Каждый день местная братия кормит около 10 000 людей, ведь в самом городе Святогорске сосредоточено более 25 тысяч человек, покинувших свои дома под угрозой жизни. 3 июля. ПРАВМИР. Православные верующие Украины активно помогают пострадавшим мирным жителям Донбасса. По благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского, в Мукачевской епархии был организован активный сбор средств и продуктов, — сообщает Пресс-служба Донецкой епархии . За достаточно короткий срок было собрано около трех тонн помощи, и 16 тысяч гривен нуждающимся. Их направили в Святогорскую Лавру, где сейчас проживает более 500 мирных беженцев. Каждый день местная братия кормит около 10 000 людей, ведь в самом городе Святогорске сосредоточено более 25 тысяч человек, покинувших свои дома под угрозой жизни. Пресс-служба Донецкой епархии ранее сообщала , что Святогорская Лавра приютила в своих стенах 400 беженцев — в том числе 100 детей и 50 беременных женщин. Все неравнодушные призывались к оказании финансовой или продовольственной помощи беженцам. Контакты и реквизиты –  на официальной странице Свято-Успенской Святогорской Лавры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июля, 2015 1 июля, 2015 14 мая, 2015 16 апреля, 2015 15 апреля, 2015 8 апреля, 2015 7 апреля, 2015 1 апреля, 2015 21 марта, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-svyatogorskoy-lavre-...

Секция «Духовные корни русской литературы» состоялась в рамках Рождественских чтений Москва, 26 января 2005 г. Заседание секции «Духовные корни русской литературы» состоялось 25 января в рамках Рождественских образовательных чтений в Государственном литературном музее в Москве. Руководил работой секции наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Макарий (Швайко), сообщает «Благовест-инфо». С докладом, посвященным творчеству Ф. М. Достоевского, выступила доктор философских наук Ольга Сонина (Новосибирск). Тема «падшести», по словам докладчицы, является центральной в творчестве Достоевского. Путь к Богу мытаря – это интересует Достоевского прежде всего, и не случайно в его произведениях слово о Боге произносят «самые жалчайшие люди», такие как пьяница Мармеладов и чиновник Лебедев. По Достоевскому, «богословствующий мытарь достоин уважения». Также, по словам выступавшей, Достоевский «открыл русский моральный код», так как «не существует «общечеловеческой нравственности». По мнению Ольги Сониной, выверенное прочтение русской литературы есть «единственная основа нашей жизни, которая поможет сохранить нам национальную идентичность». Преподаватель Свято-Иоанновских богословских курсов в Санкт-Петербурге Ольга Сергеева представила доклад «О райском свете и райском саде на примере произведений русских писателей». Рассказав об этимологии слова «рай», докладчица проанализировала поведение героинь Пушкина, Гончарова и Бунина. Татьяна у Пушкина («Евгений Онегин»), Ольга у Гончарова («Обломов») оказываются в центре библейского сюжета о грехопадении Евы, переживают соблазн вкусить от древа «добра и зла». И если Татьяна и Ольга с достоинством проходят это испытание «в райском саду», то героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» Ольга Мещерская не выдерживает его и погибает. «Библейский сюжет проходит через нашу культуру и дает надежду на спасение», – подчеркнул Ольга Сергеева. Кандидат исторических наук Пантелеймон Грюнберг выступил с докладом, посвященным поэме Пушкина «Медный всадник». Докладчик представил собственное прочтение произведения, призывая преодолеть «стереотипы, искажающие его содержание». По мнению Грюнберга, поэма так и не была рассмотрена как произведение об историческом пути России. Пушкин ставил судьбу России в зависимость от того, как ведут себя основные сословия страны, и в первую очередь – аристократия. Герой поэмы Евгений – аристократ по происхождению – выбирает для себя «мещанский образ жизни», отказывается от общественного служения, оправдывающего его принадлежность благородному наследию. Идеал Евгения – обыватель; он изменяет своему долгу, и в этом становится похож на неверного раба, закопавшего талант. «Это существо секулярное, отделившееся от Бога, и этим он сам себя делает маленьким, – подчеркнул докладчик. – Богоборчество маленького человека бесследно для него не проходит; события поэмы разворачиваются в «день гнева». Пушкин в этом произведении обращает нас к евангельскому предупреждению, адресованному Иерусалиму.

