Подпишитесь на наш Телеграм   25 октября – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского (316-397 гг.). Святой Мартин родился в Паннонии, римской провинции в Центральной Европе. С детства его вдохновляли мысли о монашестве и поражал пример святого Антония Великого, жизнь которого была известна и в тогдашней Европе. Но семья Мартина была нехристианской, и его родители не желали и слышать о каком-то странном для них монашестве. Они настояли на том, чтобы будущий святой стал воином, что, по их мнению, могло обеспечить его жизнь до старости. Мартин дослужился до военачальника, но всё так же продолжал думать об уединённой жизни отшельника. Ещё Николай Сербский замечал, что в мире множество людей находится не на своём месте. Король часто выглядит как слуга, слуга – как король. Мартин, например, был военачальником, походившим на монаха. Святой Николай говорил, что Господь намеренно делает так, чтобы каждый смог возрасти в лучших для него условиях и потрудиться ради того, чтобы умножать красоту соприродным ему способом. Так и святой Мартин в конце концов оставляет армию и уходит в ближайший монастырь Лигуже (Ligugé), близ Пуатье, где всем сразу становится видна высота его жизни. К его советам начинают прислушиваться. Мартин принёс в обитель традиции восточного монашества, которое тогда расцветало в Египетской пустыне и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников. Как и многие другие подвижники, святой Мартин всеми силами избегал священного сана, но его обманным путём вызвали в город Тур, якобы помолиться там о некой больной, и там рукоположили в епископа. Нужно представлять себе средневековые пути сообщения, когда по пересечённой местности человек проходил не больше 15 километров в день, чтобы оценить самоотверженность святого, который тотчас отправился в путь, чтобы помолиться о неизвестной ему девушке. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому больно.

http://blog.predanie.ru/article/martin-m...

В 330 году св. Афанасий Александрийский посетил отшельников в Фиваиде и, во время своего изгнания на берега Рейна, положил основание монашеству на Западе. Он же написал житие св. Антония Великого , послужившее впоследствии образцом для всех житий преподобных. Правила монашеской жизни, которые легли в основу монашеского устава, употребляемого до наших дней, были написаны св. Василием Великим , который сам до своего епископства провел много лет в уединении и подвигах. Первый женский монастырь был основан в Вифлееме в 395 году св. Павлой. На Западе основоположником монашества является св. Мартин Турский, который, с благословения своего епископа Илария, недалеко от города Пуатье первый основал общежительный монастырь в 361 году. Св. Мартин Милостивый, епископ Турский (315–397, память 12 апреля) родился в городе Сабарии в Паннонии. Отец его был римским офицером местного гарнизона и остался до конца жизни язычником. Св. Мартин воспитывался в среде, не знавшей христианства, и готовился к военной карьере. В школе он впервые услышал о Христе, уверовал в Него, но считал себя недостойным крещения. До 338 года он оставался на военной службе в рейнской армии. Зима в этот год была лютая. Однажды, проезжая по улице Амьена, он увидел нищего, дрожавшего от холода, и, отрезав половину своего плаща, покрыл его. В 339 году св. Мартин крестился и отказался убивать людей на войне. Ему пришлось покинуть армию, и он отправился в Пиктавию (Пуатье) к св. Иларию, слава о подвигах которого распространилась тогда по всей Галлии. Св. Иларий сделал его своим дьяконом, и в течение долгих лет св. Мартин был его ближайшим помощником по устроению епархии и в борьбе с арианством. В 361 году он основал первый на Западе общежительный монастырь, которому дал очень строгий устав полного нестяжательства. Через несколько лет он был избран на епископскую кафедру города Тура. Св. Мартин сделал очень много для просвещения Галлии, проповедуя Христа по деревням. Он и его помощники – монахи переводили и переписывали творения св. Отцов и Священное Писание. Св. Мартин совершил много апостольских поездок по Испании и северу Италии. После него число епископских кафедр в Галлии удвоилось, и христианство проникло в самые удаленные уголки Западной Европы. Св. Мартин был целителем и воскрешал мертвых. 2. Пятый век

