С 1575 года архимандрит Новоспасский; в 1851 г. епископ Коломенский; в 1586 г. архиепископ Ростовский; с 11 декабря 1587 года, митрополит, а с 26 генваря 1589 г. первый патриарх Московский и всея Руси. При воцарении первого Лжедмитрия, низвержен с патриаршества и заточен в Старицкий монастырь, откуда, в царствование Василия Шуйского, был вызван в Москву для принятия всенародного покаяния. Вскоре по возвращении в Старицу ум. 8 марта 1607 года. Мощи святителя Иова перенесены в Москву в 1652 году и положены в Успенском соборе, при чем совершилось несколько чудес (Сборник конца 17 века Румянц. Музея, N 364). Не канонизирован. 170. Пресвятейший патриарх Гермоген новый исповедник уорен бысть в лето 7120 месяца февраля в 17 день Возведен на патриаршество из митрополитов Казанских 11 апреля 1606 года. В смутное время междоусобий твердо стоял за православие и законную власть; на угрозы изменников отвечал, указывая на небо: «боюся единаго, тамо живущаго»; наконец, Поляки заключили Святителя в келлию Чудова монастыря и уморили голодом. В одной рукописи (Сборник Румянц. Музея в 4-ку, XVII в., N 364, л. 324 об.) сказано так: «Немилостивии приставники изменничьи замориша его гладом. Мсташа бо страдальцу Христову нечеловеческую пищу – на неделю сноп овса и мало воды. И тако претерпе близ годичнаго времени и скончася о Христе, предаде честную свою душу в рцуе Божии в лето 7121 (1612) февраля в 17 день и погребен бысть тамо в Чудове монастыре». Мощи священномученика, перенесенные в 1653 г. в собор, были обретены нетленными и положены поверх помоста, в ящике обитом фолетовым бархатом, подле медного шатра, построенного для Ризы Господней. В 1812 году враги-грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища. По изгнании Наполеоновых полчищ из Москвы, мощи святителя Божия найдены на полу храма, в прежнем полном нетлении. Они почивают и теперь на том же месте, в том же ящике. Не канонизирован. 171. Святый и великий Петр митрополит Московский чудотворец преставися в лето 6834 месяца декабря в 21 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

23 марта 1701 года был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни свт. Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. Живя в Москве, свт. Димитрий много проповедовал в столичных храмах. 4 января 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 г. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, святитель указал место своего будущего погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства нередки необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям на фоне невежественности и равнодушия мирян. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил. Свою задачу он видел в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. 1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. Школа делилась на 3 класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702-1704 гг. свт. Димитрий писал для него драмы и декламации. При свт. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. Кроме того, в этот период он заканчивает работу над Житиями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Петр скончался в глубокой старости. Церковь причислила его к лику святых. (Память его 9 января). 2 . СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ был вторым Московским митрополитом. Он продолжал дело, начатое святым Петром. Личная подвижническая жизнь сделала его великим пастырем земли русской. Пост, молитва , богослужения, заботы о благоустроении церквей, монастырей, духовных общин были постоянным его делом. Святитель сам лично ездил по княжествам, улаживая различные неполадки и разногласия. С этой же целью он посылал и влиятельных людей, как, например, преподобного Сергия Радонежского, с которым был в самых дружественных отношениях. За великую духовную жизнь Господь даровал святому Алексию дар чудотворений. Так, он исцелил от слепоты Тайдулу, жену хана, благодаря чему добился для русского народа больших льгот от татарского повелителя. Любил святитель монашескую жизнь и способствовал ее распространению. Он испрашивал у Московского князя позволения на постройку монастырей и располагал богатых купцов к милости для обителей и бедных людей. В этот «митрополичий период» наблюдается полное согласие и духовное сотрудничество светских властей с церковными. Князья охотно слушались митрополитов московских и почитали их своими личными отцами духовными и покровителями своих княжеских семей и княжеств, малейшее уклонение от норм нравственности вызывало нарекание со стороны митрополита, и князь смирялся, прося прощение как духовный сын, он каялся перед митрополитом и исправлял свою жизнь. Какое великое поле деятельности для духовенства, какая свобода выбора для добрых дел! «Кроткие наследуют землю...» ( Мф. 5:5 ), – сказал Господь. И вот кроткие служители Церкви, подвижники и рачители народного блага с усердием и самоотвержением пекутся о русском народе. Сами они живут бедно и, часто – без пищи и сна; зато отечески благоустраивают бедных, безродных, вдовиц, многосемейных, бедные храмы, обители и пр. Никто им в этом благородном Божьем деле не мешает, никто не противоречит. Святое Христово Евангелие становится в этот период подлинной Божественной книгой, каждое слово которой звучит законом для мирской власти и для церковной, для каждого русского человека. Слово Божие люди выполняли более, чем читали. Да и как читать, когда большинство было неграмотно! Зато уж, услыша слово Божие в церкви, народ нес его домой, как сокровище, и исполнял его в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

