Местность эта в давние времена называлась Святыми горами, потом - Святогорском, посёлком Банное, городом Славяногорском, а ныне - вновь Святогорском. Красотой Святых гор восхищались Чехов, Горький, Бунин, её запечатлел на холсте великий Репин. Кто однажды побывал в Святогорске, тому не нужно, следуя примете, бросать монету в озеро, реку или фонтан, чтобы приехать сюда ещё раз. Память об этом уникальном уголке позовёт вас когда-нибудь вернуться. Привычная для глаза донецкая степь сменяется здесь горами и лесом, а степной зной - прохладой близкой воды. На фоне лесной зелени и голубого неба чётко выделяются сооружения бывшего Святогорского монастыря и памятник Артёму. В 1980 году здесь был учреждён Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник. Общая площадь завповедника - 19 гектаров, охранная зона и зона охраняемого природного ланшафта занимает 59,5 гектара, зона регулирования застройки - 67,5 гектара. Ещё стоя на левом берегу Северского Донца и окидывая взглядом высокий правый, мы уже совершаем путешествие в историю. В открывшейся панораме памятники, будто нарочно, расположились, соблюдая временную последовательность. Справа на меловом утёсе возвышается белая Николаевская церковь, словно парящая над окружающим пространством. Это старейший из сохранившихся здесь памятников зодчества. Ниже, почти посередине, - более поздние сооружения Святогорского монастыря - пятиглавый каменный Успенский собор, воздвигнутый в XIX веке на месте деревянного собора XVII века, Покровская церковь и примыкающие к ним строения. А слева, на самой высокой точке - памятник советскому партийному и государственному деятелю Артёму. Итак, знакомство с монастырём необходимо начать с мелового утёса, на котором воздвигнута Николаевская церковь. Именно он хранит все тайны Святогорского монастыря и его историю, ещё не до конца исследованную. В толще кряжа в первом ярусе расположены пещерные сооружения и ходы, а на вершине его - надскальная часть Николаевской церкви и верхний паломничий павильон. В пещерах существовали и другие церкви, не сохранившиеся до наших дней. Первое упоминание об этих местах находим в 1526 году в книге немецкого посла при Московском дворе Герберштейна о Московии.

http://sobory.ru/article/?object=02883

В первой половине XIX века строятся новые служебные здания обители — в 1820 году братский корпус, в 1821 году колокольня, в 1824 году дом настоятеля, в 1833 году валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами, в 1838 году братская трапезная. Обитель сохраняла значение духовного центра. До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых чудотворных икон Божией Матери: Умиление, Феодоровская (по монастырскому преданию написана византийскими мастерами), Успения. Обитель также славилась крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов. В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны богослужения в Успенском соборе Святогорского монастыря были возобновлены духовенством Псковской православной миссии с июля 1942 года.  Во время военных действий Успенский собор, монастырские храмы и другие постройки серьезно пострадали, некоторые были разрушены, а уцелевшие заминированы немцами при отступлении. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В. Щусева определила очередность реставрации уцелевших монастырских памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены, а церковные здания, не представлявшие ценности, разобраны. Монастырский комплекс вновь обрел музейный статус, в частности, в Одигитриевском приделе Успенского собора открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А.С. Пушкина». В 1992 году монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Тогда же в монастырь из Казанского храма в Пушкинских горах была возвращена древняя икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители. Одна из них - образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретённого в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году её выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнёс в дар Святогорской лавре. Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребёнка ожидала ампутация повреждённых конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление. Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века неким афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель - в храм Иоанна Предтечи, где она и хранилась до революции. В конце стоит упомянуть, что Святогорскому монастырю статус лавры был присвоен Священным синодом Украинской Православной церкви 9 марта 2004 года. Таким образом, он стал третьей лаврой Украины, после Киево-Печёрской и Почаевской. Из журнала: " Тайны ХХ века "/Елена Лякина. Лавра в Святых горах. Монастырь основан в 1624 г. в местности Святые горы, где монахи селились, начиная с XV в. В течение XVI в. здесь был один из донецких Дозоров, выставлявшихся против татар. Первоначально монастырь содержался в пещерах, выкопанных в меловой горе в течение XV в. в середине XVII в. на верхней террасе горы возведена каменная Николаевская церковь. В 1679 г. татары опустошили монастырь, после чего он был перестроен. В 1783 г. во время секуляризации монастырских поместий он был закрыт, а в 1844 г. восстановлен под названием Святогорской Успенской пустыне. Вслед за этим здесь осуществлены самые значительные строительные работы: 1847–1851 г.г. возведена трапезная с Покровской церковью и колокольней, 1859–1868 г.г. – Успенский собор, 1877 г. – гостиница, 1887 г. – два корпуса келий, в 1900 г. к трапезной пристроен дом игумена.

