Всё чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжёлые осложнения. В высшей степени требовательный и даже, можно сказать, беспощадный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием. 17 декабря 1767 года, по своему настойчивому прошению, он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 вёрстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины. Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Всё время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4–5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. Будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Святитель радовался всякому вразумлению, смиряющему его. Однажды, сидя на крыльце своей кельи, чувствовал святитель Тихон, что в душе его восстают помыслы высокоумия. В эту минуту подбежал к нему юродивый Каменев, проживающий иногда в Задонском монастыре, и, ударив святителя по щеке, сказал ему на ухо: «Не высокоумь!» Поражён был святитель прозорливостью убогого и в ту же минуту почувствовал, что дух высокоумия замер в его душе. Юродивому за это врачевство святитель выдавал ежедневно по 3 копейки до самой кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Напряженная собранность духа сочеталась у Тихона Задонского с какой-то исключительной силой милующего внимания и любви» – пишет прот. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия». Вся его пенсия во время пребывания на покое в Богородицком Задонском монастыре уходила на благотворение нуждающимся. Во всем он являл пример жизни по заповедям Евангелия, пример истинно монашеского аскетизма. Его любвеобильное сердце и ясный ум во время пребывания на покое продолжали плодоносить письменными трудами, благодаря которым его забота о ближних не ограничилась современниками, но распространилась и на потомков. На нас с Вами. Читайте также: Святитель Тихон Задонский: 10 граней драгоценного камня Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2019 28 июля, 2019 29 мая, 2019 6 августа, 2018 28 октября, 2017 26 июня, 2017 7 января, 2017 27 декабря, 2016 26 августа, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/svyatitel-tixon-zadons...

Сергиева Ф. В. 22, 23, 47, 48, 340 Сергий Радонежский, преподобный 6, 59, 207, 224, 225, 240, 331 Серебров А. 81, 82, 194, 238, 262 Силаев, матрос-большевик 331 Силори А. 14 Симанович А. 147 Симеон Новый Богослов , преподобный 50 Скобелев М. Д. 326 Скорма 112 Скоробогатенков П., иоаннит 282 Смолич И. К. 6 Соболевский, военный врач 155 Сократ 45 Солнцев А., священник 282 Соловьев Вл. С. 219, 241 Соловьев С. М. 5 Сперанский H., главный военный медицинский инспектор 155 Ставров В., священник 282 Стефан 139, 140 Стефана 238 Столыпин П. А. 271, 276, 286 Суворин A. C. 228, 295, 296, 31 Суворов А. В. 326 Суворов Н. 6 Сурский И. К. 14, 203, 220, 326 Суханова Н. И., крестьянка 259, 260 Таисия, игуменья Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря 167, 222, 225, 226, 283, 311 Танеевы 145 Тарабрин С., солдат 253 Тарасова М. 317 Тарентута М., священник 317 Тата, княгиня 307 Татаринова K. M. 103 Татищев С. С. 291 Татищевы 145 Тереза Авильская, святая 16 Тизенгаузены 145 Тифяева, издательница детского журнала «Игрушка» 228 Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, святитель 43, 59, 61, 94, 113, 115, 330, 331 Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святитель 347 Толстая A. A., графиня 292 Толстая С. А. 43, 54 Толстой Д. А. 297 Толстой Л. Н. 43, 103, 109, 110, 113, 114, 117, 193, 205, 212, 219, 221, 222, 228, 229, 279, 288, 290, 293, 296, 298, 305, 306, 308, 313, 314, 317, 318, 319, 346 Толстые 145 Томеш Л., священник 283 Трофимов П., иоаннит 256, 257, 258, 282, 284 Троцкий Л. Д. 310 Трубецкие 145 Тургенев И. С. 205 Уваров С. С. 297 Урусов, князь 152 Успенский Б. А. 124 Уткин К. 317 Ухтомские 145 Фаррар Ф. У., английский религиозный писатель 279 Федор 135 Федотов Г. П. 6, 240, 316 Фекла, Иконийская, Селевкийская, равноапостольная, первомученица 262 Феодосий Печерский , преподобный 55, 240 Феодосий, архиепископ Черниговский, святитель 143, 232 Феофан (Быстров) , архимандрит 316 Феофан, епископ 147 Феофан, Затворник Вышенский , святитель 43, 57, 167, 233, 244 Фиделина А. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всего чаще говорят они о простоте в жизни и обращении святителя Тихона, о его приветливости ко всем, не разбирая звания и состояния, о его милосердии к бедным и несчастным, о его многочисленных милостынях к нуждающимся. В заключение мы не можем умолчать, что в архиве Святейшего Синода пересмотрены нами были дела, касающиеся святителя Тихона, и при составлении жития святителя отсюда заимствовано несколько важных и замечательных сведений. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном, — сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:19). Верное служение Господу, точное исполнение заповедей Его, отверзает путь к Царствию Небесному, по неизменному слову самого Господа, именующего блаженными слышащих слово Божие и хранящих его (Лк. 11:28), и давшего обетование: идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет (Ин. 12:26). Но блаженнее будут и высшую мзду на Небе получат те, которые, творя сами закон Божий, научают сему и других. Глубокий внутренний опыт, тщательное изучение слова Божия, внутреннее озарение Святого Духа дают их наставлениям, подкрепляемым путями их жизни, сияющими подобно свету — (Прит. 4:18), то помазание, которое влечет души слышащих к любви, яже о Христе Иисусе. Входя сами в Царство Небесное, они вводят с собой множество ближних, и получают награду не за свои только подвиги, но и за спасение других. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном. Таков был блаженный Тихон, епископ Воронежский. Верный исполнитель заповедей Христовых, он всю жизнь свою посвятил научению ближних, и доныне своими писаниями поучает исполнению заповедей Христовых всех ищущих наставления. Глава I. Рождение и воспитание святителя Тихона   Тесным путем, скорбями и лишениями ведет Господь своих избранников. Таким путем, с самого детства, шел Преосвященный Тихон. Он был сын дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова. Родился он в 1724 г. и назван Тимофеем. В младенчестве лишился он отца, так что не помнил его. Старший сын занял место отца, и у него жила мать Домникия, имея на своем попечении троих сыновей и двух дочерей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Благочестивая жизнь старцев привлекла к ним многих соревнователей по благочестию, и возникли новые кельи и другие монастырские здания. Вблизи же обители основалось селение Тешевка – впоследствии город Задонск. Строгая жизнь иноков Задонской (тогда именовавшейся «Тешевской») обители, и особенно святыня ее, икона Богоматери, послужили для жителей Донской области началом паломничеству их в скромную обитель. Трудами братии и жертвами богомольцев юный монастырь стал обстраиваться и к 1690 г. получил уже известность среди других обителей Воронежского края. В 1692 г. монастырь стал жертвою пожара, уничтожившего все постройки и самый храм обители. Невредимой сохранилась лишь святыня ее, икона Богоматери, и это не замедлило усилить религиозное чувство православных людей, слышавших об этой иконе, и привлечь щедрые жертвы на возобновление обители. Монастырь был восстановлен в своем прежнем скромном виде. Впоследствии, в 1736 г., на месте деревянного храма был воздвигнуть каменный в честь Владимирской иконы Богоматери, с двумя приделами, а затем было приступлено к постройке и других церквей и зданий, и обитель начала расширяться и благоустраиваться... Скромную обитель Задонскую, прославленную чудотворной иконой Богоматери, ждало новое духовное прославление, обновившее всю ее внутреннюю жизнь. В 1769 г. сюда переселился на покой оставивший Воронежскую кафедру святитель Тихон I. Замечательна и поучительна жизнь этого святителя православной церкви и знаменитого духовного писателя. Родившись в 1724 г. в бедной семье причетника церкви села Короцка, Новгородской губернии, святитель Тихон тесным путем скорби, лишений и крайней нужды достиг и высшего духовно-научного образования, и высшей иерархической ступени – епископской, хотя последняя и была дана ему помимо его стремлений к ней. «Я никогда и не мыслил о сане епископском, – говорил сам святитель, – у меня мысли были удалиться непременно куда-нибудь в пустынный монастырь, постричься в монахи и определить себя в работу, простую работу монастырскую – дрова рубить, воду носить, муку сеять, хлебы печь, но Всевышнего судьбе так угодно, что я есть недостойный епископ».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тихона обретал успокоение. Святитель имел обыкновение в праздники Пасхи и Рождества Христова, в масленицу и в заговенные дни посылать деньги в богадельни, в больницы, в остроги. А заключенных в тюрьме он, под простою одеждою монаха, по вечерам любил и посещать, как будто посланный от архиерея, и оставлял им милостыню. Но если он замечал, что в нем признавали самого владыку – архиерея, тогда переставал лично посещать и уже через других посылал милостыню. Такая праведная жизнь святителя видимо была благословлена Богом, и кто противлялся угоднику Божиему, тот испытывал на себе наказание Божие, так что при жизни святителя иные, заметив свое непослушание слову св. Тихона и испытав неудачи в жизни, прямо приписывали их жалобе св. Тихона на них пред Богом. «Он Богу жалуется», говаривали про св. Тихона. Был такой пример: В 1764 году преосвященный Тихон ехал за сто верст от Воронежа на погребение одного помещика. Нужно было ему для себя и своей