16. Святоотеческие изречения о высоте девства Св. отцы высоко ценили чистоту целомудрия. I. Св. Киприан Карфагенский говорит: «Девственницы суть цветы в вертограде церкви, красота и благолепие благодати, торжество природы, славнейшая часть стада Христова» («Сл. об одежде девст.» Христ. Чт., 1825 г., ч. 18). II. Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва, венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся близ нее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном» («Пис. 17 о девстве»). Св. Афанасий Великий говорит: «О, девство! – богатство неистощимое, венец неувядаемый, храм Божий, жилище Св. Духа, драгоценная маргарита, радость пророков, слава апостолов, жизнь Ангелов, венец святых» (Кн. «О девстве» Хр. Чт., 1833г., ч. З). «Два пути в жизни относительно сего предмета», говорит тот же святитель в послании к Аммуну монаху. «Един обыкновенный и житейский, т. е. брак; другой же ангельский и коего нет превосходнее, т. е. девство. Аще кто избрал мирский путь, т. е. брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод три десяти-кратый; аще же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточае и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный» (Из «Посл. Афанасия Великого к Аммуну монаху»). IV. Св. Кирилл Иерусалимский : «Неизвестна нам будущая слава чистоты (девства): ибо она есть ангельский венец и добродетель выше человека. Сохраним же тело, имеющее просиять, как солнце» («Огласит. поуч.» 12). V. Св. Златоуст говорит: «Девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых человеков больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияния, блистательнейшие самых солнечных лучей, и отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благовонием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и близ него стоящих: так и благовоние девственной души, напояя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель» («О девстве», гл. 7, 10, 17, 21, 63). VI. «Целомудрие и кротость – херувим души», говорит пр. Нил («Духов. мнения», § 18. «Хр. Чт.», 1827 г., ч. 27). – Девство преимущественно делает душу храмом Св. Духа ( 1Кор. 3:16, 17, 6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В неделю первую Великого поста и праздник Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя   Москва, 21 февраля 2010 года 21 февраля, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Его Святейшеству сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Вострский Тимофей (Иерусалимский Патриархат), Волоколамский Иларион; архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, Илиан (Востряков), Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Серафим (Зализницкий), Красногорский Савва, Анатолий (Аксенов), Видновский Тихон, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон; а также представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), ректор Православной духовной семинарии в городе Йоэнсуу протоиерей Рауно Пиетаринен (Финляндская Православная Церковь), секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, все благочинные г. Москвы и столичное духовенство. На богослужении присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы иностранных государств в Российской Федерации: Республики Болгария П.И. Грозданов, Румынии К.М. Григорие, Украины К.И. Грищенко, Республики Кипр П. Кесторас, Греческой Республики М. Спинеллис, Боснии и Герцеговины Ж. Янетович, Республики Молдова А.К. Негуца, Республики Сербия Е. Курьяк.

