1.     Осмысленное богословски и бытийно призвание к монашеству, как к вхождению в Христов план бытия. Соответственный подбор братии. 2.     Применение святоотеческих принципов аскетики, благодатного старческого руководства на пути к этой цели. Послушание как школа любви. 3.     Творчески напряженная молитвенная жизнь, взятая на себя каждым добровольно и с известной мерой свободы в распределении своего времени.  4.    Постоянная работа над собой с целью преодолеть в себе «отказ» смириться перед другим, «заработать единство», стяжать любовь к каждому конкретномуближнему, «выиграть благодать любви к брату», «построить свою вечность»      Но если две последние установки и возможны сами по себе при известной мере сознательности братии, то первые две практически полностью обусловлены присутствием живого Человека, стяжавшего благодать молитвы и рассуждения, «живой персоны». Однако нам чрезвычайно важен сам опыт построения стремящейся к стяжанию благодати, а не обращенной к лишь внешней праведности и социальным служениям монашеской жизни в современном мире. Потому что нам приходится начинать все сначала, и мы не можем просто копировать ни древние уставы, ни даже строй жизни современных благоустроенных, скажем, афонских или наших неза-крывавшихся монастырей.   Нам необходимы ориентиры внутренние, касающиеся самых основ монашества, чтобы возможен был творческий подход к возрождению в монастырях жизни. Это ни в коем случае не значит, что можно пренебрегать внешним строем жительства или что не нужен четкий, ритмичный порядок, отличающий монастырский быт от мирского. Мы говорим лишь о том, что этот ритм и порядок должны быть выработаны и установлены (по-славянски уставлены, сделаны уставом), имея в виду вполне осмысленные цели и реальные возможности данной обители, должны стать не мертвящей, а живительной силой, поддерживающей, а не заменяющей внутреннее делание.   Они должны родиться как органичная часть ткани общежительной жизни, родиться из чуткого, вдумчивого, молитвенного отношения к монашескому деланию, к деланию себя настоящими монахами. Устав, слепо скопированный, никогда не органичен, копирование всегда признак смерти: отсутствие творчества говорит об оскудении Духа жизни. Там, где Он изобилен, мы видим многообразие монастырских укладов, единых в направленности на личный духовный рост насельников, а не на безличное «процветание обители».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=234...

Поэтому он и оплакивал свою участь, когда мы праздновали память преподобных отцов, в подвиге просиявших, особенно отцов святогорских. Старец говорил: «Ах я, несчастный, оскверняю собой это место, чистое и святое, – место, где ступали натруженные и утомленные ноги отцов-подвижников, проливавших здесь свой пот, плакавших, молившихся, очистившихся, освятившихся. А я это место делаю бездейственным». Там, в пустыне, в скиту Святого Василия, Старец и отец Арсений во всем испытывали лишения. Но поскольку они подвизались, постольку имели в изобилии молитву и благодать, множество духовных состояний и восхищений. Бог явил Старцу множество таинств, ибо тот предпринял много трудов. Бог утешал Старца созерцаниями, ибо у него не было человека, который мог бы его утешить, сказать хоть пару слов или побеседовать с ним. Он все переваривал в себе сам, пребывая все время в одиночестве. Был у него, конечно, отец Арсений, но это был очень простой человек. Позднее, когда Старец жил в более мягком климате, в Новом Скиту, и у него были и простокваша, и рыба, и овощи, и фрукты, тогда он нам говорил, что нет у него уже больше той молитвы, которая была в скиту Святого Василия. Приобретя опытность в духовной борьбе, Старец умел не обнаруживать свое внутреннее состояние ни перед кем, ибо в противном случае бесы лучше знают, как воевать с подвижником. Поэтому он нас учил: «В раю ли находимся или в аду, мы не должны это обнаруживать, но должны казаться бесстрастными». Когда у Старца бывали видения, он не рассказывал нам о них на следующий день. Нет! Лишь когда приходило время и мы нуждались в утешении, он говорил нам: «Не отчаивайтесь, наш Бог велик, Он смотрит на нас, наблюдает за нами, и посредством скорбей мы к Нему приближаемся. После Креста Бог воскрес и взошел на Небо по человеческому естеству. После скорбей приходит утешение, видения и откровения той душе, которая страждет. Когда радуешься, утешение не приходит». И он нам рассказывал один-два случая, чтобы подтвердить свои слова и воодушевить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В то время скала и ея пещерные ходы были в запустении, пещерные коридоры во многих местах завалились, была лишь узкая стезя, весьма стеснявшая проникавший в неё народ. Это не укрылось от Иоанникия, он испросил благословение настоятеля отца Арсения их очистить, и где нужно расширить для большего удобства посетителей. Принявшись за работу с некоторыми из братии, не замедлил он привести пещеры эти в лучший порядок: в верхней части сохранилось несколько тесных, иссеченных в мелу келий, соединённых с общим пещерным ходом, наподобие затворов пещер киевских. В келии эти малыя отверстия в скале пропускают свет дневной, а меловой грунт стен делает их опрятными и сухими. Работая в пещерах при их очищении, Иоанникий особенно полюбил одну из этих келий, где нередко отдыхал. В ней вспомнилась ему заветная мечта его детства, слова сверстника о его деде-затворнике, которому он так завидовал и подражать желал. И он невольно подумал, что ныне, под старость, хорошо и душеспасительно было бы эту мечту осуществить таким делом. Местность келии представляла ему все удобства к затвору в том месте, и радостно забилось его сердце при мысли, что ему, может быть, суждено будет в ней подвизаться. Он испросил позволения настоятеля сделать в этой келии деревянный простенок и двери, и обложить ея стены досками, и затем начал проситься в затвор. Отец Арсений, сам весьма опытный в духовной жизни и много видевший на своём веку великих подвижников благочестия в России и на Афоне, не удивился просьбе Иоанникия, но отнёсся к ней очень осторожно. Не отказывая ему в ней наотрез, он начал его испытывать, не от высокоумия ли у него проявилось желание затвора и не близок ли он к опасности попасть в духовную прелесть. Просторечие Иоанникия было ему известно, что не обладал он особою начитанностью книг свято-отеческих, могущих предостеречь его т падения в невидимой брани с помыслами и духами тьмы, почему желание его подвизаться в затворе, хотя и понравилось ему, но и внушило серьёзные опасения, чтобы не окончилось оно дурным исходом, как это бывало с иными затворниками лет древних.

