Видение невидимого Без откровения свыше народ необуздан... ( Притч. 29:18 ) Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: «Вы друзья Мои» ( Ин. 15:14 ). Одно из утверждений нашей веры, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает, так же, как это делаете сегодня вы, обращаясь к святому Дунстану 5 , вашему покровителю и защитнику. Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы. Если бы не было святых мужей и жен, которые всегда пред Богом ходили, предстояли пред невидимым Богом и Царством Божиим, многие народы были бы необузданны, страдали бы народы, слепые для невидимой реальности. Ибо сказано и подтверждено историей: «Без откровения свыше народ необуздан». Однажды я спросил известного афонского монаха: – Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение? Он ответил: – Совершенное созерцание Божьего присутствия со всеми великими последствиями этого. С тех пор я постоянно пытаюсь созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я ни преуспел в этом, даже эта малость необычайно помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не пасть в отчаяние в заключении. Однако есть шесть видений, определяющих наше поведение в земной жизни и судьбу нашего будущего. Первое: видение Бога, Который объемлет нас со всех сторон во времени и в пространстве; Второе: видение своей смерти и ее приближения; Третье: видение Христа, Его откровений, земных дел и страдания, и Его Величественной Небесной славы; Четвертое: видение бесов и их тонкого воздействия на души; Пятое: видение посмертного – воскресения и Страшного Суда; Шестое: видение биллионов и биллионов очей Ангелов и святых, которые смотрят на нас и ожидают, когда мы присоединимся к ним. Без этих видений народ будет необуздан, как были «необузданны» Содом и Египет, Тир и Сидон, Вавилон и Рим, Монтесума и его народ. За то, что христианские народы не стали «необузданны», нужно благодарить многие святые души, которые жили этими шестью видениями. Нужно благодарить за любовь и ходатайство пред Небесным Престолом огромные воинства наших святых предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Высокая честь жертвы Обложка книги прот.Саво Йовича. " Святой исповедник Варнава, епископ Хвостанский «В этой статье чувствуется… смиренный дух и скромность, которые украшали древних духовных гигантов старого Египта, Синая и Святой Горы. Как если бы [автор] был вне времени и пространства. Ни одно искушение XX века его не коснулось и не сумело отделить от святых людей ранних христианских веков», – так отозвался святитель Николай (Велимирович) о статье «Нечто о гордости», написанной тогда еще студентом Богословского факультета в Белграде Воиславом Настичем, которого Сербская Православная Церковь чтит как священноисповедника Варнаву, епископа Хвостанского (память 12 ноября). Этот же подлинный христианский дух явственен во всех статьях и выступлениях исповедника Христова. Предлагаем читателям сайта познакомиться с некоторыми из них. Слово, произнесенное при хиротонии во епископа Хвостанского Дорогие братия и сестры! Высота чести, по Христову мерилу, дается людям сообразно высоте готовности к жертве. Тот, кто мало жертвует, малую и честь получит. Тот, кто много жертвует, многую и честь примет. Те, кто между людьми принимают наибольшую честь, приносят через это и наибольшую жертву. Ибо Христос, по Его собственным словам, прежде должен был пройти Голгофу, чтобы после войти в Свою славу. И как же этого мерила могут избежать люди, когда ему подчинился и Сам бессмертный Бог? Те, кто бегут от жертвы, бегут и от единственной чести под этим Божиим солнцем, за которую полезно бороться. Когда Господь наш Иисус Христос послал Своих апостолов в мир, Он установил жертву как программу и образ их жизни. И только готовностью к апостольской жертве удостоились галилейские рыбаки апостольской чести. Это мерило, поставленное в основание Христовой Церкви, неизменно оставалось основным во все времена ее истории, останется таковым и до скончания века. Высокая честь во Христовой Церкви значит высокую жертву. Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Сербским Гавриилом, руководимый Духом Святым, избрал мое недостоинство во епископа Церкви Христовой. И тем выбором осудил меня на жертву Христовой Голгофы. А осудив меня на ту наибольшую жертву, указал мне наибольшую честь, которая может быть указана смертному человеку. И я в этот час и с этого места недостаточными словами человеческого языка от всей души и от всего сердца благодарю Его Святейшество Патриарха и родных сербских архиереев за указанную мне честь Голгофы. Все, что могу сказать, и большее из того, что могу сказать: хочу радостно взойти на свою Голгофу и эту честь никогда не променяю ни на какую другую честь под Божием солнцем.