http://sobory.ru/article/?object=02883

После сделанного понятия о Типиконе, как «результате тех затруднений, которые оказались на практике, при отправлении службы по разным книгам и вследствие столкновения суточного строя службы с её составом по Триоди и Минее» (стр. 1), Иван Данилович наполняет всю первую главу «материалами» или источниками для истории богослужения православной церкви на том основании, что «от первого периода Устава не сохранилось особых его записей, а имеются только материалы для историй Типика в разного рода сборниках и литургических сочинениях» (стр. 2). Кроме вышеуказанных «материалов», Иван Данилович относит сюда монашеские уставы Пахомия египетского, Василия великого , Кассиана римлянина и даже Венедикта нурсийского, организатора западного монашества, Цезария арльского, Исидора сивильского и по ним характеризует общее состояние богослужения в христианской церкви за первый период существования Типикона. Краткая характеристика первоначальных записей: Устава Феодора студита , Афанасия афонского и в записи синайского канонаря и указание на их значение для истории церковного Устава составляют предмет второй главы. В третьей главе автор знакомит со славянским уставом М. Синод, библиотеки 330–380 и греческим уставом той же библиотеки 456, как представителями полных записей церковного Устава, и из сравнительного их анализа приходит к тому заключению, что «церковный Устав в последний период своего развития выделил две главныя отрасли: студийскую и иерусалимскую» и указывает «типичные признаки, отличающие одну от другой» (стр. 75). За кратким анализом особенностей Устава студийского Иван Данилович переходит к анализу списков Иерусалимского Устава, предварительно, однако, коснувшись судьбы этого Устава на востоке. На основании некоторых отрывочных данных он делает следующие заключения: а) «Типик сокровен древний иерусалимский», найденный Никоном в Лаодикийском монастыре, куда он попал «изначала» от игумена Саввина монастыря Никодима, представлял полную запись, в которую вошла часть общая в виде круга суточных служб, б) по со держанию он был близок к Уставу студийскому и отличался от него некоторыми особенностями, которые Никон отметил в своем Тактиконе, в) заключал немало особенностей из практики Великой церкви, монастыря студийского и святогорского и, наконец, г) он отличался по своим особенностям от Типикона нашего времени. Самый анализ иерусалимского Устава делается на основании тех рукописей его, которые хранятся в московских библиотеках, в хронологическом их порядке. С характером святогорского Афонского Устава Иван Даинилович знакомит нас по первоначальному его «начертанию». Видными представителями святогорского типа служб церковных он считает Псалтирь М. Синод, библ. N 431 – .325 и греческий Часослов монаха Фикары, которые он и описывает в своей книге. Что касается порядков Великой церкви константинопольской, то о них он узнает из сочинений «De ceremoniis» Симеона Солунского и из рукописного греческого, апостола Московской духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Двадцать хоров объединил Рождественский фестиваль в Святогорской лавре 16 января 2017 г. 14:18 Рождественский фестиваль колядок состоялся 12 января 2016 года в Успенской Святогорской лавре . Праздничные песнопения прозвучали в исполнении двадцати хоровых коллективов, прибывших в обитель из разных городов и сел юго-восточной Украины, сообщает  Svlavra.church.ua . Большой концерт состоял из двух частей: первая прошла в Успенском соборе, вторая — в актовом зале монастыря. Предварила выступления Божественная литургия, которую возглавил наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений . Обращаясь к пастве со словом проповеди, владыка, в частности, сказал: «Сегодня в этом храме выстроятся 20 хоров, которые будут колядовать. Ведь наше Отечество — это и народные традиции, добрые, нравственные. Это и колядки, это наши вышитые сорочки, это красота наших рушников, это любовь наших матерей, которые рассказывали нам сказки с детства у колыбели, тихой материнской улыбкой говоря о трогательной любви по отношению к нам. Эту любовь мы привили нашим детям, внукам, Отечеству, которое такое хорошее, но против которого так восстает враг, делая его несчастным, завидуя нам, что мы — Божии, что мы Христовы, что наследуем вечность. И враг по зависти своей старается посеять