http://pravoslavie.ru/12480.html

В эфире «112 Украина» митрополит Святогорский Арсений рассказал о миротворческой миссии Церкви на Донбассе 2 июня 2020 г. 12:10 О миротворческой миссии и социальном служении Украинской Православной Церкви на Донбассе рассказал наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений в эфире медиапроекта «Люди» телеканала «112 Украина» 1 июня 2020 года, сообщает  сайт Лавры . Во время прямого включения из Святых Гор, отвечая на вопросы ведущего Олега Карамазова, владыка Арсений отметил, что с начала военного конфликта на Донбассе и во время его обострения в 2015 году Святогорская лавра дала кров и содержала до 1000 беженцев, в том числе 470 детей, 176 беременных женщин и 74 парализованных больных. «В течение шести лет численность беженцев непосредственно в Лавре менялась в зависимости от ситуации в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей. При этом помощь оказывалась не только тем, кто получил приют в стенах Лавры, но и за ее пределами. Так, в бывших санаториях, базах отдыха Святогорска нашли приют тысячи беженцев, которым систематически доставлялись продукты питания и предметы первой необходимости. Лавра взяла на попечение пять таких центров приюта беженцев. Гуманитарная помощь беженцам направлялась многими епархиями как в Украине, так и из-за рубежа», — сказал владыка Арсений. В настоящее время в Лавре продолжают оставаться порядка 120 беженцев, в том числе 30 детей, которым некуда возвращаться. Обитель также оказывает систематическую помощь самым незащищенным слоям населения, в частности, больным психиатрической больницы г. Краматорска, детям приюта в Лимане. Относительно поднятого в студии вопроса о путях решения конфликта на Донбассе митрополит Арсений обратил внимание участников дискуссии и телезрителей на миротворческую и объединительную миссию Украинской Православной Церкви, которая весьма успешно осуществляется ею все эти годы. «В Лавру едут паломники отовсюду, из западных и восточных областей Украины, с юга и центра страны, с подконтрольных и неподконтрольных территорий Донбасса, и все здесь находят мир и взаимопонимание. Здесь нет разделяющих людей вопросов. Все едины в вере. Дай Бог, чтобы и у политиков хватило воли преодолеть то разделение, которое по большей части присутствует в их сознании, а не в реальной жизни народа, которому они призваны служить», — отметил архипастырь. Смотреть видео . «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Другие несколько отдаляют время начала агрипнии: «Около часа ночи в летнее время, в зимнее же во втором или третьем часу ночи» 479 . Наконец, третьи указывают начало «около часа ночи вне зависимости от времени года» 480 . Это разнообразие объясняется местными особенностями, в частности наличием в монастыре «доброгласных певцов и чтецов». В монастырях с многочисленной братией при достаточном количестве искусных певцов агрипния, естественно, должна быть продолжительнее, нежели в «малых обителях», где ощущается недостаток в хороших клирошанах. «Чин же в правиле пения и чтения тойжде последовательно в всех святогорских монастирах, аще и не всецело, но елико мощно, по подобию совершается, но по силе истощания и количеству инокой. Идеже бо малочисленны иноки, тамо и чин умален есть, понеже един, в два и три послушания определяемый, ни единаго совершенно исполнити возможет», – писал по этому поводу Григорович-Барский 481 . В части совершения благовеста Афон до сего времени сохраняет древний монашеский обычай употребления бил, которые также делятся на «тяжкое», «великое» и «железное», несмотря на то, что почти во всех монастырях имеются колокола, яюн в которые совершается после благовеста в била. Сохраняется также древний обычай сопровождения благовеста в «великое» или «тяжкое» пением Непорочных или 50-го псалма, при •> том одни монастыри держатся общего большинству списков Иерусалимского