«Подвизайся добрым подвигом веры, достигай вечной жизни, для которой ты и призван» ( 1Тим.6:12 ): так учит апостол. Значить, могут быть и громкие дела на земле и не быть достойными желаний души бессмертной. Да, напрасны труды и подвиги, если они не одушевлены святой верой, если они не имеют значения для блаженной вечности. Почести, слава, знатность ценны ли по себе, когда проходят как сон? Жизнь князя Всеволода-Гавриила и в круге общественном и в круге частном была жизнью дли вечности. 351 Потому-то известность его прочна. Сын святого, великого князя Мстислава и внук доблестного, великого князя Владимира Мономаха является в жизни общественной с 1117 году. В этом году престарелый Мономах вызвал Мстислава из Новгорода в киевский Белград, чтобы иметь в нем помощника себе, а в Новгороде велел оставить внука, юного Всеволода. Достойный сын великого Мстислава иного сделал добра для новгородцев, но они заплатили ему за то скорбями. Начало своего княжения юный, добрый князь ознаменовал построением великолепного храма в юрьевой обители. «Князь Всеволод Мстиславич, говорит летопись, заложил (в 1119 году) вместе с игуменом Кириаком каменную церковь в великом Новгороде, в 3 верстах от города, во имя святого великомученика Георгия; «устроили монастырь великий, собрали братию: князь Всеволод докончил храм и освятил его». 352 «Вот и Всеволод дал св. Георгию серебряное блюдо, в 30 гривен серебра: велел бить в него на обед, когда обедает игумен»: так говорит смиренный князь в прибавлении к грамоте отца своего, которой тот дал монастырю село Буйце. 353 Всеволод дал еще Юрьеву монастырю погост Лиховичи с землей и с людьми и с конями и лес и борти и ловища. 354 Мир хочет жить только для своего удовольствия. «Чти Иегову из имения своего и из всех начатков доходов своих», говорит богодухновенная мудрость ( Прит.3:9 ). И князь Всеволод поступил не по правилам мира забывчивого, а по внушениям любви к Господу. В 1122 г. женился он на дочери св. князя Черниговского Николая Святоши и весной 1123 г. совершил с новгородскими дружинами тяжелый поход в Финляндию; не смотря на неблагоприятную погоду, дурные дороги и недостаток продовольствия, он разбил на голову врагов, разорявших пограничные места новгородские. 355

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евангелие от Луки, зачало 67. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил, сын святого благоверного князя Мстислава – Феодора Великого (†1132; память 15 апреля) и внук Владимира Мономаха (1114–1125), родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде. В 1117 году престарелый Владимир Мономах дал в удел своему сыну новгородскому князю, святому Мстиславу, Белгород Киевский, сделав его своим соправителем, а блаженного князя Всеволода оставил в Новгороде вместо отца. После смерти Владимира Мономаха святой благоверный князь Мстислав занял Киевский престол (1125 – 1132). Святой благоверный князь Всеволод отличался добрым нравом, был правдив, кроток, любвеобилен и имел страх Божий. Он много полезного сделал для Новгорода, особенно любил созидать храмы Божии. При содействии архиепископа Новгородского Нифонта (память 8 апреля) он построил несколько храмов в своем городе, в том числе великолепный храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам. В 1132 году отец благоверного князя Всеволода святой Мстислав скончался в Киеве. Великокняжеский престол занял брат его Ярополк Владимирович, который, согласно завещанию брата, перевел благоверного князя Всеволода из Новгорода в Переяслав Южный, считавшийся старшим городом после Киева. Младшие сыновья Владимира Мономаха , дяди Всеволода, – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, пошли на Переяслав войной. Святой, избегая кровопролития, ушел из Переяслава в Новгород, оставив город Юрию. С неудовольствием отпустили своевольные новгородцы Всеволода в Переяслав и с таким же неудовольствием приняли его обратно. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них. Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь предпринял в 1133 году победоносный поход на племена Чуди и присоединил к Новгородским владениям город Юрьев. В 1135 году новогородцы против воли святого Всеволода настояли на зимнем походе в Суздаль и Ростов, в котором в 1136 году потерпели поражение. