Тимон (Короткий Трофим Дионисьевич; 1838 – после 1903), монах – фотограф Русской Духовной Миссии с 1884 г. Из мещан г. Константинограда Полтавской губ. Послушник Святогорской Успенской пустыни Харьковской губ. Пострижен в рясофор (1864). Получил послушание фотографа в монастыре (1868). Пострижен в мантию (1873). Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (заведовал аптекой в санитарном поезде). Получил благословение на паломничество в Иерусалим и на Афон (1884). С этого года монах Тимон фигурирует в дневнике архимандрита Антонина как фотограф Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (первое упоминание 14 июня 1884 г.) и выполняет съемку всех важнейших событий в жизни Русской Палестины. В 1887 г., в связи с закладкой Александровского подворья, выполнен цикл фотографий Порога Судных Врат и всей связанной с ним археологической зоны. В этот же и последующие годы по заказу ППО осуществляется фотофиксация всех этапов строительства Сергиевского подворья. (Подавляющая часть работ Тимона хранится в настоящее время в составе фототеки ИППО в Петербурге, в ГМИР). В мае 1898 г. из-за конфликта «с невообразимым упорством и злобою» с начальником РДМ архимандритом Рафаилом (Трухиным) был арестован генералом консулом А.Г. Яковлевым и выслан в Россию. 12 сентября 1898 г., по требованию Св. Синода, Министерство иностранных дел издало распоряжение «о воспрещении выдачи заграничного паспорта бежавшему с пути следования в Константинополь из Иерусалима монаху Тимону и принятии мер к вторичной высылке его для дальнейшего направления в ведение Преосвященного Харьковского» (указ Св. Синода начальнику РДМ архимандриту Рафаилу от 9 октября 1898 г.//Архив РДМ. П. 9. Д. 162. Листы в деле не нумерованы). Проживал с 1898 г. в Димитриевском монастыре в с. Рясном Харьковской епархии. В январе 1903 г. подал прошение в РДМ о возвращении ему денег, сданных им на хранение архимандриту Антонину еще в 1889 г., хранившихся с тех пор в Миссии (Архив РДМ. П. 9. Д. 162. 1 л.). Прошение подписано «бывшим монахом Тимоном, а ныне Трофимом Коротким», предполагает снятие им с себя монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

До Высокопр. Филофея тоже дошли слухи о недуге Вашем, и он объяснял это усидчивыми занятиями Вашими духовной литературой. „Высокопреосвященнейший много читает и не бережёт своих глаз“, сказал о Вас Владыка Киевский. С видимым участием к Вам рассказывал и историю —276— 1880 г. Теребенской пустыни, и вообще видно было особое его к Вам расположение. Сам Высокопр. Филофей вторую половину июня и весь июль хворал. Я видел его 14, 15, 17 и 19 августа, и следы болезни ещё очень были в нём приметны, впрочем 14, 15 и 17 сам литургисал, а под 15-е и бдение сам служил. Однако, прощаясь со мной 19 августа, намекнул, что, кажется, в последний раз со мной видится, чем очень меня опечалил. Недавно был я в Святогорской пустыни, именно праздновал там праздник Воздвижения Креста. Известный турист Вас. Ив. Немирович-Данченко, в своё время едким пером своим описавший Соловки 1889 , теперь тем же почтил и Святогорье 1890 . В Русской Речи помещена эта нерусская речь о Русском Афоне, цель которой понятна: это глумление над всем тем, что чтит и чем дорожит русский народ. Старцы святогорские впрочем очень мирно и по евангельски отнеслись к этой новой на них клевете, и даже защищаться отнюдь не желают. О. Архимандрит Герман 1891 , тоже выведенный в этой статье в очень непривлекательном виде какого-то дурачка-идиота, удивляется только тому, что, не видя в глаза Немировича-Данченко, не имея с ним никогда никаких разговоров, печатно удостоился этой чести. И это значит гласность нашего времени. А вот если совсем снимут с писателей узду всякой цензуры, о чём так громко теперь заговорили газеты, ещё больше народится разных подобных пасквилей. Простите, Владыко Святый, за письменное многословие и празднословие! Испрашивая себе Архипастырское благословение Ваше и Святительские молитвы Ваши, с совершенным моим к Вам уважением и высокопочитанием имею честь пребыть“... От 27-го также числа писал из Пензы племянник, преподаватель семинарии, А.