После Божественной литургии состоялся крестный ход с ковчегом со святыми мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верующие пронесли по территории Старо-Голутвина монастыря специально изготовленные к этому дню хоругви с иконами и фотографиями сорока пяти коломенских новомучеников. По окончании крестного хода со словами приветствия к митрополиту Ювеналию обратился благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сегодня для нас необыкновенно трогательный и радостный день — день памяти новомучеников Коломенских. Мы очень рады, что Вы возглавляете это торжество. Бог судил Вам одному из первых прикоснуться к подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской — Вы несли подвиг по прославлению их святых имен уже почти тридцать лет. Хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, когда его спросили о том, почему люди бывают так холодны к вере Христовой: " Потому, — ответил он, — что они не вникают в Евангельское учение " . Может быть, из-за того, что было трудно изучать подвиг новомучеников, может быть, по причине некоторой холодности, люди не спешили вникнуть в содержание их подвига. Но сегодня мы как бы подхватываем от Вас эстафету, для того чтобы нести имя святых новомучеников людям, чтобы и они прославили их подвиг. Спасибо Вам, Владыка, за Ваши труды. Мы стараемся Вам подражать и трудимся вместе с духовенством и мирянами на этой ниве, чтобы любовь к нашим новомученикам возрастала». Епископ Петр преподнес митрополиту Ювеналию образ новомучеников и исповедникоподв Коломенских. Затем к митрополиту Ювеналию обратился глава городского округа Д. Ю. Лебедев, который подарил владыке книгу «Собор Коломенских новомучеников», подготовленную к изданию городской администрацией при содействии действующего при Бобреневом монастыре Общества любителей церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского. Патриарший наместник Московской епархии обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4885987...

За богослужением молились: Патриарший экзарх Африки, сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Клинский Леонид; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеродиакон Петр (Ахматханов).  Богослужение в Успенском соборе Кремля посетили Предстоятель Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, находящийся в России с официальным визитом, и сопровождающие Святейшего Католикоса члены делегации Маланкарской Церкви: сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Нью-Йоркский Захария Мар Николовос; секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос; митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос; викарий Собора Пресвятой Богородицы в г. Куала-Лумпур хорепископ Филипп Томас; глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс; сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варугезе; исполнительный директор ОВЦС священник Ашвин Фернандис; личный секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу; руководитель Церковной Ассоциации Б. Оомен; член Церковного Совета Маланкарской Церкви Д. Мэтью; руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви К.Д. Коши и представитель индийской диаспоры России Ч. Ипен.  На богослужении также присутствовали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, староста Патриаршего Успенского собора в Кремле Н.Ю. Чаплин; заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов.  Богослужебные песнопения исполнил хор храма великомученика Дмитрия Солунского — Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

А предыстория этой поездки очень интересная. Сначала владыка Симон ходатайствовал о моем паломничестве, а потом не благословил. Мне же очень хотелось поехать, да еще чтобы со служением. И был у меня москвич знакомый. А в Москве как раз проходил Синод, кажется. Вот мой знакомец и подошел к владыке: «Владыко, вы уж благословите его на поездку, а то, может быть, больше не придется». После этого владыка Кирилл договорился с Вселенским патриархом по факсу, и меня и еще одного человека отправили на Афон с разрешением служения литургии во всех монастырях. Вот так это было. Посетил я тогда несколько монастырей афонских, и везде молился Богу и Пресвятой Богородице, чтобы на Святой горе пострига монашеского удостоиться. Подошел к иконе Божией Матери «Достойно есть», молился: «Матерь Божия, прости меня, что я, недостойный, прошу святогорского пострига. Недостойный я, недостойный, я смирюсь, я больше не буду». Но этого хватало на полдня, потом опять просил: «Дай мне постриг здесь, на Афоне!». Так несколько дней терзался. И вот уже нам уезжать скоро, осталось всего два дня до отъезда, наступило 18 октября, праздник святителей Московских Петра и прочих. И в тот день я удостоился монашеского пострига. Священство мое митрополит Петр освятил и монашество – митрополит Петр. Постригали меня в келье преподобного Силуана Афонского, где он молился. На полу кельи пшеница разбросана. Полы худые, запыленные иконки – келья была в первозданном виде. Сейчас там устроили церковь, все убрали, там службы бывают. Начался постриг. Постригал меня отец Гавриил, молдаванин. Восприемником, духовным отцом моим стал схимонах Савва. Лег я – там негде ползать, келья-то небольшая – и лежу… Слушаю и думаю: «Что со мной творится? Кто я есть, чтобы на Афоне постриг принимать?..» Кстати, когда постриг совершается по афонскому чину, имя выбираешь сам. Это у нас, в России, имя дает тот, кто постригает. Отец Гавриил подошел: «Брат, имя?» Я встрепенулся, думаю: сейчас назовет не пойми каким именем. «У нас на Афоне обычай – самому имя себе избирать». А у меня уже было имя надумано, жило оно во мне – Афанасий, в честь Афанасия Афонского. Я говорю: «Афанасий». «В честь какого?». Я говорю: «В честь преподобного Афанасия Афонского». Ну, вы, конечно, помните, что преподобный Афанасий Афонский отличался большим ростом. Начали крест благословлять, а у меня только крест с Афона. Я спрашиваю: «Батюшка, а вот этот крест подойдет?» Он говорит: «Пойдет». И с этим крестом афонским он меня постригал. Закончили постриг.

