Если же это не так, то мы окунаемся в бездну предопределения, которое своим логическим завершением имеет торжество языческого рока. Там же, где царствует рок, нет места Божественной Любви. См.:  Геродот . История в девяти книгах. Клио. 91.  « Наука » . Л. 1972. С. 40. Это вполне можно сравнить с ободряющими словами прп. Сергия Радонежского  б лаговерному князю Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы:  « Се зрел твою победу! » Х. Генри Митер.  Основные идеи  к альвинизма. CRC World Literature Ministries.  « Христианский мост » , 1995. С. 51.  Теологумен (греч. theologoumenon) — богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Прокопчук А., свящ.  Предопределение в Евангелии от Иоанна//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 45.   « Резко выраженная идея предестинации избранных или данных Христу Отцом учеников содержит в себе несомненные догматические трудности для понимания. Очевидно, такой предестинационизм не соответствует всему духу Евангелия любви » .  Булгаков С., прот.  Богословие Евангелия Иоанна Богослова//Вестник РСХД. Париж, 1982. С.36. Цит.  п о:  Прокопчук А., свящ.  Указ. соч. С.42.  PG, t. 36, col. 419 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 261 .]  Цит. по: В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М. 1991. С. 50.  Кенозис (греч. κνωσις  — уничижение, истощение) — святоотеческая концепция, полагающая Божественное самоуничижение Христа через Его воплощение в человеке вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти.   Следует иметь в виду, что грех, соверше нный царе м Давидом, используется Господом Богом так, что родившийся от этого брака Соломон по закону Левирата вписывается в родословную Урии и, соответственно, сыновей Иафета, что подче ркивается в Евангелии словами:  от бывшей за Уриею  (Мф. 1:6). Можно, в качестве примера, вспомнить молящегося под смоковницей будущего апостола Нафанаила (см. Ин. 1:45–49), для которого слова Христа:   прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя  (Ин. 1:48) прозвучали как гром среди ясного неба, ибо Кто его мог видеть под этой самой смоковницей, если, как доносит до нас Священное Предание, сам Нафанаил молился под ней о пришествии в мир Мессии; или праведного Симеона Богоприимца:   Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня  (Лк. 2:25–26).

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Симеон Богоприемец – благочестив и праведен старец, живял в Йерусалим, на когото било предсказано, че няма да умре докато не види Христа. Когато на 40-тия ден от рождението Му довели младенеца Иисус в Йерусалимския храм, праведният Симеон благословил Бога и приветствувал Младенеца като Спасител на всички народи. Едва тогава Божието откровение се изпълнило и той починал ( Лк 2:25–35 ). Паметта му се празнува на 3 февруари. Извън речника: Св. Симеон Богоприимец. Св. Симеон Метафраст (Симеон Логотет?) (+960) – знаменит византийски държавник и църковен писател-агиограф, преподобен. Събирал древни сказания за житията, подвига и страданията на светиите, съставил 122 нови животописа и изправил 539 жития, като ги преразказал и претворил, за което получил прякора Метафраст (на гр. «разказвач», «преразказвач»). От тях той съставил менология (гръцки корпус със жития на светиите), приспособен към църковния календар, която станала господстваща във гръцката църква и способствала за уеднаквяването на богослужението. Автор е и на стихове и речи. Отъждествяването на бл. Симеон Метафраст със Симеон Логотет е спорно. За благочестивия му живот Църквата го причислила към сонма на светците. Църквата чества бл. Симеон на 9 ноември (27 ноември стар стил). Извън речника Св. Симеон Метафраст . Симония – приемане или даване духовен чин, звание или отличие срещу облаги; богохулна търговия с благодатните дарове на Св. Дух. Първа жертва на този грях станал Симон Влъхва (и оттам «симония»). Като видял как апостолите вършат чудеса, Симон им предложил срещу заплащане да го ръкоположат за апостол, за да добие и той Даровете на Духа ( Деян. 8:18–24 ). В по-късни времена подобно греховно използването на свещенството за пари, както и продаване на свещените степени за пари се извършва чрез продаването на индулгенции, или чрез изискване за задължително заплащане за извършването на св. тайнства и др.