Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В жизни православной Руси особое, ключевое значение и место обрели Троицкие храмы и монастыри, которые стали главными точками роста нового народного самосознания и новой государственности. К древнейшим Троицким храмам близки по духу и назначению знаменитые Софийские соборы Киева, Новгорода, Полоцка и других мест: они внутренне троичны, так как обращены к почитанию Второго Лица Пресвятой Троицы как Премудрости Божией и Божественного Слова, порождаемого Богом Отцом и воплощаемого от Духа Свята и Марии Девы на земле (этому таинственному событию посвящен тропарь храма Софии Премудрости Божией в Константинополе, написанный, по преданию, святым императором Юстинианом и звучащий с тех пор во время богослужения: «Единородный Сыне и Слове Божий…»). Еще святая Ольга около 957-60 годов вскоре после своего крещения возвела во Пскове первый храм новой Святой Руси как раз во имя Пресвятой Троицы. С тех пор в течение XI-XII веков возникло много одноименных храмов . Затем был упадок XIII века и новая волна троичного храмоздания, возникшая в XIV веке, и спавшая лишь в период атеистических десятилетий XX века. Одним из свидетельств очередного подъема троицкого храмоздания в новейшей России является, например, такое известие: «24 декабря 2012 года храм Святой Троицы открыт в Южно-Курильске на острове Кунашир. “Самый красивый православный храм построен на физической и духовной границе нашего государства”, – отметил на церемонии открытия храма епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон . Семь художников из Волгодонска расписали стены храма в старославянском стиле и позолотили каменно-литой иконостас. Колокола изготовили на колокололитейном заводе в Каменск-Уральске. На колоколах отлиты изображения икон Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, Божьей Матери, святителей Николая Японского и Тихона Воронежского, Задонского Чудотворца и других святых» . В сени над царскими вратами помещен большой образ Пресвятой Троицы. На духовно-мистическом, символическом уровне бытия образ Пресвятой Троицы хранит теперь крайние восточные пределы российской державы и на волнах благовеста достигает берегов Японии.

http://pravoslavie.ru/72311.html

Непрестанно молиться значит то, чтобы часто во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить у Него милости, помощи и заступления. Что ни делал бы ты, как можно чаще призывай имя Божие, за все благодари Господа – за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага; тогда осветится вся твоя жизнь, и она будет непрестанной молитвой. «Непрестанно молитеся, – говорит св. Апостол, – да не внидете в напасть». Но непрестанная молитва заключается не только в том, чтобы непрестанно молиться, а надо непрестанно памятовать о Боге и воображать Его всегда пред собой смотрящего на все дела, намерения и помышления наши, а потому во время всяких занятий надо приучать себя чаще мысленно произносить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», или: «Пресвятая Богородице, спаси меня». Об Иисусовой молитве св. отцами изложены подробные руководства в книге «Добротолюбие» и иных аскетических сочинениях. Один Богомудрый отец говорит: «Если хочешь в теле, как бестелесен быть, Богу служить непрестанно, стяжи молитву тайно в сердце твоем, – и душа твоя прежде смерти будет как Ангел». Св. Василий Великий говорит, что надобно заключать свою молитву не в словах, а напротив, всю силу ее поставлять более в душевном желании и в непрестанно продолжающихся подвигах добродетели, ибо сказано: «Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор. 10, 31 ). Что ни делал бы ты, как можно чаще призывай имя Божие, за все благодари Господа – за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага; тогда осветится вся твоя жизнь, и она будет непрестанной молитвой. Святитель Тихон епископ Воронежский касательно молитвы излагает следующее учение: «Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы, или молитвы написанные, и кланяться, – это невозможное дело есть: надобно всякому христианину дела по званию своему делать, и при том плоть утружденная требует успокоения, сна и проч. Непрестанно молиться значит то, чтобы часто во всяком начинании и деле ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить у Него милости, помощи и заступления. Причина тому следующая: так как сатана всегда, с своими злыми слугами, злое шепчет нам, также плоть всегда похотствует на дух, а этим врагам сами мы противиться не можем, – поэтому мы должны молитвой выпрашивать помощь Божию и тем против них вооружаться, стоять и крепиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»). Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устного проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы. Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительской работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа. С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Он всё слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки. Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Читатель становится свидетелем удивительного психологического поединка между Тихоном и Ставрогиным. В конце концов, Тихон убеждается, что гордый Ставрогин не вынесет насмешек, которые вызовет в обществе его «Исповедь», что он не готов к духовному подвигу. Поэтому Тихон советует Ставрогину пройти длительный путь нравственного перевоспитания и духовного возрождения, поступив послушником к старцу-пустыннику. Последний момент намечен несколькими краткими черновыми записями 1870-1871 гг. с упоминанием имени св. Феодосия (в самом тексте главы «У Тихона» имя Феодосия не упоминается). Приведем эти записи: «О Феодосии в прежней речи», «Феодосий: Бога сыскать», «О Феодосии» (11, 305-306). Черновая запись: «Победить весь мир, победить себя, победить беспорядок ... познайте себя, и если вы ниже очень многих, станьте в высшем ряду – и тогда вы равны всем и выше очень многих... К пустыннику. Св. Феодосий» (11, 307) позволяет прийти к выводу, что именно с преподобным Феодосием ассоциировалась у Достоевского идея послушания Ставрогина у старца-пустынника. Именно к такому старцу, человеку «великой христианской премудрости» хотел послать Тихон гордого Ставрогина. Писателю были близки суждения св. Феодосия о терпении, смирении и любви (темы его поучений) как пути победы над собой и достижения подлинной духовной свободы. Вспомним слова Тихона (глава «У Тихона») о том, что «смирению нужно долго учиться» и что «сия историческим опытом выжитая искра смирения приносила великие плоды – великих светлых людей, доставляла праведников и победителей» (12, 133; ср. запись: «Тихон, главная мысль: единственная свобода – победить себя. Раб, и свободь» – 11, 276).   Известно, что основным реальным прототипом архиерея Тихона в «Бесах» Достоевскому послужил епископ Воронежский и Елецкий Тихон Задонский (в миру Кириллов Тимофей Савельевич, 1724-1783 г.), оставивший заметный след в творчестве писателя. Думаем, однако, что в этом образе (как позднее в образе Зосимы в «Бесах») получили также художественное отражение и типологические черты «древнерусских иноков и святителей», учительных старцев, в том числе и Феодосия Печерского.