http://pravoslavie.ru/34173.html

«Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры! Сегодня для нас великое утешение, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершили Божественную литургию собором епископов и священнослужителей в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Мы отмечаем день канонизации, сто первую годовщину прославления святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Мы радуемся, что не умирает память о нашем святителе, ведь прошло более четырехсот лет со дня его кончины. Почитание его возрастало, и вот сегодня уже сто первая годовщина со дня его канонизации. Нам радостно, что в прошлом году исполнились чаяния нашего народа, потому что много лет назад была инициатива воздвигнуть памятник святому защитнику земли нашей, святителю Ермогену. Только лишь в прошлом году тщанием и усердием многих и многих благочестивых людей и христианских сообществ в Александровском саду Святейший Патриарх Кирилл вместе с Иерусалимским Патриархом Феофилом в присутствии архипастырей, пастырей и российских властей открыл памятник святому священномученику Ермогену. И этим подчеркнута наша надежда на помощь Божию через наших угодников и подчеркнута глубокая благодарность властей и Церкви, народа нашего защитнику Московской земли. Здесь, в Кремле, в Чудовом монастыре томился в темнице священномученик. Томился, потому что он, не умолкая, призывал народ через свои послания и грамоты на защиту Москвы и изгнание интервентов. За это поляки держали его в голоде, холоде, требуя от него, чтобы он изменил свое отношение к ним и не призывал к их изгнанию, но первосвятитель Ермоген был тверд и мужественен и там в темнице он отошел ко Господу. И по смерти он предстательствует пред Господом за всех нас и почитается чудотворцем, потому что люди с верой обращающиеся к нему в молитве получают просимое. Мы сподобились сегодня быть предстателями у его святых мощей за землю русскую, за Церковь Православную, принося ему наши молитвы и просьбы о том, в чем мы нуждаемся в этой бренной жизни и чтобы спастись, получив в наследие Царство Небесное. Мы преисполнены духовной радости, и я горячо и сердечно поздравляю архипастырей, пастырей и вас, возлюбленные братья и сестры, с этим нашим национальным праздником. Причастников и причастниц поздравляю с принятием святых Христовых Таин и на всех вас призываю Божие благословение и предстательство святого священномученика патриарха Ермогена. Храни вас всех Господь!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3662057...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 13.09.2023 302 Фото: patriarchia.ru В среду, 6 сентября, в Нью-Йорке под председательством Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ, сообщает Патриархия.ru. В нем приняли участие: митрополит Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил, архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр, епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, епископ Сиэтлийский Феодосий. Открывая заседание, Первоиерарх РПЦЗ рассказал о торжествах, которые он возглавил, — по случаю 20-летия архиерейского служения архиепископа Петра, состоявшихся в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла в Покровском кафедральном соборе г. Чикаго, и 40-летия канонического приема Христо-Рождественской единоверческой общины в Ири (Пенсильвания). Митрополит Николай сообщил о своем недавнем посещении Святой Земли, где он поклонился великим христианским святыням и совершал богослужения. В рамках поездки состоялись встречи Первоиерарха с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III, начальником Русской духовной миссии (в составе Зарубежной Церкви) архимандритом Романом (Красовским), духовенством и монашествующими Миссии и др. Заслушав доклад Преосвященного епископа Иринея, секретаря Архиерейского Синода по межправославным отношениям, участники заседания постановили призвать клир и паству к сугубой молитве о гонимой Украинской Православной Церкви. Собравшиеся также обсудили вопросы, связанные с предстоящими торжествами по случаю 75-летия Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и 30-летия обретения нетленных мощей святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Архиерейский Синод благословил проведение Всезарубежного съезда молодежи в Германии в июне 2024 года. Затем Синод рассмотрел различные административно-хозяйственные и церковно-дисциплинарные вопросы, а также ходатайства Преосвященных архипастырей, представивших ряд клириков и мирян своих епархий к общецерковным наградам.

http://ruskline.ru/politnews/2023/09/13/...

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю интронизации Блаженнейшего Феофила III, Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины 22 ноября 2005 г. 15:45 Ваше Блаженство, Блаженнейший Предстоятель Святейшей Иерусалимской Православной Церкви, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Источником радости и духовного утешения стала для Нас счастливая весть о единодушном избрании Вашей Святыни на Иерусалимский Патриарший Престол. Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою (Мф. 16, 18) и премудро устрояющий ее судьбы, вверяет Вам ныне Церковь Святого Града. Да будет благословенным Ваше достойное восхождение на эту древнейшую христианскую кафедру! Неизреченным Божиим благоволением, мысленный корабль славной Сионской Церкви благополучно миновал опасную полосу испытаний и достиг тихого пристанища, обретя доброго кормчего в лице Вашего возлюбленного Блаженства. Долгие месяцы весь православный мир с беспокойством и смущением следил за тревожными событиями, грозившими серьезно подорвать благостояние Православной Церкви на Святой Земле. В братских Поместных Православных Церквах горячо молились о преодолении церковных нестроений в Иерусалиме. И Господь не посрамил нашего упования. Богу содействующу, при неуклонном следовании каноническому порядку и соборным началам Церкви, а также при широкой общеправославной поддержке, удалось найти верный путь выхода из кризиса, окончание которого знаменует нынешняя торжественная интронизация Вашего Блаженства. Нынешнюю радость Иерусалимской Церкви разделяет вся Полнота Вселенского Православия. Молитвенно соучаствуем в ней и Мы, вспоминая слова пророка: «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие: печаль и вздохи удалятся» (Ис. 51, 11). Сегодня  Вы  восходите  на  славный  Первосвятительский  Престол  Матери Церквей, который украшали такие люди Божий, как святой апостол Иаков, брат Господень, святители Кирилл, Ювеналий, Захария, Софроний и многие другие светильники веры. Это особо волнующий момент как для Вас лично, так и для всей Вашей боголюбивой паствы, чающей обрести в Вашем лице доброго пастыря и заботливого отца.

