Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам: 1 . По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству: а) победа в Полтавской битве (1709); б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771). 2. В связи с прославлением новых святых: а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752); б) Феодосия Тотемского († 1568); в) Иннокентия Иркутского († 1731); г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729). д) равноапостольных Мефодия и Кирилла. В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански. После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки. В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347). 6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович. В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783). В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году. В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При имп. Елизавете отношение правительства к суевериям стало терпимее. Екатерина II указом 1774 года вновь повелела гражданскому и военному начальству следить за исполнением их подчиненными долга исповеди. Законодательство этого времени высказывалось против преследования суеверия суровыми мерами. Все виды суеверий, даже хулений против веры, были изъяты из ведомства духовного суда и отнесены к ведомству полиции и светского суда. С духовенства, вместе с тем, не была снята обязанность противодействовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Платоном, во многом повторяла суждения о суевериях Духовного Регламента. Особенно усердными обличителями суеверий были: Святитель Тихон Воронежский, еп. Амвросий (Подобедов), еп. Дамаскин (Семенов-Руднев), митроп. Платон (Левшин) . Просветительная проповедь , здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабления народной религиозности. Духовенство, в начале синодального периода не имевшее достаточного образования, стараниями церковного руководства становилось примером благочестия для народа. Пока не были заведены по всем епархиям духовные училища, кандидатов во священство обучали вере и благочестию в домах епископов, требуя притом свидетельства прихожан об их непорочной жизни. Епископ Смоленский Парфений (Сопковский) написал прекрасное наставление “О должностях приходских священников”, одобренное Синодом для всех церквей. Вообще жизнь белого духовенства была под строгим наблюдением архипастырей. Надо сказать, что и правители Российские, заботясь о духовном и материальном благе своих подданных, сами тоже во многом являли собой пример для них. Петр I, не чуждый влиянию протестантства и разгульности жизни, тем не менее строго осуждал безверие. Несмотря на влияние окружавших ее немцев-лютеран, в личной жизни имп. Анна Иоанновна была представительницей исконного русского благочестия. Особенно благочестива была имп. Елизавета. Даже во время господства в русском обществе вольнодумства, имп. Екатерина II выполняла основные обязанности Православной Церкви, хранила посты, заставляла вести себя так же и свой двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При образовании Консисторий ее членами могли быть только монашествующие. Позднее получили доступ и представители белого духовенства. Консистории делились на присутствие и канцелярию. Они находились в ведении Синода и их начальник назначался Синодом. Вспомогательными учреждениями и лицами у архиерея были: а) викарии, б) благочинные с благочинническими советами, в) епархиальные попечительства о бедных духовного звания (учреждены в 1823 году при Консисториях), г) депутаты. Депутатами были духовные лица, вызываемые для следствий о духовных же лицах, члены училищных и общеепархиальных съездов, присутствующие в заседаниях земств и городских дум при разбирательстве дел, связанных с церковными землями. В качестве хозяйственного епархиального управления при епископе имелся т. н. архиерейский дом. Если при Петре I в России насчитывалось 15 миллионов православных, то при Николае II их было 115 миллионов. Если в патриарший период Русская Церковь имела 20 епархий с двадцатью же епископами, то к концу императорского периода (синодального) в ней было 64 епархии и 40 викариатств с более чем 100 епископами. Со времени Петра I благочиннические обязанности стали поручаться особым лицам, уже не выборным, а определяемым на должность самим архиереем. Благочинные заменили выборных поповских старост, выполнявших финансовые обязанности (до 1764 года, когда были отменены архиерейские сборы с духовенства). С конца XVIII века появилась новая должность благочинных над монастырями (из почетнейших настоятелей монастырей). В 1766 году Синод добился смягчения административных наказаний: последовал Указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства. Появились архиереи нового склада, старавшиеся поднять духовенство из его приниженного состояния. Особенно выделялся в этом отношении святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский. Он еще до синодального указа отменил в своей епархии телесные наказания духовенства. Преимущественное внимание епископов было обращено на воспитание