свиты сменять лошадей в одном селе по имени «Хлевное». Крестьяне этого села, хотя и имели на лицо много хороших лошадей, отказали владыке, говоря, что нет теперь у них наготове, и при этом не могли удержаться, чтоб не нагрубить. «Нет тебе лошадей; ты ведь не губернатор, чтоб сейчас для тебя собрать лошадей». – «Да ведь я ваш пастырь», смиренно ответил им святитель: «вы и меня должны почесть не меньше губернатора». На это крестьяне ответили: «да, ты пастырь, но только над попами да над дьячками». Святитель продолжали упрашивать о лошадях: «побойтесь вы Бога, за что же вы оскорбляете меня?» Наконец-то, достаточно потешивши свое злое сердце над смиренными путниками, ямщики дали лошадей. Но что же случилось потом? В скором времени все хорошие лошади в этом селе начали падать. Мужики поняли, за что кара Божия, и через несколько времени, при проезде св. Тихона мимо этого села, сами крестьяне сознались его келейнику, что доныне ни у кого из них в селе не держатся хорошие лошади, но у всех падают, и что в лошадях многие терпят недостаток, а особливо те, которые грубо отвечали архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Рассматривая по прошествии уже многих десятилетий минувшие события русской церковной истории, необходимо различать расколы, начатые и развивавшиеся по конъюнктурным, властолюбивым, политическим, националистическим и другим подобным соображениям, такие как живоцерковный, обновленческий, григорианский, – от разделений, возникавших по мотивам исповеднического стояния за духовную неповреждённость Истины и жизни церковной. В отличие от действительных раскольников такие оппозиционеры очень скоро были поставлены перед необходимостью пролить кровь, отдать свою свободу и жизнь за исповедуемые взгляды. Сам их мученический подвиг с большой силой свидетельствует о том, что разногласия и разделения их были поиском Истины, имели временный, тактический характер и не повреждали их принадлежности к Полноте Русской Церкви. Среди противников курса митрополита Сергия было множество замечательных мучеников и исповедников, епископов, монахов, священников, таких как митрополит Казанский Кирилл [Смирнов], митрополит Ярославский Агафангел [Преображенский], митрополит Крутицкий Пётр [Полянский], митрополит Петроградский Иосиф [Петровых], архиепископ Волоколамский Феодор [Поздеевский] с братьяй Данилова монастыря, архиепископ Воронежский Пётр [Зверев], архиепископ Угличский Серафим [Самойлович], епископ Глуховский Дамаскин [Цедрик], епископ Серпуховской Арсений [Жадановский], епископ Дмитровский Серафим [Звездинский], епископ Ковровский Афанасий [Сахаров], старец Оптиной пустыни иеросхимонах Нектарий, Зосимовский старец иеросхимонах Алексий-Затворник, тянувший жребий на патриаршество св. Патриарху Тихону, священники Сергий Мечев , Владимир Амбарцумов, Михаил Шик, Сергий Никитин (будущий епископ Стефан) и многие-многие другие. Большинство из них погибли в ссылках, лагерях или были расстреляны. В том же духе стояния за Истину до смерти подвизались многие мученики и исповедники, не отделившиеся от митрополита Сергия. Митрополит Серафим [Чичагов], митрополит Анатолий [Грисюк], знаменитый архиепископ Иларион [Троицкий], архиепископ Ювеналий [Масловский], исповедник архиепископ Лука [Войно-Ясенецкий] и множество монахов, священников, отдавших свои жизни за Христову Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Старец учил и к воспоминаниям относиться внимательно, чтобы они не повредили душе, с большой осторожностью относиться к чтению книг. Новоначальным обычно говорил: «Надо осторожно читать. Читай то, что проверено: «Жития святых», «Жизнеописания подвижников благочестия», авву Дорофея, Оптинских старцев». Из наставлений святых отцов отец Иоанн особенно часто любил повторять слова глубоко чтимого им преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтеньице!» Старец Иоанн говорил, что за осуждение больше всего страдают на мытарствах. Старец учил, как надо поступать: «Стали плохо о ком-то говорить, а ты скажи: «Я сама так делаю, я хуже», вот уже и отсекла». Он не разрешал женщинам носить брюки, не разрешал стричь волосы. Одной женщине, которая переживала, что у нее муж неверующий, батюшка ответил: «А ты приведи его (к вере) своими добрыми делами». Матерям отец Иоанн советовал, чтобы во время кормления младенца грудью они одновременно читали Евангелие. В 1969 году отец Иоанн окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Отец Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских Духовных школах, преподавал Пастырское богословие и практическое руководство для пастырей. Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий свидетельствует: «Все, кто знал отца Иоанна, помнит, что это был монах и пастырь милостью Божией. Вся жизнь его была отдана без остатка служению Богу, Церкви, ближним». Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что к нему на лекции приходили студенты с других курсов. С 1974 года он начал преподавать литургику в Семинарии. Ректор Московской Духовной Академии епископ Евгений назвал отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовности. С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», которую он защитил 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