устава порядка в смысле деления Непорочных на двенадцать частей применительно к этому же количеству ударов в била, допуская замену Непорочных также две-падцатикратным чтением 50-го псалма: «Ударяет в тяжкое медленно до 12 раз, поя Непорочны. И делает 12 остановок или «место Непорочных 12 раз 50-й псалом» 482 . Другие делят благо-пест на три звона соответственно трем статиям Непорочных: «Ударяет в великое медленно, говоря одну статию Непорочных, и, так ударяя на каждой статии, в три статии заканчивает Непорочны» 483 . Тот и другой порядок благовеста со стороны своей продолжительности находится в зависимости от времени года, т. е. в зимнее время он весьма продолжителен, в летнее, наоборот, сокращается. Уставы указывают и способ сокращения благовеста. Так, в типиконе Пантелеимоновского монастыря о делении благовеста на 12 статий сказано: «Это бывает от 14 сентября до Недели ваий, к прочим же агрипниям ударяет подряд» 484 . Григорович-Барский пишет, что в лавре преп. Афанасия Афонского благовест сопровождается чтением Символа веры и совершается следующим образом: «Первее бо гласят в вси звоны, таже толчет в великое висимое било сицевым образом: толкнувши пят или шест раз скоро, таже чтет дванадесят „Верую», по всякомь „Верую» ударяющы в било раз, донележе совершатся 12, и паки пят или шест скоро, якоже первее; таже вторую статию биет медленно, с 12 „Верую», и паки пят, шест скоро, таже и третую статию, с 12 „Верую». Последи же 2 статий обичных, скорых и долгых, о нихже пред помянухом, по древяном же билу в клепало железное статию едину» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

6 июня 1945 года в Михайловском провели первый послевоенный Пушкинский праздник. Один из сапёров, как умел, нарисовал на ткани Поэта и от души приписал: «Здравствуй, Пушкин!» Когда Гейченко увидел лица людей из разных мест, издалека приехавших послушать пушкинские стихи, он понял, что заповедник будет обязательно восстановлен, и это станет делом его жизни. Через два года, 8 июня 1947 года, – открытие первой послевоенной экспозиции «Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском (1824–1826) в возрожденном " Домике няни " ». В Домик няни посетители входили разувшись, многие плакали. 10 февраля 1949 года – открытие первой экспозиции «Дуэль, смерть и похороны Пушкина» в Успенском соборе Святогорского монастыря. 12 июня 1949 года, к 150-летию Пушкина, – открытие Дома-музея А. С. Пушкина в Михайловском. 2-4 июня 1967 года – Первый Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. Его друг и соратник поэт Михаил Дудин писал о Семёне Степановиче: «Из пепла сделал мир живой на грани прошлого с грядущим…» Пушкинский заповедник, возрождённый Гейченко, стал всенародно любимым и бьющим все рекорды посещаемости. «Побывать здесь – праздник, глубоко духовный и душевный, – говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. – Пушкинские места – это чудо! Здесь Пушкин воскресает…» Гейченко удалось создать здесь особую атмосферу пушкинского присутствия. Гостям заповедника казалось, что Поэт где-то рядом, его тень незримо присутствовала в аллеях парка, присутствовала повсюду в Пушкиногорье. «Прекрасен Пушкин прочитанный, – задумчиво говорил Семён Степанович. – Но Пушкин, узнанный в рощах, парках и усадьбах Михайловского и Тригорского, становится для нас ещё прекрасней. Кто, проходя по аллеям и дорожкам заповедных парков, не вспоминает его стихи, письма, разговоры с друзьями, протянувшими ему руку помощи в тягостные для него годы ссылки? Глаза наши всматриваются в каждую тропинку, деревце, камень, мы вслушиваемся в птичий гомон, шепот ветра и ищем в них ответа: как же это было при нём?.. Передо мной прошли в Михайловском сотни тысяч людей. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. Я говорю им: “У этого окна любил сидеть Пушкин”.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/20/zavetu...