юношества. Пока духовные училища не были открыты в каждой епархии, для испытания и обучения ставленников определены были при каждом епископе два экзаменатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник не может опускаться на одну ступеньку с людьми, видящими цель жизни в накоплении материальных благ, с людьми, обуреваемыми злобой, стяжательством. Иерей должен быть выше обывательской среды, выше мещанства, безупречно чист в материальных делах. Нельзя со своими прихожанами вступать в тяжбу, ссориться, домогаться денег или вещей (например, выпрашивать иконы, книги, стремиться получить наследство по завещанию). Лучше уступить, лучше не получить чего-либо, чем прослыть стяжателем и, тем самым, бросить тень на всю Церковь . Ведь по поступкам одного священника судят о всем духовенстве («все они такие!») и о всей Церкви. Свое священническое служение следует хорошенько продумать, осмыслить его, иметь у себя перед глазами идеал православного пастыря и к достижению его стремиться всю жизнь. Чем раньше это сознательное следование идеалу засияет в душе, тем светлее будет путь священника. Жить без идеала – все равно, что плыть по морю без руля. Жизнь и труды Апостола Павла (особенно его пастырские послания к епископу города Ефеса Тимофею и епископу Крита Титу), слова святого Иоанна Златоуста «О священстве», святые Тихон и Митрофан Воронежские , епископ Феофан Затворник , протоиерей Иоанн Сергеев, святитель Игнатий Брячанинов – дают ясные ориентиры на пути следования пастырскому идеалу и в современной жизни духовенства. Учитывая советы этих совершенных («духовных») пастырей, священник будет правильно строить свою личную жизнь (непрестанное духовно-нравственное совершенствование), жизнь семейную (церковность и духовная жизнь жены, воспитание детей в религиозной атмосфере), найдут пути для устроения «большой семьи», своего прихода, в духе любви и согласия. Будет найдена золотая середина между внешним (обрядовым) благочестием и пагубной для священника светскостью и омирщвленностью. Не священник должен следовать моде и вкусам своих прихожан, а последние должны видеть (или чувствовать) добрый образец для подражания жизни своего пастыря. Не телевизор и радио, не гарнитуры полированной мебели являются украшением жилища священника, а хорошие (писаные) иконы с зажженными лампадами и назидательные книги на полках. Не цветные шелковые и греческие рясы, не дорогие облачения возвышают престиж священника, а «сокровенный сердца человек в нетленной красоте» ( 1Пет. 3:4 ) подлинно христианского духа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Уже в Академии некоторые наставники видели в Ключаре­ве даровитого проповедника. Так, профессор протоиерей Федор Голубинский, проверяя его сочинение, написанное на первом году обучения, оставил на нем следующую резолюцию: «Очень хороший проповедник. Мысли верные, стройно, плавно и легко изложенные, с участием сердца. Расположение правильное. Есть наблюдательность». Однокурсник владыки Амвросия Сергей Константинович Смирнов, ставший впоследствии протоиереем и профессором Московской Академии, писал, что в 1843 году, когда было решено устроить перед главным академическим корпусом сад, то особое усердие в реализации этого проекта проявил именно Алексей Ключарев. Следует пояснить, что прежний сад, устроенный перед зданием Царских чертогов в Лавре b XVIII веке, был вырублен в 1820 году. Тогда же был засыпан находившийся посреди сада пруд. Проект нового сада, сохранившегося без изменений до революции, был разработан в 1843 году . На четвертом году обучения Алексей Осипович под руководством профессора А. В. Горского написал курсовое сочинение «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Ключарев окончил Академию четвертым магистром по разрядному списку. Его сочинение было признано одним из лучших и по благословению святителя Филарета напечатано за счет Академии . 30 октября 18 44 года Алексей Осипович был определен преподавателем в Вифанскую семинарию. Это назначение состоялось по рекомендации профессора протоиерея Ф. А. Голубинского, который не желал отпускать далеко от Академии способного студента. В Вифании Ключарев преподавал логику, латинский язык и психологию. В то время все наставники семинарии обязаны были произносить проповеди по заранее утвержденному расписанию. Так что и Алексей Осипович регулярно произносил проповеди в семинарской церкви. В 1845 году Ключарев был утвержден в ученой степени магистра богословия и в звании профессора. В том же году он женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. После этого Алексей Осипович стал все чаще думать о том, чтобы сменить преподавательскую деятельность на пастырское служение. 23 октября 1848 года благодаря ходатайству тестя он был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре, 14 ноября 18 48 года рукоположен во диакона, а 17 ноября того же года — во иерея. Однако в Рождественском монастыре отец Алексий служил недолго. В начале марта 1849 года скончался его тесть, протоиерей Сергий Владимирский, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка).

