Таким был упомянутый в донесении Курбатова Холмогорский архиепископ Афанасий. В своей епархии ему часто приходилось видеться с иностранцами, и он, кудовольствию царя, умел обходиться с ними приветливо. Это был тот самый Афанасий, которого во время стрелецкого бунта на глазах юного Петра в Грановитойпалате избивал раскольничий протопоп Никита Пустосвят. Еще при жизни первосвятителя Адриана Петр высказывал свое желание иметьего преемником престарелого патриарха.    Другим незаурядным архипастырем был митрополит Новгородский Иов, постриженник Троице-Сергиева монастыря, покровитель просвещения вгреко-славянском духе, деловитый благотворитель, который в своей епархии устраивал школы, странноприимные дома, больницы. Митрополит Иов доброхотножертвовал епархиальные средства на строительство флота и войну с турками.    Наконец, подлинным светилом в сонме архиереев сиял епископ Митрофан Воронежский (1623—1703). До 40 лет он служил приходскимсвященником, потом, овдовев, принял постриг в Золотниковской пустыне. В 1682 году его хиротонисали во епископа и назначили на вновь открытую Воронежскуюкафедру. В ту пору это был дикий край, которого едва коснулось христианское просвещение. За время святительского служения епископа Митрофана в епархиипостроено было 47 новых храмов, основано два монастыря. Дом святителя служил приютом для странников и лечебницей для болящих. Замечательную черту в житиисвятого составляет его духовная дружба со святителем Питиримом, епископом Тамбовским.    Петр I близко познакомился со святителем Митрофаном во время строения кораблей на Воронежской верфи. Святитель видел в этом предприятии богоугодное дело.Войну с турками, угнетавшими православных братьев, для которых предназначались корабли, он считал священной войной Креста с полумесяцем, благословлял нанее царя и с радостью жертвовал сбережения епархиального дома «на ратных».    Но чуждый человекоугодия и искательства, святой Митрофан был непоколебим и бесстрашен, когда дело касалось веры. Его огорчала приверженность Петра киноземным, «еретическим» обычаям. Однажды царь пригласил святого Митрофна на обед в свой воронежский домик-дворец, перед входом в который стояли статуэткиполунагих богинь. Возмутившись этим нечестием, святитель отказался войти в дом. «Лучше умереть, – сказал он, – чем присутствием своим или боязливыммолчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить болваны языческие». Уверенный в том, что за этот дерзкий поступок царь прикажетказнить его, он, вернувшись к себе, велел звонить во все городские колокола. И когда Петр, удивленный звоном, спросил, что это значит, ему объяснили:владыка готовится к смерти. Преисполнившись уважения к исповеднической ревности архиерея, Петр велел убрать статуи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таким образом, из стен Киево-Печерского монастыря вышли многие достойные иерархи: св. Никита, епископ Новгородский, св. Стефан, епископ Владимирский, св. Леонтий, епископ Ростовский, и его преемник св. Исаия, св. Симон, епископ Владимирский († 1226 г.), автор известного «Послания к Поликарпу», в котором он сообщает драгоценные сведения о некоторых, более замечательных, иноках печерских и замечает, между прочим, что уже до пятидесяти епископов избрано было из среды иноков Киево-Печерского монастыря. Другие иноки, побуждаемые ревностью ко благовествованию Христову, шли на проповедь Евангелия к язычникам. Так, св. Кукша и ученик его Никон просветили св. верою вятичей, запечатлев свой миссионерский подвиг мученическою кончиною. Св. Леонтий († около 1077 г.), первый из киевопечерских иноков возведённый в епископский сан, прибыв в полуязыческий Ростов, с великим рвением стал насаждать здесь христианство , собирая с этою целью детей в церковь и поучая их в спасительных истинах. Закоснелые в язычестве родители с ожесточением устремлялись на него и подвергали его мучениям и побоям; но служитель Божий не ослабевал в своём труде, доколе не просветил верою самых врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он поучал детей, и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий, облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый священнослужителями также в полном облачении, явился пред ними. Язычники, поражённые этим зрелищем, пали на земь. Святитель обратился к ним со словом, исполненным духа и силы; они уверовали во Христа и крестились. К концу его жизни все жители Ростова приняли крещение. Преемник Леонтия, св. Исаия, продолжал миссионерские труды своего предшественника, утверждая в вере ново просвещённых в Ростове христиан и проповедуя Евангелие по прочим городам и сёлам своей обширной