Но едва-ли где толстовцы и духоборы найдут для себя на грешной земле созданной их больной фантазией обетованный рай. В. Скворцов Из миссионерской полемики Харитонов Т.С. Разговор православного с молоканином о св. крещении, о храме и о св. иконах//Миссионерское обозрение 1901 г. 3. С. 401–411 Молоканин. – Здравствуй, духовный о Христе брат. Давно уже хотелось мне побеседовать с тобою о вере, и так как ты никогда еще не отказывал мне в своих наставлениях, то я надеюсь, что и на этот раз разрешишь мои недоумения в духе кротости и любви. Православный. – Я рад, брат, что ты не только не уклоняешься от бесед о вере, как делают некоторые из твоих единомышленников, но и сам просишь наставления. Посему, по слову Писания: обличай премудра и возлюбит тя ( Притч.9:9 ), я готов исполнить твоё желание и прежде всего по мере сил своих постараюсь доказать тебе, что вы, молокане, неправильно отвергаете св. крещение и пренебрегаете храмами Божиими. Итак, скажи мне: веруешь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия? Молоканин. – Да, я верую, что Господь Иисус Христос есть мой Искупитель, и что Он страдал и умер на кресте нашего ради спасения. Православный. – Если ты, брат, действительно веруешь в Иисуса Христа и желаешь получить спасение, то ты должен принять и святое крещение, ибо Сам Господь сказал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Молоканин. – Господь, действительно, посылал Своих учеников научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но только здесь говорится не о чувственном крещении водою, а о крещении духовном, мысленном. Крестится же духовно тот, кто не только читает Слово Божие, но и разумеет его. Православный. – Ты не прав, брат. Скажи мне, какое крещение, по твоему мнению, принял Господь Иисус Христос от Иоанна Крестителя во Иордане? – водное или иное какое? Молоканин. – Не буду спорить, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна крещение водное. Это ясно видно из св. Евангелия, в котором говорится: тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него… И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды ( Мф.3:13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа (см. 2Кор. 6, 10 ) значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях. Так облекся и пребывал облеченным в Богочеловека святой апостол Павел, по этой причине он мог со дерзновением сказать о себе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). Того же он требует и от всех верующих. «Или не знаете себе,» – говорит он, – «яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте» ( 2Кор. 13, 5 ) 123 . Справедливое требование и справедливое обличение! Святым Крещением отсекается в каждом крещеном человеке падшее естество, прививается к человеку естество, обновленное Богочеловеком. По этой причине Крещение называется в Священном Писании «банею пакибытия» ( Тит. 3, 5 ), 124 а жизнь по Крещении – «пакибытием» ( Мф. 19, 28 ). Обновленное естество обязан явить и развить в себе каждый крещеный: это и есть – явить в себе жительствующим, глаголющим и действующим Господа Иисуса Христа. Христианин, не сделавший этого, – не то, чем он должен быть. Крещение есть вместе и умерщвление, и оживление. При согрешении праотцов смерть немедленно поразила душу, немедленно отступил от души Святой Дух, составлявший Собой истинную жизнь души и тела, немедленно вступило в душу зло, составляющее собой истинную смерть души и тела. Угроза Творца сбылась буквально: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ). Смерть в одно мгновение сделала духовного человека плотским и душевным, святого – грешным, нетленного – тленным, сообщила телу дебелость, болезненность, нечистые похотения, окончательно же поразила тело по прошествии нескольких столетий. Святое Крещение, напротив, доставляет воскресение душе, плотского и грешного человека претворяет в духовного и святого, умерщвляет тело греха, то есть плотское состояние человека, освящает не только душу человека, но и его тело, доставляет ему способность воскреснуть во славе, само же воскресение совершится впоследствии, в определенное Богом время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Протестанты утверждают, что Крещение само по себе не дает возрождения, но только покаяние и вера. Апостол Петр сказал обращенным им иудеям: «Покайтесь и да крестится каждый из Вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Из этих слов Апостола следует, что сначала человек должен уверовать в Христа, покаяться, а получить прощение грехов и вместе с этим дар Святаго Духа он может только омывшись в святых водах Крещения. Иначе Крещение вообще не было бы нужно, иначе не крестился бы и апостол Павел, который Самим Господом был научен вере Христовой; однако апостол Анания сказал ему: «крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ) – стало быть, даже апостол Павел получил прощение грехов лишь тогда, когда принял святое Крещение. В книге Деяний описан случай, когда люди получили Духа Святаго до Крещения – это был Корнилий и весь дом его. Но то было исключение, необходимое для того, чтобы убедить апостола Петра не пренебрегать язычниками, приводить и их ко Христу ( Деян.10 ). Протестанты, приводя слова Христа ( Ин.3:5 ) о том, что тот, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, утверждают, что «вода живая», «вода жизни» – это слово Божие. Следовательно, они признают только «духовное» крещение, подразумевая под водой слово Божие, учение. Но Христос, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», ясно указывает на воду как на материальное вещество, т.