Упорная настойчивость, несокрушимая сила воли и любовь к делу, однако, победили в конце концов и эти все трудности. 14 ноября 1845 года, в виду окончания года и времени разрешенной ему командировки, прося «о пересрочке еще на год, как для занятий на Афоне и в Константинополе, так и для возвращения в Россию», арх. Порфирий сообщает о результатах своего путешествия по Афону посланнику Титову весьма утешительные сведения. «Поныне я рассмотрел 167 , – пишет он, – и переписал около 200 документов для составления истории Афона: в это число входят только царские хрисовулы, патриаршие грамоты, дела главного управления святогорского и уставы монастырские, и не включаются жития святых афонских, надписи на зданиях и исторические приписки на книгах... На основании сих бытописаний Афон будет представлен вниманию и суждению высокого начальства в истинном виде его, в естественной светотени его и с выражением его тысячелетней жизни и действий на поприще воинствующей Церкви Христовой, и вместе разных скорбей и бедствий и соблазнов» 168 . Болезнь «сильная» под лопаткой левой руки и ломота в правой ноге побудила арх. Порфирия на время прервать научные занятия на Афоне и отправиться в Константинополь, чтобы там «полечиться сухими ваннами из овса, долго нагреваемого и разгорячаемого в закрытом котле без воды в нем и выпускающего влагу из себя самого» 169 . 26 января 1846 года через Ермилию и Каламарию, где он доселе не бывал, из Хиландаря арх. Порфирий направился сухим путем в Солунь, а оттуда 31 января пароходом в Константинополь 170 . Здесь от посланника Титова он узнал, что «обер-прокурору графу Протасову дико показалось его прошение о дозволении – продолжить ученые занятия на Афоне в течение круглого года», но при этом прибавил, что прошение будет доложено в Синоде и что ему «дадут отсрочку и летние месяцы» 171 . Арх. Порфирий таким заявлением не удовлетворился и 12 февраля убеждал посланника походатайствовать ему отсрочку на целый год, «поставляя ему на вид особенную важность многостороннего изучения письменных памятей и рукотворенных памятников, находящихся в тамошних монастырях» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На попечении Святогорской лавры остаются около 300 беженцев Успенская Святогорская лавра, 2 октября 2017 г. На попечении братии Успенской Святогорской лавры остаются около 300 беженцев. Об этом в интервью газете «Сегодня» рассказал наместник обители митрополит Святогорский Арсений, сообщает " Православная жизнь " .      «Конечно, сейчас количество беженцев уменьшилось. Если раньше у нас около 1000 человек проживало, а 3-5 тысяч в день мы кормили, из них примерно 1,5 тысяч – дети, то в настоящее время у нас живет около 300 человек, из них 60 деток», – сказал иерарх. По его словам, это жители прифронтовых зон и люди, потерявшие кров над головой в ходе военного конфликта на Донбассе. При малейшем перемирии или затишье они стараются вернуться в свои дома – полуразрушенные, с выбитыми окнами, пробитыми крышами, хотят жить в своем доме. Свои слова архиерей проиллюстрировал двумя примерами. «У одной семьи беженцев есть старый Жигуленок. Так вот я заметил, что в выходные женщина из этой семьи открывает машину и просто сидит в ней. Я спросил – почему так? А она ответила: «Владыка, мы у вас живем уже три года, горячая и холодная вода есть, и отопление, и забота есть, и на службы ходим, но я когда в машине сижу – то как будто бы я дома». Вот какая у людей тоска!» – отметил наместник Святогорской лавры. «Или к примеру живет у нас бабушка, ей 80 лет. Дом у нее разрушен, восстанавливать некому, да и учитывая пенсию не за что. Кто в наше время такого человека примет? Или семья с детками: поехали домой, а через два дня вернулись: «Ну что делать, владыка? Как ночь – так обстрелы, штукатурка с потолка сыпется, стены ходуном. Посидели в своем доме. Страшно. Вот и вернулись назад», – рассказал митрополит Арсений. Иерарх заметил, что во время недавнего визита Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в Святые Горы многие люди улыбались и плакали, чего не наблюдалось в последние годы. «В нашем регионе люди давно забыли о таком явлении, как слезы радости. По таким слезам люди даже соскучились. Ведь сейчас много слез по иным причинам проливается, особенно в нашем регионе. Люди плачут от скорбей, смерти близких, бедности. А когда уныние обуревает и неясно, когда же закончится противостояние сил – люди надеются только на Господа Бога. Потому те слезы и улыбки верующих – это не просто так! Это душа человека радуется. Люди приезжают сюда и ощущают, что они кому-то нужны», – сказал митрополит Арсений. 2 октября 2017 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/106763.html