http://pravicon.com/info-2459

Пока служило затворнику зрение, прочитывал он неименное своё правило, но от постоянного полумрака и свечного освещения зрение его испортилось, он не мог читать, с трудом различал приходивших к нему, на дневном же свете ничего не видел. К нему был назначен для чтения один из иноков, сам же затворник упражнялся только в молитве Иисусовой и полагал до 1000 земных поклонов в сутки. Он очень любил молиться с поклонами, говоря, что в переутруждённом теле ощущается дух умиления и теплота сердечная. «Читать я не вижу, то что же мне делать, если не чётки тянуть и поклоны творить!» - говорил подвижник иноку, заметившему, что у него на челе и руках большие мозоли от поклонов. Послушание чтеца у затворника долгое время проходил благочестивый инок, отец Мартирий. Родом он из крестьян Екатеринославской губернии, в мире Матфей, бывши женатым почувствовал особое влечение к иноческой жизни: пошёл в Киев помолиться. Молился пред иконою Богоматери, что если угодно ей, чтобы подвизаться ему в монашестве, то чтобы освободила его от уз супружеских. Вернувшись домой, узнал он, что супруга его скончалась, и не медля ушёл в Святогорскую пустынь, где и поступил в число братии. Однажды, ночною порою, читая в келии затворника, Мартирий получил от него замечание, что невнятно прочитал шестипсаломие. Оскорбившись, Мартирий упрекнул старца, что ради него лишается он возможности с прочией братией бывать в храме при службах церковных и портит себе зрение чтением у него в полумраке. «Вот ослепну я, как ты, отче, - говорил он с огорчением, - тогда я посмотрю, кто из братии согласится ходить к тебе сюда читать». Окончив чтение утрени, часа в три ночи, в немирном духе начал Мартирий сходить по лестнице скалы от затворника, решившись более не ходить к нему читать. Лестница идёт по густой чаще, из нея пред ним стали появляться огненные чудовища, щёлкавшие зубами и готовые его пожрать. В ужасе бросился Мартирий вниз, а чудовища ему кричали «Ты наш, потому что огорчил затворника!» Вне себя прибежал он в свою келию, и видя, что чудища устремляются в окно, задёрнул его занавеской и начал усердно молиться, раскаиваясь в своём малодушном огорчении затворника. На утро поспешил он испросить прощения старца и с тех пор терпеливо сносил его желания.

