И осенил их иерейским благословением. В ту же секунду на громил напал такой ужас, что они выскочили за дверь и в панике бросились прочь. Старец был высокий, сухопарый и даже в преклонном возрасте обладал недюжинной силой. Долгое время он полностью управлялся в своем скиту сам. Но в последние годы ему помогали отец Никита и отец Рафаил. Как–то они втроем заготавливали на зиму дрова. Два молодых монаха подносили бревна, а отец Досифей резал их старой бензопилой. Когда молодые люди изрядно устали, старец тоже согласился отдохнуть. Отец Рафаил решил подержать в руках допотопную бензопилу и, ощутив ее весьма внушительную тяжесть, был поражен тем, как отец Досифей работает столь долго не прерываясь. В тот же день, как рассказывал отец Рафаил, они вместе со старцем зашли в сарай за какими–то инструментами, и вдруг молодой монах увидел возле своей босой ступни болотную гадюку. Он замер, но тут услышал ровный голос старца: — Не бойся, она тебя не тронет. Бери стамески и пойдем. Я как–то спросил отца Никиту: его старец–аскет, наверное, был очень суров нравом? На это отец Никита отвечал, что может рассказать один случай. Он, тогда шестнадцатилетний мальчишка, был почему–то вдруг донельзя рассержен на отца Досифея и даже закричал на него. Старец бросился ему в ноги и со слезами стал просить прощения за то, что допустил воспитанника до такого гнева. Отошел ко Господу отец Досифей в Страстной Четверг. В это утро он приплыл на своем челноке по холодным весенним водам в храм, причастился на литургии и снова уплыл в скит. А на следующий день его тело нашли в реке. Рядом плавала перевернутая лодка–бревно. Когда в морге производили вскрытие, врачи удивились, что не обнаружили в кишечнике покойного никаких остатков пищи. Отец Никита объяснил им, что старец весь Великий пост не вкушал ничего, кроме Святого Причастия и воды. В милицейском протоколе о смерти так и записали — «утонул в реке вследствие полного физического истощения». Хоронили отца Досифея на пасхальной неделе в монастыре, в пещерах. Когда ко гробу подошел отец Иоанн, он, лишь взглянув на покойного, всплеснул руками и воскликнул:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

В столице Никита продолжал свое священническое служение. Но неожиданно у Никиты скончались все его дети, ставшие жертвой эпидемии. Убитый горем отец увидел в смерти сыновей знамение свыше, которое он расценил как призыв к монашеской жизни. Никита уговорил свою жену принять пострижение в московском Алексеевском монастыре (находился на месте нынешнего Храма Христа Спасителя). Сам Никита ушел в Анзерский скит Соловецкого монастыря. Здесь 31-летний священник принял монашество с именем Никон. Его духовным наставником стал знаменитый старец – преподобный Елеазар Анзерский. Свой богатырский организм Никон, мужчина высокий и сильный, укрощал с большим трудом. Жизнь на далеком северном острове сама по себе была немалым подвигом, который усугублял принятый в Анзерском скиту очень строгий устав, согласно которому братии запрещалось вкушать даже рыбу. Тем не менее, Никон еще пуще изнурял свою плоть: помимо предписанного келейного скитского правила он ежедневно прочитывал Псалтирь и клал по тысяче поклонов. Богатырский размах в аскезе Никон сохранит и, став Патриархом, хотя позднее его борьба с плотью примет формы, достойные Первосвятительского величия: он будет носить расшитый золотом и каменьями саккос весом около 4 пудов и омофор весом в полутора пуда. Но несмотря на свои аскетические подвиги Никон, по свидетельству его келейника и биографа Шушерина, в то время терпел сильные искушения. Похоже, что с одним из них будущий Первосвятитель так и не сумел совладать. По молитвам преп. Елеазара Анзерского у царя Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. В благодарность государь пожертвовал Анзерскому скиту большую сумму денег. Деятельный, кипевший энергией Никон предлагал немедля пустить царский вклад на строительство каменного собора. Но нестяжательный простец Елеазар счел каменный храм непозволительной роскошью для бедного скита. Святой старец полагал, что сначала необходимо обустроить духовную жизнь в обители, воспитать в братии дух подлинного подвижничества. Никон, всегда склонный по своей натуре к каким-то ярким внешним формам, не мог понять своего смиренного учителя. Между ними произошла ссора. Будущий Патриарх, далекий от подлинно монашеского бесстрастия, выступил против своего духовного отца. Увы, сугубо материальное в основе своей дело стало причиной полного разрыва Никона со своим учителем, от которого он, впрочем, сумел взять очень немногое.

