Издание осуществлено по благословению игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священно-архимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа русской святогорской обители иеромонаха Макария (Макиенко). Справка Старец Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под его руководством воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начали старцы Арсений Афонский и Иероним (Соломенцов), и он же его и воплотил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Память о старце Макарии благоговейно хранится в русской святогорской обители на протяжении уже более 100 лет. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. Собраны многочисленные свидетельства о чудесах по молитвам старцу. Родился схиархимандрит Макарий 17 октября 1820 года в Туле. Мирское имя — Михаил Иванович Сушкин. Потомственный почетный гражданин города Тулы, купеческого сословия. Прибыл на Афон 3 ноября 1851 года. По прибытии отправился в путешествие по Святой Горе, но по дороге заболел и в болезненном состоянии был отведен в Свято-Пантелеимонов монастырь, где, не чувствуя облегчения, пожелал принять великую схиму, в которую и пострижен был 27 ноября 1851 года, после чего постепенно оправился от болезни. Рукоположен в иеродиакона 22 февраля 1853 года, в иеромонаха — 3 июня 1856 года. Назначен духовником русской святогорской обители с 7 августа 1857 года. Игумен обители с 26 сентября 1875 года. При нем Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь достиг небывалого расцвета. Преставился 19 июня/2 июля 1889 года. Автор книг: «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Афоне» и «Чиноположение или устав Кассандрийского метоха Афонского Пантелеймонова монастыря». В архиве обители хранится его личный фонд, сохранились также записи его духовных бесед со старцем Иеронимом и т.п.

http://pravoslavie.ru/92072.html

В этом же году на колокольне устроили новый деревянный шпиль, покрыли цинком, крест и шар на нем были позолоченные на мардане. Вице-президент Императорской Академии наук Леонид Николаевич Майков в марте 1897 г. получил от настоятеля Святогорского монастыря рукопись " Описание Святогорского Успенского монастыря " . Поиски благотворителей, которые приняли бы на себя расходы на печатание рукописи, не дали результатов, поэтому описание предполагалось напечатать в Псковских епархиальных ведомостях. Настоятель монастыря игумен Иоанн в октябре 1898 г. обратился к ректору Духовной семинарии и редактору Псковских епархиальных ведомостей протоиерею Алексею Ивановичу Лебедеву с вопросом, когда же будет начата публикация описания монастыря. Игумен интересовался нельзя ли забрать рукопись, чтобы она не залежалась как у Майкова, так как в Санкт-Петербурге нашлись люди, которые готовы напечатать ее за свой счет. На это протоиерей Лебедев ответил, что рукопись требует значительных исправлений. В ноябре была начата публикация рукописи монастыря в Псковских епархиальных ведомостях. На постройку вблизи Святых ворот деревянной одноэтажной книжной лавки с жилым помещением и часовней был составлен проект и смета, работы брался выполнить мастер г. Новоржева Петр Иванович Корольков, на работу по постройке и материалы требовалась сумма в 950 рублей. Разрешение на постройку было получено от епархиального начальства в указе, изложенном Псковской духовной консисторией 4 марта 1898 года. Благочинный монастырей Псковской епархии архимандрит Мефодий 17 июля 1899 г. в присутствии настоятеля и старшей братии Святогорского монастыря свидетельствовал работы вновь построенной книжной лавки с часовней во имя иконы Умиление Божьей Матери. Монастырю все это здание, не считая сруба и добавочного леса, употребленного из прежнего заготовления, обошлось в 626 руб. 48 копеек. Для двухклассной церковно-приходской школы при Святогорском монастыре в декабре 1898 г. была составлена смета на постройку для нее каменного двухэтажного здания.