http://pravoslavie.ru/guest/070510104530...

Из средневековых исторических сюжетов, связанных с Православием в Монголии, внимание привлекает обращение в Православие ордынского царевича Даира Кайдагула, племянника хана Берке (правил Улусом Джучи, т.е. Золотой Ордой в 1257–1266 гг.) и правнука Чингисхана. Царевич Даир заинтересовался Православием во время визита в Сарай святителя Кирилла, епископа Ростовского и Ярославского (ум. в 1262 г.), который проповедовал в ордынской столице в 1253 году. Даир уговорил святителя Кирилла, приехавшего через несколько лет в Орду, забрать себя в Ростов. Здесь он был крещен с именем Петр и, согласно житию, после явления ему святых первоверховных апостолов Петра и Павла выстроил на озере Неро монастырь в их честь. После смерти супруги принял постриг и скончался в основанной им обители в 1290 году. Причислен к лику святых в 1547 году в чине преподобных при святителе Макарии (ок. 1482–1563 гг.), митрополите Московском и всея Руси. Несмотря на имеющуюся в историографии скептическую точку зрения о некоем «вынужденном» характере крещения преподобного Петра Ордынского (как способа бегства на Русь от возможного убийства во время династических распрей), его обращение в Православие стоит особняком в череде принятия Православия ордынской знатью, неоднократно имевшей место во 2-й половине XIII – начале XIV века. С этим соглашаются светские историки, отмечая, что преподобный Петр был единственным, кто принял Святое Крещение исключительно в результате проповеди (в данном случае святителя Кирилла), и кто не руководствовался политическими, династическими или иными мирскими обстоятельствами . Другими крупными историческими фигурами средневековой Руси, связанными с Монголией, были святой благоверный князь Александр Невский (1221–1263 гг.), чье активное взаимодействие с Ордой широко известно, и святитель Алексий (ок. 1292–1305 – 1378 гг.), митрополит Киевский и всея Руси, исцеливший глазную болезнь у Тайдулы – жены ордынского хана Узбека. Митрополит Алексий исцеляет жену хана Золотой Орды Тайдулу В полной же мере появление Православия в Монголии относится к XIX веку, когда в Российской империи оно являлось государственной религией, выполняя определенные идеологические функции.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Мы знаем, что Святейший Патриарх Тихон очень скоро был лишен реальной власти. Но вот еще одно свидетельство особой силы Патриаршего служения: лишенный власти, он продолжал оставаться Предстоятелем Церкви, ее центром. Достаточно было задать единственный вопрос: «Вы в «тихоновской» Церкви или в обновленческой», чтобы узнать, на какой стороне православный христианин. И мы знаем, что абсолютное большинство было вместе с Патриархом Тихоном — и когда он был фактически отстранен от власти, и даже когда он умер, потому что по милости Божией не произошел отказ от решений Поместного Собора и никто не заявил об отмене соборного постановления, которое предполагало избрание Патриарха. Вначале Местоблюститель митрополит Петр, а когда стало очевидным, что владыка Петр не может нести Патриаршее служение в качестве Местоблюстителя, — его заместитель и преемник митрополит Сергий (Страгородский) — в условиях отсутствия Патриарха фактически совершали Патриаршее служение. Поэтому, когда мы говорим, что празднуем столетие восстановления Патриаршества, мы утверждаем историческую правду. Но если мы скажем, что Патриаршество было вновь восстановлено в послевоенное время, это не будет соответствовать правде. Потому что восстановленное в 1917 году, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях. И сегодня наша молитва святителю Тихону, чтобы он не оставлял свое наследие — град Москву и Церковь Русскую, также проходящую через непростые исторические обстоятельства. Опираясь на Архиерейский Собор, опираясь на многие институции, созданные в нашей Церкви, через которые выражается ее соборный голос, Патриарх имеет возможность с великой надеждой взирать в будущее, сознавая, что все те духовные силы, которые сегодня раскрепощены и служат великому святому делу провозглашения Евангелия народу нашему, сегодня способны и сохранить единство, и защитить Мать-Церковь. Я просил бы, чтобы эти последние слова каждый из вас принял и умом, и сердцем, потому что соборность проявляется не только в коллегиальном обсуждении проблем, но и в общей ответственности за судьбу Церкви. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5077106.ht...

