В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

А князь Лазарь, несомненно, всю жизнь был верным чадом Православной Церкви, что он подтвердил и накануне Косовской битвы, причастившись вместе со всем войском своим Пречистых Таин Христовых, таким образом приготовшись к переходу из царства земного в Небесное Царство. Это недвусмысленно показывает, что основная отличительная черта каждого мученика - сознательно и добровольно приносить себя в жертву Христа ради, ибо только сознательная и добровольная жертва имеет вечную бесценную значимость. Каждый из них мог избежать страданий и смерти, если бы отрекся от Христа и поклонился идолам (чего от мучеников неизменно требовали), но тогда бы он именовался не мучеником, а отступником или предателем. На Косовом поле были примеры и одного, и другого. Хотя все прибыли на Косово поле сознательно и добровольно: За Крест Честной кровь проливать И за веру с братьями умирать , - однако не все до конца устояли в этом решении. Если князь Лазарь и его войско остались верными своему завету и определению и все до одного остались на Косово, - то Вук Бранкович со своими сторонниками изменил и себе, и князю. Этим он лишил себя права именоваться мучеником, а получил именование «предатель». Из этого следует, что смерть мученика существенно отличается от смерти обычного воина. Воин сражается, страдает и гибнет ради какого-то человека (царя или короля), ради сугубо человеческих и земных интересов, тогда как мученик принимает страдания ради «Сына Человеческого». Мученичество мучеников предполагает свидетельство о Том, Который на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37). В этом случае ученик страдает так же, как и Учитель, а точнее сказать - вместе с Учителем, ибо находится в том эсхатологическом времени, в котором слово «истина» означает именно открытие Самого Бога, Который всегда «Тот же». Учитывая это различие, святой владыка Николай, смысл и масштаб Косова постигший глубже всех из нашего рода, писал: «Косово - уникальное явление в двадцативековой истории христианского мира» (Епископ Косово и Видовдан. С.69). Чтобы доказать это, святой владыка старается отыскать в истории как сербов, так и других христианских народов, нечто подобное Косову; и не находит. По его мнению, «Косово отличается от всех сербских побед и поражений двумя особенностями:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Все от того, что в головах засел ядовитый стереотип о том, что правитель легитимен только тогда, когда он удачлив. А между тем это идея нечестивая, неправедная. Император Николай II не был нелегитимен по причине, что его преследовали неудачи. Святейший Патриарх Тихон, в годы правления которого Церковь терпела страшные потрясения и гонения, был легитимен, как и святой сербский князь Лазарь вошел в историю именно как страдалец и мученик, и никто не смел говорить о том, что власть его была незаконной, от того он и потерпел поражение. Подобные «наивно-триумфалистские разговорцы» в Интернете неуместны и вредны. Не удачливость, не успех, а праведность - вот что является основой власти и светской, и церковной. И последняя идея «миссионэров» - всеядность, причем используются здесь любые средства. Волей-неволей это напоминает искушение Христа. Когда дьявол возвел Христа на высокую гору и, показав все царства мира, предложил их все, только за одно лишь поклонение ему. Миссия любой ценой и любыми средствами - это антихристианский лозунг. Вот они говорят о рок-миссии, о байк-миссии, но, простите, а почему тогда не «наркомиссия», допустим, организовать конкурс на изготовление «православного наркотика». Можно еще заняться «тату-миссией» - конкурсом на изготовление лучшей «православной татуировки» и т. д. Даже не буду дальше заходить, пусть читатели сами домыслят. Возникает впечатление, что кому-то очень надо растворить уникальное содержание Православия в низкопробных субкультурах и таким образом, представить его всего лишь как одну из субкультур. Чем с успехом и занимается, например, о. Андрей Кураев. Всем этим тенденциям надо властно противостоять. И, слава Богу, что у Святейшего Патриарха Кирилла хватило мужества и воли отмежеваться от такой миссии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/13/sv...

