Юрий Пущаев , кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). О добровольно ослепивших себя полемистах . Ил.: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568//Фома. - – май 2016. – С.80-81,82. – (раздел « Культура »). Патриарх Кирилл . Идолопоклонство XXI века Из слова после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве. 20 марта2016 года//Фома. - – май 2016. – С.81. – (раздел « Культура »). дан редакцией «Фомы». – Ред. Реклама : С.83. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Семён Гудзенко (1922-1953). « Мы чище стали в жизни трудной …» . Подборка стихотворений 1945,1951,1952 гг. («Я был пехотой в поле чистом…»; «Каждый танец на «бис» раза по три…»; [отрывок]/«…Жестка больничная кровать…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Натальи Романенко//Фома. - – май 2016. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Е. И. Каликинская . Святитель Лука: факты, документы, воспоминания . – М.: ДАРЪ, 2015. – 192 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – май 2016. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Мы знаем о судьбе святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по его автобиографии       «Я полюбил страдание». Но многое осталось за кадром. Чтобы восполнить    пробелы в наших знаниях о том, как лечил владыка тела и души, Екатерина             Каликинская собрала большое количество свидетельств историков, врачей.   Биографов и родственников архиепископа Луки Крымского. Причем часть             воспоминаний, например, внучатых племянников, живших с ним под одной           крышей в Симферополе и помогавших уже практически ослепшему «дедушке», а также документы из семейного архива, подготовленные         правнучкой, врачом-анестезиологом, публикуется впервые. Даже зная многое      о жизни святителя Луки, не отрываясь, читаешь о том, как помогал     крестьянам молодой врач земской больницы в российской глубинке, как             педантично вел истории болезней, как беспокоился о каждом пациенте и после        выписки. Как уверенно делал он операции. Как в ссылке оперировал с            помощью слесарных щипцов и перочинного ножа, а раны зашивал женским             волосом. Как отказывался от вознаграждения за врачебную помощь. Как всю           Сталинскую премию он роздал нуждающимся… Очень теплая получилась             книга.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-157-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Лука: факты, документы, воспоминания 1 мин., 13.05.2016 Е. И. Каликинская.  Святитель Лука: факты, документы, воспоминания.  М.: ДАРЪ, 2015. — 192 с. Мы знаем о судьбе святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по его автобиографии «Я полюбил страдание». Но многое осталось за кадром: великий хирург и проповедник рассказал лишь о некоторых случаях из своей врачебной и пастырской практики, да и то очень сдержанно. Чтобы восполнить пробелы в наших знаниях о том, как лечил владыка тела и души, Екатерина Каликинская собрала большое количество свидетельств историков, врачей, биографов и родственников архиепископа Луки Крымского. Причем часть воспоминаний, например, внучатых племянников, живших с ним под одной крышей в Симферополе и помогавших уже практически ослепшему «дедушке», а также документы из семейного архива, подготовленные правнучкой, врачом-анестезиологом, публикуется впервые. Даже зная многое о жизни святителя Луки, не отрываясь, читаешь о том, как помогал крестьянам молодой врач земской больницы в российской глубинке, как педантично вел истории болезней, как беспокоился о каждом пациенте и после выписки. Как уверенно делал он операции. Как в ссылке оперировал с помощью слесарных щипцов и перочинного ножа, а раны зашивал женским волосом. Как отказывался от вознаграждения за врачебную помощь и в Переславле, и в Ташкенте, имея уже большую семью, и в ссылке в Туруханском крае (а в последние годы жизни на двери его симферопольской квартиры висела табличка: «Прием бесплатный»). Как всю Сталинскую премию он раздал нуждающимся… Очень теплая получилась книга. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/svyatitel-luka-faktyi-dok...

