«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее отрок Иисус учит нас послушанию старшим. Когда Его взяли из Назарета на праздник Пасхи в храм Иерусалимский, Он не отказался идти туда; оставшись в храме для беседы с книжниками, Он не воспротивился идти домой, когда Пресвятая Дева Мария нашла Его и повела обратно в Назарет. А мы всегда ли охотно слушаемся, когда старшие приглашают нас идти в храм Божий? Не ропщем ли мы тогда на них? Не стараемся ли иногда под тем или другим благовидным предлогом отказаться от исполнения их воли? Научимся же у Христа послушанию! И еще отрок Иисус учит нас трудолюбию! Он усердно помогает своему мнимому отцу Иосифу в его работе – плотничестве. А мы охотно несем возлагаемый на нас труд? Не отказываемся ли мы иногда под всевозможными предлогами от приготовления уроков? Не предпочитаем ли проводить время в праздности? Не радуемся ли каждому поводу не работать? И так, дети, начиная новый год, обратим наше внимание на отрока Иисуса. Пусть Он будет нашим наставником и нашим руководителем в наступающем году. Научимся от Него любить храм Божий, любить и читать слово Божье, вникать в жизнь христианскую и поучаться ей, научимся от Него кротости, терпению и послушанию, научимся трудолюбию... И если мы, начиная Новый Год, зададимся этими благими целями, то, несомненно, Новый 1913-й год не пройдет для нас бесплодно, в чем и да поможет нам всем Господь. Аминь. Печ. по: Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1912 г. по 1-е октября 1913 г. Год десятый. – Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича. Бульвар Котляревского. 1913. С. 171–172). 2 февраля 1913 года – о воцерковлении Сегодня мы вспоминаем, как Иисус Христос, будучи 40-дневным младенцем, был принесен в храм Иерусалимский для посвящения Богу и как Его встретил там и принял на свои руки праведный Старец, Симеон Богоприимец. С этим праздником совпадают у нас отделенные праздники чуть ли не пяти отделений нашего Корпуса. Совпадение знаменательное! Нам следует остановить на нем свое внимание и вывести из него урок для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Ключевые для понимания его исторической концепции высказывания автор 3-го Евангелия и Деяний св. апостолов помещает в контекст миссионерской проповеди, где идея Божественного откровения в творениях служит мотивацией для отказа от поклонения языческим богам и обращения к Богу Единому, Который явился людям в Иисусе Христе (Деян 17. 30). Поэтому в той мере, в какой тварный мир и его история есть указание на Творца, они указывают на Христа и приводят к Нему. Самостоятельного смысла они не имеют и подлежат Суду, поскольку вся история языческого мира есть эпоха незнания и непослушания по отношению к Божественному откровению. Но она была преодолена явленным во Христе откровением, сделавшим возможными знание и послушание, что и стало собственным смыслом истории. Той же идее Божественности всей мировой истории служат особенности изложения родословия Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38). В отличие от Евангелия от Матфея Его родословие возводится не только до Авраама, но и вплоть до Адама, что выводит его за рамки Свящ. истории иудейского народа и делает частью истории всего человечества. При этом, как и в Евангелии от Матфея, где родословие Иисуса изложено в виде тройной последовательности 14 родов, в Евангелии от Луки оно состоит из 77 членов, что служит дополнительным указанием на таинственный Божественный смысл человеческой истории, ставший явным во Христе. V. Христология. 1. Божественные имена. Как и все богословские формулировки, христологические высказывания в 3-м Евангелии составлены в рамках его исторической концепции. Среди используемых в Евангелии от Луки и в кн. Деяния св. апостолов христологических терминов центральное место занимает Χριστς. Особенности употребления этого термина выделяют Евангелие от Луки среди других произведений раннехрист. лит-ры, для к-рой характерна тенденция к постепенному смещению в его значении от титула с самостоятельным содержанием (как правило, с артиклем Χριστς, т. е. Мессия, Помазанник) к имени собственному (как правило, при имени Ιησος, т. е. Иисус Христос,- напр., в: Деян 2. 38; 4. 10; 10. 36). В Евангелии первое употребление встречается достаточно часто. Тот, Кого ожидают Симеон Богоприимец и др. праведники Израиля - это «Христос Господень» ( Χριστς Κυρου - Лк 2. 26), что прямо указывает на связь титула с традицией иудейских мессианских ожиданий. Также и в Деяниях св. апостолов Иисус из Назарета есть предназначенный Израилю Богом Мессия-Христос (Деян 3. 20), а Его Страдания предсказаны в Писании (Деян 4. 25-27; ср.: Пс 2. 2). И в силу того что Иисус - как исполнение ветхозаветных пророчеств и мессианских ожиданий Израиля и гарант грядущих благ - есть Христос, Он Сам, Его слова и деяния есть центр мировой истории. В Евангелии ап. Петр называет Иисуса возле Кесарии Филипповой «Христом Божиим» (τν Χριστν το Θεο - Лк 9. 