Внушал лицам священного сана учить народ словом и доброю жизнию, обратился к ним с письменным поучением, которое проникнуто духом кротости, любви, глубоким сознанием важности и высоты священного сана. Труды святителя Петра едва не были прерваны происками тверского епископа Андрея, мечтавшего занять престол русской митрополии. Он послал на него ложный донос патриарху, который предложил рассмотреть дело на соборе. Собор созван был в Переяславле-Залесском. По прочтении доноса наполненного клеветою, произошло общее сильное волнение. Чтобы прекратить эту бурю, святитель сказал: «я не лучше пророка Ионы: если ради меня такое волнение, то извергните меня из среды себя. Затем, обратившись к клеветнику, сказал: «мир тебе, чадо! Не ты виновен в этом, но древний завистник рода человеческого – диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Собор вынес святителю полное оправдание. Радуясь о торжестве правды, о скором прекращении волнения, он снова, и еще с большею ревностию, предался своему архипастырскому служению, умолял князей прекратить раздоры, ездил с великим князем Михаилом Ярославичем в Орду, и ходатайствовал пред новым ханом Узбеком о подтверждении прежде дарованных прав и льгот. По возвращении из орды, святитель Петр, уже дряхлый летами, продолжал вести свою прежнюю странническую жизнь, всех наставляя и ободряя. Во время этих своих путешествий, он узнал скромный городок Москву, и сильно полюбил княжившего в ней Иоанна Даниловича Калиту, князя милостиваго, набожного и кроткого, стал проживать в Москве более, нежели в других городах, а затем совсем в нее переселился. Приближаясь к могиле, св. Петр дал совет любимому князю соорудить в Москве каменную церковь Пресвятой Богородицы, и для убеждения его сказал пророчески: «если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более других князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Церковь была заложена, и быстро воздвигалась: святитель успел устроить в ней для себя гроб собственными руками, близ жертвенника, но не дожил до окончания ея, и скончался 21 декабря 1326 года, на молитве, во время вечерняго богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Накануне праздника. то есть 4 октября, в Большом Успенском соборе отправляется малая вечерня с торжественным молебным пением святителям, как это обыкновенно принято совершать во всех Московских церквах и монастырях на храмовые праздники. Затем в свое время по всем церквам столицы совершается с вечера всенощное бдение с красным звоном. Во время благовеста к вечерне, из Чудова монастыря с крестным ходом переносится местная инока святителя Алексия в Успенский собор, где и остается до вечерни следующего дня. Тропарь, глас 4: Первопрестольницы российстии, хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Петре, и Алексие, Ионо и Филиппе, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость. Кондак, глас 3: Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте: сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия. Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года. (Сведения о нем помещены 21 декабря.) Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник. От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-svyatitel...

– О чем, Господи, не подумаешь, чего не вспомнишь в дальней дороге под однообразный звон колокольчика! Давно и Чашниково осталось позади. Березовые перелески сменили желтеющие поля. Небо чисто. Солнце в зените. Коляска катила по дороге, поднимая пыль, а отец Платон мыслями пребывал в прошлом. Да ведь верно говорят: первую половину дороги человек думает о том, что оставил дома, а вторую – о том, что его ждет впереди. До Валдайских же гор, разделяющих большую московско-петербургскую дорогу надвое, оставалось еще далеко. ...