И. Успенский : —277— 1880 г. „Я слышал, что Вам во время ревизии г, Зинченко пришлось невольно испытать много разных тревог; хотя Вы были и в стороне от всех этих волнений, тем не менее Вам приходилось волей-неволей являться то Иринеем, вносящим всюду мир и спокойствие, то водворяющим порядок и рациональный строй семинарской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пять дней сидения, наконец, окончились, и я возвратился в келлию монахом, потому что почувствовал в себе большую перемену: все мирское отошло от меня и стало казаться чем-то далеким, чуждым и неинтересным. Много уже лет проведено мною в иночестве, причем жизнь до пострига представляется мне чистой, беззаботной, исполненной милостей Божиих. Чувствую и исповедаю, что благодать хранила меня во все дни детства и юношества. Она воодушевляла меня ко всему доброму, святому, давала твердость, крепость, силу противостоять дурному, скверному. Она, наконец, привела и к монашеству. Кто внушил о. Иоанну ответить? Ведь я не был с ним знаком; написал ему простое письмо, и трудно было рассчитывать на отклик... Кто расположил ко мне лиц, от которых зависело пострижение? Все та же благодать Божия! Воспою же Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго ( Пс. 12:7 ). Итак, Святогорская Успенская пустынь явилась для меня второй родиной. Святые Горы, как вы поэтому дороги моему сердцу! С восторгом вспоминаю вашу дивную природу, благорастворенный воздух, подкреплявший мою надорванную грудь и слабые силы... Благоговею перед вашею духовною мощью, истовым богослужением, а, особенно, строгим порядком хранения Св. Даров, для которых отводился в одном из храмов уединенный придел, получивший значение особого святилища. Здесь, на Горнем месте, у большой иконы «Моление о Чаше» и у престола на семисвечнике поддерживались неугасимые лампады. Вход сюда строго воспрещался, за исключением тех случаев, когда нужно было подымать Святые Дары для болящих, что совершалось с великим благоговением. Иеромонах с диаконом, облачившись в ризы, со свечей, сначала совершали каждение и троекратное поклонение, а потом уже приступали к вынутию Частицы. С неменьшим тщанием производилось «опрятование» Святых Таин во время причастного стиха на литургии. Поражала меня в пустыни и вся внешняя церковная дисциплина: строго рассчитанные поклоны, метания, истовое совершение крестного знамения и пр. За всем этим там так внимательно следили, что посторонним священнослужителям, незнакомым с местными порядками, рискованно было принимать участие в богослужении, ибо они могли подвергнуться большой критике со стороны братии. Святогорцы считали свой устав единственно правильным, который, по их мнению, все должны были знать и судили о благонастроенности приезжих духовных особ по его выполнению. Приходилось поэтому предварительно изучать тамошние особенности и потом уже выступать в служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тогда-то и возникло у меня явное чувство, что история эта, начавшаяся со встречи с игуменией Варварой, непременно продолжится. В то лето нам посчастливилось много путешествовать. Прихватив с собой ноутбук, я периодически проверяла электронную почту, вела переписку с родными. Дней через десять на мой адрес неожиданно пришло письмо от незнакомого отправителя. Читаю и глазам не верю! – Отклик из Лавры! В послании сообщалось, что мои книжки и письмо отец Виссарион получил и прочитал. Стихи пришлись ему по сердцу, и батюшка благословил меня писать дальше. Это была одна из самых дорогих оценок моего творчества. Не секрет, что наша литературная братия страдает грехом тщеславия. Хотим признания, известности. А когда монах, Лаврский молитвенник, из-под чьего пера рождаются одухотворенные поэтические строки, вдруг видит и в твоих «стишатах» смысл и духовный толк, то оценки светских критиков и премии, раздаваемые чаще всего «по кумовству» и блату, теряют всякое значение. То первое письмо из Лавры духовной ниточкой связало нашу семью с необыкновенным человеком. Год продолжалась переписка по Интернету через одну из духовных дочерей отца Виссариона. И в каждом письме нас с мужем звали в гости! Внезапно в один из зимних дней, когда я умудрилась нешуточно захворать, к нам из Сергиева Посада приехал духовный сын игумена Виссариона – Андрей. С собой он привез массу гостинцев и подарков, среди которых был диск белорусского детского ансамбля «Тимпан», в чей репертуар входили песни на стихи батюшки. За трапезой мы проговорили с Андреем до позднего вечера, а после его ухода я почувствовала, что совершенно здорова. Андрей также передал приглашение в Посад лично от отца Виссариона. История, начавшаяся в Кашине, продолжалась. На следующее лето мы побывали в Свято-Успенской Святогорской Лавре, где познакомились с иеромонахом Модестом, сопроводившим нас по пещерным храмам. Когда мы поделились с ним, что намерены теперь отправиться в Сергиев Посад, так как туда пригласил нас игумен Виссарион (Остапенко), отец Модест очень обрадовался. Оказалось, что он знаком с духовной поэзией старца, да и родом-то тот как раз с Полтавщины.