О скорби, страдании и кресте Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар! И мудрый оставляет дом гореть и бежит, спасая жизнь. А безумец стонет среди огня и ждет, пока сам сгорит в пламени пожара. Знает Господь, что святая скорбь освящает человека, и потому не сразу прерывает ее. Ибо от святой скорби рождается истинно небесный человек, новый человек, так же как телесный человек рождается в муках от матери своей. Но женщина, когда родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16:21 ). Ведает Всеведущий, что от святой скорби рождается великое добро. Потому и смотрит Он на скорбь твою и считает слезы твои, но молчит, ибо знает день и час, когда обратит твою скорбь в великую радость. Его устами дано миру великое свидетельство: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Все потрясения, все страдания и беды, злоба и подлость человеческая – все, что Ей пришлось вынести за Сына, было ничто в сравнении с тем страшным ударом, который готовился Ее Сыну и Ее душе. Она Своими глазами видела Иисуса связанным, оплеванным, окровавленным, слышала адский вой: распни, распни Его! ( Лк. 23:21 ; Ин. 19:6 ). Она шла с Ним до Голгофы, видела, как Он падает под тяжестью креста, склонялась, чтобы собрать Его кровь из грязи, слышала звук молотка, забивающего гвозди в Его руки, когда- то обнимавшие Ее шею, видела, как Он, нагой и израненный, в судорогах, обливается потом и как силы оставляют Его. Если бы Она могла хотя бы достать до Его окровавленных ног, обнять и поцеловать их – но и в этом было отказано несчастной Матери. О, матери, страдающие о своих больных сыновьях! Вспомните Марию, Которая страдала под крестом, на котором бился в муках Ее Сын! Вспомните и укрепите сердца ваши тем же, чем Она укрепляла Себя, – упованием на милость Божию! Не горюй, дорогая мать. Грешно сильно горевать. Божия земля и все, что на ней, Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О смерти Великим станешь, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом вознесешься к Духу бескрайнему, бесконечному и посмотришь на себя с той высоты беспристрастно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты увидишь себя как мертвеца, как прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тебе откроется бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом – в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, постоянно угрожающая разлучить тебя с телом, будет не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо ты узнаешь, что душа может жить без тела, как голова – без шляпы. Среди безмолвия неба и земли ожесточенно спорят земные мудрецы: «Что есть материя и что есть дух?» А смерть, восседая на гробах, твердит: «Материя есть тесто, дух – закваска, вы – хлеб, а я – гость». Непомраченный и чистый разум говорит, что водоворот жизни не завершается смертью. С незапамятных времен люди предчувствовали, что смерть не точка, а запятая. Все народы, даже находясь в языческой тьме, предчувствовали существование жизни после смерти. Античные поэты и философы писали о печали человеческой души в аду, в полутьме, в полужизни. Египтяне умащали мертвые тела разными бальзамами и смолами, чтобы сохранить их для другой жизни. Продолжение жизни после смерти и Суд Правды, который постигает в земной жизни не каждого, всегда казались непомраченной человеческой совести чем-то естественным и необходимым. Справедлив ли Бог ? Более чем справедлив. Милостив ли Бог? Более чем милостив. Разве не справедливость и милость, когда Он забирает твое чадо, чтобы не мучилось больше здесь, и вводит его в царские палаты? Если бы земной царь позвал твое чадо в свой дворец, чтобы там растить и воспитывать, ты бы с радостью его отпустила. А любой земной царь всего лишь смертный человек, и когда он умрет, твое дитя может быть изгнанным из дворца. А Небесный Царь не умрет. И твое чадо ожидает там вечное счастье, какое невозможно ни описать, ни выразить. Поклонимся Господу Богу, Хозяину жизни и смерти, и предадим себя Его святой воле. И будем готовиться к тому, чтобы удостоиться встречи в Царстве Небесном с нашими праведными близкими, будем готовиться так, как нас Церковь учит, а особенно – молитвой и милостыней. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О снах с важными последствиями Рассказ о великом чуде умершего епископа В Манчжурии, на границе русской Сибири и Китая, где жил и умер епископ Иона, была русская семья: чиновник Восточной железной дороги, его жена и сын. Поскольку отец семейства служил у коммунистов, семья не проявляла интереса к вере и Церкви. Но заболел их сын, и не поправлялся несколько месяцев. У него отнялись ноги, стали как чужие. Родители делали все, что можно, прибегая к докторам и лекарствам. Но это не помогало. Мальчику становилось все хуже и хуже. Приглашали докторов русских и японских, делали рентген. А улучшения никакого. И родители в отчаянии ждали смерти своего сына. Между тем преставился епископ Иона. Произошло это 7 октября 1925 года. По причине смерти любимого архипастыря весь город был в смятении. Мать покормила своего больного ребенка в постели, укрыла его и вышла по делам в город. Когда же вернулась домой, недвижимый прежде мальчик, ее сын, выбежал из своей комнаты и радостно закричал: «Мама, я выздоровел!» Мать не могла поверить глазам своим. Она обняла сына, расцеловала его, расплакалась от радости и стала расспрашивать, как это произошло. И вот что сын рассказал ей: «Когда ты ушла, я заснул. А во сне явился мне добрый человек в священнических одеждах и спросил: «Чего же ты лежишь в постели?» Я ему ответил, что ноги у меня отнялись, не могу передвигаться. А тот человек говорит: «Вот тебе мои ноги. Бери их и ходи. Мне они больше не нужны»... Мать подробно расспросила, как выглядел тот добрый человек, и сын описал его. Назавтра мать взяла с собой сына и пошла на панихиду по новопреставленному епископу. Увидев лицо усопшего владыки, мальчик воскликнул: «Мама! Вот он, тот человек, который мне явился во сне и отдал свои ноги!» Рассказ об исцелении в притворе монастыря Жича Драгомир Алексич из Кралева рассказывает: «Когда мне было три года, я тяжело заболел. А матери моей приснилось, что кто-то ей сказал: «Отнеси ребенка в монастырь Жича, и когда войдешь в притвор с западной стороны, увидишь там справа то ли воду, то ли росу. Покропи этим ребенка, и он выздоровеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О таинствах Церкви Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих ( Мф. 14:14–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:12–17 ; Ин. 6:1–14 ), умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой вместе с мироносицами могла радостно воскликнуть: «Христос воскресе!» Крещение означает смерть ветхого, грешного человека и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим. 6:3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. Так в Церкви Апостольской делается с апостольских времен ( Деян. 16:14–15, 30–34 ; 1Кор. 1:16 ). Отвратитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить, спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными? Таинством крещения мы разрываем связь с греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание – печать дара Духа Святого. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеосвящение – молитвенное призывание Духа Святого на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака – чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства, и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О Церкви Странники, вот и корабль! Когда был потоп, Ной спасался на надежном корабле. Но потоп безумия и греха длится бесконечно. Поэтому и создал Человеколюбец корабль спасения. Расспросите, где находится тот корабль, и скорее поднимайтесь на него! Если веруете во Христа Спасителя, христоносцы, верьте и в дела Его. А Церковь , корабль спасения, – Его дело. На нем плывут тысячи спасённых и спасаемых. Основал его Господь на вере, крепкой, как камень. Как Сам Он сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Церковь призывает нас преклонить главу пред Богом и вознести сердце горе. Как это прекрасно, как восход солнца! И необходимо, как хлеб насущный. Голову долу, сердце горе! Такую заповедь дает Церковь своим чадам. Отчего так строга заповедь? Для того чтобы мы преодолевали гордость и спасались от отчаяния. Перед кем, человек, преклонишь свою главу, если не пред Царем царей? И перед кем твое трепещущее сердце ободрится, вознесется и обрадуется, если не пред Родителем, пред Отцом Небесным? Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5:3 ), и одним взмахом секиры поразил Иисус корень всех зол – гордость. А гордость – первородный грех , которым «отец лжи» заразил людей, наполнил их дыханием зла, словно надувные шары, чтобы вскоре проколоть и раздавить. Гордый человек, и когда ползет, думает, что летит, в своем самодовольстве презирая и людей, и Бога. А нищий духом смирен, неизменно недоволен собой, стыдится перед людьми и боится Бога. Поэтому он совершенствуется и прорастает, как живое семя из земли, пока не дорастет до высот Царства Небесного, которое таковым принадлежит. На место человеческой гордости, которую сатана сделал фундаментом своей Вавилонской башни, Иисус поставил смирение как фундамент Своего царского чертога – Церкви Христовой. Православная Церковь , некогда единственная Христова Церковь в мире, от начала держалась веры в Евангелие, не уклоняясь ни влево, ни вправо, не озираясь на прочие вероисповедания, на языческие философии, на естественные науки. Ибо, когда следуют за зрячим и прозорливым проводником, смешно и бесполезно спрашивать дорогу у слепого и косого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О чудесных исцелениях Рассказ об исцелении в Барешанском монастыре Из моего дневника (1935 г.) После сегодняшней Литургии в монастыре святого Меркурия привели к алтарю человека по имени Василий, чтобы мы прочитали над ним молитву. Василий выглядел вполне здоровым и разумно отвечал на все вопросы. Однако люди говорили, что в монастырь он приведен связанным, так как был в полном безумии. Священник Ристо Барешански уточняет, что при этом мужчина был лишен и дара речи, не мог даже слова произнести. Василия оставили на семь дней в монастыре. И священник несколько раз читал над ним молитву. Однажды утром, когда священник пришел в монастырь, Василий удивил его словами: «Отче, прошу, причасти меня». Таким образом, он успокоился, выздоровел и заговорил. Это живой пример силы и милости Божией. И свидетелями его были многие из тех людей, которые сегодня собрались в монастырь на храмовый праздник. Рассказ о безумной женщине Протоиерей Иоанн Бошкович рассказывает следующее: «Как-то на Троицу я был в Остроге. Приехал и митрополит Митрофан с Цетинья. Народа множество. Вдруг видим: какие-то мужчины ведут семеро коней, на одном коне сидит связанная женщина, которую с обеих сторон поддерживают, а на остальных – вещи и палатка. Один из этих мужчин узнал меня и обратился: «Помоги, прошу, нам с этой женщиной. Она из Мостара – жена главного директора австрийской налоговой инспекции в Герцеговине. Да вот полностью обезумела. Мы привезли ее к святому Василию. Так не поможешь ли, не подскажешь ли, к кому обратиться?» Я направил его к митрополиту, а митрополит определил мне позаботиться об этой женщине. Помню, звали ее Милчика, и была она, будто бы, католичка. Мы подвели ее к раке с мощами, а потом заперли в темной келье. Она дико кричала, ломала вещи и бросалась на людей. Каждый день за ее здравие читалась молитва у раки. На третий день она умолкла. Мы отперли келию. Женщина спокойна. И спрашивает: – Боже, а где это я? Мы ей объяснили. Она заплакала. Но была уже вполне при уме, здорова и спокойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Об искушениях современности и мирских страхах Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, становится на службу зла, она сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царства. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное – жатва. И обращает Он смех в рыдания и башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе. Западные народы постепенно отпадали от Христа и в последнее время исключили его из всех сфер деятельности – национальных и государственных, ограничили Его присутствие храмом, у Него, Который после Своего славного воскресения из гроба сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), – у Него ослепленные люди отняли всякую власть, и не только власть, всякое влияние в образовании, в обществе, в политике и искусстве, в человеческих и международных отношениях, в науке, в литературе – во всем. Но с Богом не шутят. Всякий раз, когда люди – гости за Божией трапезой, теряли честь, следовало наказание как предостережение Хозяина. Последние мировые войны – вот два страшных предостережения Божия нынешнему поколению. Пусть же христианские народы падут на колени перед оскорблённым Христом и вернут Ему ту власть, честь, славу и поклонение, которые принадлежат только Ему. Так и вы делайте, братья православные, если хотите избежать третьей мировой войны, страшнее двух минувших. Современные науки соревнуются в том, какая сильнее ударит по учению Христа. Это – бунт грубых служанок против своей госпожи, бунт светских наук против небесной науки Христа, так как с абсолютной точностью было сказано апостолом: называя себя мудрыми, обезумели ( Рим. 1:22 ). Психотерапия в наше время вошла в моду на Западе как наука «спасения». Но тут между священниками и учеными снова возникает извечное недоумение относительно силы Божией. С одной стороны, интеллектуалы требовали от Христа в храме знака или чуда, чтобы Ему поверить, а с другой – спрашивали друг друга: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит ( Ин. 11:47 ). Подобным образом ведут себя современные психотерапевты. В то время как некоторые из них в качестве избавления от недугов, рекомендуют самовнушение, другие наряду с ним советуют прибегать и к молитве. Неужели этот вопрос смутит нас, православных? Неужели и мы заслужим укор Господа нашего, обращенный к саддукеям: согрешаете, не зная Писания и силы Божией! ( Мф. 22:39 ; Мк. 12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Октябрь 1 октября 1. Покров Пресвятой Богородицы . Испокон веку Церковь прославляла Пресвятую Богородицу как Покровительницу и Заступницу рода христианского, Своими ходатайственными молитвами умилостивляющую Бога к нам, грешным. Не счесть всех явных проявлений помощи Пресвятой Богородицы как отдельным людям, так и [целым] народам; как в мирное время, так и на войне; как в монашеских пустынях, так и в многолюдных городах. Событие, ныне вспоминаемое и торжественно отмечаемое Церковью, лишь доказывает и удостоверяет сие постоянное покровительство Пресвятой Богородицы христианскому роду. В правление царя Льва Мудрого (или Философа) 1 октября 911 года (по другим источникам – 910 года. – Пер.) во Влахернской церкви в Царьграде совершалось всенощное бдение. Храм был переполнен народом. Вдали от алтаря стоял святой Андрей юродивый со своим учеником Епифанием. В четвертом часу ночи над народом явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором на руках, как бы осеняя им верующих. Облечена Она была в благолепную порфиру золотистого цвета и вся блистала несказанным сиянием. Ее окружали Апостолы, святители, мученики и девы. Святой Андрей, созерцая сие явление, указал [на него] рукой блаженному Епифанию и спросил его: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всяческих, молящуюся за весь Епифаний ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь!» В ознаменование этого события был установлен сей праздник, дабы напоминать нам и о самом явлении Пресвятой Богородицы, и о Ее неустанном о нас заступничестве – ибо защищает Она нас и осеняет Своим покровом, когда бы мы к Ней ни обращались [а особенно] в трудных обстоятельствах. 2. Св. апостол Анания . Один из семидесяти Апостолов. Был епископом в Дамаске. Повинуясь Божию откровению (Деян. гл. 9), крестил Савла, будущего апостола Павла. Наперекор всем гонениям смело проповедовал Евангелие, за что был побит камнями в городе Елевферополе. Его святые мощи были перенесены в Дамаск, а впоследствии в Царьград. 