На десятом году от рождения старанием отца определили Петра вместе с младшим братом Александром 39 в Славяно-греко-латинскую академию. Обоих привели в академию, и они предстали перед префектом. Тогда им был Иоанн Козлович, ставший впоследствии Переславским епископом. Префект ободрил представших перед ним отроков и сказал: – Детки, учитесь, после протопопами будете. Видно, сразу угадал, по какой дороге оба пойдут. В академии братья получили фамилию Левшиных. Жили вначале у своего старшего брата Тимофея, пономаря при церкви Софии Премудрости Божией, а потом у сродника их, диакона при церкви Спаса во Спасской, при которой отец их Георгий впоследствии был викарным священником. Из этой церкви Петр ходил пешком в бурсу с краюшкой черного хлеба за пазухой. Это был его обед. Денег в семье недоставало, потому летней порой хаживал в школу босиком. По праздникам голосистый Петр бойко читывал и стройно пел в Спасской церкви, так что однажды один из прихожан подарил ему сафьяновые коты с красной оторочкой, а другой дал поношенный бархатный камзол. «Я, – вспоминал позже митрополит Платон, – радовался этому едва ли не более, чем Андреевской ленте, и, любуясь ими, дорогой спотыкался; в школу ходил босиком, а коты нес под мышкою и обувал их, приближаясь к академии». Учение давалось легко. Левшин выучился латинскому языку, пиитике, риторике, философии и богословию. Чувствуя недостаток образования, сам изучил географию и историю, которую полюбил на всю жизнь. Постоянным чтением исторических книг он основательно изучил отечественную и всеобщую историю. Особое его внимание привлек греческий язык. Учебных пособий недоставало, а книги купить было не на что. «Но чего не преодолевает горячее прилежание и тщание?» – говорит святитель в своей «Автобиографии» 40 . Самые препятствия как будто усиливали в Петре Левшине твердое желание достичь намеченной цели. Он выпросил «услугою и ласкою» у состоятельного товарища грамматику Лащевского, переписал всю ее, тщательно срисовывая греческие буквы с печатных, и по этой грамматике учился языку. Для практики ходил в соседний греческий монастырь к Божественной службе. Познакомился там с греками и через какое-то время мог объясняться на чужом языке. Из греческих писателей Петр полюбил святителя Иоанна Златоуста . Говорил позже: «Для одного этого святителя можно учиться эллинскому языку».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Протоиерей Александр Кузин обратил свою речь, главным образом, к собравшейся молодежи — представителям студенчества. Отец Александр коснулся проблемы научного изучения личности святителя Петра. Докладчик поведал аудитории о том, что в нашей науке, в том числе и церковно-исторической, практически нет специальных исследований, представляющих многогранную личность святителя Петра адекватно и в полном объеме. Переходя к оценке места и роли Церкви в истории России, о. Александр выдвинул тезис о том, что революция 1917 года обернулась величайшей победой Русской Церкви через явление сонма новомучеников и укрепление самого церковного института. Этот факт, по мнению о. Александра, должен служить для молодежи свидетельством силы и правды Православия. Первый заместитель Председателя ИФ МАМИФ Андрей Мельков выступил с докладом «Святитель Петр и Москва». Оценивая личность святого, А. Мельков сказал: «Свои заслуги перед Отечеством и Церковью святитель Петр увенчал делом, чрезвычайно важным и знаменитым в истории России. Он перенес святительскую кафедру из Владимира в Москву и через это положил прочное основание ее возвышению над прочими княжествами. С усилением Москвы усилилась Россия, которая, наконец, свергла с себя постыдное иноземное иго и явилась в лучах немеркнущей славы всему миру». Взаимоотношения Московского князя и святителя Петра, по мнению А. Мелькова, можно назвать сыновним подвигом послушания со стороны Ивана Калиты и отеческим попечением со стороны святителя. И поэтому пророческие слова митрополита Петра, обращенные к Калите: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и Святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи его, и прославится Бог в нем», в полной мере исполнились в истории Москвы и всего государства. Продолжая начатую о. Александром Кузиным проблему изучения жизнеописания святителя Петра, А. Мельков рассказал об исследовании протоиерея А.В. Горского «Святой Петр, митрополит Киевский и его исповедание веры», опубликованном в 1844 году. В ходе обсуждения доклада Андрея Мелькова было принято решение подготовить современное издание, в котором исчерпывающее жизнеописание святителя Петра будет представлено с учетом последних данных исторической науки с опорой на святоотеческую традицию Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/291747.htm...

