Угодивших Богу – Врачу безмездному, Исцеленья дар приявших кротко и любезно. Приняли сей дар они, но не продали, Страждущим в недугах присно помогали, Именем Христовым немощных врачуя, Всенародно Божию Силу показуя. Время не затмит их дивное сияние, К Богу отошли они – в область ликования. Память их навеки остается незабвенна, И душа, их чтущая, преблагословенна; И поныне дивно источают свет небесный Божии угодники в этом тесном. Людям помогают они по доброй воле, Созерцая Бога на царственном престоле. Честь и слава ясным двум христовым солнцам, Дивным бессребреникам и чудотворцам! 2. Св. мученик Ерминингельд, царевич Готфский . Сын готского царя [Леовигильда] (Лувигельда), державшегося Ариевой ереси. Однако Ерминингельд, невзирая на все ласкания и угрозы своего сурового отца, не отступил от Православия. Отец бросил его в темницу и рано поутру в день Пасхи послал некоего еретика-епископа, чтобы тот причастил Ерминингельда. Но сей Божий угодник не захотел принять причастие из рук еретика, о чем епископ известил царя. Царь разгневался и приказал отрубить Ерминингельду голову, что и было исполнено. Произошло это в 586 году. Позднее Леовигильд покаялся в убийстве сына, отрекся от ереси и вернулся в Православие. 3. Преподобномученик Иаков с учениками своими, Иаковом и Дионисием . Родился в Костурской епархии, его отца звали Мартин, а мать Параскева. Занимаясь овцеводством Иаков разбогател, чем вызвал зависть своего брата, который оклеветал его у турок, утверждая, что Иаков будто бы нашел клад в земле. Иаков удалился в Царьград, где снова получил немалые прибытки. Как-то раз гостил он у некоего турецкого бега. Турки ели мясо, а Иаков постился. Тогда сказал оный бег: «Велика ваша вера христианская!» И рассказал, как его жена повредилась умом и как он ее после всего [безуспешного] лечения у многих врачей отвел к патриарху, чтобы тот прочитал над ней молитву. Как только патриарх открыл книгу, чтобы начать читать, храм озарился неким небесным светом. По окончании молитвы его жена выздоровела. Услышав, как турок хвалит христианскую веру, Иаков раздал всё свое имение и ушел на Святую Гору, где принял монашество в Иверском монастыре. Подвизался на Афоне, а 1 ноября 1520 года пострадал в Адрианополе за веру от [рук] турок. Его чудотворные мощи, а также мощи его учеников почивают в монастыре Святой Анастасии в Галачисте близ Солуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Усекновение, братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила в честь и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздник посвящен его славной смерти – Усекновения главы, и поэтому он дает нам повод и возможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватить духовным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая и знаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд о человеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробный камень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мы находим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много лет подвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробным камнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего и поклонились идолам. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильную жатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожных и распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, но вдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так как будто кто-то долго, долго блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путь и вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторые получили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своего пророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратит душу свою» ( Иез. 18:24–27 ). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этом и будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал в непримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал ему венец вечной жизни и неувядаемой славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Успение Богородицы После свершения всех тайн нашего спасения и вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Богородица, Ходатаица нашего спасения, прожила еще немало земных лет, и распространение славы Ее Сына и Бога неизменно радовало Ее. Приближалось Ее Пречестное и Преблаженное Успение, исполнив Свои земные дни, Она желала оставить тело и идти к Господу. Ее непрестанно, ежеминутно охватывало Божественное стремление видеть Сладчайшего Своего Сына, по Которому Она так тосковала, видеть, как Он сидит одесную Отца на небесах. В Ней горела любовь к Нему, сильнее любви Серафимов, и Она проливала из Своих Пресвятых очей обильные потоки слез, горячо молясь ко Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача к Себе в бесконечную горнюю радость. Находясь в доме святого Иоанна, на горе Сион, Она часто восходила на гору Елеонскую, откуда вознесся на небеса Сын Ее Христос Бог, и усердно молилась. Однажды, когда Она тепло молилась о Своей разлуке с телом и