Владимирский Кафедральный Успенский Собор, по находящейся в нем святыне и по своей исторической важности, принадлежит к числу замечательных Российских храмов. В нем открыто почивают Святые и нетленные мощи Святых Благоверных Великих Князей Андрея Боголюбского, сына его Глеба и убиенного на реке Сити татарами Георгия Всеволодовича; в нем блаженне покоятся Великие Князья Михаил II, Всеволод III, родоначальник наших Российских Государей и Константин Всеволодович; в нем покоится целое семейство Великого Князя Георгия, страдальчески скончавшееся в нашествие на Владимир монголов; здесь же находится место упокоения Великого Князя Ярослава Всеволодовича, родителя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, собирателя Русской земли после погрома монгольского, страдальца за землю Русскую. Вообще Успенский Собор во Владимире замечателен, как усыпальница Великих Князей Владимирских и всея Руси, других Князей их рода, Благоверных Княгинь и Святителей, правивших Владимирской паствой. Сохраняя под своей сенью останки Великих Князей, Княгинь и Святителей Владимирский Собор является замечательнейшим памятником до Московской Руси. Как усыпальница Великих Князей Русской земли сей храм состоит в тесной связи с древнейшими усыпальницами в Киеве, с поздней усыпальницей Московских и всея России Государей – Московским Архангельским Собором и с усыпальницей Русских Императоров – Санкт-петербургским Петропавловским Собором. Открытые мощи Святых Благоверных Великих Князей, находящиеся под сенью Владимирского Собора, пребывают в таком чудодейственном нетлении, что благочестивые поклонники из самых отдаленных стран нашего отечества притекают к ним, чтобы видеть в чудном сохранении их в течении многих веков особое явление силы Божией. У Великого Князя Георгия усеченная глава, и чрез несколько времени после мученической кончины его приложенная к телеси его, настолько оказывается крепко силой Божьей прильнувшей к телу, что никакого знака усечения не замечается на выи его, а у Князя Глеба, сына Великого Князя Андрея Боголюбского, правая рука до сего дня разводится в своих составах, чем удивлен был и блаженной памяти Благочестивейший наш Государь Император Павел I при посещении Владимирского Собора в 1798 году. Тогда Император Павел Петрович был в Соборе с своими Августейшими детьми Александром и Константином Павловичами. Свидетель очевидец, бывший в то время кафедральным протоиереем, Иоанн Певницкий рассказывал, что Благочестивейший Император, приложась к Святым мощам Князя Глеба, сказал своим сыновьям: «Дети! Молитесь угоднику Божию Глебу: первые в России вижу я столь нетленные мощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря . ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) На Русь Владимирская икона Божией Матери икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу . Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом , прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Украина ) " > Вышгорода , удельного города Андрея Боголюбского , недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово , а позже — во Владимир-на-Клязьме , где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую икону списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. (С.И. Масленицын. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155–156; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50–54, 62–63). Феодоровская икона Богоматери без ризы. После не очень удачной реставрации И.Э. Грабаря (подробнее в книге А.В. Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012 г.) Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, ставший после гибели в битве с монголо-татарами на Сити 4 марта 1238 года святого благоверного князя Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор города Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого благоверного князя Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Празднование ему установлено в 1613 году. Сведения о жизни преподобного Варлаама хранились в монастыре в виде отдельных записей, на основании которых инок Антониева Сийского монастыря Иона в 1589 году написал его житие. В 1630 году составлен канон преподобному Варлааму. Июнь 20 Глеб Владимирский, святой благоверный князь Благоверный князь Глеб, во святом крещении Георгий, сын благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), родился во Владимире в 1155 году. Святой Глеб — живой пример тому, как много значит добрая жизнь родителей для судьбы детей. Жизнь князя Андрея во Владимире была посвящена преимущественно делам благочестия: строению храмов и монастырей, делам благотворительности и молитвам. И под влиянием примера и наставлений благочестивых родителей Глеб вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Жизнь его посвящалась благочестию, а не греху; страх Божий располагал мыслями, чувствами, желаниями и поступками его; молитва низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем; несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Жизнь князя Глеба продолжалась недолго: чистый, непорочный князь блаженно почил 20 июня 1175 года в 19-летнем возрасте. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса. Во время монголо-татарского нашествия на Русскую землю в 1238 году, когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь не коснулся гробницы благоверного князя Глеба, чему дивились даже неприятельские воины. Соборные летописи сообщают еще о двух знамениях, прославивших имя святого. В 1410 году на Владимир неожиданно напало татарское войско, действовавшее совместно с отрядом нижегородского воеводы Карамышева. Успенский собор был разграблен, но сокровища ризницы успел спрятать ключарь Патрикий, за что был подвергнут истязаниям и принял мученический венец. Один из воинов в поиске спрятанных сокровищ поднял крышку гробницы благоверного князя, но в это же мгновение из нее вышел огонь. Это так устрашило татар, что они тотчас покинули храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

