Дом настоятеля (1900) примыкает к трапезной. Кирпичный, оштукатуренный, Г-образный в плане, двухэтажный. Плоская поверхность стен расчленена пилястрами и поясками, окна украшают полукруглые и килевидные обрамления. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено и реконструировано в 1953 г. К этому периоду относятся портик с балконом и завершение северного фасада. Кельи (1887). В западной части монастыря один за другим размещены два корпуса монастырских келий. Здания кирпичные, оштукатуренные, прямоугольные в плане. Первое здание двухэтажное, второе – трехэтажное, оба с четырехскатными крышами. Внутренняя планировка коридорная. Гладкую поверхность стен разнообразят плоские пилястры, горизонтальное членение выделено раскрепованным пояском. Здания пострадали во время Великой Отечественной войны, восстановлены в 1947 г. Гостиница (1877). Кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехэтажная, с подвалом. Внутренняя планировка коридорная. Облик здания характерен для архитектуры конца XIX в. Здание венчает раскрепованный карниз, над центральным входом – фронтон, первый этаж и пилястры по углам и фасадам рустованы. На северном фасаде в 1954 г. установлена мемориальная доска, посвященная пребыванию в 1887 г. А.П. Чехова. Здание повреждено в годы Великой Отечественной войны. Восстановлено в 1953 г. Паломнические павильоны, II половина XIX в. От основания горы к Николаевской церкви ведут подземный ход и наружная лестница. Они начинаются у нижнего паломнического павильона, у подножия горы, и заканчиваются у верхнего на видовой площадке рядом с церковью. Нижний павильон кирпичный, вытянутый в плане по оси север – юг, двухэтажный. Примыкает к склону горы. Увенчан деревянной одноярусной колокольней. Фасад декорирован тремя порталами, увенчанными фигурными фронтонами, дверные проемы обрамлены килевидными арками. Стены украшает ряд полуколонок. Верхний павильон – открытая беседка, сложенная из дикого камня, перекрытая крестовым сводом. Вдоль лестницы расположены несколько кирпичных четырехугольных башен. Нижний павильон реставрирован в 1979 г.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Н.И. Полетаев Глава II. История Псковской Иерархии История княжества Псковского, ч. I-IV, Киев, 1831 г. Процесс ее составления и печатания. П. П. Румянцев, Б. Г. Анастасевич и другие. – Летопись древнего Славяно-Русского княжеского города Изборска, Спб., 1825 г. – Анализ «Истории» псковокой иерархии. – Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Светогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских, Дерпт, 1821 г. – Описание Псковско-Печерского первоклассного монастыря, Дерпт, 1821 г. 217 – Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря, Дерпт, 1821 г. – Описание Святогорского Успенского монастыря, Дерпт, 1821 г. Научное значение «Истории» псковской иерархии. «В исследованиях древней Российской истории и отличной пользы от того ожидаю, что толь знаменитый ученостию муж ныне псковскою епархиею управляет. Вероятно, что богатое под спудом там хранится сокровище и предопределено, может быть, было судьбами к обработанию тому, кто более других к сему способен... Питаю надежду, что мы пребыванию вашему во Пскове наконец обязаны будем появлением ученой летописи сего для истории нашей любопытного края.» С такими, полными веры в ученые силы своего преосвящ. друга, словами гр. H. П. Румянцев обратился к Евгению в мартовском (24 ч.) и октябрьском (21 ч.) письмах 1817 и 1818 г., спустя уже много времени по приезде последнего на псковскую архиепископию (Переписка, стр. 5, 13 и 14). Но любознательный Евгений давно уже шел на встречу этому ожиданию и этой розовой надежде ученого канцлера. «С самого приезда моего во Псков, сообщал он Румянцеву 9 апр. 1817 г. в ответ на первое его письмо, я занялся собиранием монастырских грамот и других известий, сверх собранных уже из печатных летописей и надписей и изданных» в 4-х частях (в шести?) с 1790 по 1794 г. (1795?) Н. Ильинским, под названием: «Историческое описание т. Пскова и его древних пригородов». 218 Но доселе не отыскал я еще ни одной грамоты старее времен царя Ивана Васильевича и отца его Василья Ивановича, да и сии грамоты касаются только до вотчин монастырских и неподсудности мирским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Состоялась зимняя сессия донецкой Школы православного юного делателя Святогорск, 21 января 2007 г. С 19 по 21 января в детском оздоровительном лагере «Красная гвоздика», в городе Святогорске Донецкой области, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, управляющего Горловской епархией Украинской Православной Церкви, состоялась зимняя сессия слушателей областной Школы православного юного делателя, сообщает сайт Патриархия. ru. По благословению правящего архиерея на зимней сессии слушателей сопровождали духовник ШПЮД протоиерей Ростислав Карпусь, директор школы Т.