http://pravoslavie.ru/29886.html

Декабрь 1 декабря 1. Св. пророк Наум . Родом из колена Симеонова, из места [Елкос] (Елкесем) по ту сторону Иордана. Жил за 700 [по другим источникам – за 600. – Пер.] лет до Христа. Спустя два столетия после пророка Ионы предрек гибель Ниневии. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, за что Бог пощадил их и не погубил. Однако со временем позабыли они милость Божию и снова развратились. Пророк Наум предрек им гибель. И так как не последовало покаяния, то не было и пощады. Землетрясением, наводнением и пожаром был уничтожен весь город, так что даже место [на котором он стоял] узнать было невозможно. Святой Наум прожил 45 лет и упокоился в Господе, оставив небольшую книгу своих истинных пророчеств. 2. Св. Филарет Милостивый . Из села Амния в Пафлагонии. Поначалу Филарет был очень состоятельным человеком, однако, раздавая много милостыни нищим, сильно обеднел. Впрочем, не испугался он нужды и скудости, но с упованием на Бога, рекшего: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут , продолжил дела милосердия, невзирая на негодование своей супруги и детей. Однажды, когда пахал он землю, пришел к нему человек и пожаловался, что пал у него в ярме вол, а на одном воле он пахать не может. Филарет выпряг одного своего вола и дал ему. Пожертвовал он и своего последнего коня рекруту, призванному в армию. Отдал и теленка от последней коровы, но, заметив, что корова жалобно мычит, разлучившись с теленком, а теленок [ревет] по корове, догнал человека с теленком и отдал ему и корову. И остался престарелый Филарет без пищи в опустевшем доме. Однако молился он Богу и на Бога надеялся – и Бог не дал праведнику быть постыженным в своем уповании. В то время царствовала императрица Ирина со своим юным сыном Константином. Следуя бытовавшему тогда обычаю, царица послала людей во все концы государства, чтобы нашли они самую красивую и самую примерную девушку – в жены ее сыну. По Божию Промыслу, гонцы остановились на ночлег в доме Филарета и, увидев его прекрасную и кроткую внучку Марию, дочь Ипатии, дочери Филарета, отвезли ее в Царьград. Царю девушка понравилась, и он обвенчался с ней, а Филарета и всю его семью переселил в столицу, одарив их великими почестями и богатством. Однако праведный Филарет не возгордился от такого нечаянного счастья, но, благодаря Бога, и впредь творил добрые дела еще больше прежнего. Не переставал он благотворить людям до самой смерти. Достигнув 90-летнего возраста, призвал он своих детей, благословил их и завещал держаться Господа и соблюдать закон Божий. Своим прозорливым духом, как некогда праотец Иаков, предрек он каждому из них, [кто и] как проживет в сем веке. Затем возлег он [на одр свой (дело было в цареградском] монастыре Родольфия) и предал свою святую душу Богу. Перед смертью его лицо просияло как солнце, а по кончине от его тела источилось необычайное благоухание и совершились чудеса у его мощей. Упокоился сей праведник в 797 году. Его супруга Феозва и все его дети и внуки, богоугодно пожив, преставились в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Декабрь 1 Декабря. Поучение о превосходящей разумение любви ...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф.3:19 ) Любовь, превосходящая разумение, превосходящая наше понимание, – это любовь Христова. Никто не может даже предугадать ни масштаб, ни силу этой любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не пробовал мед своими устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, тогда человек почувствует несказанный вкус любви Христовой, сладостный и упоительный аромат ее и непостижимую всеохватность ее. Как, имея Христа в сердце, человек приобщается к широте, долготе и глубине познания Божественной мудрости, так же, имея Христа в сердце, он приобщается к бескрайней пучине Божественной любви Христовой. О, братья мои, сколь бледны слова, когда нужно сказать о любви Христовой! Никогда и нигде не бывают они бледнее и немощнее, чем в этом случае. Воистину, что можно сказать при наличии таких поразительных доказательств любви Его: Он создал нас из любви, Сам воплотился из любви, из любви