http://pravoslavie.ru/6067.html

Четырнадцать лет учился Тимофей Соколов в семинарии. Тридцати лет кончил он курс семинарии и оставлен был при ней в должности учителя. Будучи одинокими, он в свободное время любил ходить на богомолье по святым местами. Во время одного из таких путешествий, в Александро-Свирском монастыре, Тимофей, желая полюбоваться красивою местностью, взошел один на колокольню и оперся на перила. Вдруг перила отвалились и полетели вниз. «А меня как- будто кто толкнул назад, и я упали к колоколами полумертвый», рассказывал после Тимофей. Таки Господь сохранил жизнь его. В 1758 году учитель Новгородской семинарии Тимофей Соколов, согласно давнему своему желанию и прошению, в Лазареву субботу был пострижен в монашество в Новгородском Антониевом монастыре и назван был Тихоном. В Фомино воскресенье в С.-Петербурге был он посвящен в дьякона, а через несколько времени, в том же году – в иеромонаха. Тогда Тихону было 34 года от роду. Молва о строгом монахе разнеслась далеко и быстро. Взоры духовной власти обратились на Тихона, на его жизнь, образованность и природные дарования. Тверской архиерей Афанасий выпросил Тихона себе и вскоре назначил его настоятелем и архимандритом Желтикова загородного монастыря, а потом настоятелем Отроча (в самой Твери) монастыря, ректором Тверской духовной семинарии и преподавателем богословия. Полтора года святитель управлял Тверскою семинарией. Во все это время он был искренно любим и уважаем за благочестивую жизнь Тверским архиереем Афанасием. Этот владыка в душе давно желал видеть отца архимандрита Тихона архиереем. И вот на Пасхе 1761 года в Тверском соборе преосвященный владыка, имея в сослужении божественной литургии архимандрита Тихона, во время херувимской песни, когда каждый служащий со владыкою у жертвенника подходит к архиерею и, целуя его в плечо, говорит: «помяни мя, владыко святый», – преосвященный, отвечая на слова отца архимандрита Тихона, обмолвился и сказал вместо слов: «архимандритство твое» – архиерейство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Вашего высокоблагородия, моего милостивого государя покорный слуга, недостойный молитвенник, недостойнейший епископ Воронежский, Тихон. Декабря 4 дня, 1764 года. Воронеж. Преподобнейшие отцы, отец строитель, и прочая о Христе братия! За писание ваше благодарствую. Что же изволите в письме мне приписывать, того я, ей, недостоин. А люди отчего предприняли меня хвалить пред вами, я не знаю, поскольку я им ничего достойного, что касается моего пастырского дела, не показал. А прошу о мне, недостойном, по христианской любви к общему нашему Милосердному Богу сотворить молитву, и ныне и по смерти моей да помилован буду Его благодатью. Вас же Тот же Отец щедрот да сохранит от всех козней вражьих. 1 Ваш слуга и брат, недостойнейший епископ Воронежский, Тихон. Апреля 14, 1765 года. Воронеж. Отец Матфей! 