В нашем очерке нередко цитируются и другие письма афонских старцев, писанные ими или собственноручно, или только подписанные их руками и адресованные частным лицам: монахам или мирянам. Письма эти собраны нами на Афоне. Владельцам их мы выражаем нашу сердечную признательность. Киев. 1892, 18 января 3 Линк И. В. Города Тульской губернии. Ч. I. Историко-статистический взгляд на города Тульской губернии. Тула, 1841. С. 113–114. 4 Троицкий Н. И. Святые храмы города Тулы. Тула, 1888; Тульские епархиальные ведомости. 1868. 16. 7 Русская Пантелеимоновская обитель на Афоне принадлежит к числу 20 святогорских монастырей. Живя своею особой самостоятельной внутренней жизнью, в то же время она принимает самое живое и непосредственное участие в делах, касающихся всей Афонской Горы целокупно. Как член Карейского протата или синода (в просторечии кинота), где выдаются подобные дела, Русская Пантелеимоновская обитель на Афоне подает равноправно с остальными обителями Св. Горы свой решающий голос, но зато в тех случаях, когда она сама является нарушительницей общесвятогорских интересов, она становится подсудной и обязана защищаться пред этим судилищем. Вот поэтому-то, приступая к изложению судьбы русской общины на Афоне, нам необходимо было бы для большей ясности в рассказе предпослать очерк внутреннего устройства Св. Афонской Горы, но сделать это мы не могли по следующим соображениям: 1) этот очерк нас отвлек бы далеко от прямой цели и 2) интересующиеся могут составить понятие об этом устройстве на основании обширной истории Афона преосвященного Порфирия Успенского . Для читателей же нашего очерка внеобходимых случаях мы помещаем разъяснения в подстрочных примечаниях к нему и для желающих обстоятельно уяснить себе сущность этого устройства в конце очерка намерены напечатать в I приложении целиком: «Общий канонизм Святые Горы Афонския, составленный Протатом». 8 Главный хранитель этих документов – архив Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне – доселе не разобран и не приведен в порядок. При всем нашем желании проникнуть в него, мы получили решительный отказ и поэтому вынуждены были довольствоваться лишь теми документами, которые случайно остались на руках частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всего более было сделано в этом отношении «оком церковным» Афанасия и «окозрительным уставом» Геннадия Новгородского . За немногими исключениями, славянские списки полнее греческих, и этим качеством особенно отличается первая общая часть в некоторых списках 3–й редакции. В греческих типиках эта часть изложена много короче и систематичнее, ограничиваясь порядком суточных служб с относящимися к ним служебными замечаниями. Славянские списки, не исчерпывая каждый полного числа этих замечаний, вводят в нее следующие новые: а) из тактикона Никона Черногорца, б) три главы (об освещении церкви, о пище на круглый год и о панихиде с приливком) из неизвестного источника, в) Марковы главы то в составе второй части, то в полном их объеме, г) в месяцесловной и триодной части приводятся выдержки на счет поста и праздников из Никона Черногорца и делается сравнительная оценка типиков иерусалимского, студийского и святогорского, д) заносятся постановления о посте Успенском преимущественно из Никона. Немало вошло в славянские уставы статей из студийского типика, неизвестных нам ни по одному из греческих списков. Напр., правила о трапезе по славянскому переводу этой статьи в уставе патриарха Алексия 61 , служба пасхи, когда этот праздник случится в день Благовещения и друг. 62 Видно, славянские излагатели устава, принимая за основание его списки иерусалимской отрасли, обращались по временам к студийским порядкам и вносили их в состав иерусалимской службы, тем более что в XIV и XV веке у нас студийский устав еще не был вытеснен совершенно, и его порядки по местам держались в полной силе. Заходили в славянские уставы и объяснения служебного содержания в роде тех, с которыми мы познакомились, говоря об исправлении греческого устава. Некоторые из замечаний наших уставов совпадают с греческими, но есть и такие, которые, несомненно, принадлежат