раздор, ненависть, злобу, доходит до крайности, до убийства... Но мы должны помнить: любая война миром заканчивается... И чем быстрее он настанет в нашем Отечестве, тем будет лучше». «Сегодня мы радуемся радостью Рождества Христова, что с нами Бог, — продолжил митрополит Арсений. — Но мы, братья и сестры, должны и молиться в сегодняшний день Богу не только словами, не только молитвами, но и делами. Мы сегодня собрались во множестве, съехались из Харькова, из Дергачей, из Славянска, из других окрестных городов и сел — Долины, Богородичное, съехались отовсюду, чтобы собраться одной семьей... А ведь, братья и сестры, мы не просто собрались. Во-первых, мы собрались по любви к этому святому месту, а значит, по любви к Богу. Мы собрались по любви друг к другу, потому что мы хотим друг друга видеть в эти дни и утешить друг друга колядками — ведь это тоже любовь. И не просто любовь, а исполнение слов Христовых, которые являются утешением для каждого из нас: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). А мы эту любовь к Богу, к Его Святой Церкви, друг к другу имеем... Поэтому сегодня, когда будут петь колядки, послушайте, сколько там добрых слов, сколько там добрых пожеланий, какая красота в одежде, какая красота в мелодиях! Но ведь она не родилась просто так — она родилась на основе христианской духовности и христианской нравственности нашего народа. Вот что явилось основой для всей этой красоты».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Иконостас для нового храма отлит из чугуна, отделан зеленой краской под малахит и украшен литой вызолоченной резьбой с 17 иконами, писанными вследствие сырости на жести по золотому фону. Стоил он 1500 рублей серебром. На престоле возвышался крест из малинового хрусталя — дар Т.Б. Потемкиной. Медной латуни посеребренное напрестольное облачение оценивалось в 250 серебряных рублей. С передней его стороны находился медный вызолоченный крест, украшенный недорогими камнями. В алтаре, на горнем месте, стояла писанная на железе в железной вызолоченной раме икона Спасителя во славе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На жертвеннике — также писанная на железе икона Спасителя с двумя Ангелами. Четыре храмовых чугунных, с позолоченной резьбой подсвечника, в которые вмещалось по три больших свечи, были окрашены зеленой краской под малахит. Пещерный храм освещался одноярусным медной латуни посеребренным паникадилом с 9 подсвечниками (по сведениям, приводимым в своей книге Екатериной Жилинской, паникадило являлось хрустальным). Еженедельно по субботам в пещерной церкви служили раннюю заупокойную литургию и панихиду по обновителю Святогорской обители архимандриту Арсению. В день же его кончины, 12 октября, совершалась в Алексеевском храме перед литургией соборная панихида во главе с настоятелем монастыря в сослужении старших 8 иеромонахов, а затем соборная торжественная заупокойная Божественная литургия, во время которой после заамвонной молитвы настоятель шел к гробу почившего и служил у нее краткую литию. На месте вечного упокоения архимандрита Арсения, над его могилой, на стене прибита металлическая доска, на которой кратко описана вся многотрудная и полезная деятельность покойного при возобновлении и дальнейшем устроении обители во Святых Горах. Небесные покровители Святогорской обители — угодники Божии, которым посвящены Престолы ее храмов, непрестанно ходатайствуют за нас у Престола Вседержителя, молятся о спасении душ наших и всегда близки нам, о чем особенно свидетельствует чудесный случай, происшедший в обители во второй половине XIX века. «В Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии, — говорит Дюков, — лет пять тому назад проживал нестарых лет иеродиакон, отец Полиевкт… Отличался он высоким ростом, сильным басом, жил тихо и благоговейно и вообще пользовался расположением настоятеля и братии обители… Жил уединенно, по кельям ходить не любил и к себе не многих принимал, явно старался уединяться и занимался молитвой Иисусовой. Как-то постигла его горячка или нечто подобное: он бредил, но, полежав в монастырской больнице, полечившись, выздоровел. Вскоре, сильно простудившись, он захворал чахоткой, сильно кашлял, жаловался на боли в груди и боку, но продолжал ходить в церковь и петь на клиросе. Пел он на левом клиросе с самого поступления своего в обитель и, можно сказать, до самой смерти своей проходил это послушание.

