А когда Господь оставляет нас, тогда и все друзья покидают нас, а все враги одолевают нас. Поэтому и сказал Давид: «Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене. Спася бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43:7—8). 44. Не будем допускать помыслов, умаляющих грехи наши и вещающих о свершившемся отпущении их. Ибо о них Господь, оберегающий нас, сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Ведь пока ум наш докучается грехом, мы еще не сподобились прощения его и не сотворили достойных плодов покаяния. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие — изглаждение греха. Не имеем еще совершенного бесстрастия, поскольку иногда страсти докучают нам, а иногда — нет. Значит, и не сподобились еще мы совершенного отпущения грехов. От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. 45. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов. Презрим преходящие блага, дабы нам, сражаясь из-за них с людьми, не преступить заповеди любви и не отпасть от любви Божией. Будем поступать по духу, и не будем исполнять вожделения плоти (Гал. 5:16). Будем бодрствовать и бдить, отвергнем сон беспечности. Ревностно уподобим себя святым подвижникам Спасителя, будем подражать борениям их, забывая о том, что позади, и устремляясь к тому, что впереди. Воспроизведем в себе их непрерывное шествие, горячее усердие, стойкое воздержание, святое целомудрие, благородную выдержку, кроткое терпение, сочувствующее сострадание, невозмутимую кротость, горячую ревность по Богу, непритворную любовь, возвышенное смиренномудрие, простое нестяжание, мужество, доброту и милость. Нельзя нам быть опрокинутыми ветром наслаждений и надмеваться лукавыми помыслами. Не оскверним своей совести. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). И ко всему этому, убежим от мира, братия, и от миродержца. Оставим плоть и всё плотское. Взойдем на небеса и там обретем свое жительство (Флп. 3:20). Будем подражать божественному Апостолу, воспримем Родоначальника жизни и вкусим от Источника ее. Воспоем в созвучном с Ангелами хоре, восславим с Архангелами Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

А стражи ворот и дома амерумна спросили: “Кто кричит и бьет в двери?”. Тот сказал: “Это я, родич амерумна, некогда бежавший и скрывшийся без вести. Теперь я хочу увидеть моего родича и поговорить с ним”. Стражи ворот этих тотчас сказали амерумну: “Господин, пришел родич твой, некогда бежавший и скрывшийся без вести”. Амерумн стал стенать, говоря: “Где он?”. Они сказали: “У дверей дворца”. Амерумн велел слугам своим с факелами и светильниками выйти   ему навстречу. И все они сделали по велению его, и взяли за руку монаха, бывшего некогда сарацином, и привели к амерумну, его родичу. А амерумн, увидев его, весьма возликовал и, обняв родича со слезами, говорит: “Что случилось? Где жил ты до сих пор? Нет, ты не мой родич?”. Монах сказал: “Ты не узнаешь своего родича? Ведь теперь, как видишь, я — христианин и милостью всевышнего Бога монах, и жил в пустынном месте, чтобы унаследовать Царствие Небесное, и, уповая на несказанное милосердие вседержателя Бога, унаследую царство его. Зачем ты медлишь — прими святое крещение православных христиан, дабы унаследовать жизнь вечную”. А амерумн, засмеявшись и покачав головой, сказал: “Что ты болтаешь, несчастный, что болтаешь? Что приключилось с тобой, несчастный, что с тобой приключилось? Увы тебе, увы тебе, жалкий! Как мог ты оставить прежнюю жизнь свою, и отказаться от власти, и ходить, подобно нищему, в зловонной овчине!”. Монах возразил, говоря: “Милостью Божией все, что я имел, когда был сарацином,— закон и наследие диавола, а то, во что облачен ныне,— слава, гордость и залог грядущей и вечной жизни. Я предаю проклятию веру сарацин и лжепророка их”. Тогда амерумн сказал: “Выведите его отсюда, ибо я не знаю, что он говорит”. Его вывели, и поместили где-то во дворце, и дали ему еду и питье, и там он пробыл три дня. Он не ел и не пил, но от души и с верой молился Богу и, преклонив колена, говорил: “На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек, да не восторжествуют надо мной враги мои”.   И еще: “Помилуй меня, Боже, по великой   милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои”.   И еще: “Просвети очи мои, Христос, Боже мой, да не усну я сном смертным, да не скажет враг мой: „Я одолел его " .   Господи, укрепи сердце мое, чтобы я восстал на заблуждение сарацинское, чтобы не растоптал меня диавол и я не устрашился умереть во святое имя Твое”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Богочеловек есть совершенный пример Человека, в Котором в совершенной мере осуществилось божественное добро. И таким образом открылся совершенный пример святости. Он всем Своим существом, всем Своим учением, всей Своей жизнью, Своим Воскресением, Крестом, Вознесением призывает человека к этой святости. Мы, христиане, если действительно принадлежим Христу, обязаны быть святыми во всей нашей жизни: По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках ( 1Пет. 1:15 ). Ради святой жизни нам даруются божественные блага рая: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Но и более того, нам дарован Сладчайший Господь Иисус Христос, единый истинный Бог, а с Ним все, что Он имеет, чего мы нашим ограниченным умом и постичь не можем. Свидетельством этому – все Его Евангелие, Его Церковь . 