Он так сосредотачивался в молитве и так к ней прилеплялся, что часто, когда приходило время труда, даже и не думал прекращать молитвы. Тогда по необходимости мы подходили к его окошку, чтобы позвать его, и видели, как он стоял прямо и пребывал в мире ином. – Геронда, пришло время труда. И старец, придя в себя, в недоумении отвечал нам: – Разве уже рассвело? При всей своей простоте этот старец постиг саму суть монашеской жизни. Всего себя он предал послушанию и подвигу, почему и сподобился желаемого. Он обрел в себе молитву, обрел Бога. Монах, который не стремится к этой цели в первую очередь, потерпел неудачу. Старец Арсений был тихим и великим делателем добродетели. Это один из современных афонских святых. Благословение его да пребудет с нами. Старец Иосиф   Настоящее не только по долгу, но и по справедливости посвящается ныне уже преставившемуся к небесам приснопамятному моему старцу и честному игумену монастыря святого Дионисия Харалампию как ведущему свое происхождение и по плоти и по духу из рода Арсения Пещерника. Приими же, отче приснопамятне, настоящее, яко надгробную лепту вдовы, безмерной признательности ради. Монах Иосиф Дионисиатис   Введение Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13, 7 Когда я впервые решил посетить Святую Гору Афон в спасительное лето 1964 года, то, по Божественному устроению, монастырь святого Дионисия был первой святогорской обителью, принявшей меня. В нем мы с моим другом-мирянином (ныне он иеромонах) прожили около двадцати дней. Там среди других отцов был особенно славен приснопамятный игумен Гавриил. Этот чудный игумен ради повышения, как он говорил, духовного уровня призвал из афонской пустыни добродетельных духовников для помощи ему в его священных трудах. В то время обитель получила особое благословение, обогатившись одним из таковых духовников – из духовных чад великого исихаста наших дней старца Иосифа Пещерника. Духовника звали отец Один наш земляк, послушник предложил провести нас к подвижнической каливке духовника, которая находилась на расстоянии часа с небольшим ходьбы от обители по направлению к Новому Скиту.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Жители Словацкой Республики оказали помощь Святогорской лавре 13 февраля 2020 г. 11:54 10 февраля 2020 года православная общественная организация ZAUS из Словацкой Республики перечислила на счет  Успенской Святогорской лавры финансовые средства, которые будут направлены на обеспечение всем необходимым детей и их родителей из Донецкой и Луганской областей, вынужденно проживающих в Лавре. В августе 2019 года руководитель ZAUS Ольга Сурмикова (уроженка Ровенской области), ее супруг Яков и другие члены ассоциации выступили с инициативой сбора средств в рамках программы «Детям Донбасса» с целью оказания адресной помощи, прежде всего, пострадавшим от войны детям и нашедшим приют в Святогорской лавре. В феврале на расчетный счет Святогорской лавры поступили 2000 евро. По информации Якова Сурмика, пожертвования на благотворительный счет «Детям Донбасса» приходили от священнослужителей, простых граждан Словакии, украинцев и русских, проживающих в Словакии, всех неравнодушных к судьбе обездоленных войной детей. В обители напоминают, что в настоящее время около 150 переселенцев с Донбасса, в том числе 50 детей, проживают в Лавре и находятся на ее полном обеспечении. Общественная ассоциация  ZAUS  из Словацкой Республики системно работает в сфере оказания благотворительной помощи нуждающимся беженцам с Донбасса. В 2019 году этой организацией также была собрана и направлена в адрес Лавры гуманитарная помощь, отмечается на  сайте Лавры . От лица вынужденных переселенцев с Донбасса, детей и их родителей, а также братии Успенской Святогорской лавры глубокую благодарность словацким друзьям, общественной ассоциации ZAUS, всем жертвователям выразил наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений . «Оказанная гуманитарная помощь не только помогает физически выжить обездоленным людям, но и имеет глубокий христианский смысл, вселяет надежду на мир и благополучие в Донбассе, о котором молится братия Святогорской лавры и все живущие под кровом этой обители переселенцы», — передает слова владыки пресс-служба монастыря. Редакция сайта Лавры также напоминает, что желающие оказать помощь переселенцам, находящимся на обеспечении обители, могут перечислить средства по  указанным на сайте монастыря реквизитам .  Информационно-просветительский отдел УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5591608.ht...

