Глава X. Святогорский томос При изучении темы «Святой Григорий Палама как святогорец» мы не можем обойти вниманием исповедание веры, которое носит название «Святогорский томос». Мы рассмотрим это исповедание в настоящей главе и покажем его значение, а также важность учения святого Григория. Введение Святой Григорий был истинным святогорцем. Он прожил большую часть своей жизни на Святой Горе, он был связан со святыми отцами, которые вели подвижническую жизнь вместе с ним, и поэтому он выразил опыт афонских подвижников, который на самом деле является опытом Православной Церкви. Как мы видим из других творений святого Григория, на Афоне жили исихасты, которые сохраняли сущность монашеской и христианской жизни, которая заключается в очищении сердца, просветлении ума и причастии Божественной энергии. Именно с этих позиций мы должны оценивать значение святогорцев в сохранении православного учения о Божественной сущности и энергиях и о причастии Божественным энергиям. В богословском споре с Варлаамом святого Григория поддерживали афонские подвижники. В этом отношении Святая Гора сыграла важную роль. «Святогорский томос» составлен самим святым Григорием. Правда, существовало мнение, что, возможно, это исповедание было написано святым Филофеем Коккином, ставшим впоследствии Константинопольским патриархом. Однако это мнение явно ошибочно 621 . Есть множество свидетельств в работах Григория Паламы , которые явно говорят о том, что он сам составил «Святогорский томос», но я приведу только одно. Монах Арсений Студит обратился к святому Григорию с просьбой разъяснить его учение по вопросам, которые волновали Церковь в то время. Григорий Палама написал, что ответ находится в его сочинениях. И естественно, среди своих сочинений он упоминает «Святогорский томос», о котором он ясно говорит: «В Святогорском томосе», который я составил два года назад, мы говорим так, слово в слово...» 622 Одного этого отрывка достаточно, чтобы доказать авторство святого Григория. По всей вероятности, он написал этот текст в ноябре 1340 года, и это исповедание сыграло важную роль на Константинопольском соборе 1341 года, созванном для захциты взглядов святого Григория. Впоследствии святитель неоднократно ссылался на этот текст 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского. Часть 1: путь опытного богопознания Источник: Богослов.Ru Какие препятствия и подводные камни ожидают подвижника — монаха и мирянина — на пути духовного совершенствования? Каковы этапы этого пути? О «маршруте» духовной жизни, предлагаемом современным Афоном, рассказывается в четырехчастной статье, посвященных творчеству одного из отцов возрождения святогорского монашества — старца Иосифа Ватопедского. Старец Иосиф уже много лет является духовным наставником братии Ватопедского монастыря. Его монашеский путь начался на о. Кипр, где старец родился и где, в монастыре Ставровуни, принял монашеский постриг. Пробыв в этом монастыре несколько лет, о. Иосиф, по благословению старцев Обители, отправился на Святую Гору. Там он встретился с великим подвижником нашего времени старцем Иосифом Исихастом (1898-1959), знакомство с которым превратилось в многолетнее ученичество и принесло обильный духовный плод. Старец Иосиф Исихаст, будучи человеком высокой духовной жизни, имел, кроме всего прочего, и дар учительства: без преувеличения можно сказать, что несколько монахов, его учеников, стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. Старец Иосиф Ватопедский — это один из немногих духовных наставников, кто цепью преемственной связи соединяет поколение нынешнего монашества с уже отшедшими великими подвижниками, достигшими высот святости. Вот уже в течение многих лет Ватопедский монастырь издает духовные книги в общей серии: Ψυ­χω­φε­λ Βα­το­παιδιν — «Ватопедская душеполезная библиотека». Эта библиотека (в ней издано уже 18 книг, старец Иосиф является автором 15-ти из них) представляет собой изложение святогорского духовного опыта, который освящен многими поколениями монашествующих, подвизавшихся в Ватопедской Обители. Достаточно упомянуть, что в «Ватопедский Синаксарь» вошли жизнеописания 66-ти святых, живших в Ватопеде [a] . Начало этой серии было положено старцем Иосифом, книги которого вдохновлены самой атмосферой святогорского монашеского государства с его многовековой традицией смиренного жития в послушании и ученичестве у богоносных наставников, которыми никогда не оскудевал Афон.