http://pravicon.com/info-2459

…Вот так примерно можно погружать ребёнка в мир Нового Завета. Согласитесь, что рассказ о богословии этого чуда не имеет ничего общего со слащавой картинкой: из корзинок выпрыгивают рыбки и хлеб и все в восторге разводят руками – как на картинках в детских библиях. Может быть, все так и было, но Евангелия неспроста не говорят нам об этом. Все слишком серьезно, чтобы вот так упрощать. И это прекрасно понимали сами евангелисты. Что еще можно порекомендовать в отношении чтения Нового Завета? Приучайте ребёнка относиться к Библии благоговейно. Эту книгу нельзя бросать в кучу с другими книгами. Перед началом чтения Евангелия нужно помолиться о том, чтобы Господь отверз ум для понимания тех вещей, которые там изложены. Можно составить свою импровизированную молитву. И еще одно: не читайте Священное Писание на ночь, для «усыпления» ребёнка. Очень быстро вы можете выработать у вашего чада устойчивый рефлекс: как начинает читаться Писание, его будет клонить в сон. Это не шутка, мне известно несколько таких случаев. Одна женщина, читавшая Евангелие на ночь, чтобы заснуть, дочиталась до того, что начинала засыпать и во время Литургии, когда диакон выносил Евангелие из алтаря. Святоотеческие труды Сам ребёнок читать святых отцов не будет. Разве с удовольствием прочитает книгу старца Паисия Афонского «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Святых отцов не читают и многие взрослые, тем более едва ли это возможно и нужно для детей. Думаю, что знакомство со святоотеческой литературой можно ограничить рассказами детям о подвижниках, какими-то историями из житий, из патериков. В нашей семье так обычно и получается. Мы делимся за ужином или во время прогулок с детьми какими-то поразившими нас святоотеческими примерами, историями. Жития Одна мама говорит: «А мой-то Сашенька пристрастился, батюшка, к житиям. Такой молодец…» Молодец-то молодец, только надо ребёнка учить правильно относиться к каким-то вещам, которые он прочитает в житиях. Если этого не сделать, ребёнок, который в 10 лет проглатывает все житийные сказки, в 15 лет может разувериться в Боге. Это произойдет потому, что на смену мифологическому представлению о мире, свойственному ребёнку, придет научное мировоззрение. И оно вступит в конфликт с тем, что для него составляет веру, со сверхъестественными чудесами, с нарушением законов природы и так далее.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

- Что тут за место, отец Трифон? Нет ни одной птицы! Старец со всей своей простотой отвечает: - Да как же нет?! Он позвал их, и все это место наполнилось птицами, окружившими старца со всех сторон. Одни садились ему на плечи, другие - на скуфью! Посетители были поражены и ушли, получив духовную пользу и славя Бога. Однажды я потерял дорогу в Капсалу и по одной глухой тропинке вышел прямо к каливе старца Трифона, которая представляла собой сарайчик, обитый вокруг листами старого железа. Крыша тоже была покрыта кусками старого железа, прижатыми одним-двумя кирпичами, чтобы их не срывало ветром. Вдруг я увидел старца, сидящего на пеньке и творящего молитву Иисусову. Его лицо излучало свет и радость. Глаза были закрыты. Он молился, сидя неподвижно. Приблизившись, я заговорил с ним: - Благослови, старче. Как ты здесь поживаешь? Чем питаешься? Он, улыбаясь, тоже поприветствовал меня и ответил: - Я стал овцой и питаюсь травой. - Сколько тебе лет, старче? - Девяносто три, - отвечает он. Я остолбенел! А он между тем поднялся на ноги, чтобы принести мне немного воды. Я заметил, что он волочит немного левую ногу, которая была замотана какой-то тряпкой. - Что у тебя с ногой, старче? - спросил я. - Камень упал с крыши и ударил, - ответил он. Я подумал: " Дай-ка спрошу, есть ли у него лишняя комната, может, появится нужда приглядеть за ним " . - Старче, у тебя есть какая-нибудь лишняя комната? Тот заулыбался и говорит: - Какая там комната! Келлия вся завалена барахлом! Когда я вошел внутрь, моим глазам предстала такая картина: стены разваливались, так что в дождь отовсюду должна была течь вода. Только с одной стороны было более или менее сухо. Там лежали какие-то потрепанные одеяла. В этом углу он и жил. Его обиталище напоминало больше не келлию подвижника, а орлиное гнездо. Я спросил старца: - Как ты здесь живешь? Вся калива открыта для всех дождей и ветров. Он мне говорит: - Ничего, я живу в другом углу, вон там, - и указывает мне на свое гнездо. Бедный старец питался одной травой, которую собирал вокруг своей каливы. Из-за этого, а также из-за высокой влажности в келлии и старости у него были трудности со здоровьем. Однако воин Христов Трифон все принимал с благодарением и испытывал радость, какую ощущали святые мученики. Его желудок и все внутренности были в негодном состоянии, зато душа была совершенно здорова и чиста.

