Были еще два именитые воеводы, из числа тех, между коими разделил свои области Царь Душан сильный, при нем только смиренные правители вверенных им уделов, а после него уже независимые державцы: это был старец Юг-Богдан, родич царский, властвовавший в Акарнании и Эпире, и Князь Лазарь, наместник Придунайских областей Срема. Не из царственного дома Неманичей происходил Лазарь, хотя и был с ними в родстве по женскому колену; он принадлежал боярскому роду Горбляновичей и с детства воспитывался при дворе Душана, которого снискал полную доверенность. Достигнув юношеского возраста, желал он вступить в брачный союз и сродниться с воеводами земли Сербской; сам Душан, как бы предчувствуя царственное его назначение, сблизил его с царским своим домом; он предложил доблестному юноше младшую прекрасную дочь старца Юг-Богдана, Милицу, которой девять братьев Юговичей были славнейшими витязями дружины Сербской. За веселою трапезою после ловли, когда подносил Лазарь заздравную золотую чашу честолюбивому старцу, намекнул ему Душан о нечаянном женихе и тем возбудил негодование братьев Юговичей, которые готовы были обнажить меч против своего владыки за такое предложение, для них по видимому обидное; но старец, отец их, хотя также недовольный предложением царским, удержал гневный порыв сыновей своих и, раскрыв старославные книги, повести временных лет, прозорливо разгадал из них будущие судьбы царства Сербского. Такого рода гадания были в обычае народном. «Дети мои, сказал он, Милица суженая Лазарю, ибо на нем останется царство Сербское». Слово сие решило участь Лазаря. В 1356 году скончался Душан и царством его овладел Вукашин, оставив только титло Царя Урошу. Негодовали прочие правители Сербские, не хотевшие покориться Кралю вместо Царя. Один только Лазарь, верный умершему благодетелю, выступил в поле и разбил Вукашина, но с ним был Урош, прикрывавший тенью своею все его деяния, и дальнейшая брань с Кралем могла бы казаться возмущением против законного Владыки. Лазарь возвратился в свою Придунайскую область и в последствии приютил у себя на время юного Уроша; но уже трудно было бороться с укрепившимся Кралем. Шестнадцать лет продолжалось царствование Вукашина и несчастный Урош пал наконец под мечом его, но правда Божия отомстила убийце. На Коссовом поле совершилось злодеяние и на том же поле было возмездие. Султан Оттоманский Мурат восстал, в 1371 году, мстителем за царственного страдальца. До шестидесяти тысяч Сербов собралось под предводительством Вукашина и его братьев и, казалось, им благоприятствовало счастье: Турки бежали от натиска их дружины; победители устремились за реку Марицу, но там изменила им победа; все три брата: Гойко, Углеша и Вукашин погибли под мечем вражьим. Опустела Сербия и Лазарь заступил место всех властителей осиротевшего царства, ибо он оставался почти единственным властителем в земле Сербской: так исполнились слова Юга-Богдана о своем зяте, что на нем осталось царство Сербское.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как ткется и расплетается ткань судьбы, можно уразуметь и увидеть лишь духовным взором. Единственно Лазарь среди всех тысяч воинов имел духовные очи открытыми. И этим другим, таинственным взглядом смотрел Лазарь и видел борьбу духов за людей. Сходно светлости или темноте души какого-нибудь воина прилетали к нему либо светлые духи, либо духи тьмы. Поминутно всякий распознавал свое и забирал его себе. Мощные Небесные Ангелы дыханием уст своих или взмахом руки отгоняли демонов, подобных голодным шакалам, от душ крестоносных витязей. Но звери адские, несмотря на то, что трепетали перед светлыми силами, коварно налетали на всякую душу человеческую, как только она выходила из теплого тела. Отвратительно хвастаясь, рычали они на души грешников, ловя их когтями, как удочкой, когтями, которые вытягивались на аршин. Но как только Ангелы, угрожая им, взмахивали рукой, они сжимали когти в змеиные кольца и царапали сами себя в ужасной злобе. И еще от них шел дым и смрад, незнаемый людьми на земле. От этого адского дыма в один час могли бы задохнуться оба войска, если бы Ангелы не истребляли его Небесным животворным озоном, которым наполнено было их существо. Лазарь, ужасаясь и дрожа, смотрел и видел, как Ангелы все-таки попускали демонам забрать