Чрез Казаки 11 слать не совсем удобно. Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот епископ Феофан». Архив МДА 3 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву «Милость Божия буди с Вами! С прошедшим праздником и новым годом поздравляю Вас. Желаю обновления добрых намерений Ваших и сил к исполнению их. Посылаю Вам на мелочи 15 руб. Вы обещали этот год принатужиться. Доброе дело. Но все в меру надо. В Малинове свадьбу играют 12 . Знаете ли жениха? Хорош ли? Господь да подаст им лучшее. Благослови Вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот еп. Феофан. Тихон Александрович Крутиков 13 определен в Воронежскую семинарию на Церковную историю». Архив МДА 24 января 1889. Письмо епископа Феофана к Ивану Дмитриевичу Андрееву «Милость Божия буди с Вами! Вы очень хорошо сделали, что съездили домой, и их дело поправили и направили. Дай им Бог хорошо довести его до конца. Вы извещаете, что новый о. Инспектор 14 вводит строгость за строгостью, и как будто находите, что это не совсем приятное дело. Строгости неприятны только нелюбящим порядков своевольникам. А которые живут скромно и ни о чем больше не хлопочут, как чтоб заниматься и заниматься, для тех какие-нибудь строгости пройдут мимо их, не касаясь их. Причисляя Вас к числу последних, прошу удалиться от всех вольников, суды и пересуды заводящих, в роде скопов. Смирно и терпеливо сидите за делом, будто до Вас ничего не касается, и в разговоры не вступайте. Будьте осторожны. Извещаете, что купили книгу Лебедева о соборах 15 , будто редкость какую добыли. Книга эта не православная. И приводит начала хуже протестантских. Вам кажется, что что ни страница, то блестящие мысли. Мысли там все – мыльные пузыри. Исходная точка неверна, и все дрянь – хоть брось. Выходит автор из той мысли, что в Церкви школы были, и одна с другою спорили. Спорила Антиохийская школа с Александрийскою. В Церкви Божией школ не было. Было одно учение, апостолами переданное и из рода в род переходившее. Дети учились у отцев и потом передавали своим детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Он начинался после Троицына дня и праздновался почти неделю. Для этого праздника и гульбища избиралось всегда лучшее место в Воронеже, куда сходились люди всех званий из разных месть. Площадь покрывалась лавочками, шалашами, балаганами. Гулянье открывалось появлением на площади молодого человека, разукрашенного цветами, увешанного колокольчиками, разрумяненного и с бумажным колпаком на голове. Этот молодец ходил по площади и назывался «Ярилой». После его появления начинались попойки, шумные разговоры, ссоры, драки, кулачные бои, на которых иные оставляли и жизнь свою. Услышав об этом празднике св. Тихони не мог допустить его, потому что за разгул воронежского народа должен отвечать пред Богом и сам пастырь. 30 мая 1765 года, в самый разгар народного гулянья вдруг неожиданно, к изумленно народа, на площадь приехал сам владыка и начал свое скорбное слово. Молва о приезде архиерея обошла всех; одни из христиан, совестливые, поспешили удалиться с площади, чтобы скрыться от взоров и обличений архипастыря; а другие подошли к св. Тихону и слушали его обличительную речь. Обыкновенно все, что говорится от сердца, невольно отзывается и на сердце слушателя. Так было и здесь. После проповеди святителя народ стал разбирать палатки, лавочки и балаганы, и площадь скоро стала свободною от безобразий и бесчинств. Но святитель этим не удовольствовался. На другой день он созвал к себе почетнейших граждан и священников и умолял их помочь ему в этом деле. А в следующее воскресенье в Благовещенском соборе он назначил народное собрание, которому и предложить свою слезную просьбу об истреблении языческого праздника. И его просьба была исполнена. Владыка старался всю свою жизнь проводить в исполнении заповедей Спасителя о любви к Богу и к ближним. Весь день у него распределен был на дела общественные, на рассмотрение нужд епархиальных, или на приготовление поучений к народу. Дела благотворительности и умиротворения ссорящихся – были потребностью его души. Нищие, бедные и скорбящие обращались к нему как к отцу и не встречали отказа; кому нужен был хлеб – получал просимое; кому деньги – находил потребное; кому утешение – тот в слове св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010