http://sobory.ru/article/?object=00276

В день прославления Святогорской иконы Пресвятой Богородицы праздничную Божественную литургию в Успенском соборе Святогорской лаврысовершили двенадцать архиереев в сослужении множества духовенства и братии монастыря в священном сане. На запричастном стихе митрополит Горловский и Славянский Митрофан обратился к братии и многочисленным паломникам с проповедью.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! С праздником вас всех! В этом году осенью, на память Собора преподобных Святогорских, будет двадцать пять лет, как открылась Святогорская обитель, как здесь возобновилась монашеская жизнь после многих лет запустенья. Уже четверть века в этот день перед Святогорской иконой Матери Божией собираются архиереи, священнослужители, монашествующие, мужчины и женщины, старики и дети, простые и образованные, богатые и бедные. Собираются в большом множестве для того, чтобы встать перед этой святыней и душой и сердцем обратиться к Матери Божией. Мы верим, что через Её образ Святогорский мы получаем эту возможность. Двадцать пять лет назад в обители не было прекрасных храмов — они были в запущенном, разрушенном состоянии. Братия состояла из нескольких монашествующих, не собирались сюда в таком количестве паломники, как мы видим сегодня, несмотря на непростое время, но в обители уже было главное её сокровище — икона Матери Божией. И эта икона свидетельствовала о том, что это место находится под покровом Матери Божией, что Она здесь Игуменья, Она здесь Хозяйка. И всякий, кто сюда приходил и хотел остаться в обители в числе братии, молился Матери Божией, прося у Неё на это благословения. И все, кто приходили и приходят сюда, в первую очередь идут в Успенский собор, чтобы стать на колени перед образом Матери Божией, обрадоваться этой встрече, поклониться перед Её образом и вознести Богу святые молитвы. Мы видим чудо: разрушенная обитель в некогда безбожном Донбассе стала духовным центром, одной из лавр в нашей Православной Церкви, под своим кровом собравшей множество доброй и благочестивой братии, собирающей сюда десятки тысяч паломников. Это свидетельство того, что Матерь Божия здесь, что именно Она совершила это чудо. Ей в первую очередь мы благодарны за то, что за двадцать пять лет в обители произошли такие изменения.

http://pravoslavie.ru/105498.html

Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период его повсеместного распространения на Православном Востоке, когда богослужебные особенности палестинских монастырей уступили в нем место порядкам, сложившимся под влиянием литургических традиций Константинополя. На Православном Востоке в целом в условиях турецкого завоевания Иерусалимский устав был подвергнут серьезным сокращениям, что в конце концов привело к принятию Константинопольского устава 1838 года. Афон же не только сохранил Иерусалимский устав, но и значительно обогатил его богослужебными традициями различных монастырей. Поэтому в современной богослужебной практике святогорцы игнорируют печатные издания Иерусалимского устава (1545, 1577 гг. и т. д.), но каждый монастырь пользуется исключительно своим рукописным типиконом. Это обстоятельство дало повод профессору А.А. Дмитриевскому , замечательному русскому литургисту и многократному паломнику на Святую Гору, говорить о Святогорском уставе. По Дмитриевскому, Святогорский устав, возникший из описаний местных монастырских обычаев, существовал уже b XI веке. При этом он ссылается на Никона Черногорца, известного литургиста того времени, который в своих Пандектах и Тактиконе пользуется уставом Святогорским наравне со списками Иерусалимского и Студийского уставов. Говоря о развитии Святогорского устава, Дмитриевский приводит рукописный типикон из Ватиканской библиотеки, который озаглавлен «Типикон Лавры святого Саввы и Лавры святого Афанасия на Афоне» и датируется 1373 годом. Не сообщая никаких сведений об истории Святогорского устава b XII-XVI веках, Дмитриевский связывает современный Святогорский типикон с типиконом Дионисиатского монастыря, составленным в 1624 году неким иеромонахом Игнатием. При этом Дмитриевский приводит свидетельства современных ему афонских типикарей, говорящие о распространении Дионисиатского устава и авторитете, которым он пользуется в святогорских монастырях. Но прежде чем приступить к описанию практического осуществления Святогорского типикона, необходимо сказать несколько слов об устройстве святогорских храмов, так как без этого останутся непонятными многие особенности совершения всенощного бдения на Афоне. Планы афонских соборных храмов кафоликонов очень схожи. Исключение составляет только храм Протата в Карее, построенный по образу раннехристианской однонефной базилики. Остальные соборы представляют в плане равноконечный византийский крест, закругленный с восточной стороны. Часто к алтарной апсиде примыкают по бокам диаконник (справа), служащий хранилищем священных сосудов и местом собрания диаконов во время богослужения, и жертвенник (слева).

