Второе наше заблуждение заключается в том, что мы науку смешиваем с мнением ученых. Между тем именно эти мнения иногда действительно противоречат религии, но со временем оказывается, что они противоречат и природе, и науке, отражающей подушные явления природы. И возможность этих противоречий от того и происходит, что эти мнения, отражающие не столько объективную природу, сколько вкусы ученых, простираются в эту запредельную для науки область, где начинается простор и для веры, и для суеверия. Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина: «Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ним бессмысленно чертит». Теория, что мир не сотворен Богом, есть не научно доказанная истина, а совершенно вненаучная мысль. Так называемый дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии , но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения. Приведем любопытную мысль, высказанную Магометом в Коране: «Некоторых людей за их грехи Бог превратил в обезьян». Особенно характерно в наше время моральное превращение человека в обезьяну. Отдаваясь низменным. страстям,как, например, пьянству, человек сперва навеселе, становится туп и глуп, как овца, и каждый стрижет его, как хочет; а если выпьет еще, то уже мнит себя львом, становится высокомерным и буйным; а упиваясь все более и более, он уподобляется обезьяне – прыгает, кривляется, совершает различные глупости. Упившийся до потери сознания превращается в свинью и, как животное, валяется в грязи. Разве мы не наблюдаем в окружающем нас обществе это превращение человека в овцу, в свинью и обезьяну? Но ни одна обезьяна из всей истории земли не имела и не имеет здравого человеческого смысла и мышления. Между прочим, не будет излишним заметить, что Дарвин, показавший происхождение человека от обезьяны, отрекся от своего заблуждения и смиренно покаялся перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Единственный достоверный ключ к решению этой проблемы мы находим в предисловии к Евангелию от Луки. Лука упоминает о двух источниках, из которых он (но не обязательно два других евангелиста–синоптика) черпал сведения для своего евангелия: устное предание, или рассказы первых «очевидцев и служителей Слова», и некоторое число письменных «повествований», составленных «многими», — но которые, очевидно, были неполны и фрагментарны, что и побудило Луку написать, по тщательном исследовании, систематическую историю «совершенно известных между нами событий». Помимо этого важного намека, мы можем опереться на известные слова Палия о Евангелии от Матфея на еврейском языке и о греческом тексте Марка, которого Палий называет переводчиком Петра. Главным и основным источником, откуда синоптики брали материал для своих евангелий, несомненно, было живое предание или учение апостолов, о котором Лука упоминает в первую очередь. Это учение представляло собой правдивый рассказ честных и сведущих очевидцев о словах и деяниях Христа. Христос послал Своих учеников проповедовать, а не записывать Евангелие, хотя писать им, конечно, не было запрещено и они вынуждены были это делать ради сохранения чистоты Евангелия. Изначально у них были только слушатели, тогда как у закона и пророков — читатели. У евреев и арабов память была особым образом натренирована, чтобы точно воспроизводить и сохранять священные слова и события. Мишна не записывалась на протяжении двух или трех сотен лет. На Востоке все более постоянно и неизменно, чем на Западе, и путешественник словно по волшебству переносится в мир, где царят традиции и обычаи, а также атмосфера времен апостолов и патриархов. Память крепче всего там, где она более всего полагается на себя и менее всего — на книги. Предание или учение апостолов носило главным образом исторический характер — это был рассказ о полном чудес общественном служении Иисуса из Назарета, — и его стержнем были кульминационные факты распятия и воскресения. Это явствует из тех образчиков проповедей, которые мы находим в Книге Деяний. Изо дня в день и из субботы в субботу эту историю пересказывали во всеуслышание и между собой. Апостолы и первые евангелисты тщательно и благоговейно сохраняли то, что видели и слышали от своего божественного Учителя, а их ученики в точности передавали их свидетельство дальше. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деян. 2:42). Благоговение не позволило бы им отклониться от истины. И все–таки ни один человек — даже Петр или Иоанн — не мог бы вместить в себя всю полноту Христову. Один вспоминал ту, второй — другую часть евангельской истории; один лучше помнил слова, другой — факты. Эти различия возникали естественным образом благодаря индивидуальным способностям и воспоминаниям того или иного человека, а общее предание приспосабливалось, но без каких–либо существенных изменений, к нуждам той или иной категории слушателей — сначала евреев в Палестине, а затем греческих евреев, прозелитов и язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Но прежде чем окончательно расстаться с житием Владыки Луки и перейти к свидетельствам его жизни, выслушаем еще один голос. Майор запаса, офицер-фронтовик и старый член партии Даниил Белкин из Симферополя рассказывает: «В дни моей юности Крым был местом на редкость интернациональным. В нашем классе насчитывали двенадцать национальностей. Но во время войны из Крыма выселили всех нерусских – татар, греков, болгар, турок, немцев, итальянцев, даже некоторых армян, искони живших на этой территории. И вот в одно из тех послевоенных лет архиепископ Крымский и Симферопольский Лука объявил, что в следующее воскресенье в греческой церкви, которая в это время играла роль кафедрального собора, он прочтет проповедь «К иноверцам». Церковь в этот день была полна. Многие не попали внутрь и толпились на паперти. Как потом рассказывали в городе, смысл проповеди сводился к следующему: «Не верьте тем, кто ссорит между собой народы, независимо от того, находятся ли эти народы по разные стороны государственной границы или в одном государстве. От этих ссор выгадывают только наши враги. Для нашей же матери-церкви «несть ни эллина, ни иудея». Иноверцы всегда найдут у истинно верующего православного помощь и приют». Архиепископ не ограничился тем, что произнес проповедь , которую верующие женщины тут же записали и размножили на пишущей машинке. Он послал секретаря своей епархии в синагогу с наказом повторить там текст проповеди. Интересно, что Лука знал правила поведения верующего в синагоге. Он предупредил секретаря, чтобы при входе тот надел головной убор и должным образом обратился к старосте». Глава первая. В исторической тени (1877–1917) «Земную жизнь пройдя до половины, Я в лес вступил…» : Данте. «Ад» Детство и юность замечательных людей – самая неблагодарная часть их биографии. Не догадываясь о блистательной судьбе ребенка, родные и близкие Леонардо да Винчи, Чарльза Дарвина и Роальда Амундсена не сохранили для потомков воспоминаний о детских играх и школьных проделках будущих гениев. Но еще хуже, когда факты все-таки попадают в руки историков. Тогда, глядя в перевернутый бинокль времени, биограф начинает копаться в детских пеленках героя, желая во что бы то ни стало выудить из прошлого задатки будущего величия. В лепете трехлетнего Гете обнаруживают склонность к стихотворчеству, а в скандальном поведении грудного младенца по фамилии Бонапарте видят предвестие побед при Аустерлице и Ваграме. Нет спора: личность складывается рано, очень рано. Но бесспорно и то, что мы не владеем пока методом, который позволил бы за поведением младенца увидеть, куда в действительности поворачивается парус его будущей жизни. Ретроспекция превращается в самообман.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

непосредственная и неприглаженная фиксация событий, еще не отшлифованный рефлексией отклик на них. В этом – главная особенность и ценность записок Чукова, в отличие от обычных мемуаров. Есть у дневника и другая важная особенность – его писал человек, близкий к тем кругам, где творилась тогда „высшая церковная политика“, влиявший на нее лично, и потому историки найдут в дневнике интересные подробности и факты. Можно лишь сожалеть, что уничтожено автором в годы гонений и ссылки. Сохранились, к счастью, воспоминания Чукова, написанные им во время саратовской ссылки, первая часть которых была опубликована в двух выпусках „Богословских трудов“ (юбилейный выпуск к 175-летию Ленинградской Духовной академии и вып. 29), издаваемых Московской патриархией. Гонимое и притесняемое духовенство писать дневники просто боялось, так как они могли быть изъяты при обыске и использованы против их авторов. По этой причине до сих пор не обнаружено ни одного дневника, подобного публикуемому. А без такого рода свидетельств беднее и одностороннее выглядит духовная жизнь эпохи, ибо она созидается не только людьми культуры, но также пастырями и наставниками миллионов верующих» 485 . Говоря о принятом 7 июля 1954 года Постановлении ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», О. Ю. Васильева пишет: «Первыми на постановление откликнулись архиереи Русской Православной Церкви. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) обратился к Патриарху Алексию с просьбой созвать Собор для обсуждения создавшегося положения, митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) выступил перед студентами Духовных школ, публично подвергнув резкой критике происходящее. Призывы к мученичеству зазвучали из уст владыки Вениамина» 486 . 5 ноября 1955 года скончался митрополит Григорий. Спустя 40 лет, 5 ноября 1995 года, в Троицом соборе Александро-Невской лавры совершалось отпевание высокопреосвященнейшего Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем надгробном слове сказал: «Вспоминая о сонме молитвенников наших, хочется сегодня сказать, что именно в этот день исполнилось 40 лет со дня кончины Владыки Митрополита Григория – великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под чем не обязан подписываться православный Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? 16 мая, 2011 Что мы имеем в виду под словами “РПЦ учит?” Что это за “учение РПЦ”? Учение, которое выражают некоторые члены РПЦ? Учение, которого придерживается большинство членов РПЦ? Учение, выраженное в официальных документах РПЦ? Вы пишете: “Когда мне говорят, что Дух возвещал через Константина со товарищи возвышенные истины, на ум приходят лишь слова Станиславского – «не верю!»…” Вы также указываете на жестокие преследования еретиков св.Иосифом Волоцким. Отвращают ли эти факты меня от Церкви? Нет. Прежде всего, я иду в Церковь, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам , потому, что так заповедовал Христос. Нравится ли мне император Константин или нет — в любом случае не повод отвергать Христа. Господь Иисус говорит “сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание…. сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:19,20)”, и, если я верю Его словам, то было бы крайне странно отвергать этот Хлеб и эту Чашу в знак протеста против антидемократического режима императора Константина. Тем более что и самого режима уже некоторое время как нет. Может быть только одна причина отвергнуть эту Чашу — если все евангельское возвещение ложно и Христос не воскресал. Вы произносите слова, которые я уже много раз слышал от других людей — “РПЦ не имеет отношения ко Христу”. Но давайте разберемся — иметь отношение ко Христу — это для Вас хорошо или плохо? Апостол Павел пишет “если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал…. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14-19)”.

http://pravmir.ru/pod-chem-ne-obyazan-po...

Период поиска утраченного В этот период, даже если мы просто соучаствуем в чужом страдании, наша психика пытается как бы вернуть утраченное. Происходит это неосознанно. Обычно это происходит на 5-12-й день после утраты или тяжелой болезни , когда человек или его близкие фантазируют о скором выздоровлении, хотя факты говорят об обратном. В случае смерти, мы как-бы случайно хотим набрать номер умершего или купить для него что-то им любимое. Как тут не вспомнить о Рахиль, которая плачет о детях своих и не хочет утешаться, как бы в душе еще не отпуская детей от себя. Я помню, как ко мне обратилась женщина, у которой умер маленький ребенок и ей начало казаться, что она видит его, когда смотрит на чужих детей. Эти «видения» были очень кратковременными, но эмоционально сильными и визуально яркими. Окружающие решили, что она сошла с ума. Ко мне ее направил ее духовник, который сразу понял, что это не духовная, а психическая проблема. Мы поработали с ней 3 встречи и видения исчезли, дальше шла работа с горем. Период острой скорби В норме этот период начинается от полутора месяцев с момента произошедшего несчастья. Даже в норме здесь мы можем встретить очень тяжелые состояния печали , астенические реакции и слабость. Возникают различные нарушения сна и аппетита. Это период боли и фрустраций. Могут возникать навязчивые мысли о том, как бы все могло сложиться, если бы… Возникают непрошенные воспоминания, которые поглощают много душевной энергии. Помните, как у Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои» (Плач 3, 1-9). Конечно, эта глава говорит нам и о том, что «Благ Господь к надеющимся на него, к душе, ищущей Его». Но как мы видим, фазы острого горя и Иеремия не избежал. Что уже говорить о нас, детях XXI-ro века. У нас может возникнуть и желание отчуждения, и утрата теплоты. Многие не могут самостоятельно пройти эти этапы. Им нужна наша помощь. Но было бы ошибочно увещевать не только скорбящего, но даже и тех, кто сопереживают горю ближнего, сразу же начать размышлять о полезности горя. Для этого нужно время, а нам важно сформировать утраченную культуру горевания.