http://isihazm.ru/1/?id=789

Отсветом его святой жизни является завещание, которое он оставил своим детям, и которое мы приводим в подлиннике: Мои последние заветы: Любимые мои дети, имейте твёрдую веру. Имейте полноту любви. Творите добро везде и всегда. Не враждуйте. Терпение – корень добродетелей. После моей смерти не плачьте и не рыдайте. Я не хочу венков и цветов. Оденьте меня в мои белые облачения и святогорский саван. Вложите мне в руки Новый Завет . Пусть мои похороны будут простыми, скромными. Могила – без украшений, с крестом и оградкой. На могиле надпись: «Я всех прощаю и у всех прошу прощения». Вместо надгробного слова просто попрощайтесь. Поминок и застолья не нужно. Для всех простое угощение. На могиле вашей мамы пусть будет написано: «Бесстрашная в жизни матушка Василики». Когда мы оба умрём, закажите о нас СОРОК ЛИТУРГИЙ. Да будет с вами благословение Божие и мои горячие молитвы. До встречи в горнем Иерусалиме. Отец Константин. 5 После того как в 1922 г. греческое население Смирны (современный Измир в Турции) было почти полностью уничтожено турками, уцелевшие беженцы поселились на ближайших островах Архипелага, в том числе и на родине автора – острове Пáрос, входящем в состав Киклад (группа островов в южной части Эгейского моря). 6 В Греции и в монастырях, и в миру по истечении трёх лет после погребения кости почившего принято выкапывать из могилы и, обмыв их, складывать в особом помещении – костнице. 7 По церковному уставу, во время богослужения каждый день прочитываются три кафизмы (кафизма – одна из 20-ти примерно равных частей, на которые разделена Псалтирь): две на утрене и одна на вечерне. В Греции этот устав соблюдается только в монастырях. 9 Грамматиком в то время греки называли человека, получившего хоть какое-то образование, умевшего читать и писать. Часто этим словом называли учителей начальных классов. 10 Имеются в виду долгие века турецкого владычества в Малой Азии после падения Константинополя в 1453 г. 12 В Диптихах, которые теперь издаются в Греции, содержатся сведения о епископате всех Православных Церквей, а также приводятся уставные указания по совершению богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

     В скором времени Православная Русь будет праздновать две знаменательные даты – 1000-летие древнерусского монашества на Афоне и 260-летие основания на Святой Горе русского «казачьего» Свято-Ильинского скита, прославившегося своим основоположником преп. Паисием (Величковским). И если к первому юбилею ныне приковано пристальное внимание и российского правительства, и общественности, то о втором юбилее как-то все позабыли. А ведь эта знаменитая русская Святогорская обитель на протяжении нескольких столетий теснейшим образом была связана с историей Православной Руси, став центром возрождения православного старчества и духовности по всей Российской империи. К сожалению, ныне в Свято-Ильинском скиту, кроме русских икон на иконостасах, мало что напоминает о его славном русском прошлом. С 1992 г. обитель была заселена греческими иноками. И ныне даже вместо привычного русского исторического названия «Свято-Ильинский скит» он называется на греческий манер – скит Профиту Илиу. Так с недавних пор написано на входе в обитель, где старую русскую надпись над воротами греческие монахи почему-то полностью уничтожили. Но самое печальное даже не это. Оказывается, в обители с недавних пор для исследователей был полностью закрыт доступ к любым архивным документам, проливающим свет хоть на малейшие следы ее русского прошлого. Мой интерес к Афонскому Свято-Ильинскому скиту был обусловлен прежде всего тем, что именно в этой обители в начале ХХ века подвизался дядя моей бабушки иеромонах Хрисанф (Потапьев) – один из просвещеннейших святогрцев того времени, много потрудившийся для уврачевания среди русских иноков на Афоне имябожнической распри. И каково же было мое разочарование, когда я столкнулся с тем, что ни в Ильинском скиту, ни в начальствующем над ним греческом Пантократорском монастыре мне не дали даже взглянуть на документы, связанные с моим предком. Это тем более было странным, поскольку в других монастырях Афона сейчас без особых трудностей можно получить доступ для работы в монастырских архивах и библиотеках. Более того, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, в Зографском, Халандарском и многих других афонских обителях сейчас делается все необходимое, чтобы облегчить доступ и работу исследователей в архивах (для этого даже оцифровываются документы, создаются электронные базы, каталоги и т.п.). И только в Пантократорском монастыре и подведомственном ему Ильинском скиту наложено полное «табу» на документы, причем не на все подряд, а именно на те, что связаны с «русским прошлым» обители. «Засекречены» даже монахологии – книги регистрации монахов Свято-Ильинского скита, которые непрерывно и старательно велись русскими монахами с 1875 года. Поэтому теперь не представляется возможным не только прикоснуться к духовному наследию знаменитой русской святогорской обители, но даже выяснить или проверить имена ее насельников из России, беспрерывно пополнявших и обустраивавших скит на протяжении более 200 лет.