1Фес.4:8 . Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго. Тот, кто отвергает это, не человека отвергает, а Бога, поскольку только Он как истинный Бог мог даровать это людям, – только Он как Богочеловек, и никакой человек, кем бы он ни был. Вы являетесь свидетелями этого, поскольку он вам, христианам Фессалоник, дал Святаго Духа через Святое Крещение и через другие Святые Таинства и добродетели. С Ним и вы спаслись от греха и тирании всякого зла и узнали силу Божественного добра, и сладость Святого Евангелия, и власть Всесвятаго Духа – да, власть Святаго Духа, противную власти духов злобы. Дух Святый наполняет вас святостью, благими помыслами, чувствами и расположениями, посредством которых Он спасает от всякой духовной смерти, от порабощения грехам и сквернам. Ведь грехи сковывают человека в мрачных темницах душевной смерти, так что человек становится бессильным сделать что-либо святое и богоугодное. Только когда человек пробуждается от душевной смерти через покаяние, он начинает жить новой жизнью по Богочеловеку благодатью Духа Святаго и уже не живет своими любогреховными желаниями и наклонностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Братия, Христос пришед архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари, ни кровию козлею, ниже телчею, но своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр. 9:11–12 ). В слышанном ныне чтении из послания апостола Павла к Евреям, раскрывается превосходство первосвященнического служения Иисуса Христа в сравнении с служением ветхозаветного первосвященника, о котором выше сказал Апостол: «во вторую (скинию, именуемую святое святых), однажды в год (входит) один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» ( Евр.9:7 ). И тем, что не все входили во святое святых, а только один первосвященник и только однажды в год, «Дух Святый показывает, пишет Апостол, что еще не открыт путь во святилище, т.-е. на небо, доколе стоит прежняя скиния» (ст. 8), пока стояла ветхозаветная скиния, которая пред изображала новозаветную, благодатную – Церковь Христову. Затем Апостол говорит об исполнении того, чего в ветхом завете только ожидали по вере, взирая на повторявшиеся каждогодно прообразовательные действия, на такие жертвоприношения, которые не могли сделать приносящего совершенным в совести, и которые «установлены были только до времени исправления» (ст. 10). «Но Христос, первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, т.-е., не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но с своею кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление». «Христос, первосвященник будущих благ». Иисус Христос первосвященник, ходатай или посредник будущих благ. Будущими благами называются здесь все те благодатные дары, которые приобрел и даровал человеческому роду Иисус Христос, – все сокровища спасения, как-то: возрождение в духовную жизнь в купели святого крещения, обновление, освящение, усовершение; также плоды св. Духа: любовь, радость, мир, и другие, и ожидаемое наследие вечной блаженной жизни. Эти благодатные блага называются будущими благами по отношению к ветхому завету; потому что в продолжение ветхого завета их ожидали в будущем, – надеялись получить в пришествие обетованного Искупителя мира: а ветхозаветные первосвященники не доставляли их; потому что своими жертвоприношениями не примиряли людей с Богом, не очищали и не успокаивали человеческой совести. Блага, доставляемые Иисусом Христом, и по отношению к настоящему времени, по преимуществу, суть будущие блага, потому что благодатное состояние верующих в Иисуса Христа в настоящей жизни есть приготовление к будущей вечной жизни в царстве славы, которое настанет по втором пришествии на землю Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди. У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк. 10:13–16 ). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом». Веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в храме были слышны писк и крик младенцев. Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит бывать в храме: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в храме час или полтора она спокойно лежит у меня на руках, и никто нам не мешает…» Но наступает момент, примерно к двум годам, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое причастие и как приступать к таинству. Мне кажется, что тут не стоит мудрить, достаточно сказать: «Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного…» или «Батюшка тебе причастие даст — святое, хорошее, вкусное…» Постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику — как его поздравляют, хвалят, целуют, и потому, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, — он начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие. Если младенец никогда не причащался, и когда его подносят к Чаше, он пугается причастия, как чего-то непонятного, может быть напоминающего ему неприятные ощущения, связанные с принятием лекарства, не надо, мне кажется, заставлять его Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.