http://pravoslavie.ru/37053.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епископ Троицкий Панкратий, Святогорские подвижники XX века и русское монашество     Епископ Троицкий Панкратий,  игумен Валаамского монастыря.  Афонские подвижники XX века и русское монашество     Впервые публикуем весьма содержательную статью епископа Панкратия. Ее можно назвать обращением к русскому монашеству:  " Пора нам взрослеть... " .  Нельзя не согласиться с автором: пора понять, что в России нужно строить свои монастыри на тех же святоотеческих основах, что и святогорские монастыри, если мы хотим видеть наши обители местом освящения и обожения, пристанями спасения.   Слова владыки можно рассматривать как обращение к русским игуменам, а именно, что игумен - это духовный отец, наставник, утешитель, молитвенник, но никак не внешняя власть, которой опасаются, не некая особа «над» братией, живущая своей непонятной и не позволенной прочим жизнью... - Афон    Монашество иногда рассматривают только как уход от мира, бегство с «тонущего корабля современности». Это печальное умаление его смысла. В святоотеческом понимании оно приобщает «духовной жизни того порядка, как нарисовал нам Господь», зовет «познать Христа в совершенстве, возможном для человека» и «рождается как особое служение, как предельная готовность следовать за Ним».   Откуда же возникает эта «предельная готовность» и чем поддерживается? Св. Отцы говорят нам о том, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». То есть становление монаха (а речь здесь именно об этом, а не о простом уходе в монастырь) так или иначе происходит в личном контакте с людьми, которые несут в себе тайну приобщения Богу.  Количество такого общения может быть самым разным - от каждодневного уче ничества до единичных встреч, но суть остается той же: во плоти, в живом человеке Христос вновь и вновь являет Свое присутствие, Свое вселение. Различна и степень такого явления Бога через человека: это может быть сам подвижник, стяжавший преподобие Христу, или его ученики, апостольски свидетельствующие миру о возможности такой полноты и несущие в себе заряд того же качества и направления.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2348

Состоялось заседание Синодальной комиссии УПЦ по канонизации святых Киев, 6 марта 2007 г. 6 марта состоялось заседание Синодальной комиссии по канонизации святых. Комиссию возглавляет архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем. На заседании присутствовали архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, епископ Святогорский Арсений, архимандрит Евлогий (Гутченко), архимандрит Дамиан (Давыдов), архимандрит Филарет (Кучеров), архимандрит Никодим (Горенко), протоиерей Виктор Симонюк, игумения Стефана (Бандура), протоиерей Георгий Зверев, игумен Аристарх (Лебедев), иеромонах Стефан (Царук), иеромонах Димитрий (Демченко), протодиакон Василий Марущак и преподаватель КДА Иван Михалко, сообщает сайт Украина Православная . Заседание началось со вступительного слова председателя комиссии владыки Ефрема, который, в частности, сказал: «История Православной Церкви есть прежде всего история ее Святости. И каждая Православная Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Только в 1980-е годы Русская Православная Церковь получила возможность возобновить более чем на полвека прерванную практику постоянной канонизации святых. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, открыла новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви, когда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни. На Поместном Соборе 1988 года было определено: « Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду». Исполняя это определение, Священный Синод УПЦ на заседании 22 ноября 2006 года утвердил новый состав Синодальной Комиссии по канонизации святых и поручил председателю Комиссии «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Украинской Православной Церкви». Синодальная Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координационную роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

