Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Принимая на руки Богомладенца, прежде чем отправиться домой, чтобы наконец-то покинуть этот мир, Симеон возглашает слова, которые на церковно-славянском звучат так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, яже уготовал пред лицем всех людей и славу людей Твоих – Израиля». Эти слова, которыми Симеон прощался с миром, стали молитвой всей Церкви. Темы Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение и ожидание Мессии – в дневном богослужебном круге выражает Вечерня. И одним из завершающих молитвословий Вечерни стала молитва праведного Симеона. Вечерня предваряет Утреню и Литургию. В начале Утрени звучат слова из Ветхого Завета о том, что «Бог Господь явился нам», а на Литургии происходит явление Господа в Таинстве Причащения. И заканчивают молитвы по Святом Причащении этими же, произнесенные когда-то Симеоном Богоприимцем, словами. Потому что стать причастником Святых Христовых Тайн – это значит увидеть спасение, приобщиться к полноте жизни. Христос приходит для всех: для Израиля, чтившего Истиного Бога, и для язычников, бывших идолопоклонниками, но приходит в «знамение пререкаемое». Это знамение – Крест, оружие, которым сокрушил Господь силу диавола. А «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия», (1 Кор. 1:18) – говорит апостол. Весть о Боге, умалившем Себя до человека и казненном на кресте, была безумие для неверующих современников апостола Павла. Для нас же Крест есть Слава и Сила Божия. Но Сила и Слава Христа Бога нашего воспринимаются верою, и так будет до второго Славного Христова пришествия, когда Слава Божия будет явлена уже всем: «Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой» (Мф. 24:30). И о Кресте святой Симеон говорит Деве Марии: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Евангелист особо отмечает удивление Иосифа и Девы Марии, вызванное словами Симеона, и это так : после событий связанных с Благовещением и Рождеством, они с трепетом ожидали, что же будет дальше. Часто на иконах Дева Мария, держащая на Своих пречистых руках Богомладенца, изображается с печальным Ликом. И, быть может, именно с этого дня, когда Богомладенец был внесен в храм для посвящения Богу, Дева Мария начала скорбеть о том, что произойдет с Ее Сыном. И прославляя Христа, в праздник Сретения мы «чтем Пречистую Матерь Его, Ею же по закону принеслся еси в храм Господень». И облачения священнослужителей в этот день Богородичные – синие, цвета небес.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Бого­матерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рож­дении Спасителя. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолже­ние 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в со­стоянии были дать агнца. Дочь Давида могла принести только последне­го рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «как нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Си­меон, чающий утешения Израиля; и Святой Дух был на нем ( Лк. 2, 25 ). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По вну­шению Духа Божиего, Симеон пришел во храм в то время, когда роди­тели принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2, 29–32 ). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благо­словил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой, – святой старец предрек Богоматери, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2, 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2, 36–38 ); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «Ибо видели очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицом всех людей». Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца- Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» ( Лк.2:26-27 ). Симеон пришел не случайно, но ему было внушено, что нужно идти в храм. Может быть, в тот момент он не знал, для чего, но все же последовал этому вдохновению, или внутреннему чувству, влечению. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал…» ( Лк.2:27-28 ). В этом Младенце, не прельстившись Его немощью, Его человеческой ограниченностью, Симеон увидел безграничного, всемогущего и всеблагого Бога. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» ( Лк.2:28-29 ). К кому Симеон обращался? На первый взгляд кажется, что он обращался к Богу, благодаря Его за то, что держит на руках Мессию. Но я думаю, что человек, который обладал даром духовного прозрения, о котором в Евангелии сказано, что на нем был Дух Святой, безусловно, видел в этом Младенце Сына Божия и Бога и потому обращался именно к Нему. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29-32 ). Из самого содержания речи Симеона, называемой теперь «Песнью праведного Симеона Богоприимца», видно, что он осознавал, что обращается именно к Богу, прикрытому младенческой плотью. «Ибо видели очи мои спасение Твое». Как это понимать? Неужели он обращается к Богу, благодаря Его за то, что пришел Мессия как человек, и только? Понятно, что прославление, выражающееся в словах: «Ты уготовал спасение пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», относится к Самому Богомладенцу, Господу Иисусу Христу, потому что впоследствии Он все это и совершил. «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Я думаю, что здесь слово «дивились» обобщает поведение Иосифа и Богоматери.