некую черную человеческую душу. А души праведников они закрывали своими крыльями, забирали и возносили в Небесные выси. Взлетая вверх, всякий Ангел поворачивался к святому Амосу и приветливо поздравлял его. Ибо это был Амосов день. И дивился Лазарь, видя эти великие войска Неба и ада, числом они были не меньше войск, участвовавших в битве. Их борьба за души человеческие представляла такое быстрое и решительное сражение, которое не имеет параллели нигде на земле, кроме как внутри человека, где борются самые противоположные чувства и мысли. А во все это время, пока Лазарь глядел на эту двойную битву духовными и телесными очами, до слуха его доносилась Небесная мелодия, которая помогала ему не сойти с ума от ужасов, увиденных им: Стая душ к нам с Косова стремится: «Идите, души, ближе, идите, чтоб с нами слиться!» Глава десятая От вида показанных ужасов к Лазарю долго не возвращался мир душевный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но время твое почти закончилось, о, князь, решитель судьбы народа своего. Глава двенадцатая Сказав это, вестник Небес поднял руку и произнес какое-то таинственное слово. Тотчас духовные очи Лазаря закрылись. Но Лазарь не был больше тем, прежним человеком, но возрожденным и обновленным. Безучастно смотрел и слушал он. Его душа умирилась, озаренная Небесами, подобно тихой воде, в которой отражаются лишь солнечные выси. Бой еще продолжался рядом, но ни единая нить души не связывала больше Лазаря с ним. Сердце его стояло высоко над земными печалями и радостями, а ум возвысился над всеми мыслями о земном. Весь мир, лежащий пред ним, был подобен пеплу. Душа его вырвалась из этого пепла, как искра, и удалилась бесконечно далеко во времени и пространстве, И время, и пространство – как и все миры, окруженные ими, – принадлежат этому пеплу. В своей душе Лазарь ощущал новую жизнь – безграничную, новый свет – безграничный, и новую радость – безграничную. Он глубоко вздохнул и громко вскрикнул: «Аминь!». Что это за шум достиг ушей княжеских? Что это за победные крики? Зачем это толпа азиатских воинов спешит, как вспененная волна, к шатру султана? Чем так воодушевлены храбрые воины Муратовы? То – новый трофей для некрещеных, новая утрата для крещеных. И стражи возле Лазаря восхищенно кричат. Лазарь поднимает тяжелые веки, смотрит и видит, а это крестное знамя Бошко Юговича развивается над этой толпой. Плененное. Отнятое. Значит, храбрый брат Миличин погиб. С ним наверняка погибли и неразлучные братья, и доблестный их родитель, Юг Богдан. Так Лазарь подумал, но не расстроился. Знамя было воткнуто в землю, покуда посланные отошли куда-то, чтобы кому-то сообщить об этом. Затем толпа турок начала ровнять ряды и делать проход. Смотрит Лазарь и видит: появился сын султана, Баязет, на белом, как молоко, коне. Турецкие молодцы схватили знамя и расстелили его по земле пред наследником царским. Когда конь наступил на распростертое знамя, Баязет натянул золотую узду, и белый конь, заржав, начал топтать копытами флаг христианского войска. А всадник поднял голову к небу и вскричал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Портрет св. кн. Лазаря Сербского из ктиторской композиции в ц. мон-ря Раваница. Прорись О. Тасича Портрет св. кн. Лазаря Сербского из ктиторской композиции в ц. мон-ря Раваница. Прорись О. Тасича Начиная с XVIII в. ему посвящено значительное число (не менее полутора десятков) церквей в Сербии, Боснии и на территории бывш. австр. «военной границы» в хорват. Славонии ( 1965. С. 122). Помимо церковного культа Л. среди сербов получило широчайшее распространение его народное почитание, связанное с фольклорной традицией, посвященной битве на Косовом поле. Оно возникает весьма рано и зафиксировано уже в XV в. в «Записках» Константина Михайловича из Островицы (см.: Записки янычара/Ред.: А. И. Рогов. М., 1978), но по-настоящему широкое распространение приобретает с рубежа XVII и XVIII вв., после массового переселения сербов в 1690 г. в австр. владения. Л. является героем (при этом главным, наряду с Милошем Обиличем) мн. песен Косовского цикла ( Голенищев-Кутузов. 