излагателям славянским и появились на русской почве. Таково, напр., уже известное нам замечание о недостатке искусных певцов, о продолжительности осенних и зимних ночей, и о том, как нужно изменить форму греческого многолетия царям применительно к русским князьям 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Срок пребывания реабилитанта в центре индивидуален и решается по усмотрению духовника. Сама программа рассчитана на срок 1 год и 3 месяца. Сайт центра http://www.lestviza.ru Межъепархиальная общественная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Осознание» (современная). Основана в 2007 г. Руководитель – С.Г.Арифулин. Организация имеет 2 отделения – во Владимирской и Нижегородской областях. В реабилитационных центрах организации для наркоманов и алкоголиков работают как священнослужители, так и медицинские работники: психологи, психиатры, наркологи и просто сочувствующие, желающие помочь люди. Курс в центре реабилитации наркозависимых состоит из 2-х этапов: подготовительного (духовно-нравственная подготовка наркозависимых) и восстановительного. С пациентами также ведется духовно-просветительская работа. Реабилитационная программа рассчитана на одновременное пребывание в центре 35-и человек. Проводится активная работа с родственниками наркозависимых. Организация оказывает помощь в трудоустройстве. Сайт организации http://www.osoznanie-narkotikam.net Межъепархиальный благотворительный фонд «Диакония» (современный). Начал свою работу в 2003 г. Руководитель – Е.Е.Рыдалевская. Основное направление деятельности фонда – реабилитация наркоманов, алкоголиков и членов их семей, повышение качества жизни людей, живущих с ВИЧ. Фонд имеет 2 реабилитационных центра: первый центр был открыт в 1995 г. в деревне Пошитни Псковской области. Центр духовно окормляют монахи Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря. Ежегодно через стационар «Пошитни» проходит до 45 воспитанников не только из российских регионов, но из ближнего и дальнего зарубежья. Второй центр находится в Ленинградской области при храме Царственных страстотерпцев в Сологубовке. Он может принять до 12 воспитанников. Основной курс реабилитации в стационарных центрах рассчитан на 6 месяцев. Работа в центрах организована по трем основным направлениям: формирование духовно-нравственных ценностей; знакомство с основами православной веры, беседы со священником; психотерапевтические, психологические, воспитательные методики с элементами программы «12 шагов»; трудовое послушание – бытовая и хозяйственная деятельность на территории центра.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Пять дней сидения, наконец, окончились, и я возвратился в келию монахом, потому что почувствовал в себе большую перемену: всё мирское отошло от меня и стало казаться чем-то далёким, чуждым и неинтересным. Много уже лет проведено мною в иночестве, причём жизнь до пострига представляется мне чистой, беззаботной, исполненной милостей Божиих. Чувствую и исповедую, что благодать хранила меня во все дни детства и юношества. Она воодушевляла меня ко всему доброму, святому, давала твёрдость, крепость, силу противостоять дурному, скверному. Она, наконец, привела и к монашеству. Кто внушил отцу Иоанну ответить? Ведь я не был с ним знаком; написал ему простое письмо, и трудно было рассчитывать на отклик... Кто расположил ко мне лиц, от которых зависело пострижение? Всё та же благодать Божия! ...Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго ( Пс.12:7 ). Итак, Святогорская Успенская пустынь явилась для меня второй родиной. Святые Горы, как вы поэтому дороги моему сердцу! С восторгом вспоминаю вашу дивную природу, благорастворённый воздух, подкреплявший мою надорванную грудь и слабые силы... Благоговею перед вашею духовною мощью, истовым богослужением, а особенно строгим порядком хранения Святых Даров, для которых отводился в одном из храмов уединённый придел, получавший значение особого святилища. Здесь на горнем месте, у большой иконы «Моление о Чаше» и у престола на семисвечнике поддерживались неугасимые лампады. Вход сюда строго воспрещался, за исключением тех случаев, когда