http://pravoslavie.ru/67909.html

Тридцатые–сороковые годы в его воспоминаниях кажутся такими же светлыми, как в старых советских фильмах. Значит ли это, что Владыке и его семье жилось беспечально в стране, «где так вольно дышит человек»? Если при чтении не упускать из памяти некоторые факты: что его отец–священник был арестован, несколько лет провел в лагерях, вернулся тяжело больным и умер, когда будущему митрополиту было одиннадцать лет; что после ареста отца семья была обречена на несколько лет скитаний и неустроенности, что взрослые братья и сестры были «лишенцами»; что все они десятилетиями хранили веру в обществе, где вера преследовалась, — тогда читатель почувствует подлинную цену этого светлого восприятия жизни. Заслуживает внимания и то, как Владыка рассказывает о церковных событиях — с юмором, иногда — с иронией, но без тени осуждения в чей бы то ни было адрес. Мы решаемся опубликовать свои записи, прежде всего, ради их «серьезной» стороны. Но и смешная сторона на самом деле серьезна. В ней запечатлелся живой, не выдуманный образ традиционного, исконного благочестия, которому отнюдь не были чужды человеческие радости. Дерзая открыть миру наши скромные сокровища, мы отдаем себе отчет, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но все же надеемся, что «благодать сочувствия» в какой–то степени будет дарована и нам, а главное — ушедшему от нас рассказчику. Вечная ему память! Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки, вы в славе, мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. (1 Кор. 4:10–13) Жанр воспоминаний, — говорил Владыка, — один из наиболее трудных в литературе, потому что трудно справиться с материалом, которого довольно много, и избежать тех личностных оценок и эмоций, которые несомненно присутствуют в каждом из моментов памяти. Историю своего священнического рода он рассказывал как назидательное предание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Послал пред ними человека; в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилась слава его, слава Господня испытала его. Послал царь и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господин над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старшин его учил мудрости. Тогда пришел Израиль в Египет и переселился Иаков в землю Хамову» ( Пс. 104:16–23 ). Каким же образом, после такого ясного изложения истории Иосифа в псалмах, можно говорить, что «пророки не делают никакого намека на эту историю»? Так может говорить только слепая к истине критика. Обратим особенное внимание в приведенном Псалме на слова: «Он послал пред ними человека». Эти слова важны в одном отношении, заслуживающем особенного внимания. Они дают нам в действительности понять, что история Иосифа отнюдь не представляет собою какой-нибудь вставки, искусственно втиснутой в общее повествование книги Бытия. Его рабство и его возвышение в Египте объясняют одно из замечательных событий в жизни народа Израильского, то есть, его поселение в Египте; эти отдельные факты тесно связываются также с общей историей израильтян и дают нам ключ к ней. Даже если бы мы не имели других доказательств действительности истории Иосифа, то и тогда в этих знаменательных строках она подтверждалась бы с достаточною убедительностью для всякого непредубежденного читателя. Моисей останавливается долго на подробностях жизни сына Рахили в Египте по причине того глубокого впечатления, которое она произвела на душу всех сынов Иакова, и по причине того влияния, которое она имела на их будущее; он несомненно мог бы сократить ее, но самая пространность повествования показывает нам, что если оно получило такие размеры, то это потому, что воспоминание о всех этих фактах было еще живо в памяти у всех. Конечно, критики могут утверждать, что, хотя рассказом Иосифа объясняется целый важный период в истории Израильского народа, тем не менее, он все таки есть лишь простая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Рассел понимал это как «восстановление Израиля в