http://sedmitza.ru/lib/text/436329/

Проснувшись, он долго раздумывал и не мог понять, что означает это видение. Одна христианская девица, по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему несказанному удивлению, нашел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест. «Это же самое изображение видел я во сне»! — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно же принял святое крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери. В день мученической кончины св. Никиты и установлено празднование Новоникитской иконе Божией Матери. Список с этой иконы находится в Москве, в придворном соборе во имя Всемилостивейшего Спаса, у Никитских ворот. 16 сентября Каменская икона Погост Камено или Каменка, где находится эта чудотворная икона Божией Матери, расположен в 30 верстах от города Опочки Псковской губернии и окружен многими озерами и лесами. Чудотворная Каменская икона в настоящее время находится в местном приходском храме и помещается в иконостасе, рядом с местной иконой Спасителя. Икона украшена серебряной вызолоченной ризой и драгоценными камнями и жемчугом. Над головой Богоматери — серебряный позолоченный венец с красивой короной из дорогих камней, поддерживаемый двумя херувимами. Икона «Призри на смирение» Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», явилась в 1420 году в Псковской области, на озере Каменном. Отсюда она 16 сентября перенесена была в город Псков и поставлена в соборной церкви, где обретается и поныне. В память этого перенесения св. иконы и установлено празднование 16 сентября. На иконе Богоматерь изображена сидящей и в короне; в правой руке Она имеет скипетр, а левой поддерживает Богомладенца. Богомладенец представлен стоящим на коленях Своей Матери; правой рукой Он прикасается к Ее ланите, а в левой держит небольшой шар — символ власти над миром.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

В длинном предисловии, исполненном болтовни, автор обращается с сильными воскурениями к архиереям вообще, восхваляя их великое значение. Само сочинение разделяется на две части. Первая часть есть обличение челобитной попа Никиты Пустосвята, поданной царю против новоисправленных книг и главным образом против книги " Новая Скрижаль " ; вторая часть сочинения Полоцкого направлена против челобитной попа Лазаря. Никита Пустосвят старается, на основании произвольно приданного смысла отрывочно взятых фраз, обличать Никона и исправителей книг в ересях. Симеон уличает Никиту, что он не знает грамматики, а потому не понимает того, что читает. Таким образом, взявши одно место перевода, где изображается человек, носящий крест, Никита понял это место так, что там говорится о Христе, тогда как шла речь не о Христе, а о преступнике, осужденном на казнь . К такому же разряду промахов принадлежит обличение Никиты против молитвы при крещении. Никита доказывал, будто выходит такой смысл, что призывается нечистый дух (несмотря на нелепость этого замечания, опровергнутого еще Симеоном Полоцким, он до сих пор повторяется раскольниками в числе важных укоров), тогда как все произошло от того, что не ведающий хорошо славянской грамматики ревнитель староверства не знал различия звательного падежа от именительного . Спор Симеона с Никитою заходит в богословские тонкости, напр. - о способе воплощения Христова. Но тут Симеон, пустившись в умствования, невольно выказал влияние католичества, которое отразилось на нем со времени посещения римско-католических училищ. Он, между прочим, признает временем пресуществления святых даров на литургии произнесение священником слов Спасителя: " Приимите и проч. " , тогда как (что и поставлено было впоследствии Симеону в вину) восточная церковь мудрствовала иначе. Спор Симеона с Никитою касался также вопросов о двуперстии, о четвероконечном кресте (называемом раскольниками латинским крыжем), о сугубом аллилуйи и пр. Тон, с которым Симеон вооружается против своего противника, переходит в ругательство: Симеон называет его буесловцем, нечестивым, окаянным, смрадным козлищем, свиньею, изрывающей вертоград церкви, разбойником, удом согнившим и проч.