В начале 1787 года Святогорская обитель ожидала к себе дорогую гостью, Императрицу Екатерину II; но вместо ее, явился туда 29 августа того же года директор экономии Екатеринославского наместничества, незабвенный для обители, Федор Михайлович Корбе; «все монастырское экономическое и церковное имущество описав, отобрав и, не дав никому в приеме оного росписки, к сохранению онаго определил нарочный караул, монашествующих из монастыря выслал» 38 . Нельзя при этом не удивляться тому, что указ Белгородской консистории с Высочайшим по сему повелением и с распоряжением по сему Св. Синода был подписан чрез десять месяцев и семь дней после приезда в Святогорскую обитель вышеупомянутого Корбе. Доведя хронику Святогорской обители до времени упразднения этой последней, уместно вспомнить о настоятелях оной. В журнал Харьковской духовной консистории, от 29 октября 1843 года, между прочим, сказано нижеследующее: «Настоятельство в обители сей было строительное, потом игуменское и архимандричье, и, наконец, с 1680 года, по взятии архимандрита Иоиля татарами в плен, до времени упразднения сего монастыря, паки строительное» 39 . После восстановления Святогорской обители в 1844 году, положено быть там настоятелями игуменам; но, по личным заслугам, архимандрия в ней не пресекается. За пять с лишним веков существования Святогорской обители, само собою разумеется, и настоятелей там было не мало. К сожалению, только 28 настоятелей, до упразднения обители, известны; вот они по порядку: 1 . Строитель, иеромонах Семеон, известный по грамоте 1624 года. 2 . Строитель, иеромонах Кирилл, известный по грамоте 1640 года. 3 . Строитель, иеромонах Игнатий, известный по грамоте 1651 года, где сказано, что при сем игумене воровские черкассы отняли у монастыря царскую жалованную грамоту. 4 . Игумен Феофан, известный по чугуевской переписке тем, что в 1654 году сообщил валуйскому воеводе весть с Дона о враждебных намерениях крымских татар против России. 5 . Паисий, 26 мая 1659 года отставлен; упом. в июне 1666 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иноки Святогорской Лавры подали иск на депутата Зубова по обвинению в незаконном строительстве на территории монастыря 11.10.2006 Иноки Свято-Успенской Святогорской Лавры подали иск на депутата Валентина Зубова (блок Юлии Тимошенко) по обвинению в незаконном строительстве на территории обители. Иск подан в городской суд города Славянска , заявил на пресс-конференции в Киеве настоятель Святогорского монастыря игумен Феофан. По его словам, на три заседания суда В.Зубов не явился. Еще в 2003 году депутат завладел бывшей монастырской хлебной лавкой. По словам председателя Союза православных граждан Украины (СПГУ) Валерия Каурова, нардеп Зубов начал здесь строительство своей приемной и кафе, где будут продаваться алкогольные напитки. " За прошедшие годы Зубов незаконно расширил площадь строительства, возвел второй этаж, чем закрыл обзор монастыря с моста через реку Северский Донец " , - сказал он. Стройка ведется на земле, где находятся монашеские захоронения. В.Кауров отметил, что народный депутат игнорирует решение Святогорского городского совета от 30 ноября 2005 года о приостановлении реконструкции, постановление Славянского суда от 28 августа 2006 года о приостановлении любых строительных работ и ряд других нормативных документов государственных служб и инспекций. Игумен Феофан со своей стороны сообщил также о фактах оскорбления депутатом служителей Лавры и о подаче иска в городской суд Славянска о защите чести и достоинства. В связи с отклонением иска по причине необходимости подачи его по месту жительства В.Зубова служители Лавры собираются подавать иск в суд Киева по месту проживания нардепа. " Зубов в ряде СМИ нападает на Лавру с грязью и клеветой " , - отметил священнослужитель. СПГУ обратился к лидеру БЮТ за официальным разъяснением позиции фракции на действия их коллеги, а также в комитет по регламенту и депутатской этике Верховной Рады с просьбой лишить В.Зубова мандата народного депутата. Спикеру украинского парламента Александру Морозу направлено письмо, под которым стоят 30 тыс. подписей православных граждан. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 11.10.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1565.