По поручению II Вселенского Собора ( τς γας συνδο) 95 и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, свт. Григорий Нисский направился в Аравию для наведения порядка в тамошней церкви (διορθσεως νεκεν τς κατ τν «Αραβαν κκλησας) 96 , нарушенного либо распространившимися там мариологическими ересями коллиридиан (Κολλυριδιανν) и антидикомариамитов (»Αντιδικομαριαμιτν) 97 , либо соперничеством за кафедру Боеры между двумя епископами – Агапием и Бадагием 98 . Так или иначе, миссия свт. Григория Нисского не увенчалась успехом 99 . На обратном пути свт. Григорий Нисский заезжал в Иерусалим по просьбе «предстоятелей святых Иерусалимских церквей» (τος προεστσι τν ν εροσολμοις γων κκλησιν), просивших его быть посредником в разрешении бывших среди них разногласий 100 , вероятно, связанных со спорами вокруг авторитета тогдашнего предстоятеля Иерусалимской кафедры – свт. Кирилла Иерусалимского , который незадолго до II Вселенского Собора присоединился к группе пневматомахов, но вскоре покаялся в этом 101 . Прибытие свт. Григория Нисского вызвало протест со стороны определенной части духовенства, отказавшейся вступать с ним в общение и даже заподозрившей его христологические взгляды в неправославии 102 . Свт. Григорий Нисский столкнулся здесь с враждебный отношением местных христиан друг к другу и к свт. Кириллу Иерусалимскому ; впоследствии он горько жаловался, что когда весь мир объединился в истинном исповедании Св. Троицы, в Иерусалиме есть люди, так ненавидящие своих братьев, как христианин должен ненавидеть диавола и грех 103 . Сам свт. Кирилл Иерусалимский , по-видимому, также не поддержал свт. Григория Нисского в его примирительной миссии, недовольный тем, что чужой епископ вмешивается в дела его церкви 104 . Во время своего пребывания в Иерусалиме свт. Григорий Нисский воспользовался удобным случаем для посещения святых мест, что поначалу привело его в религиозный восторг 105 . Однако он обнаружил, что святость этих мест не отразилась на тех, кто там находится: и здесь наблюдается вражда и ненависть среди местных христиан и паломников 106 . В результате, ссылаясь на свои личные наблюдения, свт. Григорий Нисский восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому что вообще «перемена места не приближает [к нам] Бога» 107 . Таким образом, можно сказать, что поездка свт. Григория Нисского в Аравию и Палестину окончилась неудачей 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Погребение и поминовение умерших Молитва об усопших – традиция, восходящая к временам ранней Церкви. Заупокойная молитва является одной из форм следования апостольскому призыву молиться за всех человеков ( 1Тим. 2:1 ). Поскольку у Бога все живы ( Лк. 20:38 ), то Православная Церковь не делает различия между живыми и усопшими в отношении молитвы: в ходатайственной молитве, по ее представлению, нуждаются и те и другие. Практика молитвы за усопших базируется на представлении о том, что посмертная участь умерших может быть изменена благодаря молитвам о них живых. Об этом пишет, среди прочих отцов Церкви, святитель Кирилл Иерусалимский : ...Многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что если бы какой-нибудь Царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом сплели венец и принесли его ему за терпящих наказание? Не облегчил ли бы он им наказание? Таким образом, и мы за усопших, даже если они грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога. Молитва за усопших – тот пункт, по которому Православие расходится и с католичеством, и в еще большей степени с протестантизмом. Традиционная католическая догматика делит загробное царство на ад, чистилище и рай. В соответствии с этим делением католические богословы на Ферраро-Флорентийском Соборе утверждали, что в заупокойной молитве не нуждаются находящиеся в раю, так как они уже спасены и пребывают с Богом; не поможет такая молитва и находящимся в аду, ибо избавление из ада невозможно; молитва за усопших помогает только тем, кто находится в чистилище. По словам латинских участников Ферраро-Флорентийского Собора, «если бы не было положено очищение после смерти, молитва была бы совершенно бесцельной, поскольку она напрасно возносилась бы за тех, которые или уже в славе, или же в аду». Протестантское богословие при пересмотре традиционной католической догматики отвергало те или иные пункты вероучения, однако полностью сохраняло тот базис, на котором строились эти пункты. В результате вместо возвращения к истокам протестантизм отступал от веры Древней Церкви значительно дальше, чем это имело место в католичестве. В частности, отвергнув латинское учение о чистилище, протестантизм сохранил представление о бесполезности молитвы за находящихся в раю и находящихся в аду. Таким образом получилось, что, раз чистилища не существует, заупокойная молитва вообще