скором пути к Христу, явился Архангел Гавриил, который с детства служил Ей, приносил пищу в Святая Святых, возвестил Благую весть о Боговоплощении и хранил Ее во вся дни живота. С сияющим ликом Он принес Ей радостотворные слова Господа и известил Ее, что совсем скоро, через три дня, Она предстанет перед лицом Божиим. Объявляя Пречистой Деве Ее смертный час, Архангел сказал Ей, чтобы Она не страшилась его, но приняла весть с радостью, ибо Она перейдет в бессмертную жизнь, чтобы вечно жить вместе с бессмертным Царем славы. «Ждет, – сказал он, – Сын Твой и Бог наш, с Ангелами и Архангелами, с Херувимами и Серафимами, со всеми Силами Небесными, с душами праведными, чтобы принять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним в бесконечные веки». В знак Ее победы над смертью, в знак того, что не одолеет Ее телесная смерть, что Она лишь на краткое время уснет смертным сном, но вскоре пробудится и стряхнет, словно дрему с очей своих, мертвенность и узрит бессмертную жизнь и славу в сиянии лица Божия, к Которому приидет с ликованием, восклицая радостно, – в знак этого благовестник дал Ей райскую пальмовую веточку, сияющую благодатным сиянием, чтобы Она держала ее на одре, когда Ее Пречистое и Пречестное тело будут провожать к месту погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Февраль 1 февраля 1. Св. мученик Трифон . Родился в селе Кампсад (Кампсада) во Фригии, в бедной семье. В детстве он пас гусей. С малых лет почивала на нем великая Божия благодать, так что мог он исцелять болезни людей и скота и изгонять злых духов. В то время на римском престоле воцарился император Гордиан, дочь которого, Гордиана сошла с ума, повергнув тем самым своего отца в безутешное горе. Все врачи[, собравшись вкупе,] не могли ничем помочь умалишенной царевне. Тогда злой дух подал голос из [этой] одержимой девушки и сказал, что никто его не сможет изгнать, кроме Трифона. Многих Трифонов приводили к ней, пока, наконец, по Божию Промыслу, не призвали и сего юного святого. Привезли его в Рим, где он исцелил царскую дочь. Царь осыпал его многими дарами, которые он, вернувшись домой, раздал беднякам. У себя в деревне сей святой юноша продолжил пасти гусей и молиться Богу. Когда воцарился христоборец Декий, святой Трифон был истязаем и люто мучим за Христа. Однако все пытки переносил он с великой радостью, говоря: «О, если бы мог я сподобиться в огне и муках скончаться за имя Иисуса Христа, Господа и Бога моего!» Все пытки не причинили ему никакого вреда, и, в конце концов, мучители осудили его на усечение мечом. Перед смертью святой Трифон помолился Богу и предал душу своему Творцу. Было это в 250 году. 2. Свв. мученики Перпетуя, Филицитата, Сатир и другие с ними. В правление императора Септимия Севера все они были брошены в темницу как христиане. Святая Перпетуя была благородного происхождения, она ободряла всех прочих узников в темнице, чтобы не устрашились они пострадать за Христа. Во сне Перпетуя узрела лестницу от земли до неба, всю покрытую острыми ножами, мечами, копьями, крючками, гвоздями и другими смертоносными орудиями. А у подножья лестницы лежала страшная змея. И увидела она, что Сатир первым взбежал до вершины лестницы невредимым и крикнул ей оттуда: «Перпетуя, жду тебя, взойди сюда, но берегись змеи!» Ободренная этим кличем, Перпетуя наступила на голову змеи как на первую ступень, а затем, [пройдя] по порядку [все ступени], стремительно взбежала наверх. И когда сумела достигнуть вершины, то вошла в небеса, узрела прекрасные небесные чертоги и исполнилась великой радости. Когда рассказала она свой сон узникам, то все они истолковали его в том смысле, что предстоит им скорая смерть, причем прежде всех – Сатиру, что и исполнилось вскоре. Первым был умерщвлен Сатир, затем Перпетуя, затем [и] все остальные поочередно. Как агнцы были они закланы за Христа, Агнца Божия. От Христа и восприняли вечную награду в Царстве света. Все они пострадали за Христа в 202–203 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Христос умер за нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел, чтобы умереть за всех нас. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор. 5:15 ). Так святой апостол Павел объясняет главную цель Пришествия нашего Господа Иисуса Христа на землю. Существует много рассказов о том, как один человек погиб за другого, любимого им, существует множество рассказов и песен об этом в истории всего мира. Недавно в Нью-Йорке произошел такой случай, приехала в этот большой город бабушка, навестить дочку и внучат. Однажды в отсутствие дочери дом загорелся, бабушка, схватив одного из внуков, передала его в окно пожарникам, затем вернулась в комнату и таким же способом спасла второго. Но от дыма и огня она потеряла сознание, упала и погибла. Какой героизм, сколько любви к своим близким, какое возвышенное самопожертвование! Есть множество рассказов и о тех, кто жертвовал своей жизнью за свое племя или народ. Известный русский герой Иван Сусанин попал в плен к полякам, они пытали его, он