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Депутат Верховной рады намерен открыть приемную и кафе на территории Святогорской Лавры 01.08.2006 31 июля монахи Святогорской Свято-Успенской Лавры (Донецкая область) обратились в Союз православных граждан Украины (СПГУ) и общественное культурное историческое общество " Донецкая республика " с просьбой защитить их права. Об этом сообщил председатель " Донецкой республики " Александр Цуркан. " Народный депутат Верховной Рады Украины Валентин Зубов завладел бывшей монашеской хлебной лавкой, - рассказал Цуркан. - Первоначально здание выкупила туристическая фирма, учредителем которой является дочь нардепа - Анастасия Зубова. Затем уже дочь перепродает здание своему отцу. Как только Зубов стал владельцем желанного строения, он сразу известил городские власти о своих планах. Нардеп не скрывает, что хочет открыть здесь магазин непродовольственных товаров и кафе. Но на этом Зубов не останавливается, он уведомляет, что по этому адресу будет существовать также его приемная как народного депутата. Оригинально - принимать избирателей на территории Лавры. Такой изобретательности от Зубова никто не ожидал. Нардеп Зубов приступил к перестройке корпуса. Зубов - депутат от Блока Юлии Тимошенко, и в Лавре он пытается просто сделать увеселительное заведение. К настоятелю монастыря паломники обращались с жалобами на то, что еще в агентстве, которое возглавляла его дочь, продавались оккультные предметы. Почему люди Юлии Тимошенко именно сейчас делают наступление на святые места, всем понятно. Нам небезразлично, если в Лавру въезжает бизнесмен и начинает нашу святыню превращать в увеселительное заведение. А то, что он будет заниматься именно этим, в этом я ни сколько не сомневаюсь. Мы в свою очередь обратились и к местной власти и к общественности с требованием убрать любые увеселительные учреждения с территории Лавры. Он, конечно, будет бороться за этот лакомый кусочек. Но мы не отдадим нашу Лавру ни то, что Юлии Владимировне, но Виктору Андреевичу Ющенко " , - заявил представитель общественности.

http://drevo-info.ru/news/1011.html

Борисов был сколько важным, столько же и опасным местом и по другой особенности своей. Через него проходила посольская дорога в Крым. Послы останавливались в Цареборисове как для отдыха, так и для получения распоряжений Правительства. Здесь была оберегательная застава против чумы; проезжающий с юга окуривали своё имущество, а послы, сделав списки с своих бумаг, подлинники предавали огню, списки же, подвергнув окурке, передавали на другую сторону заставы для немедленной отсылки. Эта особенность местности была причиной как раннему основанию Борисова города, так и тому, что часто нападали на него, кроме татар, шайки воров и грабителей, иногда по распоряжению польских панов и чиновников. Отписка Валуйского Воеводы 1644 года в Чугуев: «июля 4 посылал он в Валуйки до Святогорского Монастыря для проведыванья Атамана… Июля 6 были они в Княже Иванове Луке и в том месте разгоняли их воровские люди Черкасы. Июля 12 посылал он до Святогорского Монастыря… И сказывал им Святогорский старец Иов. В июле приходили к ним в Святые Горы Черкасы 8 человек и сказали им: пришли они из Мордвы все 70 человек и дожидаются громить Крымских гонцов и Государевых Посланников… Оприч тех Черкасов 70 человек иные воровские Черкасы лежат около Святых Гор по Донцу и около посольской дороги многие люди». Отписка из Белгорода 1644 года «Июля 22 наехали за рекой Осколом сакму, прошли воры Черкасы, прошло человек 300». По статейному списку 1642 года «в феврале сего приходили на реку Донец и посланника (Крымского Хана) разгромили и побили Запорожские Черкасы из порубежных городов королевства Польского – из Мир-городка, из Жигимонтова, из Полтавы; а атаман у них был Грицко Торский». Посланник Мегмет Чауш и 6 человек свиты его были убиты, брать его Мустафа Челебей и другие ограблены. При таких местных условиях Борисова города, трудно было удержать в нём русскую стражу. Другое дело – черкасы того времени, которые привыкли к боевой, тревожной жизни. Естественно было и то, что царь рад был, когда Донские казаки вызвались жить в Цареборисове, хотя до 1647 года начальство строго предписывало Борисовцам остерегаться сношения с донцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изюмский полковник Донец в 1691 году в одной отписке писал, что 1 октября получено известие от пасечников, которые сидят на пасеках