Риз(ы) святительския, в клабук. 3 . Преосвященный епископъ Стефанъ поставлен в лто 6572. Пас церковь Божию 8 лт. 4 . Блаженный епископъ Феодоръ поставленъ в лта 6577, пас церковь 9 лт. Свой его песъ ул, и от того умерлъ. А подобиемъ впросдъ, брада Власиевы покороче, на конец проста. Риз(а) святительская» (л. 5 об). Перечень содержит 40 имён. Не все статьи перечня однотипны. Обнаруживаются 3 основных вида оформления описания. Первый из них содержит имя владыки, сведения о времени его пастырского служения, его иконописное описание (как в приведённых выше примерах 1, 2 и 4). Таких записей всего 17 1 – Иоаким, 2 – Лука, 4 – Феодор, 5 – Герман, 10 – Григорий, 11 – Мартирий, 12 – Митрофан, 15 – Климент, 16 – Антоний, 18 – Феоктист, 21 – Василий, 22 – Алексей, 25 – Иоанн, 28 – Иоанн, 34 – Исидор, 35 – (Иоанн) Попоян, 38 – Пимен. Второй вид образуют статьи, посвящённые канонизированным иерархам. В них описание заменено отсылкой к календарному иконописному подлиннику основной части рукописи. В качестве примера можно привести статью, посвящённую епископу Никите: «6. Святый епископ Никита пас церковь Божию 13 лт. А подобие его в книге сей» (л. 6). Действительно, под 31 января в основной части иконописного подлинника читаем: «Иже во святых отца нашего Никиты архиепископа, новогород(скаго) чюд(отворца). Пишется без брады, лице морщиновато, в шапк владычнй, риз(а) святительская со амфором» (л. 113 об). Записей такого типа в нашем перечне 10 6 – Никита, 7 – Нифонт, 8 – Аркадий, 9 – Иоанн, 19 – Давыд, 20 – Моисей, 29 – Симеон, 31 – Евфимий Второй, 32 – Иона, 39 – Макарий. Отметим, что одна из отсылок к основной части иконописного текста в сборнике не получила подтверждения: под номером 19 в списке значится Давыд: «Преосвященный архиепископ Давыдъ поставленъ в лто 6817 святым Петром митрополитом июн(я) 15. Пас церковь Божию 15 лт. Подоб(ие) зд» (л. 6 об.). Однако в основной части иконописного подлинника упоминаний о новгородском архиепископе Давыде не содержится. Возможно, переписчик основной части иконописного подлинника случайно пропустил имя новгородского архиепископа 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще умилительнее было то время священнодействия, когда епископ со всем своим клиром вышел для величания усопшего Святителя уже не на средину великой церкви, но в малый придел Святых Иоакима и Анны, к самому его гробу, и, окадив кругом все святилище, прочел над его нетленным ликом слова евангельские о Благом Пастыре. Из алтаря Софийского можно было в глубокой тишине наслаждаться сим великолепным зрелищем и слышать каждое слово гимнов и молитв. Когда же пред окончанием всенощной певчие возгласили с высоты хоров «славу в вышних Богу», это ангельское славословие глубоко потрясло душу под сению Святой Софии. А другой победный гимн, Взбранной Воеводе, напомнил времена Оскольда и Дира, отселе исшедших во мрак язычества и возвратившихся на родину уже со светом веры Христовой. На следующее утро раздался звук не вечевого, но СоФийского колокола, и дрогнули сердца новгородские, по выражению нашего славного историографа. Народ устремился с Торговой и Софийской стороны на площадь Кремлевскую и наполнил ее, как бы во дни славы Великого Новгорода. Многочисленное духовенство сорока городских церквей и четырнадцати окрестных обителей, одно уцелевшее от прежнего величия древней столицы славянской, стеклось в Святую Софию, как некогда по зову великих Святителей, Иоаннов и Евфимиев. И действительно, здесь звал его мощным гласом своей святыни старейший из всех Владык новгородских, Святитель Никита, готовый опять восстать посреди своей паствы. Встрепенулся, ожил опять старый Новгород в лице своего духовного собора, просиял золотом его облачений, прикрывших обычное его убожество. Он, который всегда представляется мимоидущему по его пустырям мертвым полем с рассеянными на нем белыми остовами храмов, вдруг проявил в себе новую жизнь: что казалось остовом – закипело жизнию, как будто сбылось над ним чудное видение Пророка Иезекииля, и глас Господа Адонаи пробудил давно усопших, и собор многий, великий стал на ногах своих, устремился в Святую Софию и исполнил ее прежнею славою! О, как трогательна и высока была эта минута, когда пред началом лигургии епископ со всем своим клиром, облаченный сам в семисотлетние ризы Святителя Никиты, в которых был он обретен, подошел к его раке и, склонившись к Святым мощам, чтобы поднять их соборно, возгласил в лицо усопшему: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Еще умилительнее было то время священнодействия, когда епископ со всем своим клиром для величания усопшего Святителя вышел уже не на средину великой церкви, но в малый придел св. Иоакима и Анны к самому его гробу и, окадив кругом все святилище, прочел над его нетленным ликом слова евангельские о благом пастыре. Из алтаря Софийского можно было в глубокой тишине наслаждаться сим великолепным зрелищем и слышать каждое слово гимнов и молитв. Когда