http://sedmitza.ru/lib/text/435672/

Не менее важны в духовной жизни добродетели, которые очищают сердце, если в нем действует Дух Святой. Особенно важно смирение, которое приводит к покаянию. Настоящее покаяние — с плачем и слезами. Смирение от плача рождает радость и надежду. Достигнуть совершенства в добродетелях можно в любом месте: и в мире, и в монашестве. Св. Симеон затрагивает также темы молитвы, двойственности природы человека, его воли, пишет о видимом и невидимом мире, об ангелах, о Боге как любви и Солнце правды. Интересно, что св. Симеон сравнивает духовную жизнь с браком, говоря об обручении души человека Духу Святому и о том, как Его благодать действует в человеке. Старец Симеон Благоговейный — духовник прп. Симеона Нового Богослова. В «Добротолюбии» приводится его подвижническое слово, в котором говорится о жизни в монастыре — о посещении богослужения, посте, трапезе, молитве, об отношениях с другими монахами. Христианину важно жить в страхе Божием, исследовать себя, что хорошего и плохого сделал за день, и исповедовать помыслы. Преподобный Никита Стифат — священник Студийского монастыря, ученик св. Симеона Нового Богослова. Исходя из своего духовного опыта, а также изучая Священное Писание, св. Никита составил руководство (правило) деятельной жизни, которое охватывает всю жизнь христианина. Св. Никита пишет о начале жизни по Боге, о Боговедении и вере. Объясняет, почему возникают помыслы и страсти, и от каких надо избавляться в первую очередь. Преподобный дает две классификации чувств в человеке, разделяя их на низшие и высшие, внешние и внутренние. Страсти, по мнению прп. Никиты, бывают естественными, свойственными человеку по природе, и противоестественными, греховными. Грех — это болезнь души, которая отлучает от Бога. Начало греха — гордыня. Цель духовной жизни — преображение человека как восстановление в себе образа Божия, восхождение к духовному совершенству путем заповедей. Это достигается духовными подвигами и трудами. Краткий путь к стяжанию добродетелей — бездействие чувств. Во главе добродетелей находится искренняя вера.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-tom...

Раскольники хлопотали, чтобы все стрельцы подписались под челобитной и чтобы таким образом противники их увидали на стороне раскола опасную для себя силу. Тут оказалось, что раскол между стрельцами не так был крепок, как думали фанатики. Не все стрельцы и пушкари приложили руки к челобитной. Многие говорили: " Это дело не наше, а патриаршее. Если нам руки прикладывать, так и ответ надобно давать против патриарха и властей. Мы не умеем отвечать. Да сумеют ли и старцы дать ответ против такого собора? Они только намутят и уйдут " . Но не прикладывая рук к челобитной, стрельцы все-таки положили на том, чтоб не давать никого жечь и вешать за веру. 3 июля явились к Хованскому выборные стрельцы по его приказанию. " Все ли готовы стоять за старую веру? " - спросил их Хованский. " Не только стоять, но и умереть готовы " , -отвечали ему. Хованский ввел их в Крестовую палату к патриарху. Патриарх ласково уговаривал их не мешаться в духовные дела, которые не касаются их как людей военных; но книжники, пришедшие вместе со стрельцами, надеясь на Хованского, вступили с патриархом в спор о старых и новых книгах и требовали, чтобы патриарх с властями вышел на Лобное место для всенародного прения о вере. Настала среда 5 июля. Раскольники двинулись в Кремль. Никита нес крест; другие несли Евангелие, икону Страшного Суда, образ Богородицы, множество старых книг, налои, подсвечники со свечами. За ними валила огромная толпа народу. У Архангельского собора поставили налои, разложили образа и книги, зажгли свечи. Патриарх прежде всего выслал к ним священника с печатными тетрадями, в которых обличался Никита, как он на соборе принес повинную и отрекся от старой веры. Стрельцы набросились на этого священника и, вероятно, убили бы его, если бы не спас его монах Сергий, сочинитель челобитной. Священника поставили на скамье и велели начать чтение. Его прерывали постоянно криками и бранью; наконец Сергий сказал ему: " Всуе трудишися, никто тебя не слушает! " Вместо священника стал читать сам Сергий свое обличение против церковного " пременения " . Говорил к народу и Никита, стоя на подмостках, называл православные церкви хлевами и амбарами и приправлял свою речь разными непотребными словами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435681/

