Великий князь Волынско-Галицкий Юрий полагал, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Но решать такие вопросы самостоятельно на Руси не могли: в те времена Русская Церковь входила в состав Греческой. Кто будет митрополитом, решали в Константинополе. Поэтому почти одновременно в Константинополь отправился игумен Геронтий от Владимирского княжества и священник Петр от Волынско-Галицкого. При этом Геронтий взял с собой написанную священником Петром и подаренную покойному митрополиту Максиму икону Божией Матери. Первым в Константинополь прибыл священник Петр. Патриарх Афанасий нашел священника Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и всея Руси. Когда прибыл игумен Геронтий. Патриарх Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так священник Петр стал митрополитом. У игумена Геронтия забрали все, что должно было принадлежать митрополиту, в том числе и написанную священником Петром «Петровскую» икону. Митрополит Петр отправился в Киев. Князь Твери vs митрополит Всея Руси В Киеве митрополит Петр прожил только год и переехал во Владимир. Переезд объяснялся тем, что Киев находился на крайнем Западе Руси и часто подвергался нападениям иностранцев. Именно из-за этого митрополит Максим перенес кафедру во Владимир. В столице митрополита Петра встретили недружественно. Михаил Тверской еще помнил, что митрополитом был назначен не владимирский игумен. Заручившись поддержкой Владимирского епископа Андрея, князь стал подавать на митрополита Петра жалобы в Константинополь. Начатое Константинополем расследование показало, что жалобы - клевета. К неудовольствию Михаила Тверского, Петр остался митрополитом. Москва встречает Петра Митрополит Петр понимал, что раздражает князя Михаила Тверского, поэтому подолгу во Владимире не задерживался и разъезжал по епархиям. Бывал и в Московской. В то время будущая столица ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Обычно митрополит Петр останавливался не в Кремле, а на Крутицком подворье - в те времена это было далеко за пределами города.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Андрей Рогозянский . Почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло . Фото из семейного архива автора//Фома. - – сентябрь 2017. – С.28-32. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). См. также: Елена Пискарева , режиссер, мама четверых детей//Фома. -   – сентябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Реклама: С.33.   Римма Зандман Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться . Подготовил Виталий Каплан . Фото www.lori.ru// Фома. - – сентябрь 2017. – С.34-37. – (рубрика « Вопрос номера. Семейное образование »). учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии 1512.          ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Петр. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Петр: мужское имя древнегреческого происхождения. Переводится как «скала», «камень»; Дни памяти : 6 сентября – перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. 18 октября – память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. 3 января – день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца; Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (вторая половина XIII в. – 1326) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святителя Петра. В день святителя Петра в Москве. Фото. Высоко-Петровский монастырь. Фото www.lori.ru ; Святые с именем Петр : Апостол Петр (I век). Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862-1937) – верный сподвижник Патриарха Тихона; Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079-1142) – средневековый философ-схоласт и поэт. Петр Мамонов (род. в 1951) – актер, музыкант, поэт, сыграл главную роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Фото Павла Смертина; Интересные факты ]//Фома. - – сентябрь 2017. – С.38-39. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).   Александр Ткаченко . Правила христианской ненависти. Как можно ненавидеть грех, но любить грешника? Фото Enc Photography/Flickr//Фома. - – сентябрь 2017. – С.40-44. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

