Никуда и никогда не ходил и не езжал он без псалтири, но всегда при себе имел оную за пазухою, ибо оная была маленькая, а наконец он ее всю и наизусть читал; ею он и благословил меня. Дорогою, куда отезжал, он всегда читал псалтирь, а иногда и гласно пел, и мне показывал, либо какой текст объяснял. Всякий день он к литургии ходил и сам на крилосе певал, и редко без слез пел. И так сказать, в нем был особенный дар Божий слез, всегда два источника истекали из очей его. Редко, редко улыбнется он чему нибудь и в ту же минуту скажет: «Господи, прости; я согрешил пред Тобою, окаянный». Празднословия он весьма остерегался, но разговоры его обыкновенно были всегда о вечной муке и о вечном блаженстве, также вообще о пороках и о христианских добродетелях. Он от природы острую память имел, так что все Священное Писание, Ветхий и Новый Завет, у него в памяти были, и, когда станет говорить о какой либо материи, всегда приводил в доказательство тексты из Священного Писания , в какой книге и в какой главе сказывал; также и из житий святых отцев приличное материи сказывал. Он мало и редко разговаривал о светских делах, разве с благородными о военных действиях, и то редко говаривал, но первые его разговоры были о вечности. Когда же на него находило искушение, то он говаривал: «не знаю, куда себе девать, братец; или ты не чувствуешь, что в келлии смрад?» Скажешь: я не чувствую. Он скажет: «возьми дегтю и налей на пол», ибо дегтяной запах любил. Или скажет: «поедем в Липовку». Село это разстоянием в 15 верстах от Задонска, господ Бехтеевых; там был и господский дом; господа же сами там не жили. Временем он отезжал туда и жил тамо месяца по два, и более, где при нем были я и повар. В оном селе священник один был, и служба в церкви отправляема была токмо в воскресные и праздничные дни, в простые же дни преосвященный сам отправлял в доме вечерню, утреню и часы, и при нем я один только бывал и читывал. Дважды и в Толшевский монастырь отезжал он, именно: в 1771 году и 1776 годах; я-ж при нем один тамо бывал, ибо я, убогий, отправлял всю его келейную потребность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Но они стали мне говорить: «что ты лицем изменился, Тимофей Савельевич? Посмотри, братец в зеркало, ты мертвому подобен». И им сказал: пожалуйте чашку чаю, после вам скажу причину моего изменения. Напившись чаю, я повел их к колокольне, и смотрели на перилы, кои в дребезги разбиты лежали. Я сказал: на сем месте и мне бы быть так разбиту. – Но также и в Твери, когда я еще архимандритом был, и в Воронеже, уже епархиальным архиереем был, от лошадей при смертных случаях бывал». Он же дивное видение сказывал о себе. «Cie-дe было до пострижения моего в монашество. Когда я учителем был, я и тогда привычку имел и любил ночное время без сна провождать, а занимался либо чтением душеполезных книг, либо дущеспасительными размышлениями. Но я сказываю тебе келейно, и ты должен молчать о сем. В месяце мае ночь была весьма приятная, тихая и светлая: я вышел из келлии на крыльцо, которое на северную сторону было, и стоячи размышлял о вечном блаженстве. Вдруг небеса разверзлись и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно; но только сие было кратко, и паки небеса во своем виде стали, и я от того чудного явления более горячее желание возымел ко уединенной жизни; и долго после оного видения чувствовал и восхищался умом, да и ныне, когда вспоминаю, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость». После обеденного стола имел он краткое отдохновение, час, иногда и более; вставши, читал жития святых отец и прочия книги. В летнее же время прохаживался в монастырском саду и за монастырем; на случай же крайней надобности к нему, он приказывал: «когда тебе необходимая надобность ко мне, не доходя покашляй, чтобы я оглянулся». Так и делал я. Но однажды случилось, когда он был в саду, я, не подходя к нему, много кашлял, но он в таком глубокомыслии был, что ничего не чувствовал, сам же на коленях стоял лицем на восток, руки поднявши к небесам. Я подошел и сказал: ваше преосвященство! Он так испугался, даже пот пошел из него, почему и сказал мне: «вот, сердце у мене как голубь дрожит; ведь я тебе давно говорил, чтобы, не доходя до мене, покашлял»; скажешь, что я кашлял, но «я же не слыхал», скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Тихон Задонский, в мире Тимофей Соколов, святитель, епископ воронежский, знаменитый иерарх и духовный писатель, родился в 1724 году в селе Короцке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье бедного дьячка Савелия Кирилловича. Рано лишившись отца, он с самого детства испытывал материальную нужду. «Когда дома есть нечего, – вспоминал он впоследствии об этом времени, – то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом». С 1738 года учился в Новгородской духовной школе, живя на средства своего брата Петра, бывшего дьячком в Новгороде. С открытием в 1740 году семинарии, его, как одного из лучших учеников, приняли на казенное содержание. Еще до окончания семинарии, в 1750 году, он оставлен был при ней учителем греческого языка, а по окончании ее в 1754 году также и риторики. В 1758 году принял монашество в Новгородском Антониевом монастыре с именем Тихона, в Фомино воскресенье посвящен был в Петербурге во диакона и в том же году в иеромонаха. С 1758 года Тихон стал преподавать философию в семинарии, а 18 января 1759 года назначен был там префектом. В том же году его по просьбе тверского епископа Афанасия назначили архимандритом Желтикова монастыря, но вскоре перевели в Отроч монастырь с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем Тихон управлял Хутынским монастырем. 13 мая 1761 года Тихон возведен был в сан епископа кексгольмского и ладожского, викария Новгородской епархии, причем рукоположение совершено было в Петербургском Петропавловском соборе. В августе 1762 года, когда синод выезжал в Москву по случаю коронации Екатерины II, ему повелено было прибыть в Петербург и председательствовать временно в синодальной конторе. 