ниже Маяк по Донцу, что с Крымской стороны перешло реку Донец татар человек 200, и того ж числа Маяцкий сотник Иван Сосницкий доносил ему, что 26 сентября посылал он в Изюм с вестию о татарах Маяцкого «козака Савку Журавленка», но он доселе не возвращался и без сомнения схвачен татарами. Другой отпиской полковник давал знать в Чугуев, что по известию от 19 октября приехавший в Маяки из Боровского юрта «Маячанин, который ездил в юрты за своим промыслом», сказал, что «он в Боровском юрту чул, на днях с Крымской стороны на Нагайскую, ниже Лугана, перешла орда». В третьей отписке писал, что по донесению Маяцкого сотника Ивана Сосницкого «Декабря 16 припавши Татаре безвестно, коней с 50, под Маяки на Сидорову луку взяли одного Русского»; сотник с козаками отправлялся в погоню за ними, но видел только след их. Вот все сведения Чугевского архива о бедствиях маячан от татар. Была и еще в Маяках беда: это раскол между русскими жителями Маяков. В 1725 году происходило дело о маяцких раскольниках. Маяцкий священник Яков доносил тогда Консистории, что вблизи Маяков по лесам и лугам живет 50 раскольников, принадлежащих к числу жителей маяцких. Он приложил и именной список их. Консистория просила Бахмутскую канцелярию отыскать и забрать раскольников, но раскольники разбежались, пока канцелярия сделала распоряжение. Консистория обличала при этом другого маяцкого священника Тимофея в холодности к православию и подвергла его епитимии. Ныне в Маяках нет раскольников, так как все русские переселены отсюда на р. Самара. От холеры было умерших в 1831 г. 25 человек, в 1847 г. 5, в 1848 г. 20 человек. В 1833 г. был такой голод, что маячане толкли кору и трухлое дерево, собирали с орешен так называемые бруньки и, мешая все это с малым количеством муки, питались тем. Об угодьях старых маячан, в царской грамоте 1704 г. находим следующее сведение: «до поселения городов Маяцка и Тора вниз по р. Донцу до устья Черного Жеребца лесными и сенными покосы и всякими угодьи владели Святогорского монастыря старцы по даче. А как построились города Маяцкое и Тор, и те сенные покосы и рыбные ловли со всеми угодьи до устья р. жеребца от Святогорского Монастыря отданя Маячанам и Торянам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7. Леса и библиотеки Некоторую опасность представляют собою и статьи 40 и 42 Законодательного декрета, обязывающие Святую Гору выработать особые законы о лесном хозяйстве и о библиотеках. Эти законы, утверждаемые правительством, могут послужить поводом к правительственному вмешательству. III. Наши пожелания Таково было в кратких чертах фактическое и юридическое положение Афона в период греческой власти. Опыт этих 22 лет побуждает нас высказать следующие пожелания, полезные, как мы думаем, не только для национальных меньшинств Святой Горы, но и для всего Афона в целом. 1) В основе святогорского строя должна быть положена статья 62 Берлинского договора. Всё, что в изданных при греках законах и распоряжениях (Катастатикос Хартис, Законодательный декрет так далее) не соответствует духу этой статьи, должно быть отменено или переработано применительно к её содержанию. 2) Подтверждение прав Афона Основные принципы святогорского строя – автономия, равенство национальностей, свободный доступ для всех православных без различия национальностей и подданства в качестве поклонников и для поступления в монахи – должны получить подтверждение и раскрытие в каком-нибудь новом законодательном акте об Афоне, ибо в существующих законах (Катастатикос Хартис) они недостаточно развиты. И, поскольку Двойное Собрание Святой Горы высказало их в общих чертах в обращении к канцлеру Гитлеру от 13/26 апреля 1941 года, было бы желательно, чтобы в ответ на него (или в какой-нибудь иной форме) они были бы положительно и конкретно подтверждены. 3) Свободный доступ В частности, относительно приезда на Афон и поступления в монастырские братства должен быть восстановлен старый порядок (существовавший до греков), когда для этого не требовалось никакого другого разрешения кроме согласия самого монастыря. (Фактически так происходит и сейчас в греческих монастырях.) Контроль светской власти должен быть ограничен одним недопущением преступных элементов. 