нужно было подымать Святые Дары для болящих, что совершалось с великим благоговением. Иеромонах с диаконом, облачившись в ризы, со свечой сначала совершали каждение и троекратное поклонение, а потом уже приступали к вынутию частицы. С неменьшим тщанием производилось «опрятование» Святых Тайн во время причастного стиха на литургии. Поражала меня в пустыни и вся вообще внешняя церковная дисциплина: строго рассчитанные поклоны, метания, истовое совершение крестного знамения и другое. За всем этим так внимательно следили, что посторонним священнослужителям, не знакомым с местным порядком, рискованно было принимать участие в богослужении, ибо они могли подвергнуться большой критике со стороны братии. Святогорцы считали свой устав единственно правильным, который, по их мнению, все должны были знать, и судили о благонастроенности приезжих духовных лиц по его выполнению. Приходилось поэтому предварительно изучать тамошние особенности и потом уже выступать в служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Если в Консистории есть какие-нибудь важные и требующие моего утверждения дела, не может ли привести их в Москву к 30-му или 31-му числу г. Секретарь, или кто-либо другой? Мое помещение там будет на Саввинском подворье. Призывая Вам и прочим собратьям нашим о Господе Божие благословение, пребываю с истинною к Вам любовью». 25-го ч.. в пятницу, часу во втором пополудни, стало собираться в мою залу городское духовенство к обеденному столу, устроенному на его счет по случаю моего выезда из Харькова. Когда всё было готово, мне доложили об этом, и я вышел из своего кабинета. Принявши от меня благословение, все сели за трапезу. Обед этот был чисто семейный: исключительно присутствовали на нем о.о. протоиереи и иереи г. Харькова и близлежащих сел, настоятель Святогорской Успенской пустыни, секретарь духовной Консистории и эконом архиерейского дома (всего до 40 человек). В продолжении стола пел хор архиерейских певчих и говорились, по заведенному обычаю, речи. С речами обратились ко мне: Кафедральный протоиерей А. Г. Кустов, профессор богословия в университете В. И. Добротворский и Кафедральный Ключарь С. А. Иларионов, который изложил свои чувства на бумаге и вручил мне на память. Вот содержание его речи: «Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Архипастырь и Отец! Воля Божия и державная власть вверяют твоему пастырскому руководительству другую паству. Не далее, как четыре года тому назад, высшие власти и представители града, народ и духовенство, с особою радостью исходили в сретение тебя. Преданность и любовь к тебе паствы Полоцкой, скорбь и слезы при разлуке с тобою радовали и утешали благою надеждою, что ты, добрый Архипастырь, своею мудростью, знанием и опытом, долго и долго будешь руководить нас на пути ко спасению и вести порядок внешнего управления. И вот так неожиданно и скоро скорбь паствы Полоцкой обнимает нашу душу и слезы орошают наше лице. Мы собрались в последний раз хлебом-солью запечатлеть нашу преданность, принять твое благословение и проститься, быть может, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но лавки эти сгорели; и Руссику достался один пепел. Все эти несчастья образумили греческих насельников этого монастыря, так что они более не помышляют о возобновлении своей тяжбы с Ксенофцами, а желают привлечь к себе наибольшее число наших иноков и с ними наше золото, дабы уплатить свой долг и лучше обстроиться. На одни постройки, предложенные требуется 300,000 пиастров. А ведь капитал Руссика составляет теперь 2,500 рублей, приращаемые в Московском банке. – Кроме этих неотрадных сведений о Иероним сообщил мне кое-что другое. Руссик имеет рыбную ловлю на Турецкой стороне Дуная. В 184 эту обитель тайно уведомили из Петербурга, что будет война с Турцией: однако, она не состоялась. Монахи Афоно-Павловского монастыря, английские подданные с Ионических островов, поселившиеся здесь назад тому три года, не подчиняются Протату. – недавно Грек Минас, воспитанный в Париже, посетил все Афонские монастыри, осмотрел их библиотеки, взял себе несколько замечательных рукописей, и советовал святогорцам принять