е. употребляет это слово не в переносном, а в прямом смысле. Из Священного Писания известно, что Господь всегда разъяснял главные моменты учения прямо; если же и говорил иносказательно, притчами («Имеющий уши слышать, да слышит»), то потом обязательно истолковывал эти притчи ученикам особо, чтобы не было сомнений и недоумений. Так и в беседе с Никодимом, если бы Христос подразумевал под водой слово Божие, Он сказал бы об этом прямо, но Он сказал: «от воды и Духа»; стало быть, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Подтвержение этому находим и в Деяниях апостолов. «Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян.10:46–48 ). Отсюда видно, что вода и дар Святого Духа – понятия совершенно разные. Еще нагляднее говорится о крещении евнуха апостолом Филиппом: «евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься?.. Когда они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха» ( Деян.8:36–39 ). Что получается, если понимать под водой слово Божие? «Когда они вышли из воды...», т. е. когда оставили слово Божие... Дух Святой сошел на евнуха! Явная нелепость.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Св. Григорий Богослов (IV в.) в своём слове «На святое крещение» говорит: «Если же предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом , как древле Израиль мощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием ( Исх.12:13 ); тогда что может тебе приключиться?». Св. учитель Церкви, как видим, Миропомазание считает необходимым для христианина, и понимает его вполне буквально. Св. Иоанн Златоуст (IV в.): «Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания ; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне царского чертога с обвиненными и осужденными: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Ин.3:5 )» . Заметим, что св. Иоанн Златоуст , во-первых, совершенно недвусмысленно связывает слова Христа о рождении от воды и Духа не с чем иным, как с крещением и миропомазанием, и, во-вторых, утверждает, что без этого нельзя спастись. Именно так и понимала и понимает данные слова Христа вся Церковь с древности (см. гл. 13, абз. 28), и никто не толковал эти Христовы слова так, как толкуют их протестанты, что Христос здесь говорил о рождении от слова Божия, не имея в виду Крещение и Миропомазание. В-третьих, св. И. Златоуст, как и все другие древние церковные писатели, говорит только об одной последовательности – сначала Крещение, и только потом – Миропомазание, через которое подаётся Дух Святой. Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) своё «3-е тайноводственное поучение» посвятил именно Миропомазанию, где он пишет так: «1. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание , сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый ... 2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человеков не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» ( Деян.10:38 )... И Давид пророк вопиял, вещая: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:7–8 ). И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в миропомазании . Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром , сделавшись общниками Христу и причастниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение»; оно совершается для спасения людей (Мк.16:16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и воскресаем в Нем. «Христос взлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф.5:25. 26). Как всякое Таинство, Крещение имеет глубочайший внутренний смысл. Крещение имеет тесную связь с искупительным подвигом Иисуса Христа. Чтобы воспользоваться плодами этого великого дела Божия, надо уверовать в Господа, покаяться и через святое Крещение войти в Его вечное Царство. Апостол Павел говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Кающийся человек при его Крещении словно извергает из себя тот гибельный плод познания добра и зла, который праотец Адам съел в раю. Крещением снимаются личные грехи прибегающего к этому Таинству. Еще на земле христианин становится участником славы Божией, членом Царства Небесного. Господь сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин.3:36); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Так велико значение Таинства Крещения. Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу, родиться от Него. Новое рождение существенно отличается от прежнего. Если т.