В то время Киев, считавшийся когда-то первым среди всех русских городов, все более пустел. Город перестал восприниматься как главный политический центр. На смену ему пришли сразу два соперничавших между собой княжества, Тверское и Московское. Кроме того, после нашествия Батыя на Русь (1237–1240) практически все князья оказались в положении вассалов Золотой Орды. Тот феодал, который обладал наибольшей экономической и политической мощью, должен был еще и «понравиться» монгольскому владыке, чтобы получить от него специальный документ, «золотой ярлык», подтверждающий его главенствующий статус. Нередко это провоцировало тяжелые столк­новения между князьми: на пути к власти в ход шли любые средства — от коррупции и клеветы до прямой военной агрессии. И в Золотой Орде пользовались этим —ловко сталкивали русских князей лбами. Только Церковь выступала в качестве примирителя. Святитель Петр, став митрополитом, постоянно путешествовал по Руси, призывая князей к сплоченности, выступая дипломатом в сложных переговорах. Московское княжество в то время было наиболее безопасным местом. Сам святитель, нуждаясь в месте для уединенной молитвы, устроил в селе Высокое, на берегу реки Неглинной, монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Так началась многовековая история Высоко-Петровского монастыря. В 1326 году святитель Петр решил перенести в Москву митрополичью кафедру. С этого момента Московское княжество не только обрело политический перевес над Тверью, но и стало главным духовным центром русских земель. По воле святителя Иван Калита начал строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позднее храм стал усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви. Первым среди них в нем был похоронен сам святитель Петр. Уже через 13 лет после смерти он был причислен к лику святых. Впоследствии святитель Петр был настолько почитаем, что у его гробницы избирались московские Первосвятители,   его призывали в свидетели при составлении важнейших государственных договоров. Известные люди и святые с именем Петр Святые с именем Петр:

http://foma.ru/imya-petr.html

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1311 году рукоположил епископа Ростовского Прохора († 1328; память в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая/5 июня). В 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор, явившийся результатом какой-то жалобы, поданной на митрополита Петра епископом Тверским Андреем († 1323), сыном литовского князя Герденя. На этом Соборе в присутствии детей великого князя, Дмитрия и Александра Михайловичей Тверских, митрополит Петр сумел доказать свою правоту. Доносчик был посрамлен, но святитель Петр кротко простил его, сказав: «Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого – диавол» В 1312 году митрополит Петр лишил сана епископа Сарайского Измаила. В 1313 году святитель Петр с великим князем Михаилом Ярославичем († 1318; память 22 ноября/5 декабря) ходил в Орду по случаю восшествия на престол хана Узбека. В 1315 году получил от этого хана ярлык, согласно которому подвластные митрополиту лица освобождались от княжеского суда. В 1325 году из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра. Весной 1325 года в Москве митрополит Петр рукоположил архиепископа Новгородского Моисея († 1362; память 25 января/7 февраля). В 1325 году похоронил убитого в Орде великого князя Владимирского Юрия Даниловича. Обходя города Суздальской земли, узнавая и испытывая людей и князей, он особенно полюбил кроткого и миролюбивого великого князя Московского Ивана Даниловича Калиту. В то время как из великокняжеской Твери шла крамола и вражда, в Москве тихолюбивый князь заботился более всего о тишине, вселяя уверенность, что желанное спокойствие будет крепко и на будущее время. В августе 1326 года по желанию и совету митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал святитель, – упокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то и сам прославишься с родом своим паче иных князей, и град твой будет славен перед всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославится Бог в нем». Князь с усердием приступил к постройке храма, но святитель Петр не дождался окончания строительства. Он только успел собственными руками приготовить себе в алтаре гроб, но освятить церковь не успел. Перед смертью он завещал все свое имение на строительство этой церкви, заочно благословил отсутствовавшего князя и во время вечерней службы скончался с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1950 по 1955 год, по приглашению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), известного сподвижника Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и одного из главных тружеников возрождения духовного образования в послевоенные годы, священник Петр Гнедич работал в Ленинградской духовной академии сначала как сотрудник ее библиотеки, затем как преподаватель, доцент по кафедре догматического богословия и по кафедре гомилетики. Труды в духовной школе священник Петр Гнедич сочетал с пастырским служением в известной Троицкой (именуемой «Кулич и Пасха») церкви в Ленинграде. В 1955 году, не без давления властей предержащих, был вынужден полностью перейти на приходское служение. В эти годы священник Петр Гнедич интенсивно занимается богословскими, проповедническими трудами, продолжает работу над темой «догмат искупления», много публикуется в «Журнале Московской Патриархии». Назовем здесь хотя бы такие его статьи, как: «Мысль об искуплении в проповедях митрополита Филарета» (ЖМП. 1954, «Усвоение догматических действий человеческим сознанием» (Там же. 1956, «Святитель и подвижник епископ Игнатий Брянчанинов» (Там же. 1958, «Тайна Боговоплощения» (Там же. 1959, «О православном понимании Предания» (Там же. 1963, В июне 1962 года протоиерей Петр Гнедич защитил в Московской духовной академии диссертацию «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (1893–1944)». По результатам защиты был утвержден Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) в степени магистра богословия и приглашен в Московскую духовную академию, с получением звания профессора, для чтения курса лекций по патрологии и византологии. К сожалению, преподавание протоиерея Петра в Московских духовных школах оказалось очень непродолжительным, хотя оно и запомнилось как глубиной изложения материала, так и блестящим проповедничеством. Протоиерей Петр умел произносить проповеди очень сжато, в течение нескольких минут, но за это время приводил слушающих в состояние глубокого сопереживания и искреннего волнения. Перед началом нового учебного года профессор протоиерей Петр Гнедич отправился в Ленинград, с тем чтобы перевезти свою библиотеку в Загорск, ныне Сергиев Посад, где он предполагал постоянно жить при МДА. Но человек предполагает, а Бог располагает— во время этой поездки Господь призвал к Себе Своего верного служителя, и на праздник Преображения отец Петр скончался.