Кириченко В. Книга святителя Луки, профессора хирургии//Сибирский форум Кожевников С. В. Красноярский период (1941-1944) жизни и деятельности святителя Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого). – Красноярск, 2020. Кожевников С. В. Архипастырское служение святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске (1941-1944). Кожевников С. В. Профессор-хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) в 1941–1944 гг. в воспоминаниях коллеги-врача. Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ. – М., 2001. Малоизвестные факты из туруханской ссылки святителя Луки Войно-Ясенецкого//Енисейская правда. 2019. Петров С. Г. Пребывание архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Новосибирске (свидетельство очевидца)//Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). Письма архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину 1934−1937 гг. и воспоминания А. М. Фокина об архиепископе Луке (В. Ф. Войно-Ясенецком) 1968 г.//Археографический ежегодник за 2009−2010 годы. − Москва, 2013. − С. 471−487. Письма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) к священнику Мартину Римше//Вестник ПСТГУ, II История, История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3(52). Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого — архиепископа и хирурга. Пузин Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки. (По неопубликованным письмам и воспоминаниям)//Вестник русского христианского движения. Париж, 1994. 170. Сизых Т. П. Воспоминания начмеда госпиталя 15/15 г. Красноярска Н. А. Бранчевской о Войно-Ясенецком (1941 год). Сизых Т. П. Соединивший в своих руках крест и скальпель (о св. Луке, д.м.н., профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком). Сизых Т. П. Кельюшка – жилая комната В. Ф. Войно-Ясенецкого в большемуртинский период ссылки. Сизых Т. П. Начало третьей ссылки профессора, владыки Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в селе Большая Мурта. Старинова Ю. Крутой маршрут святителя Луки. Энциклопедия Красноярского края скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/134920.html

35. Щукина, Е. Г. О семье и воспитании в труде великого хирурга и священника [Текст]/Е. Г. Щукина//Ценность человеческой жизни: метод. пособие. Архангельск, 2016. С. 52–55. 36. Зайченко, А. Т. Добрые слова о святителе Луке [Текст]/А. Т. Зайченко// Крым. журн. эксперимент. и клинич. медицины. 2016. Т. 6, 3. С. 181–185. 37. Прилепская, Н. А. В.Ф. Войно-Ясенецкий. Определение соционического типа [Текст]/Н. А. Прилепская// Соционика, ментология и психология личности. 2016. 2. С. 46–60. 38. Храмов, Е. В. Долг врача и гражданина [Текст]/Е. В. Храмов, О. Ф. Киселёва, Е. К. Склярова// Гуманитар. и соц.-эконом. науки. 2016. 2 (87). С. 37– 40. 39. Дитковская, И. Э. Этические идеалы В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]/И. Э. Дитковская//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. 1. С. 92–95. 40. Лука святитель Крымский: чудотворец, пастырь, врач [Текст]: православ. календарь, 2016. Москва: Николин день, 2015. 320 с. 41. Каликинская, Е. Святитель Лука: факты, документы, воспоминания [Текст]/Е. Каликинская. Москва Даръ, 2015. 192 с. 42. Марущак В., протодиакон. Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]:/протодиакон. Василий Марущак. Москва: Данилов мужской монастырь, 2015. 431 с. : ил., портр. То же Москва: Данилов. благовестник, 2013. 415 с.: ил., портр. То же 2010, 2008, 2007, 2006, 1997. 160 с.: ил. (Исповедники российские). 43. Котельников, Г. П. Праведник века: Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий епископ Лука [Текст]/Г. П. Котельников// Науки о жизни. Наука региональная и глобальная : интернацион. информ.-имиджевый альманах 2014/2015. Самара, 2015. С. 75–80. 44. Худобородов, А. Л. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) накануне и во время Великой Отечественной войны (некоторые дискуссионные вопросы) [Текст]/А. Л. Худобородов, М. А. Яшина//Великая Отечественная война 1941–1945 в судьбах народов и регионов: сб. ст./отв. ред. А. Ш. Кабирова. Казань, 2015. С. 495–499. 45. Коллекция Православных Святынь: Чтимые иконы и чудотворные образы. Вып. 22. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [Текст]: прил. икона освящена. Москва, 2015 17 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Святитель Лука. Факты, документы, воспоминания. В основу книги легли обобщенные ранее автором для цикла передач на радио «Радонеж» свидетельства разных исторических источников о жизненном пути святителя Луки, воспоминания современников, различные архивы. 15 июня, 2015 В основу книги легли обобщенные ранее автором для цикла передач на радио «Радонеж» свидетельства разных исторических источников о жизненном пути святителя Луки, воспоминания современников, различные архивы. В основу книги легли обобщенные ранее автором для цикла передач на радио «Радонеж» свидетельства разных исторических источников о жизненном пути святителя Луки (Войно-Ясенецкого), благословенного врача, выдающегося пастыря, ученого и мученика за веру. В книгу также вошли никогда прежде не публиковавшиеся воспоминания внучатых племянников владыки – Николая и Юрия Сидоркиных, живших с ним в Симферополе до самой его смерти с 1946 по 1961 год. Особый интерес представляют многочисленные документы и фотографии из семейного архива правнучки Т.В. Войно-Ясенецкой и других близких родственников святителя. Где купить книгу По вопросам приобретения книги по издательской цене просьба обращаться: Издательство «Даръ»: +7 (926) 363-1030, darizdat@gmail.com Интернет-магазин: www.pravkniga.ru ; Заказать книгу: http://pravkniga.ru/product/1799 Предисловие автора, Екатерины Каликинской В этой книге мы хотели познакомить как можно больше людей с многочисленными фактами биографии святителя Луки (многие современные издания опираются исключительно на его Автобиографию – свидетельство для нас драгоценное, но отнюдь не единственное и далеко не самое полное из-за скромности и сдержанности Святителя, предпочитавшего преуменьшать свои подвиги и заслуги). Я же, по роду своей писательской деятельности, около 10 лет занимаюсь историей российской медицины, в первую очередь хирургии, много общаюсь с хирургами и анестезиологами (итогом стала книга «Образы великих хирургов», включенная в НЦП «Культура России») и благодаря этому познакомилась с некоторыми родственниками Святителя, историками, занимавшимися его биографией, научной и архивной литературой по этому вопросу. Название цикла «И один в поле воин», данное на радио «Радонеж», связано как с фамилией Святителя («Войно» означает – воин), так и с его подвижнической стойкостью в борьбе за Христа в стране, где семь десятилетий шла последовательная и жестокая борьба с православием.