земле Палестины» в ХХ-м веке, но апостолы Господа Иисуса Христа понимали это пророчество совершенно иначе, и явно относили его исполнение к I-мy веку:«После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую , и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». ( Деян.15:13–17 ). В 1909 г. Чарльз Рассел посещает Палестину и завязывает дружбу с еврейскими лидерами, в том числе из сионистких организаций. Рассел также читал проповели об иудаизме и сионизме. Было отмечено его выступление на специальном собрании евреев, которое было созвано серьезными сионистскими лидерами. Своими выступлениями и статьями Рассел завоевывал интерес, доверие и признание многих евреев. Считалось, что такое явление произошло впервые с апостольских времен. Одна из тем выступлений Рассела называлась «Сионизм в пророчестве», от которой многие ожидали укрепления целей и идеалов сионизма. Рассел уже успел обрести уважение, как специалист в области иудаизма и сионизма. Следует обратить внимание на тот факт, что Теодор Герцель был объявлен Расселом как великий вождь, призванный Богом к делу возрождения еврейского народа. Но еврей Теодор Герцель в молодости был членом Церкви Сатаны, о чем пишет в своих воспоминаниях его соратница и родственница еврейка Эмма Гольдберг. У нас нет данных о том, что Герцель отрекся от своих убеждений, тем более, что сатанизм имеет корни в иудейской каббале. На этой почве и зародилось движение сионизма. Теодор Герцель считал, что все народы мира являются врагами евреев, а еврейство является опасным элементом для христианского общества. Также Герцель разрабатывал планы и призывал евреев принимать христианство, чтобы потом овладеть им изнутри. Эти факты прямо дают понять, каким духом был водим основатель Сторожевой Башни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Начальные основания физики Интересные факты Учитель фехтования Алекс Вальвиль (? - 1850) , или Александр Васильевич, как стали называть его в России, приехал из Франции на рубеже XVIII-XIX веков, став французским фехтмейстером на русской службе. Позже французский прозаик Александр Дюма (сын) написал свой роман «Учитель фехтования», используя факты биографии Вальвиля. Получив должность преподавателя Лицея, где большое значение придавали гимнастическим упражнениями и фехтованию, Вальвиль снискал любовь и уважение юных воспитанников. Особо выдающимися учениками по предмету фехтования были Александр Пушкин, Сергей Комовский и Аркадий Мартынов. Интересные факты Учитель чистописания Главной целью учителя чистописания Фотия Петровича Калинича (1788–1851) была выработка у лицеистов красивого аккуратного каллиграфического почерка. Особенно хорошо искусство каллиграфии удавалось Кюхельбекеру, Горчакову и Данзасу. Лицеисты считали Калинича заносчивым и довольно насмешливым человеком, однако уважали его, хоть и нередко подшучивали над ним. Интересные факты Учитель рисования Воспитанники относились к учителю рисования Сергею Гавриловичу Чирикову (1776–1853) дружелюбно и часто собирались у него в квартире на верхнем этаже Лицея для чтения стихов (был образован литературный кружок). Спокойный добродушный и тактичный человек, Чириков стал чуть ли не единственным преподавателем, на уроках которого лицеисты вели себя смирно и не шалили. Интересные факты Учитель музыки и пения Теппер де Фергюсон (1768–1838) – польский музыкант и композитор, назначенный на должность преподавателя хорового пения в Лицее. По воспоминаниям лицеиста Модеста Корфа, преподаватель пения «не только учил нас, но и сочинял для нас разные духовные концерты...». Теппер был образованный и приятный человек, воспитанники с удовольствием посещали его занятия. Преподаватель организовал лицейский хор, о котором у многих воспитанников остались добрые воспоминания. Также Теппер был автором музыки к известной прощальной песни Дельвига «Шесть лет промчалось, как мечтанье», ставшей одним из «гимнов» лицея.

http://foma.ru/kto-uchil-pushkina.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010