под. Синаит – виж Св. Григорий Синаит . Синай (Изх. 16:1; 19:11,18; 31:18; 34:2; Чис. 3:1 ; Втор. 33:2 ; Съдии 5:5; Пс. 67:9,18 ; Деян. 7:30 ; Гал. 4:24 ) – свещена планина в Арабската пустиня, наричана в Библията както Синай (Изх. 19:11–23, 24:16, Лев. 7:38, 26:46 , Чис. 3:1 , Втор. 23:2 , Деян 7:38–40 ), така и Хорив (Хореб; Изх. 3:1, 17:6, 33:6, Втор. 1:2,6 , 3Цар 8:9 и др.). На нея Бог поверил на Моисей скрижалите със Закона и се случили едни от най-важните събития при пътуването на богоизбрания народ в пустинята след излизането им от Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Давайте перейдем прямо к теме и посмотрим на текст Песни Симеона Богоприимца (Евангелие от Луки 2: 29-32). Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром… Здесь Симеон говорит, что Бог его отпускает, то есть позволяет ему расстаться с этой жизнью. Поскольку, как говорится в Евангелии от Луки прямо перед этими словами, Святой Дух его заверил, что он не умрет, пока не увидит Христа (Евангелие от Луки 2:26). Далее Песнь продолжается так: ибо видели очи мои спасение Твоё, … Здесь, безусловно, он говорит о младенце-Иисусе, которого он в этот момент держал на руках. которое  уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Хочу напомнить вам, мои многочисленные зрители, что эта Песнь поется каждый вечер во время византийской вечерней службы. То есть наша литургическая традиция считает ее актуальной в каждый вечер нашей жизни. Почему? – вы можете спросить. Поэтому я и люблю вас, мои многочисленные слушатели! Потому что вы задаетесь такими хорошими вопросами. Потому что… Сейчас мне понадобится ваше внимание! И если вы сейчас проверяете сообщения в телефоне или в Интернете, отложите их и  послушайте меня. Потому что слова святого Симеона определенным аллегорическим образом «подходят» к вечернему времени суток. Я скоро вернусь к словам «аллегорический», но пока я хочу сказать, что святой Симеон размышляет о своей скорой смерти или переходе к жизни после смерти. А вечер, закат солнца – источника света в этом мире, также является переходом к ночному времени, и к другим источникам света, данным Богом, — таким как огонь и электричество. И, наконец, — переход к следующему дню. Все это, так же как и то, что мы укладываемся вечером спать, напоминает нам о нашей собственной смерти. Смерти, которая не просто является концом, но переходом к другой фазе нашего существования, в жизни после смерти. Итак, окончание вечерни полностью посвящено переходу. Также вспоминается переход от Ветхого Завета к Новому, поскольку старец Симеон держит Бога в человеческой плоти, Благую Весть и Славу его народа, народа Израилева. И Симеон с надеждой смотрит на эту Славу, которая проявляется также и перед не-евреями в виде света.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Перевод: В терпении твоем, святой Божий, от Господа ты принял награду и собрал урожай с полей райских наслаждений, бессонным бдением и юродством тело твое изнурил ты и мудростью душу твою спас, жизнью земной пренебрегал, но возжелал созерцать Небесное Царствие и удостоился видеть Небесного Царя, и Ему поклонился ты. Мы же, недостойные рабы твои, у гроба твоего смиренно колена преклоняя и с сокрушенным сердцем взирая на образ иконы твоей, так взываем: «О Прокопий, удивительный, ходатай будь и молитвенник ко Господу о рабах твоих и защитник города нашего во дни наступающих скорбей и молись ко Господу о спасении наших душ». Симеону Богоприимцу, прав., глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Перевод: Симеон старец сегодня радуется, взяв на руки свои Младенца Превечного Бога, прося разрешиться от уз плоти и взывая: «Видели очи мои спасение Твое миру». Симеону Верхотурскому, прав., глас 4 Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело,/приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/притекающим к тебе, праведный Симеоне./Темже, по данному ти дару,/испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,//и моли спасти души наша. Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Днесь радуется славная страна Сибирь,/обрет святыя мощи твоя внутрь себе./Архиерее, священницы и весь сонм людский/духовне веселящеся, вопием ти:/о Богомудре Симеоне!/Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/прося податися всем по коегождо прошению,/и избавитися стране сей и граду/от огненнаго запаления и поганскаго нашествия/и междоусобныя брани и от всякаго зла./Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение,/новый целебниче, и вопием://слава Дающему тобою всем исцеление!