4) Недопущение греческого губернатора Опыт показал, что должность политического губернатора (по крайней мере – поскольку её решает грек) не приносит ничего кроме вреда всей Святой Горе и её национальному меньшинству в особенности. Поэтому в будущем её желательно совершенно упразднить и вернуться к порядку вещей, существовавшему при турках, когда на Афоне находился только начальник полиции. Во всяком случае, следует избежать, чтобы на должность губернатора вновь был назначен грек, зависящий от греческого Министерства иностранных дел, ибо тогда неизбежно вернётся весь прежний порядок с его неправдами. Чтобы избежать этого, желательно безотлагательное назначение на Афоне германского представителя в качестве временной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собранный из других (τρων), как говорит Типикон Руссика, или иных (λλων) уставов, как указывает в надписании Типикон Иверского монастыря, святогорский Устав в самом тексте подтверждает свое надписание и указывает самые источники по именам. Так называемые Типиконы левого хора (κ το Τυπικο το ριστερο χορο стр. 34:116) и правого (Τνμη το δεξιο χορο Τυπικο стр. 116), неизвестный (ν δ τρω Τυπικ стр. 35), Большой Типикон Андрианополита (ν τ μεγλω Τυπικ το νδριανοπολτου стр. 67) и Типик лавры (ν τ για λαρα το γου θανασου стр. 48) – вот те другие или иные уставы, выдержки которых можно видеть, напр., в Иверском Типиконе. Эти-то выдержки, указывая на эклективность святогорского Устава, в то же время объясняют нам, между прочим, и то обстоятельство, почему этот Устав далеко ушел в развитии своей обрядовой стороны, осложнил их на столько, что основной текст иерусалимского Устава в нем, благодаря этим особенностям, едва заметен. Таким образом, сходство с иерусалимским Уставом, на котором как на краеугольном камне создался нынешний святогорский Устав, осложнение его особенностями местной святогорской практики, взятой из местных афонских уставов, развитая обрядность, церемониальность и торжественность служб, особенно триодных, для того, чтобы придать богослужению большую торжественность и величие – вот характеристические и существенные особенности позднейшего и современного святогорского Устава. Профессор Мансветов напрасно считает Типикон 1577 года за «первое печатное издание греческого Устава» (Церк. Уста», стр. 249), потому что первое издание его в собственном смысле было сделано именно в 1545 голу. Греческий Типикон этого издания мы видели в библиотеке Лавры св. Афанасия Афонского в единственном экземпляре, но, по указанию архимандрита иерусалимской миссия Антонина (заметк. поклонника св. горы. Киев. 1864 г. стр. 170), Типиком этого издания в двух экземплярах хранится в настоящее время в библиотеке Афонского Фялофеевского монастыря. Так как об этом первенце венецианской печати церковных Уставов в библиографии нет никаких сведений, то мы считаем необходимым сообщить несколько небезынтересных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Детей, которым помогает Лавра больше 300. Именно в Лавре проживает 300-400, но их число постоянно меняется. 21 августа. Среди детей, проживающих в Свято-Успенской Святогорской Лавре дети-сироты и дети-инвалиды. В Лавре корреспонденту Правмира сообщили, что сейчас в стенах монастыря проживает более 300 детей – уже до 400, в целом в Лавре находится 500 человек-беженцев. Их кормят, одевают и обеспечивают по мере возможности. Из города приходит гораздо большее количество людей и детей, которые тоже требуют помощи. Детей, которым помогает Лавра больше 300. Именно в Лавре проживает 300-400, но их число постоянно меняется. Бывают ситуации, когда уезжает мать и забирает ребенка, или у людей ничего не осталось, возвращаться им некуда, и они едут дальше. Многие уезжать не хотят, остаются в Лавре. Иногда людей вывозят в Харьков и на остановке высаживают. Проблема передвижения существует, и она очень серьезна. Не хватает детского питания, рыбного, мясного. Несмотря на пост, беженцев кормят рыбой и мясом. Людей очень много, кроме того, насельники Лавры раздают продукты, из города приходит очень много людей за пайками. Раздают также вещи, медикаменты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 июля, 2015 3 июля, 2015 8 июня, 2022 13 декабря, 2018 10 октября, 2018 4 апреля, 2018 2 января, 2018 6 июля, 2016 26 апреля, 2016 11 июля, 2015 3 июля, 2015 8 июня, 2022 13 декабря, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-svyatogorskoy-lavre-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010