Митрополит Трифон (Туркестанов) Биографический очерк Митрополит Трифон, в миру князь Борис Николаевич Туркестанов, родился 29 ноября 1861 года. Предки его по отцовской линии были родом из Грузии, при Петре I переселившиеся в Россию. Отец, князь Петр Николаевич Туркестанов (18301891), по отзывам современников, отличался тонким умом и нежным сердцем. Мать будущего владыки, Варвара Александровна, урожденная Нарышкина, приходилась племянницей игуменье Марии (Тучковой), основательнице Спасо-Бородинского монастыря. Сохранились следующие воспоминания о Варваре Александровне: «Представьте себе следующую картину. Восседает старец, утружденный годами, убеленный сединами, утонченный плотью, одухотворенный в лице и облеченный высоким святительским саном. То - митрополит Московский Филарет. Около него - маленькая девочка. Рядом старость и младость! Митрополит приближает к себе девочку и говорит с ней об ее умершей матери, рано оставившей ее. " Твоя мать была святая. Она теперь - в раю… Будь и ты хорошей! " Девочка со   всей детской живостью и непринужденностью смело спрашивает: " Митрополит! а что делают в раю? " - " Там молятся " , - отвечал святитель. " Молятся? " - опять со всей непринужденностью детского возраста и в то же время как бы с неудовлетворенностью возражает девочка, - " Как скучно! " Тогда митрополит полагает свою руку на голову девочки и внушительно говорит ей: " Дай тебе Бог впоследствии познать сладость молитвы! " » 1 . И действительно, всю свою жизнь княгиня была ревностной молитвенницей и передала любовь к Богу и к храму Божиему своим детям. В семье князей Туркестановых было шестеро детей. Зимой они жили в Москве, а летом - в старинном подмосковном имении Говорове. Весь уклад семьи был подчиненном размеренному строю церковной жизни, с чередой постов, говений, паломничеств и праздничных торжеств. Дом князей Туркестановых всегда был открыт для знатных и незнатных, богатых и бедных. В имении был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первые воспоминания о храме Божием связаны у митр. Трифона именно с ним здесь он подростком алтарничал, пел на клиросе, познавая дивную глубину и красоту богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея. За время существования обители её посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский) . В Гуслицком монастыре в свою бытность благочинным монастырей Московкой епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья. После закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). В советский период, в монастыре разместилась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. В 1994 году при монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. 9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Несколько лет понадобилось для восстановления главного храма монастыря — Спасо-Преображенского собора. В 2008 году он был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , духовенство и монашествующие, многочисленные паломники. Пели хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и хор Преображенского собора г. Тамбова (регент — Наталья Любимская). Телеканалы «Новый век» и «Союз»  осуществляли прямую трансляцию Патриаршего богослужения. Многие жители города и паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных вблизи собора. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Предстоятель Русской Церкви рукоположил в сан священника диакона Павла Симонова, клирика московского храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Петр Лукин, клирик Преображенского собора г. Тамбова, заведующий отделом по связям с приходами Тамбовской епархии . По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Глазовского и Игринского Виктора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Митрополит Тамбовский Феодосий, приветствуя Святейшего Владыку от лица духовенства и мирян, преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Питирима Тамбовского с частицей его честных мощей. Затем с речью, посвященной 100-летию канонизации святителя Питирима, выступил губернатор Тамбовской области О.И. Бетин. Глава региона преподнес Его Святейшеству старинную икону святого великомученика Георгия Победоносца, написанную тамбовскими иконописцами в период служения святителя Питирима. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх передал список афонской иконы Божией Матери «Всецарица». Поблагодарив главу Тамбовской митрополии и руководство области за труды, Святейший Владыка вручил митрополиту Феодосию памятную панагию в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, а О.И. Бетину — икону преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3720095.ht...