http://sobory.ru/article/?object=45737

— Есть ли еще что-то интересное в планах информационного отдела Святогорской лавры? — В настоящее время нами запущен новый проект — альманах Святогорской лавры. Это научно-популярное издание под названием «Святогорский летописец». Информационный отдел лавры занимается сбором документов, связанных с историей монастыря и нашего края. У нас также есть музей, в котором мы собрали документы, предметы старины, относящиеся к истории обители; ведется исследовательская работа по поиску новых экспонатов, личных вещей наших священников, братии. Мы сотрудничаем с местным населением, консультируемся с археологами, участвуем в различных научных конференциях. В альманахе мы планируем публиковать не только материалы, подготовленные сотрудниками Информационного отдела лавры, но и статьи историков, краеведов и других специалистов. Так что мы открыты для сотрудничества и всех приглашаем принять участие в новом проекте. — Тема ученого монашества регулярно поднимается в церковных средствах массовой информации, и, как можно заметить на примере Святогорской лавры, несмотря на обилие послушаний, у насельников монастырей все же есть возможность для занятий научной деятельностью. Так ли это? — Ну, видите ли, если есть плоды, значит, есть и время заниматься этой деятельностью. На самом деле у монахов очень много различных послушаний, но необходимо находить время и для научной работы. На протяжении веков монастырская среда давала человечеству ученых из числа монахов. Преподобный Нестор Летописец был одним из таких ученых. Не является исключением и наш монастырь. В XVIII веке его настоятель архимандрит Фаддей (Кокуйлович) участвовал в переводе Библии на церковнославянский язык. Еще один наш настоятель архимандрит Иларион (Григорович), который впоследствии стал епископом Крутицким и был похоронен на Крутицком подворье в Москве, тоже занимался переводом Библии. Этот список можно продолжить, поэтому и мы следуем примеру своих предшественников. — Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод, что ни информационная, ни научная, никакая иная деятельность, ни даже война не могут помешать человеку быть монахом...

http://patriarchia.ru/db/text/5319178.ht...

«Но самому старцу, — пишет в своих воспоминаниях о Святых Горах А.Н. Муравьёв, — не суждено было видеть окончание указанного им подвига. Он как бы нарочно дожил до того только времени, пока ему поверили и открыли утаённое: однако и при самой смерти был виновником скораго обновления открытого им святилища. Когда вся братия со слезами соборно предавали земле тело его подле самой пещеры, в залог и память ея обретения, нечаянно проезжавший мимо купец Изюмский [Яков Дегтярёв. — Сост.], который не имел прежде особого расположения к обители, ни даже вообще к церкви, полюбопытствовал, от чего такое собрание народа и усердие к усопшему? Когда же услышал рассказ о чудном обретении и увидел самую пещеру, только что разрытую, умилился сердцем и объявил мне желание немедленно устроить в ней церковь на свой счёт: с тех пор сделался он ревнителем благочестия до самой кончины, вскоре воспоследовавшей». Устроенный на средства купца Дегтярёва иконостас не сохранился, однако известно, что он был железный, крашенный белой масляной краской, с 10 иконами, писанными тоже на железных досках, и украшен бронзой с позолотой. Впоследствии храм преподобных Антония и Феодосия обнесли оградой, сделали в ней врата с колокольней на один 7-пудовый колокол. Над колокольней установили железную вызолоченную главу с крестом». Как уже было отмечено выше, у подземной церкви были расположены усыпальница князей Голицыных и кладбище, на котором похоронены духовники Святогорской обители — преподобные иеромонахи Феодосий и Киприан, Евдокия Крюкова, сестра преподобного Иоанна Затворника, а также боголюбивые благотворители святого храма — Иловайские, Жилинские, Смирновы, Опочинины, атаман М.И. Платов, Курдюмов и другие. Фактически кладбище стало местом захоронения наиболее известных людей своего времени, которые приняли действенное участие в восстановлении Святогорской обители и были ктиторами монастыря. После закрытия Святогорской обители в 1922 году и обустройства на его территории Всеукраинского дома отдыха для трудящихся её святые храмы стали объектом ненависти безбожной власти и подверглись поруганию и бесчестию.