1978), отдельным сюжетом для песен стала его отсеченная голова ( 1965. С. 123). На основе фольклорной в XVIII в. формируется новая лит. традиция («Притча о Косовском бое», Троношский родослов), в которой у прославленного героя-мученика значительно повышается статус: он оказывается в прямом родстве с Неманичами и Палеологами, ему устойчиво приписывается царский титул. Св. кн. Лазарь Сербский. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. XVII в. Св. кн. Лазарь Сербский. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. XVII в. На Руси о гибели Л. в битве на Косовом поле стало известно не позднее сер. 90-х гг. XIV в. благодаря «Хождению митрополита Пимена в Царьград», написанному Игнатием Смольнянином . Митрополит и его свита на подходе к К-полю узнали, что султан «Амарат пошел ратью на серьбскаго князя Лазаря. И бысть весть - убиша на соиме обоих - и Амората и Лазаря» ( Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Лит-ра Др. Руси: Сб. тр. МГПИ. М., 1978. Вып. 2. С. 128). Св. кн. Лазарь. «Стематография» Христофора Жефаровича.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Не греки, но сербы и болгары могли бы защищать Македонию от ислама и турок. Но распадение державы Душана было катастрофой для христианской культуры на Балканах. Силы южных славян были разъединены. В Болгарии правил Шишман, прежде союзник, ныне данник султана, брат его Страшимир в Видине зависел от Венгрии. Сербские силы, еще крупные, были раздроблены. На севере от Моравы до Дуная правил старый Лазарь; в Приштине и на Косовом поле был удел Вука Бранковича; в Поморье княжил Балша; в Боснии – Твардко, наиболее могущественный из сербских государей, перешедший в латинство. Несмотря на разъединение, сербы решили дать отпор туркам собственными силами без помощи венгров, своих исконных врагов. В завоевательных намерениях Мурада они не могли уже сомневаться. Призванные албано-эпирским государем Карлом Топиа, османы овладели уделом Балши, убитого ими в бою. В 1386 г. сам Мурад, опустошив по пути болгарские земли, взял Ниш и подчинил себе Лазаря, заставив платить дань и выставлять конный отряд. Лазарь стал душою сербского союза против турок и рассчитывал особенно на Твардка; Шишман был ненадежен. В 1387 г., когда Мурад ушел в М. Азию для войны с караманским эмиром, Лазарь и Твардко собрали 30 000 сербов и разбили турецкие гарнизоны в Македонии, меньшие по числу, из турок спаслись немногие. Воодушевление сербов передалось и болгарам. Мурад стал собирать громадные силы, которыми располагал в Азии и в Европе. Начал он с Болгарии, чтобы обеспечить тыл. В 1388 г. выступил из Адрианополя визирь Али-паша с 30 000 отборного войска и взял Тырнов. Подошел и сам султан Мурад с громадными силами. Шишман, храбро защищавшийся в Никополе, был вынужден сдаться на милость победителя; несмотря на его измену, Мурад оставил его на престоле. Через Софийский перевал и Филиппополь Мурад вторгся в Сербию и разбил лагерь на Косовом поле, удобном для действия конницы (1389). Там стояли и сербы. Во главе их были Лазарь и Вук Бранкович; Твардко прислал босняков и хорватов с их воеводами; были отряды болгар, влахов и албанцев. Подробности исторической битвы известны, Мурад был убит зятем Лазаря Милошем. Ставший султаном Баязид после жестокой сечи разбил сербов, причем Лазарь был убит. С торжеством вернулся Баязид в Адрианополь. Сербы же были сломлены, сын Лазаря Стефан и Бранкович стали данниками султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Милош и три друга его поспешили в стан Мурата 936 . Он просил прове­сти его в шатер Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь пред султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана. Милош и три друга его бросились на коней, но их окружили и изрубили. Если бы сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертью султана, – напали на турок: победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный при­ятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, рас­пространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский, и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах сербских. Между тем сын Мурата – Баязет – явился предводителем турецкого полчища. Одушевленные Лазарем сербы решились дорого продать свою жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда. Быстрый напор ту­рок встречен был холодно, и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжалась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска сербов, но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в пер­вых рядах; раненый, на истомленном коне он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места со своими дружинами. Князь Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведен с не­сколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом рассечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. «Отрубить ему голову», – сказал султан. «Нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его», – сказала дружина князя. Так умер христианский князь 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Страшные беды близились к Сербии. Азиатские дикари турки уже утвердились в Румелии, взяв Одрин-Адрианополь. Болгария почти вся пала пред ними. Эпир и Албания признали зависимость от султана. Насилия турок не знали пределов. В 1387 году Лазарь заманил в теснины Эпирские 20000 турок, и ед­ва спаслось 500 из них от меча Лазарева 934 . Гордые османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить сербов. Управившись с другими дела­ми, султан Мурат двинул 300 000 войска против Сербии. Он потребовал от Лазаря или полной покорности, или решительного боя. Князь почти­тельно отвечал (мая 24-го 1389 г.): «Я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришел я к вам, принес дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королем. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей Сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился. Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился я, пред всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того, я должен с ними выйти про­тив тебя. Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять землю. В таком случае хотя бы не хотел, я должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им то же, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным началь­никам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана 935 . Сильный Захолмский князь не успел прийти к сроку за от­даленностью. У Лазаря собралось до 60 000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300 000. Июня 15 дня 1389 года должна была произойти решительная битва. Этот день Лазарь каждый год праздно­вал; в этот день он положил основание своей Задушбине – Раванице. На этот раз накануне дня праздничного собрались к Лазарю для советов о битве. Лазарь был грустен. Рано утром следующего дня, по совету святителя, князь причастился Святых Таин, причастилось и все войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1387 г. Лазарь заманил в теснины эпирские 20.000 турок и едва спаслось 500 из них от меча Лазарева 305 . Гордые османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить сербов.– Управившись с другими делами, султан Мурат двинул 300.000 войска против Сербии.– Он потребовал от Лазаря или полной покорности или решительного боя. Князь почтительно отвечал (мая 24, 1389 г.): «я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришел я к вам, принес дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королем. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился. Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился я: пред всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того, я должен с ними выдти против тебя. Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять замлю? В таком случае хотя бы не хотел я, должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им тоже, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана 306 . Сильный захолмский князь не успел придти к сроку за отдаленностию. У Лазаря собралось до 60.000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300.000.