http://pravoslavie.ru/21176.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения Старец Нил Сорский, родившийся в 1433 г., происходил из московской боярской семьи Майковых . На иноческое поприще Нил вступил в Кирилло-Белозерском монастыре. Недовольный тамошним монашеским бытом, Нил решил отправиться на святую Афонскую гору и познакомиться с житием святогорских иноков в надежде получить там ответ на разные мучившие его вопросы. Живая религиозная душа юного Нила, его мистические наклонности и богословские искания не нашли полного удовлетворения в несколько суховатой духовной атмосфере Кирилловой обители . Нил, как и другие русские иноки, много наслышан был о Святой горе и о жизни святогорцев. Первые связи Древней Руси с Афоном восходят к XI в. В XII в. там уже был русский монастырь с названием Ксилургу; в 1169 г. русские монахи получили на Афоне еще один монастырь — св. Пантелеимона, который стал называться Русским монастырем . В XIII в. сношения с этими обителями были надолго прерваны из-за татарского нашествия и опустошения Южной Руси. Интенсивные взаимосвязи восстановлены были лишь в конце XIV и в XV в., когда многие русские иноки побывали на Афоне. В Спасо-Каменном монастыре, как уже упоминалось, одно время настоятелем был грек Дионисий, который ввел в обители Афонский устав. На Святой горе переводилось много книг (в основном это делали южные славяне), эти переводы приходили на Русь; среди них были книги, содержавшие общие сведения об исихазме . Нил со своим другом Иннокентием Охлебининым († 1521) побывали на Афоне уже после победы исихастов . Близкое ознакомление с жизнью святогорских иноков, встречи со старцами и подвижниками, чтение аскетических и мистических творений, которые Нил мог изучать уже в Кирилловом монастыре,— все это определило направленность его духовных исканий. Паломничество на Афон сделало из Нила приверженца исихии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436462/

монах Арсений (Святогорский) Содержание Приложение Духовное завещание Второе духовное завещание Использованная литература     Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви   В 2015 году, 14/27 ноября, исполнилось 130 лет со дня блаженной кончины одного из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников – старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) . За время его жизни в обители в ней собралось до восьмиста человек братии, что свидетельствует о высокодуховной благодатной атмосфере, созданной трудами отца Иеронима, на котором явно почивала печать богоизбранности. Это говорит и о том, что в обитель шли ради отца Иеронима, видя святость его жизни, желая стать подобными ему в христианских добродетелях, шли, чтобы стать членами духовной монашеской семьи, возглавляемой богоподобным в любви духовником. Память о нем бережно и благоговейно передается в Афонском Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. В этой небольшой книге помещен краткий очерк о жизни и трудах отца Иеронима на благо своего Отечества. На данный момент собираются материалы для общецерковного прославления старца Иеронима. Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну», – писал о иеросхимонахе Иерониме, старце-духовнике Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, протоиерей Андрей Ковалевский, автор первого, краткого жизнеописания старца 1 . О трудах блаженной памяти отца Иеронима на благо Отечества мы и постараемся рассказать, используя сведения из уже вышедших книг, посвященных старцу. О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме отец Иероним повествует в биографии, записанной им собственноручно в конце жизни 2 . Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf В храме Ваше Высокопреподобие, святой антипросоп Великой Лавры 1 , высокопреподобные отцы-представители Священного Кинота, достопочтенные и святые отцы Горы Афонской, сего места богоприятного, на которое ступала Матерь Божия и святые! Вы собрались сегодня со всех концов Афона, чтобы соучаствовать и сорадоваться нашему торжеству. Вы все, дорогие мои друзья и братья, пришли издалече, чтобы вступить в новый период нашей жизни! Глядя на вас, ликующих вместе с Господом, вижу святых, преподобных, граждан Святой Горы, поднявшихся из гор и пещер земных, из расщелин скал сюда, на небеса. Ощущаю, святые отцы, что вместе с вами предстоят в сей час и Хранительница Горы – Госпожа Пресвятая Богородица, и преподобный Симон Мироточивый, ктитор нашего монастыря, и плеяда преподобных великих отцов, святогорских святых, подвижников, всего всечестного Божественного лика святых, всей Церкви Божией. Преосвященные мои отцы, в Боге возлюбленные, посреди всех святых вы восхвалили Господа, прославили Бога, поете Ему с нами, празднующими днесь праздник обновления. На протяжении долгих лет братия не давали сон очам своим и веждома дремания, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Пс. 131:5 ). И вот сегодня официальным актом их причисляют к селениям Бога. Поэтому ныне все мы припадаем и поклоняемся месту, на котором стояли ноги святых и Самого Бога. Праздник обновления празднуем мы днесь. Радуется братия, принося себя сему священному месту. Словно «всесожжение», возлагаются юношеские сердца всех этих молодых людей, которых вы видите перед собой – они обступили нас, как овцы пастырей, последовали за нами в место, где неоднократно являлись святые, являлся Бог. Как лучшие дары и всесожжения новые мы посвящаем сегодня себя Господу. Сегодня наше второе рождение и день нашей окончательной регистрации в «саду Богоматери», на Святой Горе. Мы поем «песнь победную», ибо пополнили хоровод святогорских отцов. То, к чему мы стремились столько лет, сегодня у наших ног. Святой Симон Ктитор 2 благоволил на нас, недостойных, возложить через честного антипросопа Великой Лавры попечение и пастырское руководство о чадах, ожидая от них плодов, равных по значимости его житию.