3. Преп. Роман Сладкопевец . Родом из сирийского города Эмеса. Служил пономарем сначала в Бейруте, а затем – в правление патриарха Евфимия (490–496) – в Царьграде, при соборной церкви. Был неграмотен и не обучен церковному пению, за что некоторые образованные клирики над ним посмеивались. Святой Роман слезно молился Пресвятой Богородице, и Она явилась ему во сне, протянула некий свиток (именуемый кондаком) и сказала проглотить его. На следующее утро [совершалось торжественное богослужение в честь] Рождества Христова, и сей Роман, выйдя на амвон, ангельским голосом пропел «Дева днесь...». Все изумлялись как содержанию этого песнопения, так и голосу певчего. Приняв от Пресвятой Богородицы поэтическое дарование, преподобный Роман составил и исполнил более 1000 кондаков. В сане диакона великой церкви упокоился он около 556 года в Царьграде и был сопричтен к хорам ангельским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы и сигналы Небольшая философская работа Николая Сербского. «Символы и сигналы» посвящены семиотике, но затрагивают основы христианской философии, как таковой. Предисловие так характеризует эту книгу: «сочинение святого Владыки Николая «Символы и сигналы» свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром.» СИМВОЛЫ И СИГНАЛЫ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ) Символы и сигналы в истолковании Владыки Николая Сочинение святого Владыки Николая Символы и сигналы свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром. Согласно положениям семиотики, существуют знаки различных видов, и из самих названий легко можно уяснить принципы их классификации. Одни суть знаки коммуникационные, другие - некоммуникационные, одни вербальные, другие невербальные, одни репрезентативные, другие экспрессивные, одни по природе мотивированы, другие - не мотивированы. Из этих классификаций легко заключить, что в их основе лежат принципы соссюровской семиотики. Она, как известно, строит свою систему на бинарных оппозициях. Однако в современной семиологии имеется и другая ориентация, связанная с именем американского философа, основателя прагматизма Чарльза Сандерса Пирса. Она делит знаки на три вида: индексы (знаки, в которых есть связь между означающим и означаемым: например, стон как выражение боли), иконические, или знаки-изображения (от греч. εκον изображение), и символы, а они, по Пирсу, являются арбитрарными, произвольными знаками. Эта семиотика ищет решения в знаках третьего вида, а не второго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Письмо 138. Униату, о перемене веры Кто-то из священников вашего города испугал тебя словами: «Проклят будет всякий, кто переменит веру, в которой рожден». Боясь проклятия, ты спрашиваешь, правда ли это. Если бы это было так, тогда были бы прокляты все наши языческие предки, которые оставили веру в идолов и приняли христианство . Были бы прокляты – со страхом произношу эти слова – и святые апостолы, оставившие иудаизм и побудившие многих оставить его. Были бы прокляты и святые отцы наши, Кирилл и Мефодий, просветители славян, которые первыми принесли свечу истинной веры нашим славянским прадедам в Карпатах и Моравии. Был бы проклят и святой царь Борис 295 , крестивший болгар, и святой Григорий 296 , крестивший армян, и святая равноапостольная Нина 297 , крестившая грузин, и святой Патрик 298 , крестивший ирландцев, и святой князь Владимир, крестивший русских. Но если бы они были прокляты, кто был бы благословен? Страшно говорить о проклятии благословеннейших чад Божиих, да простит нам Господь. Рассмотрим этот предмет с другой стороны. Может быть, тот, кто так испугал тебя проклятием, рассуждал так: «Я имел в виду не язычников, но крещеных христиан, то есть тех, кто, крестившись в одной христианской Церкви, переходит в другую». Что мы можем ответить на это? Помолимся Господу и спросим этого господина: если он был крещен в лютеранской Церкви, а затем оставил лютеранство и перешел в униатство, проклят ли он? Нет, тысячу раз нет, скажет господин. Поэтому, когда ты услышишь от него такие слова, обратись на восток и скажи: «Воистину, нет проклятия на том, кто, будучи рожден униатом, вернулся к исконной вере своих предков – к православной вере, вере святых Кирилла и Мефодия, святого Владимира Киевского, святого Вацлава Чешского 299 , святого Прокопия Карпатского 300 , святого Бориса, святого Саввы Сербского , святого Петра Цетиньского 301 . Не проклят он, а благословен, так же как благословенны все эти святые мужи. А они благословенны в двух мирах – среди Ангелов небесных и среди народов Божиих на земле, ныне и вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010