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

А еще мне казалось, что я мог видеть Святогорье на фото в книге «Православные русские монастыри» (Санкт-Петербург, 1910), которую мне в 1989 году давал почитать один из первых насельников возрожденной Киево-Печерской Лавры – ныне здравствующий архимандрит Антоний (Новицкий). После того, как в 1993-м эту книгу переиздали репринтом, и у меня появился личный экземпляр, все подтвердилось – знакомый лик Святогорской пустыни оказался на странице 509... Любовь на расстоянии В середине 1990-х мне выпала честь составлять справочник по действующим монастырям Украинской Православной Церкви. Историю каждой обители я стремился изучать по первоисточникам, и тогда это было нелегко: новые книги о монастырях со ссылками на источники можно было пересчитать по пальцам, а в остальном приходилось читать дореволюционные издания в библиотеках, где книги на руки выдавались только кандидатам наук. Когда пришел черед подробно изучать историю Святогорья, очень пригодилась литература, привезенная отчимом из новых его поездок – издания, подготовленные Владимиром Дедовым: фотоальбом старинных видов Святогорской пустыни с комментариями в виде цитат из произведений выдающихся подвижников и посетителей монастыря, а также посвященная Святым Горам монография Владимира Николаевича. Мне удалось приобрести и перепечатку книги Екатерины Жилинской «Святогорская Успенская общежительная пустынь» (Одесса, 1902). Из монографии Дедова было приятно узнать: в деле возрождения обители много нового – полным ходом идут реставрация и укрепление пещер, в пещерных церквах установлены иконостасы, удалены советские «переборки» внутри Успенского собора. Овладевая знаниями о географии святынь Украины, все больше приходил к мысли, что если в сердце страны и на ее Западе есть Лавры, то на Востоке – монастырем, значение которого могло бы соответствовать такому высокому титулу, является именно Святогорская пустынь. Подумалось также, что с широким развитием паломничества из Киева в разные регионы Украины перспективным представляется маршрут в Святые Горы через Мгарский монастырь, Полтаву, Харьков и Изюм. На стыке последних лет ХХ и первых лет XXI века я с радостью встретил известие о появлении такого паломнического маршрута, а в 2004 году – о наречении Святогорской пустыни Лаврой.

http://pravoslavie.ru/56372.html

Цари русские видели и ценили заслуги Святогорской обители. Михаил Феодорович и Алексей Михайлович обращали особенное внимание на Св. Горы. Они повелели для защити монастыря держать там особенную стражу. Цари Феодор Алексеевич и Иоанн Алексеевич давали грамоты монастырю, которыми обеспечивали обитель от разных неприятностей и притеснений. Государство наделяло монастырь землями и разными угодьями. Наконец, когда татары были усмирены, их набеги миновали, и мир, и тишина водворились всюду, – безмятежно и мирно потекла жизнь в св. обители. Свято выполнив свое назначение – послужить в годину испытаний отчеству и ближнему, –иноки всецело предались служению Богу, и теплые молитвы их день и ночь неслись к престолу Царя царей за родину, царя и ближних. Но мирная жизнь эта была прервана новым посланным от Бога испытанием. Страшная болезнь, – моровая язва, – посетившая многие места нашего отечества, не пощадила и Святогорской обители, страшно опустошив ее; очень немногие из иночествующей братии остались в живых. Обитель после этого совсем разорилась и обеднела. В одной из грамот о положении Св. Гор в половине XVІІІ века говорится: «Ныне в Святогорской обители обстоит крайнее убожество как в устройстве церквей и келий, так и в прочих монастырских потребностях, а доброхотных дателей и ктиторов, за дальностью от города Изюма в прочих городов, никого не имеется». Через несколько десятилетий, когда монастырь был снова устроен и обеспечен землями и всем необходимым, его постигла вновь еще более горькая участь, а именно: в 1787 году обитель была закрыта с обращением храма в приходскую церковь . Восстановление пустыни совершилось лишь в 1844 г., по просьбе и хлопотами местного помещика и его жены. В настоящее время храмов в обители восемь. Главный Успенский собор обращает внимание на себя своим великолепием. Собор со всех четырех сторон окружен обширными каменными террасами, обнесенными, как и лестницы, красивой чугунной балюстрадой. Главный престол его посвящен в честь Успения Божией Матери, небесной покровительницы св. обители. Иконостас главного престола украшен четырьмя ярусами икон. Вышины этот иконостас в 19,5 аршина. Иконы все писаны на золоченном фоне, в византийском стиле. Царские врата главного среднего алтаря и их колонны обвиты изящно сделанными позолоченные гроздьями винограда с колосьями пшеницы, вещество, из которого, как известно, совершается Св. таинство Евхаристии. Над царскими вратами икона Успения Божией Матери, окруженная лучами. Эта икона древней арабской живописи, в богатой серебряной позолоченной ризе, украшена драгоценными каменьями. Она в обители носит название «Гефсиманской». Икона эта была привезена из Палестины от гроба Пресвятой Девы и дана на благословение Иерусалимским митрополитом Миссаилом послушнику Глинской пустыни Алексею Митрофанову, впоследствии архимандриту Арсению, бывшему первым настоятелем пустыни по ее восстановлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Панигир Покрова Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Панигир Покрова Божией Матери торжественно отметили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне          Праздник Покрова Богородицы является вторым престольным праздником (панигиром) русской святогорской обители и традиционно отмечается с особенной торжественностью и благоговением. В Панигире Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря приняло участие более 500 паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции и других стран. Традиционно в русской святогорской обители перед началом праздничного бдения было совершено торжественное перенесение чудотворных мощей небесных покровителей монастыря св. великомученика Пантелеимона и преп. Силуана Афонского в соборный монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы, где им смогли поклониться многочисленные паломники. Утром, после литургии, в обители был совершен праздничный молебен ко Пресвятой Богородице. А вечером отслужена большая ктиторская панихида, за которой сугубо поминались строители и жертвователи чествуемого храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоимнания об этом сохранились в дневниках братий, а также самого старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