покровительство Франции. Они сперва носили его на руках и решались (особенно Лавриоты и Иверцы) подписать прошение об отдаче Афона под защиту Франции, лишь бы она хлопотала о неприкосновенности Святогорских имений во Влахии и Молдавии, но после, когда узнали, что он безбожник, охладели к нему. На Афон приходят поклонники, большей частью Болгары. Их зазывают и приводят сюда святогорские монахи, живущие в своих подворьях в Болгарии, так называемые таксидиары. Они дают деньги болгарским архиереям за позволение водить Болгар на Афон, и купив это позволение, упрашивают сельских старост (чорбаджиев), чтобы они склоняли возможно большее число земляков своих к богомолью в святогорских монастырях. В давнее время множество Болгар приходило туда; но с той поры, когда в их сёлах начали строиться церкви, прилив их год от году стал уменьшаться. Всё прошлое лето их было только 800. Редкий из них жертвует сто рублей: большая часть даёт пять рублей серебром. – На вопрос мой, – есть ли на Афоне строгие подвижники, – отец Иероним отвечал: есть, но они отличаются только суровостью жития, помещениями и келейными поклонами, а выспренных созерцаний, бескнижных молитв с внутренним горением всей души, разбора помыслов и разных прилогов, и тому подобного не ищи в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

97 под 18:6) грамота Константинопольского патриарха Феодосия II (1769–1773 г.) к монахам св. Горы с убеждением прекратить споры о поминовениях и грамота патриарха Константинопольского Гавриила IV (1780–1784), датированная 1781 годом, разрешающая священнослужение иеромонаху Афанасию (ϑανσιος Πριος), под 19:7) устав для скита Предтечи, составленный Иверским кириархическим монастырём в 1788 году, под 21:8) грамота Константинопольского патриарха Софрония II (ныне здравствующего александрийского патриарха) 1864 г., направленная к тому, чтобы урегулировать отношения келлиотов к монастырям, на землях которых они, по известному договору, селились под 22, и 9) образцы «омологий», или договорных грамот, заключаемых на известных условиях и ныне между монастырями и их келлиотами и кавиотами или каливитами, под 28. Все указанные нами девять номеров, вновь изданных г. Мейером документов, как это видно из краткого обозрения их содержания, могут быть небесполезным материалом для полной истории святогорского монашества, но все они, за исключением, пожалуй, грамот Константинопольских патриархов Иоакима I, Софрония II и отчасти Феодосия II, ни в каком случае уже не могут претендовать на название «главных документов» его (die Haupturkunden). Без этих документов эта история мало потеряла бы в цельности и даже обстоятельности. Это, с одной стороны. С другой, в нашей русской исторической науке образчики «омологий», характерные примеры видений и чудес, совершившихся на Афоне, известны давным-давно из «Первого путешествия в Афонские монастыри и скиты» Киев. 1877 г., ч. 1, отд. 1, стр. 266–269 и из «Истории Афона» ч. 3, отд. 1, стр. 166, 167 и др. Преосвященного Порфирия Успенского . Параллельные, однако, издания одних и тех же документов возможны не только в двух совершенно различных литературах, из коих одна, т. е. немецкая, не хочет признавать другую, даже и в одной и той же литературе. Научная критика в этом случае отдаёт предпочтение обыкновенно тому изданию, которое сделано с большей затратой энергии в деле собирания лучших оригиналов для издаваемых памятников, если, конечно, нельзя отыскать самих автографов их, и, если найденные издателем тексты подвергнуты прежде своего появления на свет Божий всестороннему строго-критическому изучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Самое раннее “расписание” чтения кафизм дает преп.