принял надругательства и смерть ради нас, из любви открыл нам Небо и объявил о приготовленной нам славе бессмертной! Но и то, что мы перечислили, – только часть из всего того неисчерпаемого богатства, славы, красоты и животворной пищи, что называется любовью Христовой. О, только бы мы удостоились верой, чтобы Господь Иисус вселился в сердца наши, чтобы мы могли вкусить любви Его неописуемой! О, Господи Иисусе Христе, Жизнь наша, Мудрость наша и Любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Декабря. Поучение о прославлении Бога во Христе Господе Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:21 ) Слава Богу! Слава Богу в Церкви! Слава Ему во Христе Иисусе! Слава Ему во все роды! Слава Ему от века до века! Никому не подобает слава так, как Богу. И никто не славит Бога так, как Церковь Божия. Христос – Откровитель Бога: поэтому вся слава Богу должна идти через Христа Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Добрый или Великий 34 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. ( Пс.36:23 ) Стоя здесь в храме Божием, стоя перед вами, я понимаю, что стою перед великим народом Божиим. Я сам представляю собой, хотя и недостаточно, великую Церковь и один скромный и маленький Божий народ. Моя Церковь по численности незначительна, по сравнению с другими Церквами, но она, несомненно, велика как вечный хранитель драгоценнейшего духовного сокровища, унаследованного от апостолов и святых, с апостольских времен и до днесь. Мой народ велик только потому, что больше тысячи лет был хранителем и защитником этого драгоценного духовного сокровища на неспокойной и опасной части земного шара, на котором часто скрещивали свои мечи Европа и Азия. Идеал нашей Церкви не в величине, а в доброте, добрый, а не великий человек всегда угоден Богу и людям. Великий человек может быть, и нередко бывает, велик и во зле, которое причиняет своему народу и всему человечеству. Языческая традиция – прославлять и возвеличивать великих людей. В противоположность этой традиции, христиане должны быть добры и взыскивать доброго человека, по словам Священного Писания : «От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело». Зная об этом, я с грустью слышу в некоторых христианских странах: нам нужен великий человек! Нет у нас великого человека, который необходим нам! Нужен ли нам великий человек? Нет, потому что все, что сегодня нужно, – великий Бог и много добрых людей. Почитайте книги по мировой истории, и вы увидите, как редко кто-то из великих людей в языческие времена сделал что-то действительно доброе человечеству. Вспомните, например, фараона Рамзеса или Могола, или Ирода или многих других, которые носили титул «великий». Они не сводили небесный огонь, чтобы обогреть человеческие сердца любовью и просветить человеческий разум истиной. Они приносили адский огонь, сожигающий и неугасимый. Даже и некоторые их дела, которые выглядели добрыми, совершались ради узких эгоистических интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бенедикт XVI выступает как своеобразный римо-католический Кураев» Диакон Владимир Василик о постыдных высказываниях понтифика 24.12.2010 2192 Время на чтение 8 минут «Кардинал Карл Кох заявил, что католики или православные объединены апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций. Во время оно Алексей Степанович Хомяков сказал горькие, но верные и мудрые слова: протестантизм является законным и мятежным чадом романизма. Святитель Николай (Велимирович), говоря о католицизме и протестантизме, писал о похоти воли, воплощенной в папе, и похоти разума, воплощенной в Лютере. И та и другая похоть органически переходят из католического мира в протестантский и обратно, так сказать, происходит " обмен свойствами " . Как некогда сказал тот же Хомяков, каждый протестант – это мини-папа, а каждый папа – это в известном смысле мини-протестант. Ярчайший пример тому – последнее высказывание Бенедикта XVI который по сути дела легализует мужскую проституцию », - заявил в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик в связи с рассуждениями главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Карла