Наступил час исполнения диавольского обещания, и инок, увидев бесов, воскликнул: “Вот, отче, пришли!” Тогда игумен, схватив его, сказал: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги ему, прельстившемуся рабу, и не предай его нечистым бесам в обладание!” Бесы окружили прельщенного и старались вырвать его из рук старца, но последний запретил им, и они, не имея возможности взять того, кто был почти совсем уже в их руках, схватили его мантию и скрылись. Когда через некоторое время похищенная мантия слетела сверху и упала на землю, старец сказал иноку: “Видишь ли, безумный, что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы предал им окаянную свою душу.” Затем он снова взял его в монастырь, заставил служить в пекарне и поварне и участвовать в прочих монастырских службах и этим, смирив его помыслы, спас инока. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 363). 893. Повесть о преподобном Никите Киево-Печерском, попавшем в сеть бесовской прелести См. также: Затвор своевольный ; Непослушание ; Пророчество ложное ; Самообольщение ; Своеволие ; Слава человеческая . Был в дни преподобного игумена Никона один брат по имени Никита. Этот инок, желая, чтобы славили его люди, замыслил великое дело не Бога ради и начал проситься у игумена войти в затвор. Игумен запрещал ему, говоря: “Сын мой! Нет тебе пользы сидеть праздно: ты еще молод. Лучше тебе оставаться среди братий своих, работая им, ты не лишишься мзды своей. Сам ты видел брата нашего, святого Исаакия, как прельщен был он от бесов. Только и спасли его великая благодать Божия и молитвы преподобных отцов Антония и Феодосия, которые и доныне многие чудеса творят.” Никита же сказал: “Никогда не прельщусь я, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения.” Никон в ответ сказал: “Выше сил прошение твое. Берегись, брат мой, чтобы, вознесшись, не упасть. Велит тебе наше смирение служить святой братии. Ради них дастся тебе венец за послушание твое.” Но Никита никак не хотел внять тому, что говорил ему игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Страх перед затвором, по-видимому, сохранялся в поколении учеников преподобного Феодосия. Игумен Никон настойчиво отговаривает от затвора Никиту. Правда, Никита юн и одержим жаждой человеческой славы. Но игумен ссылается и на пример Исаакия. Никита затворяется самовольно и также падает. Его искушение гораздо тоньше и хитрее. Бес в виде Ангела внушает ему не молиться, а читать книги и делает его начетчиком в Ветхом Завете. Необычайная начитанность в Библии и прозорливость привлекают к затворнику мирян. Но старцы монастыря разгадали бесовский обман: «Никита вся книгы жидовскиа сведяше добре», а Евангелия не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать. Беса изгнали, и вместе с ним исчезла и мнимая мудрость Никиты. После этих злосчастных опытов Лаврентию старцы просто запрещают затворяться в пещере без всяких особых оснований. Он должен удовлетворять своему вкусу к духовному безмолвию в другом, Дмитровском, монастыре в Киеве. Его путь протекает благополучно, хотя он и не достигает той благодатной мощи (в изгнании бесов), которая свойственна лучшим «тридцати» старцам печерским. Однако этот страх перед опасностями затвора, отличающий печерских старцев конца XI – начала XII века, впоследствии совершенно исчезает. В XII веке здесь подвизаются затворники Афанасий, Иоанн, Феофил и другие, достигающие высокого совершенства. Об особых искушениях их мы не слышим; искушения посещают и других братьев. Более того, их жития оказываются в духовном средоточии Патерика. Это они освещают своим пещерным светом целое столетие монастыря. Если мы вправе были видеть в раннем затворничестве личное влияние Антония, то приходится сказать, что в посланиях XIII века, вошедших в состав Патерика, личность Антония, заслоненная первоначально Феодосием, снова вырастает. Имя его поминается часто, всегда впереди имени Феодосия, иногда и без него. И Симон, и Поликарп часто ссылаются на его житие, не дошедшее до нас. Вместе с Антонием в монастыре торжествует не палестинская, а иная традиция: традиция Святой горы (Афонской), о которой так много говорит «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь». «Благословение Святой горы» беспрестанно повторяется в устах преподобного Антония. И для самого автора сказания «монастырь Печерский от благословения Святыя горы пошел». Это воскрешение традиции Антония и Святой горы, конечно, было возможно и благодаря новому духовному току с Афона, и благодаря литературным влияниям той же школы. Такими были древние патерики, египетские и сирийские, следы которых (как и цитаты) обнаруживаются в Киевском Патерике. Литературные источники Патерика еще недостаточно исследованы, но восточная традиция явственно проступает. Так, повесть о кающемся Феофиле, который собирает свои слезы в сосуд и которому Ангел приносит другой благоуханный сосуд слез, незаметно уроненных им, – эта мудрая повесть целиком взята из египетского патерика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