Никон Черногорец: “Достоит ведати, яко в суботу новыя недели не подобает гранесловити ниже в светоносную неделю, по образу студийскому, но в ту же неделю вечер начинается блажен муж, в понедельник же антипасхи на утрени исповемся Тебе, Господи. На глас 1-ый, в понедельник же вечер на вечерни начинается ко Господу внегда скорбех, во вторник же на утрени кафизму едину. Сице поется гранесловие всея пятидесятницы. Чтутся же чтения две. От святых же всех до 26 сентемариа месяца на вечерни подобает петися ко Господу внегда скорбех. На утрени же кафизмы две и чтения два по образу иерусалимскому. Прочее же до великия четыредесятницы кафизмы две, и чтения три на утрени и на вечерни, ко Господу внегда скорбех. По образу студийскому и святогорскому. В великую же четыредесятницу, в понедельник первыя недели на утрени, поются кафизме две и чтения три: не каждо час прочитати кафизму едину по образу святых. От третия же недели поются три кафизмы на утрени и чтения такожде три. И на вечерни ко Господу внегда скорбех, даже и до великия среды. В субботы же и недели, по две кафизме, рекше, в субботу убо рече Господь Господеви моему и непорочны. В неделю же Исповемся Тебе Господи и возлюблю Тя Господи. И всегда сице поется в субботу же и неделю. Во всякую же субботу на вечерни и на господской же праздник блажен муж поется по уставу святых отец. От великия же среды оставляется псалтирь и в сей праздней недели не поется. Прочее же  во всяко время всего лета никогда же празднуем” (Тактикон, сл.1) . Суть этого расписания сводится к тому, что псалтирь начинали стихословить вечером не с субботы пасхальной недели, а в Фомино воскресенье (вечером). Здесь полагалась первая кафизма “Блажен муж”, а в понедельник недели антипасхи, на утрене – вторая. Далее в течение всей пятидесятницы на утрене полагалась одна кафизма (рядовая) и два уставных чтения, а на вечерне ежедневно 18-ая кафизма. От недели всех святых до 26 сентября на утрене полагалось по две рядовых кафизмы и по два уставных чтения, на вечерне – та же 18-ая кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Синодальный отдел передал партию адресной помощи в Голую Пристань. Информационная сводка о помощи беженцам (от 24 апреля 2024 года) 26 апреля 2024 г. 11:07 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению направил партию адресной помощи для жителей Голой Пристани: одежду, электрообогреватели, дизельные отопители, ходунки, детское питание, подгузники, сладости и многое другое. Винницкая епархия передала около 22 тонн помощи в Успенскую Святогорскую лавру . Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 24 апреля 2024 года . Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Помощь нуждающимся в зоне конфликта Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Адресная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 (800) 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  сайте церковной помощи беженцам , а также на  специальной странице  сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Цель форума — консолидация усилий школ и Церкви для определения общей позиции в формировании системы общечеловеческих ценностей учащихся с помощью курсов духовно-моральной направленности. 20 мая. ПРАВМИР. 22-23 мая в Святогорской Свято-Успенской Лавре состоится форум «Формирование системы общечеловеческих ценностей школьников методами курсов духовно-моральной направленности», сообщает «Донбасс Православный» . Форум пройдет по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, в рамках договора о сотрудничестве между управлением образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, согласно плану работы Донецкого областного института последипломного педагогического образования. Цель форума — консолидация усилий школ и Церкви для определения общей позиции в формировании системы общечеловеческих ценностей учащихся с помощью курсов духовно-моральной направленности. Задача форума — направить профессиональный и творческий потенциал педагогов и духовенства на системность, комплексность, интеграцию, которые предусматривают преемственность и разнообразие содержания преподавания курсов духовно-моральной направленности и методов формирования моральных ценностей в учреждениях образования Донецкой области. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 апреля, 2024 17 марта, 2024 6 марта, 2024 19 февраля, 2024 13 февраля, 2024 11 февраля, 2024 25 января, 2024 1 декабря, 2023 30 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-svyatogorskoj-lavre-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010