На Косовом поле мы найдем и тех, и других. Хотя все пришли на Косово сознательно и добровольно За честной крест кровь пролить, сражаясь, И за веру с братьями погибнуть, однако не все до конца были тверды в этом решении. В то время как князь Лазарь и его войско пребыли верными своему обету и предназначению и все, Как один, на Косове остались, Вук Бранкович со своими приспешниками изменил и себе, и князю. Тем самым он лишил себя звания мученика и заслужил имя «предателя». Из этого следует, что смерть мученика существенно отличается от смерти обычного воина. Воин сражается, страдает и гибнет из-за одного человека (царя или короля), либо за чисто человеческие и земные интересы, в то время как мученик страдает ради Сына Человеческого . Мученичество мученика предполагает мученичество – свидетельство о Том, Кто «на cie родихся и на cie npiuдoxъ въ мipъ, да свидетельствую истину» (Ин. 18: 37). Здесь ученик страдает, как и Учитель, или, лучше сказать, с Учителем, ибо он находится в том же эсхатологическом времени, где слово «истина» обозначает как раз познание Самого Бога, Который всегда истинен и неизменен. В связи с этим различием можно сказать вместе со святым владыкой Николаем, который глубже всех в нашем народе понял смысл и величие Косова: «Косово – уникальное явление в 20-вековой истории христианского мира» . Чтобы это доказать, святой владыка попытался найти в истории либо сербского, либо какого-нибудь другого христианского народа нечто подобное Косову – и не нашел. По его словам, «Косово выделяется из всех сербских побед и поражений двумя отличительными особенностями: исключительностью мотива борьбы и решимостью на мученическую смерть». «Что означают эти отличительные особенности? – спрашивает он и дает сжатый ответ: – Все прочие сражения и войны (заканчивались ли они победами или поражениями) велись по двойственным мотивам и с разделенным сердцем: во имя христианства и в то же время – во имя сербской державы, то есть за веру и за государство, за душу, но и за тело». И «еще, – говорит владыка Николай, – во всех этих войнах (до Косова и после Косова) нигде не проявлялась сознательная воля ни полководца, ни воинов погибнуть, охотно и добровольно принять смерть и мученический венец… Они шли в бой с двойной мыслью: победить или погибнуть, но с желанием победить, а не погибнуть» .

http://pravoslavie.ru/5727.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Четыре Сербских клятвы Вместо поздравления с Рождеством, накануне Нового 2024 года 09.01.2024 144 Время на чтение 5 минут ХРИСТОС РОДИЛСЯ! Рождество – это праздник Бога, Который стал Человеком и даровал всем людям и народам, соделав сыновьями и дочерьми Отца Небесного. Сербское сыновство – сербское обетование. Четыре сербских обета, как четыре кресала вокруг креста. Первый: Святосавский («прошу вас, братья и Чада богозванные, дабы, возложив всю нашу надежду на Бога, мы держались прежде всего истинной веры Его», - сказал святой Савва, короновав своего брата Стефана на Спасовданском соборе в Жиче в 1221 году. год ); второй: Косовско–Лазаревский («земное есть Царство преходящее, а небесное навсегда», – говорит нам добродетельный князь, по духу и добродетели царь Лазарь, совершающий Видовдан каждого нашего дня ); третий: Негошевско-Ловченский («да будет так, как не может быть», – поёт нам Владыка Раде с высоты своей могилы – заключённый в тюрьму, но непобедимый); и четвертый: лагерь Ясеновац («только ты, дитя, делай своё дело», – говорит святой мученик Вукашин своему палачу, отказываясь воззвать к папе и слуге сатаны Павеличу ). Эти заветы говорят нам, что мы должны делать сегодня и в будущем – святой Савва говорит, что православность – это основа существования, а вера во Христа – основа и крыша Сербии; царь Лазарь предостерегает нас, что ради этой веры нужно жертвовать, чтобы жить вечно; Негош говорит нам, что невозможное возможно, потому что Христос воскрес и соединил нас с Небесным Отцом; и Святой Вукашин говорит: «Когда наступит час страданий Бога и души ради, мы не должны поклоняться тьме, потому что Солнце по ту сторону нашей страдальческой крови». Обо всем этом говорит нам Младенец Христос, которому мы поклоняемся, как Эммануилу, Господу с нами, первенцу среди многих братьев, Тому, Кто, когда воскресил Лазаря четырехдневного из гроба, плакал над каждым, кто умирает, но бессмертен, и кто видел каждого из нас с креста. Вот почему Христос – Бог сербского народа, история которого была бы ужасом ямы и затмением могилы, если бы не наш Крест честной и Свобода золотая.