А. Федорова, координаторы и консультанты. В этом году в сессии принимали участие ребята и первого, и второго года обучения. Учебная программа сессии включала в себя как теоретические, так и практические вопросы. Основные христианские добродетели стали темой теоретического занятия для слушателей первого года обучения. А ребята, которые учатся в ШПЮД второй год, рассмотрели тему о любви к ближним. Для практических занятий участникам сессии был предложен материал о добровольческой (для первого года обучения) и о проектной (для второго года) деятельности. Очень понравилась ребятам тематическая игра «Героическая Русь», в которой они продемонстрировали свои знания в области истории. Вечером все вместе с большим удовольствием посмотрели фильм «Остров». В проповеди после вечернего правила отец Ростислав рассказал ребятам о глубоком смысле просмотренного фильма. В последний день сессии ребята участвовали в богослужении Свято-Успенской Святогорской лавры, общались со священником-духовником и православными сверстниками. Следующая встреча слушателей областной Школы православного юного делателя состоится 18 февраля 2007 года на Епархиальных молодежных Сретенских чтениях, которые пройдут в Донецке по благословению митрополита Донецкого Илариона в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню православной молодежи. 26 января 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20538.html

Война — бесспорное зло и великое горе, но зачастую именно война рождает лучшие образцы милосердия. 12 июня. ПРАВМИР. 10 июня по благословению архиепископа Запорожского Луки прихожане запорожских храмов собрали и передали продукты питания на сумму более 20 тысяч гривен По словам руководителя Запорожской православной общины, так например, в настоящее время на территории Свято-Успенской Святогорской Лавры находится более 400 человек, —  большинство из которых дети, кроме этого продукты будут переданы жителям Славянска, — сообщает пресс-служба Запорожской епархии . «Война — бесспорное зло и великое горе, но зачастую именно война рождает лучшие образцы милосердия, — подчеркнул архиепископ Лука. — Узнав, что есть возможность помочь братьям и сестрам из Донецкой и Луганской областей, в храмах епархии начали сбор средств, чтобы приобрести в первую очередь продукты питания, поскольку монастырю трудно кормить каждый день такое количество людей». Помощь от православных храмов Запорожской епархии  будет поступать и дальше. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 октября, 2018 23 апреля, 2018 23 апреля, 2018 12 января, 2018 25 февраля, 2016 25 февраля, 2016 4 июня, 2015 26 мая, 2015 4 января, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/zaporozhskaya-eparhiya...

Архиепископ Запорожский Лука: “Мама стала не только ребенком войны Отечественной, но и свидетелем войны 21-го века — братоубийственной…” Удивительно было слышать слова: «Эта война научила нас молиться по-настоящему». 28 июля, 2014 Удивительно было слышать слова: «Эта война научила нас молиться по-настоящему». 21 июля, после участия в торжествах, посвященных 260-летию со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери в Изюмской епархии, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука лично встретил гуманитарный груз Запорожской епархии весом 28 тонн, который накануне был куплен на средства прихожан и отправлен в места назначения: г. Славянск и Святую Успенскую Святогорскую Лавру. Груз доставлен при участии учредительного благотворительного фонда “Развитие Украины”. Во время поездки Владыка так и не увидел свою маму, которая находится сейчас в Донецке в зоне боевых действий. По прибытии в Запорожье архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука дал интервью пресс-службе Запорожской епархии. Ваше Высокопреосвященство, как Вы доехали туда и обратно? Кто Вас сопровождал? Как проезжали блок-посты? Что при этом говорили Вы и Вам? Как Вы попали в Славянск, ведь была информация, что еще город закрыт? — По приглашению Высокопреосвященнейшего Елисея, архиепископа Изюмского и Купянского, мы приняли участие в торжествах по случаю 260-летия со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий и архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука на праздновании 260-ти летия со дня обретения Песчанской иконы Божией Матери 21 июля 2014 г. После совершения Божественной литургии, которую возглавил Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, с протоиереем Олегом Семенчуком и группой журналистов запорожского ТВ-5 мы направились в город Славянск. На въезде в город Славянск со стороны города Краматорска на блокпосте нас уже встречали две фуры, загруженные гуманитарной помощью в городе Запорожье накануне, 20 июля.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-zaporozhsk...