25 мая 1997 года был освящен престол в трапезном Благовещенском храме (XVII b.), в котором периодически совершаются богослужения. В июне 1997 года возобновлены службы в соборе Боголюбской иконы Божией Матери. За эти годы обитель преобразилась. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 года накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери грани том и мрамором выложен пол, белым мрамором – солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола ве сом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII b. в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников. В монастыре чудесным образом мироточили иконы, под куполом Боголюбского собора явился лик государя Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского – 17 июля. Архитектурные памятники обители входят в состав «Золотого кольца» России, их посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Мы ныне часто оскудеваем этими добродетелями: мало усердны бываем к молитве, тратятся деньги у нас нередко с крайним безразсудством на разные излишества, а на храм Божий или бедным уделяются часто и от избытка средств лишь малые лепты. Будем же молиться Боголюбивому Князю, да возгорится и в нас любовь к Господу Богу, да научимся усердной теплой молитве ко Господу Богу, да навыкнем употреблять избытки наши не на излишние удовольствия, а для Господа Бога, – на храмы Божии и бедным. Тропарь св. Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбовскому, глас 8-й. Яко благоверен и праведен за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, яко же сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, их же кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче Андрее, с ними же Христа Бога моли о державе сродник твоих, еже Богоугодней быти и сыновом Российским спастися. Кондак, глас 8-й. В мире сем благочестиво и праведно пожив молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси. Он же сего ради по убиении твоем прослави тебя, источник чудес даровав тебе: ибо обретшияся мощи твоя нетленные даруют всем, верно тебе прославляющим, исцеления. Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое, благоверного Императора нашего и всех людей, благочестно тебе почитающих. Житие святого благоверного Князя Глеба, сына великого Князя Андрея Боголюбского. Благоверный Князь Глеб был младшим сыном Великого Князя Андрея Боголюбского. На нем сосредоточилась любовь родителя его, после того как св. Андрей похоронил двух старейших своих сыновей – Изяслава и Мстислава. И юный Княжич восприял от боголюбивого родителя благочестивое настроение его души. С ранних лет возлюбил он Господа Бога всем сердцем своим и посвятил Ему чистую непорочную душу свою. Кончина старших братьев напечатлела в уме его память смертную. Еще будучи 12 лет возымел он пламенное желание читать Священное писание и творения Святых Отцов. Из рукописного жития его также известно, что он любил беседовать с монашесвующими (которые тогда были самыми учеными, мудрыми и добродетельными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