http://sobory.ru/article/?object=05584

При монастыре существуют мастерские: слесарная, столярная, бондарная, колесная, малярная, портняжная и сапожная; кроме того; есть кузница, свечной завод, лавка для продажи книг и икон, гостиница для богомольцев с больницей для монашествующих и мирян, женским приемным покоем и трапезой для странников, библиотека, три монастырские церковноприходские школы и пасека с 600 ульями. Управляет пустынью архимандрит. Больничный скит при Святогорской пустыни. Скит находится в 1 версте от обители. Храм в нем один, в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Скит прп. Арсения Великого при Святогорской пустыни. Он расположен в 2 верстах от монастыря. Храм один, во имя прп. Арсения Великого . Мирянам вход в скит разрешается только в третий день Рождества Христова, в пятницу Святой седмицы, 8 мая и 14 августа. Спасский скит при Святогорской пустыни. Создан на месте чудесного спасения Императорской Семьи от опасности 17 октября 1888 года. Женские обители Богодуховский Свято-Троицкий монастырь, в Богодуховском уезде. Этот общежительный монастырь, в 1 версте от г. Богодухова и в 2 в. от станции «Богодухов» Харьково-Николаевской жел. дороги. Основана обитель в 1889 году в виде женской общины, которая в 1898 г. была преобразована в монастырь, где в настоящее время есть только один храм домовый, но уже строится другой соборный, каменный, во имя Св. Троицы. Управляет обителью игуменья. Верхо-Харьковский Николаевский монастырь в Харьковском уезде. Находится этот монастырь при верховье р. Харькова, в 35 верстах от г. Харькова, на границе Харьковской и Курской губерний. Основана обитель в 1845 г. помещиками Степановыми в их имении Стрелечьем. Храмов в обители четыре: во имя Св. Николая Чудотворца, в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Собора Бесплотных Сил и кладбищенский – в честь Св. Емилии. Управляет монастырем игуменья. Казанская община в Ахтырском уезде. Расположена при дер. Семереньках. Учреждение общины состоялось в 1904 году. Старобельский Скорбящинский монастырь. Обитель находятся в самом городе Старобельске. Первоначально здесь существовала богадельня, на месте которой в 1862 году учреждена была община. В 1886 году эта община обращена в общежительный монастырь под управлением игуменьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Такими рукописями мы считаем типикон XII в. 1094 синайской библиотеки, как образчик иерусалимского типикона до принятия в него обычаев, стихир и канонов студийского монастыря (к глубокому сожалению экземпляр этот дефектный; в нём отсутствуют весьма многие листы), типикон XIII в. 1096 той же библиотеки, как образец типикона, имевшего место в практике лавры Саввы Освященного, типиконы XVI в. из библиотеки монастыря Саввы Освященного 305 и (без номера), как представителя практики иерусалимских палестинских монастырей, бомбицинные типиконы 1214 г. 1047 и 1311 года 1101 синайской библиотеки, как единственные уставы практики синайского монастыря, типиконы 1346 г. 320 (931), 1405 г. 324 (935) и 1446 г. 321 (932) ватопедской афонской библиотеки, как представители особой редакции церковного устава, которую мы называем трапезундской, потому что древнейшая из этих рукописей 320 (931) заключает в себе несомненные следы практики местной трапезундской церкви и, наконец, типиконы костамонитской библиотеки 26 (22) XV в., соборные Пантелеимоновского и Дохиарского афонских монастырей, как прототипы создавшегося уже впоследствии святогорского афонского типикона. Все перечисленные нами рукописи содержат в себе весьма интересные в научном отношении подробности, дают весьма важные сведения для истории церковного типика и всей своей совокупностью красноречиво говорят нам, что мы не имеем ещё настоящей действительной истории этой важнейшей богослужебной книги, написание которой есть дело будущего... В частности для истории святогорского афонского устава, о котором в нашей литературе пока существует лишь наша небольшая заметка (Рук. для сельск. пастырей 1887 г.), имеют весьма важное значение рукописные соборные типиконы: Дионисиатского монастыря, писанный в 1638 году, список с него в Иверском монастыре, сделанный архимандритами сего монастыря Иларионом и Афанасием в 1878 году, типикон Григориатского монастыря, составленный, по просьбе игумена монастыря, Даниила Загорея, известным учёным афонским монахом Иаковом в 1851 году, который раньше лишь годом (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010