгерски Boros-Jenö, находится в юго-восточной Венгрии, не очень далеко на юго-восток от г. Gyula и на северо-восток от г. Арада, на р. Fejër-Körös; он основан был сербскими переселенцами в XV в. (см. Чephura Emhnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, S. 153 fin. uГлachuka XXI, 270 fin.). Noд Темешваром разумеется известный главный город Темешварского баната. Епархия иеновско-темешварская, с кафедрой в первом из двух городов, по словам сербского историка XVII в. Юрия Бранковича, была открыта во второй половине XVI в. сыном тогдашнего воеводы темешварской половины сербских переселенцев Авраама Бранковича Моисеем, в монашестве Матфеем, Бранковичем, который и был первым ее епископом (у Раича IV, 67). При втором епископе, которым был сын сейчас названного Моисея – Матфея Соломон, в монашестве Савва, по словам того же сербского историка, епископия иеновская была-было провозглашена самостоятельной архиепископией-митрополией, но сушествовала весьма недолго и первый же преемник Саввы Лазарь, в монашестве Логгин, Бранкович принужден был бежать от турок в Трансильванию (ibid. 67 sqq), после чего кафедра стала опять простой епископией, – подразумевается, подведомой патриарху пекскому (городок Иенова был общественным и административным центром сербских колонистов северного баната и восточной Венгрии, см Раича Ш, 270, 274, 320, а поэтому и могли они провозгласить епископа иеновского архиеиископом-митрополитом; но повествование Бранковича представляется нам непонятно несообразным, и вероятно и на самом деле неправильно, со стороны хронологической: на основании его слов, принятие Саввою титула и достоинства архиепископа-митрополита должно быть относимо к последним годам XVI в., у Раича IV, 70 и выше; но турки, при которых он не мог принять этого титула, завоевали городок Иенову еще в 1567 г.). Из епископов-архиепископов иеновско-темешварских, кроме помянутых троих, известны – Никанор и Иосиф, записанные в сопочанском синодике (Записок Геогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нет, ты не погрешил в выборе, дважды венчанная главо, – венцом земным и венцом Небесным. Не погрешил, избрав Небесное Царство, но сейчас грешишь, сомневаясь в правильности своего выбора. Не колеблись умом, непоколебавшийся сердцем. Не смешивай погибель войска с гибелью народа. Не приравнивай гибель державы к погибели всего. Держава и дается народу, дабы было чему погибнуть вместо него, чтобы было, что дать в откуп за душу народную. Такая сделка выгодна, когда за недорогую цену покупаешь сокровище. Поклонись Тому, Кто разрушает дешевое, дабы сохранилось драгоценное. Кто косит солому, да сохранится зерно. Не вступай в спор, как многострадальный Иов с Творцом, Строителем держав и народов. Воля Его во веки добра, мысль Его во веки светла и дело Его во веки праведно. Когда сажает дерево, думает, как оно будет срублено, а когда рубит его, мыслит о молодой поросли, растущей из него. Все сотворенные миры пред Его величием – как капля воды на ладони. Та капля – слеза радости Его ока, В ней Он отражается, и она светится от сияния Его. Глава шестая И заговорил Лазарь: -Но, скажи мне, светлый житель Царства Небесного, какая польза будет моему народу от выбора Небесного Царства? Ответил ему гражданин Небес: -Выбор Царства Небесного воистину принесет несказанную пользу твоему народу. Очистит ум, сердце, волю. Душа его станет подобна сияющему зеркалу, в котором отразится наш бессмертный свет и жизнь. Царство Небесное войдет внутрь него, и он станет достойным войти в Царство Небесное. Прежде всего, очистится ум его. То, чем для вас, смертных, является голова относительно тела, то же самое и ум для души. И так же, как голова – сторож тела, так и ум держит стражу над душой, И хотя место пребывания ума – сердце, но для мира видимого он – главный страж головы. Воспринимая все через чувства, ум рассматривает их и выносит суд. То, как человек воспринимает внешние впечатления, более всего зависит от духа, которым наполнены душа и ум. Если человек наполнен Небесным Божественным Духом, то и ум его будет чистым и способным судить и оценивать все, следуя за своим Творцом и чрез Него. Как это было сказано устами пророка: «Во свете Твоем узрим свет». Просветленный Небесным Божественным Духом и сам ум человека становится обоженным, а чрез это светлым, чистым и бодрым. Имея в себе Небесный свет, с его помощью осматривает он и видит все вещи и события: то есть читает все ясно и сознает их смысл и значение. Такой ум, заквашенный Духом Небесным, не может затуманиться никакой тенью или мраком, который идет снизу и уводит человека от Бога и делает противником Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

