В Святогорской Успенской лавре Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю праздника Собора Святогорских святых 24 сентября 2015 г. 22:20 24 сентября 2015 года, в праздник Собора Святогорских святых, в ходе поездки в епархии Донецкой области, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Святогорской Успенской лавры . Накануне, 23 сентября, Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил скит Святогорской лавры в честь святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка Славянского района. Блаженнейшего владыку встречал митрополит Святогорский Арсений , наместник Успенской Святогорской лавры. Владыка Арсений ознакомил Предстоятеля Украинской Православной Церкви с жизнью скита и рассказал о своих детских годах, прошедших в Адамовке. После краткого молебна Блаженнейший владыка осмотрел храмы и здания обители, а также пообщался с братией и прихожанами. В селе Богородичном вблизи Лавры митрополит Онуфрий посетил еще один лаврский скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в котором несут монашеское послушание 25 сестер. Предстоятель Украинской Православной Церкви отслужил молебен Божией Матери, во время которого вознес молитвы о мире на Украине. По окончании богослужения Блаженнейший владыка обратился к насельницам скита со словами наставления и наградил старшую сестру монахиню Амвросию крестом с украшениями. Вечером 23 сентября Блаженнейший митрополит Онуфрий в сослужении архипастырей Украинской Православной Церкви возглавил всенощное бдение в канун праздника Собора Святогорских святых в Святогорской Успенской лавре. В день праздника за Литургией в Лавре Его Блаженству сослужили митрополиты Донецкий и Мариупольский Иларион , Святогорский Арсений, Горловский и Славянский Митрофан ; архиепископы Краснолиманский Алипий , Запорожский и Мелитопольский Лука , Макеевский Варнава , Изюмский и Купянский Елисей , Днепродзержинский и Царичанский Владимир , Северодонецкий и Старобельский Никодим ; епископы Иннокентий (Шестопаль) , Ирпенский Климент ; духовенство монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4230565.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: «То, что народ, прошедший через три поколения безбожия, сегодня в большинстве своем заявляет о приверженности Православной Церкви, — это чудо Божие...» Святейший Патриарх Кирилл: «Украинская Православная Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ, и то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает» Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Вести»   30 июля 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской лавре. По завершении богослужения состоялся многотысячный крестный ход в преднесении главной святыни обители — Святогорской иконы Пресвятой Богородицы. Его Святейшество совершил на площади Лавры молебен перед почитаемым образом Царицы Небесной. После Литургии в Святогорской лавре состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с братией обители . По завершении торжеств в Успенской Святогорской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Горловку, где совершил молебен в Никольском кафедральном соборе . Патриаршее слово в Успенской Святогорской лавре Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Никольском кафедральном соборе города Горловки   31 июля В ходе пребывания в Донецкой епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области, где совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Его Святейшество также посетил часовню на месте погребения схиархимандрита Зосимы (Сокура), где было совершено краткое заупокойное богослужение и пропета «Вечная память» основателю обители. Затем состоялась встреча Святейшего Патриарха с братией и сестрами монастыря. Во второй половине дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл из Донецкой епархии в Крым . Из аэропорта Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Свято-Троицкий женский монастырь в центре Симферополя, где поклонился мощам святителя Луки, архиепископа Симферопольского (Войно-Ясенецкого, †1961), покоящимся в соборном храме монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/714257.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Я. Н. Рабинович. О начальной истории Святогорского Успенского монастыря     Святогорский Успенский монастырь находится в Псковской области, в 4 км от древнего городища Вороноча, в 40 км от города Опочки и в 120 км к югу от Пскова. В различных справочниках и путеводителях говорится, что монастырь построен по повелению царя Ивана IV Грозного в 1569 г. на месте прежней часовни по случаю явления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление». Монастырь находится на живописном холме, в старину называвшемся Синичьей, а после устроения обители – Святой горой. Начальная история Святогорского монастыря, хорошо известного поклонникам творчества А. С. Пушкина, практически не изучалась. Пожар в Святогорском монастыре 5 марта 1784 г., когда сгорела Никольская церковь, уничтожил все монастырские документы, старинные грамоты, указы, поэтому исследователям приходилось по крупицам собирать материал, случайно сохранившийся в других архивах. Первым историком Святогорского монастыря можно назвать митрополита Евгения (Болховитинова), который в 1821 г., будучи архиепископом Псковским и Изборским, кратко написал о первых чудотворениях на Синичьей горе, которые привели в дальнейшем к основанию обители. Из письма архиерея тогдашнему игумену Святогорского монастыря Ионе известно, что первоначально о. Евгений попросил настоятеля представить сведения об обители, однако они его не удовлетворили: «Вместо присланного Вами в консисторию необстоятельного описания вашего монастыря я сочинил обстоятельнейшее» . В своем произведении историк ссылался на древнюю монастырскую летопись, которая хранилась здесь в начале XIX в. Позднее эта рукопись затерялась, но сохранились несколько поздних рукописных повестей различных редакций, протографом которых, вероятно, она являлась. Название их видоизменялось. Одно из таких названий: «Повесть и сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии во Псковской области, в Вороначе, иже на Синичьи горе». Обычно исследователи приводят сокращенное назание: «Повесть о явлении икон на Синичьей горе».