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пребывая в должности чтеца, святой Мартин не оставил своего обычного занятия: помощи нищим и больным. Голодные, обращаясь к святому Мартину, получали хлеб, нуждающиеся в одежде — платье. Нищие — подаяние, больные — необходимую помощь. Все это не просто слова. В IV веке частыми гостями в Галлии были болезни и неурожай. В стране, кроме того, было неспокойно: то здесь, то там вспыхивали войны, предвещавшие грядущие бедствия, одним из которых стало разрушение Рима готами в пятом столетии. Добыть пищу и одежду стало очень непросто. А из лекарств были только самые простые средства. Жители Пуатье прозвали святого Мартина Милостивым. Галлы были непосредственны и очень доверчивы, невзирая на природную жесткость и вспыльчивость характера. Как дети, они повиновались кротким внушениям святого Мартина, за которыми стояла невероятная для них сила. Внушительный вид, в котором еще сохранились черты военного, вежливая и строгая речь располагали к Мартину каждое сердце. Высшими церковными властями было решено поставить святого Мартина епископом Турским. Вскоре после решения епископов в Пуатье прибыли гонцы с просьбой к Мартину прийти в Тур, чтобы помолиться об одной тяжелобольной женщине. В этой иносказательной просьбе совсем не было лукавства, а было пророчество. Больной женщиной названа была турская паства, ожидающая посещения врача — нового епископа . Святой Мартин, по обычному своему милосердию, откликнулся на просьбу. Прибыв в Тур, он понял, что его хотят сделать епископом и покорился воле Господней. Почти сразу же после хиротонии святой Мартин основал новую обитель, выбрав для нее местечко Мармутье. Почему епископ не может быть монахом? Ведь монаху намного проще управлять епископством, чем немонаху. У монаха нет семьи, так что все время он сможет уделять семье во Христе — братии и пастве. Мартин сам составил устав для братьев Мармутье, имея в виду правила древнего монашества. В основе — опыт святого Атония Великого. Этот устав довольно суровый, как воинский. Он предполагает общность имущества. Никто из братьев ни одной вещи не называет своей, а все общее. Каждый из братьев беспрекословно, ради Самого Христа, исполнившего Волю Отчую, повинуется как другому брату, так и настоятелю обители. Эта послушливость позволяла избежать напрасных ссор и обид, неизбежных при подобном общежитии, а так же уничтожала опасное своеволие. Безусловное послушание вносило в жизнь монастыря строгую гармонию. Как и сам святой Мартин, братья обители Мармутье вкушали пищу однажды в день, после вечернего богослужения. Для одежды избирались самые простые формы и ткани. Особенное место в жизни монастыря занимало молитвенное делание , которое святой Мартин называл самым важным занятием монаха.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Мартин – смиренный и нищий ученик Христов не имеет никаких литературных образцов. Это явление столь яркой религиозной гениальности, которое само в себе носит печать подлинности. Значит ли это, что второй портрет Мартина во всем безупречен? Мы имели не раз случай наблюдать совпадение между аскетическими тенденциями св. Мартина и общественными взглядами самого Севера. Это совпадение было бы вполне естественным, если бы Север был учеником св. Мартина – только его учеником. Но его жизнь протекает вдали от Мартина, он принадлежит совсем иной среде. Богатый землевладелец, удалившийся в свою виллу, литератор, загоревшийся модным тогда аскетическим движением, он мог найти в турском святом воплощение своих идеалов. Мы слишком мало знаем жизнь Сульпиция, чтобы оценить это сложное взаимоотношение: между святым и его поклонником. Но все же должны остерегаться целиком отнести на счет св. Мартина весь социально-политический радикализм Сульпиция. Аскетическому радикализму последнего не хватает одной добродетели – смирения. Это проводит резкую грань между смиренным, почти юродивым апостолом любви и неумолимым врагом епископов и императоров. Возможно, вероятно даже, что и св. Мартин живет в неприятии современного ему общественного и иерархического мира. Но характер этого неприятия едва ли совпадает с будирующими настроениями его биографа. Большего сказать не можем. Здесь мы обязываемся к критическому воздержанию. Одно ясно: этот Мартин не мог быть создан Севером, он не от литературы, в нем мы должны признать одно из величайших проявлений христианской духовности, хотя между ним и нами стоит, как всегда в истории, не слишком прозрачное, или не всегда бесцветное, стекло. Восточная Церковь не многое помнит о Мартине, но это немногое говорит о «Мартине милостивом», апостоле любви. Воин Мартин, одевающий нищего своим плащом, едва ли не единственная значительная черта его духовной биографии, сохраненная в славянском Прологе 125 . Западному средневековью пришлось по-иному обеднить образ Мартина, чтобы спасти его цельность. Я говорю не о житии святого, сохраненном в целости рукописной традицией, а о влиянии живого образа, насколько мы можем наблюдать его в традиции святости по памятникам меровингской агиографии. Ближайшие поколения были увлечены египетским идеалом героического бесстрастия и пожертвовали непонятным и даже соблазнительным для них образом страдающего Христа. От социального отрицания Севера они сохранили надолго враждебность к государственной власти, но восполнили ее чуждой аскетам IV в. высокой оценкой культуры. Только XII век воскрешает для себя образ униженного и страдающего Иисуса, и только великий Франциск в юродстве любви и браке с «госпожой Бедностью» повторяет подвиг св. Мартина.