http://pravoslavie.ru/73323.html

Пророчества святого Космы Этолийского о современном кризисе Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. 14 июня, 2012 Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. AgionOros.ru начинаеет цикл публикаций пророчеств афонских святых и старцев. Первая статья посвящена предсказаниям святогорского подвижника Космы Этолийского (1714-1779). Этот святой, прославленный Церковью в равноапостольном чине, был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем развитии человечества. Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. Святой своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются, и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, Святой имел в виду какие-то события будущего. Тем не менее, уже сегодня, в нашей повседневной жизни мы вполне можем проследить тенденции, о которых Святой Косма неоднократно упоминал. Некоторые пророчества святого Космы напрямую связаны с греческим экономическим кризисом. По крайней мере так утверждают многие церковные и общественные деятели, экономисты и политологи. Слова пророчеств активно обсуждаются в греческой прессе, по телевидению и в интернете.

http://pravmir.ru/prorochestva-svyatogo-...

Современные нам ученые противники паламитства только усвоили в своей пренебрежительной оценке его позицию варламитов XIV столетия.    Что же, собственно, характеризует исихазм, как направление духовной жизни и что так неприемлемо его врагам? В главном, это: 1. у некоторых его учителей известные телесные приемы в молитвенном делании; 2. непрерывное умное трезвение, очищение сердца посредством напряжения ума, исполнение так наз. Иисусовой молитвы; 3. достижение некоторыми подвижниками созерцания света от божественного Источника светолития, причастие, так обр., божественной жизни. Сколь все это ново? Что во всем этом «выдумано» афонскими монахами XIV в., чего не знали аскеты прежних времен?    Прежде всего, следует со всей решительностью опровергнуть обвинение в каком бы то ни было новаторстве уже по одному тому, что среда и обстановка, в которой все это имело место совершенно не располагала к неотеризму и «выдумкам». Сейчас мы проследим путем исторического сопоставления, что Палама и Григорий Синаит являются естественными продолжателями древнейшей линии в аскетике. Помнить надо, что религиозная монашеская среда представляет собою типичную «société close», в которой господствует, прежде всего традиционализм и консерватизм и которая совершенно не благоприятствует новшествам и реформам. Это, прежде всего, охранители и ревнители отеческих преданий. Произведения самого Паламы и современные ему томосы, — святогорский и синодальный, — испещрены ссылками на св. отцов и основаны на вековом опыте восточного монашества.    Обратимся теперь к рассмотрению каждой из сторон исихазма, как это было только что указано.    1. Что касается физических приемов, т. е. известного положения тела при молитве, наклона головы, устремления взгляда на определенное место и сама координация молитвенного ритма с дыханием, все это не самое главное в мистике исихастов. Это рекомендуется отдельными учителями и то только как вспомогательное средство. Суть молитвы не в этих приемах. Но советы эти вытекают из того взгляда на тело и физику в деле духовного подвижничества, о котором говорено было выше. Эти телесные приемы того же происхождения и порядка, как поднятие рук ввысь, крестное знамение, связанное с метаниями, лежание долу на земле или, наблюдаемое, например, у эфиопов и теперь, молитвенное стояние на одной ноге с распростертыми руками и т. д. Аскетика в выработке своих приемов не только не пренебрегает телом и его функциями, но и использует их для духовного делания. В аскетическом подвиге должна участвовать не одна только душа или какая нибудь одна из ее способностей (воля, ум, чувство), а весь вообще психофизический состав человека. Об этом было сказано выше и такова древняя практика монашества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010