В Карее я не застал святогорских иконописцев. Одни из них работают в Ватопеде, а другие в Симонопетре, расписывая тамошние церкви. Вызывать их оттуда в Карею по требованию любознательности значило бы показать им странное своенравие, по которому лень идти к источнику для утоления жажды и хочется, чтобы сама вода подошла к устам. Посему я до другого времени отложил свои разведки об афонском иконописании, надеясь встретиться с пустынными художниками на местах их занятий; однако и без них решился сверить врученную мне Ее Высочеством рукопись о церковной живописи с греческим подлинником, который взят мною из библиотеки Руссика. При сверении оказалось, что эта рукопись переведена с французской книги Дидрона и наполнена ошибками этого господина, не понимавшего греческого подлинника, который написан деревенским языком с примесью слов турецких, албанских и цаконских. Значение этих слов и технических выражений афонской школы живописи, не находимых ни в одном греческом лексиконе, может быть понятно только здесь, где некоторые старцы, занимавшиеся живописью, умеют объяснить вышеупомянутый подлинник. С помощью этих живых словарей я начал вновь переводить его и надеюсь кончить сей труд на св. горе, объяснив себе некоторые недоразумения при свидании с лучшими художниками в Ватопеде и Симонопетре. Весьма тяжел этот труд мой; но он не сверх сил моих, укрепляемых желанием расширить круг наших познаний о древней церковной живописи, которую разумно ценит и любит Высочайшая председательница нашей академии художеств. Переводя помянутый подлинник, я сверяю изложенные в нем наставления, как писать иконы на досках и изображения на стенах, сверяю с самыми иконами и стенной живописью и нахожу, что в этом подлиннике словами описано то, что в афонских храмах изображено красками. Посему перевод мой будет обогащен примечаниями, в которых укажутся образчики древней живописи на Афоне, точно и верно описанные в переводимом мною подлиннике. Я самый счастливый переводчик! Ибо вижу те предметы, о которых читаю иноязычную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Депутат Зубов ведет незаконное строительство на территории Святогорской лавры Киев, 11 октября 2006 г . Свято-Успенская Святогорская лавра судится с народным депутатом от блока Юлии Тимошенко Валентином Зубовым, обвиняя его в незаконном строительстве на территории обители, сообщает " Интерфакс-Религия " . Иск подан в городской суд города Славянска, заявил на пресс-конференции в Киеве игумен лавры Феофан. По его словам, на три заседания суда В.Зубов не явился. Еще в 2003 году депутат завладел бывшей монастырской хлебной лавкой. По словам председателя Союза православных граждан Украины (СПГУ) Валерия Каурова, народный депутат начал здесь строительство своей приемной и кафе, где будут продаваться алкогольные напитки. " За прошедшие годы Зубов незаконно расширил площадь строительства, возвел второй этаж, чем закрыл обзор монастыря с моста через реку Северский Донец " , – сказал он. Стройка ведется на земле, где находятся останки монахов. В.Кауров отметил, что народный депутат игнорирует решение Святогорского городского совета от 30 ноября 2005 года о приостановлении реконструкции, постановление Славянского суда от 28 августа 2006 года о приостановлении любых строительных работ и ряд других нормативных документов государственных служб и инспекций. Игумен Феофан со своей стороны сообщил также о фактах оскорбления депутатом служителей лавры и о подаче иска в городской суд Славянска о защите чести и достоинства. В связи с отклонением иска по причине необходимости подачи его по месту жительства В.Зубова служители лавры собираются подавать иск в суд Киева по месту проживания народного депутата. " Зубов в ряде СМИ нападает на лавру с грязью и клеветой " , - отметил священнослужитель. СПГУ обратился к лидеру БЮТ за официальным разъяснением позиции фракции на действия их коллеги, а также в комитет по регламенту и депутатской этике Верховной Рады с просьбой лишить В.Зубова мандата народного депутата. Спикеру украинского парламента Александру Морозу направлено письмо, под которым стоят 30 тыс. подписей православных граждан. Интерфакс-Религия 11 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18764.html