не нужна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Поскольку я последние 14 лет прожил в Соединенных Штатах, мне на сегодняшний день более ясна обстановка, которая сложилась в области православных миссий в Америке. Конечно, там Церковь небольшая и поэтому любой вклад в историю миссии оказывается значимым. Зачем сегодня нам задумываться о том, как катехизацией занимались в эпоху святых отцов? В первую очередь, я думаю, что для каждого сегодняшнего миссионера и всякого современного православного педагога является большим вдохновением и подспорьем возможность приобщиться к опыту святых отцов, узнать о том, что они были не только блестящими богословами и церковными пастырями, но также приоритетным для них был и вопрос катехизации. Так, например, очень важно, что такие известные святители древней Церкви как епископы Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский , блаженный Августин Гиппонский и отцы-каппадокийцы так или иначе занимались огласительной деятельностью. И одновременно, конечно, ею занимались и священники, и диаконы, и даже миряне. Сегодня приобщение к этому богатому опыту поможет создавать в современных новых условиях новые формы оглашения. Для меня всегда обращение к этому опыту было большим подспорьем в моей собственной пастырской деятельности. Что касается того, как катехизация проходит на западе, учитывая то обстоятельство, что количество православных в одном отдельно взятом городе в Америке не так велико, то очень часто разные Церкви сотрудничают друг с другом в этом вопросе. Я имею в виду, что, например, прихожане приходов Антиохийской, Греческой Церквей и Американской Православной Церкви, в частности, в Миннеаполисе, штат Миннесота, то есть оглашаемые, проходящие катехизацию, съезжаются из разных приходов в один храм. Таким образом, на литургию каждый ходит в свой храм, но на огласительные занятия они собираются вместе в одной церкви. Обычно это небольшое количество людей – человек 20–30. Очень часто люди едут за десятки километров, бывают случаи, что проезжают сотни километров, а то и больше. Съезжаются они для того, чтобы раз в неделю послушать огласительную лекцию. И, конечно, помимо лекции также активно участвуют в жизни церкви. Эти лекции длятся обычно четыре или пять месяцев, и построены они чаще всего как толкование на Символ веры, то есть в такой форме преподаются основы веры. Я вижу катехизацию взрослых как нечто, что может существовать в Церкви помимо воскресной школы. Хотя я не думаю, что этот опыт как-то прямо применим в реалиях украинской Церкви или русской Церкви, где количество православных верующих гораздо больше.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Константин Буфеев Православное учение об антихристе и признаки его приближения " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > протоиерей Константин Буфеев Православное учение об антихристе и признаки его приближения В Избранное ( 7  голосов:  4.4 из  5) Протоиерей Константин Буфеев — известный московский пастырь, кандидат геолого-минералогических наук, академик Международной Академии Наук, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, глава миссионерско-просветительского центра «Шестоднев». Сегодня враг особенно усыпляет православных. Казалось бы – нам не дано знать времена и сроки ( Деян.1:7 ), но не замечать явных примет апокалиптических событий тоже нельзя, да уже и невозможно. И Святые Отцы, призывая христиан к непрестанному духовному трезвению, завещали нам: «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро» (свт. Кирилл Иерусалимский ). Появление антихриста неотвратимо, и, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) , никто «своей немощной рукой» остановить это бедствие не сможет – ни тот, кто хорошо понимает происходящее, ни – тем более – тот, кто ни во что не вникает. Все, предсказанное в Священном Писании и Святыми Отцами, – неизбежно. Но это не должно расхолаживать ревностных православных христиан, отчетливо осознающих опасность современных событий и желающих спасения своей души, своих ближних и всего народа. Диавол же пытается усыпить нашу бдительность, лишить православных людей трезвения, дабы они утратили понимание важности догматического учения Церкви. Он хочет, чтобы мы увлеклись вопросами не первой значимости, второстепенными, неопределенными, не имеющими четких догматических границ. Для нас точными и строгими являются понятия о Боге как о Творце – мы веруем в Бога «Творца Небу и земли» (первый член Символа веры ). Мы также веруем в конкретное евангельское учение Церкви о Воплощении и спасительной искупительной миссии Христа (т. е. в то, что Бог воплотился, стал Искупителем, взошел на голгофский Крест, пролил Свою Кровь и даровал всем, верующим в Него как Сына Божия, спасение и Жизнь Вечную).

http://azbyka.ru/apokalipsis/pravoslavno...