Житие святого Петра говорит о том, что он простил клеветника Андрея и оставил ему Тверскую кафедру. Однако, на этом попытки очернить Петра не прекратились. Вероятно, Андрей продолжал интриговать против Первосвятителя, надеясь занять его место, ибо епископствовал в Твери, князь которой - св. Михаил - был в ту пору великим князем Владимирским и всея Руси. Наверное, именно Андрей умело подогревал в Михаиле Тверском неприязнь к Петру, возникшую поначалу из-за того, что митрополитом стал не ставленник князя - Геронтий, - а галицкий кандидат. Иначе трудно объяснить себе эту долговременную вражду св. Михаила против святителя Петра. Тверской князь, без сомнения, искупил ее своим мученичеством в Орде. Однако, митрополит, что естественно в такой ситуации, стал искать себе союзника среди других князей. И нашел его в лице Московского княжеского дома. Это, конечно же, был огромный политический промах Михаила Тверского. Беспочвенной враждой оттолкнув от себя митрополита, он дал возможность своему пока еще слабому сопернику - Москве - обрести союзника, авторитет которого обеспечивал грядущую победу этому новому политическому центру Руси. Опора святителя Петра на Москву была закономерной. Родной Галич был далеко, его князья слабели с каждым днем, и Петру было очевидно, что их губительная политическая стратегия приведет в скором времени к полному исчезновению Галицко-Волынского княжения. На Северо-Востоке Руси, где уже стал клониться к упадку Ростов, а Ярославль, Суздаль или Рязань не представляли большой политической силы, основное соперничество развернулось между Москвой и Тверью. Поэтому Московский князь Юрий Данилович, человек, надо заметить, абсолютно по-макиавеллиевски беспринципный, тут же замечательно уловил, какую ошибку допускает Михаил. И Юрий мгновенно протянул, пусть из самых корыстных побуждений, свою руку Петру. Именно Юрий на Переславском Соборе выступил наиболее горячим защитником Петра. Конечно, сделано это было Московским князем не случайно: он " спал и видел " стать великим князем Владимирским, отобрав престол у Михаила. Авторитет Петра, как умно рассчитал Юрий, мог ему в этом помочь. Святитель Петр принял эту руку дружбы, протянутую ему князем Московским. Вскоре он отплатил взаимностью Москве: когда в 1311 г. тверская рать во главе с сыном Михаила Димитрием пошла войной на Москву, Петр отлучил его от Церкви за разжигание междоусобицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

И тогда, когда, после разгрома Киева татарами в 1240 году, центр Руси передвинулся на северо-восток, в новом стольном граде Владимире был воздвигнут величественный кафедральный собор также в честь Успения Пресвятой Богородицы. И, наконец, когда Русская Земля, раздробленная на уделы, стала объединяться, благодаря умному и дальновидному князю Иоанну Даниловичу Калите, вокруг маленького и незначительного вначале городка Москвы, там тоже был построен кафедральный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Окончательно переселившись в 1325 году в Москву, Митрополит всея Руси св. Петр стал убеждать князя построить этот храм, причем изрек замечательное пророчество о будущем величии Москвы, которое в точности исполнилось. «Если ты меня послушаешь, сын мой»,  так говорил св. Петр князю,  «то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Этот дивной красоты величественный Успенский Собор в Кремле сделался действительно как бы краеугольным камнем величия всего Российского государства, необъятно разросшегося потом из маленького и скромного московского княжества. Это – «святая святых» православного русского народа, самая заветная святыня наша – как бы сердце Святой Руси! В этом Успенском