– Но разве мы не можем раздать деньги беднякам? Как же мы будем творить милостыню без денег? – Не забывай, дитя мое, что милостыня – лишь предлог, который может обернуться сребролюбием. Евангельская вдова попала в рай, почти не имея денег. Те две монеты, которые у нее были, она отдала, чтобы помочь нуждающимся. – Да, но если нам понадобится что-нибудь, как же мы обойдемся без денег? – Все христиане, и главным образом монахи, дитя мое, всецело вверяют себя Богу и уповают на Промысл Божий. Сколько бы денег у тебя ни было, их вечно будет не хватать, если у тебя нет доверия Богу, – ответил старец и продолжал: – Послушай-ка, Иоанн. Если хочешь остаться у меня в каливе, ты должен раздать все деньги. Ты пойдешь по всему Афону, и когда на твоем пути будут встречаться бедняки, вручай им свои монеты. Когда ты раздашь все и получишь расписки, возвращайся в Успенскую каливу. Иначе я не приму тебя своим послушником. «Я быстро раздам монеты и к вечеру вернусь к старцу», – рассуждал про себя Иоанн, отправляясь в путь. Через некоторое время он встретил первого монаха. – Отец, вижу, что вы нуждаетесь. Возьмите немного денег на новые ботинки. Почтенный старец удивленно взглянул на юношу: – В покаянии я нуждаюсь, дитя мое, а не в деньгах. Смущенный Иоанн попрощался со старцем и продолжил свой путь. Вскоре ему повстречался еще один бедный аскет. – Отче, мне кажется, вам нужны деньги. Возьмите хотя бы немного, отдайте бедным, которых можете встретить… С этими словами он достал из кошелька пригоршню золотых монет. – Дитя мое, – отвечал ему старец, полный спокойствия, – не забывай, что и Иуда держал у себя деньги, чтобы раздавать бедным. И видишь, как соблазнил его диавол. Иоанн хотел было ответить что-то в свое оправдание, но не успел. – Благослови тебя Господь, – сказал старец и отправился своей дорогой. Иоанн встречал и других монахов, но ни один из них не захотел принять милостыню. При этом юноша заметил: чем беднее были каливы и кельи, тем больше в них было богатства духовного. Иоанн, нося с собой свое маленькое богатство, начал унывать.

http://pravoslavie.ru/90848.html

Если бы от меня зависел выбор места под нашу странноприимную келью на Афоне, то я поставил бы ее непременно близ Платийской бухты в вышесказанном углу наперекор всем сторонникам Руссика, не знающим напряженного состояния этого двуличного монастыря и непредвидящим плохой будущности его. Руссик не может и не должен быть ни пароходной конторой, ни складочной клетью карейских торгашей, ни сборным местом святогорцев и поклонников, желающих отъезжать с Афона и приезжать туда на наших пароходах; не может, потому что не имеет ни заводи удобной для нагрузки и выгрузки вещей, ни пристани безопасной для посадки и высадки людей; не должен по следующим причинам. Пароходы, бросая якорь у Руссика в часы богослужения, нарушают молитвенное настроение монахов, а во всякое другое время возбуждают в них бесполезное любопытство и производят суету; когда же отплывают оттуда ночью, тогда ворота обители не запираются долго по захождении солнца; а это противно святогорскому уставу. Кроме сего Руссику причиняется немалый ущерб установлением нашего пароходного сообщения с ним. Мостовая дорога его, ведущая в Карею, портится вьючными животными, карейские торгаши иногда не являются к пристани его за своими товарами и за переноску их в монастырские клети не платят денег монастырским служкам. Монахи из разных обителей афонских, архиереи и игумены с прислугой своей, поклонники и разные пришельцы, по приезде в Руссик и наипаче перед отъездом на наших пароходах, остаются там несколько дней, ожидая наших паров или выжидая дурную погоду, и едят и пьют даром. Случаются бури, в кои наши пароходы завозят магометан вместо Каваллы в Руссик и тут покидают их, предоставляя ему утолять их гнев и голод. Наконец, греческие иноки, живущие в этой обители, смотрят на наши пароходы неблагоприятно; и отношения их к русской братии так неприязненны и опасны, что я почитаю долгом раскрыть их вам для предупреждения чьего-либо позднего раскаяния в назначении якорной стоянки наших пароходов у Руссика. Наши купцы в кукулях и мантиях своим золотом обаяли слабого игумена Герасима до того, что он сделался их покорнейшим слугой и потворщиком всем их прихотям.