С того времени о Мартине разнеслась слава, как о святом и дивном апостольском муже, облеченном силою свыше. Привлекая к себе многочисленных учеников 6589 из лиц различного звания и состояния и влияя на них примером своей добродетельной и строго подвижнической жизни, святой Мартин имел на них большое влияние и своим учением. Он сам ясно видел истину Христову и твердо был убежден в ней, и с тою же ясностью, живостью, простотою и убедительностью умел сообщать и разъяснять ее верующим и неверующим. Он любил поучать притчами, которые производили сильное впечатление на слушателей. Видя великие подвиги святого Мартина и не терпя его святой, Богоугодной жизни, исконный враг рода человеческого – диавол воздвиг на него злокозненную брань, являясь ему и всячески искушая его. Но хотя святой постоянно видел вокруг себя демонов и самого князя бесовского, однако, никогда не обнаруживал ни малейшего страха пред ними. Он даже открыто вызывал диавола на борьбу. – Если ты имеешь какую-либо долю во мне, – говорил он, – то покажи это на деле. Тогда сатана попытался обмануть и прельстить святого принятием вида ангела светлого, ибо, как говорит Апостол, иногда и «сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор.11:14 ). И вот в один день, он предстал Мартину во время молитвы, предшествуемый и окруженный пурпуровым светом, облаченный в царскую одежду, украшенный короною из жемчуга и золота, в сандалиях, покрытых золотом, с веселым и радостным лицом. При виде сего необыкновенного, дивного явления, Мартин пришел сначала в сильное смущение, и оба они долго хранили молчание. Наконец диавол сказал: – Узнаешь ли, Мартин, кого ты ныне видишь? Я – Христос. Прежде, нежели снова явиться для своего Второго Пришествия, я восхотел открыться тебе. Святой помедлил и не дал никакого ответа. – Почему же сомневаешься веровать в видение? – сказал лукавый. – Я – Христос. Тогда Мартин, по внушению Духа Святого, познал, что это – диавол, и сказал: – Господь мой Иисус Христос не обещал, что Он явится в пурпуре и блистательной короне. Я не хочу верить, что вижу возвращение Христа, пока Он не придет в том же самом виде, в каком Он пострадал и прежде всего – не покажет видимо тех ран, которые Он претерпел на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  Кондак, глас 8: Украшен добродетельми Космо богодухновенне, Церкве Христовы украшение был еси: песьньми бо украсил еси сию блаженне. Но молися ко Господу, избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущым: радуйся, отче требогате. Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского Святой Мартин происходил из Паннонии, из города Сабарии [ 1 ]; родители его были язычники. Отец его прежде служил в качестве простого солдата, но своей усердной службой поднялся до звания военного трибуна [ 2 ] и занял высокое положение. Детские годы Мартина протекли в Тицине [ 3 ], куда, в то время как он был еще ребенком, отец его, по обстоятельствам службы, должен был переселиться. Еще в самом раннем возрасте, святой своею кротостью, милосердием и чистотою душевною благоугодил Богу, являя в себе признаки призвания свыше. В то время христианская вера повсюду быстро и открыто распространялась в пределах Римской империи, и Мартин, познакомившись с верующими, услыхал от них истины веры Христовой и стал всею душою стремиться к ней, постигая истину своим чистым, неиспорченным сердцем. Воспламененный любовью к добродетелям и святой жизни христиан, отрок, на десятом году жизни, против желания своих родителей, сделался оглашенным. Он не обучался наукам, довольствуясь лишь одним учением Христовым. Будучи двенадцати лет, он возымел благочестивое желание сделаться отшельником, подражая уединенной подвижнической жизни святого Антония. Но Бог судил иначе, дабы тем очевиднее явлено было его благочестие еще до просвещения в купели крещения. Отец Мартина был крайне недоволен дружественными отношениями своего сына с христианами и его благочестивыми наклонностями, тем более что, охваченный честолюбивыми стремлениями, он желал сделать из этого сильного и деятельного мальчика видного воина, который бы прославил его имя на полях битвы. И вот, когда Мартин достиг пятнадцатилетнего возраста, согласно с императорским указом, по которому сыновья ветеранов [ 4 ] должны были поступать в войско, отец схватил его, заключил в цепи и силою