http://pravoslavie.ru/6077.html

Между тем Св. Петру готовился новый тяжкий труд. По смерти Хана Тохтагу нужно было ехать в Орду вместе с Великим Князем для подтверждения новым Ханом Узбеком грамот, которыми духовенство освобождалось от даней Монгольских. К сему побуждало, как свидетельствует летопись, и желание предупредить послов Папы Римского, которые могли испросить у Хана вредные для Православия преимущества своей церкви в южных областях России. Бог благословил сие путешествие полным успехом к радости Церкви, и Св. Петр, принятый Ханом с великими почестями, получил от Узбека подтверждение преждних прав своего духовенства 6 . Устроив внешние дела Церкви, Св. Петр тем с большею ревностию заботился о её внутреннем благоденствии; объезжал епархии, не стесняясь ни болезнями телесными, ни старостию лет; поучал вверенное ему стадо словом и примером, обличал противников истины. К сему времени жизнеописатель Св. Петра относит обличение еретика Сеита (мыслившего противно учению Православной Церкви) и его осуждение за непокорность истине 7 . Конечно с болезнью сердца видел кроткий и любвеобильный Архипастырь, как споры за Великое Княжение между Князьями Тверским и Московским терзали Россию; 8 как Волынь, его отечество, была опустошена и покорена Литовцами, и самый Киев, первопрестольный град Православия, перешел в руки язычника Гедимина (в 1321 г.) 9 Но если мы ничего не можем сказать, какие меры предпринимал Св. Петр к облегчению бедствий России в то время: то по крайней мере знаем, что он положил прочное основани ея мира и величия в будущем, когда перенес свою кафедру из Владимира в Москву, и принес с собою будущей столице России благословение Божие. Жизнеописатель Св. Петра повествует, что любовь к Князю Московскому Иоанну Даниловичу, известному своим миролюбием, набожностию и щедростью к бедным, побудила Св. Петра переселиться в Москву. А по другим известиям, его привлекла сюда любовь к некоему иноку Алексию. Св. Петр, знав его богоугодное житие, хотел провести последние дни своей жизни при его гробе, над которым совершались чудеса 10 .Как бы то ни было, весною 1325 г. Св. Петр был уже в Москве; там рукоположил Архиепископа Новгородского; там же вскоре похоронил привезенное из Орды тело убиенного в Орде Великого Князя Георгия 11 . В августе следующего года, по убеждению Святителя, заложен в Москве храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Св. Петр, убеждая Князя к созданию сего храма, пророчески говорил: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и Святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи враг его, и прославится Бог в нем.» Князь с усердием приступил к совершению дела богоугодного; быстро воздвигаемы были стены храма. Но еще скорее приближался к концу своему блаженный Святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и после проверочных испытаний совет Казанской Духовной академии постановил принять его в число студентов. 19 января 1900 года ректор Казанской Духовной академии епископ Антоний (Храповицкий) в академическом храме постриг Василия в монашество, нарекши ему имя Петр, в честь святителя Петра, митрополита Московского . В качестве старца восприемника в Казанской академии в те годы присутствовали или иеромонах крестовой церкви Пантелеимон, или схиархимандрит Седмиозерной Богородицкой Вознесенской пустыни Гавриил (Зырянов) . После пострига епископ Антоний преподал новопост– риженному назидательное поучение, и тот в преднесении свечей и в сопровождении иночествующей братии отправился в свою келью, где епископ Антоний, вручая ему икону, сказал слово поучения на новую жизнь. 