епархии, где жило ещё весьма много язычников. Плодом его ревностных трудов было окончательное утверждение христианства в Ростовской и Суздальской областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Но, несмотря на это, Нифонт и после брака неоднократно обличал князя за нарушение церковной заповеди. Еще большую твердость духа и ревность показал владыка Нифонт в деле, которое касалось близко всей Русской церкви. Мужественно охраняя соборные постановления пред лицом всей церкви, он украсился тогда именем поборника всей земли Русской; а в лет. по Ник. Сп. сказано, что «той епископ Новгородский бысть поборник и ревнитель священным и божественным вещем» 97 . Митрополит Киевский Михаил, рукоположивший Нифонта на святительскую Новгородскую кафедру, не видя конца междуусобиям Русских князей, на время удалился в Константинополь; но когда узнал, что беспорядки на Руси не прекращаются, он решился навсегда там остаться и через два года скончался. Как бы предчувствуя то, что должно было случиться после его кончины, Михаил завещал Русским епископам грамотою ни откуда не принимать на Киевскую кафедру митрополита, как только из Царьграда, и даже обязал клятвою не служить в его отсутствии на главном престоле Софийского храма 98 . Но, когда в 1147 г. получена была весть о кончине Михаила, в. к. Изяслав Мстиславич, следуя примеру Ярослава Мудрого, немедленно созвал собор Русских епископов и предложил им посвятить на митрополию кого-либо из Русских иноков, не посылая его для рукоположения в Царьград к патриарху вселенскому. В летописях не сказано, что побудило князя решиться на это: может быть, причиною такой решимости было тогдашнее неустройство в самой Греческой церкви, которая в это время тоже оставалась без патриарха; или, может быть, этого требовала польза и честь Русского Государства; потому что путешествие в Грецию сопряжено было с большими затруднениями и издержками; но всего вероятнее, что Изяслав в этом случае более всего руководился личным нерасположением к Грекам, которые самовольно покидали свою паству. На соборе присутствовали епископы – Феодор Белгородский, Евфимий Переяславльский, Дамиан Юрьевский, Мануил Смоленский, Косьма Полоцкий, св. Нифонт Новгородский, а во главе пх был Онуфрий Черниговский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Церковь цела и доныне, во всей своей простоте, а около ее устроен скит, в котором живут 12 отшельников. Достойно замечания, что у крестьян, живущих по берегам Ильменя, доныне сохраняется народная песня, где с именами святых странно перемешаны названия урочищ 12 . Троица Коломица, Перынь Богородица, Шило святое, Юр монастырь, Помогай нам. С апостольской ревностью заботясь об утверждении православной веры в сердцах юной паствы, св. Иоаким в то же время имел немалое попечение о просвещении ума Новгородцев. Для упрочения христианства и для полного торжества святой веры над язычеством, признавая самым лучшим средством – действовать на новое, молодое поколение, он, с помощью ученика своего Ефрема, основал в городе школу, куда отбирали детей у лучших граждан и у священно-церковнослужителей, и обучали их славянской грамоте, догматам святой веры христианской и греческому языку 13 ; такое образование, вероятно, сверх всего имело целью и то, чтобы приготовить достойных служителей алтаря. Другие деяния святителя Иоакима не сохранились в летописях, но несомненно, что его пастырская деятельность не ограничивалась одним Новгородом. По заповеди апостола, его проповедь простиралась на ближних и дальних, и достигала самых отдаленных краев его обширной паствы; так что, уже при жизни его, язычество пало почти во всей Новгородской области, даже в пустынных странах Белозерских христианство было довольно прочно при первых его преемниках. С лишком тридцать восемь лет правил паствою епископ Иоаким. Ои был свидетелем печальной вражды Ярослава мудрого, который решился было поднять оружие против равноапостольного своего отца, и потом очевидцем жесткого поступка Ярослава с Новгородцами, за что последние заплатили ему примерным усердием и верностью. За это впоследствии и сам Ярослав примерно наградил Новгородцев, даровав им большие льготы. При жизни же Иоакима совершилось в России неслыханное в христианском мире братоубийство Святополково. Иоаким преставился в 1030 году и причтен церковью к лику святых предстателей на небе за Новгород; тело его было погребено в каменной, созданной им церкви Богоотец Иоакима и Анны 14 , где и покоилось до 1699 года; но в то время, по случаю падения церкви от ветхости, мощи его, «точию кости едины», как сказано в летописи, перенесены митрополитом Иовом из каменной палатки, бывшей против той церкви, в самый собор и положены в золотой (Мартириевской) паперти подле преемника его епископа Луки; «а в земли быша, прибавляет летописец, 668 лет» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