http://bogoslov.ru/event/5739800

Кроме того, работая над произведением, он использовал весь известный к тому времени и доступный ему материал, так что, по словам священника Т. Попова, “появившиеся в печати после трудов П.С. Казанского многочисленные жития многих авторов и издателей ничего не дали нового в литературе по сравнению с тем материалом, какой дан был до их появления” 11 . Из других жизнеописаний наиболее полными и подробными являются изданный в 1865 году труд протоиерея А. Лебедева “Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец” 12 , а в 1898 г. (в Москве) – Н. Сергиевского “Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский, и всея России чудотворец”. Оба этих автора стремятся раскрыть внутренний подвиг святителя Тихона, показать наряду с простотой его образа жизни глубину и высоту его подвижничества, доказать, что образ святителя служит примером для подражания каждому христианину и в настоящее время. Большой интерес представляет собой также описание жизни святителя Тихона, сделанное в первой части магистерской работы священника Т. Попова “Святитель Тихон Задонский и его нравоучение” (М., 1916). Давая обзор всей имеющейся литературы, посвященной святителю, автор заключает: “Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии нет. Но и нет биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав весь этот материал, разрозненный в источниках и раздробленный на части в исследованиях различных наименований, в одно целое и вокруг единой идеи – представления нераздельного облика живой личности” 13 . Священник Т. Попов в своей работе сумел сконцентрировать весь доступный ему материал, но об одухотворенности данного жизнеописания говорить трудно. Вполне возможно, что такое впечатление возникает из-за отсутствия в нем четкого плана. Во второй части своей работы священник Т. Попов разбирает сочинения святителя Тихона, исследуя их как памятники христианского нравоучения. В своих рассуждениях автор не всегда четко связывает предыдущую мысль с последующей, почему каждая глава и вся работа в целом лишены целостности, законченности и читаются с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Святитель Тихон, употребляя сподручные средства к образованию духовенства, в то же время не мог равнодушно смотреть на невежество и грубость нравов в разнородных жителях области Воронежской и немало говорил проповедей и бесед. Люди простосердечные, сознававшие свои слабости и кающиеся, принимали к сердцу слова святителя и исполняли его увещания и просьбы. Такое уважение, напр., оказал народ к святителю, оставив по его внушению не христианское препровождение сырной недели или масленицы. Всем известно, как у нас на Руси проводят масленицу; но не всем, вероятно, известно, что в эту-то, в разгул проводимую, неделю и должны приготовиться люди, через особенное воздержание, к святым дням первой недели великого поста. Святитель нередко беседовал с гражданами воронежскими о масленице и безобразиях, совершаемых на ней. Наконец решился он обратиться ко всему народу в соборном храме с проповедью против масленичных праздников. «Сами вы слышали и знаете хорошо и бесспорно признаете, что масленицу ожидают как какого-нибудь праздника – говорил он. К празднованию её приготовляются заранее: варят пиво, мед, готовить закуску и вино, приготовляют хорошее кушанье, блины; зовут друг друга в гости... Собралась компания; следует опоражнивание бутылок, стаканы и рюмки никогда не иссыхают; бывают при этом поздравления, а за поздравлениями следует бесчувствие. Но зло не держится между стенами, не скрывается в одних домах, но выходит наружу: является на улицах, площадях, по дорогам, и бывает от того зло сугубое – зло от соблазнов!.. Тут разносятся клики и песни; в другом месте идут кулачные бои, а где и драки, брани, сквернословия. Страх и трепет приводят меня в содрогание, когда пред взорами моими представляю себе праведный и страшный Суд Божий». 2 Такое скорбное слово святителя подействовало на слушателей, и во все время его управления епархией масленица проводилась благоприлично, как следует по закону церковному. Достопамятным плодом проповеднической и пастырской деятельности св. Тихона в Воронеже было прекращение языческого праздника в честь Ярила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, будучи 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. И когда он, упомянув в своем надгробном слове, как тяжела для него эта утрата, сказал, что наиболее тяжкой она будет для всех несчастных и обездоленных, то все присутствовавшие разразились горькими рыданиями. Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. Задонские торжества собрали к его раке бесчисленные толпы народа со всех концов России. Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжались до наших дней. Святитель Тихон Задонский — один из наиболее любимых русским народом святых. • Свт. Тихон родился в с. Короцке (Короцком) на Валдае. • Духовное образование св. Тихон получил в Новгородской Духовной славянской школе при архиерейском доме, преобразованной во время обучения его в семинарию. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. • В 1759 г., в сане иеромонаха, св. Тихон был переведен в Тверскую епархию, возведен в архимандриты и назначен настоятелем Желтикова монастыря, а через год — ректором Тверской семинарии и настоятелем Отроча монастыря. • 13 мая 1761 г. св. Тихон был хиротонисан во епископа Кексголъмского и Ладожского, викария Новгородского архиепископа, а в 1763 г. назначен на Воронежскую кафедру. • Задонский Богородицкий монастырь расположен в г. Задонске, в Воронежской епархии (в Задонском р-не Липецкой обл.). • Тихоновский монастырь основан в 5 верстах от г. Задонски. • На следующий день митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором были торжественно открыты мощи святителя. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