20; ср.: Мк 8. 29: Χριστς), поскольку в Нем сбылось обещание Бога и осуществился Его замысел.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Если Господь все делает для нас, для нашего спасения, а Матерь Божия является Посредницею сего, то спрашивается, что лучше для нас, что больше согреет нас, – то ли воззрение, что Богоматерь непорочным зачатием оторвана от человечества, поставлена на неприступную для него высоту, отделенную от нас такой пропастью, чрез которую ничто человеческое не могло перейти к ней, ибо до остатка оно было все мерзко, или то, по которому, будучи чистейшею Голубицею, Она все же – от нас, Она все же – наша, и мы, хотя и грешны, но все же действием мирового «Света» сохранили в себе, хотя малыя искры Его и передали их нашей духовной Вершине– Богоматери? И что приятней ЕЙ – быть ли отчужденной от нас, или быть в единении с нами? Если люди не могли дать из себя этот плод, то, значит, у них не было и остатков, добра, с которыми бы соприкасалась животворящая сила Духа Божия, сделавшая Богоматерь «блогодатною», с которою «Господь». Тогда как же Авраам и другие праотцы, Давид, пророки, Захария и Елизавета, Симеон Богоприимец и многие другие, о которых сказано в Слове Божием, что «они были праведны перед Богом? ( Лук. 1:6; 2:25 ). Тогда на что опереться в наших душах Искупительной блогодати, если там до тла все охвачено геенским огнем? Нет, о Ней сказал Архангел Гавриил, что Она «блогословенна между женами», по-гречески «Εν γιναιχιν», Она не выделена, не исключена из рода жен, но, находясь в среде его, возвышена в этом роде Своим духовным превосходством, сделавшим Ее достойною быть Матерью Сына Божия. Она – лестница, виденная Иаковом, один конец которой упирался в землю, а другой возвышался к небесам, по которой сошел к нам Спаситель. Таким образом, в догмате о Непорочном зачатии Богоматери, несостоятельном в своем существе, на вид высокими идеями прикрывалось не «что Божие, но что человеческое» ( Мф. 16:23 ). Догмат папского единоличия был принят народным послушанием. В своем роде апофеоз уготовлен; всего чрез 16 лет после того на Ватиканском Соборе 1870 г. был провозглашен догмат о папской непогрешимости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Само явление Христа – это предмет скандала, знамя скандала, начало распри между людьми, верными Богу и неверными Ему. До сих пор некоторых людей при упоминании Христа, при крестном знамении начинает трясти. Потому что Христос – это знамя скандала, которое выставил Отец! Христос слишком велик, чтобы на Него можно было спокойно смотреть. Или ты Его возненавидишь всем сердцем, всею душою своею, и всеми помышлениями своими, или Ты его возлюбишь так же. Единственное, что невозможно, говорит Бог-Отец, это остаться безразличным, потому что и безразличие — это хорошо замаскированная злобная ненависть, при очень удобном случае срывается маска равнодушия с человека, и он начинает яростно ненавидеть Христа! И далее, Симеон Богоприимец, обращаясь к Богоматери, говорит Духом Святым: «И Тебе Самой оружие пронзит душу, потому что откроются замыслы многих сердец». Потому что Христос срывает маску с людей. Он раскрывает тайны сердца, и «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис. 11:3 ), как предсказывал о Нем пророк Исаия. Но Он судит людей по правде и истине, и Он смотрит не на лицо, а на сердце человека, а многим это не нравится. Сердце Марии было пронзено в тот день, когда Она увидела Сына своего распятым на Кресте, потому что раскрылись замыслы очень многих сердец. В этот день – день Сретения, который для многих христиан является днем покоя и радости, светозарным днем, давайте посмотрим, как совершается воля Бога сейчас. Пророчество Симеона до сих пор не может оставить спокойным всю вселенную, мы видим, что среди наших родных и близких происходит разделение, и не наша задача это разделение предотвращать. Нам Бог не дал такой власти, чтобы сломать волю другого человека. Очень часто хочется взять вилы и в рай человека затолкать, но нам такой власти не дано. Наша задача — свидетельствовать, во-первых, жизнью, а во-вторых, словом о возлюбленном Господе Нашем Иисусе Христе, любить Его, служить Ему, питать Его, благодарить Его, величать Его и славословить Ему. Чтобы и наши сердца стали, как сретенские свечи, горящими, светящимися любовью, и тогда и наше слово, которое вложит в наши уста Святой Дух, приведет к изменению тех, кто хочет этого изменения. Нам не обещал Господь, что наше слово, даже при нашей полной праведности, сможет сломать всех, но тот, кто захочет найти Христа, сможет тогда найти Его через нас. Давайте посмотрим в наши сердца, знамя скандала, которое выбросил Бог-Отец, вызывает у нас вспышку радости и любви или вспышку раздражения, которая переходит в ненависть? Посмотрите на свое сердце, и пусть любовь Иисусова будет со всеми христианами!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010