героически вынес все мучения и, чтобы спасти русское войско, завел врага в болота и погиб. Греческий герой Леонид добровольно принял гибель со своими 300 спартанцами, защищая Спарту. Лорд Байрон уехал в Грецию, чтобы бороться и умереть за ее свободу. История сербского народа полна имен великих патриотов, которые отдали жизнь за «Крест и свободу» своего народа. Эти примеры благородства и самопожертвования согласуются со словами из Евангелия: «Нет любви больше, как если кто положит душу свою за други своя» ( Ин. 15:13 ). Все это говорится о смертном человеке, но не о Боге. Христова любовь была несравнимо больше человеческой, ибо Христос был одновременно и Богом, и человеком. И потому, насколько небо далеко от земли, настолько Христова любовь выше любви обычного человека. Помните, что Христос умер не за друзей, не за родственников, не за свой народ или племя. Нет, он умер за всех – за друзей и врагов, за все народы и поколения, за все человечество, за живых и мертвых от Адама, за всех, кто был рожден когда-то и кто родится когда-то, за всех до конца мира. Поэтому смерть Христа отличается от смерти любой другой личности. Любого героя, любого полководца, вождя или политика во всей истории человечества. Это всечеловеческая жертва, всеобъемлющая искупительная жертва нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке? Кто принесет нам радость в эту долину слез? Се, радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди капканов лжи, в которые мы попадаемся на каждом шагу? Се, радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто в силах установить справедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жен, чтобы светила им и радовала? Еще радость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок и человеческой мечты и сделает его реальностью, что сильней злобы и жестокости? Еще радость приходит от жизни; где же тот истинный свидетель жизни, которая лучше медленного умирания, присвоившего себе имя жизни? Вот четыре вопроса, которые недавно поставил передо мной один простой несчастливый человек, каких много в больших городах. Не философ, который специально изучает глубинные тайны и загадки бытия; не нищий, которого нищета и одиночество заставили задуматься о лишениях, а самый обыкновенный человек, здоровый и благополучный. Весь его облик выдавал в нем человека вполне благополучного, но он чувствовал себя несчастным и на исповеди плакал от отсутствия радости жизни. Эти вопросы задают себе и многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь, что такие вопросы задаете себе и вы, те, кто сегодня вновь стоит перед иконостасом, на котором изображен образ Царя и Господа в окружении Его воинства Ангелов и святых. Одна только Церковь знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочет на них ответить, открыто и ясно ответить устами своих служителей. Ответ краток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель и Залог истинной радости, к которой стремится каждая человеческая душа. Учение Будды только углубляет и продлевает человеческую печаль. Исламский пророк вносит в душу страх. Философы играют словами, и стоит одному из них показать лучик радости, другой спешит погасить его холодным ветром отрицания. Современные безбожники, как и безбожники всех времен, вовсе изгнали понятие радости из своей речи, проповедуя близкую и необратимую смерть всему и вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..» — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году. Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни. Когда умерла его мать, он, глядя на «бесконечно умилительную благость и доброту» её лица, пережил, по его собственным словам, некое «физическое ощущение бессмертия». Впоследствии этот опыт будет просвечивать во всём его творчестве: он пишет о бессмертии человека так, что ты не просто вспоминаешь о своей бескрайности и бесконечности, но и явственно начинаешь чувствовать её. Ещё в тринадцать лет, во время учёбы в Белградской Свято-Саввской семинарии, где его учителем был святитель Николай (Велимирович), Благое положил за правило каждый день прочитывать по три главы из Нового Завета. Правило это он соблюдал до конца жизни. Позже, будучи уже преподавателем семинарии, он видел главной своей целью научить воспитанников прежде всего жить по Евангелию, научить их претворять евангельские истины в свою природу. Отец Иустин всегда много заботился о молодых людях, у которых возникали серьёзные духовные вопросы. И в нём самом на протяжении всей жизни проявлялась какая-то постоянная внутренняя молодость и удивительная живость духа. До последнего вздоха он был исполнен восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке и в мире. Получивший прекрасное образование (помимо Белградской семинарии он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в Оксфорде, в Афинском университете) и обладавший редким философским чутьём, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога и признавался: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..»