же пред окончанием всенощной певчие возгласили с высоты хоров: «славу в вышних Богу», это Ангельское славословие глубоко потрясло душу под сенью св. Софии; а другой победный гимн взбранной Воеводе напомнил времена Оскольда и Дира, отселе исшедших во мраке язычества и возвратившихся на родину уже со светом веры Христовой. На следующее утро раздался звук не вечевого, но Софийского колокола, и дрогнули сердца Новгородские, по выражению нашего славного историографа. – Народ устремился с Торговой и Софийской стороны на площадь кремлевскую и наполнил ее, как бы во дни славы великого Новгорода. Многочисленное духовенство сорока городских церквей и четырнадцати окрестных обителей, одно уцелевшее от прежнего величия древней столицы Славянской, стеклось в св. Софию, как некогда по зову великих Святителей, Иоаннов и Евфимиев. И действительно здесь звал его мощным гласом своей святыни старейший из всех Владык Новгородских, Святитель Никита, готовый опять возстать посреди своей паствы. Встрепенулся, ожил опять старый Новгород в лице своего духовного собора, просиял золотом его облачений, прикрывших обычное его убожество. Он, который всегда представляется мимоидущему но его пустырям мертвым полем с рассеянными на нем белыми остовами храмов, он проявил в себе новую жизнь: – что казалось остовом, закипело жизнью, как будто сбылось над ним чудное видение Пророка Иезекииля, и глас Господа Адонаи пробудил давно усопших, и собор многий, великий, стал на ногах своих, устремился к св. Софии и исполнил ее прежнею славою! О как трогательна и высока была эта минута, когда пред началом литургии епископ со всем своим клиром, облаченный сам в семисотлетние ризы Святителя Никиты, в которых был он обретен, подошел к его раке и, склонившись к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Движимый тогда непостижимым тайным чувством, он возымел пламенное желание дознать хранились ли внутри гроба мощи святителя? Провертев отверстие в верхней доске каменной раки и опустив туда свечу, он поражен был изумлением. Он увидел, что тело угодника не было подвержено тлению ни в одном из членов. Тогда же он поусердствовал сделать на раку богатый покров, и в таком положении оставалась она при архиепископах Феодосии и Серапионе. Между тем православные, движимые верой, приходили ежедневно посмотреть сквозь отверстие на нетленные останки их древнего пастыря, и все пламенно желали их открытия. Наконец в 1558 г. архиепископ Пимен, донес о чудном явлении мощей святителя Никиты царю Иоанну и митрополиту Макарию. Получив благословение первосвятителя и согласие царя на открытие мощей, архиепископ Пимен увидел во сне мужа с едва заметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к заутрене и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец по имени Исаакий, который в эту ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевавшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей и молился о победе царя над врагами и об изобилии плодов земных. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей святителя Никиты. Прежде приготовил Пимен новое полное облачение на нетленное тело угодника и, подняв крышку, в присутствии всего духовного собора обрел усопшего совершенно целым. В нетленных чертах лица сохранился даже отпечаток того духовного подвига и небесного мира, с каким заснул он на земле. Правая рука лежала на персях, и персты ее были сложены для благословения, а левая была простерта. Самая одежда на святителе, состоящая из простой священнической фелони, коришневого штофа с зелеными окраинами, и поверх нее был омофор, не только не истлела, находясь 450 лет под землей, но и могла служить для священнодействия преемников усопшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако в Житии плывёт на камне святой Антоний Римлянин, а иконописный образ Богородицы находится у него не в руках, а в сердце: «...Преподобный же имея образ его в сердце своём присно – икону Божию преславну, не шаром образовану или на ином нечесом. Вписуя себе сокровено в сердце своём выну шаром иконным образ Небесного Владыки и зряще умными очами из облака Пречистую Богородицу, держащую пречистыми своими руками превечного младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 31 . Наличие этого мотива в произведении сюжетно обусловлено. На месте остановки камня в Новгороде затем был возведён деревянный храм в честь Рождества Богородицы («И отмериша под церковь и под монастырь земли, на вся страны по пятидесяти сажен). И повел епископ Никита возградити церковь деревяну малу и освяти ея, и едину келеицу поставити, мнихом на прибежище» 32 , а впоследствии, основан каменный монастырь («...и заложиша церковь каменну в славу Христа Бога нашего и Пречистой его Матери...») 