От преизбытка любви Он дарует и Самого Себя тем, кто Его любит и кто, любя Его, ищет Его. Как сказано вам святейшими устами: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Глава пятая Затаив дыхание, выслушал Лазарь все сказанное ему, ненадолго умолк и вновь спросил: – Скажи мне, святый Небесный вестник, за что моя держава осуждена на погибель? Ответил ему вестник Вышних Небес: – Потому, княже, что она одряхлела. По логике творения все, что в вашей Вселенной становится старым, должно отойти, замениться новым. Я вижу, тебя удивляют эти слова. Вижу, ибо смотрю сквозь твою душу, и она мне видна со всеми мыслями, чувствами, с переменами их и волнениями. Такая сила дана нам, гражданам Царства духовного, видеть душу насквозь, как через прозрачное стекло. Нас не интересует тело земное, временное, ветхое и преходящее, мы не задерживаем на нем взгляда. Мы ищем в земном теле то, что принадлежит нашей державе, Небесной, То, что родственно нам и что некогда будет делить с нами бессмертное жительство, только это нас интересует. Ты сейчас с удивлением говоришь сам себе: как, неужели моя держава стала старой, в то время как другие царства, которые в два-три раза дольше живут на земле, еще не состарились и не осуждены на гибель? Тяжело телесному согласиться с духовным. Люди с плотским рассуждением оценивают старость по времени, а духовно мыслящие определяют возраст по внутренней силе. Всегда молодым можно назвать только Всевышнего, Бессмертного, Вечного. Не только времена, но вечности пронеслись над Его главой, не оставив ни единой морщины на Его лице. И мы, Ангелы Его, от сотворения также молоды – хотя и были сотворены прежде всех людей – молоды, потому что несем Его в себе, Его Святой Дух, и Им живем, Им дышим, Им хранимся, Им радуемся. А все, что заполнено чем-то другим, кроме Него, что ищет жизни помимо Него, что гоняется за радостями без Него и что кормится мертвой пищей, быстро стареет и умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лазарь Сербский, блгв. - житие ЛАЗАРЬ СЕРБСКИЙ Великомученик Лазарь, царь Сербский Лазарь Хребельянович (ок. 1329-1389), благоверный князь, господарь Сербии и Приморья, царь, великомученик. Родился около 1329 года городе Прилепце в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича, логофета могущественного сербского царя Стефана Душана. У мальчика было две сестры. С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят в царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел. При дворе царя Стефана Душана При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко, из рода Неманичей, воспетого в песнях как старый Юг-Богдан. По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года. Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану-Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых. Советник св. царя Стефана Уроша V После внезапной кончины властного царя Душана в 1355 году престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V который не смог совладать с непокорными вельможами и держава, созданная Душаном, начала распадаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказалась в ту пору раздробленной на части. Что же касается Византии, то малодушие ее правителей заставляли их даже вступать в союз с врагами Православной веры. Пользуясь общим упадком христианских государств, турки стали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли, а впоследствии и захватывать их. Южные пределы былого Душанова царства пали под их напором.

http://pravicon.com/info-2763

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010