соборе венчались на царство все цари русские, начиная с Uoahha IV -го и возводились на престол первосвятители Русской Церкви. Дивный храм, и снаружи и внутри производящий незабываемое впечатление необыкновенной духовной мощи нашей Св. Церкви и православного Отечества нашего – Святой Руси! В этом дивном храме, по Промыслу Божию и под несомненным Покровом Божьей Матери, происходило настолование нашего последнего законного Всероссийского Патриарха Тихона, несмотря на то, что Кремль, в котором находится этот храм, был уже захвачен лютыми безбожниками, поработившими нашу Родину – Святую Русь и поставившими себе целью выкорчевать все святое из души русского человека. Стоит этот дивный храм и теперь, хотя Богослужений в нем и не совершается, напоминая лишь всем созерцающим его о прежнем духовном величии нашей многострадальной Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Настала блестящая эпоха для училища Братского: сын воеводы Молдавского. Петр Могила , постригается в лавре и, сделавшись ее архимандритом и Митрополитом Киевским, соединяет устроенную им школу Печерскую с Богоявленскою: он украшает ее людьми, посланными им для образования на Запад, и, оградив грамотами королей Польских, снабжает средствами для содержания убогих учеников и самих учителей. Отселе школа принимает название Киево-Могилянской коллегии в память своего благодетеля и старшего брата, Митрополита Петра, но после того скоро рушится ее благосостояние. Преемник его, Сильвестр Коссов, еще несколько времени поддерживает коллегию; Патриарх Иерусалимский, Паисий, посетив Киев, опять подтверждает ее своею грамотою; но вслед за присоединением Малороссии к царству Русскому начинаются жестокие войны с Поляками и крамолы самих Гетманов; долго нет и законных пастырей на кафедре Киевской: здание коллегии опустошается пожаром, и вотчины ее расхищаются врагами; убогое братство должно ходить в свободные часы и месяцы собирать подаяние по Киеву и окрестным городам; не смотря на то, страсть и нужда просвещения все одолевает и не расторгается союз братства. Так протек для училища XVII век, доколе наконец Государи Московские не взяли его под свое покровительство. Тогда украсилось оно более громким титлом академии, и подарило Церковь такими светильниками, каковы были: ректор его Иоанникий, Архиепископы Лазарь Баранович и Иоанн Максимович , Варлаам Ясинский Митрополит Киевский: знаменитый своею ученостью Феофан Прокопович , поборники православия Феофилакт Лопатинский и Георгий Конисский , Стефан Яворский , местоблюститель патриаршего престола, и Святители Димитрий Ростовский и св. Иннокентии, первый епископ Иркутский. Миром ознаменовался XVIII век для академии Киевской; под сенью православных Государей уже она не подвергалась беспрестанным разорениям и смутам; но еще скудны были средства к содержанию многочисленных учеников, иногда питавшихся Христовым именем для его проповедования впоследствии. Гетман Мазепа старался поддержать академию утвердительными грамотами на ее вотчины и денежными пособиями. В 1703 году великий Петр приветствован был красноречивым ректором ее Феофаном при посещении Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ни патриарх Адриан, ни епархиальные архиереи не только не воспротивились требованию контролировать церковное достояние как казенное имущество, но самолично рассылали грамоты с царским указом по епархиям, подкрепляя его своей властью и авторитетом. «И вы бы, — писал, например, твердостоятельный Афанасий Холмогорский, — о сборе и о сбережении денежной казны чинили по тому великого государя указу и по сей нашей грамоте... во всем непреложно . Резкое ограничение церковно-монастырских властей в использовании оборотных средств незамедлительно ударило по их сравнительно благополучным хозяйствам: здания ветшали, хозяйственные службы сокращались, так что через 20 лет все церковные владения не приносили уже былых доходов и, начиная с московского Патриаршего двора, влачили жалкое существование — к невыгоде, кстати сказать, самого правительства . Разумеется, государственная ревизия церковных