Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»). Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устного проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы. Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительской работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа. С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Он всё слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки. Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, работая над произведением, он использовал весь известный к тому времени и доступный ему материал, так что, по словам священника Т. Попова, “появившиеся в печати после трудов П.С. Казанского многочисленные жития многих авторов и издателей ничего не дали нового в литературе по сравнению с тем материалом, какой дан был до их появления” 11 . Из других жизнеописаний наиболее полными и подробными являются изданный в 1865 году труд протоиерея А. Лебедева “Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец” 12 , а в 1898 г. (в Москве) – Н. Сергиевского “Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский, и всея России чудотворец”. Оба этих автора стремятся раскрыть внутренний подвиг святителя Тихона, показать наряду с простотой его образа жизни глубину и высоту его подвижничества, доказать, что образ святителя служит примером для подражания каждому христианину и в настоящее время. Большой интерес представляет собой также описание жизни святителя Тихона, сделанное в первой части магистерской работы священника Т. Попова “Святитель Тихон Задонский и его нравоучение” (М., 1916). Давая обзор всей имеющейся литературы, посвященной святителю, автор заключает: “Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии нет. Но и нет биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав весь этот материал, разрозненный в источниках и раздробленный на части в исследованиях различных наименований, в одно целое и вокруг единой идеи – представления нераздельного облика живой личности” 13 . Священник Т. Попов в своей работе сумел сконцентрировать весь доступный ему материал, но об одухотворенности данного жизнеописания говорить трудно. Вполне возможно, что такое впечатление возникает из-за отсутствия в нем четкого плана. Во второй части своей работы священник Т. Попов разбирает сочинения святителя Тихона, исследуя их как памятники христианского нравоучения. В своих рассуждениях автор не всегда четко связывает предыдущую мысль с последующей, почему каждая глава и вся работа в целом лишены целостности, законченности и читаются с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Святитель Тихон, употребляя сподручные средства к образованию духовенства, в то же время не мог равнодушно смотреть на невежество и грубость нравов в разнородных жителях области Воронежской и немало говорил проповедей и бесед. Люди простосердечные, сознававшие свои слабости и кающиеся, принимали к сердцу слова святителя и исполняли его увещания и просьбы. Такое уважение, напр., оказал народ к святителю, оставив по его внушению не христианское препровождение сырной недели или масленицы. Всем известно, как у нас на Руси проводят масленицу; но не всем, вероятно, известно, что в эту-то, в разгул проводимую, неделю и должны приготовиться люди, через особенное воздержание, к святым дням первой недели великого поста. Святитель нередко беседовал с гражданами воронежскими о масленице и безобразиях, совершаемых на ней. Наконец решился он обратиться ко всему народу в соборном храме с проповедью против масленичных праздников. «Сами вы слышали и знаете хорошо и бесспорно признаете, что масленицу ожидают как какого-нибудь праздника – говорил он. К празднованию её приготовляются заранее: варят пиво, мед, готовить закуску и вино, приготовляют хорошее кушанье, блины; зовут друг друга в гости... Собралась компания; следует опоражнивание бутылок, стаканы и рюмки никогда не иссыхают; бывают при этом поздравления, а за поздравлениями следует бесчувствие. Но зло не держится между стенами, не скрывается в одних домах, но выходит наружу: является на улицах, площадях, по дорогам, и бывает от того зло сугубое – зло от соблазнов!.. Тут разносятся клики и песни; в другом месте идут кулачные бои, а где и драки, брани, сквернословия. Страх и трепет приводят меня в содрогание, когда пред взорами моими представляю себе праведный и страшный Суд Божий». 2 Такое скорбное слово святителя подействовало на слушателей, и во все время его управления епархией масленица проводилась благоприлично, как следует по закону церковному. Достопамятным плодом проповеднической и пастырской деятельности св. Тихона в Воронеже было прекращение языческого праздника в честь Ярила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