Когда возник вопрос о разрыве с Русской Православной Церковью, его что-то смутило - он почувствовал, что происходит что-то в духовном отношении неверное, неправильное. И он отслужил 40 литургий подряд. Он постоянно находился в духовном молитвенном общении с афонскими старцами, в переписке с ними, и испрашивал у них благословения на свои поступки. Среди ближайших сподвижников епископа Вениамина был иеромонах (впоследствии архимандрит) Афанасий (Нечаев), который тоже оставил о себе память как человек, ведущий чрезвычайно сосредоточенную и строгую духовную жизнь. Не случайно он был духовником Андрея Блюма, будущего митрополита Сурожского Антония, тогда совсем еще молодого человека. В числе основателей прихода были и другие монахи, а также несколько мирян. К ним присоединились знаменитый философ Николай Бердяев, духовный писатель Петр Иванов, богослов и преподаватель Сергиевского института Владимир Ильин. Присоединилась группа молодежи, которая называла себя " Поэтическим братством " , в нее входили братья Ковалевские. Совсем тогда молодой Леонид Успенский, Григорий Круг - впоследствии ставшие знаменитыми иконописцами, и многие другие. Они считали, что Господь промыслительно нам послал русское расселение на Запад, чтобы проповедь православия достигла и западных христиан. - А как было организовано братство святителя Фотия? Это было молодежное братство? - Да, это братство было образовано в 1923 году первыми прибывшими в Париж русскими эмигрантами из числа студенческой молодежи. К ним сразу же присоединился Владимир Николаевич Лосский, в будущем - крупнейший православный богослов XX века, Федор Тимофеевич Пьянов, Иван Аркадьевич Лаговский, братья Максим и Евграф Ковалевские, Леонид Александрович Успенский и многие другие. Братство было названо в честь святителя Фотия, крупнейшего православного канониста. Целью братства было служение в поддержку Вселенского православия, перед лицом инославного мира и различных соблазнов, сомнений и разделений самих православных. И они считали, что в этом служении они могут опираться только на твердые, ясные каноны Вселенской Церкви и на каноническое сознание. Поэтому не случайно, что братство святителя Фотия поддержало тогда епископа Вениамина в создании монастырского подворья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Большая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества - своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский . Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром - 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской. С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года - григорианская. После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами. 16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Мне известны семь рассказов о видениях патриарха Никона , которые записаны самим автором. По тематике их можно разбить на две группы. Первую составят видения, содержание которых связано с прославлением валдайского Иверского монастыря, возводимого по инициативе патриарха Никона в Новгородской епархии с 1653 г. В феврале 1654 г. патриарх Никон перенес в монастырь частицы мощей четырех московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и мощи святого Иакова Боровичского чудотворца. Два рассказа о явлениях Никону святых – покровителей обители содержатся в сборнике «Рай мысленный», издание которого осуществлено в типографии Иверского монастыря в 1658 – 1659 гг. доя прославления обители 471 . «Слово» о создании Иверского монастыря, куда входят рассказы о видениях Никона и перенесении мощей этих святых, чудесных явлениях над Иверским монастырем, написано самим патриархом Никоном 472 . Во вторую группу входят видения, содержание которых связано с епископским служением Никона. Рассказы об этих видениях включены Никоном в его послания царю. Эти видения случаются в наиболее напряженные моменты жизни Никона. Они разделены мной на три группы, которым даны условные названия. 1)«Знаковые» видения – их содержание определяло судьбу Никона, его карьерный рост от новгородского митрополита до московского патриарха. В соответствии с требованиями явившихся Никону святых он организовывал свою жизнь [видения Филиппа митрополита в Соловецком монастыре (июнь 1652 г.) – «соловецкое» 8, л. 19 об.) и московских святителей Ионы и Петра в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) – «воскресенское» 14, л. 47 – 46)]; божественным откровением определилось пастырское служение будущего патриарха Никона [видение венца от Спасова образа в Новгороде (19 марта 1650 г.) – «новгородское» 1,л. 124)]; 2)«Царское» видение, содержание которого адресовано царю Алексею Михайловичу в декабре 1661 г.: митрополит Петр показал Никону пожар в царских палатах 9, л. 253 – 254); 3)«Монастырское» видение – из Ферапонтова монастыря в июле 1675 г. Никон писал царю о бесах, в облике жителей Кириллова монастыря досаждавших ему и его старцу во время сна 34, л. 218 – 219).