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

Долина. Георгиевский скит Успенской Святогорской лавры. Скит. Действует.   Год основания:2009. Ссылки:       Адрес: Украина, Донецкая область, Славянский район., с. Долина, ул. Ленина, 1 Координаты: 48.992636, 37.443646 Проезд:расположен в с. Долина, рядом с автодорогой Ростов-Киев (участок Славянск-Харьков), слева при движении в Харьков, напротив Мемориального комплекса освободителям села Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью С начала 21 века насельниками Успенской Святогорской Лавры, известной не только в Украине, но и далеко за её пределами, проводится строительство сразу пяти монастырских комплексов: в селах Долина, Адамовка, Богородничное, в городе Святогорск, а также в селе Кармазиновка, что в Луганской области. Еще 2009-м году в Свято-Георгиевском ските, в селе Долина, была только одна молитвенная комната, располагавшаяся в местной школе, а теперь здесь уже выстроены двухэтажная Георгиевская церковь, корпуса, звонница, трапезные, а также гостиница. Первая божественная литургия состоялась в нижнем храме, названном в честь святого мученика Иоанна Воина уже 6 мая 2012 года. В тот же день был освящён и пятитонный колокол для местной звонницы. И хотя работы по строительству ещё продолжаются, скит живет полноценной духовной жизнью. Село Долина расположено на самом севере Донецкой области, во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои, в которых погибло множество советских воинов. Строящийся скит в честь святого Великомученика Георгия Победоносца - это место, где насельники монастыря совершают своё служение, молясь за убиенных воинов, братская могила которых находится через дорогу от обители. Несколько лет назад, когда окрепла монашеская жизнь в Святогорской обители, братия взяли своеобразное шефство над жителями села Долина. Для жителей села они не только проводят богослужения, но и организуют обучение детей и досуг для пожилых людей. 2013 г.  http://www.shukach.com/uk/node/22259 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ракетным ударом уничтожили Свято-Георгиевский скит Святогорской Успенской лавры Украинской православной церкви Московского патриархата в селе Долина Донецкой области. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58007