Юный монах отличался строгим послушанием, усердием и любовию к молитве, кротостию и смирением. Чрез несколько лет он посвящен был во диакона, а затем и во пресвитера. В монастыре научился он иконописанию, и был, как говорит летописец, чудный иконник. В иконописании он находил для себя величайшее наслаждение, так как в этом занятии он жил мыслию о Боге и святых Его. Стремление к высшим подвигам побудило его искать уединения, и он удалился в одно пустынное место, где на берегу реки Рати впоследствии построил церковь и основал монастырь. Избранный во игумена, он со всею строгостию применял к своему новому служению заповедь Христа Спасителя: «больший в вас да будет всем слуга, -» служил для братии примером высокой подвижнической жизни, учил терпению, кротости, милосердию, смирению, учил труду и молитве. Благоухание добродетедей ратского игумена разносилось далеко; во всей южной России знал о нем народ, – знали князья и вельможи. После митрополита Максима, св. Петр избран был митрополитом, но не одной южной России, как желал того князь галицкий Юрий, замышлявший совсем отделиться от московской митрополии, а всей России. Для посвящения св. Петр отправился в Константинополь. Во время посвящения, лицо его просияло как бы солнечными лучами, так что все служившие были поражены этим, а сам патриарх сказал всему собору: «воистину повелением Божиим пришел к нам дивный муж сей, и по благодати Св. Духа он хорошо упасет вверенное ему стадо». Так Господь приготовил к высокому святительскому служению избранника Своего, которому вверил управление церковию в самое тяжелое время жизни народа русского, угнетаемого монголами, терзаемого междоусобиями князей, расшатанного самыми грубыми пороками: обманом, хитростию, коварством, двоедушием, жестокостию. Много трудов, много скорбей предстояло святителю. Для утверждения в народе веры и доброй нравственности, он обходил землю волынскую, киевскую, суздальскую, возвещал евангельскую истину, утешал, защищал обиженных, являлся отцем сирот, вдовиц и убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Князь Галицкий этот шаг не одобрил. Он желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью он решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим. Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром. Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Чёрному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Так и произошло: Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причём, возвёл его в достоинство митрополита всея Руси. Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси. Время было трудным. С одной стороны — несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны — татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ. Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры. В какой-то период между Юрием Московским и Михаилом Тверским установилось противостояние: оба хотели видеть себя на великокняжеском троне. Митрополиту Петру едва ли было возможно совершенно отстраниться от этой борьбы, ведь она касалась не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, Православных людей. Святитель счёл верным принять сторону Юрия, что, само собой разумеется, вызвало недовольство Михаила Тверского и его приближенных. В ответ на выбор митрополита Петра они составили против него обвинение и довели до ушей Патриарха. Тот не спешил доверять обвинениям и решил досконально исследовать дело. Созванный по этому поводу, в 1311 году, Собор в Переяславле оправдал русского святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Moskovski...

В царствование имп. Николая II состоялись прославления: 1) В 1896 – святителя Феодосия Углицкого (†1696) (9 сентября). 2) В 1897 – священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского и иже с ним в 1472 году латинянами утопленных (8 января). 3) В 1903 – преподобного Серафима Саровского (†1833) (19 июля). 4) В 1911 – святителя Иоасафа, епископа Белгородского (†1754) (4 сентября). 5) В 1913 – святителя Гермогена, патриарха Московского (12 мая). 6) В 1914 – святителя Питирима, епископа Тамбовского (†1698) (28 июля). 7) В 1916 – святителя Иоанна, митрополита Тобольского (†1715) (10 июня). В начале века было установлено празднование преподобному Иову Почаевскому (6 мая). В 1909 году состоялось торжественное перенесение из Киево-Печерской Лавры в Полоцк мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (†1173). В том же году было восстановлено празднование княгине Анне Кашинской (†1337). Император Николай II, лично способствовавший прославлению преподобного Серафима и святителя Иоанна Тобольского , присутствовал с Царской Семьей в Сарове на торжествах прославления угодника. Вскоре после открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского Государь прибыл поклониться его святым останкам. В 1911 году Государь посетил Чернигов для поклонения мощам святителя Феодосия. Церковное зодчество Из выдающихся церковных сооружений, построенных в этот период, можно назвать: Петропавловский собор (1733), ставший усыпальницей императоров, Собор Александро-Невской Лавры (1790), Казанский собор в Перербурге, Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), восстановленный имп. Елизаветой и Екатериной II, Собор Андрея Первозванного (1761) в Киеве. В XIX веке обе столицы украсились многими величественным православными храмами. 