Таковы отзывы патриархов о действиях Мелитопольского! Примите их к сведению, сообразите их с мнением моим, изложенным в ответе моем на недавние известия с Сиона, и зажмите рот всякому, кто сказал бы, что архимандрит Порфирий уронил Мелитопольского на Востоке, а сами готовьтесь одолевать разные препятствия к исполнению предприятий пароходного общества в св. Земле в такие дни, когда тамошнее греческое духовенство, богатое и сильное, недовольно водворением нашего епископа в св. Граде и неосторожными действиями его, и когда оно приняло его только потому, что принять его приказала Порта. Как жалок этот епископ, признанный шех-уль-исламом, а не патриархами! История церкви скажет правдивое слово об этом событии. Но слово ее опечалит всякую душу христианскую. Кто же виноват? Виноват министр иностранных дел, незнающий правил церкви, виноват и св. синод наш, не внушивший ему, что по этим правилам постоянным представителем нашей церкви нигде не может быть епископ. Не повторяю вам общих замечаний греков в Константинополе и на Афоне о молодости мелитопольского епископа и не объясняю вам первого внушения ему иерусалимского патриарха о соблюдении чина греческого богослужения, не объясняю могущими дойти до сего патриарха известиями о данном сему епископу наставлении учить греков богослужению и о той откровенности, с какой он в Одессе говорил знатным особам: «Я научу греков! Я покажу им, как надобно священнодействовать!» 204 . Мне недосуг повторять и объяснять это, когда надобно поговорить с вами о другом деле, прикосновенном к вашим занятиям на Востоке. Дело о парах! Перед последней войной нашей с Турцией Австрийский Лойд уговаривал афонский протат согласиться на то, чтобы пароходы его приставали к берегам св. Горы и имели тут свою агенцию, но получил отказ. Здешние властные старцы по общем совещании поставили ему на вид, что святогорские монастыри будут отягощаемы частыми приездами турецких сановников, как скоро установятся пароходные сообщения с ними. Лойд отвечал им, что пароходы его будут останавливаться у св. Горы только на два или на три часа, да и рейсы их не могут быть часты и постоянны; следовательно, турецкие сановники не поедут в монастыри ни для прогулки, ни для поборов. После этого внушения протат изъявил было согласие на учреждение пароходной агенции на св. Горе; но Лойд потребовал от него 20.000 пиастров на вспоможение пароходам своим. Такое требование не понравилось протату, и дело не состоялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Горы и которые записаны в разных рукописях, оказался несостоятельным историком, когда приступил к изложению настоящей истории Афона – «монашеского», который нас более всего должен интересовать. Здесь в рассматриваемой нами книге преосвящ. Порфирий из историка превратился в летописца и, вместо связного генетически-последовательного рассказа внутренней и внешней судьбы «монашеского Афона», дал нам несколько хотя и интересных, но голых и сухих фактов из той и другой, изложив их в хронологическом порядке. Таким образом, в «Истории Афона» преосвящ. Порфирия мы видим громадный хронологический перечень (стр. 334) тех пожертвований, какие посылались на Афон византийскими императорами, молдавскими господарями, русскими царями и т.д., «летописное сведение о стенной живописи, появившейся на Афоне в турецкое время» (стр. 405), «перечет» «в хронологическом порядке» сочинений и изданий афонских иноков (стр. 448) и многое другое в том же роде. Впрочем, от преосвящ. Порфирия, собственно говоря, и трудно было ожидать обстоятельной и полной истории Афона. Говоря о «материалах», «при историровании Афона монашеского», он, правда, жалуется, что его «обременяло богатство этих материалов» (стр. 604), а в другом случае выражается еще сильнее, что «дееписаний афонских» или «деловых памятей в афонских монастырях» (стр. 314) у него было даже целое «разливанное море» (стр. 274), но в действительности положение преосвящ. Порфирия, как историка Афона, обстояло далеко не так блестяще. из откровенных его дневников мы узнаем, что святогорцы не дозволили ему работать в архиве Карейского протата, главного и единственного хранилища важнейших документов исторического прошлого св. Горы (первое путешествие по Афону, ч. II, отд. II, стр. 296 – 298), не пустили его в архив Ватопедского монастыря (там же стр. 99), не много показали ему «архивных дееписаний» Кутлумушцы (там же стр. 233) и т.