T. боролся и против нехристианских обычаев, распространенных в населении. Так, с целью искоренения таких обычаев в праздновании масленицы он произнес в 1765 г. наиболее замечательную из своих проповедей «Слово о сырной седмице». Энергично боролся он также против празднования Ярила, народного праздника, пережитка языческой старины. В 1765 г. он сам явился на площадь, где происходили празднества в честь Ярилы, и произнес проповедь; по этому же поводу он написал «Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшаяся Ярило», и в результате празднество это постепенно было забыто. Борьба с расколом, имевшим глубокие корни в Донской области не только среди мирян, но отчасти и среди духовенства, также отнимала немало сил y T., но эта борьба к значительным результатам не привела. В своей деятельности по оздоровлению церкви T. встречал препятствия со стороны как населения, так и духовенства, которое было недовольно строгостью и требовательностью епископа. Утомленный непрерывными заботами и борьбой Т. просил об увольнении его на покой и был уволен 17 декабря 1767 г. Д. Ровинский утверждает, что увольнение его произошло потому, что он произнес во дворце обличительную проповедь. На воронежской епископской кафедре Т. пробыл 4 года 7 месяцев. Жизнь Т. в Задонском монастыре отличалась простотой и являла собою пример высокого благочестия и аскетизма. Он продал лучшую свою одежду и драгоценности, какие сохранились у него со времени служения на воронежской кафедре, и вырученные деньги роздал бедным. Для себя он оставил самое необходимое, пищу употреблял самую скудную, спал очень мало, отказывал себе во всем и большую часть своего времени отдавал молитве и богословским занятиям. Наряду с этим Т. занимался тяжелыми работами в монастырском саду, пилил и колол сам дрова, косил сено и т. п. «Если бы не епископский сан, – говаривал он своему келейнику, – я бы пошел на самые простые работы, как-то: рубить дрова, воду носить, муку сеять, хлебы печь. Но та беда, что у нас в России нельзя сего сделать».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Почитателем святителя Митрофана был епископ Тихон Задонский (†1783; пам. 13 авг.). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. Позднее в Новгородской семинарии ему была дана фамилия Соколов. Детство Святителя проходило в большой бедности, но отрок отличался способностью к образованию, которое он получил первоначально в духовном училище, а затем – в семинарии в Великом Новгороде. В 1758 году он был недолгое время префектом семинарии. 13 мая 1761 года была совершена его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В тот же день Тверской епископ Афанасий (1758–1763), еще не зная о его хиротонии, помянул святителя Тихона на Херувимской песни епископом. Став Новгородским викарием, святитель Тихон прибыл в Великий Новгород, где провел свои ранние годы. Новый архипастырь по традиции был торжественно встречен духовенством с колокольным звоном. Среди встречающего духовенства были прежние товарищи иерарха по школе. Святитель Тихон вспоминал: «Вы на меня махали отопками, а теперь кадилами будете кадить» 1291 . Затем владыка Тихон управлял Воронежской кафедрой (с 1763 по 1767 г., то есть спустя 60 лет после кончины святителя Митрофана). Здесь он искореняет празднование Яриле, борется с расколом, преобразовывает Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, приглашает в нее преподавателей из Киева, Харькова. Однако из-за слабого здоровья святитель Тихон вскоре ушел на покой и с 1769 года пребывал на покое в Задонском Богородицком монастыре. Здесь вечерами и ночью Святитель слушал чтение Нового Завета или диктовал свои сочинения келейнику. В своих творениях он предстает перед нами как выдающийся богослов Русской Церкви. Будучи на Воронежской кафедре, он написал различные инструкции и наставления практического характера для духовенства епархии. Плодом его духовного опыта явились богословские труды: «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также «Об истинном христианстве». Наряду с ними в Задонске были написаны «Письма келейные», «Христианские наставления», «О истине евангельского учения» и множество духовных поучений в письмах к некоторым лицам по разным случаям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Духовное образование имело решающее значение в борьбе с расколом и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэтому то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах. Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушённого исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, – утешать милосердием Божиим. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И.