До 1732 года в С.-Петербургском Духовном правлении присутствие составляли протоиереи. Но в этом году вызван был из Святогорского монастыря архимандрит Никодим. Конечно, прохождение должности судьи при белогородском архиерейском доме и мнение покойного преосвященного Епифания имели влияние на выбор в Св. Синоде святогорского архимандрита, которому предстояло быть первым в числе судей и в С.-Петербургском Духовном правлении (Ист. церкви Спб. епархии, стр. 163). Мы рассматривали все доселе уцелевшие бумаги Духовного правления, и свидетельствуем, что, занимая первое место, Никодим первенствовал перед всеми и в деятельности духовного правления. В 1733 году в Святейшем Синоде возгорелось очень серьезное дело о завещании покойного преосвященного Епифания. Неизвестно, с которой стороны касалось оно архимандрита Никодима, только он был призываем в присутствие Св. Синода для устных показаний. В Белгород послана была для исследований по завещанию нарочная комиссия, во главе которой стоял Варсонофий, архимандрит Соловецкого монастыря. Но ни комиссия, ни Святейший Синод не нашли никакой вины за Никодимом. Кажется, обстоятельство это, само по себе прискорбное, послужило к большому возвышению С.-Петербургского судьи и Святогорского настоятеля. Именным указом 1734 года, архимандрит Никодим перемещен настоятелем костромского Ипатьевского монастыря, но в Костроме не был, а по смыслу указа, оставался безотлучным управителем дел С.-Петербургского Духовного правления. Если в решениях правления позволительно видеть преимущественное мнение старшего члена, то Никодим, должно полагать, не допустил ожесточить свое сердце судебной практикой. Решения духовного правления в те суровые времена, когда духовенство не много щадили, смягчались у него духом благоразумия, умеренности и снисхождения. Время, в которое Никодим заведовал Духовным правлением, было самое трудное. Оно обнимает первые годы царствования Императрицы Анны Иоанновны. В Духовном правлении требовалось упорядочить дела бывшей тиунской палаты и привести в исполнение план нового присутственного места, т. е. самого правления. Работы в том и другом случае было множество, и между делами немало возникало серьезных. Мы рассматривали сами дела и, на основании изучения их, свидетельствуем без всякого преувеличения, что главным и деятельным производителем их был архимандрит Никодим. Производство шло быстро и безостановочно. Сложные из них с искусным анализом разлагались на составные части и развивались в подробностях. Хорошим помощником Никодиму был секретарь Василий Тишин, из учеников Невской семинарии. Преемникам Никодима было уже легче идти по проложенному им пути. Служение архимандрита Никодима при Святейшем Синоде