д. Следовательно, выражаясь образным языком нашего автора, преосвящ. Порфирий в «разливанном святогорском море» весьма часто «закидывал свои научные мрежи» не на глубины его, а по сему и «тони» его нередко бывали скудны, с однообразною и мелкою рыбкою...Не удивительно потому, что от «надписей и деловых памятей» преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Наряду с храмами, отец Евстратий построил в обители и другие необходимые здания: архиерейский двухэтажный корпус (нижний этаж каменный, верхний деревянный), крытый железом (в верхнем этаже находились покои для архиерея, а в нижнем – две келлии для монахов 853 ); каменный одноэтажный корпус, где помещалась просфорня и 6 келлий, каменный корпус для столярной мастерской 854 , маслобойню, 2 больших корпуса на гостинице, верхнюю часть монастырской ограды, въездные дальние ворота 855 , а также перестроил деревянный иеромонашеский корпус на 16 келлий 856 . В период настоятельства о. Евстратия обитель ежегодно получала от своего хозяйства и пожертвований богомольцев до 10 тысяч руб. серебром, не считая большого количества хлеба 857 . «Из остатков этих доходов (несмотря на большие расходы, связанные со строительством храмов и зданий в Глинской пустыни. – А. И.) образовался значительный капитал», который хранился в Московском Опекунском Совете и к концу 1853 года составлял почти 38 тыс. руб. серебром 858 . Но строительные и хозяйственные работы в обители шли лишь параллельно главному – возвышению духовной жизни Глинского братства. Об особой высоте духовной жизни Глинских иноков свидетельствовал увеличивающийся год от года поток богомольцев и их отзывы. Так, летом 1842 года Глинскую пустынь посетила графиня Татьяна Борисовна Потемкина. Она говела и прожила в обители несколько дней. Татьяна Борисовна «тщательно вникла во все чиноположения Глинской обители, которая произвела на нее самое благоприятное впечатление. Прощаясь с о. Евстратием и его братией, она сказала: «Я была бы счастлива, если бы все, что здесь вижу, было в Святых Горах (где Татьяна Борисовна хотела восстановить Успенскую пустынь. – А. И.)! " 859 . Впоследствии Т. Б. Потемкина устроила Святогорскую обитель по примеру Глинской и по уставу игумена Филарета 860 . Труды строителя Евстратия на благо обители были по достоинству оценены епархиальным начальством. Еще в 1844 году Преосвященный Илиодор доносил в Св. Синод, что «Глинская Богородицкая общежительная пустынь отличается благоустройством своим внутренним и внешним, благочестивою жизнью иночествующих, чем обращает на себя особое внимание епархиального начальства и имеет доброе влияние на окрестные селения… такому благосостоянию обители сей много способствует добродетельная жизнь строителя иеромонаха Евстратия» 861 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Хотя принятый в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 14) предписывает петь все стихи «Б. м.» (1-й антифон - на 8-й глас; др. 2 антифона (в субботу вечером) - на текущий глас), в совр. рус. певч. практике сохраняется принцип исполнения только избранных стихов (как правило, Пс 1. 1a, 6; 2. 11, 12c; 3. 8a, 9; стоящие между ними стихи иногда прочитываются) с припевом «аллилуия». Наиболее распространены напевы обиходный, Почаевской лавры, Зосимовой пустыни и др. (Свод напевов. С. 38-43). В нек-рых изложениях избраны др. стихи: в греч. распеве в гармонизации Д. Соловьёва стих Пс 1. 