33 . Далее в памятнике повествуется о том, как новгородский архиепископ Нифонт сделал Антония игуменом созданного им монастыря 34 . В этой обители после преставления святого 3 августа 1147 г. покоились его чудотворные мощи. Открытие мощей состоялось в 1597 г. 35 . В Житии, чудесное приплытие святого на камне, объясняется устами новгородского святителя Никиты, причём автор традиционно для агиографического текста, находит этому событию библейские аналогии. Он проводит параллель между данным событием и вознесением на небо в огненной колеснице Ильи Фесфитянина, а также уподобляет его чудесному перенесению апостолов на облаках на Успение Богородицы 36 . Сюжетный мотив плавания Антония на камне присутствует в списках Жития разного времени, а также в проложной редакции памятника, причём всякий раз указывается, что камень Антония остановился в том самом месте, где потом был основан монастырь (см., например, в проложной редакции Жития: «И ста камень, и деже ныне обитель») 37 . Упоминание о плавании Антония на камне, по-видимому, из Жития святого, попало в рукописные месяцесловы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Придел Иоакима и Анны Софийского собора, согласно перечню Новгородских владык, существовал уже в начале XII в. (там был погребен епископ Никита) . Возможно, престол Иоакимовского храма был перенесен в середине XI в. в новый Софийский собор, а первое указание на точное место погребения Новгородского епископа может указывать на сложившуюся к тому времени традицию, восходящую к захоронению Иоакима в построенной им церкви в честь своего небесного покровителя. Впрочем, столь же вероятно и обратное – сообщение о церкви святых Иоакима и Анны является версией летописца XVII в., стремившегося восполнить скудость сведений о первоначальной истории Новгородской кафедры и исходившего из факта существования в кафедральном соборе придела с таким посвящением (которое действительно могло иметь в виду небесных покровителей 1-го Новгородского епископа Иоакима и супруги Владимира Святославича Анны). Что касается Десятинного монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, то предание о его возникновении уже в конце X в. при Иоакиме Корсунянине, скорее всего, связано с летописной статьей 996 г. об учреждении князем Владимиром церковной десятины и учреждении заведующего им клироса «корсунских попов». Первые достоверные сведения о Десятинном монастыре в Людине конце относятся только к XIV в. (наиболее вероятно его основание в 1327 г. на Десятине – земле, принадлежавшей Софийскому дому) . Несмотря на канонизацию Иоакима при архиепископе Евфимии II в 1439 г., наряду с другими святителями, погребенными в Софийском соборе, место захоронения долгое время оставалось неизвестным. По сути, неизвестно оно и сейчас – в нынешней гробнице Иоакима в некрополе Софийского собора в качестве его мощей находятся некие останки, обнаруженные в «каменной полатке» (у Софийского собора?) в 1699 г. Если действительно, как предполагалось выше, Иоаким по требованию Ярослава после 1018 г. вынужден был оставить Новгород, то он и не мог быть в нем погребенным.   Ефрем Следующим в списках Новгородских владык стоит имя Ефрема. Древнейший вариант летописного текста, где он упоминается, сохранили, вероятнее всего, летописи НСГ и, прежде всего, базовый свод этой группы летописей – НК1. Как показывают недавние исследования Н. И. Милютенко, А. А. Гиппиуса и Т. В. Гимона, в этом своде сохранились уникальные ранние летописные записи XI в. (новгородские или киевские) : «В лето 6538 Сем же лете [ид]е Ярослав на чюдь и победи я, и постави град Юрьев. И приде к Новуграду. И събра от старост и от попов дети и 300 учити книгам. И преставися архиепископ Акимь; и бяше ученик его Ефремь, иже ныучаше» .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Церковь цела и доныне, во всей своей простоте, а около ее устроен скит, в котором живут 12 отшельников. Достойно замечания, что у крестьян, живущих по берегам Ильменя, доныне сохраняется народная песня, где с именами святых странно перемешаны названия урочищ 12 . Троица Коломица, Перынь Богородица, Шило святое, Юр монастырь, Помогай нам. С апостольской ревностью заботясь об утверждении православной веры в сердцах юной паствы, св. Иоаким в то же время имел немалое попечение о просвещении ума Новгородцев. Для упрочения христианства и для полного торжества святой веры над язычеством, признавая самым лучшим средством – действовать на новое, молодое поколение, он, с помощью ученика своего Ефрема, основал в городе школу, куда отбирали детей у лучших граждан и у священно-церковнослужителей, и обучали их славянской грамоте, догматам святой веры христианской и греческому языку 13 ; такое образование, вероятно, сверх всего имело целью и то, чтобы приготовить достойных служителей алтаря. Другие деяния святителя Иоакима не сохранились в летописях, но несомненно, что его пастырская деятельность не ограничивалась одним Новгородом. По заповеди апостола, его проповедь простиралась на ближних и дальних, и достигала самых отдаленных краев его обширной паствы; так что, уже при жизни его, язычество пало почти во всей Новгородской области, даже