принудил принять военную присягу. Как сын трибуна и как видный и крепкий юноша, Мартин сделался конным офицером и приобрел большую доверенность со стороны начальников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но он был тепло одет: на голове у него был золоченый железный шлем с красным пером, а сверху короткой туники просторный военный плащ (хламида), наброшенный на плечи и укрепленный брошкой. Не раздумывая долго, Мартин вынул свой короткий меч, рассек свой плащ на две половины, дал одну половину страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Этот поступок видели некоторые из прохожих и некоторые из его сотоварищей, и они разразились добродушным смехом, так как он, вероятно, в своем полуплаще представлял странную фигуру. Но он хорошо знал, что он сделал. Если он и чувствовал некоторое смущение от своего странного вида, то, во всяком случае, пылал в своем сердце радостью, вспоминая слова: «Я был наг, и вы одели Меня». Вскоре он удостоился во сне такого видения: во время сновидения он увидел Господа Иисуса Христа, Который, явившись ему одетым в половину его плаща, велел ему взглянуть и посмотреть, не это ли та самая половина, которую он дал нищему у ворот. Мартин стоял в благоговейном безмолвии, но Христос обратился от него к ангельскому хору и громко сказал: «Мартин, хотя он еще только и оглашенный, одел Меня этим плащом». При этом счастливый юноша проснулся (из кн. «Жизнь и труды св. отцов и учит. Церк.» Фаррара, стр. З60). III. Св. Григорий Двоеслов , папа римский. В 1-й день каждого месяца св. Григорий Великий , папа римский (живший в VI веке), распределял значительное количество провизии, и среди тех, которые рады были воспользоваться этой щедростью, было много членов римской знати, бедствиями времени доведенных до крайней бедности; ежедневно он отправлял милостыню многим нуждающимся лицам во всех частях города; когда бедного человека находили мертвым на улице, Григорий на некоторое время воздерживался от совершения Евхаристии, как бы самого себя считая причиной его смерти. У него было в обычае посылать кушанья от своего собственного стола лицам, о которых он знал, что они находятся в нужде, но были слишком стыдливы, чтобы просить помощи. Он оказывал гостеприимство странникам и чужеземцам, и его жизнеописатели рассказывают, что при одном случае он был удостоен видения, в котором ему сообщалось, что среди воспользовавшихся его гостеприимством был и его Ангел Хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

До тех пор он оставался у них, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и непрестанно проповедуя устами слово Божие, пока не сделал комедиантов христианами и не убедил их оставить театр. Пробыв таким образом у них долгое время, блаженный сперва обратил ко Христу самого комедианта, потом жену его, и наконец все семейство их. Говорили, что, пока его не знали, он обоим им умывал ноги. Приняв же крещение, оба они отстали от театра, начали жить честно и благочестиво, и, весьма почитая Серапиона, говорили ему: «Теперь, брат, мы отпустим тебя на волю; потому что ты сам освободил нас от постыдного рабства». Тогда великий Серапион отвечал им: «Так как Бог мой устроил, а вы содействовали, чтобы ваши души были через меня спасены, то я скажу вам всю тайну этого дела; сжалившись над вашими душами, которые были в великом заблуждении, я, свободный подвижник, родом египтянин, ради вашего спасения, продался вам, чтобы вы освободились от великих грехов; и теперь я радуюсь, что Бог совершил сие через мое смирение; возьмите же свое золото, я оставляю вас и пойду помогать другим». Они настоятельно просили его остаться и говорили: «Мы будем всегда почитать тебя отцом и владыкой душ наших, только останься с нами», – но не могши убедить его, сказали: «отдай бедным это золото; оно было залогом нашего спасения». Серапион отвечал им: «Отдайте его вы, ибо оно ваше; а я не раздаю нищим чужих денег». После того они просили, чтобы он, по крайней мере, через год навестил их (Лавсаик, стр. 270). II. Св. Мартин Турский. В восемнадцатилетнем возрасте с воином Мартином, впоследствии епископом Турским, случилось следующее событие: он вместе с войском стоял на зимних квартирах в Амьене. Зима была чрезвычайно суровая, и Мартин щедро делился из своего имения для прокормления бедных. Однажды, в январе 354 года, проходя