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Господь да сподобит нас иметь веру истинную, живую, деятельную и войти ею в вечныя обители небесного Царствия. (Из «Полного год. круга кр. поучений», прот. Гр. Дьяченко). Поучения на Сретение Господне 17. Отчего многие из христиан мало пекутся о снискании благ небесных «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», – с такою радостию приветствовал праведный Симеон наступившее время своего отшествия к животу не стареемому для вечного наслаждения благами, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша». Какой христианин не желал бы окончить жизнь свою так же мирно, с таким же упованием лучшей жизни в другом мире, как праведный Симеон Богоприимец? Отчего же так много между христианами людей, равнодушно помышляют об уповаемых благах небесных? Отчего так мало пекутся о снискании великого наследия, соблюдаемого на небесах? У многих стремление к благам небесным подавляется обилием благ земных, коими наслаждаются по произволению сердца. Богатые земными радостями, которыя легко достаются при обильных средствах жизни, – они мало заботятся о радостях неба, которыя нельзя приобрести без подвигов самоотвержения, без борьбы с собою – трудной и продолжительной. Силы духа растут и укрепляются в борьбе с трудностями, в непрерывной деятельности; а удобства жизни, доставляя спокойствие, расслабляют душу и, прилепляя к земному, ослабляют стремление к подвигам и благам духовным. И вот почему вместе с развитием гражданственности, при значительных успехах естествознания, время от времени мысль о вечности затмевается, и привязанности к земному укрепляются. Но земная жизнь назначена не для покоя и наслаждения, а для возращения сокровищ духа в подвигах духовных; должно опасаться, чтобы заботливым искателям удобств и удовольствий жизни не было сказано по смерти то же, что упоминаемому в Евангелии богачу: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» ( Лук. 16, 25 ). Едва ли не больше найдется таких людей, у которых стремление к благам небесным ослабляется заботливостию о снискании и приумножении земных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого, – и чего сподобился? какого богатства? какой чести? какого блаженства? Сподобился приять на руки свои Христа Господа своего; а это богатство большее всех богатств, честь выше всех почестей, самое высшее блаженство. Он принял Христа, а вместе с Ним принял и богатства небесные, нетленные; принял Христа и вместе с Ним принял царскую честь, чтобы вечно царствовать со Христом; старец принял Христа, вместе с Ним принял и бесконечное блаженство; принявши Христа на руки, он принял жизнь нестареемую, сущую на небесах. Удостоился же всего этого потому, что с самой ранней юности старался иметь в себе Святого Духа: и Дух Свят бе в нем. Будем и мы, возлюбленные, подражать тому великому угоднику Божию, хотя отчасти, насколько может немощная наша сила, подражать праведности его, – не будем никого обижать, ни клеветать, ни лгать, ни мыслить лукаво. Будем подражать его благочестию, почитать Бога не только верою истинною, но и добрыми делами; злых же и небогоугодных дел всеми силами избегать. Будем подражать ему и в твердом уповании получить будущее блаженство, возлагая всю свою надежду на Бога. Чистым житием потщимся иметь в себе и Духа Святого: ибо Святой Дух вселяется только в том, кто проводит жизнь чистую, целомудренную, нескверную. Дух Святой пребывает там, где – друголюбие нелицемерное, кротость и мирное пребывание со всеми. Ты же, святой праведный Богоприимец Симеон, сам соделай с нами то, чтобы мы были твоими подражателями и сообщниками блаженства твоего. Ты устроишь сие, когда помолишься о нас Владыке всех: ибо благоприятны Ему твои молитвы. Помолись же, молим тебя со смирением! руки, на которых носил Христа, ныне простри к Нему за нас; уста, которыми благословил Бога и Богородицу, те уста воздвигни на молитву о нас к Богу и Богородице; очи, которыми видел воплощенное на земле спасение, те очи возведи к Спасителю нашему, пред Которым ныне предстоишь, и умоли Его благостыню, да будет к нам милостив и милосерд ныне и в будущий век. Аминь 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Симеона! Он видит в младенце Иисусе спасение или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их. Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но уготовано пред лицем всех народов. Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: свет во откровение языков – к просвещению язычников. (Слич. Лк.1:78–79 ). Видит в Нем и славу народа Израильского, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свег, что среди иудеев воплотился Бог , среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – с миром и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так некогда христиане Прав. Симеон говорил: когда увидел утеху Израиля, Спасителя мира. Кто мог быть счастливее Праведного Симеона Богоприимца? Чего всю жизнь желал он, то и получил: желал видеть утеху Израилеву. Спасителя мира он не только увидел, но и на руках держал, желал смерти по причине глубокой старости и дождался оной. Но Праведный Симеон однажды только увидел Господа, однажды держал Его, а мы можем непрестанно Его видеть и очами телесными, и очами веры не однажды держать, но и всегда, во всю нашу жизнь, притом не на руках только, но и внутри себя, приискренне приобщаясь Телу и Крови Христовой. Но, ах! Этого блаженного соединения со Христом удостаиваются только те из нас, которые имеют один дух с Господом, которые достойно приемлют сию величайшую святыню, а недостойный «суд себе яст и пиет» 28 . Евангелие говорит, что в Праведном Симеоне бе Дух Свят, потому-то он и удостоился увидеть и держать Богомладенца Иисуса. Какой дух во многих из нас? Не Дух Свят, а дух нечистый: дух гордости, дух любостяжания, дух вожделения, дух зависти, гнева, нетрезвости и другой нечистоты. Какое же может бысть общение света со тьмою Христа, с Велиаром? Поэтому, кто желает стяжать любовь Христову и соединиться со Христом, тот должен возненавидеть мир и все, что в мире есть, ибо в мире царствует ныне только «похоть плоти, похоть очима и гордость житейская» 29 . Кто же истинно любит Христа? Тот, кто ненавидит мир и исполняет все заповеди Христа. Ибо сам Христос сказал: «кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам» 30 . Сам явится к тебе Христос, если ты исполнишь Его заповеди, явится в сей жизни под видом хлеба и вина, явится и в будущей на облаках небесных с силой и славой многой, когда воссядет на престоле славы Своей, и все святые ангелы с Ним явится судить живых и мертвых. Но сколько между нами таких, которым не хочется ни умирать, не хочется, ни увидеть Господа! Почему? Потому что такие люди много имеют грехов и за собой, пред собой и в себе. Вот почему многие бегают храма Божия и не хотят приобщаться Святейшему Таинству. Но может ли кто избежать смерти? Может ли не принять Христа хоть пред смертью ? Но ах! Приимет! Но уже только в суд и осуждение! Спасения ли ищут, Христа ли ищут те, которые проводят жизнь в радости и веселии? Смерти ли ожидают те, которые собирают себе блага многа на лета многа? Так ли ожидать Христа Жениха, Который, быть может, явится в полунощи греховной их жизни? Так ли ожидать суда Божия, которого святые даже боятся и трепещут? Так ли встречать Судию праведнейшего, пред которым река огненная потечет и увлечет всех грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Эти пророческие слова праведного Симеона:  Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле  — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают.  Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов. Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь:  Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое  ( Лк.2:29-30 ). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами. Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство.  Аще кто любит Мя , — сказал Господь, —  слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим  ( Ин.14:23 ). И в другом месте:  Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010