Коха о пользе экуменического движения. Об этом кардинал Кох заявил в интервью агентству AsiaNews. Перевод интервью кардинала на русский язык осуществлен порталом «Благовест-инфо» . Отвечая на вопрос, каким должен быть ответ католикам и православным, выступающим против любых экуменических инициатив, кардинал отметил, что «даже среди католиков есть меньшинство, не желающее экуменизма». «Но я думаю, что главный наша задача в сегодняшнем мире глобализации – дать Церкви, по выражению Иоанна Павла II, " дышать обоими легкими " – восточным и западным. Поэтому экуменический диалог может обогатить всех», - выразил уверенность Карл Кох. «Очень важно в сегодняшнем мире, мире глобализации, чтобы Христианство было глобальной реалией. Поэтому во всем, в том числе в экуменизме, возможность говорить на одном языке – важнейшая потребность нашего времени: только так можно справиться с социально-политическими и нравственными вызовами. Потому что если у Церкви нет единого языка, мы ничего не сможем сказать нашему обществу. Поэтому само присутствие Церквей в обществе зависит от экуменического движения. Основа экуменизма – наша вера, общее крещение. В этом смысле мы должны, в первую очередь, понять свою идентичность как христиан, и лишь во вторую – как католиков или православных, понять, что принадлежим к двум Церквам, объединенных апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций», - считает глава Папского совета по содействию христианскому единству.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/24/be...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Метафизика нашей Победы» Ключевой темой новой книги диакона Владимира Василика стала жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 03.07.2015 643 Время на чтение 5 минут «Крест Великой Отечественной войны» - так называется новая книга доцента Института истории СПбГУ, диакона Владимира Василика , презентация которой состоялась 1 июля в книжном клубе «Невский 20», действующем в филиале Библиотеки им. В.В.Маяковского. На вечере выступили ведущие специалисты в области истории Великой Отечественной войны - д.и.н., проф. М.И.Фролов , д.и.н. проф. Б.П Белозеров , д.и.н. М.Я.Тарасов , д.и.н. гл.н.с. А.В.Кутузов , д.и.н. проф. С.Н.Полторак , д.и.н. А.В.Пахилюк , д.ф.н. и к.и.н. А.Л.Вассоевич , заслуженный врач Г.Г.Василик , сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель отдела Санкт-Петербургской митрополии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димирий Василенков и другие. В издании, особенно актуальном при возрождении фашизма на Украине и в Прибалтике, собраны статьи и научные исследования автора по истории Великой Отечественной войны. Сборник посвящен опровержению инсинуаций относительно главенствующей роли советского народа в Победе над фашистской Германией. По словам диакона Владимира Василика , его труд «опровергает неолиберальный миф, что если бы немцы завоевали Советский Союз, то мы “пили бы сейчас баварское пиво”. Пили бы мы сейчас лагерные помои, как сербы в Ясеноваце, концлагере на территории фашистского “Независимого государства Хорватия”» . Ключевой темой книги стала жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны и ее вклад в Победу. «Следует говорить как можно больше о метафизике нашей Победы. В духовном плане за красным знаменем на Рейхстаге просматривалась хоругвь с ликом Христа. – сказал отец диакон Владимир на презентации. – Парадокс в том, что немцы начали войну не против большевизма, а против исторической России. Гитлер был ярым оккультистом, который считал, что христианство - это еврейская выдумка. Россия и Запад – геополитические противники. Подлинно-христианская, православная Россия и антихристианская Европа, которая, как говорил святитель Николай Велимирович, " умна грабить, а не умна давать, умна убивать, но не властна животворить " . Метафизика искупления должна пронизывать сердце каждого русского человека».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/03/me...