н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то новое, духовное, прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Происходит оно в таинстве Крещения, в котором верующему дается семя Нового Адама — Христа — и он становится христианином, получившим залог Царствия Божия. Об этом Господь говорил Никодиму, пришедшему к Нему ночью: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Христос Своим Воскресением вновь открыл дверь рая, им же сделал доступным древо жизни - Свой Крест. В Церкви Крест предстает новым древом жизни, которое дает нам свои плоды: крещение и евхаристию - Тело и Кровь Христовы. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин.19:33-34). Мы почитаем Крест именно потому, что он для нас есть Древо Жизни. Мы почитаем не орудие пытки, но то место, где Христос подал нам пример крайнего истощания и любви сильнейшей, чем смерть. В праздник Воздвижения Креста (14 сентября) мы поем: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Это простое движение: поклониться до земли и вновь подняться, - выражает самоумаление в смирении и воскресение во славе. 3. ДЕРЖАТЬ УМ ВО АДЕ И НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ Крещение Путь истощания Христа, это схождение во ад с тем, чтобы выйти оттуда победителем, касается и нас тоже. Христос ясно говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24). В Крещении и через Крещение человек приобщается к смерти и воскресению со Христом. По происхождению троекратное погружение новокрещаемого в крещальную воду относится к трем дням пребывания в смерти. " Христианское крещение есть погружение в смерть Христову и победный выход с Ним из этого жилища " Апостол Павел говорит о том же: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим.6:8). Аскеза Но одного таинства недостаточно: благодать, которую мы получаем в таинстве крещения, мы должны осуществить через приношение плодов в нашей жизни. Если мы хотим войти в Царство Небесное, следуя за Христом, мы должны жить согласно примеру, который Он дал нам. Христианская жизнь, прожитая целостно, есть подражание Христу, способ жить по заповедям, которые Он дал нам, но это не дается без усилий, без борьбы. Без аскезы нет христианской жизни. Церковь для нас - настоящая духовная лечебница, которая позволяет победить наши духовные болезни, наши страсти. Мы не можем считать себя спасенными, если в нас еще царит власть диавола, действующая через наши страсти. Мы несомненно нуждаемся в лечении, чтобы победить в себе источник греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/373/...

Человеколюбивый Господь даровал и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей – «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11, 12 ). И из Господа Иисуса Христа, как из главы Церкви «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение» ( Еф. 4,16 ). В чем надежда нашего христианского знания? – В соединении нашем с Господом Иисусом Христом, а через Него с теми, кто в Нем, в Его Богочеловеческом Теле – Церкви. А Его тело – «одно тело» ( Еф. 4,4 ), тело воплощенное Бога Слова, и дух в этом теле – «один дух» ( Еф. 4, 4 ) – Дух Святый. Это Богочеловеческое единство, оно совершеннее и полнее всякого единства. В мире земном не существует более действительного, более всеохватывающего и бессмертного единства, чем единство человека с Богом и с другими людьми и со всеми тварями. А средства для того, чтобы войти в это единство, доступны всем – это святые таинства и святые добродетели. Первое святое таинство есть крещение, первая святая добродетель есть вера. «Одна вера» ( Еф. 4, 5 ), и нет другой, кроме нее, и «один Господь» ( 1Кор. 8,6 ; 1Кор. 12,5 ; Иуд. 1,4 ), и нет другого, кроме Него ( 1Кор. 8,4 ); и «одно крещение» ( Еф. 4, 5 ), и нет другого, кроме Него. Только в органическом единстве с Телом Церкви, только как член этого чудесного организма, человек приходит к полному ощущению, осознанию и убеждению, что, в действительности есть только «один Господь» – Пресвятая Троица н только «одна вера» – вера в Пресвятую Троицу ( Еф. 3,6 ; Еф. 4, 5, 13 ; Иуд. 1, 3–4 ); только «одно крещение»крещение во имя пресвятой Троицы ( Мф. 28, 19 ) и только «один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4,6; 1 Кор, 8, 6; Рим. 11, 36 ). Святой Дамаскин: «Един над всеми Отец, Который через всех Словом Своим, исходящим из него, и во всех Духом Святым». Это ощущать и этим жить – значит поступать достойно христианского звания ( Еф. 4, 1 ; Рим. 12, 2 ; Кол. 3, 8–17 ; 1Сол. 2, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

120. Поскольку же в наше время возникли некоторые иные одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь, против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимого и видимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, то есть рожденного совершенно от святые Марии Приснодевы чрез Духа Святого, вочеловечившегося, то есть приявшего совершенного человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшего и приведшего в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившегося; ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившего в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшего во плоти и воскресшего, и возшедшего на небеса в том же самом теле, славно возсевшего одесную Отца; имеющего прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Святого Духа веруем, глаголавшего в Законе и проповедавшего в пророках, и сошедшего на Иордан, глаголющего в апостолах, живущего во святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