в пустынных странах Белозерских христианство было довольно прочно при первых его преемниках. С лишком тридцать восемь лет правил паствою епископ Иоаким. Ои был свидетелем печальной вражды Ярослава мудрого, который решился было поднять оружие против равноапостольного своего отца, и потом очевидцем жесткого поступка Ярослава с Новгородцами, за что последние заплатили ему примерным усердием и верностью. За это впоследствии и сам Ярослав примерно наградил Новгородцев, даровав им большие льготы. При жизни же Иоакима совершилось в России неслыханное в христианском мире братоубийство Святополково. Иоаким преставился в 1030 году и причтен церковью к лику святых предстателей на небе за Новгород; тело его было погребено в каменной, созданной им церкви Богоотец Иоакима и Анны 14 , где и покоилось до 1699 года; но в то время, по случаю падения церкви от ветхости, мощи его, «точию кости едины», как сказано в летописи, перенесены митрополитом Иовом из каменной палатки, бывшей против той церкви, в самый собор и положены в золотой (Мартириевской) паперти подле преемника его епископа Луки; «а в земли быша, прибавляет летописец, 668 лет» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

31-го числа † Св. Никиты, епископа Новгородского Св. Никита, епископ Новгородский У одного Палестинского аввы спросили: «отчего святые смиряются более и более, по мере своего усовершенствования?» И авва отвечал: «оттого, что они не смотрят на то, что оставляют позади себя, а лишь на то, что впереди их; их правда представляется им ничтожной пред величием святости Божией». Потому-то не умна, преступна, опасна гордость наша, не только та, которая тешится земными преимуществами, но и та, которая самонадеянно принимает на себя духовные подвиги. Пример тому – Печерский подвижник Никита, который вместе показывает собою, что когда воля благая, невзирая на падения, с твёрдостью следует внушениям благодати, благодать Божия возводит душу на высокую степень духовного совершенства. «В дни игумена Никона (1078–1088 г.), – пишет Поликарп, Печерский инок 378 , был брат, именем Никита. Искушаемый желанием славы пред людьми, избирая великое дело не для Бога, он просил у старца дозволения идти в затвор. Игумен не позволял ему. „Чадо! ты молод, – говорил он, и потому не полезно для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братьями, и ты не потеряешь твоей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия, как он прельщён был; только великая благодать Божия спасла его, и он творит ныне чудеса“. Никита отвечал: „никогда не соблазнюсь я такой вещью, а прошу у Господа, дабы дал мне дар чудотворений“». «Выше сил твоих прошение твоё, – сказал Никон; – остерегись, брат, чтобы вознёсшись не упасть. Смирение наше приказывает тебе служить братии». Никита настоял на своём. Но не прошло года, как стал он добычей искусителя. Явившийся в виде ангела дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Скоро стал Никита прозорливым и учительным. Он послал сказать Изяславу: «ныне убит Глеб Святославович в Заволочье, пошли скорее сына твоего Святополка на Новгородский престол». Как сказал он, так и было. И по летописи князь Глеб точно был убит 1078 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Никита Печерский, епископ Новгородский, затворник Память 27 мая 26.05.2022 554 Время на чтение 4 минуты I. Св. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковию чудотворец, был сначала затворником и иноком киевопечерским. Будучи возведен во епископа новгородскаго, 13 лет пас церковь новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, с целию, чтобы прославиться, был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил св. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в новгородском Софийском соборе. II. Злой дух, намеревавшийся погубить препод. Никиту, был прогнан молитвами св. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак «молитва и пост» суть могущественные средства в борьбе с диаволом. Господь I. Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: «сей род» – бесовский не «может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Марк. 9, 29 ). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братие, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы, необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвою и постом. а) Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящагося над миром, соделывает прилежно молящагося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великого молитвенника св. Иоанна Лествичника , есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. И, что всего важнее, высшая благодатная помощь Всесвятого Духа, без которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовного мужества и оружия не предохранили бы Христова воина от вражеских козней и плена, приобретается молитвою.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/26/...

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010