http://patriarchia.ru/db/text/58368.html

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли принять Крещение будучи неверующим? 4 Ответа Нет. От данного Крещения не будет никакой пользы, кроме осуждения. “Ибо истинно блажен тот, кто к святому Крещению приступает всем сердцем. А неискренне приемлющий Крещение не только не получает оставления грехов, но еще будет осужден”. (Св. Афанасий Великий . Толкования на псалмы). “Египтяне, имея текущий Нил, погибали от жажды и засухи, а израильтяне, странствуя в пустыне сухой и знойной, пользовались водою в большом изобилии; тех одолевали жабы, а этих и исполины там не могли преодолеть. Но для чего об этом напомнил нам блаженный Павел? По той причине, о которой я сказал вам вначале, чтобы ты знал, что ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение таин, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха”. (Святитель Иоанн Златоуст . Беседа на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море” ( 1Кор.10:1 )). “Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет”. (Св. Кирилл Иерусалимский . Предогласительное поучение). Очевидно, что нет. Крестятся во Христа, а не в атеизм. Человек, крестившийся без веры и продолжающий жить греховной жизнью неверного, и судим будет, как христианин, отступивший от Бога, то есть намного более строго. Таково мое мнение. С уважением, Строго говоря, нет, так как при совершении таинства Крещения человек три раза (!) читается Символ веры. Сам факт чтения этого основного догматического текста — свидетельство веры. Теоретически человек может принять крещение, будучи неверующим ради какой-то цели (например, иудеи принимали крещение, чтобы в Российской империи получить определённые преференции). Однако тогда получается, что во время таинства он всех обманывает.. Но человека (священника) обмануть можно, а Бога — нет. И такое святотатство — тяжкий грех, который повлечет за собой только плачевные последствия.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-prinja...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Предопределено ли ваше спасение? Это хорошо и угодно нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. ( 1Тим. 2:4 ). Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают сии слова: Дети Божии и дети диавола узнаются так ( 1Ин. 3:10 ); как будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие, по естеству. В святое сие усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению... Приобретение усыновления зависит от воли каждого, как говорит Иоанн: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). Ибо не прежде веры, но чрез веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386). Поистине, как говорит Апостол, Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Но этого не будет, если они не отдадут свою природную любовь и благое произволение Богу; ибо не насилует Господь произволение неволею, но рассматривает и видит произволение и любовь человека, куда он склоняется и где его любовь. Преподобный Макарий Великий (IV век). Не было ли величайшей несправедливостью, если бы Бог желал, с одной стороны, чтобы люди соблюдали Его закон, а с другой – не желал бы всеобщего спасения? Если бы Он одну часть предопределял ко спасению, а другую предосуждал на муку? Как? Всех призывает на подвиг и только некоторых – к награде? Как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека. «...Бог наперед знает, предопределен ли я в рай, или обречен на муки. Если я предопределен в рай, нет никакой нужды больше трудиться, чтобы достигнуть его; а если я осужден на муки, совершенно напрасно стараться избежать их. Ни в первом, ни во втором случае я не свободен...» Кто думает о Нем так – сильно ошибается и очень далек от истины. Если ты нездоров, не правда ли, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или умрешь? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать лекарств, а сидеть сложа руки ждать выздоровления или смерти? В таком случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно, если Бог предвидит твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно) и совершенно иное, – будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть (а это совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собой, то выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое, но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Среди сослужащих были члены делегации, сопровождающей Блаженнейшего Патриарха Феофила, — митрополит Назаретский Кириак, генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, Патриарший наместник в Вифлееме архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), игумен монастыря в Рамалле архимандрит Галактион (Авар), архидиакон Афанасий (Фемистоклеос). В алтаре собора молились представители Элладской Православной Церкви — главный секретарь митрополии Салоник, игумен монастыря святой Феодоры в Салониках архимандрит Давид (Тзиумакос) и настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в Салониках архимандрит Иаков (Афанасиу). На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.И. Булавин, министр культуры РФ В.Р. Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал В.В. Чирков, командующие флотами: Тихоокеанским — вице-адмирал С.И. Авакянц, Балтийским — вице-адмирал В.П. Кравчук, Черноморским — вице-адмирал А.В. Витко, Каспийской флотилией — вице-адмирал С.Г Алекминский, а также председатель Попечительского совета Целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведева, члены Общественно-попечительского совета Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца, члены Комиссии по художественному убранству собора, реставраторы, художники, строители, участвовавшие в возрождении кронштадтской святыни. Пел хор Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга (регент — Лев Дунаев). Богослужение транслировалось по городскому каналу Санкт-Петербурга и на мониторы, установленные внутри храма и на Якорной площади. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/3001986.ht...