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Начало фамильному кладбищу Ганнибалов - Пушкиных было положено дедом поэта, Иосифом Абрамовичем, откупившим для себя место и похороненным в 1806 году. В 1818 году рядом с ним похоронили его жену, бабку поэта Марию Алексеевну Ганнибал. В самом соборе похоронили младшего брата А. С. Пушкина Платона, умершего летом 1819 года в Михайловском. Могильная плита была найдена работниками Пушкинского заповедника уже после Великой Отечественной войны, во время реставрационных работ в соборе. Сейчас эта плита находится в алтаре, в левой апсиде. В 1836 году, после похорон матери, поэт откупил место для себя, уплатив Святогорскому монастырю положенную сумму. ...29 января (10 февраля) 1837 года Пушкина не стало. Царское правительство тотчас вспомнило о высказанном ранее самим Пушкиным желании быть погребённым поблизости от Михайловского. И гроб с телом Пушкина тайно отправили в Святые Горы в сопрвождении старого друга поэта А.И. Тургенва, слуги Никиты Козлова и жандармского офицера. Никто из родных на время похорон так и не приехал. Жена приехала только через два года, в 1839 году. На могиле поэта поставили чёрный деревянный крест, на котором белыми буквами было написано лишь одно слово " Пушкин " . В 1840 году Натальей Николаевной, вдовой поэта, и опекой был сделан заказ петербургскому мастеру монументальных дел А. М. Пермагову на изготовление памятника. Все счета за сооружение и доставку надгробного памятника в Святые Горы оплатила опека. Весной 1841 года местные крестьяне под руководством бывшего приказчика села Михайловского Калашникова над могилой поэта поставили памятник. Обелиск выполнен из белого мрамора; стоит он на мраморном своде, под которой урна с наброшенным покрывалом. Свод покоится на массивном чёрном цоколе высотой 40 санитметров. На нём надпись: " АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ родился въ Москве 26 мая 1799 года, скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года " . В период Великой Отечественной войны могила была едва не уничтожена. Фашисты заминировали её перед отступлением и готовились взорвать.

http://sobory.ru/article/?object=00276

77), преосвящ. Порфирий, во-первых, считает нужным обитателям св. Горы прочитать следующую мораль: «пусть же перестанут нынешние афонцы кастить(?) римского первосвященника, у которого искали защиты и покровительства духовные предки их... Папа Иннокентий спас триста обителей афонских от разорений безумными латинами (?!) и своим авторитетом утвердил все их льготы и имения, какими они тогда владели» (стр. 77–78), а во-вторых, он непрочь думать, что подобное покровительство римского первосвященника приобреталось в некоторых случаях святогорцами даже ценой унии и измены православию. Такое несправедливое обвинение высказывает преосвящ. Порфирий положительно против афоно-ватопедского апокрисария Дорофея, по поводу весьма сомнительной грамоты папы Евгения 1439 г. (стр. 182–183). Дело в том, что за покровительством к папам обращались нередко не одни только святогорцы, но и иноки других праволславных восточных монастырей, как, например, Синая, Патмоса и др., и римские первосвященники охотно давали им грамоты с индульгенциями для тех, кто посещает эти монастыри и благотворительствуют им, однако же заключать отсюда, что православные монастыри достигали желаемого путем измены православию и принятия унии, как это делает преосвящ. Порфирий по отношению к афоно-ватопедскому монастырю (стр. 181), а патер Ванутелли по отношению к Патмосскому Иоанно-Богословскому монастырю (P. Vanutelli, Un quinto sguardo oriente. Patmos. Roma 1884 an. pag. 89), нет решительно никаких оснований. В годины своих несчастий православные монастыри просили помощи и защиты всюду и у всех сильных мира: и у пап, и у западных императоров и королей, и у гроссмейстеров католических военно-религиозных орденов, не давая в замен никаких обещаний своим случайным благодетелям. Подавленный массою «деловых памятей и надписей», касающихся материальной или хозяйственной стороны жизни святогорских иноков, и уделив им более всего внимания, преосвящ. Порфирий довольно бледно очертил внутреннюю духовную сторону их жизни. По причине, вполне понятной, он не мог пройти молчанием такие выдающиеся явления религиозной жизни афонитов, как, например, споры их о Фаворском свете, о поминовении усопших в субботу и в воскресенье и о других, как выражается автор, «свободных умственных веяниях» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Присутствие русских насельников в Ставроникитской обители значительно облегчало работу отечественных исследователей, которые весьма дорожили каждой минутой своего ограниченного срока пребывания на Афоне. Архимандрит Порфирий смог уделить работе в Ставроникитском книгохранилище немного времени, пробыв в этой обители с 19 по 22 мая 1846 года. Он уделял большое внимание древним афонским актам, поскольку рассматривал их в качестве основных документов для воссоздания истории святогорских