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Речи и гадания – в контексте содержания ирмоса, речи – это прямые, ясно выраженные пророчества о воплощении Сына Божия, а гадания, (по-гречески – энигмата) – провозвестия Его пришествия, скрытые в их загадочных видениях и образах. Само выражение заимствовано из книги Притчей Соломоновых (1, 6). Свет блистания Твоего. – Здесь перифразированы слова Песни пророка Аввакума: " В свет стрелы Твоя пойдут, в блистании молнии оружии Твоих. Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси» (Аввакум, 3, 11–13). Изречения пророка, которые, по обычному иудейскому восприятию, грозили гневом Божиим и бедствиями врагам Израиля, новозаветная Церковь осмыслила более широко. Она увидела в них прикровенное свидетельство о пришествии Господа ради спасения людей и о проповеди Евангелия по всей земле. В частности, «стрелы» и «молнии», согласно этому новому пониманию – это апостолы, облетевшие весь мир, и поразившие евангельским словом сердца народов. Свет, на основании слов Христа: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, 8, 12; 9, 5), означает просвещение людей познанием Бога, Отца небесного, через веру в Его Сына, пришедшего для их спасения. Слово «блистание» заимствовано прп. Козмою у пророка Аввакума не только ради поэтической красоты. Блистание, т. е. сияние ослепительного, нестерпимого для глаз света, дважды упоминается в Евангелии. Первый раз – в описании Преображения Господа на Фаворе, когда Он явил ученикам славу Своего Божества. Второй раз – когда в белом блистающем одеянии предстал перед женами-мироносицами Ангел, возвестивший им радость Воскресения Христова. Итак, под «светом блистания» можно понимать проповедь народам земли о воплощении Бога-Слова и о Воскресении Его из мертвых. Во свет языком. – Древним пророкам, жившим во времена, когда вера в Единого Бога была достоянием только одного Израиля, было открыто, что в будущем истинное богопознание будет даровано всем народам, и что это исполнит ожидаемый ими Помазанник Божий – Мессия. Особенно ясно об этом говорит Исаия: «Я, Господь, призвал Тебя в правду... и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия, 42, 6). Исполнение пророчества Исаии увидел праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои старческие руки Младенца Христа, принесенного в Иеросалимский храм Мариею и Иосифом: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лука, 2, 29–32). Этими словами Симеон ясно исповедал Младенца Исуса предреченным у пророков Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа 2/15 февраля Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое . Лк.2:29–30 В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца. Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ) Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона. За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык. По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена». Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа». Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по рождении приносить в храм для посвящения Богу. При этом приносили жертву: богатые – агнца и голубя, а бедные – двух птенцов голубиных. В сороковой день по рождении Иисуса Христа, Дева Мария и Иосиф пришли с младенцем в храм и, так как они были люди бедные, то принесли в жертву двух голубей. В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению Духа Святого, он пришел в храм, взял на руки Младенца и сказал: «Теперь Ты, Владыка, отпускаешь меня из этой жизни, потому что очи мои увидели Спасителя мира». Тут же была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она подошла к Деве Марии, славила Бога и говорила всем, что этот Младенец есть обещанный Спаситель. Тропарь праздника: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия (находящихся) во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый (принявший) во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение . Праведный Симеон, принявший на свои руки Младенца Христа, называется Богоприимцем. Молитва , сказанная им, читается так: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. Яко – потому что; еже еси уготовал – которое Ты приготовил; во откровение языком – для просвещения язычников. Святый Иоанн Предтеча Пред пришествием в мир Спасителя в земле иудейской жил благочестивый священник Захария с женою Елисаветою. Они были уже стары, а детей не имели. Однажды Захария, совершая богослужение в храме Иерусалимском, вошел в святилище для каждения. Здесь ему явился ангел Гавриил. Захария смутился; Архангел же сказал ему: «Не бойся, Захария! Молитва твоя услышана: жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь имя ему Иоанн. Он будет велик пред Господом и будет приготовлять людей к принятию Спасителя» – «Чем мне увериться в этом?» спросил Захария. – Архангел ответил ему: «За то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем до того дня, когда это предсказание сбудется». Захария вышел к народу, но не мог ничего сказать, и все поняли, что ему было видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010