Тайноводственные поучения → Аудио Содержание Предисловие Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского Огласительное поучение первое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. (Ис.1:16).] Огласительное поучение второе. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается (Иез.18:20).] Огласительное поучение третье. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть и проч. (Рим.6:3–4).] Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]. Огласительное поучение пятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из Послания к Евреям: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. (Евр.11:1).] Огласительное поучение шестое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. (Ис.41:1; 45:16–17).] Огласительное поучение седьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. (Еф.3:14).] Огласительное поучение восьмое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Сие слово в Прологе февраля 2 дня приписано Св. Кириллу Архиепископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Св. Кириллу Иерусалимскому , но до взятия Цареграда не было в оном архиепископа, именем Кирилл, Иерусалимскому же Св. Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения установлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове. «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй радость, дщи Иерусалимля» ( Зах 9:9 ): ликуйте людие «града Божия» ( Пс 47:2 ): взыграйте врата и стены Сиона, и вся земля: «возопийте горы и холми» ( Ис 44:23 ), в восторгах «взыграйте» ( Пс 113:6 ): «реки восплещите руками» ( Пс 97:8 ), и «людие Сион обымите» ( Пс 47:13 ), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом: ибо здесь Христос Небесный и земный пребывает. Окрест Небесного, умные Силы ликуйте: земного, земнородные со Ангелами воспойте. Ибо ныне «явится Бог богов в Сионе» ( Пс 83:8 ): «ныне преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс 86:3 ) Иерусалиме " граде Царя великаго» ( Пс 47.3 ). Отверзи ( Пс 23:7 ) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери Тому, Кто отверз врата гробные ( Мф 27:12 ) на Кресте (вися), кто «сокрушил» ( Пс.106.16 ) »адовы " ) ( Иов. 38.17 ) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно ( Исх 20:1 ), исполняет закон, «под законом бывая» ( Гал 4:4 ) раболепно. Ныне «Бог от Фемана» ( Авв. 3:3 ) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. «Дщери» Иерусалима ( Песн 3:11 ), изыдите в сретение Ему. Светильники светло свету истинному возожгите: ризы душевные Жениху Христу ( Мф 25:6 ) благоукрасите. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь... небо и земля славы Его» ( Ис 6:3 ): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1 . Веселитесь, небеса, и торжествуй, земля, о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис.40:3 ). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий голос провозвестников собирает всех, впрочем, Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Но да услышит каждый из вас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: царь ввел меня в чертоги свои. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Песн.1:3 ; Ис.61:10 ). Да явится душа каждого из вас, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ( Еф.5:27 ). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

I. О неустройствах в Константинопольской патриархии 1858 г. 3 апреля. Мнение митрополита Филарета о жаловании православному духовенству в Турции Обер-прокурор Святейшего Синода, граф А.П.Толстой 1 , при письме, от 11 февраля, 1857 года, препроводил к митрополиту Филарету сообщенную ему директором 2 азиатского департамента копию с письма г. Новикова 3 из Перы, от 24 декабря 1856 г.–4 января 1857 г., следующего содержания: «По поводу визита, сделанного сегодня посланнику 4 нашему иерусалимским патриархом 5 , мне пришло на ум передать нашему превосходительству впечатление, произведенное на меня первым знакомством с константинопольскою вселенскою патриархиею. Нынешний константинопольский патриарх Кирилл 6 , по общему уверению, человек ограниченный и без всякой энергии, обязан возвышением своим в патриарший сан партии, низложившей предшественника его Анфима 7 , будто бы за излишнюю преданность к России. Окруженный доносчиками, он боится и Порты, и послов западных держав, и предателей в собственном его духовенстве. Ему тем труднее принять независимое положение, он и в словах, и в действиях должен быть тем осмотрительнее, что шесть или семь митрополитов, составляющих синод его, почти постоянно окружают его, не выпуская его из виду, как почетная стража. Я видел его в первый раз, когда мы с князем Лобановым 8 , и Аргиропуло 9 , на первых порах нашего приезда, зашли к нему для принятия его благословения, после обедни, в патриаршей церкви. Он принимал у себя членов миссии в первый раз, после трехлетнего ее отсутствия. Говоря о духовном единстве между Русскою и Восточною церковию, мы коснулись тогда, в общих чертах, и великодушного заступничества России и жертв, принесенных ею для блага церкви на Востоке. Патриарх счел долгом ответить, что благосостояние этой церкви вполне упрочено мудрою об ней попечительностию турецкого