1 распет целиком; в напеве Зосимовой пустыни добавлен стих Пс 1. 2 и целиком распет стих Пс 2. 12, но опущены стихи Пс 1. 6; 3. 8, 9 (Всенощное бдение. С. 80-83). Иногда распет весь Пс 1 или даже Пс 1-3 (Там же. С. 78-80, 84-86, 93-167). 2-й и 3-й антифоны «Б. м.» в приходской практике, как правило, опускаются, и «Б. м.» тогда состоит из 1-го антифона; это отражено и в певч. сборниках. В нек-рых мон-рях 2-й и 3-й антифоны прочитываются. Припев «аллилуия» в поздних напевах исполняется по-разному: в греч. и валаамском распевах «аллилуия» однократное, а в обиходном и почаевском - троекратное. Следует отметить, что в совр. певч. практике «Б. м.» и непорочны (Пс 118) - единственные распетые кафизмы, обычай пения остальных кафизм утрачен. В афонской певч. практике обычно распевается 1-я ч. «Б. м.», а остальные 2 или читаются, или опускаются (Святогорский устав. С. 77). По праздникам пение «Б. м.» в афонских мон-рях может длиться до получаса (Успенский. С. 41). 1-я кафизма Псалтири используется также в среду на утрени в Великий пост в качестве рядовой кафизмы, но здесь неприменим термин «Б. м.» (Типикон. Т. 1. Л. 33). По Мессинскому Типикону, Великим постом 1-я кафизма стихословилась в среду на 1-м часе (Arranz. Typicon. P 311) на 2-й плагальный (т. е. 6-й) глас, т. к. глас кафизмы на великопостных часах по Студийскому уставу зависел от самого часа ( Пентковский. Типикон. С. 406). Кроме того, др. кафизмы на великопостных часах могли, видимо, исполняться по образцу кафизм 1, 2й или 3-й, о чем свидетельствуют надписания над первыми (напр., «На часе 9-м, глас плагальный 4-й, «Блажен муж»: Кафизма 8-я: «Помилуй мя, Боже» - Arranz. Typicon. P. 310-311).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Дерпт, 1821; Описание Иоанно-Предтечева псковского мон-ря. Дерпт, 1821; Описание мон-рей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского: С приб. списка преосвящ. архиереев Псковских. Дерпт, 1821; Описание Псково-Печерского первокл. мон-ря. Дерпт, 1821; Описание Святогорского Успенского мон-ря. Дерпт, 1821) и Пскова. Фундаментальная «История княжества Псковского» (в 4 частях) была завершена вчерне в 1818 г., но издана в 1831 г. в Киеве. В 1-й ч. содержится общая характеристика истории Псковского княжества и Пскова, во 2-й - сведения о псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губ. дворянских предводителях с прибавлением псковских грамот, в 3-й - история Псковской церковной иерархии, в 4-й издан сокращенный сводный текст Псковской летописи. При работе над «Историей княжества Псковского» автор привлекал широкий круг источников, в т. ч. не сохранившиеся до наст. времени документы «поповской избы» Пскова. В рукописях Е. имеется краткое жизнеописание св. кн. Всеволода (Гавриила). В результате проведенных в Пскове под рук. Е. раскопок были открыты древние деревянные мостовые.тав Почти 40 лет Е., ведя обширную переписку, посвятил сбору материалов для фундаментального «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». «Словарь...» печатался сначала по частям в ж. «Друг просвещения», к 1812 г. был полностью готов, в 1818 г. вышло его отдельное издание, в 1827 г.- 2-е, значительно исправленное и дополненное издание. 2-я ч. «Словаря...» была переиздана в 1845 г. М. П. Погодиным под названием «Словарь исторический о писателях, российских и чужестранцах, в России водворившихся и для россиян что-нибудь писавших, с присовокуплением многих известий, вообще для ученой, гражданской и церковной истории относящихся» (в 2 томах). В «Словарь...» вошли биографические сведения о 719 рус. ученых, писателях, композиторах, церковных деятелях, изложенные Е. на основании изучения рукописного материала, консультаций с архивистами, в частности с К.

http://pravenc.ru/text/186969.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010