http://pravoslavie.ru/65363.html

Январь 1 января 1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В восьмой день по Рождестве Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Ветхозаветное обрезание прообразует новозаветное крещение. Обрезание Господа свидетельствует о том, что Он взял на Себя истинное тело человеческое, а не призрачное, как впоследствии учили о Нем еретики. Господь обрезан еще и потому, что хотел исполнить весь закон, который Он Сам и дал через пророков и праотцев. Исполнив это законное предписание, Он в Своей Церкви заменил его крещением. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал. 6:15 ), – возвещает Апостол. (В церковном богослужении этот Господский праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства.) 2. Свт. Василий Великий , архиепископ Кесарийский . Родился в правление императора Константина [Великого]. Еще не будучи крещен, 15 лет обучался в Афинах философии, риторике, астрономии и всем прочим светским наукам того времени. Его школьными товарищами были святой Григорий Богослов и Юлиан, впоследствии император-отступник. В зрелом возрасте [Василий] крестился вместе со своим бывшим учителем Еввулом. В течение 10 лет был епископом Кесарии Каппадокийской и окончил свой жизненный путь, достигнув 50 лет от рождения. Великий поборник Православия, великий светильник нравственной чистоты и ревности по вере, великий богословский ум, великий строитель и столп Церкви Божией – святой Василий с полным правом нарицается Великим. В церковном богослужении именуется он пчелой Церкви Христовой, приносящей мед верным и своим жалом уязвляющей еретиков. Сохранились многочисленные труды этого Отца Церкви: богословские, апологетические, аскетические и канонические, а также Литургия, названная его именем. Она совершается десять раз в году, а именно: 1 января; накануне Рождества Христова; накануне Богоявления; во все воскресенья Святой Четыредесятницы, кроме Вербного; в Великий Четверток и в Великую Субботу. Святой Василий мирно упокоился 1 января 379 года и переселился в Царство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сплотит ли Русских «дружба против»? Заочная полемика Мардана и Ходаковского 13.01.2023 1107 Время на чтение 3 минуты Фото: из открытых источников Святитель Николай (Велимирович) в одной из своих работ рассуждал о том: на каком основании получаются крепкие сообщества людей. Ведь без объединяющего духа любое сообщество – лиши его внешней скорлупы государственных структур – превращается в жижу. Это особенно важно для нас, русских. поскольку в отличие от многих других народов, способных к существованию в рамках своих диаспор, мы на это не способны. растворимся уже в следующем поколении. Опыт как нашей эмиграции на Запад, так, кстати, и украинского эксперимента, показал, что это именно так. Мы перестаём быть русскими, перестаём быть способными к осознанному политическому бытию. Превращаемся в то, во что превращаются все те, с кем мы – в силу обстоятельств – сосуществуем. Потому что даже будучи как будто бы верующими всё так же упорно продолжаем надеяться «на князи и на сыны человеческие». Или на некую эмоцию «дружбы против». Святитель Николай писал о том. что существует два типа объединения взаимно разобщённых эгоистов в общность: «негативная» эмоция и литургийная. К возгреванию «негативной» эмоции призывают нас многие патриоты, которые – нужно отдать им должное – ратуют за Отечество не только со стратегических диванов, но и в прямом смысле слова. Но есть и другое мнение. И озвучивается оно не только нами, диванными патриотами, тем оно и ценно. Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной Линии» Предлагаем вниманию читателей два взгляда на вопрос о мобилизующей силе такого сильного чувства как ненависть к врагу. Сергей Мардан : «Российское общество переживает раскол, который пока не очень заметен, но обязательно будет углубляться. Отсутствие в обществе понимания, что Россия ведет кровопролитный конфликт, в конечном счете, приведёт к отрицанию этого конфликта. Парни на фронте и парни в тылу живут в разных измерениях и не имеют общей ментальности.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/sp...

1. Св. мученик Иустин Философ . Родился в 105 году по Рождестве Христовом в самарийском городе Сихем, впоследствии переименованном в Наблус. Родители его были эллинами. Усердно искал мудрости у философов: в первую очередь у стоиков, затем у перипатетиков, у пифагорейцев и наконец у платоников. Хотя и философия Платона его не удовлетворила, «однако на ней задержался он дольше всего, не имея ничего другого, что могло бы его привлечь». Но Божиим Провидением явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию и напомнивший ему, что люди не могут знать истину о Боге, пока Бог им этого не откроет; а Бог открыл о Себе истину в книгах Священного Писания. Иустин принялся читать Священное Писание и всем своим существом сделался убежденным христианином. И все-таки не хотел ни принимать крещения, ни нарицаться христианином, пока лично не удостоверился в лживости всех обвинений, возводимых на христиан язычниками. Придя в Рим в тоге философа, он быстро стяжал там великое уважение и много приверженцев. Присутствовал при страдальческой кончине святых мучеников Птоломея и Лукия. Видя беды и страдания невинных христиан, он написал Апологию (защиту) христиан и христианского учения и передал ее императору Антонину и сенату. Император внимательно прочел Апологию и повелел прекратить гонение на христиан. Иустин взял копию императорского указа и отправился с ней в Азию, где, предъявляя ее, спас многих преследуемых христиан. Затем он снова вернулся в Рим. Когда началось гонение, воздвигнутое Марком Аврелием, он написал вторую Апологию и направил ее царю. Некий бесчестный философ Крискент, циник, обуреваемый завистью оттого, что Иустин одерживал над ним верх в диспутах, донес на него как на христианина. Так Иустин оказался в тюрьме. Желая ему смерти и опасаясь, как бы не получил он оправдания на суде, Крискент, воспользовавшись удобным случаем, отравил Иустина в темнице. Так скончал свою земную жизнь и преставился в блаженную вечность сей великий защитник христианской веры. Произошло это в 166 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010