2 Прими себе в сожительство новопришедшую овцу Христову 3 . Наставляйте друг друга и созидайте духовно, и о мне, грешном, Господу Богу молитесь вместе. А ты подвизайся о Господе, подвизайся, не поддавайся. Страсти Христовы поминай и Страшный Его Суд. Прочитывай книги, и уразумеешь лучше путь Господень, по которому дойдешь до вечной жизни. Епископ Тихон. Апреля 25 дня, 1765 г. Братия о Христе любезнейшая! Чувствуя приятно и любовь вашу ко мне, не могу и сам не соответствовать тем же вам. Притом прошу и меня, по своей любви, не оставлять в молитвах. Вы же трудитесь, работайте, подвизайтесь. Трудящимся Бог да поможет Своею благодатью. А я как был, так и есмь ваш любитель, недостойный епископ Тихон. Марта 16 дня, 1766 г. Воронеж. Пречестный отец игумен и прочая о Христе любезная братия! За писание Ваше, которое я получил через отца Пахомия 4 , брата вашего и моего (которого вам рекомендую, как честного и ищущего спасения), много благодарю. Прошу и впредь не оставлять. А более во святых молитвах прошу со смирением не оставить меня, бедного, как сущего грешника. Вас же всех Господь наш Милосердный и Промыслитель о грешниках, к Нему прибегающих с покаянием, да помилует Своею благодатью. Спаситесь, любезная братия, спаситесь о Христе, Которого милости и благодати поручая, остаюсь ваш слуга и брат, недостойный Епископ Тихон. Февраля 15 дня, 1767 г. Воронеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Михаила Фаворского, клирика храма святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове, во пресвитера. По окончании богослужения Священноархимандрита обители приветствовал епископ Зарайский Меркурий, который подарил Его Святейшеству икону святителя Петра. «Мы испытываем особое молитвенное чувство к святителю Петру, мы чувствуем его благодатную неоскудевающую помощь, его присутствие и благословение, — сказал, в частности,  владыка наместник. — И это, безусловно, укрепляет нас в трудах по возрождению былой славы этой обители». В дар монастырю Святейший Владыка передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения колокола «Святитель Петр»   — главного колокола звоннницы Высоко-Петровского монастыря. Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов: святой благоверный великий князь Димитрий Донской, великие князья Иоанн Калита и Василий III, царь Алексей Михайлович, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В стенах обители совершали богослужения святитель Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1705 году, в период наивысшего расцвета обители, численность братии обители достигла 78 человек. Среди насельников известен преподобный Гавриил (Зырянов), впоследствии старец Седмиезерной и Спасо-Елиазаровской пустыни, духовный наставник преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. С 1918 года монастырь потерял свой легальный статус. В годы гонений в стенах обители действовала одна из крупнейших в России тайных монашеских общин. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев; †1918), преподобномученики Игнатий (Лебедев; †1938), Варлаам (Никольский; †1937), Герман (Полянский; †1937), Феодор (Богоявленский; †1943), Макарий (Моржов; †1931), Косма (Магда; †1937), мученики Николай Варжанский (†1918) и Иоанн Попов (†1938). В 1929 году на территории монастыря был закрыт последний храм.

http://patriarchia.ru/db/text/1095913.ht...