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца Источник Содержание Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Старец Иоанн Вишенский Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Уход Иоанна Вишенского на Афон Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского     К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» – К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. – 208 с, ил. Книга посвящена афонскому старцу и православному писателю-полемисту Иоанну Вишенскому (1550-е – 1620-е гг.) – одному из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. В работе впервые на основе малоизвестных архивных документов предпринята попытка воссоздания подробного жизнеописания святогорского старца. Также анализируется его духовно-литературное наследие. В отличие от большинства светских исследователей, автор пытается взглянуть на Иоанна Вишенского и его произведения через призму афонской исихастско-святоотеческой традиции, в рамках которой мыслил, писал и жил подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Забытый русский подвижник на Афоне: Преподобномученик Пахомий Афонский Забытый русский подвижник на Афоне: Преподобномученик Пахомий Афонский Казнь святого мученикаНа острове Патмос и Святой Горе Афон 21 мая/3 июня, а также в день празднования Собора всех Афонских Преподобных традиционно чтится память святого преподобномученика Пахомия Афонского (Русского) — уроженца Украины, в юности попавшего в плен к татарам и проданного в рабство туркам. Пробыв в рабстве около 20 лет, он, дабы остаться верным Христовой православной вере, тайно сбежал на Святую Гору Афон, где принял иноческий постриг с именем Пахомий и подвизался 12 лет в монастыре Святого Павла и 6 лет Кавсокаливском скиту под духовным руководством святогорских старцев Иосифа и Акакия. По прошествии 18 лет, по благословению старцев, он вернулся в Малую Азию, в город Усаки, где перед турками открыто исповедал себя христианином. За это был заточен в тюрьму. На суде святой мученик вновь исповедал себя христианином и категорически отказался принять ислам, за что был казнен в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Как и святой казак Иоанн Русский (также уроженец Украины, родом с Полтавщины), святой преподобномученик Пахомий Афонский глубоко чтится православным церковным народом Греции, однако совершенно забыт на родине. С целью возобновления памяти об этом выдающемся афонском подвижнике и святом мученике предлагаем читателям портала «Русский Афон» жизнеописание преподобномученика Пахомия Афонского (Русского), бесстрашно принявшего мученический венец за исповедание веры Христовой и прославившего свое земное отечество далеко за его пределами, в турецкой неволе.   Святой преподобномученик Пахомий (в миру Прокопий) был родом из Малороссии (Украины). Родился во второй половине XVI в. в семье благочестивых родителей. В молодости похитили его татары, часто совершавшие в то время набеги на Украину, и продали в рабство одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Анатолии, азиатской части Турции).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2126

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября   Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевского, Русского и Литовского 2 декабря 1375 года. До принятия архиерейского сана будущий святитель подвизался на Святой Горе Афон. Здесь он прошел школу умного делания, очищения души от страстей, стяжания Святого Духа, и потом был Промыслом Божиим был поставлен пасти Церковь Русскую.   Святой Киприан родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником – болгарином, по другим – сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия (впоследствии патриарха болгарского), направился на Афон. Он прибыл на Святую Гору в то время, когда здесь только завершилась борьба с Варлаамом, Акиндином и их последователями за дело высшей важности для всех православных христиан. Спор, как известно, шел о Нетварном Свете и умной молитве, которая была постоянным упражнением безмолвствующих иноков на Афоне. Эти споры закончились победой православного исихастского учения свят. Григория Паламы, а исихазм был признан официальным учением Восточной Церкви. О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался блаженный Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Руссике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010