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Торжественное шествие, с псалмопением, возглавляемое великим Исидором, перенесло честные мощи святых в построенный им монастырь. И те, кого донимали бесы, и тот, кто страдал от других болезней, сразу же получали исцеление у раки преподобных. С тех пор Бог совершил через них столько чудес, что невозможно и перечислить. Я же, смиренный Иоанн, рассказал лишь малую их часть во славу Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Написано преподобным отцом нашим Иоанном Коловом ЧАСТЬ 2 Житие и подвиги иже во святых отца нашего Мартина епископа Галльского, просиявшего в IV веке Святой Мартин жил во времена Римских царей Грациана и Валентиниана и был искусным военным. В 381 году он был назначен на должность архистратига и ему подчинялось пятьдесят тысяч воинов. Однажды это многочисленное воинство отправилось в поход против варваров, которые начали войну с римлянами за овладение их областями. Когда Мартин со своим войском подошел к лагерю неприятеля, бесчисленное множество врагов испугало римских легионеров. Пока Мартин пребывал в недоумении и скорби, не зная что делать, перед ним предстал некий нищий в рваной одежде и стал просить милостыню. Милосердный и милостивый архистратиг пожалел несчастного и ввел к себе в шатер. Там он отрезал кусок от своей хламиды (дорогой офицерской одежды) и одел нищего, потом дал ему хлеба, вина и денег для приобретения самого необходимого. В этот день, от сильной скорби и тяжелых дум, Мартин прилег отдохнуть без ужина. Во сне в образе того нищего, которому днем военачальник оказал милость, архистратигу явился Господь наш Иисус Христос, одетый в кусок его хламиды. — Что ты так печален, Мартин? — спросил его Спаситель. — Оттого что не могу противостоять такому множеству врагов, и не знаю, что делать, — отвечал воин. — Мужайся, нисколько не печалься и не бойся врагов, ибо за то, что ты, увидев Меня обнаженным, одел меня, алчущего — напоил и жаждущего — накормил, Я воздам тебе и сохраню от врагов твоих. Когда они увидят лицо Мое, то сильно испугаются, припадут к твоим ногам, и со многими обещаниями и подарками будут просить мира. Итак, с великой славой и почестями ты вернешься в Рим. Кроме того, всю твою жизнь Я буду помогать тебе, а после смерти удостою Царствия Моего, — ободрил Вседержитель военачальника который тут же проснулся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Люди спрашивают – что такое любовь? А она всегда выражается в действии, когда кто-то светлый все силы отдаёт на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже незнакомого ему человека… Став епископом в городе Туре, Мартин почти тотчас же основывает знаменитую обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточного аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. В Мармутье правилами были стремление к безмолвию, простая одежда, общность имущества и послушание, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейскому устава Венедикта Нурсийского), но как вслушивание в красоту Духа Святого в наставнике, и подражание этой увиденной красоте неба на лице другого человека. Особое внимание в Мармутье уделялось молитве и изучению Писания. Количество братии в Мармутье не превышало 80 человек, но когда святой Мартин умер во время молитвы, на его похороны пришло около 2000 монахов, такую удивительную славу подлинного наставника имел этот человек, открывавший Европе традицию восточного наставничества-старчества. О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на твоём пути немало препятствий. Хотя восточная традиция не была новостью для тогдашней Галлии, где прежде трудился святой Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), но, как говорил старец Софроний Сахаров, – каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности, красоты и святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом и была миссия Мартина Турского – возвращать людей, даже слышавших о христианстве, к глубине и красоте предания и настоящести, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом. Кто-то из древних аскетов Египта говорил, что Богу каждый угождает тем даром, который имеет. Давид писал псалмы, Авраам принимал странников, Моисей заботился о народе — но каждый равно угодил одному Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих. В Его мире есть место и уединённому молитвеннику и социальному служителю, и всем людям, только бы они стремились к добру и свету.