После сего рода Сувороцкого написано: «помяни Господи души преставльшихся раб своих, которые подопсковым от изменников на боех побиты в прошлом во 158 году, дворяне и дети боярские и всяких чинов люди». Записаны затем в одном отделе Новгородцы, а в другом: Луцкие казаки. Над именами Новгородцев отмечены и фамилии их: Секерин, Хвостов, Арцыбашев, Шевяков, Заворов, Бундов, Путятин, Неплюевы, Овцын, Шаблыкин, Лагунской, Безтужев, Северицын, Мещерский и Рубцов, а над именами Луцких казаков отмечено: Гречуха, Потчека, Парачев и Кушуков. После сего в синодике записано еще множество родов, в числе которых встречается много фамилий, и в настоящее время еще существующих в городе Владимире, много родов духовных лиц, а в числе боярских фамилии: Воейковых, Микулина, Дурасова, Акинфиева, Жуковых, Сабурова, князя Щетинина, Аничкова, Шетнева, Резанцовых, Босых, дьяка Матвея Шишкова и другие. 6) Рукопись, в которой заключаются: канон на Воздвижение животворящего креста Господня, канон Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа, слово о Знамении Пресвятой Богородицы, иже бысть в великом Новеграде и служба на память святого Филиппа Митрополита Московского. На сей службе по листам подписано: «лета 7165 июня в 18 день сию книгу службу великому во святителех Филипу чюдотворцу приложил в володимири в соборную церковь Пречистые Богородицы Владимирской тояж церкви священника Федора сын его Алексей». 7) Летописец о покорении Казанского царства и о других событиях. 8) Рукопись, заключающая в себе службу Божией Матери Боголюбимой, повествование об образе Пресвятой Богородицы, яже нарицается Владимирская, и сказание об убиении Великого Князя Андрея Георгиевича Боголюбского. 9) Рукопись, в которой заключаются службы святому Великомученику Пантелеимону, святому мученику Аврамию Болгарскому и Владимирскому чудотворцу, похвала мученику Аврамию и последование молебного пения за царя и за люди. 10) Рукопись, написанная в 1695 году, с росписанными заглавными листами, в которой имеются: служба святому Благоверному Великому Князю Георгию Владимирскому чудотворцу и «убиение Великаго Князя Георгия». 11) Рукописный канон Рождеству Пресвятой Богородицы и службы святому Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбскому и Благоверному Князю Глебу Андреевичу, а также и житие Князя Глеба. 12) Служба Благоверному Великому Князю Глебу Андреевичу и житие его, с описанием чудес, бывших у святых мощей его. 13) Сказание об образе Знамения Пресвятой Богородицы и о чудесах от сей святой иконы, бывших на месте, называемом Быковка, откуда принесена сия святая икона во Владимирскую соборную церковь . Рукописи нотные 14) Ирмологий с крюковыми нотами, имеет в себе ирмосы октайные, триодные, двунадесятимесячных миней, владычних и Богородичных праздник Всех святых. По листам сего ирмолога написано: «лета 7177 мая в 25 день приложил сию книгу ирмолог в соборную церковь Богородицкой ключарь Герасим Димитриев и подписал своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Глеб Владимирский, св. - житие Святой благоверный князь Глеб Владимирский, в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1174 году, в девятнадцатилетнем возрасте. Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город. По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году. Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира. Тропарь Глебу Владимирскому, блгв. кн., Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшаяся и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Глеб Владимирский, св. " .

http://pravicon.com/info-2084

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом " медовый Спас " ), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля . Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири XIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), " Слова на Покров " (там же, стлб. 6, 17). Им написано " Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году " , которое в некоторых старинных рукописях так и называется: " Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского " .

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

Православная Церковь празднует изнесение честных древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста 14 августа, 2012. Новостная служба Также сегодня совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. 14 августа. ПРАВМИР. Православные празднуют изнесение честных древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Также сегодня совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое  установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-p...

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. " Погибель нам предстоит, ибо князь жив " , - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы. Надпись об убийстве находится ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, а правый – краткое сообщение об убийстве. В правом столбце говорится: " Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука " . Дальше текст не читается. В левом столбце – список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи – это Петр Кучков, зять князя, его братья Амбал и Яким Кучковичи. Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова " стырь " , рулевое весло. Окончание столбца пока остается не прочитанным. Вопрос еще в том, в том, почему эта надпись находится в Переславле, ведь святой князь был убит в Боголюбове, а столица княжества – Владимир. " Похоже, что это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов. Конечно, неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная абсида. Теоретически, можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества " , – заключает Гиппиус. 30 декабря 2015 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 383 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/89309.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010