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начальная история монастыря окутана тайной. Известно, что он всегда пользовался почетом и вниманием у всех московских государей и уже в древние времена был избран местом великокняжеского богомолья. Монастырь щедро одаривали вотчинами и пожертвованиями и великие князья, и знатные лица, что позволяло ему строиться и благоденствовать. Первый монастырь был деревянным, как и его соборный храм Богоявления с первым, Благовещенским, приделом. Но вскоре после основания он сгорел, и в 1340 году, незадолго до кончины, сын благоверного князя Даниила Иван Калита заложил в обители белокаменный однокупольный Богоявленский собор на высоком цоколе и о четырех столпах. Интересно, что этот собор стал шестым каменным храмом Москвы, заложенным Иваном Калитой, наряду с Успенским, Архангельским и другими кремлевскими соборами. Это было и первое каменное здание Москвы вне Кремля, когда еще сами кремлевские стены были дубовыми. После смерти великого князя Богоявленский собор достраивал боярин Протасий, душеприказчик Ивана Калиты. Его князь оставлял начальником Москвы на время своих отлучек. Его же призвал к себе перед смертью святитель Петр, митрополит Московский, чтобы передать великому князю свою последнюю волю. Боярин Протасий иногда считается родоначальником Вельяминовых-Кучковичей, которые долгое время были ктиторами Богоявленского монастыря, да и усадьба Протасия находилась рядом с монастырем. Со времен Даниила Александровича Вельяминовы занимали должность тысяцкого, то есть начальника военного отряда («тысячи»), который был и управителем города, имея большую власть. Оттого великий князь Дмитрий Донской не жаловал этот титул. Последний тысяцкий Василий Вельяминов умер в 1374 году, приняв схиму в Богоявленском монастыре, где и был упокоен. После его смерти Дмитрий Иванович отменил должность тысяцкого, более в ней не нуждаясь. Сын последнего тысяцкого Иван Васильевич, пытавшийся вернуть себе былое могущество, был казнен на Кучковом поле за измену в 1379 году. Богоявленская обитель издревле славилась своими иноками и настоятелями. Именно сюда ушел иночествовать старший брат преподобного Сергия Радонежского, Стефан, ставший потом первым известным игуменом Богоявленского монастыря. В нем же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. Он, кстати, был крестником великого князя Ивана Калиты, ибо его отец, черниговский боярин Федор Бяконт, приехавший в Москву еще при князе Данииле, тоже пользовался особым доверием Калиты.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Что же происходит с нами, когда мы имеем эту Божественную вечную доминанту в жизни и одновременно проходим через страдания? Они становятся легкими и скоро преходящими, по слову апостола Павла. И эти слова апостола получали блестящее подтверждение на протяжении всей человеческой истории, особенно истории новозаветной, истории Церкви. Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоро преходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, а просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, как в другом месте говорит апостол Павел, для мира (см. 1 Кор. 4:13), но страдания их оказались скоро преходящими и легкими в масштабах вечности, и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу. А почему мы говорим об этом в связи с празднованием памяти святого Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси? А потому что он прошел через многие страдания в жизни. Он был избран и поставлен на Киевскую кафедру, стал Предстоятелем Русской Церкви в то время, когда татаро-монголы уже завоевывали одно княжество Руси за другим, когда был повержен Киев, когда были разрушены его стены, когда разного рода кочевники, убийцы, насильники, бандиты, грабители, проходили через этот город, опустошая все, что там оставалось. Получив посвящение в митрополиты всея Руси в Константинополе, святитель Петр, будучи уроженцем Волыни, Западной Украины, как мы бы сейчас сказали, приехал в Киев. Наверное, у него было желание там остаться, чтобы как-то объединить вокруг Первопрестольной кафедры все земли Русские, но не получилось. Жить там было невозможно, и тогда он переезжает в город Владимир, куда к этому времени уже переехал и великий князь, — там оказался центр всей исторической Руси. Но и там были скорби. Сердце святителя разрывалось от вестей, которые он получал и с юга, и с запада, и с востока. Разделялась единая Русь, ее терзали междоусобные брани, ослаблялись связи внутри Русской Православной Церкви, и поэтому святитель, живя во Владимире, много путешествовал, посещал княжества, встречался с архиереями и всех старался сохранить в единстве.