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Косово сегодня 23.08.2006 422 Время на чтение 7 минут Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании - в этом случае вернуть его с Божией помощью не составит большого труда. Артемий, епископ Рашско-Призренский В конце июня - начале июля с.г. на святой и многострадальной сербской земле Косова и Метохии побывала делегация Общества Русско-Сербской дружбы, включая представителей газеты " Дух христианина " . В поездке приняли участие и журналисты российского телевидения, а также депутаты Государственной думы, в том числе вице-спикер Сергей Бабурин. С сербской стороны главным организатором визита стал Координационный центр Республики Сербии по Косову и Метохии, возглавляемый д-ром Сандой Рашкович-Ивич. Общество Русско-Сербской дружбы уже несколько лет активно и плодотворно сотрудничает с данной организацией, имеющей статус специального министерства PC и представляющей на сегодняшний день - вкупе с местными органами самоуправления косовских сербов - главную и практически единственную легитимную властную структуру в оккупированном США и их пособниками южном сербском крае. Настоящий визит стал особенно значимым и волнующим событием, поскольку пришелся на Видовданские торжества, когда вся Сербия - и в первую очередь Косово и Метохия - отмечают величественную и скорбную дату - годовщину знаменитой Косовской битвы. 15(28) июня 1389 г. святой благоверный князь Лазарь со своими витязями преградил путь азиатским завоевателям и навеки покрыл неувядаемой славой сербское имя. " Именно Косово сделало нас великим народом " , - писал уже в XX столетии святитель Николай Сербский, отмечая славянское мужество, неоднократно служившее надежным и прочным щитом всей христианской Европе. Нынешние косовские сербы суть достойные наследники Лазаревой славы. Как и святой благоверный князь-мученик, они свободною волею избирают Царство Небесное вместо " краткого царствия земного " . Как и Лазарь, они приносят свою жертву на алтарь сербской свободы. Одни из них, подобно злодейски умученному иноку Харитону (1960-1999) из монастыря Святых Архангелов под Призреном, смотрят на нас сегодня с новых икон и фресок. Другие - безымянные герои Шар-Планины и отважные защитники моста через Ибар - живут в памяти народной и в новых косовских песнях. Как и легендарные косовские юнаки, они стяжали жизнь вечную, но вместе со всем сонмом витязей Небесной Сербии продолжают оставаться защитниками и заступниками своего земного отечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Похвала святому князю Лазарю От переводчика Святой мученик Лазарь, князь Сербский В этом году сербский народ отметил 630-летие со дня Косовской битвы. Она произошла 15 июня 1389 года, когда св. князь Лазарь и его союзники столкнулись на Косовом поле (совр. Газиместан) с огромным войском султана Мурада I, шедшего завоевывать Сербию. В результате кровопролитной битвы полегло множество сербов и турок, погиб Мурад, убитый сербским витязем Милошем Обиличем, а св. князь Лазарь после боя был обезглавлен вместе со многими сербскими дворянами по приказу нового турецкого султана Баязида (Молниеносного), поскольку отказался принять ислам. Достаточно рано в сербском сознании Косовское сражение из военного измерения переросло в духовное – в противоборство добра и зла. Внешнее поражение св. князя Лазаря и его дружины стало осмысляться как духовная победа, восхождение к небесной славе через мученичество, через их жертву ради веры и ради христианского народа. Косовское сражение из военного измерения переросло в духовное – в противоборство добра и зла Один из первых