через ворота города, он увидел бедного, полуобнаженного человека, почти совершенно закоченевшего от холода. Мартин не мог дать ему никакой милостыни, так как уже перед тем роздал все свои деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Святой Мартин, еще в юношеских летах и до принятия св. крещения, столько был милостив к нищим, что, раздавши им все свое имение, ничего не оставил у себя, кроме ножа и одной одежды, которую носил на себе. Однажды, во время сильного зимнего холода, случилось ему идти в город и в самых городских воротах встретиться с нищим, который просил милостыни у проходящих, но ни у кого не мог вымолить сострадания к себе. Скорбя о немилосердых и сострадая о нищих, а сам ничего не имея, чем бы мог помочь ему, кроме единственной своей ризы, Мартин разрезал ее на две половины, и одною облек нищего, а другою прикрылся сам, и с наступлением ночи, дрожа от холода, лег и уснул. Тогда явился ему во сне Господь Иисус Христос в той самой одежде, которою он одел нищего, и пред сонмом ангелов сказал ему: «Мартин, ты еще до принятия Моего крещения облек Меня сею ризою; за сие Я облеку тебя всемирною славою, и потом дам тебе в наследие царство небесное» («Пролог», 13 февраля). 4. Св. Филарет принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство, – говорил он, – чтобы я пользовался им один, а чтобы делиться с неимущими». И, действительно, Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут милостивый Филарет свою часть делил с нищими. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета: внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатый поместья. Но Филарет по-прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным. После его кончины, один из сродников его видел рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание наполняло воздух, тихий ветер колебал прекрасные деревья, покрытое плодами и цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместо этого Сульпиций занялся попыткой объяснения причины столь враждебного их отношения к миру . Паулин понимал эту цель и не надеялся отговорить его, цитируя фрагмент из псалмов, который рассказывал об избранном Богом народе, отделившим себя от язычников, окружавших его: “Мой брат, ... не будем обращать внимание на насмешки и ненависть неверных. ... Яд аспида под устами их... . Сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб. Побережемся их закваски, чтобы она не повредила всего. Как об этом написано: “... с милостивыми ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его” . Только тем, кто пришел к смирению и признал свое невежество будет оказана помощь. Те же, кто счастлив своей земной жизнью, своими удовольствиями, карьерой и благосостоянием, останутся при своем . Это письмо было написано в начале 395 г., когда Сульпиций уже работал над “Житием Мартина”. Хотя оно непосредственно не приводит нас к выводу о том, что это была апология собственной жизни, мы должны помнить, что перед нами первая работа, сделанная человеком недавно обратившимся к христианскому аскетизму, идеалом которого был Мартин. Она написана в то время, когда Сульпиций был очень чувствителен к враждебности или непониманию окружающих его людей, включая, возможно, и своего собственного отца . Обращение к аскетизму знатного и хорошо образованного человека в расцвете сил было явлением достаточно необычным и весьма возможно, что это обращение усилило его собственные моральные позиции и оправдывало его в глазах тех людей, среди которых он жил и, как мы узнаем от Паулина, Сульпиций планировал объяснить все это именно через написание “Жития Мартина”. Отсюда понятно, что “Житие Мартина” можно назвать чем угодно, только не работой на заказ. Хотя Мартин был еще жив и они находились между собой в тесной дружбе, при явно благоговейном описании жизни своего героя и его идеалов Сульпиций, помимо всего прочего, конечно же, излагает и свои собственные взгляды, живым воплощением которых был Мартин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Вот в чем заключалось официальное учение Церкви, и брат Мартин не мог его не знать. О том же самом, как справедливо замечает Денифль, ежедневно напоминала ему литургия, эта «школа религиозного учения». Примеров можно привести сколько угодно. «Боже, Ты видишь, что не в делах своих черпаем веру свою...». «Молим тебя, Боже