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского (†383) родился основатель новой столицы Петр Великий. В его честь в 1768 году был заложен Исаакиевский собор. Работы прервались с кончиной Екатерины II. Перемены в плане вносились последующими императорами. В 1817 году был утвержден план перестройки, сделанный французом Монфераном. Николай I опять внес в него изменения. Собор закончен был в 1858 году. В соборе два придела – князя Александра Невского и великомученицы Екатерины. Он представляет искусное подобие собора Петра и Павла в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского. С деятельностью святителя митрополита Петра связано и основание в Москве Высоко-Петровского монастыря, хотя среди историков существуют разногласия по поводу его закладки. Имеется целых три версии. Согласно первой, этот монастырь основал сам митрополит Петр, заложив в Москве обитель во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. И только в начале XVI века он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря св. апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Поначалу она была освящена во имя св. Пахомия Великого - по именинам построившего ее архимандрита монастыря, после 1812 года ее упразднили и вновь восстановили только в 1914 году, тогда и освятив ее во имя святых Петра и Павла. Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. По преданию, когда князь однажды проезжал мимо того места, где стоит сейчас Петровский монастырь, он внезапно увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении святому митрополиту Петру, - за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Наконец, третья версия приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому, который или заложил его на месте Боголюбской церкви времен Калиты, или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в благодарную память о славной победе русского воинства. Известно, что архимандрит Петровского монастыря Иоанн первым ввел здесь общежитийный устав - раньше всех московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/83.html

А затем произошло событие трудно объяснимое. Иван Данилович Калита, который был князем Московским, правителем небольшого удельного княжества и небольшого малоизвестного города, приглашает святителя из столицы — пусть временной, но столицы, из города Владимира — переехать в Москву. Это было странное приглашение, но еще более странным был ответ. Святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси. А в ознаменование этого события закладывает тот самый Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся. А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой. Но как же много скорбей претерпел святитель Петр! Нам, отдаленным от него столетиями, трудно даже представить этот образ старца, который в тяжелейших условиях переезжает из одного места в другое, проповедует, служит, убеждает, сохраняет единство. Его, по слову апостола, легкие и кратковременные страдания были страданиями реальными, но поскольку он взирал на вечное, а не на временное, искал не политическую выгоду, не экономическую силу, не спокойствие и могущество, а трудился для сохранения единства Святой Руси, Господь и даровал ему вечную славу. И сегодня святитель, жизнь свою отдавший за единство Святой Руси, проповедует это единство всем, являясь великим укором для тех, кто желает разорвать единство Русской Церкви. Мы знаем, как те, кто желает оторвать Церковь в Украине от Церкви всея Руси, не любят вспоминать святого Петра; как не любят вспоминать и святителя Алексия; как не любят вспоминать то, что князь Владимир, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским; как не любят вспоминать и то, что Ярослав Мудрый, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским, и то, что он, будучи Киевским князем, основал Ярославль на тогдашних северо-восточных окраинах исторической Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3212065.ht...

1073 Константинопольские зодчие, прибывшие в Киев для сооружения Великой Киево-печерской церкви, приносят с собой мощи семи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. 1155 Заложение Успенского собора во Владимире при св. блг. кн. Андрее Боголюбском. 1165 Построение св. блг. кн. Андреем Боголюбским храма Покрова на Нерли. 3. Московский период (от нашествия татаро-монголов (1237 г.) до кончины патриарха Адриана (1700 г.)) 1249 Кирилл II возвращается на Русь поставленным митрополитом. 1300 Перенесение резиденции митрополита из Киева во Владимир на Клязьме. 1300 Св. блгв. кн. Даниил Александрович основывает в Москве монастырь в честь прп. Даниила Столпника (Свято-Данилов монастырь). 1322 Святитель Петр окончательно переселяется в Москву и закладывает каменный собор Успения Богородицы. 1326 Преставление свт. Петра. Прибытие из Константинополя митрополита Феогноста. 1328 Митрополит Феогност переносит резиденцию митрополии из Владимира в Москву. 1333 Построение в Москве каменной церкви в честь чуда Архангела Михаила. 1339 Получение Феогностом от Константинопольского патриарха Иоанна грамоты, утверждающей канонизацию митрополита Петра. Святитель Петр - первый русский митрополит, причисленный к лику святых. 1353 Основание Троице-Сергиева монастыря прп. Сергием, сыном ростовского боярина Кирилла. Преставление митрополита Феогноста. 1356 Основан Спасо-Андроников монастырь в Москве. 1365 (около) Основан московский Чудов монастырь. 1381 Св. блг. кн.Дмитрий Донской призывает в Москву митрополита Киприана. Митрополит Пимен отправлен в заточение в Чухлому. 1382 Св. блг. кн.Дмитрий Донской удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена. 1387 конец - начало 1388 Митрополитом всея Руси утвержден Киприан. 1392 Преставление прп. Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября). 1395 Хан Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010