памятников, проникнутых подобным сознанием – похвала св. князю Лазарю, написанная, точнее вытканная на его погребальном покрове монахиней Евфимией. Примечательна ее судьба. В миру ее звали Еленой. Она была дочерью кесаря Воихны и стала супругой деспота Углеши Мрнячевича, который погиб в несчастной для сербов битве с турками при Марице (Черномене) в 1371-м году. После его смерти деспотисса Елена стала монахиней Евфимией и остаток дней своих провела при дворе св. князя Лазаря, вместе с его супругой св. княгиней Милицей, которая после мученической смерти своего мужа на Косовом поле сама приняла монашество с именем Евгения. В 1402-м г. монахиня Евфимия вначале написала, а затем выткала золотыми буквами Похвалу св. князю Лазарю на покрове, который покрывал ковчег с его честными мощами, перенесенными из Приштины в построенный некогда им монастырь Раваницу. В этой Похвале начертывается образ св. князя Лазаря как нового мученика и воина

http://pravoslavie.ru/123394.html

Фрески Петро-Павлова монастыря в Герцеговине Небольшой монастырь Петра и Павла в каменистой Герцеговине, неподалеку от города Требине. Церковное предание хранит свидетельства о том, что здесь проходили и проповедовали апостолы Павел и Тит по пути в Далмацию. Неподалеку от монастыря в горах расположена Павлова пещера, в которой останавливался апостол. Храмы монастыря восходят к античным временам, о чем свидетельствуют проводившиеся здесь археологические раскопки и научные изыскания. Более крупная базилика апостола Петра была восстановлена в далеком 1906 году стараниями священномученика митрополита Петра Зимоньича, пострадавшего от хорватских усташей в 1941 году. Меньший по размерам храм посвящен апостолу Павлу. На протяжении столетий он был в полуразрушенном состоянии, но в 2007 году был полностью восстановлен. Фактически он был достроен над существующей базиликой и представляет собой триконх. В нем бережно сохранены остатки древней базилики и баптистерия. Сейчас это действующий храм, в котором вновь совершается Божественная литургия. В его оригинальной фресковой живописи сплетаются события апостольского века и история Сербской Церкви. Фото и текст: иером.Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла до восстановления, 2006 г. vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла, 2015 г. vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла, 2015 г. vk fb tw ok @ g+ lj Христос Пантократор vk fb tw ok @ g+ lj Богородица Оранта vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Петр vk fb tw ok @ g+ lj Остатки древнего храма и баптистерия vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас храма vk fb tw ok @ g+ lj Сцены из жизни апостола Павла vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел проповедует в Герцеговине vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел и святитель Савва Сербский vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел проповедует в ареопаге vk fb tw ok @ g+ lj Христос Эммануил vk fb tw ok @ g+ lj Распятие Христа vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Василий Острожский, митрополит Герцеговинский vk fb tw ok @ g+ lj Прп. Иосиф Гимнограф vk fb tw ok @ g+ lj Святой мученик князь Лазарь

http://pravoslavie.ru/114390.html

4. Св. мученик Лазарь, князь Сербский . Один из сербских вельмож, владевших сербским царством после царя Душана. По смерти царя Уроша патриарх Ефрем короновал Лазаря на сербское царство. Лазарь вместе с монахом Исаией отправлял посольство в Царьград, чтобы ходатайствовать о снятии прещения с сербского народа 74 . Неоднократно воевал против турецких полчищ. Наконец, 15 июня 1389 года на Косовом поле дал сражение турецкому султану Амурату. В этой битве Лазарь погиб. Его тело было похоронено в его [же] задушбине Раваница близ Чуприи. Впоследствии оно было перенесено в Раваницу Сремскую. Во время Второй войны (в 1942 году) тело святого Лазаря перенесли в Белград и положили в Соборной церкви, где и поныне почивает оно в нетлении, источая утешения и исцеления всем обращающимся к нему с молитвой 75 . Воссоздал он монастыри Хиландар и Горняк, построил обители Раваница и Лазарица, был ктитором русского монастыря святого великомученика Пантелеймона, а также многих других церквей и монастырей. 