368. О приходе литовских людей к Дорогобужу и отходе из Дорогобужа [воевод] Пришли же к Гашевскому лисовщики. Гашевский же собрался со всеми литовскими людьми, пошел под Дорогобуж и пришел под Дорогобуж внезапно, и стада конские многие отогнал, едва могли ему противиться; и вышли из города те, у которых в городе были лошади, многих литовских людей из полка лисовщиков перебили, и языков взяли, и стадо отбили. Гашевский же от Дорогобужа отошел со всеми людьми и встал опять под острожком. Князь Юрий же устроил в Дорогобуже осаду и оставил воеводу Иваниса Ододурова, а сам из Дорогобужа пошел к Москве без государева указу. Государь же послал в Вязьму князя Петра Пронского да князя Михаила Белосельского с ратными людьми, да в Вязьме был осадный воевода князь Никита Гагарин. 369. Об отходе от Смоленска. Услышав же воеводы под Смоленском Михаил Бутурлин да Исаак Погожий, что из Дорогобужа воеводы пошли со всеми людьми, а королевич из Литвы идет к Смоленску, а помощи себе ниоткуда не ждали и, покинув острог, пошли прочь. Литовские же люди на них приходили, и они от них отошли с боем, и многих московских людей перебили. Воеводы же с ратными людьми пришли к Москве. Государь на них положил опалу за то, что отошли от Смоленска. 370. О посылке бояр по городам. Услышал государь, что идет королевич в Московское государство, послал по городам бояр своих, а велел собираться с ратными людьми: в Ярославль князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, в Муром боярина князя Бориса Михайловича Лыкова. Они же собрались с ратными людьми. 371. Об измене дорогобужской и о бегстве вяземском. Пришел же королевич под Дорогобуж и встал под Дорогобужем. Воевода же Иванис Ододуров государю изменил, и Дорогобуж сдал, и королевичу крест целовал со всеми людьми. Услышали про то воеводы в Вязьме князь Петр Пронский с товарищами, покинув Вязьму, побежали к Москве. Казаки же от него [князя Петра Пронского] отворотили и пошли украинные места воевать. Воевода же князь Никита Гагарин сидел в меньшом городе. Вязьмичи посадские люди и стрельцы, видя свое бессилие, что сидеть [в осаде] не с кем, покинули свои дома, пошли из Вязьмы прочь, каждый по [разным] городам. Воевода же князь Никита Гагарин, видя, что его покинули одного, заплакав, пошел к Москве. И пришли к Москве все вяземские воеводы. Государь на князя Петра Пронского и на князя Михаила Белосельского положил опалу: бив кнутом, сослали их в Сибирь, а поместья и вотчины велел государь у них отписать и раздать; а на князя Никиту Гагарина государь опалы не положил, потому что он пошел поневоле из Вязьмы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439357/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010