http://pravmir.ru/books/svyatitel-luka-f...

  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело» «Дух, душа и тело» — книга, в которой святитель Лука подробно и доступно разъясняет разницу этих трех понятий, значимых для каждого верующего человека. Архиепископ рассуждает о сущности христианской религии, касается вечных, непреходящих вопросов. Также в своей работе святитель высказывает свою необычную точку зрения на деятельность академика Ивана Павлова и его теорию высшей нервной деятельности. В книгу включены избранные проповеди святителя — «О воскресении мертвых», «Почему не всегда исполняются молитвенные прошения наши», «Что есть жизнь вечная» и другие. Цитаты «Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение всей его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли и чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа, его направленность в сторону добра или зла». «Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души».   Екатерина Каликинская. «Святитель Лука. Факты, документы, воспоминания» Эта книга — биографическая. Автор ее — писатель и журналист, член Московского общества историков медицины. Книга была составлена автором на основе материалов для цикла передач о святителе Луке на радио «Радонеж». Для этого было привлечено множество исторических источников о жизни архиепископа, богослова, выдающегося хирурга и профессора медицины. Приводятся случаи из врачебной практики святителя, воспоминания современников, близких, пациентов. В работу также включены воспоминания внучатых племянников святителя Луки Николая и Юрия Сидоркиных, а также много фотографий из семейного архива, которые автору предоставили родственники святителя.

http://foma.ru/11-iyunya-den-pamyati-svy...

Кто же был этот удивительный человек, величие и Божия слава которого еще только начинают приоткрываться нам через полвека после его смерти? Все знают святителя прежде всего как врача и хирурга, хотя он был и великим проповедником, и истинным воином Христовым. Господь наделил его всеми возможными для человека дарами: физической красотой и мощью, великолепным голосом, виртуозным мастерством и глубоким интеллектом, любящим сострадательным сердцем и возвышенной душой. Он великолепно рисовал в молодости, достиг больших высот в науке, умел прекрасно излагать свои мысли и убеждать собеседников. И всю свою жизнь, все таланты Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принес в дар Господу, приняв в 1921 году священный сан, затем став епископом и пройдя по крестному пути страданий, пыток, унижений. С точки зрения обыденного сознания, поступок невероятный. С точки зрения преданного и верного христианина – естественный. На этом пути он стяжал нетленную славу, его образ сияет в сонме новомучеников и исповедников российских. А мы можем молиться ему и учиться у него, постигая различные грани его необыкновенной личности, прося его заступничества перед Богом о нас, грешных. Содержание Предисловие 3 Святитель Лука — врач и целитель Как он стал врачом? 6 Земские больницы 8 Военный госпиталь в Чите 11 Земский врач в российской глубинке 15 Главный врач земской уездной больницы в Переславле­Залесском 20 Каким он был хирургом? 31 Безмездный врач 36 Сострадание к пациентам 39 Врач благословенный 44 Святитель Лука — пастырь Божий 49 Святитель Лука — узник тюрем и лагерей 82 Святитель Лука — выдающийся ученый 100 Друзья и близкие святителя Луки 130 Интервью с Николаем Николаевичем Сидоркиным 143 Воспоминания Юрия Николаевича Сидоркина 161 Краткая биография святителя Луки (Войно­ Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского 173 Список литературы 188 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/books/svyatitel-luka-f...