В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника. В решении судебных вопросов святитель Тихон являлся не столько судьёй, карающим проступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же оказалось? Оказалось, что в этот самый день в С.-Петербурге члены Св. Синода по жребию производили избрание многих во архиерея-викария Новгородского. Три раза вынимали жребий, и каждый раз он вынимался с именем Тихона. В тот же день члены Синода сделали словесный доклад Государыне Императрице Елизавете Петровне об избрании Тихона во епископа, на что и получено было Высочайшее соизволение. Так дума и молитва архиерея в Твери совпала с решением членов Синода в С.-Петербурге. Тихона посвятили в С.-Петербурге, в Петропавловском соборе, 13 мая 1761 года. Тогда ему не было еще 37 лет. Святый Тихон епископом в Новгороде 3 февраля 1763 года, императрицей Екатериной Второй, по докладу Св. Синода, Тихон назначен был в Воронеж. Тяжело было святителю расстаться с родными местами. В Новгороде он видел древние святыни, высокочтимые мощи угодников Божиих, благоустроенность и красоту церквей, знал быт духовенства и состояние духовного образования. А в Воронеже в кафедральном соборе были разбиты большие колокола; самый храм быль ветх, невзрачен и снаружи, и внутри; позолота на главах храма почернела; позолота и серебро и внутри храма полиняли; иконы были повреждены, краска на них облупилась, оклады отпали: ризница церковная была крайне ветха. Дом архиерейский был также не в порядке; семинария стояла непокрытою, без окон и дверей; духовенство воронежское священнослужащее – без образования и присмотра. В епархии к тому же было много раскольников. Куда ни устремлял взор свой новый владыка – всюду неустройство, везде тьма и беззаконие. Св. Тихон озаботился прежде всего просвещением священнослужащаго духовенства. Он предписал, чтобы все, начиная с монаха до священника, непременно читали книги Нового Завета, и читали их с благоговением и прилежанием. Святитель следующими словами убеждал к чтению Нового Завета: «когда читаешь Евангелие – Христос Бог с тобою говорит; когда, читая, молишься, – то ты с Ним говоришь». 1 Сам святитель, со своей стороны, не имел свободной минуты. Он был образцом духовенству, – не только постоянно проповедовал, но и писал поучения для духовенства, составлял для него разные руководства, наставления при исполнении священнических обязанностей. Особенно он не любил ссор и раздоров в духовенстве и потому всячески заботился о мире между духовными. Миролюбие он почитал более высокою добродетелью, чем милосердие, и несказанно бывал рад, когда ему удавалось примирить враждующих. Не менее забот было святителю Тихону и с монашеством своей епархии. Так как обеты монашеские высоки и трудны, то св. Тихон был вообще медлителен и осторожен в благословении на пострижение в монахи. Он обыкновенно советовал не торопиться надевать черную рясу: «черная риза», говорил он, «не спасет, а кто и в белой, т.е. мирской ризе (одежде), да послушание и смирение и чистоту имеет, тот (и без монашеских обетов) есть не постриженный монах». Заботы святителя о христианском просвещении народа

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Преосвященный Тихон избрал сначала для своего пребывания в Воронежской епархии заштатный Толшевский монастырь. Сия обитель, основанная в XVII веке, находится от города Воронеж в 40 верстах (42,4 км) к северо-востоку. Она расположена вдали от селений, отовсюду окружена лесами, тогда почти непроходимыми, с восточной стороны ее протекает река Усмань. В это уединенное убежище удалился святитель Тихон. Он надеялся здесь, на свободе от дел епархиальных, на чистом воздухе и при телесных трудах, получить облегчение в своих немощах. Наступившие весну и лето он провел по-видимому с пользой, но осенью вредные испарения от окружающих болот, от самой густоты леса и от иловатой реки Усмань стали действовать вредно на его здоровье. К тому же настоятель этой обители заражен был расколом и роптал на водворение у него пастыря, который усердно хотел обратить его на путь истины. Посему святитель Тихон принужден был в следующем 1769 году оставить Толшевский монастырь и перешел в Задонский. Близ этой обители тогда было только небольшое селение под названием слободы Тешевки, уже в 1779 году переименованной в уездный город Задонск. Климат Задонской местности, занимаемой Богородицким монастырем, был несравненно полезнее для здоровья Преосвященного Тихона. В Великий пост перешел он в эту обитель – как выше было сказано – и прожил здесь на покое около тринадцати лет. В сем монастыре благочестивый пастырь особенно прославил себя духовными подвигами, смирением и умственными занятиями. Замечательные духовно-литературные сочинения его (изданные в 15 томах в Москве в 1869 году), свидетельствуя о его неусыпных трудах, изливают божественный свет веры и уясняют путь спасения для всех людей 45 . Такая неусыпность трудов его ускорила его кончину. За год и три месяца до оной почувствовал он онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги и трясение левой руки, что продолжалось до самой его приснопамятной кончины. Незадолго до кончины свт. Тихона I приезжал навестить его Тихон III, епископ Воронежский, и целые сутки провел в монастыре, утешая болящего своими беседами при его одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