– Июня 15 д. 1389 г. должна была произойти решительная битва. Этот день Лазарь каждый год праздновал; в этот день он положил основание своей Задушбине – Раванице. На этот раз накануне дня праздничного собрались к Лазарю для советов о битве. Лазарь был грустен. Рано утром следующего дня, по совету святителя, князь причастился св. таин, причастилось и всё войско. Милош и три друга его поспешили в стан Мурата 307 . Он просил провесть его в шатёр Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь пред султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рассчитывая на то, что оба царя уже наверняка стали ее надежными пленниками, смерть оставила их медленно умирать, а сама отлетела, дабы успеть собрать по широкому полю побольше других жертв. Турки проходили, глядя со злорадством на неприятельского царя и его мертвых воевод. Некоторые шли молча, другие ругались, а третьи циничными жестами вызывали смех у своих приятелей. Лазарь стоял прямо, но не своей силой, а поддерживаемый по сторонам слугами султана. Тело его, как бы тонкими нитями паутины, было еще связано с жизнью и упало бы на землю, останься оно само по себе. Но душа мученика оставалась живой, она была живее, чем когда бы то ни было. Во внутренней горнице души мысли Лазаревы переходили от событий на кровавом поле на все то, что касалось до всей державы его. Мысль шла до самых высоких небес, ища там объяснения всему тому, что случилось с ним и с войском христианским. «Зачем все это, Господи? – задавал себе вопрос Лазарь. – Если я грешен, а я таков и есть, то пускай я и умру, но для чего эта страшная жатва смерти, скосившая моих воинов, мой народ?» Быстрые мысли Лазаря старались проникнуть сквозь всю темноту Вселенной, пытались увидеть где-нибудь хотя бы один луч света. Но нигде, нигде не было ни одного лучика света. Мысли его возвращались праздными к тому же, с чего и начинались. Стал он тогда вспоминать всю свою жизнь, ища в ней причину поражения и несчастия. Проникая умом во все тайные уголки своего прошлого, Лазарь находил в нем кое-какие небольшие грехи, которые исповедал перед духовником, покаялся в них и десятки раз исправил. С детства был он благочестив и христолюбив. Дом его был подобен храму святости, милости и чистоты. Дети воспитаны в вере и благородстве. Для народа он являлся примером всякой добродетели. Во имя Бога воздвиг несколько прекрасных храмов. Был отцом сирот, примирителем ссорящихся, праведным судьей для тех, кто творил зло, храбрым защитником гонимых за правду. Со страхом смерти и с судейской зоркостью пересмотрев всю свою жизнь, Лазарь остановил свои мысли и, тяжело вздохнув, вскричал в себе:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В итоге, у Москвы окажется небогатый выбор - в худшем случае, фактическое отречение от своих, как Белград отказался от Республики Сербская Краина в Хорватии, в лучшем - ограниченная поддержка, вместе с угрозами в адрес руководства, как в ситуации Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. 15 (28) июня 1389 года на Косовом поле произошла знаменитая битва сербов и значительно превосходящих их по численности турок. Результат ее был настолько неочевиден современникам, что некоторые из них приписывали победу поначалу сербам. В ходе сражения был убит турецкий султан, плененный сербский князь Лазарь казнен турками в тот же день. Однако по итогам битвы османское господство над Балканами установилось на 400 лет. В сербском национальном самосознании утвердилась своеобразное восприятие этой цепочки событий. Князь Лазарь признан Сербской православной церковью святым. Предание гласит: Перед битвой на Косовом поле князю Лазарю явился Ангел Господень и спросил: «О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?». Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное - быстротечно и суетно. Царство же Небесное - непреходящее, от века и до века». Боголюбивый князь Сербский избрал Царство Небесное и принял вместе со своим народом волю Божию, неколебимо и твердо приняв мученическую кончину за веру Христову от рук завоевателей. Вряд ли мы найдем нечто похожее в древней русской истории, что было бы точно так же связано с Крымом... В нашей истории, но, главное, в нашем сознании, Крым, безусловно, сакрален, но не имеет никакой религиозной осмысленности. (Может, это еще предстоит сделать?! Но факт остается фактом: для русского православного человека христианские древности Крыма мало что значат в сравнении с Сергиевым Посадом, Оптиной Пустынью, Псково-Печерской и Киевской лаврой...) Все события, на живую связующие русскую историю с Крымом, слава Богу, остались победоносными в памяти пережившего их поколения. Это, конечно, героическая оборона Крыма в период великой Отечественно войны. И даже Крымская кампания середины 19 века подтвердила, что Крым - русский.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/21/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010