Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († сер. марта 1218, г. Торжок), блгв. кн. (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын новгородского, впосл. галицкого блгв. кн. Мстислава Мстиславича Удатного († 1228). В Новгородских I и IV летописях В. М. упоминается в период 2-го княжения Мстислава в Новгороде (1216-1218): отправившись в Киев в 1217 г., князь оставил в Новгороде супругу и сына (в Софийской I летописи это событие неверно датировано 1215 г.). В 1218 г. княжич сопровождал отца в Торжок, здесь В. М. заболел и умер. Из Торжка его тело было доставлено в Новгород и погребено 1 апр. в приделе Рождества Богородицы Софийского собора (см. Софии Святой собор в Новгороде ), в «головах у деда» - новгородского блгв. кн. Мстислава Ростиславича Храброго († 1180). Раки Мстислава Ростиславича и В. М. располагались в юж. Мартириевской паперти собора, где и были найдены при раскопках в 1955 г. (каменный саркофаг с остатками детской кирпичной гробницы на его крышке). Начало местного почитания В. М. можно отнести к 1439 г., когда Новгородский свт. Евфимий II (Вяжицкий) установил под 4 окт. панихидное поминовение новгородских князей и святителей, погребенных в Софийском соборе. В. М. упоминается в «Описании о Российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Местная канонизация В. М. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. М., 1997. Стб. 497, 502; Т. 3. М., 2000. С. 57, 257-258; Т. 4. С.197, 593; Т. 6. Вып. 1. Стб. 263, 274; Т. 42. СПб., 2002. С. 81-82. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 93-94; Сергий (Спасский). Т. 3. С. 553; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 74; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 132-134. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/150819.html

Миллиардом звуков радостных Льет певучая волна... Вся мгновений дивных, сладостных Ночь пасхальная полна. В них, в тех звуках – миг прощения, Злобе суетной – конец Беспредельного смирения И любви златой венец. В них земли восторг таинственный И святой восторг небес, В них Бессмертный и Единственный Бог во-истину воскрес. Чарская. Невидимых крыл трепетанье В тиши уловили поля, И жизни из гроба восстанье Уже торжествует земля... Былинки и ветки сухие Ракитник и лиственный лес Очнувшись, прозябли живые, И радостно шепчут: «воскрес!» А сосны и старые ели Поют над ветвями берез! Мы холод, мы мрак претерпели, Мы знали: воскреснет Христос! О. Беляевская. 15-го апреля Великий князь Новгородский Мстислав Владимирович, сын Мономаха с малых лет отличался таким благородством и такою мудростью, что отец поставил его на тринадцатом году княжить в Великом Новгороде. Даже гордые и вольные новгородцы преклонились перед высокими качествами души своего юного правителя и весьма полюбили его. Он был необыкновенно добр ко всем, «сребра и злата в руце свои не приимаша, зане не любяше богатства». Когда Святополк захотел, чтобы Новгородом правил вместо Мстислава сын его, новгородцы со свойственною им грубою прямотою заявили: «если у сына твоего две головы – пусть идет... Новгородцам нужен Мстислав, они выкормили его для себя»... и до конца дней своих пребывал Мстислав среди любивших его новгородцев, строил для них церкви, защищал обидимых, кормил вдов и сирот, жалел бедных и стяжал всеобщую любовь. Скончался Мстислав Великий на 56-м году. В один из светлых дней Пасхи, почувствовав свой конец, он приказал приготовить для себя гроб и «честен преставися». Это было в 1090 году, а в XIII веке мощи его уже прославились. Они покоятся в Новгородском соборе. Пришла весна и душу тянет Куда-то выше, в даль, в лазурь, Где светлой мысли не туманит Прилив страстей земных и бурь; Где жив не о едином хлебе Бывает жалкий человек: Где солнце правды светит в небе Неугасаемо во век. Где в блеск зорь прозрачно-алы

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

И дал им многие дары, они же даровали ему мир. Мстислав же и Владимир рассудили их: Константиу дали Владимир, а Юрию – Городец Радилов. И так, поспешно забравшись в ладьи, владыка, княгини и все люди отправились вниз по реке. Сам же Юрий вошёл в церковь святой Богородицы, поклонился гробу своего отца и, плача, сказал: «Суди Бог брата моего Ярослава – он довёл меня до этого». И так пошёл из Владимира с малой дружиной в Городец. Из Владимира же все горожане вышли с крестами навстречу Константину. Князья же совместно с новгородцами посадили Константина во Владимире на отчем столе. Князь же Константин одарил в тот день многими дарами князей, новгородцев и смольнян, а владимирцы целовали крест. А Ярослав, всё ещё пребывая в злобе, и дыша гневом, и не покоряясь, затворился в Переяславле и надеялся там остаться. Князья же, посоветовавшись с новгородцами, подошли к Переяславлю в пятницу третьей недели по Пасхе. Услышав это, Ярослав пришёл в смятение, стал посылать людей, умоляя о мире. И во вторник четвертой недели выехал сам Ярослав из города, ударил челом брату Константину и сказал: Господин, я в твоей воле, не выдавай меня ни тестю моему Мстиславу, ни Владимиру, а сам, брат, накорми меня хлебом». Константин же рассудил Мстислава с Ярославом, зятем его, и не доходя до Переяславля, они заключили мир. А в среду, в Преполовение, вошли в Переяславль, и тут Ярослав одарил князей и новгородцев великими дарами. А Мстислав, не входя в город, принял дары, послал в город и забрал свою дочь, жену Ярослава, и всех новгородцев, оставшихся в живых, и тех, кто был в войске Ярослава, и расположил свой стан за городом. Ярослав же много раз обращался с мольбой к Мстиславу, прося вернуть ему его княгиню, говоря: «Чего не бывает между князьями? А меня по справедливости крест наказал». Но Мстислав не пустил к нему своей дочери. И, простояв всю ночь, князья разошлись в разные стороны: Константин к Владимиру, а Мстислав в Новгороду, Владимир к Смоленску, а другой Владимир к Пскову, победив сильные полки и добыв себе часть и славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора 3 октября, 2019. Новостная служба В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». 3 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 20 сентября. Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал князем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя владимирского Георгия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. Ростислав, великий князь Киевский, князь Смоленский Ростислав Мстиславич , в крещении Михаил (+ 1167 ), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный Память 14 марта , в Соборах Белорусских , Киевских и Смоленских святых Святой Ростислав, первый смоленский князь (1127—1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159—1167), сын великого князя киевского святого Мстислава Великого , брат святого князя Всеволода-Гавриила , является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. В 1125 году Мстислав Великий отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу. Ростислав - блюститель народных вечевых прав - по положению не обладал влиянием, опирался на дружину, слившуюся с земщиной . Советуясь с отцом, все силы направил на устройство княжества, обеспечение его богатства, силы и независимости. Особенности личного темперамента влекли Ростислава Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами. В 1136 г. князь учредил Смоленскую епархию . В Смоленск был приглашён епископ Мануил. В 1137 году смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости — одну назвав своим именем - Ростислав, а другую именем отца - киевского князя, которого он необычайно чтил, - Мстиславль». С течением времени Ростиславль («город Ростислава») стал иметь сокращенную форму названия - Рославль .