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под знаком креста и свободы 20.11.2007 331 Время на чтение 9 минут Для большинства из нас Косово - место, где в конце двадцатого-начале двадцать первого века произошла трагедия. Для сербов и Сербии Косово - это все. Почему это так, рассказывают наши гости: священнослужители, слависты, историки, деятели искусства и культуры. Каждого из них жизнь связала неразрывной нитью с косовской трагедией. " Всё под знаком креста и свободы... Под знаком креста означает зависимость от Бога, под знаком свободы означает независимость от людей. И ещё под знаком креста значит идти за Христом и сражаться за Христа, под знаком свободы значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим просто крест и свобода, но Честной Крест и золотая свобода " . Святитель Николай (Велимирович) Для сербов и Сербии Косово - это всё. На вопрос, почему это так, отвечают наши гости: священнослужители, слависты, историки, деятели искусства и культуры. Каждого из них жизнь связала неразрывной нитью с косовской трагедией. Определённой статистики косовской трагедии пока не существует, можно говорить лишь о приблизительных цифрах. Уже после окончания американо-натовской агрессии против суверенной Югославии, когда весной 1999 г. погибли тысячи мирных жителей, в присутствии сорока тысяч представителей элитных частей НАТО, гражданской миссии ООН, а также многочисленных гуманитарных и неправительственных организаций, на Косове и в Метохии было убито около 1300 сербов, пропало и похищено более 2 тысяч, изгнано со своей земли около 300 тысяч сербов, уничтожено и осквернено 143 храма и монастыря. Апостол Павел говорит: " Если страдает один член, то страдают с ним все члены тела Христова " . Поэтому и страдания братьев по духу и крови, наших братьев-славян на Косове - это и наша боль, боль русского народа. О духовном значении Косова для Сербии и сербского народа мы беседуем с архиереем Сербской Православной Церкви, свидетелем агрессии 1999 года и погромов 2004 года, епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. Только что владыка вернулся в Москву из паломничества по святым местам России...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Март 1 марта 1. Преподобномученица Евдокия . Жила в финикийском городе Илиополе в царствование императора Траяна. Сначала погрязала в разврате, но потом раскаялась [в своей порочной жизни], взяла на себя подвиг поста и увенчала [свою жизнь] мученичеством. [Своим] блудодеянием она скопила огромное богатство. Переворот в ее жизни, по Божию Промыслу, сделал некий пожилой монах Герман, и причем невольно. Придя по делам в город, он остановился у одного христианина, дом которого примыкал к дому этой Евдокии. Когда ночью, следуя иноческому обычаю, он начал читать Псалтирь и еще какую-то книгу о Страшном Суде, Евдокия услышала его голос и со вниманием стала впитывать в себя каждое его слово. Объяли ее страх и ужас, так что до самого рассвета не сомкнула она глаз. Едва только рассвело, она послала слуг, чтобы те умолили монаха прийти к ней. Герман пришел, и между ними состоялась долгая беседа о том, о чем старец читал ночью, и вообще о вере и спасении. Плодом этой беседы стало то, что Евдокия обратилась к местному епископу с просьбой крестить ее. После крещения она передала всё свое имущество Церкви для дальнейшей раздачи нуждающимся, отпустила своих слуг и рабов, а сама удалилась в женский монастырь. И при этом так решительно посвятила себя монашеской жизни: послушанию, терпению, бдению, молитве и посту, – что спустя 13 месяцев ее избрали игуменьей. Прожила она в монастыре 56 лет и удостоилась от Бога такой благодати, что даже воскрешала мертвых. Когда наступило гонение на христиан со стороны некоего князя Викентия, святая Евдокия была усечена мечом. Вот удивительный пример того, как сосуд скверны может очиститься, освятиться и исполниться драгоценным небесным благоуханием – по благодати Духа Святого. Некогда жена, греха исполнена, Напоследок – покаяньем кроткая, Евдокия Богу молилася, Преклоняя колени, слезы лила, Возбудила этим ярость сатаны, Так что с гневом он воззвал ко небесам: – Послушай, Михаил, воевода Небесных Сил, Правду ты говоришь да неправду творишь! Зачем расхитил мой двор,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010