За последнее столетие пик популярности имени Тихон пришелся на 1999 год, когда на каждые десять тысяч новорожденных как минимум пятеро получили имя Тихон. Святитель Тихон Задонский В бедной семье сельского дьячка Савелия Кириллова в 1724 году родился мальчик, крещеный при рождении Тимофеем. Вскоре случилось горе и многодетная семья лишилась кормильца, жила в страшной нужде. Чуть повзрослев, Тимофей, как и братья, начал работать. Нанимался к богатым крестьянам копать огороды и ходил по пашне за бороной. Однажды вдова не выдержала, больно ей было смотреть на родных детей, страдающих от голода. Она решилась на отчаянный шаг: собрала Тимофея и пошла отдавать его богатому и бездетному соседу ямщику на воспитание. Если бы не старший сын, Евфимий, быть бы Тимофею ямщиком. Старший просил за младшего на коленях. Говорил, что с сумой пойдет, но найдет возможность дать Тимофею образование. Неизвестный художник. Портрет Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого. Источник: http://ru.wikipedia.org/ Уже в тринадцать лет Тимофей был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме. Принят он был туда стараниями другого своего брата и записан под фамилией Соколовский. Учился Тимофей блестяще и среди двухсот избранных был принят на казенный счет в только открытую Новгородскую семинарию. Любознательный и скромный юноша часто отказывал себе в удовольствии досыта поесть. Он продавал часть своего хлеба, чтобы купить свечи и иметь возможность читать даже ночью. А с 1750 года начал еще и преподавать. После окончания семинарии в 1754 году, Тимофей был оставлен в ней преподавателем древних языков и философии. В 1758 году, в возрасте 34 лет он был пострижении в монашество с именем Тихон. О его уме, таланте и добродетелях много слышал Тверской епископ Афанасий. Несмотря на молодость и недавнее пострижение, Тихон был переведен в Тверскую епархию и назначен в январе 1759 года архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. Не прошло и года как он был переведен в Отроч монастырь с назначением на должность ректора Тверской духовной семинарии и преподавателя богословия. Его труд «Об истинном христианстве», завершенный чуть позже, был написан именно на основании преподавания богословия.

http://foma.ru/imya-tihon.html

Святитель заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей В 1763 году святитель, по желанию самой императрицы Екатерины II, был поставлен на Воронежскую кафедру. Много пришлось ему здесь потрудиться, поскольку Воронежская епархия была в ту пору одной из самых больших и неустроенных. За четыре с половиной года служения епископу Тихону удалось здесь многое совершить, приводя дела в порядок. Особое внимание святитель уделял просвещению духовенства, он ходатайствовал о доступности духовного образования для детей из бедных семей церковнослужителей. На базе Славяно-Латинской школы им была создана Воронежская семинария. Святитель очень заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей. С этой целью им был написан и разослан по приходам ряд посланий для священнослужителей, написанных в форме руководств и назидательных слов. Так же ревностно епископ следил за духовным состоянием своей пасты. Ему удалось навсегда искоренить ряд языческих обычаев, в том числе глубоко укоренившийся в этой местности культ Ярила. Кроме того, святителю Тихону пришлось бороться со многими раскольническими явлениями в народе. Жизнь и труды владыки на покое Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Многочисленные и самоотверженные труды очень быстро подорвали здоровье святителя, так что в 1767 году он вынужден был просить отпустить его на покой. Правда, прошение это было удовлетворено только после того, как епископ Тихон написал письмо императрице. Ему назначили пенсию и позволили самому выбрать место для проживания. Вначале владыка переехал в Толшевский монастырь под Воронежем. Это место ему очень нравилось, в первую очередь своей уединенностью и исправностью служб. Однако климат здесь был неблагоприятным для его выздоровления. По этой причине в 1769 году святитель переезжает в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где проведет последние 16 лет своей жизни. В Задонске епископ Тихон проводит большую часть времени в молитве и богомыслии, он регулярно посещал богослужения, а также занимался простым физическим трудом: ухаживал за садом, рубил дрова, возделывал землю. Из своего имущества владыка оставил лишь самое необходимое, все остальное он раздал нуждающимся. Иногда епископ посещал Толшевский монастырь, который ему полюбился, а также жил в селе Липовка в имении Бехтеевых. Встречался святитель и с людьми, но больше любил отвечать письменно, чем принимать посетителей или покидать свое уединение. От последнего сильно нарушился душевный покой, который владыка высоко ценил. Он также оказывал разного рода благотворительность, сам посещал заключенных в темницах, беседовал и помогал им, чем мог. Очевидно, что испытанная в детстве острая материальная нужда сделала Преосвященного Тихона более чутким к чужому горю.

http://pravoslavie.ru/105956.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010