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. «Нет нам от тебя помощи», – сказали они благоверному князю и изгнали его из Новгорода. «Изгнание претерпел еси от своих» – поется в тропаре святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его жизни сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном Смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». В 1539 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переславского (память 7 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда Московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1224 году принимал участие в походе Юрия на Великий Новгород (см. Всеволод Юрьевич Новгородский ), а в 1226 году, по приказу великого князя, вместе с братом своим Всеволодом , ходил в Чернигов на помощь святому Михаилу Всеволодовичу против Олега, князя Курского ; в следующем году совершил два похода на мордву . В 1227 или 1228 году женился, взяв в жены Марию - дочь князя Михаила Черниговского . На сестре князя Михаила, Агафии , уже ранее был женат дядя Василька - Юрий Всеволодович . В 1231 году у Василька родился старший сын Борис , в 1236/1237 - Глеб . Вскоре после второго мордовского похода между великим князем Юрием и братом его Ярославом из-за чего-то произошла ссора, в которой Константиновичи приняли сторону младшего брата. На Суздальском съезде 1229 года князья примирились. В следующем 1230 году Василько принимал участие в походе Ярослава Всеволодовича на князя Михаила Черниговского . Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 года писал летописец, " тряслась земля в самую обедню " , были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю. В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань . Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. " Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира " . Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич Новгородский , но был разбит. Враги устремились к Москве , взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир , возглавлявший оборону Москвы, попал в плен. Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться " за православную веру христианскую " с " безбожными погаными татарами " . Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава , князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем. С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.

http://drevo-info.ru/articles/12427.html

Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.г.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой великий князь Мстислав (Феодор) Владимирович († 1132 г.), благородный великий князь Ярополк (1132–1139 г.г.), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский (†1138 г.), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею землей великий князь Изяслав II (1146–1154 г.г.), обладавший истинно христианскими качествами души; великий князь Ростислав (Михаил) (†1167 г., 14(27) марта), коему церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый (†1180 г., 14(27) июня), князь Новгородский. Под влиянием христианства чудесно просветилась дикая дотоле Русская земля. Святой Владимир начал распространять просвещение, преемники его продолжали это дело. Из Византии Руси стали известны проникновенные аскетические произведения православного Востока. На смарагдах, златоструях воспитывались отбиравшиеся от значительных домохозяев дети, отпуская коих матери первое время плакали, как о мертвых. Через несколько десятков лет Россия имела уже поколение разумно образованных людей. И с каждым годом усиливалось правильное просвещение русского народа. Основной государственной жизни стали христианские законы, в новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге. Воспевая великого князя Ярослава, отмечая его любовь к просвещению, летописец пишет: «Владимир вспахал и умягчил землю, просветив ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное.» Русь Суздальская и Московская… Святые благоверные великие князья: Андрей Боголюбский (4(17 июля), убитый в 1174 году жидом Монзичем и ясином Амбалом; Георгий Всеволодович, (4(17) февраля), погибший в 1238 году в битве с татарами на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского (†1180 г.), душа коего «всегда рвалась на дела великие.» Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, нена-видевшгего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью.» Таким же, как мы читали выше, был и святой Васильке, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил,» – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 году князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! Кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию,» – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299 г., 20 мая (2 июня), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междуусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит землю Русскую,» – смиренно говорил своему духовнику святой великий князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле,» – говорил в 1596 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Дмитрий Святославович, князь Юрьева Польского (†1269 г.), принимавший схиму от епископа Ростовского. – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить ему с верой и надеждой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Святая жизнь Поликарпа внушала к нему уважение не только монастырской братии, но и людей высокопоставленных; особенную любовь и уважение питал к Поликарпу вел. князь Ростислав. Каждую субботу и воскресенье великого поста князь приглашал его к своей трапезе вместе с 12 старцами, чтобы наслаждаться его мудрою беседою; не редко Ростислав и сам навещал блаженного игумена и всегда с охотою слушал его наставления. Благочестие иноков, их неусыпные заботы о своем спасении пленили собою князя, и он высказал Поликарпу свое желание удалиться от дел мирских и поступить в печерскую обитель. Игумен отвечал ему: «благочестивый князь! Тебе повелел Бог творить правду и оберегать русскую землю». Князь же продолжал: «Отче святой! княжение мира сего не может быть без греха, и меня уже истомило вседневными печалями; хотел бы я, хотя на старости моей, послужить Богу и поревновать таким царям, которые тесным и скорбным путем восприяли небесное царствие». «Христолюбивый князь! сказал ему блаженный, если сего от сердца желаешь, воля Божия да будет». Князь внимал голосу мудрого наставника и, оставаясь в миру, вел жизнь богоугодную. В 1167 году благочестивый князь Ростислав умер. С этого времени Поликарпу пришлось испытать много тяжких скорбей. По воле Поликарпа в Печерской обители разрешался пост в среду и пяток для Господских праздников. Такого же постановления держался черниговский князь и некоторые другие. Но митрополит Константин восстал против этого и для решения споров был созван собор. На соборе сторону митрополита поддерживали черниговский епископ Антоний, родом грек, и переяславский епископ Антоний; другие защищали Поликарпа и настаивали, чтобы в обителях следовали рассуждению настоятелей их. Князь Андрей Боголюбский хотел удалить Константина с кафедры и рассмотреть дело на новом соборе; но Киевский князь не согласился на эту меру. Тогда епископы и князья, не согласные с мнением митрополита, удалились из Киева. Константин воспользовался этим и осудил Поликарпа на заточение. Во время заточения Поликарпа, в 1169 г., князь Мстислав Андреевич взял Киев и предал его на разграбление своим войскам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой князь Всеволод был доблестным воином, он присоединил к новгородским землям город Юрьев, неоднократно успешно ходил в походы на чудь и ямь, способствовал духовному просвещению этих тогда еще языческих племен. В 1132 году святой князь Всеволод, по завещанию скончавшегося отца князя Мстислава, наследовал Переяслав Южный, старший после Киева город. Это возбудило недовольство младших братьев князя Мстислава Юрия Долгорукого и Андрея Доброго, опасавшихся, что Всеволод станет преемником великого князя Киевского. Святой Всеволод, узнав об этом и не желая междоусобиц, вернулся в Новгород. Последние годы жизни князь Всеволод провел в изгнании. В 1135–1136 годах он, по настоянию новгородцев, предпринял поход на Суздаль, который окончился неудачей, за что своевольные новгородцы осудили князя с семьей на изгнание. Святой Всеволод вынужден был вернуться в Киев к великому князю Ярополку, своему дяде. Ярополк дал ему во владение Вышгородскую волость под Киевом, где в X веке жила святая равноапостольная княгиня Ольга († 969; память 11 июля). Через год князь Всеволод был избран псковичами на княжение во Псков. За короткое время княжения в Пскове – всего один год – святой князь Всеволод-Гавриил на месте деревянного храма времен святой равноапостольной Ольги воздвиг каменный храм во Имя Живоначальной Троицы. Это был первый каменный храм в Пскове. Поэтому на иконах благоверного князя Всеволода часто изображают держащим в руке храм. Святой благоверный князь Всеволод скончался в 1138 году, в четверг Сырной седмицы. Весь Псков оплакивал любимого князя. Новгородцы, раскаявшиеся в своей несправедливости, прислали гонцов, чтобы перевезти тело святого в его родной город, но гробница с усопшим не сдвинулась с места. Тогда новгородцы стали молить благоверного князя даровать им частицу святых мощей. По их молитвам, от руки святого отпал ноготь. В Прощеное воскресенье святой князь Всеволод-Гавриил был погребен в созданном им храме во имя святого мученика Димитрия Солунского. У гробницы святого происходили многие исцеления болящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010