Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира 34 , твердость Немани 35 , христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина 36 , кротость Стефана Дечанского 37 , смирение царя Уроша 38 , жертвенность князя Лазаря 39 , мужество Бана Страхини 40 , правдолюбие Марко Кралевича 41 , сердце матери братьев Юговичей 42 , верность и доброту княгини Милицы 43 , сострадание девицы косовской 44 , терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав 45 сербских. Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено, – вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься, – подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе. Сказать кому-нибудь: «Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное» – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное! Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой. Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником. Этого тебе желаю и тебя приветствую. 34 Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.) Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Последние записи (Из рукописного наследия Святителя Николая) Богач и Лазарь Богач представляет евреев. Они богаты, поскольку несут Слово Божие, Закон, Откровение; порфира и виссон – истина и справедливость. Лазарь представляет язычников, нищих; раны – ложные учения; голод – отсутствие истины; псы – демоны. Камни обычные и драгоценные Обычные камни обозначают телесный мир, драгоценные – мир духовный, Небесный. В Библии говорится, что горний Иерусалим из драгоценных камней. Обычные камни не упоминаются в связи с тем миром. Драгоценные камни обозначают мир истины и любви; тот мир проникает в этот в редких случаях. • Вот мое воспоминание: каждый, кто принимает Причастие, должен вспоминать, что Христос отдал Свои Тело и Кровь за нас, что он был распят, что умер и воскрес, что Бог Своего Единственного Агнца отдал на заклание, чтобы мы жили. Мы с гордостью вспоминаем людей, погибших за родину, а также благодетелей, которые отдали свое золото и серебро, чтобы накормить народ. Так тем более должны вспоминать Христа, Агнца Божьего. Любовь и Истина. В Причастии содержится все, что есть лучшего на Небе и на земле. Божья Любовь . Божья Истина. И Сам Бог. • Господь присутствует в хлебе и вине как Человек и как Бог. Как Человек – сие есть Тело мое. Как Бог – хлеб с небес ( Ин.6:51 ). И Слово было Телом ( Ин.1 ). Я и Отец едино. Весь Господь в Причастии, по-человечески и по Божеству. В Причастии заключается искупление. Кто причащается достойно – избавляется от ада, отделяется от дьявола и соединяется с Господом. • Кто причащается достойно, с тем Господь изнутри и извне. А кто причащается недостойно, с тем Господь лишь извне. Извне Господь и с животными. Как хозяин, который посещает хлев, но не живет в нем. Поправляет его извне, наводит порядок, но живет все же в своем доме. • Пока человек жив, Господь с ним, и предлагает ему войти. Вот стою у дверей и стучусь ( Откр.3:20 ). Крещение и введение во храм. Причащение – введение в небо. Двое врат в жизнь вечную. • Дьявол вошел в Иуду после причащения. И после сего... вошел в него сатана ( Ин.13:27 ). Так это, когда причащаются недостойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему молчун всегда сильнее говоруна, и какова роль униатов в кризисе на Украине Отец Андрей Ткачев перевелся из Киевской епархии в Московскую и до определения места постоянного послушания служит в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Здесь же он провел встречу с прихожанами в день памяти всех святых, в Церкви Русской просиявших. Обойтись без вопросов сегодняшней повестки не удалось… Андрей Ткачев провел встречу с прихожанами в день памяти всех святых, в Церкви Русской просиявших. Обойтись без вопросов сегодняшней повестки не удалось… Отец Андрей Ткачев перевелся из Киевской епархии в Московскую и до определения места постоянного послушания служит в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Там и произошла дискуссия. Протоиерей Андрей Ткачев: жажда как признак здоровья души Протоиерей Андрей Ткачев: Христианин должен постоянно учиться. Святитель Николай Велимирович, цитируя Гоголя, называл христианина «вечным учеником». Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на вопрос, что делать, если человек чувствует себя нереализовавшимся, ответил на днях в передаче «Слово пастыря», что человеческая личность столь велика, что в рамках земной жизни реализоваться не может. Она набирает ускорение на протяжении земной жизни, а раскрывается в вечности. Поэтому у нас должна быть жажда приобретения новых навыков и знаний, причем не пустых, а проверенных опытом. Если женщина не игнорирует новые рецепты, а записывает их и затем радует вкусным семью – это тоже учеба, рядом с ней ее домашним будет хорошо. Если доктор будет всю жизнь оперировать на той базе знаний, с которой он вышел из института, он очень быстро выдохнется. Нужно читать, нужно общаться с коллегами, нужно впитывать новое. Так во всех областях жизни. Итак, первое, что я вам желаю, чтобы вы имели жажду приобретения знаний. Эти качественные и проверенные опытом знания касаются и нашей работы, и нашего общения с людьми, и молитвы, и превращения текста Писания в то, чем я живу. Имеющие жажду – здоровы. Тяжело больной не ест, а бывает, что и не пьет. Хорошего косаря проверяли за столом: если он ел крепко, от него ждали такой же крепкой работы. Имейте жажду, и удовлетворяйте ее чистой водой.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-tkac...

Предисловие Давным-давно жил один молодой принц. Был он необыкновенно мудр, богат и красив. Все двери мирской славы и наслаждений были для него открыты, но что-то отвращало его от прелестей мира, вожделенных для миллионов людей. И однажды, скрывшись от родителей, он тайно бежал в пустынное место, где поселился как нищий чужестранец. Единственным его желанием было осветить душу свою Божией истиной и Божией волей, и лишь Богу служить. Много лет спустя этот королевич, водимый рукою Божией, возвратился из пустыни в свою землю как князь Церкви и духовный вождь своей нации на все времена. Хотя у него не было детей, он на протяжении веков стал отцом для миллионов и миллионов своих духовных сыновей и дочерей. Это произошло более восьми столетий назад, но факел, зажженный им в своем народе, и доныне пылает, а число его духовных чад постоянно растет. Человек этот был любезен, но неустрашим; удивительно красив – и весьма скромен; очень деятелен, но мирен; общителен – и все-таки уединен. Он прекрасно умел жить в обоих мирах, так что многие брали с него пример. И сегодня сербы из любви к нему воздвигают в его честь храмы повсюду, где их рассеяла жизнь. Глава 1. Неманя Отца героя этой истории звали Неманя. Хотя имя сие и библейское (Неемия), оно никогда до того не употреблялось у сербов-христиан, во всяком случае у знатных: князей и воевод. Все они обычно носили имена национального происхождения: Властимир, Драгомир, Тихомир, Часлав, Воислав и подобные им, то есть древние славянские имена, с ясным и красивым значением. Имя Неманя – символ всего многотрудного правления этого объединителя нации и созидателя национального государства. Когда тезоименитый ему библейский Неемия по разрешению персидского царя Артаксеркса восстанавливал разрушенные стены Иерусалима, он повелел мастерам одною рукой производить работы, а другою держать копье ( Неем.4:17–18 ), для обороны от беспокоивших их врагов. Так же и Неманя до самого конца своего правления вынужден был одновременно строить и оборонять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Самыми величественными храмами западного христианства, во славу Христа, считаются церковь святого апостола Петра в Риме и святого апостола Павла в Лондоне. Самым величественным храмом восточного христианства, воздвигнутым во славу Христа, является храм святой Софии в Константинополе. Святая София означает мудрость Божию или Божие Слово. Посвящение главных храмов Востока и Запада Христу символично и исполнено смысла. Восточное полушарие христианства, которое оставалось неизменным и не поддавалось духу времени, но хранило христианскую доктрину и богопочитание такими, какими приняло их от святых апостолов и отцов церкви, посвятила свои самые выдающиеся здания Слову Божию, не словам, но Слову. Символически это посвящение выражает истинный глубочайший принцип Восточной Православной Церкви. Это означает вбираемость Восточной Церкви. Что значит принцип вбираемость? Значит, что Восточная Церковь , кафолическая и апостольская вбирает в себя все отдельные принципы, на которых выстроены другие. Возьмем, например, принцип непогрешимости, на котором основана римская Церковь . Восточная Церковь не отрицает этого принципа, но самого своего основания вбирает в свой Символ веры , с той разницей, что считает непогрешимой не какую-то одну личность, а Вселенский Собор, как Собор церквей, которым руководит Дух Святой. Принцип непогрешимости присущ христианству на протяжении всей его истории. У святого апостола Петра было свое мнение на обрезание, у