Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Умягчение Злых Сердец Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни. Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых. Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умягчение Злых Сердец " .

http://pravicon.com/info-183

Итак, Господь в страшных муках висит на Кресте… Одежду Его разделили между собою воины. Не только палачи, но и распятые с Ним бандиты поносили Христа. Они плевали на распинателей, проклинали их и, обратившись ко Иисусу, говорили: «Если Ты Христос», сойди с Креста «…спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но совершилось изумительно психологическое чудо. Разбойник, распятый справа, стал останавливать своего товарища: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…», — говорил разбойник, — «…а Он ничего худого не сделал». На мгновение задумавшись, бандит обратился к умирающему Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:41-42 ), — произнес он. Изумительная божественная любовь и власть из уст Иисусовых излились на раскаявшегося злодея: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). За содеянные злодейства разбойник еще долго висел на Кресте, но он первым из представителей человечества в тот же день получил Небесные Обители. Какую великую надежду подает нам случившееся! За каждый грех справедливый Господь попускает нам очистительные страдания. Если грехи превосходят определенную меру, то страдания эти продолжаются в Вечности. Ничто оскверненное грехом не в силах наследовать чистейших Небесных Обителей. Если в скорбях грешник кается, то становится чистым душою. Подобное случилось с разбойником, названным Церковью благоразумным. Оба злодея страдали, но только один раскаялся и наследовал Царство Небесное. Потрясающий пример для нас! Страдания и болезни, перенесенные благостно и с покаянием, приносят спасение, и те же страдания, сопровождаемые озлоблением, оскверняют и губят душу. Вся природа содрогнулась от совершенного над Спасителем злодейства. Началось страшное землетрясение. Трепетала вся Палестина. Образовались глубокие расщелины в земле. Отверзлись гробы многих праведников. По воскресении Иисуса они явились в Святой город. Среди них были Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и многие другие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее. Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона , которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля . А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец  (Лк 2:28–32, 34–35) . Тебе Самой оружие пройдет душу,  «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями. Тезис 2. Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

http://foma.ru/chto-prishlos-perezhit-ma...

В лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — мудрость 2. И в то же время при Рождестве Христовом свидетелями чуда Его рождения оказались люди разных сословий. Блаженный Августин писал: «Пастухи были израильтянами, волхвы — язычниками. Первые были вблизи от Него, последние — вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию» . Таким образом, в лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — человеческая мудрость. 3. С другой стороны, Его обнаружили праведники , такие как Симеон Богоприимец (Лк. 2, 25-32) и пророчица Анна (Лк. 36-38), и грешные язычники-волхвы. Этим было обозначено, что Он является в этом мире как Спаситель всех людей. Хотя в Евангелии от Матфея и сказано, что Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21), но, в понимании святых Отцов, Своими для Него являются все люди, когда-либо жившие и живущие на Земле. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам… (Иез. 33, 11); и еще: Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез. 18, 32). Блаженный Феофилакт пишет: «Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно — Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих» — не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом» . Блаженный Августин, согласно с Феофилактом, пишет: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся» . Поклонение волхвов. Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия      4. Избраны стать свидетелями Рождества Христова волхвы и по той причине, что пришли с Востока. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Волхвы пришли с востока потому, что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера — это свет души» . Пришли на Запад — для того, чтобы в будущем народы Востока и Запада едиными устами прославили рожденного в Вифлееме Христа Спасителя. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).

http://pravoslavie.ru/99996.html

В храме сорокадневный Младенец, Владыка неба и земли с благодатным восторгом и великой радостью был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. Святой Симеон на закате дней своих произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет за вечерним богослужением при закате дня: " " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей… " " Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: " " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец " " (Лк. 2; 35,36). Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие – соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога. И Пресвятой Деве предстояло неоднократно уязвляться сердцем при виде страданий Своего Божественного Сына, особенно тогда, когда Она стояла при Кресте Христовом. Устами старца Симеона в гимне: " " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… " " – сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона. В связи с событием Сретения Господня, каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова " " ныне отпускаешь… " " относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией. Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном " ныне отпускаешь... " , и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча со Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.