всемогущий, таинством милости Твоей ниспослать нам сил для достойного служения Тебе и праведной жизни». «В тебе, о Боже, сила и утешение, Ты ведешь меня и питаешь меня». Сам по себе человек не может ничего: «Без Тебя, Господи, бессильны смертные». «Да снизойдет на нас Дух Святый, ибо без воли Его мы ничто и неведома нам невинность». Бог, следовательно, и есть первопричина лучших, святых человеческих деяний: «Господи, очисти нас от скверны наших грехов!» «Молим Тебя, Господи, укрепить нас в добродетели!» «На Тебя, Господи, уповаю, Тебе говорю: «Ты мой Бог, и судьба моя в Твоих руках». «Милостивый Боже, отпусти нам грехи наши и направь неверные наши сердца!» «Господи! Да пребудет с нами во всех наших начинаниях Твоя воля и Твоя помощь, дабы и молитвы, и деяния свои мы начинали и заканчивали именем Божьим». На самом деле брат Мартин меньше всего нуждался в «подготовительном курсе» послушничества, длившемся целый год и заполненным чтением и слушанием молитв. Уже в первый день настоятель выдал ему белое облачение и прочитал над ним следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, учитель наш и сила наша! Со смирением молим Тебя отвратить от служения плоти и от скверны земных дел рабов Твоих и святостью небесной даровать им благодать для жизни в Боге». Что же проповедовал Лютер после разрыва с Церковью? Либеральный протестант Гарнак, которого трудно заподозрить в стремлении очернить память Лютера в угоду католичеству, дает на этот вопрос такой ответ: «Обращаясь, насколько это возможно, к глубинным истокам мысли Лютера, то есть к первым годам его преподавательской деятельности в университете Виттенберга, мы можем считать установленным фактом, что понятие Божьей благодати сводилось для него к очищению от грехов, причем это очищение даровалось Богом без всякого участия со стороны человека».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

II. Св. Мартин Турский (бывши еще воином и в состоянии простого оглашенного) однажды разорвал свою хламиду для того, чтобы отдать половину ее бедному, окоченевшему от холода. После этого он видел во сне И. Христа, облеченного в эту половину его хламиду и рассказывающего ангелам, как св. Мартин прикрыл Его этою одеждою. III. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил св. Филарет милостивый, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно, Филарет делился последним с бедными и не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищим. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета: внучка его по устроению Божию сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатые поместья. Но Филарет по-прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным. (Ч.-М. 1 дек.). IV. Св. Павлин, епископ ноланский, был столько милостив, что, раздав все свое имущество и не имея чем помочь одной бедной вдове, у которой сын был в плену, сам себя отдал в рабство, вместо этого пленника, который был освобожден на радость его матери, пришедшей в изумление от такой великой жертвы св. епископа. V. Некто сельский житель имел такое сострадание: заметив, что кто- нибудь из его села по бедности не мог засеять своего поля, он ночью отправлялся на поле ближнего, чтобы не заметил его кто, и засевал своими семенами поле. – Иногда же он выходил на дорогу, которая вела от Иордана к Иерусалиму, с запасом хлеба и воды, и когда видел, что кто-либо из идущих в Иерусалим утомился, то брал его ношу и провожал до горы Елеонской. Затем вернувшись на ту же дорогу, если кого встречал, то также брал и нес его ношу до Иерихона. Случалось видеть, что иногда он тащил ношу покрытый потом, иногда нес на плечах отрока, а то и двоих. – Иногда садился и чинил обувь мужскую или женскую, для чего носил с собою и нужные инструменты. Одних поил он водою, другим подавал хлеб. Если находил нагого, то отдавал ему свою одежду. Таким образом он проводил весь день в трудах. Когда же мертвого находил на дороге, то совершал над ним погребальные молитвы и предавал тело земле 183 . («Луг дух.» гл. 14). И так, имея столь высокие образцы христианской любви к ближнему, будем и мы проявлять ее к нашим бедствующим братиям, чрез что станем учениками И. Христа не по имени только, что для нас не принесет никакой пользы; по на самом деле: о сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою 184 ( Uoah. XIII. 35 ). (Свящ. Г. Д-ко, см. наше слово в день рождения Ее Императорск. Величества, помещ. в «Моск. Епарх. Вед.» за 1891 г. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не можем ли и мы подражать этому святому примеру живой христианской любви по мере наших сил и средств? Не только можем, но и должны: царский пример благотворительности для всех нас, на какой бы кто степени благосостояние ни стоял, безусловно обязателен. Слово Божие учит, что первая по важности после великой Заповеди о любви к Богу есть Заповедь о любви к ближнему: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39). Но в чем может проявиться любовь к ближнему, и притом в такой мере, в какой бывает любовь к самому себе, как не в оказании помощи бедствующим? Но не только человеческое чувство сострадания к ближнему, не только страх быть обвиненным на суде своей совести и суде Божием в грехе жестокосердия побуждают нас быть человеколюбивыми: к этому нас обязывает и собственное благо: на суде Божием не будет милости тому, кто сам не был милостив на земле к своим братьям, ибо сказано, что блажени (только) милостивии яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). Не имевшим сострадания к бедным грозный и праведный небесный Судия некогда скажет: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41), ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня (Мф. 25, 42). Так страшно быть немилостивым: потеря вечного блаженства неизбежна для него. Но некоторые из тех, у кого вместо плотяного сердца каменное, обыкновенно прикрывают свое равнодушие к участи бедствующих тем, что «у них самих мало средств к жизни», – гибельное недоразумение, если оно только искреннее, а не благовидная маска бессердечия. Нигде в слове Божием и не требуется, чтобы бедный благотворил столько, сколько и богатый. По евангельскому учению можно пожертвовать на дела благотворительности меньше всех людей, и однако ж пред судом Божиим эта ничтожная, по-видимому, жертва может быть признана самой высшей: от всевидящего Ока не укроется ни то, с каким намерением подается жертва, ни то, какую часть всего имения она составляет. Евангельская вдовица опустила в сокровищницу Иерусалимского храма только две самых мелких монеты – две лепты – и однако ж по суду Христову она подала обильнее всех богатых. Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже (Лк. 21, 3). Такой благотворительностью, соединенной с живой сердечной сострадательностью к бедствующим, отличались все святые. Вот, например, св. Мартин Турский (бывши еще воином и в состоянии простого оглашенного) однажды разорвал свою хламиду для того, чтобы отдать половину ее бедному, окоченевшему от холода. После этого он видел во сне Иисуса Христа, облеченного в эту половину его хламиды и рассказывающего ангелам, как св. Мартин прикрыл Его этой одеждой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1998. Vol. 49. N 2. P. 127-142; idem. Glasgow Diocese and the Claims of York//Ibid. 1999. Vol. 50. N 2. P. 89-101; idem. What " s in a Name?: Thaney of Enoch//Ibid. 2000. P. 51. N 1. P. 80-83; idem. A «Lost» Manuscript Life of St. Kentigern//Ibid. 2003. Vol. 54. N 2. P. 227-229; Gardner R. «Something Contrary to Sound Doctrine and to Catholic Faith»: A New Look at the Herbertian Fragment of the Life of St. Kentigern//Ibid. 1998. Vol. 49. N 2. P. 115-126; idem. Kentigern, Columba and Oswald: The Ripon Connection//Northern History. Leeds, 1999. Vol. 35. P. 1-26; Barrow G. W. S. King David I and Glasgow// Idem. The Kingdom of the Scots. Edinb., 20032. P. 203-213; Gough-Cooper H. Kentigern and Gonothigernus: A Scottish Saint and a Gaulish Bishop Identified//The Heroic Age. 2003. N 6 [Эл. ресурс: Broun D. Scottish Independence and the Idea of Britain: From the Picts to Alexander III. Edinb., 2007. P. 124-157; Davies J. R. Bishop Kentigern among the Britons//Saints " Cults in the Celtic World/Ed. S. Boardman et al. Woodbridge, 2009. P. 66-90; Birkett H. The Saints " s Lives of Jocelin of Furness: Hagiography, Patronage and Ecclesiastical Politics. Woodbridge, 2010. P. 85-113, 171-199; Turpie T. J. M. Scottish Saints " Cults and Pilgrimage from the Black Death to the Reformation, c. 1349-1560: Diss. Edinb., 2011. Р. 52, 172-178, 190-197. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1684197.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010