владений была тесно взаимосвязана с их реквизицией. При совершенно бесполезной, как выяснилось (точнее — как было известно заранее ), затее строительства флота на Воронеже, Русской церкви было приказано составить целых 19 духовных «кумпанств». А именно: два патриарших, по одному митрополитов Новгородского, Казанского, Рязанского, Ростовского, Псковского, Крутицкого, Суздальского и Белгородского, архиепископов Тверского и Вологодского, епископа Тамбовского, монастырей Троице-Сергиева (ему определили сразу три «кумпанства»), Саввина-Сторожевского, Вознесенского девичьего и Новодевичьего. Заданная «кумпанствам» разорительная работа была полностью выполнена. Но этого оказалось мало. С одного только Троице-Сергиева монастыря, за стенами которого Петр дважды укрывался в страхе перед бунтами (в 1682 и 1689 гг.), государь взял на необходимые ему расходы 70 тысяч рублей в 1697 г., 20 тысяч в 1698 г. и 30 тысяч в 1700 г.: итого, даже по отрывочным данным, 120 тысяч . Процесс прямого изъятия церковно-монастырских средств (в контексте разграбления капиталов других сословий и социальных групп, закрепощения и безжалостного «обдирания» большинства населения страны) сопровождался жестким сокращением расходов на Церковь. За Уральским хребтом Петр указом 1698 г. вообще запретил строить монастыри, «потому что в Сибири монастырей мужских и женских, где всякого чина православным христианам постригаться и спасаться, довольное число есть». Одновременно обители и храмы, имевшие земли или угодья, лишались традиционного государственного вспомоществования под предлогом нехватки денег на жалованье «служилым людям, которые посылаются на вся годы во оборону как государства, так и архиерейских и монастырских и церковных слобод, противу неприятеля» (выделено мной. — А. Б.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Сегодня дипломатические способности Предстоятеля окажутся весьма и весьма востребованными. Нужно урегулировать наши отношения с Грузинской, Константинопольской и Румынской Церквями, а это - дело весьма непростое, учитывая какой клубок противоречий придется распутывать. Нужно будет также выстроить наши отношения с Ватиканом, чтобы, сняв вопрос о католическом прозелитизме, получить в лице Рима союзника в борьбе против агрессивного атеизма и захлестнувшей мир безнравственности. Патриарху понадобится немалое искусство, чтобы выстраивать отношения с властью. Чтобы в результате сохранилось тесное сотрудничество Церкви и государства, но при этом властьимущие прислушивались бы к голосу Священноначалия в вопросах нравственного воспитания общества и защиты обездоленных. Чтобы Русская Церковь не превратилась в «православный Ватикан», но и не стала придатком государства. Все это требует недюжинных дипломатических способностей и колоссальной работы. Любопытно, что сходство между Митрополитом Петром и Патриархом Кириллом проявляется даже в обвинениях их в симонии, или говоря современным языком финансовой нечистоплотности. Напомним, что в разгар борьбы за первенство между Москвой и Тверью, Святитель Петр поддержал московского князя Юрия Данииловича. Следствием чего стало возведение тверским епископом Андреем обвинения против Святителя перед Константинопольским Патриархом. В 1311 году в Переяславле был созван собор для суда над Митрополитом Петром, признавший все обвинения клеветой. Такие совпадения не могут быть случайностью. Господь, видимо, призывает нового Святейшего Патриарха повторить подвиг Святителя Петра, кстати, незаслуженно забытого ныне. Конечно, мы почитаем его в сонме Святителей Московских и всея Руси, но его заслуги как выдающегося государственного деятеля почти не вспоминаются нами. А ведь именно Митрополиту Петру мы обязаны возвышением Москвы и дальнейшим объединением русских земель. По совету святого Петра великий князь Иоанн Даниилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Как повествует летопись, Святитель сказал князю: «Если ты, успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Так и случилось.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010