http://zavet.ru/k/sret/

По праведной и благочестивой жизни, добродетелями украшенной, познается в человеке надежда царствия небесного, преисполненного вечного утешения, как это наяву обнаружилось в святом Богоприимце Симеоне, ибо за праведностью и благочестием последовало в нем чаяние утешения Израилева. Если бы не был он праведен и благочестив, не было бы дано ему сие чаяние и самое осуществление чаяния, то есть Христос, Спаситель мира, возлегший на руках его праведных. О люди, святой верой во Христа просвещенные! Если кто из вас желает получить в будущей жизни сие утешение, чтобы видеть лицом к лицу Христа в небесном царствии, будьте праведными и благочестивыми в настоящей этой жизни. Ибо не погибнет надежда праведных, благочестивых не минует воздаяние, которое есть Сам Христос, Спаситель наш, наследие всех любящих Его, как Сам Он говорит в Святом Писании: «Я часть твоя и наследие твое, посреди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Но опять обратимся умом своим к святому Симеону Богоприимцу. Похвала этому великому угоднику Божию, в святом Евангелии в истории о сретении Господнем написанная, восходя по степеням на высоту, как бы по лестнице, достигает, наконец, самой высшей степени – общения Святого Духа. Оно указало сначала праведничество его, затем благочестие, потом чаяние утешения Израилева и, наконец, пребывание в нем Духа Святого: «Дух Святый, – сказано, – был на нем " . Итак, Симеон был храмом Святого Духа. Что может быть выше такой похвалы? Что почетнее и преславнее? Ибо, где живет Дух Святой, там и все Его дарования как бы в сокровищнице полагаются, по словам Писания: «Почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Дух Святой обитал в святом Симеоне, следовательно, и все дарования Духа Святого имели в нем свое пребывание, и была святая его душа сокровищницей даров Святого Духа. О, сколь великое это блаженство! Сколь бесценное богатство! Мы же скажем себе: блажен и преблажен заботящийся о том, чтобы иметь пребывающим в себе Святого Духа, ибо он исполняется многих Его дарований. Окаянен же и преокаянен тот, кто не печется о пребывании в себе Святого Духа и даже отгоняет Его от себя гнусными делами, ибо такой приходит в крайнюю нищету, в ту нищету, о которой говорит Сам Господь некоему лицу в Апокалипсисе Иоановом: «Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всеми силами своей души чаяли они пришествия обетованного Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Об этом чаянии слышим мы от святого пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис7,14 ). И это о них, ветхозаветных праведниках, говорил Иисус Своим ученикам: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф 13, 17 ). С каким напряжением всматривались они в даль будущих счастливых времен, когда на землю придет наконец Спаситель человеческого рода! Вся жизнь их была верою в это пришествие, ожиданием его; вот такой своей верой они и угодили Богу. В этом уповании они старались жить праведно, свято, – потому и Церковь ублажает их, наряду с новозаветными святыми, воспевая ныне и обращаясь ко Господу: «...верою праотцы оправдал еси» (тропарь). Можно сказать, что каждый из тех ветхозаветных праведников выразил в своем лице ту или иную особенно характерную именно для него добродетель. Так, например, Авраам – это образ глубокой преданности воле Божией, вплоть до согласия на заклание собственного единственного сына, – настолько он готов был следовать этой воле и повиноваться ей. Исаак выразил собою жертвенность, будучи готовым явиться пред Богом жертвенным агнцем, подобно тому как стал Агнцем Божиим Господь наш Иисус Христос, закланный «за живот мира», за его спасение от вечной смерти. Иаков сподобился дивного видения «лествицы», идущей от земли до Небес, – преобразовательного символа Божией Матери, Которая рождением Сына, Богочеловека Христа, и соединила небо и землю. Ной отличался особой праведностью, за что и удостоился быть спасенным от потопа и стать вторым родоначальником человечества. Иову были свойственны великое многотерпение в скорбях и болезнях и преданность Богу в любых несчастьях. Все они ожидали и жаждали прихода Спасителя, все были бы рады «видеть день Его» – и не увидели. Лишь глубокий старец, святой праведный Симеон Богоприимец, сподобился этой радости, восприняв в храме на свои руки Спасителя и вознеся Ему трогательную молитву: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (лк 2, 29). С этими словами Симеона отошел в вечность Ветхий Завет и наступил Новый – Завет с Богочеловеком, Сыном Божиим, тогда еще Богомладенцем Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