Преподобный Феодосий, Киево-Печерский, являлся советником киевских князей, основоположников русской государственности. Митрополит Никифор был ближайшим сотрудником Владимира Мономаха и в своем замечательном поучении наставлял его в деле управления государством. «Пишу на напоминание тебе: ибо великия власти великого напоминания требуют» , писал митрополит Никифор. Митрополит Кирилл († 1280), 31 год стоявший во главе церкви, управлявший ею в самые страшные годы начала татарского ига, все время своего святительства провел в разъездах по государству, устрояя общественный быт, укрепляя религиозный и национальный дух своей несчастной паствы. Им благословен был на борьбу со шведами князь Александр Невский, им возвышен Владимир на Клязьме. Иерархи являлись примирителями в, разрушавших Русь, спорах князей. «Княже, мы есмы приставлены к Русской земле от Бога востягивати вас от кровопролития» говорил митрополит Никифор II киевскому князю Рюрику Ростиславичу. «Блюдите Землю Русскую – не несите розно Земли Русской». «Стыдитесь, враждуя с братьями и единокровными» – взывал Феоктист, епископ Черниговский. При великом князе Андрее Александровиче (1294–1304), епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский мирили князей в Орде. Святой митрополит Максим всячески старался образумить московского князя Георгия Даниловича, враждовавшего с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским (1304–1319). Святой Игнатий, епископ Ростовский, именуемый летописцами «великим чудотворцем» примирил князей Димитрия и Константина Борисовичей. Уроженец Волыни, святой митрополит Петр, проникновенно оценил значение Москвы, вместе с тем стараясь примирить её князей с тверскими. Укреплял политическое положение и святой митрополит Феогност, преемник митрополита Петра. Святой митрополит Алексий был ближайшим советником трех великих князей; в малолетство Димитрия (Донского) он, в сущности, правил государством, отстояв для него великокняжеский престол. По его поручению преподобный Сергий ходил увещевать враждовавших с великим князем Димитрием князей: в 1365 году – Суздальских князей Бориса и Димитрия Константиновичей и в 1385 году – князя Олега Рязанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На телеканалах  «Союз»  и  «Спас»  шла прямая трансляция богослужения. Также трансляция осуществлялись на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Часть верующих молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией Патриаршего богослужения, совершавшегося в верхнем храме, на двух больших экранах в нижнем храме.  На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Проповедь перед причастием произнес епископ Луховицкий Петр. По окончании Литургии митрополит Крутицкий Ювеналий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону апостола Андрея Первозванного: «Святейший Владыка и Отец! Сегодня Вы совершили традиционное ежегодное посещение Московской епархии на территории Московской области. Позвольте как Вашему представителю здесь сообщить, что, слава Богу, как и в прошлые годы жизнь наша в благочестии и чистоте продолжается. Но были события, которые коснулись и нашей Церкви, и многих людей во всем мире. И что для нас ценно — Вы как Первосвятитель и Отец вовремя твердо дали нам указания, как нам себя вести во время бедствий. Это очень важно, потому что люди пребывают порой в растерянности, и Ваш Первосвятительский призыв принят был с послушанием и пониманием. И благодаря этому мы потерпели меньшее бедствие во время этого смерча духовного и физического. У нас болело свыше 61 человека и 1 клирик скончался, но все остальные болящие выздоровели и приступили к своему пастырскому служению. Ваше Святейшество! Мы чувствуем силу Ваших молитв и Вашего благословения. Около 6 лет тому назад Вы благословили помимо обычных пастырских трудов особое внимание обратить на возрождение порушенных святынь, их у нас много в Московской области. Мы с энтузиазмом все приняли Ваше благословение. Действует благотворительный фонд, где сопредседателем является наш губернатор Андрей Юрьевич Воробьев. Но, что замечательно, Ваше благословение подхватили благочиния, и все благочиния самостоятельно или объединяясь друг с другом брались восстанавливать порушенные святыни, и там, где были образованы общины, они тоже взялись за возрождение этих храмов. Конечно, трудно сказать, когда мы закончим это, если иметь в виду этот размах. Я думаю, что максимум две пятилетки еще надо ждать. Но, Ваше Святейшество, всё не стоит на месте, и, что замечательно, у нас сложились добрые и сердечные отношения и с губернатором Московской области, и с местными властями на местах. И мы стараемся всё делать, чтобы просвещать народ светом Христова Евангелия.

http://patriarchia.ru/db/text/5677040.ht...