Прижизненный бюст Л. был выполнен в 1946 г. скульптором М. П. Олениным (Музей истории хирургии при Ин-те им. Н. В. Склифосовского; см. в книгах: Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. М., 2009. С. 385; Каликинская Е. И. Святитель Лука: факты, документы, воспоминания. М., 2015. С. 124). Скульптурные изображения Л. представлены в городах России и Украины: бюст в Переславле-Залесском; барельеф в ц. св. Иоанна Предтечи в Керчи, где крестили буд. святителя; бюст в г. Саки; бюст в с. Деньги Черкасской обл. (Украина), где он работал. Выразителен памятник Л. в Красноярске, установленный в 2002 г. на площади перед архиерейским домом (ул. Горького, 27). Скульптор Б. И. Мусат изобразил Л. как епископа и как ссыльного: Л. сидит на телогрейке арестанта, постеленной на скамью, склонив голову, ладони рук плотно сжаты и подняты на уровень груди; у него бриллиантовый крест на клобуке за особые заслуги перед Церковью, панагия. Бюст Л. установлен в Национальном медико-хирургическом центре им. Н. И. Пирогова и Ин-те им. Н. В. Склифосовского г. Москвы, на фасаде госпиталя в Красноярске (ул. Ленина, 114) помещен барельеф. Неск. скульптурных изображений священноисповедника имеются также в Симферополе: бюст в военном госпитале и ростовой памятник работы скульптора Ю. Г. Пустовита, представляющий Л. в архиерейском облачении, правой рукой он благословляет, в левой - пастырский жезл (Совнаркомовский пер., 3). Лит.: Марущак В., протодиак. Святитель-хирург: Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997, 2015. С. 411; Лука (Головков). Традициям верны. С. 63. Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2110802.html

По мнению Павла Дорохина, «тема личности Сталина, его влияния на развитие нашей страны и в целом на ход истории неисчерпаема. Я затронул лишь один её аспект – не слишком изученный и до сих пор оставлявший максимальный простор для спекуляций. Уверен, каждый читатель найдёт на страницах книги много интересных, даже, возможно, удивительных, не соответствующих сложившимся в современном обществе стереотипам фактов и сможет, располагая новыми знаниями, определиться со своей позицией по затронутому вопросу». По словам автора, ему «удалось собрать множество правительственных и церковных документов, высказываний, воспоминаний и писем священников, партийных деятелей, иных участников событий тех лет, историков». В частности, в книге процитированы: патриарх Московский и всея Руси Сергий, патриарх Александрийский Христофор, католикос-патриарх Грузии Илия II, святитель Лука, В.М. Молотов, М.И. Калинин, композитор Д.Д. Шостакович, профессор И.Я. Фроянов и многие другие. «Мною были найдены свидетельства того, что Сталин оставался верующим человеком, - говорит автор-составитель. - Он искренне интересовался делами Церкви и содействовал её становлению после ленинско-троцкистских гонений. В отличие от своих коллег, Сталин никогда не распространялся о своём безбожии. Находясь на том посту, который он занимал, он априори не мог афишировать своей религиозности. Его мать была глубоко верующим человеком и имела влияние на сына». Среди неопровержимых доказательств государственнической политики Сталина в отношении церкви, Павел Дорохин называет следующие факты биографии вождя: запрет ликвидации церквей, запрет церковных арестов, отмену указа «о борьбе с попами и религией», выделение колоссальных средств на восстановление церквей, восстановление патриаршества, открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре, возвращение Церкви Троице-Сергиевой лавры, в которой вскоре начала работу Духовная академия. «Как отмечено на страницах издания, «наследие Сталина надо изучать и изучать, чтоб лучше понять, как нам уберечь Россию». Надеюсь, в этом смысле проведённая мною исследовательская работа была сделана не зря», - подчёркивает автор.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/21/ch...

Святитель Лука подчеркивает: «Не только люди, а и животные имеют душу. Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела. Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных – это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства» . В своеобразной манере (утверждая, что высшее животное, как и человек, является существом трехсоставным) рассуждает святитель Лука о «душе» и «духе» животных: «В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т.е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой» . Продолжая свою мысль, св. Лука говорит об этом весьма оригинально: «Что скажем о духе животных? Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие формы духовности – религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила – любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности» .

http://bogoslov.ru/article/5516091

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010