42 Плодоносящие – это те, которые снабжают храм предметами, потребными для Богослужения, напр, вином, елеем, свечами, ладаном. 45 Оглашенные разделялись на следующие степени: 1) оглашенные – слушающие – неверные, 2) коленопреклоненные, 3) бесноватые, 4) готовящиеся ко крещению, 5) кающиеся. Кающиеся были тоже разных степеней: а) плачущие стояли вне врат церковных, б) слушающие внутри врат в притворе, – припадающие – внутри врат самого храма (Богосл. Вестн 1896 г. март, стр. 365). 46 Огласить, чтобы огласил их словом истины, т -е. наставил их преподаваемыми им устно истинами православной веры. 52 Христианские кончины – когда умирающий напутствуется св. таинствами – покаянием во грехах, причащением Св. Таин и соборованием, а по смерти сподобляется христ. погребения и поминовения. 54 Непостыдны – когда умираем естественною, а не насильственною смертию, напр., от пьянства и разного вида самоубийства, или во время совершения нами грехов, – когда умираем в своем звании, а не как лишенные прав преступники. 55 Мирны – с умиротворенною совестью без смущения и боязни подпасть вечному осуждение, как отходил с миром из этой жизни праведный Симеон Богоприимец. 56 Преосв. Феофан слова: милость мира переводит: елей мира, и объясняет: Мир точно есть елей для душ и лучшая милость, взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая. (Душ. Чт. 1897 г. янв., стр. 143). 57 Св. причащение, как жертва умилостивительная за грехи всего мира, и благодарственная Богу за Его неизреченные милости к людям, называется евхаристиею – благодарением. 58 Победная песнь есть песнь победы или после победы, которую одержали Ангелы над диаволом в войне с ним на небе. Ев. Иоанн в откровении говорит: И произошла на небе война. Михаил и Ангелы ею воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли.. и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, на землю, и ангелы его низвержены с ним. И они (Ангелы) победили его ( Anok. XII, 7, 8, 9, 11 ). А что победная песнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». О каком плаче идёт речь? Мы иногда говорим о ком-то: «У него глаза на мокром месте». Но здесь имеются в виду не меланхолики и не жертвы социальных притеснений, а те, кто жаждет духовного утешения. «Утешать» — одно из самых важных слов пророчества Исайи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40:1). «Истаевает душа моя о спасении Твоём… Когда Ты утешишь меня?» (Пс 118:81-82). Симеон Богоприимец, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева» (Лк 2:25), говорит о Младенце, пришедшем в мир, чтобы дать жаждущим и ожидающим утешение. Блаженны те, кто всем сердцем ждут того момента, часа, когда Господь войдёт в их жизнь, ибо им действительно будет даровано и уже даруется это утешение Вспомним также 125-й псалом, где говорится о том, как плач сменяется радостью: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». В Евангелии от Иоанна Иисус говорит ученикам в прощальной беседе: «…вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20). Плач апостолов, печаль Страстей сменятся радостью Воскресения Христова. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Мы знаем, что глагол «алкать» — «хотеть пить», «жаждать», «хотеть есть» — в русском языке требует при себе родительного падежа существительного (например, «хотеть воды»), а в Нагорной проповеди существительное стоит в винительном падеже. Значит, речь идёт не о какой-то частичной справедливости в отношении кого-то. Блажен тот, кто жаждет всей справедливости, какая ни есть на белом свете, — для всех и каждого, в полном объеме. А мы знаем, что такая воплощённая справедливость — Сам Христос. Блаженны алчущие и жаждущие Христа — того момента, когда Христос войдёт в их жизнь. Ибо Христос даст им Самого Себя под видом Святых Тайн, и они насытятся. Можно, таким образом, говорить о евхаристическом подтексте этого стиха Нагорной проповеди. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Суд без милости не оказавшему милости», — воскликнет потом апостол Иаков (Иак 2:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1. Творец делает все возможное, чтобы спасти людей: неразумных вразумить, помраченных разумом просветить, заблудших вывести на верную дорогу, спящих пробудить. Свою святую волю и Свое расположение Он передает людям и через звезды, и через вещи, и через животных, и через случаи, и через сны. Бывает, что Господь предупреждает людей катастрофами. Кроме того, Он посылает людям сигналы через других людей, а также одним народам через другие народы. Духовный человек чувствует присутствие Божье каждый день, каждый миг убеждаясь в этом. А Святое Писание, как Книга Божьей воли в судьбах людей и народов, ежедневно подтверждает истинность этих свидетельств. 2. Величайшим знамением, явленным из мира духовных сил нашему миру символов, населенному различными людьми и народами, является Сам Господь Иисус Христос . Еще в те времена, когда Его Мать на руках носила, пророчествовал о Нем святой Симеон Богоприимец, сказав Марии, Матери Его: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ). 3. И Пресвятая Дева Мария послужила знаком Божьей силы и мудрости в Его плане спасения человечества. Случилось все так, как предсказывал святой пророк Исаия согласно своему видению: «Об этом Сам Господь даст вам знак: Дева родит сына, и нарекут Его именем Эммануил» ( Ис.7:14 ). 4. Апостол Андрей первым последовал за Иисусом. Потом он встретил своего брата Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос. Поняв, что это знак Божий, Симон Петр сразу же присоединился к Иисусу Христу и стал Его учеником. Точно так же Нафанаил, впервые заговорив с Иисусом, тотчас почувствовал, что пред ним Сын Божий. 5. Пророки и праведники были для людей знамениями от Господа. Я поставил тебя знамением дому Израилеву, сказал Господь пророку Иезекилю. И в другом месте говорится: «будет для вас Иезекиль знамением: все, что он делал, и вы будете делать» ( Иез.24:24 ). Пророк Исаия то же самое сказал о себе: «вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа» ( Ис.8:18 ). Следует обратить особое внимание на слова Исаии, от Кого исходит это указание – от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010