С основным докладом на форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 8 листопада 2007 р. 13:02 Митрополит Питирим. «Святейший Патриарх Алексий и его окружение». [Стаття] Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Патриархия.ru републикует фрагменты воспоминаний митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, +2003), посвященные Предстоятелю Русской Церкви. 25 жовтня 2007 р. 17:30 26 октября — празднование в честь Иверской иконы Божией Матери [Стаття] Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. 5 вересня 2007 р. 17:12 6 сентября — празднование перенесения мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца [Стаття] За годы своего святительства митрополит Петр много потрудился для Церкви и Отечества. Он рано ушел в монастырь, обучался иконописанию и стяжал много добродетелей, за что и был поставлен на Русскую митрополию. 21 серпня 2007 р. 18:31 22 августа — день памяти святого апостола Матфия [Стаття] Многих святой апостол Матфий обратил к Господу, возвещая им слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим — слух, умирающим — жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. ← попередня 6 7 8 9 10 11 12 13 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Преподобный Феодосий Киево-Печерский являлся первым советником князей Киевских, закладывавших основы русской государственности. Святитель Петр, митрополит Киевский и первый митрополит Московский, основавший Успенский собор, где короновались русские Цари, входил во все вопросы государственного строительства. По его пророческому совету столица перенесена была из Владимира в Москву, которой он предрек великую будущность. Ближайший его преемник, святитель Алексий, из рода бояр Плещеевых, строгий инок, против своей воли, только из послушания принявший митрополичью кафедру, осознав свой общегосударственный долг, сделался ближайшим советником трех Великих Князей. В царствование одного из них – малолетнего Димитрия Иоанновича – он на самом деле правил государством. Дважды в интересах России ездил Святитель в Золотую Орду. Явно осеняемый благодатью Божией, он своею пламенной молитвою исцелил слепую Тайдулу, жену хана. Ученик его и друг, Преподобный Сергий, проникнутый величайшим иноческим смирением, долго не решавшийся воспринять и священство и игуменство, почитая себя недостойным, тем не менее затем проявляет грозное и властное вмешательство в дела государственного строительства. В 1365 г. он, по поручению митрополита Алексия, идет в Нижний для примирения враждующих между собою Суздальских князей, братьев Бориса и Димитрия Константиновичей, отказывающихся подчиниться Великому Князю Димитрию Иоанновичу. Там он требует от мятежного князя Бориса уступки удела старшему брату и явки на ответ перед Великим Князем. Встретив с его стороны отказ, Преподобный Сергий закрывает в Нижнем все церкви и прекращает богослужение. Мятежный князь смиряется. Преподобный возвращается, конечно, в умиленном сознании совершенного долга, не помышляя о том, что через несколько столетий таковое его действие назвали бы «политикой», не свойственной служителю Церкви. В 1385 г. князь Олег Рязанский, взяв Коломну, грозит Великому Князю взять Москву. Высланное против него войско под водительством князя Владимира Андреевича Храброго терпит поражение. Москва в опасности. По просьбе Великого Князя Димитрия Иоанновича Преподобный Сергий идет в Коломну, убеждает князя Олега, который смиряется и заключает вечный мир с Великим Князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Тезисы варфоломеевского письма, где говорится про наследников св. митрополита Киевского и Малой России Петра Могилы как на деятелей «украинской земли» и «украинской Церкви» и противников воссоединения Русской Церкви, не соответствуют исторической действительности. И сам Петр Могила, спасавший духовника русской освободительной борьбы за воссоединение с Москвой святого брестского игумена Афанасия (Филипповича) и его преемников, в том числе Киевского и Малой России митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), считали себя русскими, этим гордились и были идеологами и русского национального (1654 г.), церковного (1686-87 г.г.) воссоединения и Российской империи (1721 г.). Святой митрополит Димитрий Ростовский - это образ православного малоросса, строившего единую Русскую Церковь и Россию, свидетельство правды и каноничности присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году, в результате которого малороссы (именно так называли себя жители нынешней Украины) заняли лидирующие позиции в Русской Церкви, строили ее миссионерскую и образовательную систему. Это свидетельствует о том, что они считали Русскую Церковь - своей, русский народ - своим народом, Россию - своей страной. Из-под палки они бы не отдали себя на ревностное служение Русской Церкви, на борьбу с невежеством и пьянством, на крещение сибирских «украин». Житие св. Димитрия - это опровержение идеи украинской автокефалии. Святитель Димитрий участвовал с другими малороссами-святителем Иоанном (Максимовичем) Тобольскими и Патриаршим местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским) в анафематствовании гетмана Мазепы. Вместе со святителем Иоанном и Черниговскими великими иерархами - Лазарем (Барановичем) и святителем Феодосием они строили «Черниговские Афины» - богословские интеллектуальные школы Северской Руси, откуда пестовалась идея возвращения Киевской и Малой России митрополии в Московский, Великой, Малой и Белой России Патриархат, осуществленная в 1686 году. Хулить Великое Воссоединение Русской Церкви 1686 го года - значит хулить великих святых просветителей России и идеологов Российской Империи, выходцев из Академии Киевского, Галицкого и Малой России митрополита св. Петра (Могилы): Димитрия Ростовского, Иоанна и Павла Тобольских, Филофея (Лещинского), Софрония Иркутского и многих других.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/07/ra...

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского. 11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости». 29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи. Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления. Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

http://pravoslavie.ru/58775.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010