http://drevo-info.ru/articles/6145.html

«Бог, пресвятая Богородица и молитвы отца моего, писал благочестивый князь, благословили, и посоветовав с народом моим, установил я епископа в Смоленский. Это учинилось по воле святого отца моего, который хотел сделать это при жизни своей. Здесь доселе небывало епископии. Но я, недостойный и грешный, в свое княжение, что дал мне Бог и молитва отца, установляю епископию и средства, чтобы мог жить епископ с клиром своим. Вот даю святой Богородице и епископу десятину из всех смоленских даней, что в них приходит истых кун, за исключением продажи, виры и полюдного сбора». За тем показывается, сколько дани шло с того или другого места князю и определяется десятая доля епископу; – в сложности выходило для епископа 178 гривен или фунтов серебра. «И вот еще даю святой Богородице и епископу, продолжает князь, в Торопце десятину из рыб, какие идут ко мне; и вообще какая ни есть в Смоленской области дань, малая или великая, десятину давать святой Богородице без всякой отговорки». Указав еще на два села с их жителями и на земли, жалуемые кафедре, князь говорит: «и еще даю на освящение святой Богородицы из своего двора восемь капий воска… Вот мое усердие к святой Богородице! По повелению святого отца моего, что мог, то даю. Тяжб епископских не судить никому, их судит сам епископ. Первая тяжба – развод; другая, если кто живет с двумя женами; третья, если вступать в брак не по закону; четвертая, если кто похитит девушку; за это, что возьмет князь, половина того епископу; пятая, если похитил женщину, за что пеня епископу; шестая отрава зельем и душегубством; – седьмая, если подерутся две женщины; восьмая, если церковный человек провинится в чем-либо; девятая, если кто из церковных людей будет убит, но церкви не сделается зла. Я князь Ростислав с епископом Мануилом, так как поручень мне Смоленск Богом, по молитве деда и отца, установил епископию и постановляю правила. Если будет тяжба или продажа епископская: до того дела нет ни князю, ни посаднику, ни тиуну, и никому другому во всей смоленской области. По милости Божьей и молитвами Богородицы ныне дани полные, а впредь что Бог устроит. Если по Божьему устроению оскудеет какая-либо дань или по случаю войны или по другой причине: то что получится дани, из того десятая часть святой Богородице. Пусть не переменяет сего никто после меня, ни князь, ни народ… Если кто по страсти причислит сию епископию опять к переяславской епископии и преступая слово святого митрополита русского Михаила уничтожить смоленскую епископию: то князь возьмет свое, что назначил он для епископа святой Богородицы, – так как нарушится тогда воля отца моего Мстислава и митрополита русского Михаила». Грамота дана в сент. 1150 г. 586

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И о сем особенно молю вас, святые отцы и братия, когда будете читать житие святого, то, где я по небрежности описался или по лености не исправил, и вы Бога ради сами исправляйте, а мою грешную душу не отягощайте упреками Господа ради, и простите меня грешного, а Господь наш Иисус Христос простит вам ваши согрешения, и да будет со всеми вами милость Его со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь. Апрель 21 Иаков Стромынский, преподобный Преподобный Иаков Стромынский был учеником преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября). Он был игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Сам преподобный Сергий в 1380 году основал этот монастырь по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389) в память победы на Куликовом поле. В том монастыре был игуменом также преподобный Савва Звенигородский (1381–1392, память 3/16 декабря). Преподобный Иаков был погребен в монастырской церкви. Апрель 22 Всеволод-Гавриил Псковский, благоверный князь — перенесение мощей Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088–1093 и 1095–1117 гг. княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132 г.). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на новгородском княжении. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых — собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец 6 , для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь . Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной 7 , даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление. Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи 8 , после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице). Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: " се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду " . В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября ), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем. Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года). ... В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. " Тверская летопись " сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: " и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа " . Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: " и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему " . Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010