http://blog.predanie.ru/article/martin-m...

Услыхав, что его учитель, Иларий, изгнанный было арианами из Пуатье, получил позволение возвратиться, Мартин отправился к нему в Пуатье, и они, после пятилетней разлуки, с радостью обняли друг друга. Иларий снова убеждал его принять пресвитерский или, по меньшей мере, дьяконский сан, но Мартин упорно отказывался, желая до конца дней своих оставаться простым иноком. Иларий дозволил ему основать иноческую обитель и отвел для сего место недалеко от Пуатье, в деревне Локоциаг, или Лигуже 6588 . Около благочестивого юноши быстро собрались друзья и ученики, чтобы научиться от него совершенной иноческой жизни. Мартин всех с любовью принимал и служил для всех лучшим образцом подвижнической, Богоугодной жизни. Не получив почти никакого образования, он, тем не менее, силою благодати Христовой в нем обитавшей, умудряемый Богомыслием и подвигами добродетельной, иноческой жизни, вразумлял и наставлял на путь истинной христианской жизни и людей многознающих и глубоко просвещенных лиц, из коих некоторые, под его влияниям, отреклись от суетного мира, посвятив себя всецело служению Богу и пустынным подвигам. Обитель святого Мартина в короткое время процвела и прославилась, явившись первым монастырем в Галлии и сделавшись знаменитым рассадником в сей стране иночества. В то время один из оглашенных, поступивший в монастырь святого Мартина для получения душеполезных наставлений в святой вере и благочестивой жизни, но еще не успевший принять крещение, внезапно заболел лихорадкою и умер. Преподобного в это время в обители не было. Возвратившись, он нашел одно бездыханное тело оглашенного среди плачущих братий. Преподобный выслал всех из келлии и, простершись в молитве, через два часа, по благодати Христовой воззвал умершего к жизни. Возвращенный к жизни немедленно принял святое крещение и после того жил Богоугодно еще долгое время. Впоследствии он рассказывал, что когда душа его разлучилась от тела, то он был поставлен пред некоторым грозным Судией, который произнес над ним обвинительный приговор; но два ангела сказали Судье, что он – тот, за которого молится Мартин, после чего Судия повелел возвратить его к Мартину.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды Мартин, входя в Париж, сопровождаемый множеством народа, встретил в самом жалком виде прокаженного, которым все гнушались. Но святой, милосердствуя над ним, облобызал его и благословил, – и вот страдавший вдруг очистился от проказы и на другой день пришел в церковь , воздав благодарение за свое исцеление. Павлин , благочестивый государственный сановник, впоследствии прославившийся святою своею жизнью, начал жестоко страдать глазною болезнью, и уже темный мрак покрыл его зрачок; но святой Мартин коснулся глаза его тряпицею, и боль тотчас же уничтожилась. Подвиги милосердия и любви христианской к несчастным и убогим были неисчислимы в святом Мартине, за что он и стяжал себе наименование «Милостивого». Однажды в зимние месяцы, по дороге в церковь , он встретил полунагого нищего, который стал просить у него себе одежды. Святой, призвав архидиакона, приказал ему одеть мерзнущего; потом вошедши в секретарий 6601 , сидел там по обыкновению один; а так как диакон не давал одежды нищему, то сей, ворвавшись к блаженному мужу, стал жаловаться на клирика и на холод. Тогда святой, тайно скинул с себя из-под верхней одежды тунику 6602 , приказал бедному одеться в нее и уйти. Спустя немного вошел диакон и возвестил святому епископу, что время – совершать торжественную службу, ибо народ ожидает в церкви. На сие святой отвечал, разумея себя: – Сперва надобно одеть бедного: не могу я идти в церковь , если бедный не получит одежды. Диакон, ничего не понимая, потому что не примечал, что святой внутри наг, стал извиняться тем, что не находит бедного. Но Мартин настойчиво повторил: – Пусть одежду, которая приготовлена, принесут ко мне: бедный не будет не одет. Принуждаемый необходимостью, клирик, рассердившись, схватил из соседних лавок за пять монет короткую, грубую одежду и положил ее с гневом у ног Мартина, говоря: – Вот одежда, а бедного нет. Святой же спокойно приказал ему постоять немного за дверями и, тайно одевшись в ту одежду, вышел в храм для совершения литургии. И Господь не замедлил вознаградить Мартина за сие тайное дело благотворения христианского. В этот день, когда он благословлял жертвенник, во время Богослужения показался блистающий от головы его огненный шар, так что