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Весной 1816 года пр. Евгений переехал во Псков, как архиепископ Пскова и всей Лифляндии и Курляндии: начались новые заботы, новые отвлечения от научных занятий; но «древности того времени, от которого осталось мало, а известно еще меньше, привлекательны для сердца русского и среди сует дневных». Сердце русское пр. Евгения оживило во Пскове его любознательный ум и его научную деятельность новыми силами. Он оставался во Пскове не более шести лет; а сделал значительно более, чем в восемь лет, проведенных в Вологде и в Калуге, и занявшись древностями земли Псковской, общими и частными, взялся и за старые свои запасы Новгородские, в которых, конечно, не мог не найти и много такого, что было нужно для новых исследований. Припоминая труды пр. Евгения, оконченные и предпринятые во Пскове, в порядке времени их появления, на первом месте следует поставить «Замечания на грамоту в. к. Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя Новгородского, пожалованную Новгородскому Юрьеву монастырю»: они напечатаны в первый раз в Вестнике Европы 1818 года (выпуски 15, 16 и 20) и потом в другой раз в Трудах Общества древностей (III: 1:64) 28 . Эта грамота не только в то время, когда открыл ее и потом работал над ней пр. Евгений, но и после многих открытий, сделанных по русским древностям позже, достойна была особенного внимания археолога как древнейшая из русских грамот, уцелевших в подлиннике, а следовательно и тщательного разбора. Разбор ее, сделанный пр. Евгением тогда, когда у нас еще почти не было попыток трудов такого рода, был явлением очень замечательным и по внимательности к разным вопросам, возбуждаемым грамотой, и по тщательности ответов на них. Он не утратил своего значения и теперь как образец трудов этого рода – между прочим и в палеографическом отношении, указывая, как надобно издавать памятники древнего письма и вглядываться в особенности их написания. В 1821 году издал он пять тетрадей о разных монастырях земли Псковской (Светогорском, Крыпецком, Святогорском Успенском, Псковском Иоанно-Предтеченском и Никандровой пустыне): небольшие монографии с приведением данных, дотоле неизвестных.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Во-первых, собранный им фактический и документальный материал, за немногими исключениями, не представляет новизны и мог бы разрастись в книге преосв. Пор­фирия, как это мы знаем из личного знакомства с святогорскими библиотеками, до размеров гораздо больших, а во-вторых, с этими фактами и даже надписями и деловыми дееписанияими мы предпочитаем лучше иметь дело в дневниках нашего историка, чем в его настоя­щем труде. Во время своих путешествии, собирая все эти данные в известных библиотеках, он приурочивает их к определенному месту и роняет случайно те или иные замечания, при помощи коих нам становится возможным проверить автора и даже исправить его, не быв на Афоне. ...Вообще, говорим откровенно, преосв. Порфирия, как ав­тора путешествий по Афону, мы ставим неизмеримо выше преосв. Пор­фирия, как автора «Истории Афона». От первого труда мы не требуем определенного и строго обдуманного плана, генетически последователь­ного изложения исторических событий, полноты и обстоятельности в рассказах, хорошего и всестороннего знакомства с источниками и по­собиями и т. п. Мы дорожим каждым фактом, заносимым на стра­ницы дневников, имеет ли факт прямое отношение к истории Афона или нет; восторгаемся каждою вскользь брошенною оригинальною мыслью или остроумным научным соображением; легко миримся с неточностями и хронологическими погрешностями, в виду невозмож­ности путешественнику иметь под руками все нужные книги и справки; читаем не без удовольствия рассказы его, переполненные краснословия (стр. 274, 396, 417, 457) и каламбуров (стр. 200, 285, 402, 453, 545), до которых наш историк был большой охотник, и о том, как, напр., он купается в море, или как у него во время землетрясения «бегают но телу мурашки и встают дыбом волосы», а у его спутника «душа ухо­дит в пятки» и т. п., но к серьезному историческому труду «многих лет», писанному в тиши кабинета, обставленного богатою библиотекою мы совершенно вправе предъявить и более широкие требования. Рассма­тривая настоящий труд преосв. Порфирия под этим углом зрения, мы не можем не выразить открыто своего убеждения, что этот труд не сделал большей чести нашему историку и, по нашему мнению, без особенного ущерба для науки мог бы спокойно лежать в архиве Ака­демии Наук еще многие годы 1 . Вполне достаточно было бы издать в свет только те из документов преосв. Порфирия, которые доселе оставались совершенно неизвестными в науке. В этом случае остается пожалеть, что наш историк, составляя свое духовное завещание, за­был об одной греческой и ему хорошо известной (стр. 417) пословице: « Δς ψειν κρμβην περιττν, πολλ μ λλον τρς – Не варят капусту дважды, еще менее трижды». 