23 января 1900 года монах Петр был рукоположен во иеродиакона, а 15 июня того же года – во иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии за диссертацию «Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям». 4 сентября 1902 года он был назначен преподавателем Священного Писания в Орловскую Духовную семинарию, а 27 сентября того же года перемещен на должность московского епархиального миссионера. Основным местом его служения стал Князь-Владимирский храм при Московском епархиальном доме, основанном трудами и заботами митрополита Московского Владимира (Богоявленского) . Сюда стекались основные духовные силы, здесь проповедовали лучшие проповедники Москвы, среди которых иеромонах Петр занял достойное место. Уроженец Москвы, знавший московскую паству еще по приходу отца, столкнувшись с новыми проблемами, когда множество людей оказались не просвещенными светом православия, он ревностно взялся за дело: часто служил и за каждым богослужением проповедовал; двери его квартиры в Епархиальном доме были всегда открыты для вопрошающих, и бывало, что последние посетители уходили от него за полночь, а утром иеромонах Петр уже торопился на богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Жизнь казалась ему радужной, полной надежд В эти годы он изрек такую фразу: «Истоки вечной юности и радости открываются во мне». Жизнь казалась ему радужной, полной хороших надежд. Но весной 1922 года его поразила тяжелая нервная болезнь, и учебу пришлось оставить. Тут в его душе произошла разительная перемена: она касалась цели всей жизни. Он не смог продолжать учение, потому что возникло сильное желание и стремление служить Богу. — А семья поддерживала это его решение? Известно что-то об этом? — Знаю, что родные его отговаривали. Время было тревожное. Я помню, как говорили мама и бабушка: «Что ты делаешь? Ты что, не понимаешь этого?!» Но он им ответил твердо, что Бог для него — это все. Он им ответил твердо, что Бог для него — это все И вот Петр Сергеевич стал служить в московских храмах, иногда вместе с Борисом Яковлевичем Эльбсоном (впоследствии иеромонахом Андреем). Мне пришлось много работать в архивах, чтобы поднять материалы, необходимые для ряда статей, которые меня просили написать о моем дяде. Выяснилось, что отец Андрей (Эльбсон) тоже был расстрелян. Кажется, даже в тот же самый день, что и о. Петр. В ссылку они точно уезжали вместе: их отправляли в одном фургоне. А еще задолго до того вместе с Борисом Эльбсоном они посещали храм во имя святого Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье в Москве. Там служил отец Бориса Яковлевича, отец Стефан Эльбсон. В июне 1925 года Петр был рукоположен в диакона, целибатом. Хиротонию совершил епископ Можайский Борис (Рукин). И в том же году митрополитом Крутицким Петром (Полянским) он был рукоположен во иерея. С 1925 года по 1931 год проживал с родителями в Тучкове, но продолжал служить в бесприходных московских храмах, а примерно до 1926 года — на Антиохийском подворье. С 1928 года вместе с Андреем (Эльбсоном) он служил в храме святителя Николая Чудотворца в Подкопаевском переулке. С середины 1920-х годов Петр и Андрей стали духовными чадами будущего преподобного Нектария Оптинского. Тогда же отец Петр сослужил протоиерею Сергию Мечеву, настоятелю храма святителя Николая в Клениках. А после ареста протоиерея Бориса Холчева был принят в причт этого храма, проводил там службы практически весь Великий Пост 1931 года, вплоть до своего ареста 14 апреля 1931 года. Прихожане Маросейского храма считали его назначение большим благоприобретением и для себя лично, и для своего прихода.

http://pravoslavie.ru/106351.html

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 — 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 — 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010