святого апостола Павла свое. Однако ни мнение святого Петра ни мнение святого Павла не было непогрешимым, но непогрешимым было решение Апостольского собора. Или, возьмем старый вопрос: приходит ли спасение только от веры как думал Лютер, или только от дел, как думали последователи святого Петра. Вопрос этот мучил западное христианство веками. Восточная Церковь, которая больше всего придерживается Евангелия апостола Иоанна, которое как она верит, вбирает в себя оба, и евангелие святого Петра и святого Павла, никогда не была озадачена этим болезненным вопросом. Она от начала исповедывала любовь как высшее проявление христианской веры. Ибо любовь, как видно из самого слова, вбирает в себя и то и другое, и веру и дела. Кто бы ни следовал одному из них, вере или делам, тот никогда не постигнет понимания слова, вернее, его значения, до гармонии и мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сентябрь 1 сентября 1. Церковное новолетие (начало индикта). Первый Вселенский Собор постановил, чтобы церковный год начинался 1 сентября. Сентябрь был у евреев началом нового гражданского года ( Исх. 23:16 ), месяцем собирания плодов и принесения благодарственных жертв Богу. Во время этого празднования Господь Иисус вошел в синагогу в Назарете, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал следующие слова: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение... проповедовать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ; Ис. 61:1–2 ). Кроме того, сентябрь в истории христианства знаменит еще и тем, что именно в этом месяце царь Константин Великий одержал победу над Максенцием, врагом Христовой веры, и вслед за этим военным успехом была провозглашена свобода христианского вероисповедания во всей Римской империи. В течение длительного времени и гражданский год в христианском подобно церковному, исчислялся с 1 сентября, а затем – сначала в Западной Европе, а впоследствии и в России, в правление Петра Великого, – [сей отсчет] был перенесен на 1 января. 2. Преп. Симеон Столпник . Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь [я того], увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все [искушения] молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого . Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, [посвященный] его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сентябрь 1 Сентября. Поучение о могуществе Господа и немощности идолов Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские...( Ис.19:1 ) Скрываясь от царя Ирода, фараона Иерусалимского, Господь прибыл в Египет. Настоящий Израиль оценивается не по месту, а по духу и делам. Во время рождения Господа в Иерусалиме царило зло большее, чем когда-то в фараонском Египте; это нередко бывает: когда верные отступят от веры, то становятся хуже неверных, которые никогда не знали настоящей веры. И так для Спасителя мира Египет в то время был местом более благоприятным и гостеприимным, нежели Иерусалим. Сравните слова пророка со словами, которые Ангел сказал праведному Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет ( Мф.2:13 ), и вы сразу убедитесь, что слова Исаии не могут относиться ни к кому иному, кроме Христа Господа. И еще более убедитесь в том же, когда услышите другого пророка, который говорит: ...Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). Что означает облако легкое, на котором Господь... грядет в Египет? Оно означает тело Господа, в которое Он облечет Божество Свое. Ибо тело человеческое подобно сгустившемуся облаку, в котором душа пребывает. Это, значит, пророческое видение воплощенного Господа. Некоторые толкователи считают, что облако легкое означает и Пречистую Богоматерь, Которая долгим постом и молитвой и иными подвигами сделала Свое тело легким, как облако. Особенно легким было это облако – тело Богородицы – из-за отсутствия страстей, которые обременяют человеческие тела. О, Господи Всемилостивый, желающий спасения всем людям, невзирая, кто еврей или кто египтянин, спаси и помилуй и нас, ибо на Твое Имя надеемся непрестанно. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Сентября. Поучение о том, как Египет обратился к Господу И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят ( Ис.19:21 ) О, как изменчиво сердце человеческое! Но из всех перемен его самая позорная из позорных – это когда верные становятся неверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Символы и сигналы Скачать epub pdf Символы и сигналы в истолковании владыки Николая Вместо предисловия. Письмо студентам-богословам о христианской философии Часть первая. Символы Глава 1. Вещественность и ее символы Глава 2. Земля, солнце и звезды как символы Глава 3. Познание истины Глава 4. Минералы как символы Глава 5. Растения как символы Глава 6. Животные как символы Глава 7. Познание истины (продолжение) Глава 8. Предметы и орудия как символы Глава 9. Различные занятия и деятельность людей как символы Часть вторая. Сигналы Глава 10. Сны как сигналы Глава 11. Случаи и события как сигналы Глава 12. Мысли и предчувствия как сигналы Глава 13. Обычные события и явления природы как сигналы Глава 14. Познание истины (продолжение) Глава 15. Обычные и аномальные явления природы как сигналы Глава 16. Судьбы человеческие как сигнал Глава 17. Войны, голод и эпидемии как сигналы Глава 18. Признаки конца света Глава 19. Различие между символом и сигналом Глава 20. Познание истины (окончание)     Символы и сигналы в истолковании владыки Николая Сочинение святого Владыки Николая Символы и сигналы свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром. Согласно положениям семиотики, существуют знаки различных видов, и из самих названий легко можно уяснить принципы их классификации. Одни суть знаки коммуникационные, другие – некоммуникационные, одни вербальные, другие невербальные, одни репрезентативные, другие экспрессивные, одни по природе мотивированы, другие – не мотивированы. Из этих классификаций легко заключить, что в их основе лежат принципы соссюровской семиотики. Она, как известно, строит свою систему на бинарных оппозициях. Однако в современной семиологии имеется и другая ориентация, связанная с именем американского философа, основателя прагматизма Чарльза Сандерса Пирса. Она делит знаки на три вида: индексы (знаки, в которых есть связь между означающим и означаемым: например, стон как выражение боли), иконические, или знаки-изображения (от греч. εκον изображение), и символы, а они, по Пирсу, являются арбитрарными, произвольными знаками. Эта семиотика ищет решения в знаках третьего вида, а не второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Автор перевода с сербского языка Светлана Луганская (sivi-sokol@mail.ru). Переводчик более не имеет возможности заниматься переводами, по причине тяжёлой болезни глаз. Вы можете внести свою лепту в оплату её труда через карту Сбербанка: 5469 4009 3099 3980. Карта привязана к телефону: +7 926 721 4153. Кто принесет нам радость в эту долину слез? Се, радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди ловушек лжи, в которые мы попадаемся на каждом шагу? Се, радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто может установить справедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жены, чтобы светила им и радовала их? Еще радость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок и человеческих мечтаний и сделает его реальностью, что сильнее злобы и жестокости? Еще радость приходит от жизни, где же тот истинный свидетель жизни лучшей, чем это медленное умирание, которое только присвоило себе звание жизни? Вот четыре вопроса, которые задал мне недавно один простой несчастный человек, каких в больших городах множество. Не философ, который специально занимается глубокими тайнами и загадками бытия и жизни; не бедный, которого бедность и одиночество привели к размышлениям о лишениях, а обыкновенный человек, здоровый и благополучный. По всему своему облику он выглядит вполне счастливым человеком, но он считает себя несчастным, и на исповеди плачет от отсутствия радости. Эти вопросы задают себе многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь и в том, что эти вопросы задавали себе и вы, которые сегодня вновь стоите перед иконостасом, на котором видите образ Царя и Господа в окружении Его воинства ангелов и святых. Церковь одна знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочет ответить на них, ясно и открыто, устами своих служителей. Ответ краток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель и Залог истинной радости, к которой стремится каждая человеческая душа. Индийский учитель Будда своим учением только углубляет и продлевает человеческую печаль. Исламский пророк вносит в душу страх. Философы играют словами и как только один из них покажет хоть лучик радости, другой спешит погасить этот лучик холодным ветром отрицания. Современные безбожники, как и безбожники всех времен, вовсе изгнали понятие радости из своей речи, проповедуя близкую и окончательную смерть всему и вся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010