1 Но помимо соображений о необходимости докончить ранее начатое, прежде чем приступать к новому, Академия обязана была руководиться буквальным смыслом завещания Преосвященного, в котором издание второго отделения третьей (и последней) части Истории Афона поставлено было на первом месте. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

руб. серебром, не считая большого количества хлеба 314 . «Из остатков этих доходов (несмотря на большие расходы, связанные со строительством храмов и зданий в Глинской пустыни. – А.И.) образовался значительный капитал», который хранился в Московском Опекунском совете и к концу 1853 г. составлял почти 38 тыс. руб. серебром 315 . Но строительные и хозяйственные работы в обители шли лишь параллельно главному – возвышению духовной жизни братства. Об особой высоте духовной жизни Глинских иноков свидетельствовали увеличивающийся поток богомольцев и их отзывы. Так, летом 1842 г. Глинскую пустынь посетила графиня Татьяна Борисовна Потемкина. Она говела и прожила в обители несколько дней. Принятая с почетом строителем Евстратием, Татьяна Борисовна «тщательно вникла во все чиноположения Глинской обители, которая произвела на нее самое благоприятное впечатление». Прощаясь с о. Евстратием и его братией, она сказала: «Я была бы счастлива, если бы все, что здесь вижу, было в Святых горах (где Татьяна Борисовна хотела восстановить Успенскую пустынь. – А.И.) 316 . Впоследствии Т.Б. Потемкина устроила Святогорскую обитель по примеру Глинской и по уставу игумена Филарета 317 . Труды строителя Евстратия на благо обители были по достоинству оценены епархиальным начальством. Еще в 1844 г. преосвященный Илиодор доносил в Святейший Синод, что «Глинская Богородицкая общежительная пустынь отличается благоустройством своим внутренним и внешним и благочестивой жизнью иночествующих, чем обращает на себя особое внимание епархиального начальства и имеет доброе влияние на окрестные селения... таковому благосостоянию обители сей много способствует добродетельная жизнь строителя иеромонаха Евстратия» 318 . За неусыпное попечение об устройстве обители 17 декабря 1844 г. о. Евстратий был возведен в сан игумена 319 . В 1848 г. он был награжден наперсным крестом, а в 1850 г. – палицей 320 . Во время настоятельства игумена Евстратия в Глинской пустыни были обретены мощи ее святых подвижников. В 1847 г., когда копали рвы для фундамента расширявшегося соборного храма, пришлось вскрыть склеп, где был погребен игумен Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В Великолукской епархии состоялись торжества, посвященные 450-летию основания Успенского Святогорского монастыря 2 августа 2019 г. 18:19 30 июля 2019 года, в день праздника Святогорской иконы Божией Матери, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил торжества по случаю 450-летия основания Успенского Святогорского мужского монастыря пгт.Пушкинские Горы (Псковская обл.). Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Успенском соборе обители. Его Преосвященству сослужили игумен Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко), благочинный Новоржевского церковного округа протоиерей Стефан Вахрушев, благочинный Опочецкого церковного округа протоиерей Николай Ильницкий, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова с. Песчивка игумен Гурий (Малешин), секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев), насельники монастыря в священном сане. Диаконский чин возглавил иеродиакон Артемий (Слесарев). Богослужебные песнопения исполнил хор монастырской братии. За богослужением молились: секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.А. Турчак; кинорежиссер, актер, продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Д.Д. Месхиев; исполнительный директор фонда «Диакония», врач-нарколог Е.