5. Св. Ефрем, патриарх Сербский . Родившись в семье священника, с малых лет стремился к духовной и подвижнической жизни. Когда родители хотели его женить, он убежал на Святую Гору. Позднее вернулся и подвизался в Ибарском ущелье и в монастыре Дечаны. Когда наступило многоначалие и борьба за первенство в государстве, а также, к сожалению, и в Церкви, Собор в 1375 году избрал Ефрема патриархом на место упокоившегося Саввы. Когда ему сообщили об этом избрании, он горько зарыдал, но не смог отказаться. Короновав в 1382 году князя Лазаря на царство, он отрекся от престола, передав его Спиридону, а сам опять удалился в пустыню. Однако по кончине Спиридона, в 1388 году, царь Лазарь упросил его снова занять кафедру. Святой Ефрем управлял Сербской Церковью в тяжелую эпоху Косовской катастрофы и после нее, вплоть до 1400 года, когда на 88-м году своей жизни скончался и отошел ко Господу, Которого [воз]любил. Его мощи почивают в монастыре Печ[ская Патриархия]. 6. Блаж. Августин, епископ Иппонский . Благодаря советам, слезам и молитвам своей матери Моники обратился из язычества в христианство. Великий учитель Церкви и влиятельный писатель с известными, не принятыми [Церковью] крайностями в учении. 35 лет прославлял Господа как епископ Иппонский, а всего прожил на земле 76 лет (354–430).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

К домонгольскому периоду относится также мученичество св. Евстратия Печерского (†1097, 28 марта), пленного инока, распятого на кресте в день Святой Пасхи его хозяином иудеем. Его подвиг «сугубо венчался» от Бога: «прежде бо воздержанием плоть умертвив» св. Евстратий, «последовал...Христу, нося крест» монашеского подвижничества, «последи же и сам на крест вознесен быв и в ребра прободен» 279 уже в прямом смысле сподобился последовать Крестным Страданиям Спасителя. Еще один мученик – инок этого периода – сщмч. Кукша Печерский (†1113, 27 августа), был убит язычниками вятичами, среди которых проповедовал Евангелие. От рук язычников – монголов пострадали св. князья Михаил Черниговский и боярин Феодор (†1245), Василько Ростовский (†1238), Роман Рязанский (†1270) и др. Святой князь Михаил Тверской (†1318), погибший в Орде в результате политической интриги, канонизирован как страстотерпец. См. Приложение к теме 3. Мученики – противники Лионской унии 1274 г, В то время, когда Русь переживала первые десятилетия татаро-монгольского ига, в Византии православные претерпевали гонения от униатов. В правление императора – униата Михаила Палеолога (1259–1282) особенно пострадали афонские монахи, не желавшие принимать унию, – преподобномученики Ватопедские (4 января), Зографские (10 октября), Корейские (5 декабря) и Иверские (13 мая). См. Приложение к теме 3. Сербские мученики. Косовский Завет 1389 года В XIV в., через несколько лет после Куликовской битвы, к сонму мучеников были причислены сербские воины, погибшие во время знаменитой битвы на Косовом поле (15 июня 1389). Событие это явилось ключевым моментом духовной истории Сербии. Благоверному князю Лазарю накануне битвы с огромным турецким войском был предложен выбор – либо мученическая кончина в бою, Царство Небесное и обетование, что сербский народ до скончания веков будет стоять в Православии, либо победа над турками. Лазарь выбрал первое, и войско поддержало этот выбор. Так был заключен Косовский Завет , в котором сербский народ предпочел вечное – временному, небесное – земному. Поэтому гибель 77-тысячного войска вместе со св. кн. Лазарем всегда рассматривалась сербами как духовная победа. О Косовском Завете православные сербы помнят и сейчас. Подробнее об этом см. в Приложении к теме. В день Косовской битвы 15/28 июня празднуется не только память св. мученика князя Лазаря и всех павших на Косовом поле в 1389 г., но с ними всех сербских мучеников и новомучеников. Балканские новомученики XV-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010