15), написанном рукою Иоанна Ставалеры из Сарагусы, писец поместил, кроме обычных статей, входящих в состав Типиконов иерусалимской редакции, между прочим и следующую статью: Κεφλαια ν πιτμως δηλοντα τν συνηθ τς κκλησιαστικς καταστσεως το γου ρους 26 , т. е. Главы в сокращении известных обычаев церковного Устава святой горы. Статья эта начинается изложением утреннего богослужения (Περ τς στιχολογας το ρθρου) и состоит из семнадцати глав, содержание которых тоже остается к глубокому сожалению неизвестным 27 . В виду всего этого нам приходится ограничить историю святогорского Типикона в период времени от XII столетия до XVI включительно лишь теми немногими отрывочными данными, которыми располагает наша наука в настоящее время и которые мы указали выше 28 , и должны перейти прямо к судьбе святогорского Типикона в XVII столетии и позже до наших дней. За это время мы уже располагаем несомненными данными для этого вопроса, собранными нами во время нашего путешествия по Афону. Эти данные, появляющиеся в печати в первый раз, так как доселе мы знали со слов Никодима святогорца лишь о том, что списков святогорского Устава встречается немало в афонских монастырях и ничего не знали об особенностях служб по этому Уставу и о характере самого Устава, то, помимо новизны, эти сведения будут, как нам кажется, в значительной степени восполнять тот весьма интересный пробел в истории этого Типикона, на который мы указали выше и который явился, по отсутствию положительных данных. Обстоятельное описание современного святогорского Типикона, ведущего свою генеалогию от Типикона монастыря Дионисиатского 1624 года, и дает нам эти интересные и важные в научном отношении данные. Как показывает и самое заглавие (сокращенный Типикон), Типикон этот представляет собственно переделку или сокращение святогорского Типикона с присоединением обрядов и обычаев, имеющих место лишь в названной обители (Τυπικν τοπικν) и, быть может, в немногих других монастырях. Что касается имени «во святых отца нашего» Марка Евгеника, яснейшего истолкователя Минология, Триоди и Пендикостария и других необходимых глав, то это есть ни больше, ни меньше, как одна из бесплодных пока немногочисленных попыток 29 уяснить себе личность Марка, «многогрешного иеромонаха» или просто монаха, именем которого надписываются в иерусалимском Уставе дополнительные главы относительно стечения важнейших праздников и памятей великих святых с воскресною службою и службами по Триодям Постной и Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На протяжении XX в. периодически обнаруживались новые списки этой повести. Н. И. Серебрянскому были известны 3 списка, и он считал, что существуют две ее редакции . В. М. Кириллин обнаружил еще 4 списка (всего ему было известно 7 новых списков) и пришел к мнению, что редакций имелось три (одна Краткая и две Пространных) . В. И. Охотникова к 1996 г. обнаружила еще несколько списков Повести (всего она знала уже 16 списков) и разделила все на 4 группы (редакции) – Краткая (9 списков), Средняя (3 списка), Пространная (1 список) и Компилятивная (3 списка) . Позже, к 2004 г., ей было известно уже 25 списков Повести, и она выделила 6 редакций (новые редакции 30-х гг. XIX в. и список Осиповых-Вульф) . Во всех этих списках Повести описываются явления двух икон Богородицы юродивому Тимофею, а также различные чудеса. В Пространной и Компилятивной редакциях приводятся описания трех позднейших чудес, связанных с этими чудотворными образами. Каждая из редакций дает кое-что новое для начальной истории монастыря, и более важные сведения – для истории этой обители в первой половине – середине XVII в. Спустя полвека после публикации труда митрополита Евгения (Болховитинова) к изучению Святогорского монастыря обратился И. П. Бутырский, однако он в основном повторил уже известные сведения о первых чудотворениях, дополнив свой рассказ некоторыми подробностями из монастырской летописи . Соборный иеромонах Александро-Невской лаврыИосиф (Баженов) попытался выяснить, когда был организован первый крестный ход из Святогорского монастыря в Псков с чудотворными иконами . В конце XIX в. подробное описание Святогорского монастыря осуществил игумен Иоанн (Мазь). Он возглавлял монастырь с 25 марта 1895 г. В отличие от краткого описания монастыря 1898 г., которое было напечатано «иждивением Владимира Александровича Лемени-Македона, адьютанта Санкт-Петербурго-Варшавского жандармского полицейского управления», состоящего из 12 страниц, в книге игумена Иоанна 1899 г., почти в 20 раз превышающей по объему краткое описание, приведено много новых сведений, а главное – документы по истории монастыря и его прежних земельных владениях. Однако по ранней истории монастыря, кроме рассказа о первых чудотворениях и основании обители, в его труде сведений нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688, Святогорская Успенская пуст. (в совр. г. Святогорске Донецкой обл., Украина)), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых). По сообщению архиеп. Филарета (Гумилевского) , И. был родом из казаков, прозвище святого - Озерянский, по мнению архиеп. Филарета, было связано с проживанием в слободе Озерянке близ Харькова, где явилась чудотворная Озерянская икона Божией Матери и был основан мон-рь ( Филарет (Гумилевский). 2004. С. 59). В синодике Святогорской Успенской муж. пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) первым записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго». И. начал монашеское служение в Святогорской Успенской пуст. В 1663 г. по просьбе полковника Харьковского Слободского казачьего полка Г. Донца-Захаржевского И. возглавил строительство Старохарьковского Куряжского Преображенского муж. мон-ря (находился близ совр. с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской обл.), возводившегося на средства полковника Донца-Захаржевского. Вместе с И. в Куряжский мон-рь переехала часть братии Святогорской пуст. В нач. 1673 г. И., оклеветанный перед Белгородским и Обоянским митр. Мисаилом , был смещен с должности настоятеля и сослан в Святогорскую пуст. Настоятелем Куряжского монастыря стал бывший игум. Змиевского монастыря Манассия, при котором монастырь был освящен (28 апр. 1673). Через нек-рое время И. был оправдан, в 1678 г. стал первым настоятелем Святогорской пуст. в сане архимандрита (предыдущие настоятели имели сан игумена). В нач. 1679 г. И. направил челобитную царю Феодору Алексеевичу с просьбой подтвердить права обители на лес, рыбные ловли и др. угодья, к-рые подвергались разорению со стороны жителей новопостроенных городов Маяцкий (Маяки), Солёный и Царёв-Борисов. 19 марта 1679 г. царь послал воеводе М. Апухтину грамоту, в к-рой засвидетельствовал имущественные права обители и повелел отпускать мон-рю денежную и хлебную ругу и воск на свечи.