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

" Он развернул свою деятельность и за границами приобретенного им земельного участка, - рассказывает наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры епископ Святогорский Арсений (Яковенко). - С присвоением берегоукрепительных сооружений монастыря, а именно подпорной стены от другого корпуса, он наносит колоссальный ущерб коммунальному имуществу, арендуемому монастырем и исторической среде охранной зоны заповедника " . По этому поводу настоятель монастыря сделал обращение к президенту Виктору Ющенко. " Зубов продолжает использовать территорию монастыря для размещения строительной техники, стройматериалов и проведения строительно-монтажных работ, без соблюдения элементарных правил безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей " , - говорится в обращении владыки. По словам самого депутата, нежилое здание принадлежит ему на правах частной собственности. " Все необходимое документальное сопровождение на радикальную реконструкцию здания и обязательные согласования выполнены, - считает Зубов. - Однако в связи с тем, что здание находится рядом со Святогорской Свято-Успенской Лаврой, руководством Лавры на протяжении последних двух лет активно чинятся препятствия в проведении реконструкционных работ и, в частности, не допускается строительная техника к объекту со стороны Лавры. К большому сожалению, в случае дальнейшего противостояния и противодействия со стороны руководителей Лавры в проведении строительных работ, вынужден буду прибегнуть к силовому решению данной проблемы " , - подчеркнул народный депутат. О своем намерении применить силу Валентин Зубов сообщил и в письме на имя начальника городской милиции Николая Мотова. Однако городской голова Святогорска Александр Дзюба заявляет, что после проведения проверки оказалось, что Зубов проводит работы без согласования документации. " Эскизный проект он согласовал, но это согласование процедурно не правильно, - отмечает мэр. - Согласно закону " Об охране культурного достояния " для проведения работ на памятниках национального значения, их территориях и в зонах охраны кроме согласованного проекта исполнителем должно быть оформлено соответствующее разрешение в Государственной службе по вопросам национального культурного наследия. Такого разрешения у него нет " .

http://drevo-info.ru/news/1011.html

В этом описании привлекают внимание несколько сообщений. Первое из них касается сообщения с Николаевской церковью непосредственно через пещерный вход (в настоящее время никаких внутрискальных ходов нет). Другое свидетельство связано с подъемом " под самые кресты " , что также ныне невозможно. Однако существующие изображения Святогорского монастыря разного времени, относящиеся ко второй половине XIX в., показывают, что в прошлом такое было возможно. На сегодня есть много изображений всего Святогорского монастыря и отдельных частей пещерного комплекса, которые сейчас уже исчезли. Изображение датировано в основном второй половиной XIX-haчaлoм XX в., когда благодаря усилиям А. Потемкина и его жены обитель была восстановлена. Беглый обзор существующих разновременных изображений свидетельствует, что они показывают монастырь не только с разным составом и внешним видом сооружений, характерных для определенного промежутка времени, но и с разнообразным видом мелового кряжа по внешнему контуру и по набору искусственно организованных объемов. Собрав вместе большинство существующих изображений и приведя их к единому масштабу, мы попытались провести логико-структурный анализ с целью выявления динамики разрушения мелового кряжа и расположенных в нем пещерных сооружений. В связи с этим оправданным было бы более подробно остановиться на самых ранних из известных изображений Святогорского монастыря, одним из которых является рисунок 1679 года. Этот рисунок, неоднократно публиковавшийся исследователями, действительно никем детально не анализировался из-за общепринятого мнения о его схематичности и, как считалось, малоинформативности (Багалей Д. История Слободской Украины. – Харьков, 1918; Дедов В.Н. Святые горы: от забвения к возрождению. – К., 1995) . С нашей точки зрения такой подход достаточно поверхностен, ибо любая визуальная и текстовая информация, когда она отражает реальную ситуацию, должна нести в себе зашифрованные сведения относительно объекта или события, соответствующие реалиям, которые действительно имели место на период появления данного документа. Обязанностью исследователя является выявление и расшифровка таких сведений.

http://sobory.ru/article/?object=02883

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010