3 февраля 1763 года Тихон, после смерти Иоанникия Павлуцкого, назначен был на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. С самого вступления в управление епархией перед Тихоном открылся широкий простор для деятельности. Прежде всего он обратил внимание на ветхость собора, и ему удалось, главным образом на частные пожертвования, заложить новый каменный собор, который однако был закончен уже после него. В среде духовенства он нашел невежество, пренебрежение обязанностями и злоупотребления: многие не знали как следует чина службы, другие в праздничные и воскресные дни из-за личных дел совсем не совершали службы, много беспорядков было по делам брачным; вообще нравственный и образовательный уровень духовенства не соответствовал его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (+ 1783) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 авг. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), родился в 1724 г. в семье дьячка села Короцка, что около города Валдая в Новгородском краю. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем!» Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян. Когда ему минуло 14 лет, было приказано детей духовенства этого возраста брать в солдаты. В это время в Новгороде должна была открыться семинария, но в ожидании этого Тимофей должен был жить в Новгороде у другого брата, Евфимия, и, чтобы помогать ему, работать у огородников. Наконец его приняли в число 200 кандидатов, из общего числа 1000. Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Курс он окончил будучи 30 лет, уже преподавателем. Теперь ему надлежало избрать свой жизненный путь. Его влекло монашество. Два случая в это время особенно повлияли на него: однажды, стоя на высокой колокольне, он неосторожно облокотился на ветхие перила — они рухнули, но невидимая рука отбросила его, и он упал назад на спину. Другой раз, ночью, он увидел небеса отверстыми и осиявший его необыкновенный свет. Тимофей постригся с наречением ему имени Тихон и вскоре, в сане архимандрита, был назначен ректорам Тверской семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. 26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье причетника села Короцка (Валдайского уезда). Отец его вскоре умер, и все детство святой провел в страшной нищете. Иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые чудесные события расположили его к принятию иночества. В 1758 г. был пострижен в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше (по жребию), был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Одной обличительной проповеди епископа Тихона, сказанной в разгар веселья, было достаточно, чтобы праздник более не возобновлялся. Усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!»

http://pravmir.ru/26-avgusta-den-pamyati...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство радости Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ Таинство радости СВЯТОЙ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ Москва • «Никея» • 2014 УДК 242 ББК 86.37 Т 75 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС14-322-2762 Тихон Задонский, свт. Т 75 Таинство радости. — М.: Никея, 2014. — 192 с. — (Бальзам для души). ISBN 978-5-91761-272-0 Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. УДК 242 ББК 86.37 ISBN 978-5-91761-272-0 © Издательство «Никея», 2014 Предисловие Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности. Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Тихон, святитель, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич) † 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. (Новая фамилия Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии). Будущий святитель рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в самой печальной, почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, – рассказывал впоследствии святитель Тихон своему келейнику в Задонске, – в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы всё ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: «Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и всё моё будет принадлежать ему». Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику: постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки. Матушка вернулась домой». Стоя на коленях посреди дороги, проситель и не знал, какую услугу оказывает он Русской Церкви, сохраняя для неё своего дорогого Тиму. Бедность в семье была страшная. «Бывало, – продолжал святитель, – как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили». В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причётником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Аксайский священник о. Василий Петров (Память 14 августа). Великий чудотворец св. Тихон Воронежский в дни своей жизни взял к себе всех, в ком не замерли запросы нашего бессмертного духа, и многие под его облагодатствованным руководством вступали на путь строго подвижнической жизни и, совершив доблестно свое течение, оставили после себя уже навеки добрую память. Таков, в частности, был и один из священников паствы Святителя – о. Василий Петрович Петров, память которого свято чтится на Дону. В 1768 году 25 октября войсковой наказный атаман и Сидор Кирсанов писал преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому: «Великий господин, преосвященнейший Тихон, епископ Воронежский и Задонский, милостивый архипастырь! сего октября 23 дня команды войска Донского, города Черкаска, разных станиц, живущие за рекою Оксаем и на Роговых, при заводах, старосты: Усть-Оксайский – Иван Фалченков, Роговский – Афанасий Горбов, и казаки, подданные войску Донскому, репортом представили, по согласию-де всех их заводов–казаков, пожелали они вместо отрешенных двух священников Александра и Сергия, к новосооруженной при Оксайских заводах церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы, города Черкаска, церкви Донской Богоматери, ктитору Василию Петрову быть другим попом, который и сам к тому желание имеет, и просили меня с войском Донским, как Усть-Оксайских и Роговских заводов, так и помянутый ктитор Петров – о посвящении его к объявленной церкви Божией в попа и вашему преосвященству моего с войском Донским представления: того ради, Ваше Преосвященство, я с войском Донским покорно прошу, ежели вышеписанный ктитор Василий Петров, по архипастырскому Вашего Преосвященства усмотрению, к посвящению в попа достоин явится, оного на Усть-Оксайские и Роговские заводы к церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы архипастырским Вашего Преосвященства рукоположением посвятить и на то дать ему Вашего Преосвященства ставленную грамоту, а меня с войском Донским не оставить уведомлением. Милостивый архипастырь! Вашего Преосвященства по Духу Святому послушный сын и покорный слуга войсковой наказный атаман с войском Донским Сидор Кирсанов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010