http://azbyka.ru/semya/semja-malaja-cerk...

В святых водах Крещения человек омывается от первородного греха и, если он крестился взрослым, он полностью очищается от содеяных грехов; но потом он по немощи человеческой может впадать в новые согрешения. Снисходя к этой нашей немощи, Господь и установил святое Таинство Покаяния, чтобы в нем мы, как во втором крещении, снова и снова очищались от содеянных грехов, которые нам отпускает через пастырей Сам Бог. Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни обещал апостолам дать власть прощать и оставлять людям грехи. Сначала Он обещал эту власть апостолу Петру, когда тот исповедал, Его Сыном Божиим ( Мф.16:18–19 ), а потом и всем остальным апостолам, когда повелел отлучать нераскаявшихся грешников от Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:17–18 ). Явившись ученикам после Своего воскресения, Господь действительно даровал им эту власть и таким образом установил святое Таинство Покаяния: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... приими- те Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Апостолы, выполняя волю Господа, пользовались дарованной им властью – принимали верующих, исповедывавшихся и открывавших им дела свои ( Деян.19:18 ), отлучали тяжких грешников, как например, коринского кровосмесника ( 1Кор.5:1–5 ), Именея и Александра от общения церковного ( 1Тим.1:20 ) и разрешали снова принимать в общение ( 2Кор.2:10 ). Апостолы передавали эту власть своим преемникам, епископам ( 1Тим.5:19–22 ), а те, через рукоположение, священникам. Мирянам же такой власти не дано. Следовательно, там, где нет законных пастырей, не может быть и Таинства Покаяния, не может быть прощения грехов. Протестанты отрицают покаяние как Таинство, отрицают необходимость исповедания грехов перед священником, считая, что каяться надо только перед Богом, как каялся Давид. Действительно, в сердце своем мы должны постоянно сокрушаться о содеянных грехах, молить Бога о прощении, о помощи, об очищении от греховной скверны, и чем ближе человек к Богу, тем сильнее в нем ощущение своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Во единую святую соборную и апостольскую Церковь . Исповедуем одно крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь. А тех, которые говорят: «было некогда время, когда Его не было», и: «прежде рождения Он не существовал», или: «Он произошел из несуществующаго», или говорят, что Сын Божий произошел от иной ипостаси или существа, что Он текуч и изменяем, – всех этих анафематствует вселенская и апостольская Церковь . Эта самая вера передана нам от святых апостолов и в Церкви святым городом предписана от всех вместе собравшихся в нем святых епископов числом свыше трехсот десяти 182 . 120. Поскольку же в наше время возникли некоторыя иныя одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь , против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единаго Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимаго и видимаго. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденнаго от Бога Отца, единороднаго, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, единосущнаго Отцу, чрез Котораго все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшаго и воплотившагося, то есть рожденнаго совершенно от святыя Марии Приснодевы чрез Духа Святаго, вочеловечившагося, то есть приявшаго совершеннаго человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшаго и приведшаго в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившагося; ибо «Слово плоть бысть» ( Иоан. 1, 14 ), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Возложив руку на голову оглашенного, иерей возглашает: ГОсподу помОлимся . Такое возложение руки священника (жест защиты и благословения) означает, что просящему дается духовное прибежище, он берется под кров благодати Божией. Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, и молитва пастыря свидетельствует об этом: Церковнославянский Русский О Имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобльшагося прибегнути ко святому Имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися: отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его Еже в Тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, Яко Ты еси Един Бог Истинный, и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего, да прославится Имя Твое святое в нем, и возлюбленнаго Твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и Животворящаго Твоего Духа. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои, Еже услышати глас моления его. Возвесели его в делех руку его и во всяком роде его, да исповестся Тебе покланяяся, и славяй Имя Твое великое и вышнее, и восхвалит Тя выну вся дни живота своего. Тя бо поют вся Силы Небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Твоим именем, Господи Боже Истины, и Твоего Единородного Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобившегося обратиться к Твоему святому имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали от него ветхое заблуждение и прельщение (ср.: 1Кор.5:7 ; Еф.4:22 ) и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, да разумеет, что Ты, Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух — Единый Истинный Бог. Дай ему следовать всем заповедям Твоим и хранить то, что Тебе угодно, так как если человек это исполнит, то будет жив. Напиши его в книге жизни Твоей, присоедини к достоянию Твоему, да прославится в нем имя Твое святое, и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда с милостью взирают на него, и уши Твои — всегда слышат его молитву. Надели его радостью в делах рук его и во всем роде его, да исповедует Тебя, поклоняясь и славя Твое имя, великое и высокое, и восхвалит Тебя всегда, во все дни жизни своей. Ибо Тебя воспевают все Силы Небесные, и слава Твоя — Отца и Сына и Святого Духа — ныне и присно и во веки веков. Аминь. Три запрещения на нечистых духов

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Восточная православная традиция отвечает на вопрос об участии мирян в Таинствах иначе. Апостол Петр пишет, обращаясь к Церкви Христовой: «… вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). Обратите внимание на эти слова Апостола, адресованные ко всем христианам, включая и мирян: «царственное священство». Чуть ранее в том же Послании апостол Петр говорит: «… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). И здесь слова «священство святое» обращены, как видно из контекста Послания, не к священству иерархическому, но также ко всей полноте Церкви. Что же здесь имеет в виду Апостол? Является ли для него выражение «царственное священство» в отношении мирян лишь возвышенным иносказательным образом или чем-то гораздо более значимым, важным? Большинство протестантов считает Таинством только одно-единственное церковное священнодействие – Крещение. Католики признают столько же Таинств, сколько и мы, но принципиальная разница в подходе к учению о Таинствах, в понимании самого смысла Таинств у нас с ними есть. Нам следует знать, что русское православное богословие в XVIII-XIX веках в значительной степени попало под ощутимое влияние католической догматики (в том числе и в отношении учения о Таинствах) и что сегодня наша богословская наука от этого влияния освобождается очень постепенно. Как же мы попали в такую зависимость? В XVII веке, когда начиналось формирование русской богословской традиции, на православном Востоке, увы, уже не было ни единой богословской школы, ни систематически развитой богословской науки. Греки попали под власть мусульман, и наши «начинающие» русские богословы мало чему могли у них научиться. В ту эпоху существовала лишь одна действующая, научно развитая, методологически убедительная богословская школа – на католическом Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

д) Наконец, вводит служитель Божий новопросвещенного младенца пред двери алтаря, и в третий раз возглашает: «воцерковляется раб Божий»... И вводит его «во святой жертвенник» – самый алтарь святый, если младенец мужеского пола, или – до царских врат, если женского (так как совершение церковного богослужения возлагается собственно только на мужей: 1Кор. 11:4, 14:34–35 ). Этим действием воцерковления новопросвещенный некоторым образом сопричисляется к сонму самых священнослужителей. Здесь-то особенно открывается, что все верующие – священство святое, царственное священство ( 1Пет. 2:5,9 ), – все, в духовном смысле (но не иерархическом), цари и священники Богу ( Откр. 5:10 ). Но предстание новопросвещенного младенца к алтарю имеет еще и особенное значение. «То, что ты прямо после крещения должен будешь предстать пред великим жертвенником, – говорит св. Григория Богослов 9 , – есть предызображение будущей славы», имеющей открыться на небеси, в жизни будущего века. Итак, являясь во святый алтарь, как в самое небо, новопросвещенный христианин как бы предначинательно «приступает к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к, торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22 )... Здесь как бы показывается человеку, куда наконец имеет привесть его руководство Церкви, сущей на земле! Взглянем еще раз мысленно на служителя Церкви Святой, сохранно носящего на своих рудах воцерковляемого младенца, и постепенно переходящего с ним из одной части храма к другой, имеющей высшее назначение и знаменование. Это живое изображение того, как Святая Церковь , подобно заботливой матери, как бы носит на руках своих каждого человека, – возводит его от силы в силу, преобразует от славы в славу – дотоле пока не введет его как любимое, покорное ей, чадо в небесное святое святых, пока не дарует ему Господь – взирать откровенным лицем славу Господню ( 2Кор.3:13 ), в Церкви торжествующей, на небесах! С другой стороны, поучительно для нас то, что священник, при воцерковлении, почти не останавливается с младенцем на одном месте, но все стремится вперед... Не ясно ли представляется чрез это воцерковляемому, что он делается членом Церкви воинствующей, – что мы, верующие, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и потому должны, «забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил.3:13–14 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010