– Всех известных мощей почивают в Печерской Лавре 119. На гробницы этих угодников, кроме тех, кои находятся в затворах, дарованы от императриц Анны Иоанновны и Екатерины II богатые покровы для праздничных дней. – 15 и 16). При настоятельских кельях две церкви: Святителей Михаила, митрополита Киевского, и Митрофана, епископа Воронежского, в недавнем времени устроенные. В Киево-Печерской обители приняли иночество: в XI веке св. Исаия, бывший потом епископом в Ростове, и св. Никита, впоследствии епископ Новгородский; а в XIV веке – преподобный Стефан Махрищский. Между погребенными здесь замечательны: отец св. Варлаама Печерского и друг Препод. Феодосия, Ян Вышатич, воевода Киевский; Мария, мать св. Варлаама (близ мощей св. Феодосия); князь Минский Глеб, сын Всеслава Брячиславича, построивший Петропавловскую трапезную церковь ; супруга его, княгиня Анастасия, дочь Ярополка Изяславича; Княжна Евпраксия, дочь В. К. Всеволода I; княгиня Иулиания (в иноч. Марина), супруга В. К. Олгерда Литовского; митрополиты Киевские: Петр (Могила) , Варлаам (Ясинский) и Варлаам же (Ильницкий); известный архимандрит Печерский Иннокентий (Гизель); митрополит Белградский Иустин (Базилевич); Василий Леонтьевич Кочубей, знаменитый страдалец, казненный безвинно за донос на Гетмана Мазепу, и славнейший русский полководец, граф Петр Александрович Румянцов-Задунайский; близ могилы этого героя (в Успенском соборе) воздвигнут сыном его, государственным канцлером графом Николаем Петровичем, великолепный памятник. Тут же лежит тело основателя лаврской типографии, гетмана Великого Княжества Литовского, князя Константина Ивановича Острожского, над которым также находятся памятник. ЗЛАТОВЕРХОМИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве; находится под управлением Викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, который с 1799 года имеет здесь титул Священноархимандрита. – Гора, на которой монастырь этот существует, называлась в древности чертовым беремищем потому, что здесь, по соседству идола Перунова, совершались языческие требища. Тут, в 989 году, св. Михаил, первый митрополит Киевский, устроил для иноков обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила, которая и была тогда его кафедральной. В начале XII века, В. К. Святополк II (Михаил) Изяславич, распространил Михайловский монастырь и соорудил в нем каменные здания. Потом, в XVII веке, обитель эта была дважды возобновляема: в начале века – митрополитом Иовом (Борецким) и в конце – митрополитом же Иоасафом (Кроковским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затопляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились «в землю». Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег. Вся в метели прошла преподобная Евфимия Великая — государыня масленица будет метельной! Прошел апостол Тимофей полузимник; за ним три вселенских святителя; Св. Никита епископ новгородский — избавитель от пожара и всякого запаления; догорели восковые свечи Сретения Господня — были лютые сретенские морозы; прошли Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Снег продолжает заметать окна до самого навершия, морозы стоят словно медные, по ночам метель воет, но на душе любо — прошла половина зимы. Дни светлеют! Во сне уж видишь траву и березовые сережки. Сердце похоже на птицу, готовую к полету. В лютый мороз я объявил Гришке: —Весна наступает! А он мне ответил: — Дать бы тебе по затылку за такие слова! Кака тут весна, ежели птица налету мерзнет! — Это последние морозы, — уверял я, дуя на окоченевшие пальцы, — уже ветер веселее дует, да и лед на реке по ночам воет… Это к весне! Гришка не хочет верить, но по глазам вижу, что ему тоже любо от весенних слов. Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув на блюдечко, он сказал поникшим голосом: — Бежит время… бежит… Завтра наступает неделя о мытаре и фарисее. Готовьтесь к Великому посту — редька и хрен, да книга Ефрем. Все вздохнули, а я обрадовался. Великий пост — это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке. За всенощной, после выноса Евангелия на середину церкви, впервые запели покаянную молитву: Покаяния отверзи ми двери. Жизнодавче, Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему. С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затопляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились «в землю». Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег.