Старец Паисий Святогорский говорил о посте: «Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи. « Преподобный Дорофей Палестинский говорил: «Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 13 августа, 2023 13 июня, 2023 14 августа, 2022 1 марта, 2022 28 августа, 2021 6 августа, 2021 21 апреля, 2021 21 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nachalsya-uspenskij-po...

“МЫ СЕЙЧАС ДОЛЖНЫ МЫТЬ НОГИ УКРАИНЕ” Умовение ног в Великий Четверг “Есть много версий, почему война именно на Востоке, но разве эта проблема касается только Донбасса? Гробы идут по всей Украине. Сколько матерей смысл жизни потеряли! Сколько сирот осталось, а сколько больных поствоенным синдромом будет! Что делать, чтобы война закончилась? Что можешь доброго, то делай. Как в сказке. Возвращается мама с базара. Старшая дочь к ней бежит: “Я так рада, что ты вернулась!” — поцеловала и убежала на гулянье. Вторая дочь бежит: “Мам, я так рада, что ты мне привезла платочек!” — и побежала мерять. А третья молча подошла к маме и ноги помыла ей с дороги. Так каждый из нас должен сейчас ноги мыть Украине и друг другу. И завет Блаженнейшего Владимира помнить. Когда его накануне Великого поста спросили: “Что вы скажете своей пастве? Нельзя есть скоромное?” — Он тихо ответил: “Друг друга не ешьте”. Автор: Анастасия Белоусова Фото официального сайта Свято-Успенской Святогорской Лавры Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 ноября, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 8 июня, 2022 29 апреля, 2022 2 апреля, 2022 27 февраля, 2022 26 февраля, 2022 26 февраля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/intervyu-s-namestnikom...

Все эти жертвователи строили храмы и расписывали их живописью на свои средства, возобновляли монастыри, делали в них необходимые постройки в виде колоколен, башен и т.д. Но, к глубокому сожалению, из этого сухого перечня мы не видим разумного распоряжения и целесообразного расходования всеми этими богатствами и пожертвованиями святогорских иноков. Как будто бы преосвящ. Порфирий, характеризующий византийских императоров мрачными красками Никиты Хониата  и других византийских историков, и на самом деле поставил своей задачей доказать, что эти изверги императоры могли быть и бывали нередко весьма щедрыми вкладчиками и жертвователями в афонские монастыри, и что монастыри собирали эти пожертвования, то для собственного безбедного существования, то для выкупа своих собратий из плена пиратов (стр. 116), то для платы турецкому правительству подати или харача (стр. 304–305), то для гибельного для Афона во многих отношениях восстания святогорцев за свободу греков в 1821 г. (стр. 578) и т.д. Уделив на счет пятнадцать строк параграфу о том, «какая была польза от афонских монахов православным народам во время турецкого владычества» (стр.598), наш автор в своей книге представил святогорскую благотворительность вынужденной и случайной, которая явилась лишь потому, что турецкое правительство объявило монастырские имения вакуфами (стр. 313) и тем обязало благотворить окружающим эти монастыри насельникам. Иноки св. Горы, по изображению преосвящ. Порфирия, только и делают, что ведут между собой тяжбы и споры, поглощающие все их силы и материальные средства. По целым столетиям и более эти иноки будто бы бездействуют и совершенно забывают о том, что они светочи миру... Вообще, в этом отделе «Истории Афона» немало неутешительных картин из исторического прошлого святогорской афонской жизни, хотя и в одностороннем, а нередко и прямо неверном освящении. Отыскав, например, послание папы Иннокентия III от 12-го января 1214 г., в котором святогорцы принимаются, по их личной просьбе, под «покровительство сего папы и блаженного Петра» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Когда всё было готово, мне доложили об этом, и я вышел из своего кабинета. Принявши от меня благословение, все сели за трапезу. Обед этот был чисто семейный: исключительно присутствовали на нём оо. протоиереи и иереи г. Харькова и близлежащих сёл, настоятель Святогорской Успенской пустыни, секретарь духовной Консистории и эконом архиерейского дома (всего до 40 человек). В продолжении стола пел хор архиерейских певчих и говорились, по заведённому обычаю, речи. С речами обратились ко мне: Кафедральный протоиерей А.