обителей. «Афонские акты, уже по одной своей старинности и разноязычию, равно как и по числу и появлению из разных царств, любопытны и занимательны, драгоценны для души, любящей с царепророком «помянуть дни древние», – писал архимандрит Порфирий. – А содержание их есть обильный прилив света для науки. По годам, месяцам и индиктам, означенным в них, может быть установлен порядок в хронологии. Наблюдение над развитием и изменением языков, на которых написаны свитки, важно для лингвистики. Славянские акты афонские, сравненные с другими им подобными (не говоря кой о чем многом и важном), заставляют думать, что славянский книжный язык во все времена был языком богослужебным, витийственным и деловым, но никогда им не говорило точь в точь ни одно племя, родственное нам, россам» 485 . Во второй рукописной книге «Афонских актов» архимандрита Порфирия (Успенского) , поступившей в числе прочих рукописей в Российскую Академию Наук после его смерти, имеются выписки, касающиеся истории монастыря Ставроникиты. Эти материалы занимают 18 листов (с. 143–178), на которых помещены следующие данные: а) 8 греческих актов 1533–1819 гг.; б) сведения о помощи России Ставроникитскому монастырю, а также одна греческая выписка из монастырского диптиха о поминании русских благотворителей – Третьяковых и других, 1814 г.; в) сочинение под названием «Мои заметки в бытность мою в Ставрониките с 19 по 22 мая 1846 года» (с. 177–178) 486 . Говоря о числе хранящихся в Ставроникитском собрании рукописей, необходимо отметить, что С. Ламброс в 1880 году выявил здесь 162 древних греческих манускрипта. В настоящее время библиотека Ставроникиты насчитывает 171 рукопись, причем 61 из них написана на пергаменте 487 . Здесь также хранится большое число печатных книг. Ксенофонт

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как следует из сообщения В. И. Григоровича, славянских рукописей ему увидеть здесь уже не довелось. И виной этому были не заезжие иностранные ученые, по обыкновению своему вывозившие с Афона приглянувшиеся им рукописи, но сами насельники обители, греки по происхождению, не оценившие перешедшее в их руки рукописное славяноязычное наследие. В. И Григоровичу удалось выяснить трагическую судьбу славянских рукописей, хранившихся в Ксенофонте, – греческие насельники просто-напросто сбросили их в море. Причем сделано это было в период борьбы греческих и славянских святогорцев за право владения некоторыми афонскими монастырями. В связи с этим вполне понятно объяснение В. И. Григоровича, которое он приводит в своих записях по поводу уничтожения славянских рукописей в Ксенофонтовской обители: «Нежелательно было, чтобы от этих (славянских – Авт.) книг сербы и болгары, которые до сих пор повторяют о своих монастырях, захотели преобладать. К несчастью, потомки наших учителей, при всех своих дарованиях и преимуществах, мало вникают и в свои рукописи. Сколько раз выдавали они мне за славянскую греческую рукопись, писанную уставом! Привыкши видеть уставные славянские книги, полагают, что устав есть только их примета. Вообще, замечательно здесь неумение разбирать древнее письмо. Так, очень вероятно, что вместе со славянскими погибли и многие греческие рукописи» 492 . Еще об одном аспекте данной проблемы можно узнать из записок русского исследователя А. Н. Муравьева, который столкнулся с этой же ситуацией, будучи на Балканах и на Афоне в 1849–1850 гг. Говоря о национально-освободительной борьбе балканских народов за независимость от Турции, он в то же время отмечал, что «при всех изменениях, которые ныне происходят в политических отношениях Сербии к султану, разные документы сербские, хранящиеся в монастырях афонских воспримут большой исторический интерес, но монахи святогорские найдут их, вероятно, менее драгоценными, когда Сербия совершенно отделится от Турции» 493 . Большую роль в деле сохранения ксенофонтовских документов сыграл в те годы архимандрит Порфирий (Успенский) . Он отправился в первый раз на Афон в середине 1845 года, где пробыл до конца июня 1846 года. Он подробно ознакомился с историей афонских обителей и очень тщательно изучал монастырские библиотеки. Архимандрит Порфирий составил подробный список рукописей, хранившихся на Афоне, многие из них скопировал. Эти рукописи были ценными источниками для изучения истории Афона. Результатом многолетней деятельности архимандрита (впоследствии – епископа) Порфирия явился трехтомный труд по истории Афона, охватывающий период с древнейших времен по 1860 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010