http://pravmir.ru/kanuny-velikogo-posta/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАНУНЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В. Никифоров-Волгин, рассказ См. также: Церковный год > > Седмица сырная (масленица) В. Никифоров-Волгин, рассказы Вся в метели прошла преподобная Евфимия Великая — государыня масленица будет метельной! Прошел апостол Тимофей полузимник; за ним три вселенских святителя; Св. Никита епископ новгородский — избавитель от пожара и всякого запаления; догорели восковые свечи Сретения Господня — были лютые сретенские морозы; прошли Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Снег продолжает заметать окна до самого навершия, морозы стоят словно медные, по ночам метель воет, но на душе любо — прошла половина зимы. Дни светлеют! Во сне уж видишь траву и березовые сережки. Сердце похоже на птицу, готовую к полету. В лютый мороз я объявил Гришке: —Весна наступает! А он мне ответил: — Дать бы тебе по затылку за такие слова! Кака тут весна, ежели птица налету мерзнет! — Это последние морозы, — уверял я, дуя на окоченевшие пальцы, — уже ветер веселее дует, да и лед на реке по ночам воет... Это к весне! Гришка не хочет верить, но по глазам вижу, что ему тоже любо от весенних слов. Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув на блюдечко, он сказал поникшим голосом: — Бежит время... бежит... Завтра наступает неделя о мытаре и фарисее. Готовьтесь к Великому посту — редька и хрен, да книга Ефрем. Все вздохнули, а я обрадовался. Великий пост — это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке. За всенощной, после выноса Евангелия на середину церкви, впервые запели покаянную молитву: Покаяния отверзи ми двери. Жизнодавче, Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему. С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затопляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились " в землю " . Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег.

http://zavet.ru/kalendar/masl-002kn.htm

И. неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике (сложился в 20-х гг. XIII в.). В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 авг. 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. И., к-рые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев - выходцев из Киево-Печерского мон-ря в основном соблюден хронологический порядок. И. назван после Переяславского митр. Ефрема , поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского еп. Германа , хиротонисанного в 1078 г. В патериковом Слове о Никите Затворнике (см. Никита , свт., еп. Новгородский) И. назван среди печерских монахов, принявших участие в изгнании из Никиты беса (Древнерусские патерики. 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401). И. находился в мон-ре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского кн. Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199-200; обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 217, 221). Дата кончины И. неизвестна. В Проложной редакции Жития святителя кон. XVI - нач. XVII в. сказано, что он скончался «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития И., составленной в 1647-1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. 714). Эта дата, заимствованная церковными историками XIX в. из позднейших источников, представляется сомнительной. Следующий Ростовский епископ, о к-ром сообщают источники,- Нестор , был поставлен ок. сер. XII в. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347). Мощи Согласно Житию свт. Леонтия Ростовского (старшая редакция создана во 2-й пол. XII - нач. XIII в.; см.: Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 159; Семенченко Г. В. Житие Леонтия, еп. Ростовского//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный кат.-справ./Ред.: Я. Н.