Г. Кустов, профессор богословия в университете В. И. Добро- —927— 1879 г. творский и Кафедральный Ключарь С.А. Иларионов, который изложил свои чувства на бумаге и вручил мне на память. Вот содержание его речи: „Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Архипастырь и Отец! Воля Божия и державная власть вверяют твоему пастырскому руководительству другую паству. Не далее, как четыре года тому назад, высшие власти и представители града, народ и духовенство, с особой радостью исходили в сретение тебя. Преданность и любовь к тебе паствы Полоцкой, скорбь и слёзы при разлуке с тобой радовали и утешали благой надеждой, что ты, добрый Архипастырь, своей мудростью, знанием и опытом, долго и долго будешь руководить нас на пути ко спасению и вести порядок внешнего управления. И вот так неожиданно и скоро скорбь паствы Полоцкой обнимает нашу душу и слёзы орошают наше лицо. Мы собрались в последний раз хлебом-солью запечатлеть нашу преданность, принять твоё благословение и проститься, быть может, навсегда. Немного времени управлял ты паствой Харьковской, но немало потребовалось бы для того, чтобы достойно и вполне изобразить твою неусыпную, усердную и благотворную деятельность. Зная, что только душа, озарённая светом слова Божия может стать твёрдо на пути истины и благочестия, ты первее всего обратил внимание на проповедание слова Божия. Во всё время не было произнесено ни одной проповеди без твоего предварительного рассмотрения и должных наставлений и указаний. При обзоре церквей епархии, при удостоении духовенства наградами, ты пользовался всякой свободной минутой и каждым случаем и с особенным вниманием прочитывал поучения, произносимые в приходах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имею честь быть покорная Вам   София. Генваря 29-го Татьяна Борисовна Потемкина Статс-дама Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княжна Голицына (1797–1869), в свое время была хорошо известна в Петербурге, причем не только в высшем свете, но во всех слоях общества. Всеобщую известность она приобрела благодаря своей выдающейся благотворительной деятельности. Отличаясь глубокой религиозностью, она делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри. Особенное впечатление на современников произвело восстановление ею находящейся в ее имении древней Святогорской Успенской обители на реке Донце, упраздненной в 1787 г. Для ее восстановления супруги Потемкины в 1844 г. сразу же пожертвовали 10 тысяч рублей и подарили 70 десятин земли. Значительные денежные пожертвования продолжались и в последующие годы, так что строительство храмов в обители продолжалось до самой кончины благотворительницы. Она вообще очень интересовалась церковными делами, покровительствовала миссионерской деятельности, тридцать лет была попечительницею тюрем, часто посещала больницы и богадельни, военные госпитали. Замужем она была за Александром Михайловичем Потемкиным, с которым прожила 55 лет. Александр Михайлович был человеком исключительной доброты, в деятельность жены не вмешивался, предоставляя ей полную свободу. Их дом в Петербурге слыл Ноевым ковчегом по количеству призреваемых. Пользующиеся ее гостеприимством говорили и писали, что она ближнего любила как самое себя, была очень ласкова и приветлива, «по сей добродетели, всех, кто вздумает посетить ее, принимала без лицеприятия с любовию христианскою и с пользою для души своей. Пересудов не терпела» [ 49 ]. Не все, однако, были такого мнения об ее доме: «Кто только не перебывал в этом доме; кому только не давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта; чего только не выделывали в этом доме и с ведома и без ведома хозяйки, всесильной Татьяны Борисовны. Под прикрытием доброты и смирения делалось многое, что не всегда имело последствием добро. Нужно было хоть раз проникнуть в этот дом, чтобы понять все особенности этого приюта, этого сочетания святости с сплетнями, дрязгами и интригами, подпольными и темными делами всякого рода. Наружная патриархальность скрывала внутренний разлад…» [ 50 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010