Хорошо помню его как благоговейного совершителя иподиаконского служения при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене . Три десятилетия назад, когда ушла в прошлое эпоха государственного атеизма, отцу Дионисию Священноначалием были поручены большие и ответственные труды на ниве возрождения приходской жизни в Первопрестольном граде. Он многое сделал для восстановления четырех храмов столицы: святителя Николая в Покровском, Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, святого благоверного князя Александра Невского при бывшей Покровской богадельне, а также храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Несмотря на постигшую его в последние годы тяжкую болезнь, он исправно нес послушание благочинного, а также председателя Ревизионной комиссии при Епархиальном совете города Москвы, являя образец дисциплинированности и верности своему призванию. Почившего священнослужителя отличало глубокое знание истории богослужебного устава Русской Православной Церкви, что позволяло ему эффективно работать в Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, учрежденной Священным Синодом. Кончина архимандрита Дионисия, несомненно, стала большой потерей для столичной епархии. Разделяя вместе со всеми вами боль понесенной утраты, призываю вас к усердным молитвам об упокоении верного слуги Божия в селениях вечных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная . Победитель смерти и податель всяческих благ — Господь наш Иисус Христос да примет с любовью душу новопреставленного пастыря, сопричтет к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12:23), и сотворит ему вечную память. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] з ключовими словами   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5076358...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Иерусалимская Кривоезерская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале XVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе. Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого чел[...] Описание иконы Иерусалимская Кривоезерская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Кривоезерская пустынь, в которой хранится чудотворная Иерусалимская икона Богоматери, находится в Макарьевском уезде Костромской губернии и основана в 1644 г. по грамоте Московского патриарха Иосифа, но приобрела себе большую известность лишь с 1709 г., то есть с того года, в который произошло написание хранимого в ней чудотворного образа Божией Матери. В этом году в числе прочих любителей уединения и иноческих подвигов пришел в Кривоезерскую обитель из Москвы царский изограф, т. е. живописец, Кирилл Уланов, принявший здесь монашество с именем Корнилия. Еще до прибытия своего в монастырь Корнилий имел сильное желание написать копию с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, находящейся в Московском Успенском соборе, и в первые же дни своего пребывания в обители принялся за работу. Его современник, игумен пустыни Леонтий, об этом сообщает следующее: «Живущу ми, — говорит он, — в обители Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, и угодника Ея, святителя и чудотворца [...]

http://pravicon.com/icon-649

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010