http://pravenc.ru/text/578236.html

В Святогорской лавре состоялось отпевание трех монахов, погибших в результате артобстрела обители 3 июня 2022 г. 21:44 3 июня 2022 года в Успенской Святогорской лавре состоялось отпевание благочинного монастыря архимандрита Галактиона (Вуйченко), монаха Аристоклия (Хвощины) и монахини Варвары (Кисель), погибших в результате обстрела обители.  Заупокойное богослужение совершил наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Иннокентий (Шестопаль) и братия монастыря в священном сане.  Накануне вечером погибшие монахи были перенесены в Успенский собор, где над ними всю ночь читалось Евангелие и Апостол.  Архимандрит Галактион (Вуйченко), монах Аристоклий (Хвощина) и монахиня Варвара (Кисель) были погребены за алтарем Успенского собора Лавры.  В обители уточняют, что артобстрел келейных братских корпусов Святогорской лавры, в результате которого погибли монашествующие, произошел 1 июня в 13.30. Несколько снарядов разорвались непроседственно в келиях 3-го и 4-го корпусов. В это время братия и сестры, переселившиеся в Лавру из  разрушенного скита  с. Богородичное, находились в келиях после трапезы, готовясь к всенощному бдению праздника Вознесения Господня.   Сообщается также, что в результате обстрела тяжелые ранения получили иеромонах Иоасаф (Кочубей), иеромонах Амфилохий (Беседин), иеродиакон Алипий (Бондарь), который 3 июня скончался в больнице, монах Спиридон (Янковенко) и инокиня Иоанна (Мельник). В данный момент пострадавшие находятся в отделениях хирургии и травматологии в Славянске и Краматорске.  Всенощное бдение в канун праздника Вознесения Господня по причине непрекращающихся обстрелов совершалось в подвалах Лавры. В день праздника там же, в укрытиях, был совершен уставной круг богослужения, запасными Дарами причастились свыше 250 человек.  В настоящее время в обители, кроме монашествующих братьев и сестер, находится около 300 беженцев, среди которых — инвалиды, престарелые, около 60 детей, в том числе младенческого возраста.  Информационно-просветительский отдел УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5933502.ht...