http://patriarchia.ru/db/text/3212065.ht...

Дорогой владыка, Вы благословили, чтобы этот храм был посвящен великим святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Эти святые учат нас, пастырей и будущих пастырей, трем вещам: в первую очередь — жить по вере, потому что они были подвижники, истинные монахи, делатели заповедей Божиих. Они нас учат тому, как надо служить Богу и Церкви в любом сане и чине: они начинали с простых чинов, но двое из них стали Патриархами, а один — главой большой архиепископии. Они учат нас, что можно быть не только великими архиереями и благочестивыми людьми, но и богословами. Можно любить Церковь, слово Божие, церковное учение, можно любить это так, чтобы быть светильниками всему миру. Дорогой владыка, поздравляя Вас с этим великим праздником, желаем Вам всесильной помощи Божией. Наш храм несет многие послушания, но одно из главных — певческое. В Коломенской семинарии существует свой студенческий хор, а из студенческого хора вырос хор духовенства Московской епархии, который поет и за нашими богослужениями, и за Патриаршими службами, и на больших церковных мероприятиях. А здесь, у нас, проходят спевки, ведь большинство певчих — либо наши выпускники, либо студенты, поэтому этот праздник и для епархии, и для семинарии, и для этого храма. Поздравляя Вас с двумя большими праздниками, просим принять от нас на память этот старинный образ Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы Божия Матерь хранила Вас на всех путях жизни Вашей, а через нее Божия благодать изливалась на всех нас!» К духовенству, преподавателям, студентам и гостям семинарии обратился митрополит Ювеналий: «Возлюбленный владыка ректор, Ваше Преосвященство, дорогой владыка Петр, дорогой отец Николай, всечестные отцы, зде начальствующие, учащие и учащиеся! Я очень рад, что Господь вновь меня привел совершить вместе с вами Божественную литургию. Сегодня мы можем подвести какой-то итог многолетней деятельности семинарии. Я очень рад, что наша семинария занимает одно из первых мест среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Самое ценное, что выпускники Коломенской духовной семинарии во множестве совершают свое пастырское служение в Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5591777.ht...

К истории России и значению деятельности благоверного князя Даниила было обращено выступление главного редактора издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягина. Он отметил важность целенаправленного фиксирования в исторических источниках деятельности князя Даниила по собиранию Русских земель и напомнил о недавней проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которой Предстоятель Русской Православной Церкви выразил пожелание приурочить день Москвы к дню памяти митрополита Киевского и всея Руси Петра. Важность этого предложения Предстоятеля объясняется тем, что князь Даниил заложил державную основу Московского княжества, а митрополит Петр перенес в Москву кафедру. Также Владимир Юрьевич призвал помнить о том, что личности святого князя и святителя Петра неразрывно соединены в русской истории, потому что именно они служили основой зарождения, укрепления и духовного формирования Московского княжества, а значит и всей последующей истории нашего Отечества. В продолжение пресс-конференции ведущая Ольга Липич задавала вопросы участникам. Вопросы о современной жизни обители, прославлении благоверного князя Даниила и обретения его мощей были обращены к владыке Алексию. Его Преосвященство подробно рассказал об обретении мощей благоверного князя и о современных святынях монастыря. О воспитании молодого поколения, помощи людям с зависимостями и о сельскохозяйственной деятельности обители слова Преосвященного владыки дополнил игумен Иннокентий. Целый блок вопросов о современной православной литературе и об издательстве Данилова монастыря был обращен к Владимиру Малягину, который в свою очередь рассказал о нынешней работе издательства «Даниловский благовестник» и плодах деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви , в работе которого он принимает непосредственное участие. Спикеры пресс-конференции также ответили на вопросы аудитории и представителей СМИ. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6057888.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010