1924 г. – епископ Петропавловский, викарий той же епархии. 1925 г. – епископ Акмолинский. 1925–1926 гг. – епископ Семипалатинский, временно управляющий Свердловской епархией. 1926–1927 гг. – епископ Мичуринский. Архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем] назначен кандидатом на временное исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. 1927 г. – епископ Шацкий. 1927 г., декабрь – епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. 1928 г. – присоединился к «иосифлянам», возглавив в г. Воронеже «правые» непримиримые течения. 1928 г., 27 марта – запрещён в священнослужении и освобождён от управления епархией. 1929 г. – арестован и заключён в Соловецкий лагерь. 1929 г. – вновь арестован вместе с группой духовенства, часть которого находилась в Соловках, часть – в Воронежской епархии. Все они были приговорены к расстрелу и все расстреляны, кроме епископа Алексия. АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович), Патриарх Московский и всея Руси. 1877 г., 27 ноября – родился в семье московских дворян, сын камергера высочайшего двора. Среднее образование получил в Московском Николаевском лицее. 1899 г. – окончил юридический факультет Московского университета, поступил в Московскую Духовную Академию. 1902 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, 1903 г. – иеромонах. 1904 г. – окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, инспектор Псковской духовной семинарии. 1906 г. – ректор Тульской духовной семинарии, архимандрит. 1911 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, настоятель Антониева Сийского монастыря. 1913 г., 28 апреля – хиротонисан во епископа Тихвинского викария Новгородской епархии. 1921–1926 гг. – епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. 1922 г. – временно управляющий Ленинградской епархией. Кратковременно признавал обновленческое ВЦУ. 1922–1925 гг. – ссылка в Усть-Каменогорск. 1926 г. – архиепископ Хутынский, временно управляющий Новгородской епархией. 1927 г. – постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии [Страгородском].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Благоговею пред Создателем, Пастырем и Промыслителем моим и перед вами, святители Божии, ибо взираю на предлежащий подвиг (ср.: Евр. 12, 1) и труды по продолжению соделанного в этом крае ревностно потрудившимся Преосвященным епископом Даниилом. Не могу умолчать ныне и о том, что укрепляет меня, вселяет надежду и упование. Родитель мой, перед тем как оставить земной мир, пострижен был в схиму, восприяв имя преподобного Савватия Соловецкого. Никто и не помышлял из нас, что епископ Даниил отправится для продолжения архипастырских трудов в Архангельск, епархию, славную сонмом подвижников и знаменитой твердыней веры — обителью Соловецкой. Так и в наших судьбах незримыми нитями связуема островная епархия Российской Церкви с землей русских поморов: на их кочах отважные первопроходцы дошли до Сахалина и Курил. Путь же из первопрестольного града Москвы к берегам Белого моря — Архангельский тракт — проходит через город, возникший у стен древней обители Сергиевой. Не могу умножать словеса. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим и, припадая к стопам Святейшего владыки, уповаю на молитвы тех, в деяниях коих зримо всеблагое действование Спасителя нашего и Бога. Ваше Святейшество и милостивый отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное поприще, призываемый к тому чрез Вашу мерность Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских) родился в 1959 г. в Воронеже. В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум, а в 1983 г. — Воронежский политехнический институт. 10 апреля 2003 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 13 апреля 2003 г. рукоположен во иеродиакона, 20 апреля 2003 г. — во иеромонаха. В апреле — июле 2003 г. — штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска. В июле — декабре 2003 г. — и.о. настоятеля прихода свт. Иннокентия, митрополита Московского, г. Южно-Сахалинска. С 29 декабря 2003 г. — секретарь Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010