пламя, восходя вверх, производило длинный луч. Это преславное явление в этот день при великом множестве народа видели лишь немногие избранные, как, то: один благочестивый ученик святого Мартина, по имени Галл, одна из дев, один из пресвитеров и трое из иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Жизнь св. Мелании Младшей описана монахом Геронтием, скорее всего, ее духовником. Эго сочинение является очень ценным памятником древней агиографической письменности. Духовное преуспеяние св. Мелании описано в нем как восхождение от служения Марфы к деланию Марии. Много лет она подвизалась в строжайшем посте и бдении, трижды в год прочитывала все Священное Писание, собственноручно делая из него выписки для пользы находившихся под ее началом сестер. Она усердно изучала творения греческих и латинских отцов (в совершенстве владея обоими языками), не упуская ни одной важной мысли или значимого выражения из них. Святая старалась обратить еретиков с их гибельного пути; подобно своей бабушке, осуществляла «апостольскую миссию монашества» – убедила многих юношей и девушек вести целомудренную жизнь. В 436 г. она была призвана в Константинополь своим больным дядей – язычником Волусианом. С помощью св. Прокла Константинопольского она обратила дядю в христианство. Пребывая в столице, св. Мелания бесстрашно вступала в споры с несторианами и немало еретиков склонила к правой вере. Много сил уделяла она назиданию сестер в духовной жизни. Таким образом, Мелания Младшая представляет собой образец подлинной старицы, которая благодаря своей высочайшей духовной культуре оказала значительное влияние как на восточных, так и на западных христиан 575 . Распространению аскетических идеалов в Европе в значительной степени способствовал свт. Мартин Милостивый, еп. Турский (ок. 316–397, память 12 октября). О его жизни мы знаем от его ученика, известного древнего писателя Сульпиция Севера 576 . Святой Мартин был сыном римского легионера и сам служил в армии около четверти века. Выйдя в отставку при Юлионе Отступнике в возрасте около 40 лет, он отправился к епископу Пуатье, св. Иларию Пиктавийскому , выдающемуся богослову того времени 577 . Благодатная личность этого «западного Афанасия» оказала мощное влияние на св. Мартина. В 361 г. недалеко от Пуатье, в селении Лигужье, св. Мартин создал первый палатинском Западе монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий папа Римский, что один из братии монастыря, где настоятельствовал св. Григорий, был строгой иноческой жизни, исполняя устав иночества со всею строгостью. Из уважения к сему достойному иноку, был принят в монастырь, по бедности, брат его который, по своему образу жизни, не являл ничего свойственного монаху. Случилось, что по причине голода, поразившего целую область, появившаяся болезнь поразила человека сего. Монастырская братия собралась к одру умирающего, дабы молитвою облегчить ему исход из сей жизни в вечную. Больной начал тогда просить, обратясь к братии, да прекратят они молитву свою. „Уже я отдан в снедь змию», говорил он, „но он не может пожрать меня по причине вашей молитвы, глава моя уже в устах его (змия), отыдите от меня, да не мучите меня». Тогда братия ответствовали: осени себя знамением св. креста, но больной не мог сего сделать, змий давил тело его, не давая свободы рукам. Когда же братия услышали сие, то пали на землю со слезами молили Христа Бога о помиловании болящего. Больной начал чувствовать себя все лучше и лучше, говоря: слава Господу, змий уже не может пожрать меня, но прогоняемый молитвою вашею, бежит далее от меня. И прошу вас, молитесь обо мне, я обращусь всецело ко Господу и мир сей оставлю совершенно. Господь пощадил раба Своего, больной выздоровел и своими подвигами последующей жизни достиг совершенства, и недолго спустя после сего, скончался, получив милость от Господа Иисуса Христа, кому слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. 13 февраля Из жития св. Мартина милостивого Св. Мартин, будучи еще молодым, и не просвещенный святым крещением, был настолько милостив к бедным, что раздавал решительно все, что имел. Раздав все, кроме одной ризы, носимой им самим и ножа, св. Мартин встретил раз нищего, и не имея чем помочь ему, стал умолять прохожих, да помочь бедняку, когда мольба св. угодника не подвигла к милосердию проходящих, св. Мартин взяв нож, разрезал на двое одежду свою, и прикрыв себя половиною, отдал другую несчастному.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010