6:11). Итак, вспомни, в какое святое имя дается крещение, и ты найдешь, что во имя Отца, и Сына, и Святого Духа всякий оправдывается и освящается: всякий, кто правильно верует в то же имя, омывается единой субстанцией Троицы. Отсюда мы естественно знаем, что есть одно святое имя Отца, и Сына, и Святого Духа, всякий, кто понимает, что дар истинного освящения дается в одном и том же имени. Затем они говорят в благословениях: Блаженны Ты во святом храме славы Твоей, и достойны похвалы и славы во веки веков (Дан. 3:53); а что мы храм не только Отца, но и Святой Троицы, мы уже достаточно показали здесь свидетельством Священного Писания. Итак, Троица есть один Господь Бог, благословенный и достохвальный и славный во веки веков, Которого истинно благословляют находящиеся в святом храме славы Его, сознающие себя одним храмом Святой Троицы. Тогда сказано теми тремя юношами: Блажен видящий бездну, сидящий на Херувимах, и достоин похвалы и славы во веки веков (Там же, 55). И Отец, и Сын, и Святой Дух видят все так одинаково, как Сама Троица наполняет целое. Ни Сыну, следовательно, ни Духу не отказано в святом видении бездны; потому что Сама Святая Троица объемлет все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, по образу природного всемогущества: и в Нем видит все ярчайшим видением, потому что полнотой Своего познания знает все. прошлое и настоящее, а также все будущее. Но тогда в благословениях сказано: Ты благословен на престоле Царства Твоего, достоин похвалы и славы во веки веков (Там же, 54), кто же будет настолько обманут, чтобы стремиться отделить Сына или Святого Духа от этого благословения? Это когда блаженный Исаия намекает, что престол Святой Троицы один, говоря: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). пред сим Господом Серафимы, взывают друг к другу так: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; вся земля полна славы Его. Посему пророк знал единого Господа, сидящего на одном престоле, в таинстве Троицы Он назывался третьим святым, и, что было названо Господом Богом, он услышал по откровению духовной благодати.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

     Многим должно каяться в том, что они еще никогда не исповедовались. А ведь православный христианин имеет такую же потребность в исповеди, как полевые цветы в освежающем летнем дожде.      Часто ли нужно исповедоваться? Пастыри советуют: чем чаще, тем лучше. Усердные христиане тщательно следят за своей совестью: пройдет неделя - а душа уже просит исповеди. Кто исповедуется реже, чем раз в месяц, с трудом может сохранить душевную чистоту. Исповедь - это великая милость Божия, и каждый раз должно из глубины признательного сердца благодарить за нее Господа Бога.      А все-таки главного в деле врачевания души еще не сказано. " Как это может быть, - удивитесь вы, - что же главное? "      Для того мы и исповедуемся, для того и христианами стали, приняв святое крещение, чтобы иметь доступ к таинству таинств - к причащению Святых Христовых Тайн.      Обыкновенно после исповеди, примиренные с Богом, радостные, словно посветлевшие, мы принимаем участие в Божественной Литургии - службе, совершаемой соборно при участии священнослужителей и народа. Растворяются посреди иконостаса Царские Врата, и выходит священник в праздничных ризах, а в руке его - золотая Чаша.      Когда я спрашиваю малых детей на уроках в воскресной школе, простая ли это Чаша, они отвечают дружно: " Святая " . А почему? " А потому что в ней - Сам Бог! " - говорят с уверенностью. И точно - в ней Сам Бог! Под образом хлеба и вина - животворящие Плоть и Кровь Христовы! Одной малейшей частицы этой Святыни весь мир недостоин. Для христианина нет ничего больше причащения Святых Христовых Тайн. Смело скажем: того, кто не причащается, и христианином-то называть нельзя. Нам всем должно помнить слова Господа: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие " . Чтобы приобщаться достойно, нужно быть чистым и душой, и телом. Поисповедовавшись, натощак, мы приступаем со страхом и трепетом к Святой Чаше. Обыкновенно этому предшествуют несколько дней поста и усиленное хождение в Храм Божий. Батюшка посоветует, как соблюсти все необходимое. Главное - великая жажда соединиться с Искупителем, ибо Он безмерно любит нас и Сам желает обитать в нас, как и говорит: " Пребудьте во Мне, и Я в вас " . " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу... сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/008.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010