Е. Рыдалевская; воспитанники реабилитационного центра «Пошитни» (Пушкиногорский р-н Псковской обл.); ктиторы и благотворители святой обители; прихожане монастыря, местные жители и паломники. Во время малого входа епископ Сергий удостоил ряд клириков Святогорского монастыря богослужебно-иерархических наград. По окончании Литургии архипастырь с сослужащим духовенством в сопровождении множества верующих совершили крестный ход вокруг Успенского собора и заупокойную литию на могиле великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В завершение богослужения епископ Сергий огласил обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона в связи с 450-летия основания Успенского Святогорского монастыря и передал от его имени в дар обители икону Божией Матери «Умиление». Владыка Сергий поздравил всех участников торжественного богослужения с праздником Святогорской иконы Божией Матери и 450-летием основания Святогорского монастыря и обратился к собравшимся с архипастырским словом, посвященным возрождению святой обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества в Святогорской лавре 31 июля 2008 г. 20:54 В среду 30 июля в день празднования Святогорской иконы Божией Матери в Свято-Успенском соборе Святогорской лавры была совершена Божественная литургия. Служение Литургии возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении четырнадцати архиереев. Кроме прибывших накануне управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна , наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископа Вышгородского Павла , ректора Киевских духовных академии и семинарии епископа Бориспольского Антония и секретаря предстоятеля УПЦ епископа Переяслав-Хмельницкого Александра , к участию в праздновании присоединились митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий , Северодонецкий и Старобельский Агапит , Бердянский и Приморский Елисей , Сумской и Ахтырский Иларий , а также епископ Алипий . Иерархам сослужил сонм духовенства Донецкой , Горловской и других епархий Украины и России; за богослужением молились несколько тысяч паломников. По окончании Божественной литургии из Свято-Успенского собора проследовал крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Пресвятой Богородицы к монументу Божией Матери, где был совершен молебен с возглашением многолетия. После молебна с приветственным словом к верующим обратился митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка поздравил присутствующих с празднованием Святогорской иконы Божией Матери и 1020-летием Крещения Руси, а также передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II православной пастве Донбасса. Затем иерархи, священнослужители и паломники вернулись в Свято-Успенский собор, где и завершился крестный ход. В заключение для всех гостей была устроена праздничная трапеза. Многочисленные паломники, которые не попали в собор из-за многолюдного собрания верующих, наблюдали богослужение и слушали церковные песнопения вне стен собора благодаря двум светодиодным экранам, установленным прямо на территории лавры. В проекте были задействованы восемь телекамер, установленных в Свято-Успенском соборе, и два телескопических крана, сообщает пресс-служба Донецкой епархии. Благодаря ТРК «ГЛАС», которая осуществляла съемку, сигнал был выведен на спутник, и трансляция шла в прямом эфире телекомпаний «ГЛАС», «КРТ» и нескольких российских каналов. Миллионы зрителей в этот день имели возможность увидеть и услышать Божественную литургию, проповедь Блаженнейшего митрополита Владимира, крестный ход со Святогорской иконой от Свято-Успенского собора к скульптуре Пресвятой Богородицы «Игумения». Общее время трансляции составило 4 часа. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443604.htm...

Святогорская икона Божией Матери Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. 30 июля, 2012 Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. На севере Донецкой области Украины, на крутом берегу Северского Донца стоит Свято-Успенская Святогорская лавра. Первые пещерные кельи появились в меловой горе над Донцом в XIV или XV веке. Святогорский монастырь пережил периоды и расцвета духовной жизни, и полного разорения при Екатерине II и при советской власти. Меловые пещеры с храмом свт. Николая Монастырь был вновь открыт в 1992 г.: ему отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Свято-Успенский собор. В августе этого же года там была отслужена первая литургия. А осенью крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыняСвятогорская икона Божией Матери. В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери : одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители. Древняя была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным. Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.

http://pravmir.ru/svyatogorskaya-ikona-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010