Келья святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разорённым помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетённых крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и всё, что он получал в дар от знакомых. На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. В своей жизни преосвященный Тихон часто молился из глубины души словами: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих». И однажды был ему голос: «В день недельный». Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его святые мощи. В 1861 году святитель Тихон причислен к лику святых. 13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским ; † 1892), в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи святителя Тихона. Митрополит Исидор при открытии святых мощей в своём слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, – и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия... Поистине это был свет мира, соль земли... Светильник не угас... Он перенесён на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного...»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За три дня Святитель предсказал свою кончину. В этот же день позволил он приходить к себе более близким для него людям. Последние два дня Святитель не велел никого впускать к себе. Вечером в субботу пришел к Святителю игумен Самуил I, спрашивая: не будет ли каких приказаний? Святитель Тихон открыл глаза, взглянул на него и тихо на ухо сказал, чтобы его не беспокоили и что приказания никакого нет. Видимо, наступали последние минуты его жизни, которые хотелось ему исключительно посвятить молитвенному богомыслию. Игумен, поцеловав руку Святителя, велел келейнику сказать, когда наступит кончина. В полуночи 11 августа сделалось ему хуже, и Святитель, уже два раза приобщавшийся Святых Таин в эту неделю, просил, чтобы скорее совершили раннюю литургию, дабы еще причаститься Тела и Крови Христовых. В третьем часу по полуночи послал просить чередного иеромонаха скорее отслужить литургию, но его просьба не была выполнена. Между тем, святитель Тихон стал заметно изнемогать. На исходе 6 часа утра, когда еще не кончилась утреня, открыл на минуту очи, а потом опять закрыл их тихо – уже навеки... 13 августа 1783 года, в присутствии только четырех келейных, из коих у одного на руках была голова его, святитель Тихон скончался на 59 году от рождения. 17 августа усопшего вынесли из кельи в большую монастырскую церковь . На следующий день прибыл Преосвященный Тихон III и совершил погребение 20 числа 46 . Гроб с телом усопшего руками священников перенесен под алтарь соборной церкви, где положен в обложенный камнем склеп, и над ним устроено было надгробие в форме гроба из кирпичей. На надгробии положена была медная доска с надписью, сочиненной Тихоном III: «Здесь скончался 1783 года августа 13 дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожденный 1724 года, пребывавший на обещании с 1767 года по смерть, показавший образ добродетели – словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, 1783 года Августа 20-го погребен здесь». Теперь снова приступим к последовательному обозрению монастырских зданий, кои отчасти уцелели еще и до нашего времени. С 1798 года обитель Задонская не переставала благоукрашаться не одним только внутренним строгим чиноположением, но и во внешнем своем виде вызываемыми необходимостью постройками. С этого времени почти непрерывно производились здесь новые постройки и возобновлялись прежние, как-то: каменная Владимирская церковь украсилась настенной живописью, возобновлены кровли, отделаны служебные дворы, вновь построены напротив соборной церкви, на восточной стороне, к саду, деревянные одноэтажные на каменном фундаменте кельи для настоятеля, а потом – братский каменный двухэтажный южный корпус; за ним окончены каменная ограда (вместо частокольной) и по бокам – две башни (из которых одна, на южной стороне монастыря, и доныне существует).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010