http://pravenc.ru/text/674806.html

На третий день праздника (17 августа) царское семейство оставило Новгород. Царица Анна, помолясь в ночи 16 числа угодникам Божиим, почивающим в Софийском соборе, выехала в первом часу; потом царь с царевичами, поклонясь св. Софии, отправился в 4-м часу, оставив вместо себя управлять городом князя Семена Пронского, да дьяка Сувора, да Василья Щербину 411 . Это пребывание грозного в Новгороде, продолжавшееся 2 1 / 2 месяца и ознаменовавшееся благодеяниями, оставило в памяти Новгородцев доброе воспоминание. Архиепископ Леонид, пользуясь добрым расположением царя, подавал ему челобитную, в которой, ходатайствуя о возвращении ризницы Софийского собора и книг, писал о последних: «не по чем де и чюдотворцам службы правити» 412 . Иоанн, уважая ходатайство архиепископа, а, может быть, и стыдясь расхищения святыни, возвратил в собор и те иконы, которые увезены были в Москву во время разгрома. «19-го июля (1572 г. в субботу), говорит летописец, привезли в Новгород с Москвы две иконы местных, старых, в ц. Софии премудрости Божии, а те иконы стояли в церкве против владычня места: икона Спасов образ серебром обложена; да другая икона св. Ап. верховных Петра и Павла серебром обложена вся. Эти иконы встречал владыка Леонид со крестами всем собором 20 июля и поставил их в церкви св. Софии на старом месте, против владычня места. В тот же день владыка пел молебны в Софии Премудрости Божии, да ходил со крести собором на Никитину улицу по икону Владимирскую, да с Никитины пошел со кресты на Ильину улицу по икону Знамения святей Богородицы, да в Знамении пел молебны; да из Знамения пошел в поле по Ильине улицы, да шел загородною улицею со крести к Ильи пророку в Славно, и там пред церковию Илии пророка владыка молебен пел, и свершил молебен, и осенял крестом народ, и св. водою кропил, и царя и царевича благословил, а в церкви не был владыка; да от Илии святого, пошел со кресты, болшею улицею, к Софии Премудрости Божии, да того же дни владыка служил обедню» 413 . Затем «августа в 1 день (1572 г. в пяток) прислал царь православный в Софию Премудрость Божию в церковь , в придел Якима и Анны, где лежит Никита епископ Ноугородцкый, свещу болшую местную; а 3-го августа (в неделю), архиепископ пел молебны в церкви собором; того дни у святого Никиты епископа.... поставили мастеры в головех пред чюдотворцевым образом свечю, а свеча болшая местная, на столпе на каменном на белом» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

И бысть того дни, и потом, и ныне христианом радость, яко в последняя дни проявил Господь Своего угодника святителя Никиту чюдотворца. Святый же лежит ныне в раце всеми видим и покланяем, яко же Алексей чюдотворец, и Иона, и Сергий, и прочии святии откровени в святых раках лежат, истачает целбы с верою приходящим. А лежал, господине, погребен 450 лет и три месяци. И мы, господине, милости ради святаго послали к тебе на бумазе образ святаго Никиты епископа, да от риз святаго две части на благословение твоему преподобьству. Аще убо, господине, получиши сии дар, и ты иных сподоби таковая благодати, а с того, господине, образца вели написати икону, образ святаго. И вели, господине, его писати без брады, чтоб было немножко власов на браде и на усе, чтобы едва знати власы брадные на теле седы. Якоже бысть и при животе, тако и ныне обретеся в гробе. Таков аз и к тебе послал образец, да тропарь и кондак святому послал же есми тебе. И ты, господине, помяни нас в святых своих молитвах. А о том, господине, не сумнися, что он написан епископом, а не архиепископом, понеже изначала быша в Новеграде и в Ростове епископы до Иоанна архиепископа Новогороцкаго чудотворца, а от Иоанна, господине, почали быти архиепископы и до сего времени. А Никита, господине, бысть шестый епископ в Новеграде. И ты, господине, вели его писати епископом, и зде его поминают епископом. Челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) Богоизбранному в державах крепости, в постех просиявшему, святейшему пастырю, православному светильнику, церковному сонцу, блаженному учителю святыя соборныя Апостолъския церкви, светлосияющему просвещением небеснаго разума и озарения ве[…] подобием яснозрительных Херувимов блистаяся, чюдному и светлому Серафиму у престола всех Царя Трисвятую Ему песнь принося о всех и за вся, государю преосвященному имярек Архиепископу Великоновогорода и Пскова, победной холопец твои имярек, горкими сердечными олива[…], слезы челом бью. Понудь, государь, Бога ради святыя своя уста прочести сие мое грубое и дебелое начертанеице, и не отрини от себе з гневом, аще непреж прочет и розсудив.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010