правительства, не прибавив ни слова о России. Но после дошло до него, что мы, отправившись от него к патриарху иерусалимскому и армянскому, нашли у этих двух пастырей самый радушный прием и самое откровенное изъявление покорности России. Со стороны последнего откровенность эта дошла до признания, что турецкие армяне григорианского исповедания, состоя уже под духовною властию эчмиадзинского каталикоса, желали бы, вместе с ним, и повиноваться России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Где явится Иисус, там и спасение. Ибо ежели видит мытаря сидящего на мытнице, делает его Апостолом и Евангелистом ( Мф 9:9 ), ежели с мертвыми погребается, мертвых воскрешает; слепым дарует зрение, глухим слышание, и купели обходит не с тем, чтобы любопытствовать, каково строение, но для врачевания болящих. Была «в Иерусалиме овчая купель» , имеющая пять притворов: четыре стоящих около, а пятый по средине, в коем лежало множество болящих, и великое было неверствие иудеев ( Ин 5:2–3 ). А врач душ и телес, по мере болезней подавал исцеление, прежде врачуя долговременно страждущего, чтобы скорее освободился от мучений. Ибо не один день, или два, и не один месяц, или год лежал он тамо, но тридцать восемь лет. Лежа в долговременной болезни, был известен зрителям, и показал силу Целителя: ибо с давнего времени всеми был знаем расслабленный. Хотя же начальный врач показал свою силу, но был отметаем от тех, которые худо его приняли. Обходя же купель, «виде», не от вопрошения узнав, но Божественным действием недостаток вопрошения восполнил. " Видев» ( Ин 5:6 ), не вопрошая, с которого времени лежит. Но видев познал тот, кто и прежде видения ведал. Ибо если касательно того, что находится в сердце, «не требоваше, да кто свидетелствует о человецех: сам бо ведяше, что бе в человецех» ( Ин 2:25 ): то кольми паче ведал о болезнях, отвне нападающих. Видел некоего человека лежащего, и тяжелым недугом одержимого. Ибо сей имел великое бремя грехов и долговременное страдание болезни. Ему предлагается вопрос, сходственный с его желанием: «Хощеши ли цел быти» ( Ин 5:6 )? И не сказал что-либо другое, но оставил его в недоразумении вопроса: потому что вопрос был двоякий. Ибо не только болен был он телом, но и душою, как после Врач ему сказал: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин 5:14 ), для того и вопросил его: «Хощеши ли цел быти» ? О сколь велика его: «Хощеши ли цел быти» ? О сколь велика сила Целителя, предлагающего свою помощь на волю хотящего! Понеже от веры спасение, то и услышал расслабленный сей вопрос: «Хощеши ли?» дабы хотением произведено было действие. Сей глагол единому Иисусу приличествует, а не телесным врачам. Ибо врачи болезней чувственных не могут всякому сказать: «хощеши ли цел быти» . Иисус же и хотение дарует, и веру приемлет, и дар туне подает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

( Ин. 5:1–14 ) 1. Где явится Иисус, там и спасение. Видит ли мытаря, сидящего на мытнице, делает его апостолом и евангелистом. Погребен ли с мертвыми – воскрешает мертвых. Слепым дарует зрение, а глухим – слух. И купели обходит, не здания осматривая, но исцеляя больных. 2. Была «в Иерусалиме овчая купель, пять притвор имущи» ( Ин. 5:2 ), четыре притвора вокруг и пятый в середине; «в ней слежаще множество болящих» (3), но велико было и неверие иудеев. Целитель же и Врач душ и тел мерою подавал исцеление; врачует сперва много лет болевшего, чтобы его скорее освободить от страданий. Не день и не два, даже и не первый год, но тридцать восемь лет приходилось ему лежать. Страдая продолжительною болезнию, известен был зрителям и показал силу Врачующего. Все знали расслабленного по давности, а великий Врач, хотя и показал силу Свою, но был отвергаем приемлющими Его с худым расположением. 3. Обходя купель, Он видит, не вопросами дознавшись, но Божественною силою восполняет, что нужно было узнать. «Видев» (6), не спрашивая с какого времени лежит, но «видев», узнает это Ведавший и прежде, нежели видел. Ибо если о том, что на сердце, «не требоваше, да кто вопросит» о человеке ( Ин. 16:30 ): «Сам бо ведяше, что бе в человеце» ( Ин. 2:24 ), тем более знал о болезнях, приходящих отвне. 4. Видит Он человека, лежащего, обремененного весьма тяжкою болезнию, ибо велико было бремя грехов его и долговременно болезненное страдание. Предложенный болящему вопрос, как бы выражает его желание. «Хощеши ли цел быти. ( Ин. 5:6 ). И не сказал ничего более, но оставил при обоюдном разумении вопроса, которого смысл был двоякий. Поскольку не телом только, но душою страдал расслабленный, согласно со сказанным ему впоследствии: «се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин. 5:14 ); то вопросил его: «хощеши ли цел быти?» Какая великая сила Врача, который помощь предоставляет хотению! Поскольку спасение от веры, то и сказано расслабленному: «хощеши ли?» – чтобы за хотением последовало и действие. Изречь это мог только Иисус, а врачи телесные не в силах сказать этого. Врачующие болезни чувственные не могут говорить всякому: «хочешь ли быть здоров?» Иисус и хотение дарует, и веру приемлет, и дар дает безвозмездно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010