В Успенской Святогорской лавре прошла фотовыставка «Путешествие на Афон» 11 августа 2016 г. 20:47 9 августа 2016 года в Свято-Успенской Святогорской лавре завершилась работа выставки фотоматериалов о Святой Горе Афон. Открытие выставки, посвященной 1000-летию русского монашества на Афоне, а также памяти недавно почившего игумена Русского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), состоялось 7 августа. В паломнической трапезной, где проходило мероприятие, был совершен молебен. Также братия со всеми присутствующими вознесла молитвы о упокоении души новопреставленного старца Иеремии. Перед началом молебна наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений  обратился к верующим со вступительным словом, в котором призвал задуматься над тем, какие труды несет афонская братия: «Мы должны понимать, что всякое духовное совершенство и всё то, что сейчас внешне обустроено в Свято-Пантелеимоновом монастыре — это плод титанического труда, духовного и физического, братии, которая там подвизалась с деятельной христианской любовью по отношению и к святой обители, и к Святой Горе Афон. А любовь эта невозможна без любви к Божией Матери, без любви к святым отцам и к тому наследию, что оставил нам Господь наш Иисус Христос. И это наследие называется православная вера, которая донесена до наших дней нашими благочестивыми предками и которая отражена на этих фотографиях». По окончании молебна митрополит Арсений передал слово директору Международного института афонского наследия в Украине С.В. Шумило, организатору фотовыставки, который отметил, что когда он и владыка Арсений планировали эту выставку, то еще не знали, что она будет посвящена также памяти почившего 4 августа старца-игумена Иеремии. «Проведение этой фотовыставки в Свято-Успенской Святогорской Лавре было одним из последних благословений отца Иеремии, чтобы братия, паломники и прихожане обители могли приобщиться к наследию Святой Горы Афон и Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, который в этом году отмечает знаменательный юбилей — 1000-летие русского монашества на Афоне», — добавил С.В. Шумило.

http://patriarchia.ru/db/text/4583028.ht...

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского. Часть 1: путь опытного богопознания Источник: Богослов.Ru Какие препятствия и подводные камни ожидают подвижника — монаха и мирянина — на пути духовного совершенствования? Каковы этапы этого пути? О «маршруте» духовной жизни, предлагаемом современным Афоном, рассказывается в четырехчастной статье, посвященных творчеству одного из отцов возрождения святогорского монашества — старца Иосифа Ватопедского. Старец Иосиф уже много лет является духовным наставником братии Ватопедского монастыря. Его монашеский путь начался на о. Кипр, где старец родился и где, в монастыре Ставровуни, принял монашеский постриг. Пробыв в этом монастыре несколько лет, о. Иосиф, по благословению старцев Обители, отправился на Святую Гору. Там он встретился с великим подвижником нашего времени старцем Иосифом Исихастом (1898-1959), знакомство с которым превратилось в многолетнее ученичество и принесло обильный духовный плод. Старец Иосиф Исихаст, будучи человеком высокой духовной жизни, имел, кроме всего прочего, и дар учительства: без преувеличения можно сказать, что несколько монахов, его учеников, стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. Старец Иосиф Ватопедский — это один из немногих духовных наставников, кто цепью преемственной связи соединяет поколение нынешнего монашества с уже отшедшими великими подвижниками, достигшими высот святости. Вот уже в течение многих лет Ватопедский монастырь издает духовные книги в общей серии: Ψυ­χω­φε­λ Βα­το­παιδιν — «Ватопедская душеполезная библиотека». Эта библиотека (в ней издано уже 18 книг, старец Иосиф является автором 15-ти из них) представляет собой изложение святогорского духовного опыта, который освящен многими поколениями монашествующих, подвизавшихся в Ватопедской Обители. Достаточно упомянуть, что в «Ватопедский Синаксарь» вошли жизнеописания 66-ти святых, живших в Ватопеде [a] . Начало этой серии было положено старцем Иосифом, книги которого вдохновлены самой атмосферой святогорского монашеского государства с его многовековой традицией смиренного жития в послушании и ученичестве у богоносных наставников, которыми никогда не оскудевал Афон.

http://pravoslavie.ru/37053.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010